Поделки севера ремесла

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 10.09.2024

Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных козулей и т.п.

Если производство прялок считалось преимущественно мужским делом, то домотканное искусство являлось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платья в подлинные произведения искусства.

В любом крестьянском доме бытовала кованая медная посуда и утварь: миски, братины, ендовы, рукомойники, кувшины, тазы. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на о. Кегостров, на Мезени. Лили там церковные колокола, по своим собственным рецептам сплавов, создававшие богатую музыкальную палитру знаменитых северных звонов. Акты земского самоуправления XVII-XVIII вв. отмечают участие деревенских ремесленников в выполнение государственных и частных заказов на ковку пушечных ядер, гвоздей, решеток.

Разнообразные изделия, характеризующие быт северного крестьянина — секирные замки, дверные петли и жиковины, сохранили в себе орнаментальное узорочье вместе с насечкой и кузнечной гравировкой. Самый распространенный предмет из кованого железа — напольный светец различной конфигурации, украшенный железными спиралями, завитками и лепестками. В ряде волостей и уездов Архангельской области изготовлялись украшенные прорезным железным кружевом ларцы-теремки и подголовники, развозившиеся не только по всей стране, но и за границу. Этим искусством славились мастера г. Архангельска и Вологды, Великого Устюга, Холмогор. Высокая культура ремесла была представлена в законченности и продуманности форм кузнечных изделий.

Войдя в любой из домов-памятников основной экспозиции музея можно встретить мастеров и мастериц в народных костюмах, демонстрирующих традиционные для северо-западных регионов России мужские и женские ремесла.

В любом ремесле существуют свои секреты и тонкости, которые трудно описать словами. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И это правда. Это нужно сначала увидеть, а потом — прочувствовать, повторив многократно самому. При этом нужно учитывать, что у каждого мастера — свои приёмы, предпочтения, свой почерк.

Ремёсла

Вышивка. Двусторонний шов

Традиционным крестьянским ремеслом всегда была вышивка. Вышивание — одно из основных и любимых женских занятий. Многие вышитые изделия — полотенца, подзоры, станушки — имели ритуальное значение и .

Вышивка. Тамбурный шов

Традиционным крестьянским ремеслом всегда была вышивка. Вышивание — одно из основных и любимых женских занятий. Многие вышитые изделия — полотенца, подзоры, станушки — имели ритуальное значение и .

Золотное шитьё

Шитьё золотой и серебряной нитью имеет давние традиции. Самые ранние известные памятники этого вида искусства относятся к XV в., расцвет его приходится на XVI — XVII вв. .

Плетение кружев на коклюшках

Редкое для Карелии ремесло — плетение кружев на коклюшках – было распространено в волостях Олонецкого уезда Олонецкой губернии, близких к Александро-Свирскому монастырю в кон. XIX — нач. .

Ткачество поясов на бёрдышке

Обязательным элементом женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. В обыденном представлении крестьянина любая опояска была предметом, способным противостоять нечистой силе и болезни, пояс и крест .

Ткачество поясов на дощечках

Обязательным элементом женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. В обыденном представлении крестьянина любая опояска была предметом, способным противостоять нечистой силе и болезни, пояс и крест .

Берестоплетение

Вязание кружева

Вязание одной иглой

Традиционным мужским занятием карел и вепсов издавна было вязание одной иглой. Этот способ вязания один из самых древних ремёсел, бытовавших на территории европейского севера. Связанная одной иглой .

Вязание сетей

Рыболовство всегда было одним из самых распространённых промыслов на территории Карелии. В XIX — начале XX в. рыба являлась вторым по значимости продуктом питания (после земледельческих продуктов). .

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные глиняные предметы, слепленные вручную. Население Севера Европы научилось изготавливать .

Изготовление деревянной игрушки

Деревянная крестьянская игрушка сохранила в себе наиболее архаичные формы деревянной скульптуры, связанной еще с языческими обрядами аграрной и охотничьей магии. В конце XIX века игрушка продолжала выполнять .

Изготовление короны

Изготовление кресала

Изготовление сетки-поднизь

Сетка-поднизь — важная деталь комплекса девичьего праздничного костюма Заонежья, Пудожья и Южной Карелии. Для изготовления поднизей использовался местный жемчуг, добывавшийся в реках Олонецкой губернии. Это речки Пожа .

Изготовление традиционных украшений из бисера. Бусы из бисера

На Русском Севере всегда большой популярностью пользовались жемчужные и бисерные серьги и бусы. Для изготовления украшений и ожерелий использовался местный жемчуг, добывавшийся в реках Олонецкой губернии, впадающих .

Изготовление традиционных украшений из бисера. Бусы-жгуты

На Русском Севере всегда большой популярностью пользовались жемчужные и бисерные серьги и бусы. Жемчужные серьги, составлявшие неотъемлемую часть народного костюма Олонецкой губернии с конца XVIII до начала .

Объёмная резьба по дереву

Игорь Иванович Набоков демонстрировал сложное ремесло создания деревянной посуды из капа — твёрдого нароста на различных деревьях. Это предметы крестьянской утвари — скобкари, братины, ковши, чары, солонки. .

Плетение поясов

Обязательным элементом женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. В обыденном представлении крестьянина любая опояска была предметом, способным противостоять нечистой силе и болезни, пояс и крест .

Прядение

Прядение было одним из самых распространённых занятий женщин Олонецкой губернии, оно тесно связано с магической досвадебной и семейной обрядностью. Корни представлений о магической силе прядения уходят в .

Роспись по дереву

Неотъемлемой частью декорирования предметов крестьянского быта являлся орнамент, выполненный в технике росписи. Им украшали тябла между рядами икон в церквях, киоты, иконы, прялки, сундуки, ларцы, сани, дуги, .

Ткачество

На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. До появления в конце XIX века дешевых фабричных тканей крестьяне сами изготавливали разное по качеству полотно: .

Традиционные колокольные звоны

К одним из наиболее почётных ремесёл принадлежало мастерство звонаря. Колокольные звоны раздавались по праздникам и во время богослужений не только с центральных погостов, но и с многочисленных .

Шитьё на швейке

Хозяйство

Лён, как и хлебные культуры, сопровождает восточно-европейские человеческие общества издревле, по крайней мере — несколько тысячелетий. Уже во втором тысячелетии до нашей эры предки современных славян умели .

Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Мы поведём рассказ не о глубокой древности, а .

Аптекарский огород

C глубокой древности известны целебные свойства растений. В Заонежье для лечения использовались только дикорастущие травы — собранные в лесах, на болотах, скалах. На Руси с XI-XIII вв .

Веяние

Веяли зерно чаще всего в гумне или ригаче на плотно сбитом полу или на грубом холсте — припоне. Существовало, как минимум, три вида веяния зерна в ригаче: .

Жатва

Изготовление берёзовых веников

Баня на Руси являлась неотъемлемой частью крестьянского быта. По сей день во многих сёлах люди используют баню, как единственно доступное место для мытья. Однако, баня оказывает потрясающее .

Изготовление копорского чая

Копорский чай — так именовали напиток, который в старину готовили из иван-чая. В первой половине ХVII века китайский чай попал в Россию. Он понравился людям самых разных .

Обмолот

Молотили зерно деревянными цепами — пригузами. Ручка пригуза изготавливалась из ели, а било (рабочая часть) из берёзы. Соединялись они двумя ременными петлями из сыромятной кожи. Снопы укладывали .

Огородничество

Пахота

Соха — это лёгкое орудие вспашки (считается, что заонежская соха весит пуд – 16,38 кг) с высоким, относительно земли, местом приложения тягловой силы. За счёт того, что .

Сев зерновых производился вручную. Старались выбрать тихую погоду, она лучше для равномерного посева; также учитывался рост луны — сеяли на растущую луну (нановцы). Прибывание луны по поверьям .

Сушка зерновых

Зерновые во время жатвы увязывали в снопы. Для этого сначала изготавливали вязку, в неё укладывали пясти, а затем вязали сноп. Рожь просушивали сначала в бабках. В одну .

Плотницкое мастерство

Изготовление лемеха

Изготовление плах

Изготовление причелин

Изготовление тёса

Изготовление шелома

Плотник пользуется современным инструментом (бензопила) для выполнения трудоёмких и вспомогательных операций, чтобы снизить трудозатраты. Но так как речь идёт о памятнике деревянного зодчества — окончательная обработка ведётся .

Мшение

Окорка бревна

Причерчивание

Причерчивание бревна

Причерчивание брёвен — наиболее важная и сложная плотницкая операция, одна из самых главных. Важно учесть много параметров: глубину посадки бревна, вертикальность стен, общая геометрия сруба, горизонтальность брёвен .

Разметка и рубка чаши

Это одна из наиболее важных и сложных плотницких операций, одна из самых главных. Важно учесть много параметров: глубину посадки бревна, вертикальность стен, общую геометрию сруба, горизонтальность брёвен .

Смолокурня

Традиционная техника перемещения брёвен

Демонстрируются приёмы, с помощью которых можно перемещать брёвна, не затрачивая много сил и, самое главное, сберегая при этом своё здоровье. Мастер — Любимцев Александр.

f_4b2dfa7411df6

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Этот пост - я перенесла с ГТР. Хочу, чтобы он здесь остался.

Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

post53888_img1_1

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

57_

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?

1268042557_24

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

mez5

А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: “Кого люблю – тому дарю”. Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.
Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

48793621_pryal_mez2

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

muchcas4

Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

4

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

2

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

3

Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

4

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

1257193288_7

1b0e146f168b

bfe03c268718

Простые элементы

5a695028d083

Узоры в косой клетке

d83331812d00

Ленточный орнамент

Деревья, птицы, олени и кони.

3e0c0b8f8d8f

4bd4d00081f5

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

1268042557_24

artlib_gallery_135933_b

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

d32e6cf87671

Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в “уточке” и коне – знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь. Фигурки как коня, так и “уточки” (поместному “курицы”) украшали крыши изб, даже и теперь бытует на Мезени поговорка:
“Курицы и конь на крыше – в доме тише” (понимай: спокойнее, охраняют). Равно с ними украшали крыши и оленьими рогами. По преданию славян, олень связывался с дождем

1e5c6633302d

Панно "Плодородие" условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц . По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли.

После войны ремесло практически исчезло. Так комментирует жительница деревни Аксенова Елизавета Ивановна:
"– Здесь много было проезжих вверх по реке – на Печору, в Коми. Они и покупали прялки, лукошки и всякое прочее. В войну перестали ездить, так и исчез промысел. Правда, после, в 60-х, в деревне этим делом занимался еще Федор Михайлович Федотов, его дом стоит на самой околице. Но рисовал уже так, не ради приработка, а для себя – сам короба и корзинки плел, сам понемногу расписывал…"

В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле.

8_02_webbig

2006_G

Роспись хороша, но характер ее уже несколько иной, уходит графичность. Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягченные черты. Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше заменяется мягким кистевым.

Во многих случаях “капелька” сменила штрих, фигуры коней рисуются мягкими широкими движениями кисточки. И наверное, имеет значение, что из “мужской” росписи охотников, рыболовов и оленеводов она становится все больше женским искусством.

006763183

26c66266

Уходит и смысл, вкладываемый мастерами в рисунки, Сейчас лишь эксплуатируются образы , и они все реже рассказывают истории жизни земли северной.

Презентация на тему: " Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в." — Транскрипт:

2 Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в том, что они дают бытовые вещи, а в том, что они представляют мир подлинной народной художественной культуры и в соединении с фольклором составляют ограниченное целое. Промыслы и ремесла Русского Севера формировались и развивали традиции в исторически сложившихся конкретных социально - экономических, природно - географических и культурных условиях, одни в древности, другие на рубеже XIX – XX вв. под влиянием капиталистического развития деревни, третьи – в 20- х – 30- х гг. XX в. Часто базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. Обязательным свойством народного искусства как городского, так и деревенского была образность художественного мышления

3 Широкий спектр народного творчества представляют виды и технологические приемы обработки дерева. На Севере широко применялась рельефная и ажурная резьба, производились столярные, токарные, бондарные, долбленые, гнутосшитые и гнутоклееные изделия их различных пород дерева. Изделия покрывали резьбой и росписью, окрашивали, морили, полировали и вощили. В настоящее время широко распространился промысел цепных изделий – щепные птицы, куклы, игрушки, изготовленные из одного или нескольких кусков дерева.

4 К самобытным явлениям русского искусства относятся росписи Русского Севера. Круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень широк. Это посуда и домашняя утварь, телеги, санки и предметы конской упряжи, прялки и ткацкие станы, люльки, многое другое. Расписывали мебель, жилые интерьеры. По местам бытования на архангельском Севере сохранился редкий по широте спектр народных росписей

7 Кружевоплетение представляет второй по распространению после вышивки женский промысел. Как домашнее ремесло оно существует с XVI – XVII веков, как промысел – со второй половины XIX века. В быту распространение на Севере получило вязание кружев крючком. Кружевом украшали концы полотенец, подзоры, подолы и рукава рубах.

8 Вязаные рубахи, чулки и рукавицы из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность крестьянской одежды. Обычно они были одноцветные и художественного значения не имели. Узорное вязание в архангельской губернии было распространено лишь в Поморье и Мезенском уезде.

9 В северных промыслах и ремеслах не обошлось без потерь. Так, практически утрачено искусство золотого шитья и эмалей в г. C ольвычегодске, расписных кованных сундуков и золотого шитья в г. Каргополе, набойки, на грани исчезновения Холмогорская косторезная фабрика, сомовская керамика и катание валенок, силами отдельных энтузиастов сохраняется искусство художественной ковки.

Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.


С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.

Народные промыслы и ремесла

Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.


На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.


Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.


Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом "гардероба" каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!


Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.


Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • "На счастье", - это женский талисман
  • "Семья", - помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • "Крупеничка", - символ достатка
  • "Желанница", - помощница в осуществлении задуманного
  • "Травница", - защищает дом и создает уют.


Известны еще названия куколок "Веснянка", "Утешница", "Пеленашка" и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.


Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.


Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.


Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.


Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.


Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.


Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 - 700 градусов.


Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, - краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.


Соломенные шедевры

Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.


Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.


Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.


Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.


Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.


Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.


Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Читайте также: