Ручной труд для детей с овз поделки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 26.08.2024

Для развития детей-инвалидов с особенностями ментального развития занятия творчеством играют первостепенную роль. В нашем Центре "Особый ребенок", куда на индивидуальные занятия ходит моя дочь Марина, для занятий творчеством созданы прекрасные условия: есть творческая мастерская, работают удивительные, высококвалифицированные преподаватели, проводятся индивидуальные (по поделкам) и групповые занятия (например, по работе с глиной), приглашаются мастера и художники (рисование, лепка из марципана и т.п.).

Но такие возможности могут быть не везде и не для всех доступны. И тогда на первый план выходят занятия дома с родителями. Такие занятия очень важны, потому что, как правило, у большинства таких деток в результате заболеваний сильно страдает мелкая моторика, и создание поделок - один из важнейших шагов на пути к ее развитию, без которого отстает и возможность самообслуживания.

Особое внимание родителей я бы обратила на природные материалы. И не только потому что они практически бесплатные (за исключением семян и круп при отсутствии возможности их самостоятельного сбора), но и потому что для создания работ из них нужны лишь фантазия и время, а сбор этих материалов может стать отдельной веселой историей (и, опять же, отдельным шагом в развитии ребенка). У нас с дочерью уже есть традиция: по возможности привозить природные материалы из каждой поездки на море, на природу, на экскурсии. При этом мы ничего не ломаем, не портим, не рвем. Весь материал лежит под ногами и его можно брать, не нарушая тонкую гармонию природы.

С моря мы привозим минеральные природные материалы : кусочки янтаря, красивые и необычные камешки, ракушки, обточенные морским прибоем кусочки дерева. Используются и обточенные морем стеклышки (хоть и не природный материал, но природа приложила руку к его обработке). Из леса и парков приносим растительные природные материалы : шишки, желуди, каштаны, цветы, листья, сухие ветки, колосья. Семена собираем сами, крупы и орехи покупаем.

Сбор природных материалов - прекрасный повод для прогулки или поездки на природу, способный вытащить из дома ребенка-домоседа. Поиски подходящего материала обязывают быть внимательными к красоте окружающей природы и сосредоточенными на конкретных деталях, что является отличной тренировкой для деток с рассеянным вниманием.

Работа уже дома с найденным материалом также требует внимательности, аккуратности, усидчивости и терпения со стороны ребенка - важных качеств, развить которые как раз и можно с помощью такого творчества.

При этом нужно учесть, что от родителей такое творчество также требует активного участия, внимания и осторожности (особенно при использовании клеевого пистолета).

Так как мастер-классов и описаний творческих процессов работы с природными материалами в интернете можно самостоятельно найти много, то ниже я приведу лишь некоторые примеры таких работ дочери, чтобы показать разнообразие возможностей и подтолкнуть читателей попробовать что-то новое для себя и ребенка.

Балтийское море холодновато для моллюсков, поэтому в этой работе использованы ракушки с его берегов и привезенные из далеких стран друзьями специально для дочери.

Балтийское море холодновато для моллюсков, поэтому в этой работе использованы ракушки с его берегов и привезенные из далеких стран друзьями специально для дочери.

Здесь использовано сразу несколько видов минеральных природных материалов - ракушки, песок, плоские камешки, а также обточенные прибоем стеклышки.

Здесь использовано сразу несколько видов минеральных природных материалов - ракушки, песок, плоские камешки, а также обточенные прибоем стеклышки.

Работы не обязательно должны быть плоскими. Например, в этом декоративном венке в качестве основы использованы найденные на берегу корни и веточки, а для украшения - ракушки и камешки с необычным рисунком. На этой фотографии дочь использовала поделку в качестве декора для фотографии своего комплекта украшений.

Работы не обязательно должны быть плоскими. Например, в этом декоративном венке в качестве основы использованы найденные на берегу корни и веточки, а для украшения - ракушки и камешки с необычным рисунком. На этой фотографии дочь использовала поделку в качестве декора для фотографии своего комплекта украшений.

Еще один вариант использования одновременно разных природных материалов - минеральных и растительных: рыбки из кусочков обточенного морем дерева необычной формы, песок и семена и скорлупа для создания водорослей.

Еще один вариант использования одновременно разных природных материалов - минеральных и растительных: рыбки из кусочков обточенного морем дерева необычной формы, песок и семена и скорлупа для создания водорослей.

Конкурсная работа "Царевна-лягушка" создана Мариной совместно с ее преподавательницей Татьяной Александровной из янтаря, янтарной крошки и янтарного песка различных оттенков.

Конкурсная работа "Царевна-лягушка" создана Мариной совместно с ее преподавательницей Татьяной Александровной из янтаря, янтарной крошки и янтарного песка различных оттенков.

Мой любимый совенок сидит на тонком корне дерева. В качестве основы для фигурки можно использовать шишку.

Мой любимый совенок сидит на тонком корне дерева. В качестве основы для фигурки можно использовать шишку.

Работа сделана из настоящих перьев (павлина и других птиц), привезенных с экскурсии в "Парк птиц" (ни одна птица не пострадала, перья собраны в свободном доступе у вольеров)

Работа сделана из настоящих перьев (павлина и других птиц), привезенных с экскурсии в "Парк птиц" (ни одна птица не пострадала, перья собраны в свободном доступе у вольеров)

Поиски забавных форм кусочков дерева, необычных рисунков на камешках, подбор разных по форме и величине ракушек. - увлекателен весь путь от поиска материала до оформления готовой работы. И можно много спорить о художественной ценности детских работ, но свою главную миссию - развитие ребенка - они выполняют на отлично.

Подписывайтесь на канал и будем друзьями! Всегда Вам рада!

Cardboard jeweled mirror craft for kids - arts & crafts for pretend play - This would be fun for playing Snow White Kids Crafts, Летние Поделки, Поделки Для Дошкольников, Проекты Поделок, Прикладное Искусство, Простые Поделки, Disney Princess Поделки, Сказочные Поделки, Поделки Из Зеркала

I love the idea of healthy art. This is kinda cool and there are no limits to what can be made out of these things. You can make the patterns like you see. Try drawing things in pencil on the papers for the kids to try and follow.

Cassie Stephens: In the Art Room: Fourth Grade Pizza Pillows! Детсадовские Художественные Проекты, Школьные Художественные Проекты, Проекты Своими Руками, Идеи Для Проекта, Искусство Для Детей, Занятия Для Детей, Уроки Элементарного Искусства, Покрытые Коробочки, Уроки Плавания

One of the first things my kids think about as soon as the weather warms up is popsicles! So we just couldn

One of the first things my kids think about as soon as the weather warms up is popsicles! So we just couldn't help but make this fun, colorful popsicle fine motor craft. There is a lot of fine motor work involved in pulling, grasping, and sticking the brightly colored tissue paper squares onto the paper.

Get the free tie template to make this cute Shirt & Tie card for Dad! Perfect Father

Get the free tie template to make this cute Shirt & Tie card for Dad! Perfect Father's Day Card kids can make.

How to make poppies out of egg cartons. More Kids Crafts, Занятия Для Малыша, Пасхальные Поделки, Прикладное Искусство, Детские Игры, Изображения Дня Памяти О Погибших В Мировые Войны, Поделки На День Матери

Cotton bud dandelions Mother

Mitten Snowball Counting Activity is a fun, hands-on way for students to review numbers and practice one to one correspondence. This fine motor center is perfect for preschool and kindergarten students. Зимние Развлечения, Детские Игры, Зимние Ремесла, Дошкольное Воспитание, Деятельность, Амигуруми, Manualidades, Здоровье, Дошкольная Математика

Mitten Snowball Counting Activity is a fun, hands-on way for students to review numbers and practice one to one correspondence. This fine motor center is perfect for preschool and kindergarten students.

Одноклассники Переработанные Поделки, Поделки Из Бумаги, Поделки Из Пластиковых Бутылок, Пластиковые Бутылки, Переработанные Бутылки, Занятия С Дошкольниками, Бойфренд Поделки, Творческие Ремесла, Идеи Для Поделок

goma eva para ni?os Картонные Поделки, Пенопластовые Поделки, Искусство Для Детей, Ремесленная Деятельность, Поделки Для Дошкольников, Поделки Из Пластиковых Бутылок, Карты Ручной Работы

Egg Carton Flower Crafts for Kids- Perfect for spring or Mother

Egg Carton Flower Crafts for Kids- Perfect for spring or Mother's Day! Includes sunflowers, bluebells, roses, and even fairy lights!

2 Сухомлинский В.А.

3 Каждый дошкольник маленький исследователь. С радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

4 Почему меня заинтересовала эта тема? Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

5 Нетрадиционная аппликация это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

7 Итак, аппликация: Развивает художественное воображение и эстетический вкус. Развивает конструктивное мышление зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

8 Виды аппликации, которые я использовала и использую в своей работе

9 Модульная аппликация (мозаика) При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные кусочки бумаги

11 Объёмная аппликация из салфеток Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

13 Аппликация из ниток Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Интересные работы получаются, если использовать нитки разные по структуре, плотности и цвету. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины

15 Аппликация из природного материала - из засушенных растений - из семян и круп

17 Аппликация из конфетти Нащелкать дыроколом кружочки (цветочки, бабочки) из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные. Детям очень нравится данный вид аппликации.

19 Аппликация из ваты и ватных дисков. Замечательные аппликации получаются из ватных дисков. Их можно резать на части, красить в любой цвет. Из ваты можно скатывать шарики и делать объёмные аппликации,создавая эффект пушистости.

23 Чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований: Систематичность (автоматизация навыка развивается многократным его повторением); Последовательность (от простого к сложному); Индивидуальный и дифференцируемый подход; Использование игровых приёмов; Создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми; Каждое занятие должно быть результативным.

24 Ожидаемые результаты: 1. Овладение простейшими нетрадиционными техниками аппликации; 2. Представление о свойствах предметов; 3. Появление познавательной активности 1. Развитие мелкой моторики 2. Проявление самостоятельности в выборе средств и материалов 1. Навыки общения в совместной деятельности; 2. Уверенность в собственных силах 3. Устойчивый интерес к занятиям

25 ВЫВОД: Эффективным условием развития творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности

Особенности проведения мастер-классов у детей-инвалидов

Проводя мастер-классы у детей и подростков в Отделении психолого-педагогической помощи семье и детям, я нашла много полезного для пополнения педагогического опыта некоторыми особенностями работы. При проведении мастер-класса у детей-инвалидов необходимо соблюдать следующие правила.

1. Наша задача - привить детям радость творчества, позитивное послевкусие от урока, поэтому следует подбирать темы, легкие в исполнении и эффектные в своей простоте.

2. Необходимо пользоваться правилами позитивного настроя, описанными мною в теме Креативотерапия: приятная цветовая палитра, добрые и познавательные комментарии, поощрение участников похвалой, всегдашним желанием помочь. Может, так же хорошая фоновая музыка и чаепитие.


3. В мастер-классах участвуют родители вместе с детьми, что облегчает работу детей (4 руки - быстрее).

Так же участие родителей на занятиях создает дополнительные стимулы к работе в команде, общему делу, опыту, эмоциям.


Родители снимают напряжение от присутствия посторонних и создают более привычную для детей атмосферу.

Однако, зачастую проблемы детей неотделимы от подавляющего, неадекватного, агрессивного поведения родителей. Мне приходилось наблюдать, как мама, не умеющая рисовать, передает свой страх ребенку. Или же сверхактивная мама задавливает всякие начинания дочери (Это же элементарно, неумёха. ). Таких опекунов хитростями и специальными приемами нужно отделить от негативного влияния на детей. Например, послать маму за водой или попросить помыть кисти. На реплику: "Она левша, у нее всё наперекосяк", я ответила: "Я тоже левша, давайте я покажу, мне сподручней))".

4. Постараемся сделать урок по рукоделию расширяющим кругозор, а не узконаправленным. Расскажем про цвета, про историю промысла. про традиции. При этом стараемся уйти от монолога словами "как вы думаете?" "Кто мне подскажет. " Хоть дети наверняка будут стесняться, но наша непринужденность и даже некоторая болтливость может дать свой результат.


Армянский мальчик-молчун с трудом говорящий по-русски к концу мастер-класса на удивление бабушки стал мне и всем присутствующим рассказывать, как он ловил рыбу. Это маленькая победа, как при обучении иностранному языку, победить внутри себя молчуна.

5. Мелкая моторика, работа пальчиками, разнообразие способов работы - всё это очень способствует развитию ребенка, а уж тем паче малыша с отклонениями в развитии. Поэтому при проведении мастер-класса я всегда стараюсь использовать максимально возможное число вариантов работы.


Например, при проведении мастер-класса по изготовлению болгарских мартеничек, мы "вили веревку" (и заодно обсудили происхождение этого выражения), мы рисовали кружочки, вырезали, мотали продевали, закручивали и связывали нитки. И всё это в атмосфере беседы: мой рассказ о встрече весны, о народных гуляньях, о свадебных нарядах и цветовых предпочтениях славянских народов.


В конце мы все приобщились к "вкусной" традиции встречи весны булочками-жаворонками.


Последнее правило - расстаемся на позитиве. У детей в руках яркие handmade сувениры и в животиках вкусности чайной церемонии. Желательно, чтобы все смогли (или уж по крайней мере иметь дома возможность) доделать свою рукоделку. Ситуаций - у меня не получилось, и я выкинул, - быть не должно. Прививаем детям уважение к своему труду. к ручной "авторской" работе и к потраченному времени. Для каждого возраста подбираем свою мотивацию нужности рукоделия: подарить подарки - стать мастером - заработать)).

Фотографии предоставлены ГБУ ТЦСО №5 филиал "Коптево" Отделением психолого-педагогической помощи семье и детям.

Читайте также: