Секулярный мир и религиозность при петре 1 поделка

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 01.09.2024

Доклад Главы Башкортостанской митрополии, управляющего Уфимской епархией РПЦ (МП) митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона на церковно-общественном форуме Митрополии

Искренне рад приветствовать вас на ХI Табынских чтениях Башкортостанской митрополии. Уже более десятилетия мы собираемся вместе на нашем церковно-общественном форуме для обсуждения вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, укреплением единства российского народа, поддержанием национальных идеалов и исторических традиций государства, развитием преемственности поколений и сохранением культурно-исторического наследия.

Подобные встречи становятся местом общения и согласия для людей разных мировоззрений и вероисповеданий. Мы знаем, с каким трудом достигается единство между людьми, и напротив – как легко и быстро распространяются всевозможные разделения и нестроения. Поэтому так важно сегодня сообща осмыслять исторические уроки и события, определившие жизненный вектор развития России. В программе Табынских чтений с каждым годом увеличивается доля актуальных тем: защита нравственности в секулярном мире, проблемы сохранения культуры в информационном пространстве, политические и социальные особенности современного общества, вопросы сохранения семейных ценностей – эти и многие другие темы будут обсуждаться на секциях Табынских чтений.

Тот факт, что мы с вами собираемся в рамках Чтений уже в одиннадцатый раз, говорит о многом. Во-первых, о том, что Табынские чтения доказали свою востребованность. С каждым годом расширяется состав участников конференции, возрастает количество и качество представленных исследований. Во-вторых, отрадно, что наша совместная работа находит живой отклик в научном и культурном сообществе. Темы, связанные с духовным наследием, культурой и историей нашего Отечества не теряют своей актуальности. И, в-третьих – о том, что молитвенное предстательство Божией Матери не оставляет нашу многонациональную республику, и из года в год мы собираемся вместе для продолжения конструктивного диалога.

В этом году Табынские чтения вновь проходят в он-лайн формате. Такая форма общения и взаимодействия, несмотря на все ее недостатки, к сожалению, уже стала привычной в сложившихся условиях. Причина этому всем известна – неблагоприятная эпидемиологическая обстановка как в стране, так и в нашей Республике. Мы руководствуемся желанием оградить участников Чтений от любых рисков и пользуемся всеми возможностями, чтобы сохранить здоровье людей. Мы благодарны Администрации Главы Республики Башкортостан, министерству образования республики за помощь в проведении Чтений в таком формате. Мы вновь отмечаем, что согласие между государственными и церковными органами, взаимопомощь в решении общих задач стали особенно характерны для государственно-церковных отношений в нашей Республике в последнее время.

Множество тем для серьезных исследований дает история Русской Православной Церкви эпохи Петра I и их проекция в современность. Поэтому работа наших традиционных секций, посвященных истории, философии, патриотическому воспитанию и социальной работе, как всегда, обещает быть насыщенной.

Основную идею нашего церковно-общественного форума можно сформулировать так: проблемы современного общества — тем более острейшие из них, такие, как проблемы утраты нравственных ориентиров, секуляризации общества и новых вызовов, связанных со стремительным распространением новых вирусов и общественных болезней, ставящих под сомнение будущее нашего народа, — нельзя обсуждать в отрыве от их духовно-нравственных причин. Совершенно точно говорил об этом недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Большая ответственность лежит сегодня на всех нас, православных христианах, которые от купели крещения призваны являть пример доброй и благочестивой жизни, трезвого и

Отношение исследователей к личности и преобразованиям, проведенным Петром I, не однозначно. Мнения о том, какое влияние оказала церковная реформа императора Петра I на жизнь Русской Православной Церкви, также существуют самые разные. Ряд церковных деятелей отмечали положительную ее сторону, указывали на то, что она является движением в сторону церковной соборности. Первым об этом говорил сам идеолог реформы епископ Феофан (Прокопович). Другая же точка зрения заключается в том, что реформа имела исключительно разрушительный для российского православия характер, была направлена на подчинение Церкви государству в России, при этом за основу брались образцы протестантских государств, в частности Англии, где король является и Главой Церкви.

Петр рос без особого присмотра, который был характерен для его братьев и сестер. Ему были чужды православные устои, поэтому он негативно относился и к монашеству. Под преследования подпали даже оптинские старцы. Не принимались такие проявления духа, которые не регламентированы правилами, внешними инструкциями.

С принятием Духовного регламента и учреждением Святейшего Синода Петром I было отменено патриаршество. Он добился полного подчинения Церкви государству, к чему и ранее стремились русские князья и цари. Историки придерживаются разных мнений о причинах проведения церковной реформы. Одни склонны считать, что поводом к преобразованиям в Церкви послужило детское впечатление о кровавом и жестоком бунте стрельцов. Другие предполагают, что на реформу повлияли личные отношения Петра и патриарха Адриана. Третьи склоняются к тому, что Петр опасался появления нового патриарха Никона. Но однозначного ответа на этот вопрос в исторической литературе мы не находим.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что в России накануне петровских преобразований происходили значительные перемены не только в государственно-политической сфере, но также и в духовной. Все изменения, которым подверглась Россия в царствование Петра, имели предвестников в деятельности его предшественников, в том числе и царя Алексея Михайловича, в период правления которого Россия наполнилась иностранцами. Благодаря им Россия не только образовывалась, но и утрачивала свою национальную самобытность. Это во многом и повлияло на решение Петра I отменить патриаршество.

Конечно, Петр нарушал каноническое устройство Церкви, но не будем забывать, что и до этого Церковь уже не была абсолютно самостоятельной. При царе Алексее Михайловиче был учрежден Монастырский приказ, который фактически контролировал монастырские земли и земли архиерейских домов. Более того, мирские чиновники приказа занимались даже распределением доходов Церкви. Так что тенденция государственного управления Церковью уже существовала. Петр лишь поставил точку.

Правлением Петра I – началась новая эпоха – уже не Московского царства, но иного государства – империи. Россия получила выход к Балтийскому морю после долгой войны, которая шла больше 20 лет. Прошла через череду реформ, касающихся государственного управления, армии, флота. Изменилось всё: переделан был сам строй русской жизни. Россия теперь позиционировала себя как государство, которое заставляет считаться с собою мировое сообщество. Россия выходит из некой самоизоляции и являет себя на международной арене. Исследователи однозначно отмечают существенный плюс синодального периода – это система духовного образования, которая теперь не уступает европейскому к началу XX века. Петр I принял титул не только императора, но и отца Отечества. Этим подчеркивалась и особая новая роль государя.

Мы помним, что история не приемлет сослагательного наклонения и все исторические события, имевшие место в веках нашего Отечества промыслительною десницею Божиею ведут нас вперед, открывают новые проблемные области, определяют новые перспективы в жизни нашего народа.

Да благословит всемилостивый Господь и нас быть добрыми созидателями на благо нашей страны и нашей Республики. Искренне желаю всем участникам XI Табынских чтений плодотворной творческой работы на секционных заседаниях, конструктивного и содержательного общения, вдохновения на постановку новых задач и решимости в достижении поставленных целей.

Религиозные взгляды первого российского императора, наверное, в точности не известны никому. Вряд ли он сам четко обозначивал их для себя.

В дореволюционную эпоху его было принято изображать глубоко верующим православным христианином, чье проявление религиозных чувств, правда, несколько отличалось от привычного большинству населения, однако не выходило за рамки духовнорационалистических идей своего времени. Он верил в Бога, сотворившего мир, в свою избранность на Руси, считал любое ослушание царя преступлением против христианской веры.

Сейчас оценки религиозности Петра более осторожны. Да, не всегда соблюдал обрядность; да, проявлял активность в общении с представителями других религиозных убеждений: католиками, кальвинистами, лютеранами, квакерами; выказывал большой интерес к устройству церковной организации, проведению служб, выслушивал рассказы о преимуществах той или иной конфессии. Но он вовсе не собирался изменять Православию, им руководили лишь жажда познания и желание приобрести опыт в более рациональной организации церковного устройства.

Говоря о религиозных воззрениях Петра, необходимо вернуться назад, чтобы рассмотреть хотя бы в общих чертах положение и состояние Русской православной церкви и те проблемы, в решение которых со свойственным ему напором бросился Преобразователь.

Горячее попечение патриарха Филарета о единомыслии, свирепые меры вкоренения в людские души ненависти к иноверию и иномыслию, пресечение малейших отклонений от церковных правил не могли принести Церкви положительных результатов.

Патриарх Никон настаивал на церковном служении по греческим образцам и приказал православным креститься тремя перстами. Несогласных назвали староверами и раскольниками.

Несмотря на разрыв между Никоном и царем, преследования староверов продолжались. Старые книги сжигали, священников бросали в узилища и казнили. Последователи старой веры проклинали новое государство, новую культуру и церковные новшества.

А ведь именно православный царь считался гарантом благочестия Русской православной церкви. С существованием православного царства связывали староверы мечту о земном Божием граде, Третьем Риме.

Расколоучителя в своих проповедях говорили о воцарении в мире Антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклоняются ему и выполняют его волю. Все это находило живой отклик в народных сердцах.

Старообрядцы подвергались гонениям как со стороны Церкви, так и со стороны государства.

Если староверов (раскольников) пытались заставить отречься от своей веры, они скорее соглашались умереть самой мучительной смертью, нежели покориться.

Увлекаемые проповедями расколоучителей, многие посадские люди бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на юг, в Сибирь и даже за границу, основывая там свои общины. Церковная реформа породила немало бед и несчастий.

На патриаршем престоле Никона сменил Иакинф, проявивший энергию, волю и редкие организаторские способности. Он мало уступал Никону в стремлении утвердить власть ортодоксальной Церкви над государством и тем более всеми другими многочисленными в Московском государстве конфессиями. Иакинф стал упорно отодвигать светских лиц от участия в церковных делах. Он добился от Софьи в 1675 году царской грамоты о неподсудности лиц духовного сана гражданским властям, издал строжайшие законы о борьбе с роскошью.

Петр из детства вынес классический вариант церковного воспитания и в совершенстве знал все каноны церковной службы. Однако импульсивной натуре монарха было чуждо однообразное повторение заученных текстов. Он воспринимал религию утилитарно, через понятие долга и созидательную деятельность.

Царь Петр испытывал потребность избавиться от опеки всемогущего российского духовенства. Церковь образовала государство в государстве со своим огромным богатством, бесчисленными землями, не облагаемыми налогами, своим собственным правосудием, крепостными крестьянами и собственными укрепленными крепостями-монастырями. Патриарх, избираемый церковным собором с одобрения царя, становился независимым от государя сановником, который не подчинялся никому. От него зависели митрополиты, архиепископы, епископы, монахи.

Патриарх Иоаким скончался 27 марта 1690 года. На пороге могилы он призывал царя ввести смертную казнь для тех, кто проповедует переход в другую веру, отказаться от встреч с иноземцами, лишить их командных постов в армии, не давать строить кирхи в Немецкой слободе.

Можно представить, как нравились Петру его предсмертные наставления.

Царь хотел видеть преемником Иоакима псковского митрополита Маркелла, импонировавшего ему своей просвещенностью и либеральным настроем. Тот говорил на варварских языках — латыни и французском — и имел бороду умеренной длины. Но царица Наталья Кирилловна окоротила сына и отдала предпочтение консервативному митрополиту Казанскому Адриану.

Душа, привычная к греху, отдавалась ему без борьбы.

За такие слова грозила мученическая смерть.

Первым шагом Петра по ограничению власти Церкви стало образование Монастырского приказа. Теперь государевы чиновники должны были навести порядок в обширных церковных владениях. Изъятые доходы монастырских хозяйств были направлены на войну со Швецией. Для этой же цели с церквей снимались колокола, хотя, как выяснилось, из колокольного металла нельзя было отливать пушки.

Государство легализовало существование староверов: им разрешалось исповедовать свою веру при условии уплаты определенного налога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Первоначальные сношения России с Кавказом Персидский поход Петра I Отношения к Кавказу и Персии после Петра I

Первоначальные сношения России с Кавказом Персидский поход Петра I Отношения к Кавказу и Персии после Петра I Сношения России с Кавказом возникают почти одновременно с образованием Русского государства. В X в. варягоруссы водворились на полуострове Тамани. Мстислав

25. День рождения Петра I не соответствует его имени, как у других русских царей его времени Петра I звали не Петр, а Исаакий? Царь был подменен?

25. День рождения Петра I не соответствует его имени, как у других русских царей его времени Петра I звали не Петр, а Исаакий? Царь был подменен? Отвлечемся несколько в сторону от главной темы данной главы и задержимся на истории Петра I. Согласно нашим результатам, эта

Религия и верования

Время Петра на Миллионной. Историческая память о сподвижниках Петра I

Время Петра на Миллионной. Историческая память о сподвижниках Петра I Наименование объекта. Дома по Миллионной улице.Маршрут следования. Пройти до дома № 21 по чётной стороне улицы, а далее перейти на нечётную сторону Миллионной улицы.Остановка у объекта. Остановиться

Религия и верования

Религия и верования Три источника, близких по времени создания, но бесконечно далеких в пространстве и в культурной традиции, обнаруживают неожиданное схождение в одном сюжете. Речь идет о верованиях трех кочевых народов — тюрков Центральной Азии, гуннов Кавказа и

Религия и верования чувашей

Религия и верования чувашей «Ученый, взявшийся за реконструкцию традиционных верований чувашей, рискует совершить множество ошибок и прийти к неверным обобщениям. Согласно утверждениям предыдущих исследователей, «сложности, в частности, возникали по причине того,

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

VII. Бол?знь и кончина Петра I. – Погребеніе его. – Сохранившіеся дворцы Петра I

VII. Бол?знь и кончина Петра I. – Погребеніе его. – Сохранившіеся дворцы Петра I Неустанные труды, заботы, борьба съ явными и тайными врагами, медленно подтачивали жел?зное здоровье Петра I. Ему шелъ 53-й годъ, но онъ, уже называлъ себя старикомъ, и въ самомъ д?л?; не смотря на его

Для того, чтобы адекватно понимать друг друга, уточним понятия.

Изначально латинское слово секулярный означало механические колебания небесных тел, не зависящие ни от каких магических причин.

В эпоху борьбы против политической власти, которую на Западе узурпировала Римско-Католическая церковь, слово секулярный стало означать свободный от контроля со стороны церкви. Собственно, с этого и началось отделение Церкви от государства, которое законодательно в России закрепили большевики.

Свобода вероисповедания в современных государствах означает свободу всякой веры, всяких обрядов, всякого оккультизма, магизма, включая открытый сатанизм.

Такая религиозность действительно существует, причём в массовом порядке. Это религиозность в суевериях, в поиске душевного комфорта, а в главном, в цели и смысле жизни она ничем не отличается от секулярности.

В нашем православном понимании религиозность – это нацеленность верующих на воссоединение с Богом, со своим Творцом, чтобы себя сделать орудием в руках Божиих для Его целей. А магические, оккультные практики нацелены на овладение сверхъестественными силами, на использование их в своих интересах, для своей пользы. Религиозность протестантского толка тоже нацелена на пользу. Пусть не материальную пользу, а на чувство достоинства, приличия, на чувство своей праведности, на душевный комфорт. Такая религиозность носит массовый характер. В США, например, тысячи религиозных сект, называющих себя церквами. Они торгуют душевным комфортом и покупателей достаточно. Польза – это своего рода бог секулярного мира .

Таким образом, мы видим, что и у человека секулярного мира, и у человека религиозного могут быть одинаковые, а могут быть и разные цель и смысл жизни .

Значит, противопоставлять секулярный мир религиозному было бы неправильно. Более того, истинно религиозные люди, цель которых – соединиться с Богом и получить бессмертие, играют важную социальную роль в секулярном мире.

За две тысячи лет Церковь канонизировала многие тысячи людей как святых, то есть как образец для подражания. Слово канон означает правило. Значит, канонизированные члены Церкви – это правильные люди, соблюдавшие правила, нормы поведения, установленные Богочеловеком и Его учениками.

А зачем вообще нужны правила? Можно, конечно, на примере Священной Истории, да и просто истории показать, как создавались человеческие общности и как в них вырабатывались правила, нормы поведения. Но это происходит и в наше время.

Так организованы относительно небольшие группы людей для их совместной грабительской, паразитической деятельности.

Для непаразитической жизни, но для соблюдения экономического интереса каждого индивида создаются общности численностью в десятки и сотни тысяч людей. Так возникли республики, города-государства и в Древней Греции, и в Древней Руси. Новгородская и Псковская республики потому и сопротивлялись великокняжеской власти, что имели устоявшийся свод правил поведения, который обеспечивал защиту экономических интересов всех слоёв города-государства.

Однако выросшие и вооружившиеся соседние племена, в частности, западные, грозили не только экономическим интересам новгородцев, а самому существованию жителей древней республики. И тогда новгородцы призвали на помощь профессионального полководца, великого князя. Как только опасность миновала, они прогоняли князя. Они три раза прогоняли св. блгв. Александра Невского, а затем снова приглашали. Пока, наконец, не поняли, что наступило время, когда князь нужен постоянно.

Но большое, объединённое государство с великокняжеским правлением нуждалось в более сложных и утончённых правилах поведения, многие из которых были непонятны населению республик и казались излишними . И только религиозная вера, авторитет Церкви помог людям примириться с непонятными правилами. А правила эти были жизненно необходимы для мирного сосуществования уже не тысяч, а миллионов людей.

Но и этих правил недостаточно для мирного проживания миллиардов людей. Чтобы удерживать людей, страдающих духовной болезнью, от взаимного истребления, нужно еще что-то поверх правил, законов, норм. Это тонкие и углубленные моральные принципы и правила. И даже правила психологические, правила внутренней жизни .

Богочеловек Иисус Христос принёс это людям. Неслучайно Он сделал это в такой исторический момент, когда империи уже возникли, и им предстояло расти и расширяться, объединяя уже миллиарды людей. Чтобы они не уничтожили друг друга в беспощадной войне, Богочеловек и дал новую духовную связь с Собой, новую иерархию (не пирамидой, а деревом), а также новую закваску – так Он называл стиль отношений между людьми.

Возлюби ближнего своего как самого себя; как хотите, чтобы люди вам делали, так и вы делайте людям. Легко любить тех, кто вас любит, это и грешники умеют. А вы возлюбите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добрые дела тем, кто вам делает злые дела.

Так и верующие во Христа люди. Даже в небольших количествах они выполняют важную социальную роль в секулярном мире. Самим своим существованием они удерживают окружающих людей от полного осатанения и взаимного истребления, они имеют цель и смысл жизни и тем самым показывают путь, дают пример.

Главное противостояние – внутри каждого из нас. Тут дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердце человеческое.

Священник Виктор Максимов , настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нетужилов Константин Евгеньевич

Данная статья посвящена обзору проявлений личной религиозности императора Петра I и их оценкам в отечественной историографии и публицистике.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нетужилов Константин Евгеньевич

Оценка личности Петра Великого и преобразований петровской эпохи в церковной историографии синодального периода

Политическое и церковное в мировоззрении <<славянофилов>>начала ХХ В. (А. А. Киреев, Ф. Д. Самарин, Д. Н. Шипов)

ON THE QUESTION OF THE PERSONAL RELIGIOSITY OF PETER I

This article is devoted to an overview of the manifestations of personal religiosity of Emperor Peter I and their assessments in Russian historiography and journalism.

DOI10.25991/VRHGA.2021.21.4.020 УДК 1 (091)

К. Е. Нетужилов ** К ВОПРОСУ О ЛИЧНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ ПЕТРА I **

Данная статья посвящена обзору проявлений личной религиозности императора Петра I и их оценкам в отечественной историографии и публицистике.

Ключевые слова: Петр I, религия, церковь, православие, церковная реформа.

ON THE QUESTION OF THE PERSONAL RELIGIOSITY OF PETER I

This article is devoted to an overview of the manifestations of personal religiosity of Emperor Peter I and their assessments in Russian historiography and journalism.

Keywords: Peter I, religion, church, orthodoxy, church reform.

В исследовательской литературе, посвященной конфессиональной политике Петра I, часто содержатся взаимоисключающие оценки его личной религиозности. Как правило, в основе этих оценок лежит ряд эпизодов, зафиксированных современниками царя. Эти эпизоды, повторяя друг друга, буквально кочуют из поколения в поколение в научной литературе и публицистике. Свидетельства людей, близко наблюдавших Петра I на протяжении ряда лет и оставивших записки разной степени репрезентативности — Андрея Нартова [8], Якоба Штелина[16], Юста Юля [4] и ряда других, — давно и многослойно зацитированны. Приводимые ими сведения частично заслуживают доверия, частично относятся к жанру исторического анекдота. Тем не менее они прочно закреплены в исследовательском и еще больше — в научно-популярном или публицистическом пространстве.

Да о едином милости прошу: чего для изволиш печалитца обо мне? Изволила ты писать, что предала меня в паству Матери Божией; и, такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и претстателст(в)ом не точию я един, но и мир сохраняет Господь. За сем благословения прошу [9, с. 16].

Все перечисленные и подобные им сюжеты обычно служит иллюстрацией к утверждению, часто встречаемому в консервативной публицистике и некоторых научных публикациях, о глубокой вере Петра I и безусловной приверженности его к православной церкви. С долей осторожности в данном случае можно говорить о некотором преувеличении. Многочисленные упоминания Петра о Боге и его религиозно-нравственные сентенции в публичном пространстве были не только данью традиции, но и эффективным дисциплинирующим инструментом.

С другой стороны, сохранилось множество свидетельств о явно антиклерикальном и просто кощунственном поведении Петра I. Решительная секуляризация всех без исключения государственных и социальной практик, регулярно сопровождаемая подчеркнутой антиклерикальной пропагандой (принимающей порой гротескный характер), вызывала естественное оттор-

.сия гангрена и у нас зело было распространяться начала. Понеже нынешнее житие монахов точию вид есть и понос от иных законов, немало же и зла происходит, понеже большая часть тунеядцы суть, и понеже корень всему злу праздность, то сколько забобонов, расколов, но и возмутителей произошло, всем ведомо есть. Прилежат же ли разумению Божественного Писания и учения? Всячески нет. А что, говорят, молятся, то и все молятся [10].

никакого, то, следовательно, его устройство, управление, деятельность должны были услововливаться государством как частный орган целым [12, с. 165].

Достаточно сдержанной по форме, но глубокой по существу является характеристика личной религиозности Петра I, сформулированная прот. Г. Флоровским. По его мнению, перестраивание церковного управления в России по образцу протестантских стран

Религиозная картина мира Петра I, скорее всего, никогда не будет реконструирована полностью. Вероятнее всего, и сам царь не смог бы внятно ее сформулировать. С большой долей вероятности можно предположить, что она не была стабильной, а менялась с годами под влиянием различных обстоятельств. Петру была присуща внутренняя религиозность, что зафиксировано многими его современниками, а его внешняя антирелигиозность была направлена не против православия как такового, а против церкви как социального института. Причем последнее обстоятельство было следствием реакции на сопротивление со стороны духовенства модернизационным изменениям в стране. А. Нартов, современник Петра I, отмечал в своих воспоминаниях, что царь был

Личная религиозность Петра I сформировалась в результате синтеза традиционных представлений, характерных для московского придворного

общества конца XVII в., с теориями школы естественного права и принципом территориализма, предполагающим установление государственного суверенитета на соответствующей территории, в т. ч. и над находящимися на ней религиозными организациями. Не спасение душ в результате взаимодействия государства и церкви, а благополучная жизнь подданных становилась его главной целью. Соответственно ценность религии заключалась для Петра в ее этическом содержании. Соответственно в Церкви он видел учреждение, которое может принести пользу государству посредством морального влияния на свою паству.

Одна из лучших, на наш взгляд, характеристик религиозности Петра принадлежит перу архимандрита Иоанна (Экономцева):

Чувство мистического восприятия Церкви у него было атрофировано. Он был совершенно равнодушен к церковной догматике. Обряды вызывали у него скорее иронию и даже какое-то сатанинское искушение к пародийному фарсу. Безусловно, Петр бы обошелся без православного христианства — протестантские концепции были понятнее для него и более подходили для его целей, но они не имели никаких шансов укорениться в огромной стране, альтернативы православию не существовало. Царь мог пародировать православные обряды на всешутейном соборе, но обойтись без православия он не мог [17, с. 327].

Не сохранилось никаких сведений о религиозной рефлексии Петра I,

о каких-либо эпизодах внутренней борьбы или ценностных конфликтах. В нем несомненно доминировала внутренняя цельность, в основе которой лежала идея служения государству. Собственно в этом служении Петр и находил, по всей видимости, исполнение долга перед Создателем. И. Голиков передает слова Петра, в которых в максимально концентрированном виде сформулировано понимание смысла его существования:

Я поставлен над всеми от Бога, и должность моя есть чтоб недостойному не дать, а у достойного отнять: если будешь хорош, то не столько мне, сколько себе и отечеству добра сделаешь, а если худ, то я буду на тебя взыскивать; ибо Бог с меня за всех вас востребует, чтоб злому и глупому не дать случая делать вред [2, с. 401].

При всей своей внешней противоречивости религиозная картина мира Петра I вполне соответствовала духу Нового времени — рациональная составляющая выдвигалась на первый план, мистическая — вытеснялась на периферию. На смену тотальной религиозности постепенно приходил религиозный индифферентизм.

1. Библиотека Петра I (1709-1711). Указатель-справочник. — Л., 1978.

2. Голиков И. Анекдоты, касающиеся до Петра Великого. — 2-е изд. — М., 1798.

3. Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I. — М., 1957.

4. Записки Юста Юля датского посланника при Петре Великом (1709-1711). — М.,

5. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. — Т. 2. — М., 1992.

6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: в 3 кн. — M., 1992. — Кн. 3.

8. Нартов А. К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого / предисл. и коммент. Л. Н. Майкова // Записки Императорской Академии наук. — СПб., 1891.

9. Письма и бумаги императора Петра Великого. — СПб., 1887-1907.

10. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. — СПб., 1830. — Т. 6: 1720-1722: [№№ 3480-4136]. — № 4022.

11. Ружинская И. Н. Религиозность Петра Первого в контексте витальной ситуации // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. — 2019. — № 2 (179). — С. 94-100.

12. Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Самарин Ю. Ф. Избранные труды. — М., 2010.

13. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. — М.: Наука, 1984.

14. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность // Тихомиров Л. А. Избранное. — М., 2010.

15. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. — М., 2009.

16. Штелин Я. Подлинные анекдоты о Петре Великом. — М., 1899.

17. Экономцев Иоанн (архим.). Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху (К анализу церковной реформы Петра I) // Петр Великий: pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб., 2003.


Конференция началась с молитвы.

С приветственным словом выступили: епископ Козельский и Людиновский Никита, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.

Приветственное слово заместителя Губернатора Калужской области Константина Михайловича Горобцова огласил начальник управления молодёжной политики министерства образования и науки Калужской области Михаил Александрович Артамонов.

Приветственное слово министра культуры Калужской области Павла Александровича Суслова огласила заместитель министра культуры Калужской области Анастасия Викторовна Абрамова.

На конференции выступили с докладами:

Далее участники конференции приняли за основу предложенный проект резолюции конференции, дополнив его предложением провести в рамках Чтений 17 октября 2021 г. в Людиново празднование Дня отца. Такой праздник впервые в регионе будет отмечаться в этом году.

После этого состоялась церемония награждения педагогов образовательных организаций, расположенных на территории Козельской епархии и концерт. Завершилась конференция молитвой.

Читайте также: