Создание поделки по аналогии на основе сходства

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Под аналогией понимается сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии.

Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии. Ход такого умозаключения можно представить следующим образом. Пусть имеется, например, два объекта: А и В. Известно, что объекту А присущи свойства Р1, Р2. Рn . Изучение объекта В показало, что ему присущи свойства Р1 Р2 Рn совпадающие соответственно со свойствами объекта А. На основании сходства ряда свойств (Р1 Р2 у обоих объектов может быть сделано предположение о наличии свойства Р, у объекта В.

Степень вероятности получения правильного умозаключения по аналогии будет тем выше: 1) чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов; 2) чем существеннее обнаруженные у них общие свойства и З) чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. При этом нужно иметь в виду, что если объект, в отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение.

Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом первый объект, который собствен но и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом (иногда – прототипом, образцом и т. д.). Таким образом, модель всегда выступает как аналогия, т.е. модель и отображаемый с ее помощью объект (оригинал) находятся в определенном сходстве (подобии).

. Под моделированием понимается изучение моделируемо го объекта (оригинала), базирующееся на взаимнооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект – оригинал .

В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.

1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. Например, в идеальной модели электромагнитного поля, созданной Дж. Максвеллом, силовые линии представлялись в виде трубок различного сечения, по которым течет воображаемая жидкость, не обладающая инерцией и сжимаемостью. Модель атома, предложенная Э. Резерфордом, напоминала Солнечную систему: вокруг ядра ( обращались электроны ( Следует заметить, что мысленные (идеальные) модели нередко могут быть реализованы материально в виде чувственно воспринимаемых физических моделей.

В настоящее время физическое моделирование широко используется для разработки и экспериментального изучения раз личных сооружений (плотин электростанций, оросительных систем и т. п.), машин (аэродинамические качества самолетов исследуются на их моделях, обдуваемых воздушным потоком в аэродинамической трубе), для лучшего понимания каких-то природных явлений, для изучения эффективных и безопасных способов ведения горных работ и т. д.

3. Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям от носятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т. п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.

Математическое моделирование может применяться в особом сочетании с физическим моделированием. Такое сочетание, именуемое вещественно-математическим (или предметно-математическим) моделированием, позволяет исследовать какие-то процессы в объекте-оригинале, заменяя их изучением процессов совсем иной природы (протекающих в модели), которые, однако, описываются теми же математическими соотношениями, что и исходные процессы. Так, механические колебания могут моделироваться электрическими колебаниями на основе полной идентичности описывающих их дифференциальных уравнений. В настоящее время вещественно-математическое моделирование нередко реализуется с помощью электронных аналоговых устройств, которые позволяют создавать математическую аналогию между процессами, протекающими в объекте-оригинале и в специально организованной электронной схеме. Последняя и обеспечивает получение новой информации о процессах в исследуемом объекте.

4. Численное моделирование на компьютере. Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели. При этом для решения содержащихся в ней систем уравнений с помощью компьютера необходимо предварительное составление соответствующей программы. В данном случае компьютер вместе с введенной в нее программой представляет собой материальную систему, реализующую численное моделирование исследуемого объекта или явления.

Численное моделирование особенно важно там, где не совсем ясна физическая картина изучаемого явления, не познан внутренний механизм взаимодействия. Путем расчетов на компьютере различных вариантов ведется накопление фактов, что дает возможность, в конечном счете, произвести отбор наиболее реальных и вероятных ситуаций. Активное использование методов численного моделирования позволяет резко сократить сроки научных и конструкторских разработок.

Метод моделирования непрерывно развивается: на смену од ним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Умение организовать проектную деятельность учащихся – показатель высокой квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения. И здесь немаловажную роль играет владение методами творчества, постичь которые помогает эвристика – наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции – вот возможности эвристических методов.

Творческие методы проектирования: аналогии, ассоциации, неологии, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий.

– метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т.п.). Таким образом, аналогии становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи – суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции). Проектируем не печь, а способ обогрева помещения, не чайник, а способ кипячения воды, не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

– метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную “боевую готовность” – одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается как принципиально новый способ самого проектирования.

– метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: Что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.

Эвристическое комбинирование (Приложение. Слайд 7)

– метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Например, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника (Приложение. Слайд 8)

– метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину – нажатием одной кнопки на брелке. Все это – антропотехника.

Использование передовых технологий вряд ли нуждается в комментариях.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, “мозговая атака”, “мозговая осада”, карикатура, бионический метод. (Приложение. Слайд 10)

Инверсия (от латинского щуегзю – перестановка) (Приложение. Слайд 11)

– метод проектирования “от противного”. Это кажущаяся абсурдная перестановка – “переворот”. Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т.п.). Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхваченные из другого изделия, укрупнение декора, смешение видов и стилей декоративных элементов, применение их в самых неожиданных местах и т.д.

Мозговая атака (Приложение. Слайд 12)

– коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник “атаки” по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются.

Мозговая осада (Приложение. Слайд 13)

– это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название “осада”.

– метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения, способствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, создания гротескного образа широко используется в современном модном эскизе.

Бионический метод (Приложение. Слайд 15)

заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, механика работы крыльев у насекомых может дать свежие идеи решения задач по проектированию объектов со створками, наслоением или трансформацией деталей. Свечение некоторых насекомых натолкнуло на идею разработки обуви и одежды со встроеными светящимися в темноте элементами (спортивная одежда: куртки, кроссовки). Бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур.

Основы логики

№ слайда 1

Аналогия Презентация к уроку информатики в 3 классе по программе А.В.Горячева (I

№ слайда 2

Аналогия Презентация к уроку информатики в 3 классе по программе А.В.Горячева (IV четверть 1 урок)

Игра

№ слайда 3

Игра "Что общего?" Найдите сходство, аналогию между двумя предметами. Есть крылья. Могут летать

Игра

№ слайда 4

1 Найди пары похожих предметов или существ.

№ слайда 5

1 Найди пары похожих предметов или существ.

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в форме, составе и действия

№ слайда 6

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в форме, составе и действиях: есть жёсткий цилиндрический стержень, на который наматывается что-то гибкое – нитка или цепь.

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в устройстве и действиях: г

№ слайда 7

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в устройстве и действиях: горизонтальная перекладина закреплена посередине и наклоняется вправо и влево.

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в способе изготовления: сде

№ слайда 8

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в способе изготовления: сделаны похожим способом - сплетены.

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в составе: имеют вертикальн

№ слайда 9

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в составе: имеют вертикальный стержень, на одном конце которого есть круглый диск.

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в устройстве и действиях: д

№ слайда 10

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в устройстве и действиях: два конца, на одном из которых имеется груз (диск у часов и перекладина у качелей); пустой конец закреплён, а другой - раскачивается.

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в составе и действиях: верт

№ слайда 11

1 Найди пары похожих предметов или существ. Сходство в составе и действиях: вертикальная неподвижная стойка (опора у крана и столбик у карусели) и подвижная горизонтальная перекладина (стрела у крана и доска у карусели), которая вращается.

2 Что общего у каждой пары предметов? Линиями соедини рисунки с правильными отве

№ слайда 12

2 Что общего у каждой пары предметов? Линиями соедини рисунки с правильными ответами. Похожие Признаки (форма) и Действия (лететь, лопаться). Названия уроков следуют друг за другом и имеют порядковые номера, как вагоны поезда. Похожие форма и состав: у бабочки два крыла, а у галстука - две петли. Похожие Признаки, Состав и Действия: длинная основа, на неё нанизываются предметы с отверстиями.

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. Пос

№ слайда 13

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. Построены в соответствии с длиной каждого пальца на руке.

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. ФЕВ

№ слайда 14

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. ФЕВРАЛЬ ИЮНЬ ЯНВАРЬ МАЙ Построены в соответствии с числом букв в названии каждого месяца

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. ФЕВ

№ слайда 15

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. ФЕВРАЛЬ ИЮНЬ ЯНВАРЬ МАЙ Построены в соответствии с порядковым номером месяцев в году.

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. ФЕВ

№ слайда 16

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. ФЕВРАЛЬ ИЮНЬ ЯНВАРЬ МАЙ Чем меньше порядковый номер месяца, тем больше рост человечка.

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. ФЕВ

№ слайда 17

3 Расставь человечков по подсказке сверху: пронумеруй человечков на рисунке. ФЕВРАЛЬ ИЮНЬ ЯНВАРЬ МАЙ Построены в соответствии с числом дней в месяцах.

Домашнее задание № 1, 4 (стр.30)

№ слайда 18

Домашнее задание № 1, 4 (стр.30)

Источники: Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для

№ слайда 19

Источники: Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – авт.-сост. А. В.. Горячев, К. И. Горина. - М.: Баласс, 2009. – 128 с. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник в 2-х частях, часть 2 – 56 с. М.:Баласс, 2010.

Eric Roux-Fontaine - French painter

Art by Eric Roux-Fountaine

1. Авторы. У. Гордон (1961), Э. де Боно (1970)

2. История

3. Суть метода

4. Основные функции метода

1. Метод аналогий – один из самых универсальных и в то же время простых эвристических приемов поиска новых идей и оригинальных решений творческих задач.
2. Метод служит эффективным способом активизации творческого мышления и воображения, техникой устранения психологической инерции, преодоления мыслительных барьеров и стереотипов.

5. Методологические и теоретические основания

Основополагающие принципы

Аналогия представляет собой сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, отношениях, функциях или способах разрешения проблем. Она основывается на предположении, что если некоторые признаки двух объектов подобны, то должны быть подобны и их остальные признаки.
Аналогия является также средством установления связи между отдаленными областями и тем самым сближения их.
В то же время она выступает как это универсальный механизм и прием, который в той или иной форме присутствует на всех уровнях взаимодействия с миром и лежит в основе мышления, воображения, интуиции и творчества.
Аналогия делает незнакомое – знакомым, что ведет к более глубокому пониманию объекта, а также позволяет решить проблему известным способом, эффективным в других областях. Она делает знакомое незнакомым, что открывает возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны.
Аналогия выходит за рамки операции мышления и основывается на принципе “как если бы”, пробуждающем творческое воображение и свободную фантазию.

6. Правила

1. В качестве выбора аналогий преимуществом обладают хорошо изученные, развитые и совершенные объекты и системы. Перенос их структур, функций и методов решаемых проблем способствует нахождению сильных решений.
2. Одновременно именно отдаленные, странные и неявные аналогии являются источником наиболее сильных и неожиданных творческих решений.
3. Эффективность метода повышается, когда выбранные аналогии и порождаемые ими идеи и решения концентрируются вокруг сознательной или предугадываемой идеальной цели.

7. Виды аналогий

Аналогии, как и ассоциации, могут быть свободными и направленными. Если свободные аналогии выбираются посредством спонтанного потока воображения или случайно, то направленные определяются: по отдельным критериям: субстрату, форме, структуре, функциям, отношениям, признакам; по проявлениям: как живые и неодушевленные; по степени реальности как существующие и фантастические и т.д.

8. Основные этапы

9. Варианты метода

1. Создать мир и перенести его характеристики в контекст решаемой проблемы

1. Определить ключевую концепцию, в виде цели или желания.
2. Создать мир предельно отдаленный от мира проблемы.
– исследовать все ассоциации и образы, связанные с отдаленным миром
3. Внести все полученные образы в мир проблемы и развить их в более реалистические идеи и планы

2.Совершенная и отдаленная организация

1. Выбрать цель, желание возможного решения проблемы.
Уменьшить текучесть кадров в период …
2. Выбрать ключевое слово
Уменьшить текучесть
3. Выбрать отдаленную область
Голливуд
4. Забыть о проблеме и генерировать ассоциации, связанные с данной областью
Оскар, агенты, звезды, мотивация
5. Ввести их в мир проблемы
6. Трансформировать, перевести на язык мира проблемы

10. Преимущества

1. Универсальность и эффективность метода, доступность, простота выполнения.
2. Эффективный способ преодоления инерции мышления, средство активизации воображения и творчества.

11. Недостатки

Успешность метода напрямую зависит от степени эрудиции и уровня развития воображения участников.

Читайте также: