Развивающие игрушки для детей инвалидов своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 29.08.2024

К детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) относят очень разных детей: с аутизмом, нарушениями слуха и зрения, двигательными нарушениями, алалией, генетическими синдромами. Но какой бы ни был диагноз у ребенка, он в первую очередь остается ребенком, а значит ему нужны игрушки.

Игрушки для детей с особенностями развития не обязательно продаются в каких-то специальных магазинах. Но если к выбору игрушек для особого ребенка нужно подойти очень тщательно.

Пять принципов выбора игрушек для детей с ОВЗ

1. Игрушки должны быть безопасными

Многие дети с ОВЗ берут игрушки в рот, облизывают, грызут. Поэтому важно покупать игрушки проверенных производителей, которые позаботились о том, чтобы при производстве использовались безопасные материалы и красители.

Игрушки таких брендов как Melissa and Doug и Learning Resources не самые дешевые, но зато они действительно прошли все необходимые проверки и их безопасность подтверждена международными сертификатами.

Галька в этой игре, конечно, не настоящая, она сделана из приятного наощупь прорезиненного материала, безопасного для здоровья ребенка.



2. Игрушки должны быть прочными

Диспраксия, неуклюжесть, моторная неловкость – особый ребенок часто роняет игрушки, наступает на них. А еще бывают дети, которые пока не научились контролировать свою импульсивность: им нравятся разрушительные игры. Хорошие игрушки должны выдерживать все.

Конструктор Ёжик подойдет практически любому ребенку. Эти детали невозможно сломать, проглотить, засунуть в нос или в ухо. Детали легко соединяются между собой, можно сделать много интересного.

Если пока ребенку больше нравится разрушать, чем строить, можно организовать простую игру с соблюдением очередности: бросать детали конструктора в коробку. Постепенно от этой игры вы перейдете к совместному конструированию.

3. Игрушки должны удовлетворять сенсорные потребности ребенка

Мозг многих детей с ОВЗ некорректно обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. Это приводит к нарушениям процессов сенсомоторной интеграции. Ребенок может настойчиво стремиться к получению каких-то определенных ощущений, например, ему приятно вращаться или он любит, когда его тело сдавливают, он сам любит сдавливать предметы.

Это не прихоть, а сенсорная информация, которая важна для саморегуляции. Если ребенок не получает необходимой стимуляцией, все ресурсы его мозга посвящены ее поиску, на обучение новому остается мало сил. Наблюдения родителей помогают специалистам определить, какие именно ощущения важны для ребенка. Конструктор Ёжик – источник тактильной стимуляции.

Многие развивающие игрушки могут выполнять сразу несколько функций. Например, это набор пипеток можно использовать для развития мелкой моторики и для изучения названий цветов. Но здесь ребенок получит и сенсорную стимуляцию: игра с водой, сдавливание пипеток.

4. Игрушки должны развивать

В понимании многих взрослых развивающая игрушка – это пирамидка или что-что, где нужно собирать целое из частей. Развивающий потенциал игрушек не ограничивается этим. Многие игрушки могут стать пособиями для занятий с особым ребенком, но важно сначала определиться, что именно вы собираетесь развивать? Крупную или мелкую моторику? Речь? Память?

5. Игрушки должны соответствовать интересам ребенка

Жизнь многих детей с особенностями в развитии строго регламентирована: логопед, дефектолог, реабилитация, лечение. Многие родители стремятся к тому, чтобы каждая игрушка для ребенка с ОВЗ была развивающим пособием.

Но ведь можно совместить интересы ребенка с целями занятий. И проще отталкиваться именно от интересов ребенка, тогда не нужно будет заставлять заниматься. Вы хотите, чтобы ребенок научился считать, а его интересуют только насекомые? Тогда нужно считать насекомых.

Комната заваленная игрушками – это не то, что нужно для развития ребенка. Лучше меньше игрушек, но пусть они будут качественными: безопасными и прочными.

Cardboard jeweled mirror craft for kids - arts & crafts for pretend play - This would be fun for playing Snow White Kids Crafts, Летние Поделки, Поделки Для Дошкольников, Проекты Поделок, Прикладное Искусство, Простые Поделки, Disney Princess Поделки, Сказочные Поделки, Поделки Из Зеркала

I love the idea of healthy art. This is kinda cool and there are no limits to what can be made out of these things. You can make the patterns like you see. Try drawing things in pencil on the papers for the kids to try and follow.

Cassie Stephens: In the Art Room: Fourth Grade Pizza Pillows! Детсадовские Художественные Проекты, Школьные Художественные Проекты, Проекты Своими Руками, Идеи Для Проекта, Искусство Для Детей, Занятия Для Детей, Уроки Элементарного Искусства, Покрытые Коробочки, Уроки Плавания

One of the first things my kids think about as soon as the weather warms up is popsicles! So we just couldn

One of the first things my kids think about as soon as the weather warms up is popsicles! So we just couldn't help but make this fun, colorful popsicle fine motor craft. There is a lot of fine motor work involved in pulling, grasping, and sticking the brightly colored tissue paper squares onto the paper.

Get the free tie template to make this cute Shirt & Tie card for Dad! Perfect Father

Get the free tie template to make this cute Shirt & Tie card for Dad! Perfect Father's Day Card kids can make.

How to make poppies out of egg cartons. More Kids Crafts, Занятия Для Малыша, Пасхальные Поделки, Прикладное Искусство, Детские Игры, Изображения Дня Памяти О Погибших В Мировые Войны, Поделки На День Матери

Cotton bud dandelions Mother

Mitten Snowball Counting Activity is a fun, hands-on way for students to review numbers and practice one to one correspondence. This fine motor center is perfect for preschool and kindergarten students. Зимние Развлечения, Детские Игры, Зимние Ремесла, Дошкольное Воспитание, Деятельность, Амигуруми, Manualidades, Здоровье, Дошкольная Математика

Mitten Snowball Counting Activity is a fun, hands-on way for students to review numbers and practice one to one correspondence. This fine motor center is perfect for preschool and kindergarten students.

Одноклассники Переработанные Поделки, Поделки Из Бумаги, Поделки Из Пластиковых Бутылок, Пластиковые Бутылки, Переработанные Бутылки, Занятия С Дошкольниками, Бойфренд Поделки, Творческие Ремесла, Идеи Для Поделок

goma eva para ni?os Картонные Поделки, Пенопластовые Поделки, Искусство Для Детей, Ремесленная Деятельность, Поделки Для Дошкольников, Поделки Из Пластиковых Бутылок, Карты Ручной Работы

Egg Carton Flower Crafts for Kids- Perfect for spring or Mother

Egg Carton Flower Crafts for Kids- Perfect for spring or Mother's Day! Includes sunflowers, bluebells, roses, and even fairy lights!

Предлагаю подборку на тему "Игрушки для развития мелкой моторики". Игрушки, которые можно сделать своими руками. Все представленные ниже фотографии - наши с дочкой творения.

Начнем с игрушек и пособий, которые не потребуют особых навыков:

1. "Коробочка с крупами" - взяли коробку от обуви, маленькие лопатки, грабельки, кисточку для бритья, контейнеры с крупами (у нас манка, пшено, рис), вырезали из картона геометрические фигуры и приделали к ним "ручки" - крышечки от пластиковых бутылок. Можно пересыпать, рисовать на крупе, закапывать мелкие игрушки, учится "писать" пальчиком буквы-цифры и пр.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 1

2. В продолжение темы использования коробок от обуви - "Коробочка с крышечками". В такой коробочке мы хранили долгое время наши первые машинки. Ребенок тренируется закручивать-откручивать крышечки, можно подключить еще и изучение цветов (прикручивать согласно цвета). Сделали мы ее так: коробка от обуви, самоклеющаяся пленка (сделали аппликацию), обрезанные горлышки от пластиковых бутылок (вкрутили в крышку изнутри), крышечки от пластиковых бутылок для закручивания.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 3
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 4

3. "Копилки-кормилки" - из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки, которых детки с удовольствием будут "кормить". У нас есть хрюшка (обшила её фетром, но можно было и самоклейкой оклеить), а самые первые были зверюшки из баночек от пальчиковых красок (здесь помимо мелкой моторики мы проходили, кто что ест).

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 5
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 6

4. Игры с прищепками (а для более старших деток- со скрепками) - изготовить их легко из бумаги или картона.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 7

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 9
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 10

5. "Картинки-пластилинки", а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином - просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно "рисовать" пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 11

6. "Домашняя песочница". У домашней песочницы масса плюсов: в нее можно играть круглый год, можно не волноваться за здоровье ребенка (дворовые песочницы очень любимы котами, а дома песок из карьера прокален), песок помогает расслабляться и взрослым, а еще мне лично очень нравится песочная терапия (почитайте в интернете).

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 13

7. Пальчиковые куклы. Можно их сшить, а можно и из бумаги сделать.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 14
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 15

При изготовлении следующих игрушек понадобятся навыки шитья:

8. "Перебиралки-перетягивалки" - вариантов их исполнения может быть масса, мы сделали себе на автокресло. Нашила разнофактурных разноцветных лоскутков, ленточек, шнурочков с бусинами. А маленькой племяшке я шила игрушку-совушку.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 17
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 18

9. Искалочки - игрушки из ткани с прозрачным окошечком, наполненные бисером/рисом и мелкими деталями. Детки перебирают искалочку и ищут спрятанные в ней сокровища. Вариантов в интернете много, здесь наша черепашка.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 19

10. Игрушки с застежками. Есть различные варианты исполнения: матрешки-застежки, развивающие кубики, книжки, коврики. Лично мне больше всего нравится вариант коврика, поскольку он очень практичен - его удобно брать с собой на природу, на дачу, на пляж.


Использование игровых технологий во взаимодействии педагога и ребенка создает много развивающих возможностей для формирования личности обучающихся. Осуществляется это средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ — основная цель работы педагогов и специалистов в непосредственно образовательной деятельности. Вопросы формирования познавательной активности детей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Интерес—это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Пирамидка — одна из самых первых и любимых игрушек всех детей, которая дает ребенку представление о размерах и цветах предметов, учит сравнивать предметы между собой, развивает мелкую моторику.

https://sun9-35.userapi.com/c855324/v855324557/23c39d/dGXxuqL7yjs.jpg


https://sun9-22.userapi.com/myQvj4IqDK82113X-LD__SAdq6OxHUqFZUHRcw/FmCclJ9G2bE.jpg

Разрезные картинки (по разным лексическим темам)

Игра помогает закрепить понятия, учит детей составлять картинку из 3 и 4 частей, развивает внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.


Помогает закрепить знания детей о диких и домашних животных в игровой форме. Учит различать и находить нужного животного. Развивает наблюдательность, внимание и аналитические способности.

https://sun9-24.userapi.com/c840237/v840237134/8c78a/z2EL845l-w0.jpg

https://sun9-5.userapi.com/W2UCmGSv1gAd1ttOGUfRXb3PSL0Il_MYJ4p_cw/Th-P7RvnDGk.jpg

Игра способствует закреплению у детей знаний основных цветов и их оттенков; развивает предметные действия, навыки ориентировки в пространстве; начальные навыки счета, мелкую моторику; внимание, наблюдательность.


В процессе игры у детей развивается мышление, воображение, память, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать. Дидактическое пособие развивает мелкую моторику, цветовое восприятие, обогащает словарный запас.


https://sun9-3.userapi.com/c851320/v851320016/19efb7/sKu67e5FmAg.jpg

https://sun9-9.userapi.com/c850232/v850232016/1d1758/keD_AGSd1rc.jpg

Игра закрепляет у детей знание цифр от 0 до 10 (20), порядковый и обратный счёт. В игре происходит знакомство со знаками (больше, меньше, равно). У ребенка расширяется объем словаря, развивается зрительное восприятие, формируется представление о знаках (больше, меньше, равно)

Читайте также: