Русские поделки из глины

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 09.09.2024

Все о лепке из глины

В бесконечном потоке современного ритма жизни люди порой забывают уделять время себе, заниматься тем, что им действительно нравится. Психологи в один голос заявляют о том, насколько важно иметь хобби и периодически отвлекаться на любимое дело, забывая о рутине.

Одним из вариантов таких увлечений выступает лепка из глины. Это занятие может приносить массу положительных эмоций, а по материальным вложениям совсем не затратное.


К тому же если вам удастся стать истинным мастером в этом деле, то не исключено, что оно станет дополнительным источником дохода.

Какая глина используется?

Изделия, выполненные из глины, представляют собой уникальные предметы искусства, которые существуют только в единственном экземпляре, что, бесспорно, делает их эксклюзивными. Ведь то, как один человек видит конечный результат, как работают его руки и инструменты в этих руках, какие используются материалы при создании – всё это неповторимый творческий процесс, напрямую зависящий от вдохновения увлечённого человека.


Важной частью всего этого процесса является, конечно, материал, с помощью которого производится лепка, то есть сама глина. Она используется в четырёх разнообразных вариантах: жёлтого, красного, белого, голубого цветов. Оттенок напрямую зависит от количества входящих в её состав минеральных добавок. Они нужны для того, чтобы сделать глину, встречающуюся в дикой природе, пригодной для творчества.





Специалисты приписывают глине звание лучшего материала, с помощью которого можно заниматься лепкой. Изделия, выполненные из нее, не ломаются со временем, а хорошо держат первоначальную форму. Если же на получившемся предмете образуются трещины, это свидетельствует о том, что в момент изготовления были допущены ошибки, а в состав глины входит слишком мало воды.

Для лепки можно использовать глину как купленную в магазине, так и приготовленную в домашних условиях. Если вы решите пойти по первому пути, то сможете выбрать между упаковкой, вес которой составляет около 0,5 килограмма, и той, чья масса варьируется от 10 до 25 килограммов. Бесспорно, закупка оптом обойдётся дешевле, нежели приобретение небольших партий. Такой продукт продаётся в вакуумной упаковке, чтобы пузырьки воздуха не попадали внутрь.



В противном случае готовое изделие будет отличаться хрупкостью, на нём могут образовываться трещины.

Также можно использовать шамотную глину, а другой вариант – приготовить сырье самостоятельно. Рецепт совсем несложный, главное здесь – найти качественный материал в природной среде. Специалисты рекомендуют искать его в тех местах, где залежи неглубокие, например на берегу реки с обрывом. Однако сразу после нахождения использовать это сырье нельзя, так как оно может крошиться по итогу, причиной чему выступают разнообразные примеси в составе.



Для того чтобы убрать лишние элементы, глину помещают в ведро, наполненное тёплой водой, на одну ночь. Наутро излишние примеси осядут на дно, а верхний слой, самый жирный, необходимо будет просушить, пока он не станет нужной консистенции.


При работе с натуральной глиной важно соблюдать определённые пропорции и замесить разные ингредиенты в смесь, состоящую из показателей 8: 1: 1, где самое большое число – глиняная часть, а остальное приходится на песок и воду.


Если вы хотите оставить глину на некоторое время для хранения, то важно создать все условия, чтобы она не теряла влагу: держать её в прохладном месте (многие рекомендуют выбрать для этих целей подвальные помещения, погреб или даже полку в холодильнике), поместить в полиэтиленовый пакет, чтобы ограничить поступление воздуха. Периодически следует открывать пакет и оставлять материал на бумажном полотенце для проветривания, чтобы не допустить образования плесени.


Необходимые инструменты

Вид глины не влияет на то, с каким инструментом вам предстоит работать – базовый набор стандартен для всех вариаций.


Итак, для лепки из глины вам понадобится ниже перечисленное.

  1. Твёрдая и просторная поверхность для работы. Это может быть любая мебель, которая удобна именно вам. Главное, чтобы хватило места и для расстановки инструментов, и для творческого процесса.
  2. Ненужная материя для очистки грязных рук (можно воспользоваться бумажными полотенцами).
  3. Перчатки. Они не столь обязательны, но могут понадобиться в процессе замешивания глины. Необходимы тем людям, чья кожа рук чувствительная и склонна к сухости.
  4. Фартук, чтобы защитить одежду от излишков глины.
  5. Канцелярский нож для того, чтобы отрезать куски глины и вырисовывать мелкие узоры (некоторые люди используют в этих целях лезвие для бритвы, хотя это не так безопасно).
  6. Разнообразные формочки (специальные или из подручных материалов). Они необходимы для нанесения всевозможных узоров для украшения будущего шедевра.
  7. Наждачная бумага нужна для шлифовки готовой фигурки. Используются варианты разной зернистости (номера 220, 400 и от 800 до 1500).
  8. Ёмкость с проточной водой комнатной температуры понадобится в том случае, если вы работаете с глиной, добытой в природных условиях, ей может потребоваться увлажнение.
  9. Краски. Гуашь, акрил понадобятся для создания разнообразных украшений на слепленном изделии.
  10. Кисти, отличающиеся друг от друга по толщине: белка, щетина и другие.
  11. Всевозможные блёстки, бисерные украшения, стеклярус, чтобы задекорировать изделие (только в том случае, если вы не планируете обжиг).





Как пользоваться материалом?

После того как вы подготовили все необходимые инструменты, следует проделать ряд манипуляций с глиной, чтобы она была максимально пригодна для лепки. Первостепенно нужно достать её из прохладного места, где она хранилась прежде, и потрогать руками.


Важно понимать, какой консистенции должна быть глина, пригодная для работы, и в случае необходимости можно добавить в её состав песок или воду, чтобы размягчить состав. Главное – делать это нерезко, равномерно, отслеживая изменения в структуре материала.

Способы лепки

Специалистами выделяются два вида лепки: конструктивный и пластический. Первый представляет собой изготовление отдельных деталей и дальнейшее их соединение по типу конструктора. Второй способ предполагает лепку из цельного куска глины. Для обоих способов разработаны техники, которые мы рассмотрим ниже.

Для конструктивной лепки

  • Изготовление жгутиков (колбасок). Лепится плоская основа, а остальные детали катаются в форме колбасок. Далее они накладываются друг на друга в зависимости от того, что вы хотите изобразить на основании. Углы сглаживаются, и получается замечательная объёмная композиция.


  • Текстильная керамика. Детали раскатываются пластами с помощью скалки, а затем соединяются между собой посредством глины, разведённой до состояния сметаны с жидкой консистенцией.


  • Мозаика. Также производится плоская основа, а составляющие детали формируются с помощью формочек и соединяются с заготовкой. Получившийся ажур смотрится очень привлекательно.



Для пластической лепки

  • Лепка вручную из цельного куска, без использования каких-либо инструментов. Такой способ считается довольно сложным и требует наличия опыта.



  • Отливка в гипс. Для этой техники понадобятся приобретённые в магазине гипсовые формы. Глина подвергается разведению водой до наполовину жидкого состояния, после чего заливается в емкости.


  • Гончарный круг. Это, пожалуй, самый романтичный образ, с которым связана лепка из глины. Здесь главным принципом выступает вытягивание. Для начала применяется жгутовая техника или лепка из цельного куска, затем сырьё как бы тянется вверх, а при помощи вращения круга ему придаётся желаемая форма.


Какие поделки можно слепить?

Как и любое творчество, лепка из глины нисколько не ограничивает простора вашей фантазии. Своими руками с помощью необходимых материалов вы можете сделать поистине уникальное произведение искусства. Простые и красивые фигурки в виде самых разных животных принесут много радости как в процессе творчества, так и по его завершении, особенно если в работу вовлекаются все члены семьи.





Лепка из глины благотворно влияет на детскую моторику. Начинать можно с фигурок без мелких деталей. К примеру, с ребёнком было бы интересно изготовить кружку, а затем разукрасить её во все цвета радуги. Далее можно проявить смелость и взяться за зверьков с более мелкими деталями. Допустим, сделать кошку, дракона или тигра – они считаются не такими уж лёгкими по уровню сложности.



Пользуются популярностью также свистульки, которые затейники используют в практических целях. Взрослые часто отдают предпочтение посуде: разнообразным чашкам, блюдцам, плоским и глубоким тарелкам. Для тех, кто хочет улучшить свой навык, рекомендуется опробовать себя в создании дымковской игрушки – одном из русских народных глиняных художественных промыслов. Также многие люди занимаются изготовлением скульптур побольше, чтобы украшать ими территорию в саду.




Для наилучшего понимания процесса лепки из глины рассмотрим поэтапно мастер-класс для начинающих по изготовлению животного.

  1. Прежде всего необходимо из хранившейся в пакете глины раскатать жгут.
  2. От получившейся детали нужно отделить столько кусочков, сколько вы собираетесь сделать частей тела будущего зверька.
  3. Далее разомните рукам каждую из заготовок. Глина должна стать мягкой и, грубо говоря, покладистой.
  4. Далее приступаем к формированию основы фигурки, для чего берём самый большой кусок – это будет туловище.
  5. После того как вы сформировали основу, к ней необходимо поочерёдно прикрепить готовые части тела: голову, лапы, хвост зверя (здесь, конечно, всё зависит от того, на какое существо пал ваш выбор).
  6. Отличный способ изобразить животное максимально реалистично – иметь на виду его фото, хотя, конечно, нет необходимости соблюдать каждую из физиологических особенностей зверя, достаточно опираться на мультяшный внешний облик. Также для первого раза можно найти на просторах интернета изготовленную из глины фигурку этого животного и опираться на данный пример.
  7. Как только изделие хорошо высохнет, необходимо воспользоваться наждачной бумагой, а затем покрыть поверхность клеем ПВА (также можно обратиться к помощи акриловой грунтовки). А когда и он высохнет, можно переходить к процессу окрашивания. Для этого отлично подойдут акриловые краски или гуашь.
  8. Хороший способ сохранить изделие в первоначальном виде на более долгий срок – покрыть его лаком.




Декорирование глиняных фигурок

Окрашивание

Один из наиболее известных приёмов, с помощью которого можно украсить готовое глиняное изделие. Краски, используемые для этих целей, подразделяются на два вида: те, что наносятся на только что высохшее изделие и запекаются вместе с ним, и те, которыми покрывается готовое изделие.

К первому виду относится, например, кобальтовое покрытие (благодаря ему создают гжельскую роспись). Вторая группа – это особенно распространённые акриловые краски, используемые для росписи по стеклу и керамике.



Молочение

Этот процесс декорирования глиняных фигурок заключается в том, что уже подверженное обжигу изделие погружается в молоко, а затем вновь отправляется в печь и повторно обжигается, но уже при температуре ниже, чем была прежде.

После такой техники керамика становится обладательницей тёмно-коричневого оттенка, а также приобретает водоотталкивающие свойства.


Важно учитывать тот факт, что посуду, которую планируется использовать для хранения пищи, нельзя подвергать молочению.

Техника протирки

Готовое – уже обожжённое изделие – протирают губкой, которая предварительно смачивается в гуаши коричневого оттенка. Краска как бы сглаживает стыки, углы, вследствие чего изделие приобретает особенный вид. Однако важно помнить, что такой метод не подходит, если вы собираетесь в дальнейшем использовать изделие как посуду.


Лепка из глины – хороший способ расслабиться и насладиться творческим процессом. К тому же этот вид деятельности положительно влияет на развитие воображения и мелкой моторики. Недостаток можно увидеть лишь в том, что цены материалов довольно высоки, а процесс уборки после работы – трудоёмкий. Тем не менее потраченное время стоит того, ведь фигурки из глины станут отличным украшением дома, а также приятным подарком для ваших близких.


Больше о лепке из глины, смотрите в видео ниже.

Этот материал люди использовали с древности для создания вещей, а профессия гончара одна из самых старых в человеческой деятельности. Глиняные вещи практичны, легки, необыкновенно эстетичны.


А сама лепка (не только занятие ремеслом, но и создание поделок из глины своими руками в качестве увлечения) воспитывает в человеке творческое начало, тягу к прекрасному, терпение и усидчивость, положительно влияет на развитие мелкой моторики пальцев и здоровье суставов…


Содержимое обзора

Подбор материала

Отправной пункт пошаговой инструкции – как лепить из глины – выбор сырья.

Для творческих занятий можно использовать как природный, так и искусственный материал. Чтобы определиться с выбором, надо знать, что и для чего лучше подходит.


Природная глина

Производимая из горных пород, она очищается от всевозможных примесей, не содержит красящих веществ. Имеет, как правило, один из трёх цветов – голубой, красный, белый:

  • Голубого цвета – материал наиболее употребим в косметологии, в составе его большое количество солей;
  • Красного цвета – глина, находящая широкое применение для производства керамики (долговечная, термоустойчивая), после обжига имеет кирпичный оттенок;
  • Белого цвета – наиболее популярная в творческих работах, после обжига изделия приобретают оттенок слоновой кости, краски наносятся легко и не меняют своих расцветок.


Фабричные упаковки бывают разного веса, выгодно покупать 15-килограммовые брикеты. При применении необходимо соблюдать правильные пропорции материала с водой и песком.


Искусственная глина

Представляет собой полимер, при её изготовлении используют красители. В работе напоминает пластилин, а после застывания изделия из неё становятся пластиковыми. Есть два варианта: в одном из них обжиг не требуется, в другом застывание происходит при нагреве.


С таким сырьём работать проще, из него хорошо получаются маленькие фигурки, бижутерия. Оно выпускается разных расцветок, и окраска готовым изделиям не требуется. Таким образом, для поделки из глины для детей и всем начинающим лучше избирать именно искусственный материал.


Какие инструменты нужны

Самые необходимые приспособления, что потребуются для занятий, это:

  • Лезвия, ножи, формы (для резки),
  • Влажные салфетки, перчатки,
  • Пластмассовая доска и скалка (для раскатывания глиняной массы),
  • Зубочистки, скрепки, иглы (для проделывания в изделиях углублений и пр.),
  • Стеки,
  • Ровная твёрдая поверхность.



Если предполагается обжиг и раскрашивание поделок, потребуется также специальная посуда, краски, кисти.


Два вида лепки

Разберём, как сделать поделку из глины.


Сначала необходимо остановить выбор на одной из техник.


Пластический способ

Позволяет создавать вещи из единого глиняного куска.


  • Применяются формочки, гончарный круг.
  • При работе с кругом сырьё кладут на него и тянут кверху, формируя изделие при его вращении.




Конструктивный способ

Предметы создаются из отдельно слепленных деталек.


При этом используют разные методы:

Различных цветов материал перемешивают, добиваясь плавных переходов (для искусственной глины).


Как обжигать

Без разъяснения процесса обжига мастер-класс по созданию поделок из глины не будет полным.


Для того, чтобы приступить к данному процессу, фигурка должна целиком высохнуть. Может пройти от нескольких часов до двух дней.


  • Осуществляют обжиг с помощью мангала. Изделие помещают в жестяную баночку и кладут в мангал (на восемь часов): так, чтобы она была в средине огня. До тех пор, пока звук при обжиге остаётся глухим, изделие ещё не готово.
  • Из искусственного сырья поделки можно обжигать в духовом шкафу в течение часа-двух (разогрев его изначально до двухсот градусов, а затем выставив температурный режим на сто восемьдесят градусов).


Что слепить

Как правило, идеи для поделки из глины приходят в голову сами. Простор для творчества необычайно широк.



  • Для начала нужно приобрести полимерную глину разных оттенков.
  • Основная расцветка – светло-зелёная.
  • Понадобится также немного материала коричневого, жёлтого, красного, голубого и белого цвета.
  • Приготовить рабочую поверхность, влажные салфетки, зубочистки, нож.


После этого приступают к поделке.




Вообще же ёлки (как это видно на фото поделок из глины) могут быть самых разных видов: плоские и объёмные, различных расцветок и с непохожими друг на друга узорами, с применением разных техник.


Семейное хобби

Данное занятие может стать отличным семейным хобби. При обучении лепке детей совместное время будет проходить интересно и с пользой.


Это отличный шанс подарить детям свою любовь и вместе с тем приобщить их к творчеству, раскрыть их способности, таланты.

А заодно и совместными усилиями создавать предметы, которые будут затем радовать всех домашних.

Изготовление изделий из глины все больше набирает популярность. Глиняные изделия кустарного производства могут стать источником дохода. Ручная работа всегда была в цене, ведь вещь, созданная ручным трудом уникальна и неповторима. В этой статье разберемся, как создаются изделия из глины, своими руками.


Хенд-мейд, это в первую очередь творческий процесс. К нему можно подключить детей и превратить работу в увлекательное занятие. Надо только объяснить им азы, и они удивят своей фантазией и изобретательностью. Разберем подробнее главные аспекты работы с глиной, необходимые при освоении новой техники.


Содержимое обзора

Советы по работе с глиной

Глины по праву считается одним из лучших материалов для лепки. Изделия из нее получаются крепкими, сохраняющими форму.


Но, если на стенках глиняных поделок появляются трещинки, то это говорит о нарушении технологического процесса.






















































Какую глину выбрать? В природе, глина бывает нескольких сортов.


Определяют их по цвету материала:

  • Желтый,
  • Красный,
  • Белый
  • Или голубой цвет говорит о наличии в глине различных минералов.


Не все сорта глины пригодны для лепки, некоторые из них требуют дополнительную обработку.


Магазинная глина

Еще не опытным мастерам рекомендуется приобретать глину в специализированных магазинах. Там она продается уже в виде готовой массы.


Можно покупать не большими объемами, до пятисот грамм в упаковке. Для масштабных работ продаются упаковки весом до двадцати килограмм.


Если планируется большой объем работы, рекомендуется закупать глину оптом.


Магазинная глина идет в вакуумных упаковках. Это делается для того, чтобы в ее состав не попадал воздух, который приводит к хрупкости готового изделия.


Для работы надо будет только запастись необходимыми инструментами и емкостью для воды.


Глина природная

Глину можно набрать и самостоятельно. Чаще всего, она попадается по обрывистым берегам рек. Применять такой материал сразу, нельзя.


В этой глине содержатся всевозможные примеси, что неизбежно приведет к растрескиванию изделий.

  1. Для удаления посторонних элементов, глину помещают в емкость с водой и тщательно размешивают.
  2. Дают отстояться сутки. В результате, тяжелые частицы осядут на дно, а сама глина поднимется кверху.
  3. Ее аккуратно снимают с поверхности и тщательно процеживают.
  4. Далее, глине дают просохнуть на воздухе, до приобретения нужной консистенции.
  5. В процессе просушки, материал несколько раз разминают, а в конце оборачивают влажной тряпкой и помещают в полиэтилен для дальнейшего хранения.


Инструменты

Разберем, какие инструменты могут потребоваться в работе с глиной:

  • Струна. При помощи металлической струны отделяются небольшие фрагменты глины от основного куска. Она должна быть достаточно толстой, чтобы во время работы не порезать руки.
  • Нож. Он потребуется для отделения маленьких кусочков материала. Для этих целей подходят старые ножи с широким лезвием.
  • Деревянные доски. Их должно быть несколько, разных размеров. Для раскатывания глины, подойдут и старые кухонные доски.
  • Скалка. Она потребуется для тонкого раскатывания материала.


Помимо этого, мастера заводят специальную коробочку с разнообразными предметами. В ней может оказаться все что угодно: Колпачки от маркеров, стержни, крышечки от кремов, зубочистки и так далее.


Одним словом все, что может при вдавливании оставить рельефный оттиск.







Обжиг

Для того чтобы глиняные поделки были долговечными, их необходимо обжечь. Глиняная поделка станет керамикой при температуре в девятьсот градусов. Добиться такого жара можно только в специальных печах.

  • Изделия из обожженной глины привлекают своей первобытностью и оригинальной внешностью. Но, не у всех мастеров есть возможность качественно обжечь глину. Это не повод отказаться от этого вида творчества. На помощь придет полимерная глина.
  • Изделия из полимерной, самозатвердевающей глины изготовить проще, так как она не требует обжига. Такой материал превосходно подойдет для создания бижутерии, кукол, сувениров и цветочных композиций.


С чего начать обучение

Первым вопросом, возникающим у новичков, является – что можно сделать из глины. Для начала, стоит потренироваться на незамысловатых формах, таких как: Фигурки животных или растений, пепельниц или стаканов для карандашей, копилок, посуды и так далее.


С приобретением определенных навыков, можно перейти на более сложные формы. В этом виде творчества, фантазия не знает границ. Некоторые мастера, сооружают из глины целые сказочные замки.

Предлагаем мастер-класс: изготовление изделий из глины

  1. Начнем обучение на фигурке любого животного.
  2. Заранее подготавливается рабочая поверхность стола (накрывается клеенкой), чашка с теплой водой и инструменты.
  3. Для начала, вынимаем глиняную массу из пакета, и раскатываем колбаской.
  4. От нее отделяем нужное количество кусочков для фигурки.
  5. Тщательно разминаем каждую из заготовок.
  6. Начиная с крупных деталей, формируем основу фигуры.
  7. Затем добавляем маленькие детали и рельеф.
  8. Для лучшего представления внешнего вида готового изделия, необходимо иметь какое либо изображение задуманного животного.
  9. Можно найти и распечатать фото изделий из глины на просторах интернета. Не нужно стараться воспроизвести образ идеально точно.
  10. Порой, лишь отдаленно напоминающая какого-нибудь зверя фигурка, приобретает свою неповторимую оригинальность.
  11. Отправляем игрушку на просушку. Лучше всего сушить на открытом воздухе, избегая резких перепадов температур.
  12. Просушенную поделку аккуратно обрабатывают шкуркой и пропитывают ПВА.
  13. Как высохнет клей, можно приступить к разукрашиванию. Для этого используют гуашь или акриловые краски.
  14. Готовое творение покрывают акриловым лаком и еще раз просушивают.


Работа с глиной – творческий процесс, который доставит огромное удовольствие, как взрослым, так и маленьким детям.


Глина это экологически безопасный материал, поэтому она идеально подходит для детского творчества.


А во время таких занятий, развивается творческое мышление, фантазия и мелкая моторика рук.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария










История глиняной игрушки

Основные приемы работы с глинной

Инструменты и материалы

Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины

- Приемы работы с глиной

- Идеи для творчества

Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.

Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.





История глиняной игрушки


История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.

http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.

http://mags73.ru/mag1/data/big/190327_x.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.


Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.

Читайте также: