Самоделки касли телефон
Снимать сложно: в цехе темно, а раскаленный до 1200 градусов чугун даёт пересветы и плюется. Одну из капель я замечаю в объектив и дёргаюсь, но Сергей Катышев, глава семейной артели, успокаивает: не бойся, мол, даже если попадёт — отскочит. М-да. Рано мне в сталевары. Точнее, в литейщики чугуна.
Чугун разливают в подготовленные формы — опоки. Это, кстати, бывшая летняя кухня дома Катышевых
Фото: Артём Краснов
— При необходимости можем и до трех миллиметров.
Дон Кихот пока без головы и еще кое-каких частей тела, потому что сложные отливки выполняются составными
Фото: Артём Краснов
Подробнее технологию литья мы покажем чуть ниже, а заодно к каслинской металлургии добавим немного каслинской мимимишности. Но сначала небольшая предыстория.
Касли — город озер, чугуна и еще, как оказалось, котиков
Фото: Артем Краснов
— А ты знаешь, что в Каслях есть семьи, которые льют чугун прямо во дворе? — спросил он хитровато.
— Что, мелочь какую-то делают? Подсвечники? — удивился я.
— Почему подсвечники? Скульптуры в человеческий рост и даже выше. Знал?
Кастро, Сталин, Дзержинский, Есенин, Толстой, Жуков. Это некоторые модели, с которых Катышевы делают сами бюсты
Фото: Артём Краснов
Так я разыскал семью Катышевых и напросился к ним на домашний розлив металла. Попутно у меня был другой вопрос: что, собственно, случилось с самим Каслинским металлургическим заводом? Ведь домашние литейки — осколки некогда единого и знаменитого на весь мир производства.
О том, что жизнь на заводе всё же существует, рассказал тяжёлый металлургический дух на въезде в Касли: челябинский воздух словно приехал вместе со мной.
Заводские постройки с некоторых ракурсов выглядят живыми
Фото: Артём Краснов
С других точек видны следы разрухи
Фото: Артём Краснов
№ 9 )" title _">№ 9 )" itemprop="contentUrl" >
Охранник объяснил, что это разрушенное здание некогда было заводским цехом (вроде бы цех )
Фото: Артём Краснов
Фото: Артём Краснов
Многие цеха бывшего КМЗ работают. Их приспособили под другие производства, связанные с металлом: вот здесь его, судя по всему, режут и сваривают какие-то аппараты
Фото: Артём Краснов
Фото: Артём Краснов
Фото: Артём Краснов
Музей на территории завода
Фото: Артём Краснов
№ 4 занимается архитектурным литьём, и, вероятно, такие заказы выгоднее с точки зрения чистого бизнеса" title _">№ 4 занимается архитектурным литьём, и, вероятно, такие заказы выгоднее с точки зрения чистого бизнеса" itemprop="contentUrl" >
Фото: Артём Краснов
Александр Катышев занимается в основном моделями
Фото: Артём Краснов
— Они с нами, знаешь, даже не здороваются, — рассказывает Александр, сын Сергея. — Когда пересекаемся, директор завода делает вид, что нужно срочно поговорить по телефону.
— Но вы ведь в каком-то смысле союзники: не даёте умереть известному бренду — каслинскому литью.
— Да, но они видят в нас конкурентов, хотя для них выгоднее архитектурное литьё, а мы занимаемся больше скульптурами. У нас цикл производства занимает от месяца до полугода, потому что мы делаем ставку на качество, а не количество.
Фото: Артём Краснов
— Мы начали в 2000 году: поначалу заказывали литьё другим специалистам, а сами делали модели, обрабатывали отливки, собирали, — рассказывает Александр. — Потом купили печи, и сейчас у нас их три: под чугун, латунь, бронзу и алюминий. Теперь у нас полный цикл производства, включая моделирование, формовку, литьё, чеканку, сборку, сварку.
Печи — индукционные. Нагрев занимает пару часов. Температура — 1250 градусов, и счета за электричество зимой — до 25 тысяч рублей в месяц
Фото: Артём Краснов
— Мастера, опыт, технологии. — отвечает Александр. — А главное, песок.
— Да. Такой есть только у нас и ещё в Германии.
Супруга Александра Ольга показывает груды мелкого-мелкого песка, который по цвету и консистенции ближе к цементу
Фото: Артём Краснов
Фото: Артём Краснов
А это отливка и модель, по которой делали лик Николая II
Фото: Артём Краснов
Мастер-формовщик за работой. Катышевы говорят, что от формовщика зависит чуть ли не половина успеха: дрогнула рука — и начинай сначала
Фото: Артём Краснов
Немного расчленёнки: модель гончей слишком сложна для единой отливки, поэтому её лапки и челюсть готовят отдельно. Отливка может состоять из десятков фрагментов, но на готовом изделии вы этого не заметите
Фото: Артём Краснов
Фото: Артём Краснов
Черновая отливка амазонки по методу холодно-твердеющей формовки: видны следы разъёма формы. Это даже эротично
Фото: Артём Краснов
С опоками (формами) более-менее понятно: отпечатки в песке делаются с помощью чугунных моделей — точных копий будущих скульптур. Но откуда берутся сами модели?
Александр ворочает гипсовую голову огромного соболя, которая (уже в чугунном варианте) украсила въезд в один из российских городов
Фото: Артём Краснов
Сам Александр плотно работает со скульпторами, чтобы сразу предусмотреть разборность сложных скульптур. Полки с моделями выглядят, как кабинет не очень аккуратного патологоанатома: тут руки, там ноги, а головам и счёта нет.
Так, должно быть, выглядит ад
Фото: Артём Краснов
Пионер без руки
Фото: Артём Краснов
Бюсты можно лить целиком
Фото: Артём Краснов
У этого вояки мешок и кисти рук отливаются отдельно
Фото: Артём Краснов
Многие скульптуры легче, чем ожидаешь, потому что внутри они полые. Для этого внутреннее пространство формы заполняется так называемым стержнем (сердцевиной): его формовщик изготавливает отдельно. По сложности очертаний стержень плюс-минус повторяет саму фигуру.
Купальщица. Оригинальная статуэтка сделана каслинскими мастерами ещё при Николае II
Фото: Артём Краснов
Фото: Артём Краснов
Кстати, каслинское литьё у нас дома всегда было глянцевым, а сейчас скульптуры покрывают матовой краской, и, на мой вкус, так лучше — поверхность кажется бархатистой.
Самая торжественная часть процесса — это, конечно, плавка чугуна и литьё в формы. Мастерская наполняется кисловатым запахом, но Катышевы говорят, что при выплавке латуни всё хуже — цинковая пыль лежит на всех поверхностях белым налётом.
Всё готово к литью. Ещё полчаса назад чугунные чушки сползали в это жерло, как куски сливочного масла на сковороде
Фото: Артём Краснов
Ложку (черпак) предварительно прогревают, чтобы металл не остыл при контакте
Фото: Артём Краснов
Кипучая во всех смыслах работа
Фото: Артём Краснов
Нужно попасть в литник — отверстие с каналами, по которым металл попадёт к самой форме
Фото: Артём Краснов
Фото: Артём Краснов
Я думал, остывать отливки будут много часов, но нет — прошло минут двадцать, и Александр снимает верхнюю часть опоки
Фото: Артём Краснов
Щипцами достаёт отливку
Фото: Артём Краснов
Фото: Артём Краснов
После очистки получается вот что. Сверху — модель
Фото: Артём Краснов
Магнитики — изделие простое, но популярное. Цена — 100–150 рублей
Фото: Артём Краснов
Если отлитые при мне магниты нуждаются разве что в покраске, то со скульптурами всё сложнее — их ждёт ещё механический цех, где обрабатывают швы и грани, чеканят сложные текстуры и собирают готовое изделие. Чугун красят, а скульптуры из бронзы и латуни подвергают патинированию — обработке кислотными растворами, чтобы фигура не пошла пятнами от контакта с атмосферным воздухом.
Мастер-чеканщик обрабатывает меч Дон Кихота
Фото: Артём Краснов
Голова Дона и туловище существуют пока отдельно
Фото: Артём Краснов
Для воссоздания сложных элементов (волосы, ткань, глаза) используется специальный инструмент — у каждого мастера он свой, и в этом тоже есть секрет
Фото: Артём Краснов
Эти текстуры сделаны чеканщиком
Фото: Артём Краснов
Ещё в мастерской занимаются ремонтом. Этот олень лишился рогов, что не удивительно — он отлит в 1899 году
Фото: Артём Краснов
Станок с ЧПУ для резки моделей: в данном случае он выпилил форму решётки. Заказ пришёл из Снежинска
Фото: Артём Краснов
В мастерской Катышевых помимо чугуна работают с бронзой, латунью и алюминием. Ограничений на размер или сложность изделий нет: они делают и брелоки, и скульптуры выше человеческого роста.
Ольга в челябинском Парке Победы около памятника, отлитого в 2015 года семьёй Катышевых
Фото: архив семьи Катышевых
Герои памятника в мастерской
Фото: архив семьи Катышевых
Вообще, каслинского литья вокруг нас много: это и заборы, и решётки зданий, и памятники. А в родительском доме у меня была чугунная такса, фигурное блюдо и часы с Хозяйкой Медной горы. Но мода советского периода вроде бы сошла на нет. Так кто и для чего покупает металлические скульптуры сегодня?
— Очень разные люди, — говорит Ольга. — Например, покупают для украшения дворов, садовых участков, могил. Спросом пользуются бюсты и настольные скульптуры. Проблем со сбытом у нас не было и нет.
Фото: Артём Краснов
Памятник отцу и сыну Голышевым, Владимиру и Дмитрию, завораживает: впечатление, что стоишь перед живыми людьми
Фото: Артём Краснов
Памятник на могиле Семёна Гилева, сделанный его сыном, скульптором Александром Гилевым
Фото: Артём Краснов
Каслинский некрополь очень старый — встречаются могилы XIX века
Фото: Артём Краснов
И много памятников из каслинского литья
Фото: Артём Краснов
— Мы и за границу продаём, например, французы недавно заказывали целую партию бюстов, — рассказывает Сергей. — А как-то приехал австралиец с переводчиком: выбрал статую Дон Кихота, мы сделали, отправили ему, он доволен.
— Куда он её поставил?
— В кабинет, наверное.
Сергей Катышев смотрит, всё ли в порядке с только что сделанными отливками
Фото: Артём Краснов
В Каслях вообще много мастеров, чьё ремесло так или иначе связано с художественным литьём:
— Да тут через двор этим занимаются, — хмыкает Сергей. — Кто скульптор, кто чеканщик.
Так что Касли — это интересный пример того, как градообразующее предприятие, зачахнув, не исчезло полностью, а как бы пошло на семена и дало новые всходы. Хорошо это или плохо — не знаю, но есть ощущение, что это естественно. В любом случае литьё в советских масштабах, наверное, сейчас не так востребовано, а вот мастера-умельцы, работающие не на объём, а на качество, всегда в цене.
Александр и Ольга в цехе мехобработки. На верстаке — медали в память о Челябинском метеорите и решительная фигура Маяковского
Фото: Артём Краснов
Что касается Каслей, они, как и уральские города вообще, оставляют смешанное впечатление, которое проще передать фотографиями.
Великолепный храм Вознесения Господня и пошарпанное здание автовокзала перед ним
Читайте также: