Шаблон лебедя для поделки гжельская роспись

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.

- воспитывать интерес и продолжить знакомить детей с народными промыслами;

- учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи;

- закрепить знания детей о цветовой гамме (белый фон, сине-голубой рисунок) и элементах гжельской росписи: усики, капельки, стебельки-веточки, листочки, агашка;

- развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами гжельской росписи, презентация).

- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

- Практический (самостоятельное выполнение работы).

Подготовительная работа: отрисовка гжельского узора для будущего шаблона-тарелочки.

Материалы и оборудование:

- изделия гжельской росписи;

- образец готовой работы;

- заготовка тарелочки на плотном белом картоне с контурным рисунком

(Шаблон тарелочки Гжельский узор) ;

- набор цветного воскового пластилина (синий, белый);

- бисер (белый, голубой, прозрачный).


- стека;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

Рекомендации по организации работы с детьми в технике пластилинография:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительная организационная часть

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?!

Слайд 3 - Слайд 7

А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.

Давным-давно это было. В некотором царстве,

в российском государстве, недалеко от Москвы,

Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 15). Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 16). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.

И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 17).

- Вот такая история. Но что-то мы, ребята, засиделись.

Дети дополняют рассказ своими знаниями

Практическая часть

Физ. минутка "Чайник"

Вот большой стеклянный чайник,

(Надули животик, одну руку поставили на пояс)

Очень важный, как начальник

Вот фарфоровые чашки

(Присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки,

Вот фарфоровые блюдца:

(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принёс.

- Ребята, так бывает, но посуда иногда разбивается. Вот и у нас одни осколки. Давайте попробуем их собрать, как будто склеить, и посмотрим, что у нас получится.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились. Очень досадно бывает, когда посуда разбивается, мы перестаем любоваться её узорами и орнаментом. Я предлагаю вам сегодня сделать тарелочку на картонной основе, которая не разобьется. А украшать её будут узоры гжельской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а мы сделаем это необычным способом – при помощи пластилина. Только для начала давайте вспомним элементы узора гжельской росписи.

(Демонстрация образца узора и описание техники выполнения Слайд 20 – Слайд 34)

Выполнение по тексту на примере движений педагога

Собирают разрезные картинки.

Самостоятельная работа

Раскатываем тонкую колбаску-жгутик.


Начинаем с помощью таких жгутиков выкладывать стебельки, веточки в произвольном порядке.


Формируем завитки, начиная от центра.





Затем скатываем шарик для формирования капелек.


Диаметр шарика должен быть равен ширине элемента на контурном рисунке.


Расплющиваем шарик на поверхности рисунка.


Далее примазываем шарик, совершая движение пальцем, подобно мазку кисти.


Корректируем капельку согласно контурному рисунку с помощью стеки.


Таким же образом делаем остальные элементы-капельки на тарелочке.



Вместе с формированием капелек на стебельках формируем и точки. Раскатываем шарик по размеру на контурном рисунке и приплющиваем к поверхности тарелочки.



Если в процессе работы появилось загрязнение и развод от пластилина, то убираем его при помощи ватной палочки.


Когда все элементы стебельки, завитки выполнены, можно приступить к следующему этапу.


Путем смешивания синего и белого пластилина получаем голубой, который понадобится нам в дальнейшей работе.


Берем синий кусочек пластилина и начинаем примазывать его к поверхности листика по краю, ориентируясь на разметку.



Берем голубой кусочек пластилина и формируем из него серединку листа, сглаживая места стыка.



Приступаем с формированию гжельской розы. Берем два одинаковых синих шарика, размеры которых соответствуют размеру элемента на рисунке, и два голубых шарика меньше синих втрое.



Вдавливаем голубой шарик в синий, смещаясь к нижней части.


Далее начинаем формировать лепестки цветка, примазывая попарно нижние лепестки, двигаясь к центру.




Раскатывая тонкие ниточки-жгутики, оформляем серединку цветка. Делаем маленькие шарики-точки и вдавливаем ориентируясь на контур.



Оживляем работу, процарапывая прожилки листиков, лепестков. Оформляем край тарелочки.




- Когда работа готова, можно оживить ее, украсив некоторые элементы бисером. Теперь тарелочка заиграла, будто она и впрямь фарфоровая. Смотрите как красиво!






Самостоятельное выполнение работы.

Заключительная часть

- У вас получились отличные тарелочки, украшенные узорами гжельской росписи. Подобно мастерам из Гжели вы продемонстрировали в этой работе всё своё умение. Этой работой можно украсить уголок в детской комнате или преподнести в качестве подарка, не боясь, что тарелочка испортится или разобьется.

Рисование в детском саду

Рисование в детском саду

Рисование в детском саду запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

?

ГЖЕЛЬ. ЗНАКОМСТВО С ГЖЕЛЬСКИМИ УЗОРАМИ

Роспись красками

Гжельская роспись — один из интересных видов русского искусства. С его помощью украшают огромное количество эксклюзивной посуды и сувениров. Использование в работе только двух цветов является характерной особенностью гжельской росписи. Поэтапное рисование происходит путём нанесения мазков различной формы и размеров. Работа эта не из простых, но при желании этому можно научиться. Расписанные своими руками изделия станут прекрасным украшение интерьера.

Основы технологии

Вся прелесть росписи под гжель достигается благодаря смешению двух цветов (белого и синего). Такая комбинация способствует образованию огромного количества оттенков, благодаря которым, роспись становится уникальной и неповторимой. Кроме этого, гжельской росписи характерны резкие цветовые переходы.

Иногда можно встретить как абсолютно белый цвет, так и тёмно-синий, переходящий в чёрный. Эти эффекты достигаются благодаря использованию разных кистей и смешению оттенков.

Анализируя рисунки и узоры, можно выделить главную цветовую особенность. Все используемые оттенки размещаются в строгой последовательности. Это плавный и равномерный переход от светлого центра изображения до тёмного края. По мере приближения к каёмке цвет становится более ярким, тёмным и насыщенным. Встречаются и противоположные варианты, когда центральная часть делается тёмной, а внешняя — белой.

Всем элементам этой росписи характерна плавность, округлость линий и мягкость цветовых переходов.

Поэтапное рисование

Этот вид искусства зародился в шестидесяти километрах от Москвы в деревне Гжель. Её жители славились умением делать сувениры и игрушки из глины. С ростом популярности таких изделий местные умельцы стали расписывать их и украшать различными рисунками и узорами. Именно они и прославили Гжель на всю страну.

Главные элементы

Внимательно рассматривая изделия, расписанные гжельской росписью, можно увидеть, что во всех работах повторяются одни и те же мазки, а также линии с цветочными узорами. Это объясняется тем, что большинство гжельских работ выполнены в орнаментной и природной тематике (листочки, цветы и другое).

Основные приёмы в такой росписи отличаются друг от друга направлениями линий, положением кисти, длиной её ворса. Базовыми движениями являются:

Техника теневых мазков

Перед тем как делать сложные узоры, необходимо потренироваться на простых, и поэтапно рассмотреть роспись гжель и мастер-класс по её созданию. Для этих целей прекрасно подойдёт техника двойного мазка. Готовые элементы будут эффектно смотреться не только в общепринятых бело-голубых цветах, но и в любых других оттенках. Новичкам лучше брать простые фигуры, например, цветок, и тренироваться на них. Для того чтобы его нарисовать, понадобятся такие материалы и инструменты:

  • акриловая краска стандартного цвета (белая и синяя);
  • палитра для смешивания и получения нужного оттенка цвета;
  • стакан с водой;
  • лист плотной бумаги (для тренировки) или оформляемая поверхность (тарелка, игрушка, сувенир);
  • плоские кисти разных размеров (желательно выбирать с таклоновым или беличьим ворсом).

После того как вы подготовили все необходимые материалы, можно продумать и нарисовать эскиз будущего рисунка. Новичкам следует начинать с отработки техники двойного мазка. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

    На палитру кладётся немного синей и белой краски. Необходимо располагать их недалеко друг от друга.
  1. После этого они аккуратно стягиваются между собой до плавного смешения оттенков.
  2. Кисточка прикладывается к краске таким образом, чтобы синий цвет был у основания ворса, а белый — около края.
  3. Кисточкой делается несколько мягких движений по поверхности для того, чтобы оттушевать переход цвета.
  4. Первым делом следует научиться делать простой мазок. Для этого кисточка прикладывается к расписываемой поверхности и плавно проводится перпендикулярно расположению ворсинок. Таким образом, получится мазок без смешения оттенков. В процессе движения кистью следует контролировать нажим и делать его более или менее равномерным. Это необходимо для того, чтобы избежать прерывания цветовой линии.
  5. На следующем этапе делается искривление нарисованной линии. Для этого кисть прикладывается к поверхности так, чтобы она была сильно прижата у кончиков ворса.
  6. Линия ведётся в сторону и параллельно вращается вокруг своей оси на сто восемьдесят градусов.
  7. В конце оборотов давление на кисть смещается к основанию ворсинок, и повторяются все те же действия. В итоге образуется узор в виде волны.
  8. Далее, к узору добавляется угловатость. Для этого рисуется такая же волна, только в нижней части давление не переносится к основанию.
  9. Точно так же повторяется движение в обратном направлении. В итоге формируется лепесток, который используется для большинства цветков в гжельской росписи.
  10. Самыми сложными в технике теневого мазка являются капли. Они выполняются за счёт правильного поворота и расположения кисточки, а также быстрого снятия её с расписываемой поверхности. Для выполнения кисть ставится основанием в месте, где будет находиться центр капли.
  11. После этого кисть проворачивается вокруг своей оси и передвигается в нужную сторону. В это же время давление на предмет ослабевает и линия становится более тонкой.
  12. Когда она будет максимально тонкой, кисть резко снимается с поверхности.
  13. Те же самые действия выполняются и с другими каплями, которые должны быть расположены рядом с первой.
  14. В самом конце все нарисованные элементы собираются в единую композицию. Оба полукруга станут центром цветка, капли — обрамляющими лепестками, а линии — тычинками в серединке.

Гжельская роспись

Совмещая все мелкие детали, можно нарисовать и другие изображения: гжель птицу, лошадку, или любое другое животное.

Такая роспись может быть использована для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Со временем они смогут совершенствовать свою технику и создавать целые рисунки гжельской росписью. Раскраска для детей поможет разрабатывать мелкую моторику и научить аккуратности.

Гжельская роспись — особый вид искусства, который доступен каждому желающему. Достаточно закупить недорогие материалы, набраться терпения и начать учится. Если вы не остановитесь перед трудностями, то в один прекрасный день вы сделаете настоящий шедевр, которым сможете гордиться.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Выберите документ из архива для просмотра:

игра четвертый лишний.jpg

шаблон чистого конверта.jpg

Выбранный для просмотра документ Найди половину.Часы.docx

Выбранный для просмотра документ раскраски.docx

Выбранный для просмотра документ Элементы городецкой росписи.docx

Элементы городецкой росписи

Выбранный для просмотра документ Найди пару.Посуда.docx

Выбранный для просмотра документ Лото Гжель.docx

Выбранный для просмотра документ Как расписывают гжель.docx

Как расписывают гжель

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы.

Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

Читайте также: