Проект по технологии 6 класс для девочек оригами из салфеток

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека,определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой,с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Аппликация (техника бумажная пластика)это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Тип проекта: творческо – исследовательский, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – май 2016 г.

Участники проекта: дети 4 - 7 лет, воспитатель, родители.

Цель проекта: Формирование у детей основ знаний и представлений о разновидностях бумаги (салфеток). Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир салфеток, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Задачи проекта:

• обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие видов бумаги в нашей жизни;

• познакомить детей со свойствами и особенностями салфеток и постараться открыть их новые возможности;

• формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

• обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет);

• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

• развитие речевых навыков;

• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

• воспитание навыков аккуратной работы с салфеткой;

• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

• развитие творческого потенциала родителей и детей;

• активизировать личностную позицию ребенка.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

• формулировка цели и определение задач

• подбор материалов по теме проекта

• создание развивающей среды для опытнической деятельности по выяснению свойств бумажной салфетки

• информирование родителей о предстоящей деятельности

2. Основной этап.

• Планирование работы с детьми, подбор и разработка конспектов НОД.

• Планирование работы с родителями, подбор и разработка мероприятий, проводимых с участием родителей.

• Реализация проекта, существление запланированных мероприятий.

3. Заключительный этап.

- о качестве реализации проекта

- об уровне усвоения детьми основных приемов работы с бумажной салфеткой

- о развитии ручной умелости

• Фотоотчёт по реализации данного проекта.

2. Умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации.

3. Умение использовать разные способы и приемы работы с бумажными салфетками.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Продукты проектной деятельности:

1. Выставки детских работ с использованием бумажных салфеток.

3. Составление альбома лучших работ детей.

6. Фотоотчёт по реализации данного проекта.

Тематический план работы с детьми

Месяц Тема Задачи

Познавательно- исследовательская деятельность

Учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них осенний пейзаж. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Ноябрь «На яблоньке

(коллективная работа) Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики.

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них лебедь, волны. Формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

(коллективная работа) Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю, пространственное освоение листа, развитие воображения.

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения.

(коллективная работа)

Продолжать упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (комочков,прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату

(коллективная работа) Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет)в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

Закреплять умение аккуратно

и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в

клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

(коллективная работа) Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Воспитывать дружеские отношения. Развивать интерес к традициям,обычаям народа: печь куличи на Пасху.

(коллективная работа)

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики).

Закреплять умение делать пушистики (одуванчики). Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

Работа с родителями

3. Совместная выставка работ детей и родителей (апрель).

1.Аппликации и поделки из бумаги для детей -М: Стрекоза,2010.

2. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. ,Оникс, 2009 г.

3. НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1

4. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

5. Интернет ресурсы.

Мастер-класс по украшению салфетки с родителями и детьми

Мастер-класс по украшению салфетки с родителями и детьми Познакомить детей с новой техникой по украшению маркерами, фломастерами и спиртом различных тканей. Развивать художественный вкус. С помощью.

Данная Презентация знакомит обучающихся с различными техниками аппликации из салфеток, и какие инструменты и материалы для этого необходимы.

Аппликация из скатанных салфеток-простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики и воображения. Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.

Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скатывается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.








Но есть аппликация которая выполняется скручиванием салфеток в жгутики.




Такой аппликацией декорируют различные предметы.



Список используемых интернет источников:https://gidrukodeliya.ru/applikaciya-iz-salfetokhttp://dekormyhome.ru/rukodelie/applikacii-iz-salfetok-svoimi-rykami-dlia-detei-s-foto-i-video.htmlhttps://infourok.ru/master-klass-applikaciya-iz-salfetok-558522.htmlhttps://hendmeid24.ru/podelki/applikacii-iz-salfetokhttps://zen.yandex.ru/media/master_sergeich/peipart-dlia-nachinaiuscih-jgutiki-iz-salfetok-5d975c1b2f1e4400add2468a



Аппликация из скатанных салфеток-простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики и воображения. Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.


Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скатывается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.

Презентация к творческому проекту "Топиарий из салфеток". Выполнила ученица 8 класса Колозян Карина.

Ученица 8 класса Колозян Карина, руководитель проекта Волкова Виктория Викторовна , 24.09.2018

Содержимое разработки

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Топиарий из салфеток

Руководитель проекта Волкова В.В.

Содержание.

  • Концептуальность проекта.
  • Актуальность, социальная значимость и востребованность, предпроектное исследование.
  • Теоретические сведения.
  • Историческая справка.
  • Приборы и материалы.
  • Этапы проекта.
  • Реклама.
  • Самооценка.
  • Словарь терминов.
  • Список используемой литературы.

Концептуальность проекта

Мне очень нравится заниматься различным рукоделием. Сейчас в интернете можно найти очень много оригинальных идей. С большой радостью подхватила идею выполнения декоративного дерева – топиарий. Оно может стать и великолепным подарком, и предметом декора в интерьере. Оно красиво, оригинально, доступно и разнообразно в технике исполнения и, наконец, современно.

Украшать себя, свой дом, свой мир свойственно любому человеку.

Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Куда ни глянь, каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит. Незаметно сам соблазняешься сделать что-нибудь красивое и желательно полезное.

На данный момент актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия. Начинаешь изучать ассортимент магазинов, и понимаешь: вязать сложно, вышивать долго, рисовать не каждый умеет, да и фантазии маловато. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям.

Цель и задачи проекта. Цель проекта: разработать и изготовить топиарий из салфеток. Задачи проекта:

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: разработать и изготовить топиарий из салфеток.

Задачи проекта:

Актуальность.

Примеры работ топиария.

Примеры работ топиария.

Топиарий (топиари) — это сад с художественно подстриженными растениями, зелёными скульптурами. Искусство топиари насчитывает многовековую историю. В Древнем Египете и Персии люди научились придавать деревьям и кустарникам геометрические формы. Наиболее известным примером топиарного искусства является одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные и искусственные материалы, также называют топиарий или европейское дерево. Это декоративная вещь, и только от фантазии создателя зависит, какую крону будет иметь его деревце.

Восточные деревца бонсаи, как и топиарии, называют деревьями счастья, а если на веточках закреплены монетки — денежными деревьями, поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок и украсить ею свой дом.

Приборы и материалы.

Приборы и материалы.

При оформлении топиария необходимо учитывать следующее:

- диаметр горшка не должен быть больше диаметра шара;

- выбирайте палку для ствола подлиннее, с запасом, так как палка крепится в горшке почти до основания и ещё на неё надевается шар;

- пыль с деревца можно удалять обычным феном, но холодной струей;

- готовое деревце желательно не ронять и не ставить под прямые солнечные лучи.

Мы сделаем Дерево счастья круглой формы. Для оформления кроны используем цветы из салфеток.

2. Дизайн - анализ Топиарий состоит из кроны, ствола и горшочка, в который заливают гипс, либо укладывают пластилин. Высота дерева может составлять 40см или 70см. В зависимости от размера и внешнего вида деревца, его можно установить прямо на полу, на столе или окне. Форма кроны выбирается произвольная: шар, сердце и др. Крона . Для оформления кроны топиария можно использовать очень разные материалы: искусственные цветы, перышки, камешки, шишки, ракушки, кофе, скорлупки или целые фисташки, салфетки, гофрированная бумага и др. Палка для ствола . Может быть использована любая подходящая палка, веточки, шпашки для шашлыка, проволока и даже бутылка. Их обматывают лентами, гофрированной бумагой, нитками или просто красят. Горшочек . Можно купить в магазине. Или взять любую банку нужных размеров и обтянуть тканью или бумагой. А можно сделать самостоятельно из подручных материалов, например, из стаканчиков для рассады, а затем украсить лентами.

2. Дизайн - анализ

Топиарий состоит из кроны, ствола и горшочка, в который заливают гипс, либо укладывают пластилин.

Высота дерева может составлять 40см или 70см. В зависимости от размера и внешнего вида деревца, его можно установить прямо на полу, на столе или окне.

Форма кроны выбирается произвольная: шар, сердце и др.

Крона . Для оформления кроны топиария можно использовать очень разные материалы: искусственные цветы, перышки, камешки, шишки, ракушки, кофе, скорлупки или целые фисташки, салфетки, гофрированная бумага и др.

Палка для ствола . Может быть использована любая подходящая палка, веточки, шпашки для шашлыка, проволока и даже бутылка. Их обматывают лентами, гофрированной бумагой, нитками или просто красят.

Горшочек . Можно купить в магазине. Или взять любую банку нужных размеров и обтянуть тканью или бумагой. А можно сделать самостоятельно из подручных материалов, например, из стаканчиков для рассады, а затем украсить лентами.

Технология изготовления .

Технология изготовления .


Проблемы, с которыми столкнулся автор проекта . Во-первых. Во время выполнения проекта, я ошибалась в расчётах, приходилось доделывать некоторые элементы работы (цветы). Во-вторых. Клей-гель не подходит для приклеивания цветов на пенопластовую основу, т.к. клей разъедает пенопласт ( в состав клея входит растворитель, который растворяет пенопласт). В-третьих. Гипс застывает долго, из-за этого работу завершить можно лишь через 1-3 суток .

Проблемы, с которыми столкнулся автор проекта .

Во-первых. Во время выполнения проекта, я ошибалась в расчётах, приходилось доделывать некоторые элементы работы (цветы).

Во-вторых. Клей-гель не подходит для приклеивания цветов на пенопластовую основу, т.к. клей разъедает пенопласт ( в состав клея входит растворитель, который растворяет пенопласт).

В-третьих. Гипс застывает долго, из-за этого работу завершить можно лишь через 1-3 суток .

6. Экономическое обоснование Стоимость данной работы можно вычислить следующим образом: Салфетки разноцветные - 0, 5 x 40 руб = 20 руб Гипс - 0, 5x100 руб = 50 руб Клей ПВА - 1x 20 руб = 20 руб Горшок ажурный - 1 x 39 руб = 39 руб Лента атласная розовая - 1 м x 7 руб = 7 руб Основа круглая 1x100= 100руб Общие затраты без учета труда составили – 236 рублей. В интернет - магазине топиарии стоят от 500 рублей и дороже.

6. Экономическое обоснование

Стоимость данной работы можно вычислить следующим образом:

Салфетки разноцветные - 0, 5 x 40 руб = 20 руб

Гипс - 0, 5x100 руб = 50 руб

Клей ПВА - 1x 20 руб = 20 руб

Горшок ажурный - 1 x 39 руб = 39 руб

Лента атласная розовая - 1 м x 7 руб = 7 руб

Основа круглая 1x100= 100руб

Общие затраты без учета труда составили – 236 рублей.

В интернет - магазине топиарии стоят от 500 рублей и дороже.

Самооценка . На мой взгляд, разработанный мною топиарий получился вполне удачно. Если обратиться к формулировке задач, то работа им соответствует, т.е. для ее изготовления мне не потребовалось много времени, он хорошо вписывается интерьер моей комнаты, он имеет набольшие размеры. Одним из самых главных достоинств является то, что на изготовление топиария не потребовалось много денег. Проведенное мною исследование оказалось полным. Составленная мною дизайн-спецификация, очень сжатая, но основные требования, предъявляемые к данному пункту, я выполнила.

На мой взгляд, разработанный мною топиарий получился вполне удачно. Если обратиться к формулировке задач, то работа им соответствует, т.е. для ее изготовления мне не потребовалось много времени, он хорошо вписывается интерьер моей комнаты, он имеет набольшие размеры. Одним из самых главных достоинств является то, что на изготовление топиария не потребовалось много денег.

Проведенное мною исследование оказалось полным. Составленная мною дизайн-спецификация, очень сжатая, но основные требования, предъявляемые к данному пункту, я выполнила.

Заключение Мы закончили работу. У нас получилось красивое Дерево счастья. Изделие выполнялось с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в четкой последовательности технологических операций, при правильном применении инструментов и материалов. Скоро в нашей семье снова праздник – день рождения тети Кати. Пусть этот топиарий будет ещё одним подарком для неё и пусть в её доме поселится счастье. Счастье - это жить сегодняшним днем и радоваться каждой минуте. Счастье - это с благодарностью принимать всё то, что дает тебе жизнь. Счастье - это уметь жить так, чтобы потом было что вспомнить и что передать. Счастье - это жить и ни о чем не жалеть. Будьте счастливы !

Мы закончили работу. У нас получилось красивое Дерево счастья. Изделие выполнялось с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в четкой последовательности технологических операций, при правильном применении инструментов и материалов. Скоро в нашей семье снова праздник – день рождения тети Кати. Пусть этот топиарий будет ещё одним подарком для неё и пусть в её доме поселится счастье.

Счастье - это жить сегодняшним днем и радоваться каждой минуте. Счастье - это с благодарностью принимать всё то, что дает тебе жизнь. Счастье - это уметь жить так, чтобы потом было что вспомнить и что передать. Счастье - это жить и ни о чем не жалеть. Будьте счастливы !

16.Словарь терминов Топиар скульптура ( топиар , реже топиари ) — фигурная стрижка деревьев и кустарников. Одно из старейших садово-парковых искусств. Диза?йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных. Сте?плер , или сшиватель (англ. stapler, /'ste?pl?(r)/) — устройство для скрепления листов бумаги металлическими скобами Гипс (материал) Обожжённый гипс применяют для отливок и слепков (барельефы, карнизы и т. д.), как вяжущий материал в строительном деле. Себестоимость- издержки производителя на изготовления изделия.

16.Словарь терминов

Топиар скульптура ( топиар , реже топиари ) — фигурная стрижка деревьев и кустарников. Одно из старейших садово-парковых искусств.

Диза?йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных.

Сте?плер , или сшиватель (англ. stapler, /'ste?pl?(r)/) — устройство для скрепления листов бумаги металлическими скобами

Гипс (материал) Обожжённый гипс применяют для отливок и слепков (барельефы, карнизы и т. д.), как вяжущий материал в строительном деле.

Творческий проект по технологии

В данной работе подробно описаны этапы создания скатерти и салфеток в лоскутной технике и проведены исследования по видам скатертей, салфеток и др.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевска-на-Амуре

Творческий проект


Выполнила: Шефер Мария

Учащаяся 9 Б класса МБОУ СОШ №5

Руководитель: Михайлова Екатерина Александровна

Учитель технологии МБОУ СОШ №5

Раздел I. СБОР, ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ………….…6

1.1 Анализ исторических прототипов и современных аналогов……..6

Раздел II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ……..16

2.1 Разработка эскизов………………………………………………. 16

2.2 Обоснование выбора модели……………………………………. 17

2.3 Описание будущего изделия………………………………………18

2.4 Выявление основных параметров и ограничений………………18

2.5 Выбор материалов, оборудования и инструментов……………. 19

2.6 Правила безопасного труда………………………………………19

2.7 Последовательность изготовления………………………………. 25

Раздел III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………. 30

3.1 Уход за изделием ……………………………………. 30

3.2 Экологическое обоснование.…………………………………………31

3.3 Экономическое обоснование ………………………………………..32

3.4 Маркетинговое исследование………………………………………11

Обоснование выбора темы проекта

Совсем скоро наступит мой самый любимый праздник – Новый год. В нашей семье есть много традиций, связанных с этим праздником.

Новогодние праздники совпадают с каникулами в школе, а с 2005 года Правительство Российской Федерации узаконило 10 дневные каникулы для взрослых. Поэтому одна из наших традиций связана с тем, что мы всей семьей приезжаем на каникулы к бабушке. Я люблю приезжать в гости к бабушке. У нее дома очень уютно и тепло. Мы собираемся за большим столом, пьем чай с пирогами и наблюдаем как за окном падает снег.

Еще одна новогодняя традиция – я всегда дарю бабушке подарки, сделанные своими руками. Вот и сейчас, в преддверии новогоднего праздника, я задумалась, что же подарить бабушке на новый год?

Бабушка любит украшать свой дом красивыми и оригинальными вещами. Что я умею делать? Прежде всего, выполнять художественную вышивку. Можно выполнить панно в технике ручной вышивки. Но для этого нужно время, а его уже не так много. Можно вышить картину в технике вышивки шелковыми лентами. Но этим сейчас никого не удивишь. Картину, вышитую бисером, я дарила бабушке в прошлом году. Я очень люблю шить. И я подумала, что могла бы сшить праздничную скатерть. Скатерть для особо торжественных случаев может стать украшением не только стола, но и всей комнаты.

Тема проекта: к омплект для сервировки стола.

Предмет исследования: скатерть и сервировочные салфетки.

Цель исследования: изготовить комплект для сервировки стола.

1. Изучить исторические сведения о скатерти и салфетках.

2. Изучить литературу, связанную с технологией изготовления скатерти и салфеток.

3. Подобрать материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы над проектом.

4. Проанализировать идеи и выбрать наилучший вариант.

5. Выбрать технологию изготовления праздничной скатерти.

Требования к будущему изделию:

1. Качество исполнения изделия.

2. Эстетический вид.

Планируемый результат: Изделия должны быть красивыми, практичными, яркими, красочными. Скатерть и салфетки должны гармонировать со всеми окружающими предметами, подходить к интерьеру, создавать уют.

Раздел I. СБОР, ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

1.1 Анализ исторических прототипов и современных аналогов

История появления скатерти

Впервые нечто похожее на скатерть использовали еще в Древнем Египте. Ткань состояла их льняных и хлопковых нитей, на нее наносилась вышивка с использованием окрашенных нитей. Наличие данного атрибута считалось символом власти и роскоши. Обычным людям дорогостоящие материалы были недоступны. Высшее общество Древнего Рима и Греции вплетали в ткань нити из настоящего золота.


После 16 века скатерть, история происхождения которой началась несколько тысяч лет назад, стала использоваться для оформления интерьеров, и не только перед трапезой. Выбирались красивые, яркие, дорогие ткани с кружевом и вышивкой. Именно тогда вошли в моду такие материалы, как бархат, парча и даже шелк. Последний считался настоящей роскошью и покрывал стол только аристократии. В 17-19 веках мода на них ушла, оставив место только классике.

В конце 19 века белые скатерти снова стали востребованными и желанными в любом доме. А вот 20 век внес лепту яркости и нестандартности, длина ткани доходила до пола и имела цветочный, растительный, геометрический принт. В 21 веке дизайн дополнился высокотехнологичными материалами, которые не только стильные, но и практичные.

Откуда взялись салфетки?

Бумажные и тканевые столовые салфетки сейчас не являются редкостью или необычным предметом. Но еще 3000 лет назад в Древней Греции для вытирания губ и рук после приема пищи использовали не бумагу, а обычные фиговые листы. При этом такая роскошь была доступна только знатным людям, а вот рабы и бедняки использовали для этой цели свою одежду.

Только через тысячу лет в той же Древней Греции на стол начали класть первые полотняные салфетки, которые были похожи на небольшие скатерти. Многие приносили их с собой, а после использования забирали обратно. Парадоксально, но только в 15 веке люди начали пользоваться этим атрибутом повсеместно. Для обычной трапезы использовалась бумага, а для торжественной – расписные тканевые салфетки из дорогих материалов и с необычными изображениями.

Петр Великий привез данный атрибут в Российскую империю, и салфетки тут очень быстро прижились – ношение бороды и усов требует особой гигиены, а русский народ всегда славился своей чистоплотностью. Немного позже, во времена правления Российской императрицы Екатерины II, у богатых дворян, аристократии и приближенных к императорскому дворцу появились необычные асбестовые салфетки. По легенде, Екатерина швыряла их в огонь перед заморскими гостями, после чего слуга доставал их с камина целыми и невредимыми.

Привычный внешний вид бумажных салфеток начал появляться в начале 20 века в Японии. Местные мастера научились размягчать бумагу особым образом, разделять ее на тонкие листы, после чего снова соединять и сушить. Такая методика позволяла получить очень мягкий материал, который приятно было использовать после еды. Что касается современных тканевых салфеток, то они практически не изменились. Единственным нововведением является возможность использования более доступных материалов.


Асбест - огнеупорный материал

Приметы и традиции о скатерти

На Руси никто не садился за стол, если на нем не было ткани. Считалось, что это к безденежью, финансовым потерям.

После трапезы все крошки собирались аккуратно в ладонь, после чего выносились во двор. Сейчас крошки можно выбросить в окно, но никак не в мусорное ведро – можно спустить все свое богатство.

Скатерть ни в коем случае не штопали или чинили. Ее использовали до последнего, после чего сжигали во дворе, а пепел закапывали.

Нельзя использовать скатерть для тряпок. За большое время службы она впитала много энергетики и эмоций.

Праздничный обед или обычная трапеза – без столового белья не обойтись. Что входит в обязательный перечень текстиля для обеденного или фуршетного стола? Как правильно использовать разные виды скатертей и салфеток?

Классический перечень столового белья включает: скатерти и салфетки разных видов, полотенца, ручники, столовые дорожки.


1.2 Анализ прототипов

Полотенца и ручники


Полотенца используют для вытирания рук и посуды. Чтобы они не оставляли ворсинок на посуде лучше всего выбирать немахровые полотенца из хлопка или льна. Ручники – это полотенца или салфетки для подачи горячих блюд. Их изготовляют из белой льняной или хлопчатобумажной ткани, используют в сложенном виде. Часто в качестве ручников используют старые салфетки.

Сложенный вчетверо ручник используется для подачи блюд. В качестве ручника вполне могут выступать белые полотняные салфетки, неиспользуемые для сервировки столов из-за незначительных дефектов, которые незаметны при сложении ручника.

Виды скатертей

Скатертью называют разные по форме и размеру текстильные изделия, которыми накрывают стол. Они бывают разными по предназначению:

Декоративные. Часто это настоящие произведения искусства — с кружевами и вышивкой, с кистями и бахромой, — их используют постоянно для украшения интерьера в зависимости от его стиля, а также в соответствии с этническими традициями.

Обеденные. Скатерти более простого дизайна для использования во время праздничной или обычной трапезы. Их форма подбирается по размеру стола, причем они могут накрывать стол полностью со свисанием края или только частично. Иногда они представляют собой комплект из нескольких полотнищ разного назначения.

Скатерть для праздничного стола

Скатерть для праздничного стола

Классическая скатерть покрывает стол полностью, имеет свис 20 см на каждую сторону. Таким образом, к размерам квадратных и прямоугольных столов прибавляется 41см, а для круглых +20 к диаметру.

Современная эстетика допускает практически любую длину края и не обязательно даже выбирать скатерть по форме стола.

Под основную скатерть для обеденного стола настилают особую скатерть – мулетон. Она служит для защиты столешницы от повреждений (например, от горячего или пролитой жидкости). Кроме того, мулетон поглощает звуки при перестановке приборов на столе, а также предотвращает скольжение основной скатерти. Такая нижняя скатерть может быть специально пошитой из плотной ткани, но гораздо проще использовать обычную хлопчатобумажную скатерть.



Есть еще и верхняя скатерть – наперон. Она всегда меньше основной, ее настилают поверх основной скатерти для защиты от внешних воздействий, быстрого истирания, а также в декоративных целях. Это может быть одиночная салфетка больших размеров. Цвета и узоры основной скатерти и наперона должны гармонично сочетаться между собой.

Скатерть для праздничного стола

Скатерть для праздничного стола

Напероны на квадратных столах часто укладывают по диагонали. На круглых столах классическая комбинация состоит из круглой основной скатерти и квадратной верхней.

Скатерть для праздничного стола

Скатерть-дорожка

Стол накрывается одной общей дорожкой посередине, так, чтобы ее ширины хватило на все посадочные места, или индивидуальными дорожками (одна дорожка на два посадочных места, расположенных друг напротив друга).

Благодаря таким дорожкам можно очень быстро накрыть и сервировать стол. А если кто-то из гостей, к примеру, нечаянно разлил вино, её можно легко заменить.

Скатерть дорожка

Скатерти-дорожки можно использовать и без основной скатерти. Такая сервировка хорошо подходит к стилю кантри – длинный стол из натурального дерева, посредине узкая дорожка в этническом стиле, для каждого гостя – салфетки, сочетающиеся с дорожкой.

Салфетка — предмет столового белья, с определенной геометрической формой, обычно квадратной или прямоугольной, реже овальной, круглой или треугольной.

Красивые оригинальные салфетки помогут украсить стол, и придадут ему праздничный вид. Часто салфетки комплектуются со скатертью и объединены единым стилем и дизайном.

Салфетки подразделяются на чайные и столовые. Размер чайных салфеток 35*35 см они могут иметь цветную расцветку и предназначаются только для сервировки стола к чаю. Столовые салфетки имеют размер 46*46 см и применяются при любой сервировке стола.

Кроме украшения и сервировки стола салфетки служат:

Для обтирания лица и рук.

Для предохранения одежды от случайного попадания крошек и брызг

Для использования в роли подтарельника.

Скатерти и салфетки

Салфетки располагают, как правило на закусочной тарелке. Если закусочная тарелка не сервируется или занята, можно расположить салфетку непосредственно на столе (на месте закусочной тарелки или над вилкой), а также на пирожковой тарелке. Красиво смотрится салфетка, сервированная в бокале для воды.

Читайте также: