Придумывание поделки по ассоциации
Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.
Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека — вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.
Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово "красный" (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный"), можно получить такие ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и др. Такие различия зависят прежде всего от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций вам необходимо будет научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).
На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: "Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить. ". И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним. Для того, чтобы ассоциации помогали вам эффективнее, нужно прежде всего усвоить несколько правил их создания или построения.
Правило №1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.
Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности.
И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлятъ все самое яркое, необычное и волнующее. Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.
Создание ассоциаций всегда индивидуально, а потому читатель должен относиться к приводимым ниже примерам лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций. Для того, чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно прежде всего научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные.
Попробуем, например, связать несколькими способами слово "апельсин" и слово "мыло". Очень хочется надеяться, что вы усвоили Правило №1 и сразу откажетесь от связей, подобных этой: "Я купил апельсин и мыло". Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: "Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла".
Вас не должна смущать странность или нереальность созданной вами связи — ведь, как вы знаете, именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: "Я рисую апельсин куском мыла". Связь может быть и такой: "Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло". Теперь придумайте еще 2—3 оригинальные связи (ассоциации) между словами "апельсин" и "мыло" сами.
Попробуем связать между собой слова "дерево" и "телевизор". Естественно, связь "дерево показывают по телевизору" нам не подходит. Она забудется так же быстро, как и возникла. "Телевизор висит на дереве" — уже лучше, но еще лучше, еще необычнее будет представить себе, что много маленьких телевизоров висят на дереве (словно листья или плоды).
"Телевизор вмонтирован в ствол дерева" — тоже неплохо. А вот связь: "При включении телевизора, из него начинает расти дерево", — на мой взгляд, самая удачная из перечисленных. Вам станет понятнее мое мнение, когда вы ознакомитесь с остальными правилами построения ассоциаций для запоминания.
Сначала построение таких связей кажется делом очень и очень странным, иногда почти бредом, но вы не должны забывать, что научиться строить такие связи просто необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания. Попробуйте придумать еще несколько существенно различающихся связей между словами "телевизор" и "дерево". Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше.
Между прочим, подобным образом тестируют творческие способности человека. Чем человек больше оригинальных и отличающихся по существу (а не "дерево вылезло сверху. ", "дерево вылезло сбоку. или снизу") связей может создать, тем выше его творческий потенциал. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.
*** Упражнение 1.
Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:
СТАКАН и ТУФЛИ
КАРАНДАШ и ШЛЯПА
ТЕЛЕФОН и АРБУЗ
Для каждой пары придумайте по 3—4 связи, не забывая про Правило1.
Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Важно потому, что наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь.
Например, между словами "трава-цветок", "кошка-мышка" сами по себе напрашиваются такие связи: "в траве растет цветок" и, соответственно, "кошка поймала мышку". Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески. Особенно часто это происходит при запоминании не двух, а целой цепочки элементов.
Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов "подушка" и "одеяло". Это сложнее, чем для слов "апельсин" и "мыло", не правда ли? И все же для хорошего овладения методами развития памяти надо научиться уходить от привычных связей, ломать привычные стереотипы. Вот несколько примеров оригинальных связей между этими словами
"Подушка пришита (прилипла) к центру одеяла".
"Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло".
"Подушка лопнула и превратилась в одеяло".
"Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись".
*** Упражнение 2.
Потренируйтесь в создании неожиданных связей между словами:
ВОДА и ЦВЕТОК
КОТ и МОЛОКО
КОНВЕРТ и РУЧКА
Придумайте по 3—4 оригинальных связи между словами каждой пары.
Конечно, логичнее всего было бы связать "кот" и "молоко" так: "Кот пьет молоко", но если вы действительно хотите, чтобы метод ассоциаций приносил вам в дальнейшем максимальную пользу, то проявите побольше фантазии и придумайте что-нибудь поинтереснее. Например, хотя бы такую: "Кот плавает в молоке". Еще несколько пар слов, привычные связи между которыми надо изменить на новые вы найдете в Приложении.
Правило №2. Представляйте ваши ассоциации визуально.
Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" сюжет, который придумали. Иначе это правило называется МЕТОДОМ ОЖИВЛЕНИЯ. Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.
Правило №3. Преувеличивайте ваши ассоциации.
Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово "масло", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово "свет", то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.
Правило №4. Ваши ассоциации должны двигаться.
Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п.
Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола "был", используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. При усвоении длинного списка старайтесь, чтобы каждый его элемент становился как бы действующим лицом, то есть совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента списка.
*** Упражнение 3.
Теперь, когда вы знакомы уже со всеми правилами составления ассоциаций, самое время потренироваться еще. Хорошо, если при составлении ассоциаций вы будете помнить про все 4 правила. Свяжите при помощи метода ассоциаций слова:
ПИДЖАК и УХО
ЛАМПОЧКА и ВЕНТИЛЯТОР
МЯЧ и КОТЛЕТА
САЛЮТ и ГРИБ
КРАСКА и СТЮАРДЕССА
БИНОКЛЬ и МОЧАЛКА
РАДИО и АНТЕННА
ВЕЛОСИПЕД и МЕЛ
Если у вас возникли трудности при создании связей между словами, обратитесь за помощью к вашим знакомым, а еще лучше — к детям, ведь они мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации, главное побольше фантазии и воображения.
Кстати, напомню, что умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.
Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари не только создал на базе этого весьма невинного занятия целую методику развития творческих способностей у детей, но и придумал ей замечательное название — "бином фантазии". В его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй" вы найдете не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы, быть может, уже потратили уйму времени.
Однако мало знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами, необходимо приобрести в этом полезном деле практический опыт. Вы можете заняться этим когда угодно, в любую свободную от умственной деятельности минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Например, почему бы вам не попробовать придумать связи между двумя произвольными предметами, которые вам попались по дороге от кровати до ванной?
На следующий день попробовать снова связать их же, но на сей раз другим способом. А потом, быть может, удастся придумать и третий, и четвертый вариант связи. Или можете выбрать два других предмета. Все равно у вас эти секунды ничем не заняты. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете оспаривать тот факт, что она менее необходима, чем зарядка для тела. Вы можете выполнять такую зарядку для ума и в момент, когда ждете, что вот-вот закипит кофе, и когда ваш партнер немного опаздывает на встречу.
Ну а теперь самое время проверить, насколько хорошие связи между словами вы создали в Упражнении №3. Не подглядывая в задание (лучше закройте его листком бумаги), постарайтесь воспроизвести второе слово в паре:
Выделяют два вида конструирования – техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала).
Первый вид – техническое конструирование. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки.
Второй вид – художественное конструирование. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивная деятельность так же способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Существуют различные виды конструктивной деятельности детей каждая, из которых способствует формированию познавательных и социальных мотивов учения:
- конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,
- конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,
- конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,
- конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
И в завершении, предлагаем вам несколько игр по конструированию для детей младшего дошкольного возраста. Оставьте на минутку домашние дела и поиграйте вместе с ребенком.
Цель: Развивать умение ребенка, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.
Материал: кубики и кирпичики, пластины.
Проиграйте с ребенком ситуацию, что идет дождь, и щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Предложите построить домик для щенка. Ребенок сам подбирает материал, сам придумывает дом.
Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик.
Предложите ребенку построить для игрушечных домашних животных загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.
Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.
Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше. Необходимо срочно построить ворота для машины. Ребенок предлагает свои постройки.
Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками. Постройка мебели, комнаты различными способами.
Материал: кубики и кирпичики, призмы, пластины, цилиндры.
Предложите ребенку стать строителем и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самому строительный материал, возможно пригласить друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.
Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.
Ход игры: Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.
Цель: Учить ребенка создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.
Материал: кирпичики и пластины.
Заранее постройте водоем и предложите ребенку построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.
Поделки и развивашки для детей
Осенние поделки (Золотая Осень, ) своими руками, идеи с фото, мастер-класс, в детский сад, садик и школу.
Поделки ко Дню Матери (мамы) своими руками, идеи с фото, мастер-класс, в детский сад, садик и школу.
Сегодня многие любители рукоделия пробуют свои силы в сфере дизайна. Теперь, когда появилась возможность изготавливать поделки из бросового материала, творить в стиле Art Dump становится достаточно легко.
Понадобится совсем немного терпения и различные ненужные вещи. А ведь редко кто знает о таком привлекательном направлении в творчестве, где мусор выступает источником оригинального, творческого преобразования своего окружения.
Знакомство с бросовым материалом
Не придется отправляться в парк, сквер, лесополосу за природным материалом, или отправляться по магазинам в поисках нужных компонентов для создания поделки.
Перечень бросового материала чрезвычайно обширен. Это может быть:
- одноразовая посуда;
- различного типа пробки;
- пластиковые емкости;
- ветошь;
- остатки пряжи;
- пуговицы, колечки, пряжки;
- отходы из металла;
- стекло;
- вышедшая из моды бижутерия (бусинки, резинки) и многие другие вещички.
Одним словом, если скопились ненужные предметы, не следует их выбрасывать. Можно просто подарить им вторую жизнь.
Интересные идеи
Хорошим способом утилизации невостребованных предметов является изготовление поделок из бросового материала (в данном случае это будут cd-диски) своими руками.
Для создания изделия понадобится:
- cd-диски – 2 штуки;
- немного морской гальки и ракушек;
- элемент декора;
- свечка.
Как выполнить поделку, подскажет пошаговый инструктаж
Для начала нужно подготовить необходимы материал – список представлен выше. В процессе понадобится клей.
Для декоративных работ лучше всего подходит силиконовый клей из горячего клеящего пистолета.
- Во-первых, он достаточно быстро застывает.
- Во-вторых, работать им очень удобно, легко и руки не пачкаются клеевым средством.
На следующем этапе оформляется один из дисков – приклеивается галька и ракушки в виде небольшого колодца.
Далее украшается декором второй диск. Этот шаг полностью зависит от фантазии изготовителя. Для различных привлекательных элементов прекрасно подойдет фоамиран (пластичная замша).
Из него можно изготовить цветы, бабочки, фигурки и наклеить их на отверстие диска. Также прекрасно будут смотреться детали из упаковочной сетки.
Наверняка, в доме хранятся ушедшие в прошлое cd-диски, которые могут подарить много радости от созданных поделок и огромного чувства удовлетворения от самого процесса.
Виды рукоделия
Любители хэнд мейда в своем творчестве используют как традиционные, так достаточно редкие виды рукоделия. Для новичков это будет познавательно.
Картины из денима
Произведения искусств из джинсов – подтверждение тому, что поделки, изготовленные своими руками из неиспользуемых вещей чрезвычайно популярны.
Ознакомившись с технологией производства подобных изделий, сделать их будет совсем несложно.
Работать можно вместе с детьми, они с удовольствием примут участие в оформлении детской комнаты и одновременной художественной утилизации поношенных джинсов.
Создание этой техники принадлежит британскому художнику Ян Берри.
- основание картины – плита ДВП (размер по своему усмотрению);
- старые джинсы (желательно разной цветов и оттенков);
- клей ПВА, ножницы, линейка, маркер;
- выбранный шаблон рисунка;
- цветной картон.
Чтобы проще и качественнее изготовить подобные поделки из такого оригинального бросового материала, предлагается пошаговый ход. Полотно будет находиться в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Вырезать лист ДВП определенных размеров и выбранной формы.
Подготовить различные по окрасу лоскутки джинсового материала.
Из бумаги вырезать шаблоны кошки, домика, окружающих элементов (дерево, облако и т.п.).
Затем перенести их на основу из ткани, обвести маркером, вырезать. Каждая заготовка должна отличаться цветом и узором, чтобы получилась оригинальная картинка.
Создать фон, приклеив его к основе. Дать время для тщательного высыхания. Все предметы расположить на фоне и также с помощью клея прикрепить детали.
Можно приступать к оформлению. Кошку, хозяйку дома, одеть в нарядное платье (из кусочков джинсы), крышу создать в форме черепицы, окошки нарисовать маркером, им же нарисовать кошке глазки и носик, а усы сделать из лески.
Подобным образом создать деревья, облака. Приклеивать детали следует очень аккуратно. Косичкой и тканевых полосок оформляется рамка.
Красивые цветы из пластиковых ложек
Вернувшись с пикников, не стоит избавляться от пластиковой посуды. Тем более, если у вашего ребенка намечается выставка неординарных изделий из вторсырья.
В начальной школе учителя довольно часто предлагают родителям вместе с детьми в виде задания создать интересные поделки из бросового материала.
Посуда, как раз, и является таким средством. Она тщательно вымывается, сортируется и превращается в необыкновенный цветок.
Что для этого нужно:
- одноразовые пластиковые ложки;
- маленькая бутылочка из-под сока;
- бутылочные пробки желательно желтого, оранжевого цвета;
- коктейльные трубочки, проволока;
- кусочки ткани, фоамиран, бархатная бумага зеленого тона;
- ножницы, клей, краски.
Приготовить все, что понадобится для изящного букета – укоротить ложки, трубочку уплотнить, вставив гибкую проволоку, листочки вырезать из дополнительного материала.
Ребенок может пользоваться пластилином, но, если с сыном или дочкой работают родители, лучше взять клей.
Уплотненную трубочку обматывают выбранным материалом, приклеивают цветок и листочки.
Красить лепестки (в случае, если ложки белого цвета) и сердцевину желательно акриловыми красками, прекрасно подойдет лак для ногтей. Можно не сомневаться – такая поделка не останется незамеченной.
Идеи на тему топиарий
Зеленые скульптуры изготавливали мастера садовых ландшафтов для украшения парков, скверов, аллей. Сегодня изумительный куст (дерево) можно изготовить из различных средств.
Бросовый материал – не исключение. Подобными изделиями украшают интерьер дома, офисы, различные массовые мероприятия.
Очень интересным оформлением для детского сада являются поделки из бросового материала.
Необычно смотрятся игровые зоны с яркими кустиками, выполненными руками воспитателей и детей. И сделать это совсем несложно:
Основа кроны выполняется из обычной газетной бумаги, тщательно скомканной и для крепости скрупулезно обмотанной прочной ниткой.
Цветы – из гофрированной бумаги, как вариант можно использовать журнальные листы с яркими иллюстрациями.
Для травы использовать серпантин, декоративную ленту разных оттенков зеленого цвета.
Любая пластиковая емкость может стать прекрасным цветочным горшком. Оформление подскажет фантазия ребятишек.
Чтобы топарий устойчиво стоял в горшке, его можно заполнить вышедшим из употребления пластилином.
Такая поделка – прекрасный подарок мамам на праздник 8 Марта.
Собрав огромное количество идей и предложений по изготовлению поделок из бросового материала на тему приближающего лета, можно выпустить не один том.
Лето – период, когда съедается огромное количество мороженого, кексов, запиваемых вкусными фруктовыми и ягодными соками.
Стоит лишь внимательно оглядеться и собрать нужный материал: бумажные упаковки от кексов, палочки от мороженого, различный декор, пуговицы, бусинки, краски, ножницы, клей.
В яркие цвета красятся палочки (необязательно в зеленый цвет). Краску наносят в два слоя. Точно таким же образом выкрашивают кексовые бумажные формочки.
Серединка цветка – красивая пуговица или блестящая бусинка. Листочки вырезают из бумаги. Они могут быть разными по оттенкам и формам.
Такую аппликацию можно вставить в рамочку, и она долго будет напоминать о веселом лете.
Выбрав для рукоделия технику из бросового материала, родители помогут своим малышам бережно относиться к окружающей природе и вместе с тем развивать творческие навыки, фантазию, учить видеть прекрасное в самых обычных предметах.
Читайте также: