Samma коллекция минералов поделки школа учебное пособие творчество 25 камней
У нас с Катей очередная подготовка к уроку "Окружающего мира". На этот раз надо было сделать фото и составить маленький рассказ о каком-нибудь камешке из домашней коллекции. Но мы ведь маленькие занятия делать не хотим! Мы хотим погрузиться в тему как можно глубже :) Поэтому мы снова достали нашу коллекцию камней, которая за прошедший год существенно пополнилась. Снова стали в ней разбираться, сравнивать образцы с рисунками в энциклопедиях и альбомах и пытаться определить вид минералов и горных пород.
А еще мы к этому домашнему заданию специально приурочили поездку на геокешинг в старинную усадьбу под Симферополем, в которой когда-то жил Александр Ферсман - выдающийся геолог. Отрывок из его рассказа о детстве в этой усадьбе как раз дан на развороте темы "Мир камней" в школьном учебнике. Как не воспользоваться возможностью лично побывать на тех же местах, на которых собирал свою первую коллекцию камней маленький Саша Ферсман? :)
На урок про камни наша учительница пригласила одного из своих бывших учеников, а теперь шестиклассника Даню, увлекающегося геологией. Он рассказывал и показывал детям своею коллекцию камней. Как выразилась Катя, "у него их целый сундук!". Это настолько впечатлило детей, что потом они еще несколько дней всем классом выкапывали камни на школьном дворе и все надеялись найти в них серебро))) Такие смешные эти второклашки)))
Поэтому интерес к этой теме у Кати теперь просто зашкаливает. Грех было его не поддержать :) Вот мы и продолжили дома изучать минералогию.
Для начала мы сделали практическую работу из учебника про состав гранита. Потому что на уроке они его изучали только теоретически. А дома ведь у нас есть в коллекции и гранит, и кварцит и слюда, из которых он состоит. Так что посмотрели мы на них внимательно не только на фотографиях в книжке :)
Практическая работа "Изучаем состав гранита" |
Ну а потом стали разглядывать все камни подряд и заново сортировать их.
Хочу сказать, что все эти камни мы собирали сами. Я не вижу смысла в покупных наборах, разве что просто для любования :) Но коллекцию - свою собственную, по-моему должен собрать ребенок сам. Ну и что, что камешки в основном серенькие? Ведь за каждым стоит целая история, поход в горы, поездка, потом поиск информации, радость узнавания!
Исключение я делаю только для подарков - некоторые камни попали к нам из других мест и они окружены особенным флером дальних стран.
Образцы из нашей коллекции камней |
До того у нас все образцы лежали по специальным ячейкам, но теперь камней стало больше, ячеек не хватает. А так как у Дани в коллекции все камешки были разложены по кулечкам с номерами, то Катя тоже захотела сделать и себе так. Весь вечер ушел на то, чтобы покопаться в литературе, сличить образцы, все надписать и сложить! Кстати, нам очень пригодилась энциклопедия "У камня своя история" Дианы Астон - в ней мы нашли многие камни, которые у нас есть! Ну, и конечно, хитом была моя детская любовь - книга Шумана "Мир камня. Драгоценные и поделочные камни".
Книга "У камня своя история" просто великолепна! |
В результате теперь наша коробка с камнями выглядит так:
Опись коллекции, сделанная Катей |
А дальше мы с Катей стали выбирать, о каком же именно камне рассказать в своем домашнем задании. У нас их много интересных! Например, кусок базальта, подобранный Катей в недавнем походе на древний вулкан Демерджи.
Или самоцветы, собранные нами в Коктебеле у подножья Кара-Дага - еще одного потухшего вулкана.
Камешкки с коктебельского пляжа у подножья горы Кара-Даг |
Или вот это чудо, которое мы нашли на пляже поселка Сатера, где отдыхали этим летом: внутри небольшого самого прозаического кусочка гранита оказалась полость с крохотными кристаллами кварца! Прямо настоящая пещера гномов или сказочный волшебный город!
А может, нам показать камешки, которые приехали к нам из шахтерского края ? Их прислала нам в подарок Наташа-Нафтуся из Кривого Рога. Наташенька, мы до сих пор нарадоваться не можем на такое богатство.
Камни от Наташи |
Вот они крупным планом:
Образцы гранита |
Сланцевый уголь |
Нефрит! |
Кварцит |
Гематит (один из видов железной руды) - он даже магнитится, мы проверяли :) |
Прадедушкины камни |
Совместным мозговым штурмом в комментариях мы решили, что этот камень амазонит :) |
А эти красивейшие металлические кристаллы в кварце - пирит (колчедан) |
Еще один неопознанный камень, сверкающий розовыми крупными кристаллами. Эти кристаллы - аметист? |
А в выходные, как я уже сказала, мы поехали на геокешинг в усадьбу Кесслеров - загородной дачи немецкого рода, одним из членов которого и был знаменитый геолог, "отец русской минералогии", Александр Ферсман. Именно о своих детских годах в этой усадьбе он вспоминает в том отрывке, который приведен в учебнике "Окружающего мира"
Здравствуйте! Этим летом мы с ребёнком нашли в горах несколько красивых камней и захотели разобраться, что это за минералы. Пока искали в интернете какой-нибудь учебник по минералогии, увидели, что можно купить целый обучающий набор минералов с определителем. Конечно, я не могла такое пропустить и заказала. У фирмы Wkid есть несколько наборов - "Меркурий", "Земля", "Марс", "Юпитер". Сын решил, что в них камни с разных планет ))) Оказалось, эти названия выбраны для обозначения размера минералов, входящих в состав набора. Так, в наборе "Марс" обещаны минералы 1.5 - 2 см. В "Меркурии" - меньше (уж не знаю, куда меньше), в "Юпитере" - самые большие (и самые дорогие). И ещё наборы отличаются по количеству минералов.
Мы выбрали "Марс" (1.5-2 см, 56 штук).
Коробочка оказалась совсем небольшой.
Что нам понравилось:
1. Идея. Она прекрасна. Дать детям представления о минералогии в столь наглядной и "щупательной" форме.
На этом положительные стороны данного продукта для меня закончились.
Что не понравилось:
1. Камни обработанные, отполированные. Отшлифованный камень практически невозможно (ну ладно, сложно) идентифицировать. Дело в том, что для определения минералов используются такие характеристики, как цвет, форма кристаллов, спайность и связанный с ней излом (некоторые камни при раскалывании образуют правильные кубики, как галенит, а у некоторых отслаиваются тонкие пластинки, как у змеевика, некоторые типа опала имеют раковистый излом), форма зёрен минералов, блеск, прозрачность и т. д. (это всё я узнала из скачанной в интернете методички для студентов-геологов). На обработанном камешке из купленного набора можно увидеть только цвет и прозрачность. И всё. Яшмы мы довольно быстро определили, уж больно характерные у них окраски. Ну, ещё бирюзу ни с чем не спутаешь. Группу кварцев (горный хрусталь, розовый кварц, цитрин) нашли с уверенностью. А дальше тёмный лес. Среди пяти однородно-чёрных непрозрачных камней нужно было найти обсидиан, гелиотроп, чёрный турмалин и дюмортьерит. Да-да, я не ошиблась, из пяти черных нужно найти четыре. Один явно лишний. Мы так и не поняли, какой из них лишний и куда его совать (в итоге потеряли))). Зато очень примечательную леопардовую яшму так и не нашли. Похоже, нам её просто не положили.
2. И тут назрел второй казус: НЕТ ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ! Буклетик с картинками и названиями минералов - это не определитель. (Я знаю, что "капсить" и ставить несколько восклицательных знаков подряд - это дурной тон, но, простите, в данном случае не могу сдержаться).
Вот их "определитель":
Определитель - это нечто, что помогает тебе определить минерал, а для этого нужно к каждому минералу написать его диагностические признаки (см. п. 1). Неужели это так сложно. По две строчки на каждый камень. Неужели за полторы тысячи рублей мы не можем рассчитывать на пяток страничек, где будет сводная таблица с минералами и их признаками? Цвет, положим, есть на картинке, а дальше: какую черту камень оставляет на пористой поверхности (с помощью этого признака среди всех черных камней мы нашли шунгит - он оставляет черную полосу, тогда как остальные - белую), твёрдость (это проверяется по тому, чем царапается минерал - ногтем, медной монетой, стеклом и т. д.). Причем они положили бумажку с описанием шкалы твёрдости минералов, но не привели значения твёрдости для каждого из минералов в наборе. В чём тогда был смысл этой бумажки.
А могли бы ещё что-нибудь интересное написать про минералы. В той же бумажке, например, написано, что породы и минералы бывают разного происхождения. Спасибо за информацию. А кто какого происхождения, не хотите рассказать?
В общем, я полдня просидела в интернете, чтобы выписать про каждый минерал его состав, твёрдость, излом, происхождение. Без этой информации данный набор - просто кучка цветных камушков. Ребёнку, конечно, прикольно с ними поиграть, но я могла бы набрать кучу цветных камушков на речке и не платить за это деньги.
На самом деле, я ещё когда только заказывала набор, подозревала, что полированные камни сложно будет опознать, но тогда я решила, что мы их просто поколем пополам, чтобы посмотреть на излом, но тут. та-дам:
3. Камни оказались мелкие, многие из них гораздо мельче сантиметра, хотя на коробке заявлено "фракция 1.5-2 см". Куда уж их колоть.
4. Так называемый определитель, а точнее, картинки с названиями минералов напечатаны на разных сторонах одной бумажки. Просто "фэйс-палм". Мы попытались определить камни методом исключения, разложив их рядом с картинками, но как это сделать, если "определитель" двусторонний?! Настолько всё не продумано в этом продукте!
Тогда я решила подписать каждую ячейку в коробке карандашом и разложить камни туда, чтобы понять, какие остаются.
Но:
5. Даже коробочка не выдерживает никакой критики. В неё вложена вставка из перекрещивающихся картонных полосок для создания ячеек. Неужто сложно было капнуть пару капель клея и приделать её к днищу? Только мы разложили камни по ячейкам, как картонная вставка случайно вынулась и все минералы перепутались. Пришлось мне взять клеевой пистолет и приклеить вставку.
6. Я, конечно, не специалист, но по-моему, в буклете есть ошибки. Например, написано "Лабрадорит - минерал". Википедия и другие источники, в т. ч. здравая логика, утверждают, что лабрадорит - это горная порода, а минерал называется лабрадор. После того, как нашёл одну ошибку, перестаёшь верить всему остальному.
Вывод: Мой кратковременный опыт определения минералов по первому попавшемуся определителю, скачанному из интернета, расширил мою эрудицию значительно больше, чем этот набор, купленный за 1.5 тысячи.
Совет производителю, если вдруг прочитает отзыв: 1. не надо шлифовать камни, этим вы убиваете идею познакомить детей с минералогией. 2. Сделайте односторонний определитель, на котором можно разложить сразу все камни, подпишите основные диагностические признаки каждого минерала (твёрдость, излом, цвет черты). 2. вклейте картонную вставочку. 3. Было бы идеально на дне коробки сразу подписать названия минералов и разложить их туда, потому что к каждой игре должна быть отгадка! Без этого игра теряет смысл. Это то же самое, что выпустить сборник загадок без отгадок. 3. Не пожалейте денег, напечатайте буклет с краткой интересной информацией про каждый минерал. 4. Ценой в 10 рублей положите к набору пинцет, ну невозможно из этих ячеечек выковыривать камешки пальцами.
А если ещё больше позаботиться о детях, то можно к каждому набору добавить нехитрый, но интересный инструментарий геолога: лупу, пинцет, медную монету, кусочек стекла (для определения твёрдости минералов), фарфоровую дощечку для определения цвета черты. Такой набор и за 2000 руб будет не жалко купить.
Советую ли я к покупке данный набор? Пожалуй, нет. И поскольку все производители (насколько мне известно) кладут в подобные наборы шлифованные камни, я рекомендую сделать настоящий набор геолога самим! (Обещанный лайфхак). Думаю, вполне можно нарыть дома и в путешествиях пару десятков минералов и горных пород из ненужных украшений, сувениров, дорожных камней, речных камушков и прочего. Кстати, подойдут и кусочки песчаника и известняка, морская галька (из одной книжки я узнала, что у обычных серых с белыми полосками морских камней есть своё название - граувакка), куски мрамора и гранита (я с досадой осознала, что мой ребёнок научился отличать аметисты, яшму и агаты, но не знает, из чего сложены набережные Невы и ступени в метро))), так что самые простые вещи тоже будут интересны! Скачайте определитель, купите ребёнку хорошую книжку про минералы (у МИФа есть небольшая книжка "Что за камень" и наверняка много других изданий) и закажите на известной китайской площадке десяток необработанных минералов стоимостью 150-300 руб.
Кстати, производители данного набора, скорее всего, именно там и покупают полированные камешки, они продаются там по совершенно бросовой цене.
Вот и наступила следующая минеральная дата - в сентябре 2020-го стукнуло (хорошо, что не камнем по голове ;-) ) 11 лет моему блогу на ЖЖ. Может ли блог просуществовать 11 лет? Это не всегда и не у всех, у меня как-то не получается обильно и регулярно сочинять постики :-)
Так и живём уже 11 лет вместе : я и мои камни, подчиняясь только моему внутреннему желанию и внешним обстоятельствам.
Минералогический музей Гамбургского Университета (эта и далее, все мои мои личные фотографии, можно использовать только с письменного разрешения)
Минералогический музей Гамбургского Университета (эта и далее, все мои мои личные фотографии, можно использовать только с письменного разрешения)
И так, наступил тот самый момент подвести маленькие итоги. Что можно сказать, посмотрев на мою коллекцию и вспомнив те события, которые со мной происходили за это время с сентября 2009 года.
Моя коллекция камней и минералов насчитывает около 1100 экземпляров и примерно 250 минеральных видов, куда можно еще приплюсовать 12 разновидностей кальцитов, 33 вида кварцев, 8 разновидностей флюоритов, 12 видов гранатов и 5 видов турмалинов. С такими-сякими разновидностями будет где-то 370 примерно разностей минералов.
Ещё есть небольшая попутная коллекция горных пород (около 25 штук) и окаменелостей (около 20 шт), а также кораллы, перламутр и янтарь из бабушкиных бусиков.
Ну вот, о законе вспомнила, а о своей мини-коллекции ограненных камней подзабыла. Есть еще всякие 4-6 миллиметровые малыши недрагоценные (огранка) в круглых коробочках, которых 12 штучек собралось из разных колечек и украшений. Больше всего нравятся своей необычностью апатит, розовый кварц и сфен в огранке.
Как я храню свои коллекции?
У меня есть специальный большой шкаф и одна маленькая витрина с камнями от ДеАгостини (была предназначена для коллекции духов), которая теперь висит на стене с самыми красивыми минералами на полочках (фото покажу в следующей статье). В шкафу лежит 26 маленьких пластиковых коробочек и 34 полных пластмассовых кейса на 20 ячеек от DeAgostini и 6 пустых кейсов для новых приобретений. Все эти 40 кейсов покупались с 2009-го по 13-й год с прицелом так сказать )). Кто ж тогда наверняка мог знать, что пригодятся? ( Ха-ха. Вспомнила анекдот про эстонца на дороге: "Не приккотилассь !!" )
Что-то ещё полёживает на полочках, предназначенное для ежедневного любования. Всё каменное богатство на 90% описано и сфотографировано с подписями и этикетками.
Самый большой образец в моей коллекции - серый агат диаметром 10 см, высотой 7 см (личный подарок С.М.Миронова - известного коллекционера минералов и политического деятеля) весит 976 граммов, а самый маленький - чешуйка самородного золота 3 мм, меньше грамма наверное.
Самый дешевый образец минерала обошелся мне в 10 рублей (обсидиан, флогопит и пара агатов), Всё это достойненько лежит по своим местам и радует меня не меньше других. Средний чек для моих приобретений получается обычно 150 рублей за штуку, а почтой из-за границы 350 рублей за штуку.
Как, хотя бы прикидочно, оценить полноту всей коллекции минералов?
Бывает, что такой вопрос возникает, когда строишь планы на будущие покупки. Для этого я отыскала интереснейший список из 100+ минералов, которые "должен иметь каждый уважающий себя коллекционер" .
Думаю, смысл этого образного выражения всем понятен, хотя, конечно, в нашем мире никто никому ничего не должен (муж, мама и налоговая - не считается).
Этот список был составлен по данным 2008 года с сайта MinVision. Сайт был разработан и управляется Джолионом и Идой Ральфами, от mindat.org - "Список ста минералов, которые должен иметь каждый серьёзный коллекционер" /The List Top 100 minerals every collector should own/ .
Что интересно, он, список, включает также 4 минерала из России - Пирротин (Дальнегорск), Платина, Ставролит (Кольский п-ов) и Ферроаксинит (Пуйва) - должны скоро мне привезти .
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
"Загадочный мир камней"
учитель технологии
2.1 Камни в жизни человека.
2.2 Опыты с камнями.
Опыт № 1. Цвет, блеск, текстура камня.
Опыт № 2. Твердость камня.
Опыт № 3. Как выглядит излом камня, наличие примесей.
Опыт № 4. Впитывает ли камень воду?
Опыт № 5. Разрушение камня.
Опыт № 6. Какой краской рисовать?
3. Загадочные камни.
3.1 Подготовка камней.
Замечательные человечки и забавные зверушки.
Прогуливаясь по берегу нашей красивейшей реки Тауй, я обратила внимание на множество разнообразных камней. Они были очень разные. Одни были похожи на пчелку, другие на кота, зайчика, птицу и т. д. Я решила взять несколько камней домой для того, чтобы провести с ними опыты и использовать в качестве украшения и подарков.
Поэтому свою исследовательскую работу я назвала
"Загадочный мир камней "
Актуальность данной темы в том, что можно найти интересное и необычное рядом, даже в самых простых и скучных предметах.
Цель моей работы: доказать свойства камней экспериментальным путем; узнать о них много нового, интересного и в честь Года культуры украсить свою дачу, подарить разукрашенные камешки знакомым.
Чтобы добиться цели, я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Провести опыты с камнями, соблюдая необходимые методы безопасности и защиты.
Проанализировать полученные результаты.
Гипотеза : Камни – это не просто горная порода, но и подходящий материал для творчества.
Объект исследования : камни.
Методы исследования:
Этапы исследования:
Работа с научно-популярной литературой в библиотеке;
2. Основная часть.
В сережках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким, в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой - одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
2.1 Камни в жизни человека.
Из того, что лежит под ногами на земле, меня больше всего привлекают камни. Они бывают разных форм, размеров, окрасок, разные на ощупь, по строению и по запаху. Камни собирают даже взрослые люди: кто-то для коллекции, а кто-то для работы. Если для работы, то такие люди называются геологи, минерологи.
Камни можно не просто собирать, а изучать: рассматривать, определять, из чего они состоят, выяснять, чем они похожи и чем отличаются, узнавать названия камней и для чего они применяются. Значение камней сложно переоценить для истории человечества. Во все времена природный камень использовался для самых разных нужд: от изготовления предметов быта и оружия, до ювелирных украшений.
Давайте подумаем, что такое камни? Камни - это куски горных пород , любые твердые ископаемые , кроме чистых металлов и песка. Из горных пород состоит вся твердая оболочка нашей планеты - литосфера . А сами горные породы состоят из минералов - простых веществ с определенными физическими свойствами и химической формулой, которые являются как бы "кирпичиками", создающими разные горные породы.
Природный камень — натуральный строительный материал. Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести мрамор, гранит, туф, сланец, песчаник, известняк, кварцит. Каждый камень имеет особые свойства: у одних необычный цвет, другие очень твердые, третьи сверкают всеми цветами радуги. Чтобы проявились замечательные качества камней, их обрабатывают специальными способами. Найти интересный камень непросто. Нужно хорошо потрудиться.
Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.
Чаще всего натуральные камни используют при облицовке зданий, как изнутри, так и снаружи. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство. Для облицовки снаружи камни используют, во-первых потому что, это обеспечивает привлекательный внешний вид, а во-вторых, это очень экологичный и при этом очень прочный материал. Также природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Недостаток этого материала — относительная дороговизна.
Древним людям были хорошо знакомы некоторые драгоценные камни: нефрит, кремень, жемчуг, лазурит, янтарь, обсидиан. Такие выводы были сделаны исходя из находок археологов на стоянках первобытных людей, которые датируются XII тысячелетием до н. э. Натуральные камни несут мощный заряд энергии. Она вза имодействует с человеком и оказывает влияние на его жизнь.
Камни способны гармонизировать окружающее нас пространст во. Благодаря своим свойствам они помогут избавиться от напряжения, снять стресс, уберечься от негативных воздействий.
Наши предки знали о способности камней влиять на судьбу и здоровье человека и использовали их для лечения. В настоя щее время восстанавливающий эффект воздействия камней используется в стоун-терапии.
2.2 Опыты с камнями.
Опыт № 1. Цвет, блеск, текстура камня.
Для этого опыта мне понадобится камни и лупа. Внимательно рассмотрю камни, отмечу их особенности: из чего они состоят, какие они на вид и на ощупь.
Вывод: Все камни разные по цвету. Есть с пятнышками, а есть одного цвета или с каким-то своеобразным рисунком. Одни очень блестят, другие нет, третьи - матовые. Текстура тоже разная: ровные, гладкие или шероховатые, слоистые.
Опыт № 2. Твердость камня.
Для этого опыта беру гвоздь и провожу им по камню, стараясь оставить царапину. По следу, который оставит гвоздь на камне, можно судить о его твердости.
Вывод: Кажется, что камень очень прочный материал, но на многих можно без особого труда с помощью гвоздя оставить след.
Опыт № 3. Как выглядит излом камня, наличие примесей.
Самое интересное в природных камнях скрывается внутри. Излом камня выглядит гораздо ярче его поверхности, рисунок четче, а все кристаллы и жилки примесей видны, как на ладони. Поэтому, я взяла молоток и расколола образец.
Вывод: Камень внутри совершенно другой, не такой как снаружи. Этот камень на изломе дает красивый цвет, края скола острые. Из такого первобытные люди вполне могли изготавливать свои каменные орудия: ножи и наконечники стрел.
Опыт № 4. Впитывает ли камень воду?
Я решила узнать впитывает камень воду, для этого взяла банку, налила в нее воду и сделала метку. Положила в нее камни и оставила на ночь. Утром я достала камни, хорошо отряхнула их, но вода осталось на своем месте.
Вывод : Камни воду не впитывают. Это свойство для росписи по камням очень важно, ведь во время дождей они не будут впитывать воду и будут оставаться прочными.
Опыт № 5. Разрушение камня.
Для проведения опыта мне понадобились: камень, свеча, таз с холодной водой. Я нагрела камень и аккуратно опустила его в таз с холодной водой. Камень раскололся.
Вывод: При перепаде температур, камни разрушаются.
Опыт № 6. Какой краской рисовать?
Опытным путем я определила какая краска подходит для росписи по камням. Взяла акварельные краски, нанесла их на камень, после того как высохла краска, капнула водой. Краска потекла.
Тоже самое проделала с гуашью.
Затем взяла акриловые краски.
Вывод : Для росписи камней больше всего подходят акриловые краски, так как после высыхания они не стираются и не текут под воздействием воды.
Ребенок только в деятельности познает, развивается, общается. Дети старшего дошкольного возраста – настоящие исследователи. Простейшие опыты, эксперименты всегда вызывают любознательность и активность. Воспитатели создают условия для исследования детьми предметов окружающего мира. Большое значение в этой работе имеет коллекционирование предметов. Коллекционирование - это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми видом деятельности.
Мы хотим подробно рассказать о нашем опыте коллекционирования камней.
Поговорив с родителями об этой проблеме, увидев большой интерес детей, мы начали дополнять нашу коллекцию новыми экземплярами. Это и явилось первым этапом данной технологии. Родители активно включились в работу.
Таким образом, мы продолжили знакомство со свойствами камней, ювелирных изделий, сделанных из камня.Проводили с детьми следующие эксперименты:
- какой камень тверже?
- меняет ли камень цвет?
- могут ли камни издавать звуки?
- рисующие камни;
- сравнивали поверхностную структуру камней.
Был проведен цикл бесед:
- Как вода точит камень;
- Нужен ли камень человеку;
- Что мы знаем о камнях;
- Драгоценные камни.
3-м этапом нашей работы являлось создание выставок, детских работ, мини-музеев.
Наш опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является доступным, интересным, эффективным средством ознакомления детей с родным краем.
Авторы: Скулкина Наталья Юрьевна, Лобанова Ирина Александровна
Читайте также: