Поделки с детьми овз по декоративно прикладному творчеству

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в программы дополнительного образования оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития, в связи с чем, возможности их принятия здоровыми сверстниками в едином детско-взрослом сообществе возрастает.

Автор: Маргарита Васильевна Дергаусова

В Рос с ии, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца ХХ столетия , частота детской инвалидности в наше й стране увеличилась в два раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. Для того, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жи з ни общества . Если общество оставляет инвалида вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношения с людьми. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.

Р ебенок с ограниченными возможностями здоровья имеет особенности физического или умственного развития , которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Ограничения могут касаться физиологических, психолог ических или сенсорных навыков, к оторые накладывают значительный отпечаток на психологию. Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дополнительного образования, является создание условий для развития и самоутверждения детей, требующих особого педагогического внимания, это: одаренные дети, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети с ОВЗ и дети инвалиды.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в программы дополнительного образования оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития, в связи с чем, возможности их принятия здоровыми сверстниками в едином детско-взрослом сообществе возрастает.

Занятия в объединении с учащимися с ОВЗ организовываются совместно с другими учащимися, больше времени отводится на индивидуальную работу. После каждого занятия всегда проводится работа по оценке выполненной работы, если что-то не получается у учащегося , то даю установку на продолжение работы на следующем занятии , или даю короткое задание на дом.

На основе собственного наблюдения замечено , что у детей с ОВЗ очень богатый внутренний мир. Они очень любознательны, с большим интересом слушают и воспринимают информацию, старательны и трудолюбивы. Иногда их трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей просто удивляет в сравнении с их сверстниками, ничем не ограничен н ыми в жизни. Они активно принимают участие в мероприятиях , оказывают посильную помощь в подготовке к ним. На занятиях часто использую сюрпризные и игровые моменты, моменты соревнования, мини-постановки т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает их знания с жизнью. Во время проведения занятий и спольз ую сигнальны е карточ ки, которые позволя ю т проследить настроение каждого ребенка в начале занятия и по его окончании, также с их помощью можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия.

На всех занятиях применяю здоровьесберегающую технологию, которая является необходимым элементом успеха и результата работы на занятии. Дети с удовольствием включаются в неё, а для детей с ОВЗ эта технология является и оздоравливающей , т.к. у таких детей присутствует быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания. Также на занятиях применяю технологию - восприятие материала с закрытыми глазами, которая способствует переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия , сосредотачивает внимание и память, развивает воображение.

В начале учебного года , в своей педагогической деятельности использую следующие виды мониторинга: анкетирование, тестирование , опрос с каждым учащимся . В течени е учебного года провожу три вида диагностики результативности образовательного процесса : стартовая, промежуточная, итоговая . Полученные результаты фиксирую в карту успешности . Регулярное отслеживание результатов становиться основой для поощрения ребенка за его труд, старание. Такой способ оценивая, позволяет сравнивать достижения ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявляя его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. Сравнение результатов мониторинга позволяет определить уровень продвижения учащегося в освоении программы, либо внести корректировку в какой-либо раздел программы.

Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ, необходимо опира ться на следующие правила:

- не сравнивать с остальными детьми;

- не навязывать себя ребенку, если решили с ним поиграть или чему-то научить;

- быть эмоционально приветливым не только внешне, но и внутренне;

- не фиксировать внимание на неудачах;

- использовать разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и сердце;

- избегать длинных объяснений или бесед, т.к. зачастую они просто недоступны детям ;

- учить ребенка доводить начатое дело до конца;

- к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение .

Творческое деятельность имеет большое значение в жизни каждого человека, тем более она оказывает большое влияние на развитие детей с особыми образовательными потребностями. В процессе творческой деятельности у них усиливается ощущения собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции, а также знания ребенку легче выразить в творческом процессе.

Наблюдения и проведенные тесты показывают, что занятия творчеством дают положительную динамику в развитии детей с ОВЗ. Они становятся менее застенчивыми, более общительными, не бояться новых знакомств, начинают проявлять инициативу, и те знания, навыки, умения которые приобрели и помогут им в дальнейшей взрослой жизни.

В заключении хочется сказать, что важное значение име е т поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности. Главное - не ранить самолюбие ребенка, необходимо следить за самочувствием ребенка во время занятий, за утомляемостью, вниманием, работоспособностью .
н еобходимо не только обеспечивать ребенка информацией, но и следить за тем, чтобы обстоятельства и способ передачи знаний стимулировал его желание заниматься.

Для развития детей-инвалидов с особенностями ментального развития занятия творчеством играют первостепенную роль. В нашем Центре "Особый ребенок", куда на индивидуальные занятия ходит моя дочь Марина, для занятий творчеством созданы прекрасные условия: есть творческая мастерская, работают удивительные, высококвалифицированные преподаватели, проводятся индивидуальные (по поделкам) и групповые занятия (например, по работе с глиной), приглашаются мастера и художники (рисование, лепка из марципана и т.п.).

Но такие возможности могут быть не везде и не для всех доступны. И тогда на первый план выходят занятия дома с родителями. Такие занятия очень важны, потому что, как правило, у большинства таких деток в результате заболеваний сильно страдает мелкая моторика, и создание поделок - один из важнейших шагов на пути к ее развитию, без которого отстает и возможность самообслуживания.

Особое внимание родителей я бы обратила на природные материалы. И не только потому что они практически бесплатные (за исключением семян и круп при отсутствии возможности их самостоятельного сбора), но и потому что для создания работ из них нужны лишь фантазия и время, а сбор этих материалов может стать отдельной веселой историей (и, опять же, отдельным шагом в развитии ребенка). У нас с дочерью уже есть традиция: по возможности привозить природные материалы из каждой поездки на море, на природу, на экскурсии. При этом мы ничего не ломаем, не портим, не рвем. Весь материал лежит под ногами и его можно брать, не нарушая тонкую гармонию природы.

С моря мы привозим минеральные природные материалы : кусочки янтаря, красивые и необычные камешки, ракушки, обточенные морским прибоем кусочки дерева. Используются и обточенные морем стеклышки (хоть и не природный материал, но природа приложила руку к его обработке). Из леса и парков приносим растительные природные материалы : шишки, желуди, каштаны, цветы, листья, сухие ветки, колосья. Семена собираем сами, крупы и орехи покупаем.

Сбор природных материалов - прекрасный повод для прогулки или поездки на природу, способный вытащить из дома ребенка-домоседа. Поиски подходящего материала обязывают быть внимательными к красоте окружающей природы и сосредоточенными на конкретных деталях, что является отличной тренировкой для деток с рассеянным вниманием.

Работа уже дома с найденным материалом также требует внимательности, аккуратности, усидчивости и терпения со стороны ребенка - важных качеств, развить которые как раз и можно с помощью такого творчества.

При этом нужно учесть, что от родителей такое творчество также требует активного участия, внимания и осторожности (особенно при использовании клеевого пистолета).

Так как мастер-классов и описаний творческих процессов работы с природными материалами в интернете можно самостоятельно найти много, то ниже я приведу лишь некоторые примеры таких работ дочери, чтобы показать разнообразие возможностей и подтолкнуть читателей попробовать что-то новое для себя и ребенка.

Балтийское море холодновато для моллюсков, поэтому в этой работе использованы ракушки с его берегов и привезенные из далеких стран друзьями специально для дочери.

Балтийское море холодновато для моллюсков, поэтому в этой работе использованы ракушки с его берегов и привезенные из далеких стран друзьями специально для дочери.

Здесь использовано сразу несколько видов минеральных природных материалов - ракушки, песок, плоские камешки, а также обточенные прибоем стеклышки.

Здесь использовано сразу несколько видов минеральных природных материалов - ракушки, песок, плоские камешки, а также обточенные прибоем стеклышки.

Работы не обязательно должны быть плоскими. Например, в этом декоративном венке в качестве основы использованы найденные на берегу корни и веточки, а для украшения - ракушки и камешки с необычным рисунком. На этой фотографии дочь использовала поделку в качестве декора для фотографии своего комплекта украшений.

Работы не обязательно должны быть плоскими. Например, в этом декоративном венке в качестве основы использованы найденные на берегу корни и веточки, а для украшения - ракушки и камешки с необычным рисунком. На этой фотографии дочь использовала поделку в качестве декора для фотографии своего комплекта украшений.

Еще один вариант использования одновременно разных природных материалов - минеральных и растительных: рыбки из кусочков обточенного морем дерева необычной формы, песок и семена и скорлупа для создания водорослей.

Еще один вариант использования одновременно разных природных материалов - минеральных и растительных: рыбки из кусочков обточенного морем дерева необычной формы, песок и семена и скорлупа для создания водорослей.

Конкурсная работа "Царевна-лягушка" создана Мариной совместно с ее преподавательницей Татьяной Александровной из янтаря, янтарной крошки и янтарного песка различных оттенков.

Конкурсная работа "Царевна-лягушка" создана Мариной совместно с ее преподавательницей Татьяной Александровной из янтаря, янтарной крошки и янтарного песка различных оттенков.

Мой любимый совенок сидит на тонком корне дерева. В качестве основы для фигурки можно использовать шишку.

Мой любимый совенок сидит на тонком корне дерева. В качестве основы для фигурки можно использовать шишку.

Работа сделана из настоящих перьев (павлина и других птиц), привезенных с экскурсии в "Парк птиц" (ни одна птица не пострадала, перья собраны в свободном доступе у вольеров)

Работа сделана из настоящих перьев (павлина и других птиц), привезенных с экскурсии в "Парк птиц" (ни одна птица не пострадала, перья собраны в свободном доступе у вольеров)

Поиски забавных форм кусочков дерева, необычных рисунков на камешках, подбор разных по форме и величине ракушек. - увлекателен весь путь от поиска материала до оформления готовой работы. И можно много спорить о художественной ценности детских работ, но свою главную миссию - развитие ребенка - они выполняют на отлично.

Подписывайтесь на канал и будем друзьями! Всегда Вам рада!

Автор: Родина Людмила Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДДИ№1
Населённый пункт: г.Петергоф, С-Пб
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Декоративно - прикладное творчество в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование

развитии личности детей с

ограниченными возможностями

(Методические рекомендации)

Педагог дополнительного образования ДДИ №1,

учитель коррекционной школы №439

Родина Людмила Алексеевна.

Высшая категория, отличник народного просвещения

г. Санкт-Петербург

Глиняные игрушки, орнамент, расписная посуда, лепка из пластилина – основа народного искусства,

которая близка и доступна учащимся для восприятия и отображения в творческой деятельности. Когда мы

достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, определяющиеся

успешностью выполнения им творческой деятельности. Главной ценностью является сам ребенок, а не тот

учащийся познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы.

1.У детей с ОВЗ развитие замедленное, восприятие узкое, фрагментарное. Проведение работы по различным

видам изобразительной деятельности является неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения

данной категории воспитанников;

2.Занятия по декоративно - прикладному творчеству оказывают заметное коррекционно - развивающее

воспитывают личностные качества (аккуратность, усидчивость, ответственность, трудолюбие)

пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что

увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари,

прозрачную дымку степных просторов, багровый

закат перед ветреным днем, трепетание моря под горизонтом.

Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветет

3.На занятиях происходит развитие практической деятельности, прививаются социально - бытовые навыки,

необходимые в повседневной жизни (этика поведения, коммуникативные навыки, гигиенические навыки,

навыки работы с различными материалами и приспособлениями, активизация речи через практическую

Занятия проводятся по четырем направлениям:

Знакомство с историей народных промыслов;

Знакомство с элементами росписи,

Работа с глиной. Лепка изделий

Роспись изделий из глины

В ходе занятий реализовываются следующие задачи:

Закрепление и расширение знаний, умений и навыков, полученных на занятиях;

Формирование умений следовать словесным инструкциям, работать по инструкционной карте;

совершенствовать мелкую моторику , развивать глазомер, пространственное воображение

Пробуждение любознательности в области народного декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с историей народных промыслов

При знакомстве с историей народных промыслов используются презентации (презентации на занятиях

видеофильмов об истории народных промыслов, выставка изделий народных мастеров . Это помогает

учащимся эмоционально правильно воспринимать новый материал, вызывает у них желание выполнить

Знакомство с элементами росписи

С целью знакомства и обучения с различными видами элементов декоративного рисования используются

роспись, филимоновская роспись. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных

представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства, познакомить

с содержание народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным

миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов

(глина, дерево), имеющихся в местах проживания мастеров.

С целью знакомства и обучения с различными видами элементов декоративного рисования используются

классические образцы народного творчества: дымковская игрушка, каргопольская роспись, гжельская роспись,

филимоновская роспись. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров -

процесс увлекательный и познавательный.

народных игрушек, элементы росписи на таблицах. Затем предлагаются

раскраски, дидактические игры

роспись на экране лишняя. В данном случае – дымковская роспись

Методику росписи сначала осваивается на бумаге. Учащиеся знакомятся с такими элементами росписи, как

кольца, точки, прямые линии, волнистые и т.д. В самостоятельной изобразительной деятельности учащиеся

украшают орнаментом полоску, квадрат или силуэты игрушек в раскрасках. Затем расписывают глиняные

плиточки, только после этого переходят к росписи объемных форм. В работе используются игровые приемы:

музыку и рассматривают элементы росписей народных игрушек. Обращается внимание, как по-разному

раскрашены игрушки. Филимоновские – в полоску; это оттого, что в тех краях ткали полосатые половички. У

орнамента. А в гжельской всего три цвета голубой, синий и белый

А для того ,чтобы воспитанники лучше запомнили

с какими росписями они знакомятся, предлагается

гжельская с зимой (холодные цвета), каргопольскую роспись с поздней осенью (приглушенные цвета), а

филимоновскую роспись - с радугой ( полоски)

Также сравнения можно использовать при знакомстве с элементами росписи. В далеком прошлом люди

символически изображали в узоре окружающие их предметы. Для лучшего запоминания элементов росписи

используются игры. Например: показывается элемент росписи, а затем задается вопрос «На что похожи

солнце, линия - дорога или ствол дерева, волнистая линия - волна, точки - это ягоды, яблоки, капельки

дождя. Затем, разложив на столе силуэты дымковских игрушек, вырезанных из белой бумаги, предлагается

правильно накладывать штрихи (линии при закрашивании красками) в одном направлении в пределах

контура формы, без просветов, не выходя за линии контура; регулировать силу нажима на карандаш в

зависимости от задачи изображения. Корригируя цветовые представления, воспитанники знакомятся с

ритмичным раскрашиванием узора. Положительная оценка даже незначительных успехов у воспитанников

способностей. А на итоговом занятии каждый воспитанник расписывает свое изделие по выбору, той

росписью , которая больше всего понравилась.

Роспись изделий из глины

Последовательность

цветных полос из картона.

Выкладывание элемента

Выкладывание элемента символ

Выкладывание разноцветных

полосок филимоновской росписи

из пластилина

Филимоновская роспись, из

пластилина на стекле

Знакомство с элементами

росписи (розан)

Выкладывание элемента

Последовательность изображения элемента

Объяснение выполнения

работы на интерактивной

Гжельская роспись на

тарелках из глины

Закрепление

изображения

элемента росписи

на интерактивной

Знакомство с элементами дымковской росписи

Обучение элементам росписи на интерактивной доске

Выкладывание элементов дымковской росписи из цветного картона

Показ педагогом выкладывания

элемента росписи

Закрепление умения выкладывать

на доске элемент каргопольской

росписи воспитанником

Выкладывание элемента росписи

Глина замечательный материал, так как не имеет определённой формы, обладает мягкостью пластичностью.

Работа с глиной оставляет приятные ощущения и помогает расслабиться, что очень необходимо детям, когда

они гиперактивны. С глиной каждый ощущает себя мастером. Она даёт возможность получить как тактильные,

так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного изделия. По мнению В.

неуверенные и боязливые – получают опыт ощущения контроля и владения собой. При работе с глиной крайне

глиной учащиеся не только получают удовлетворение от

самостоятельной деятельности, но и становятся

социально активными: ведут беседы друг с другом, делятся мыслями, ощущениями.

Занятия с глиной – лепка, как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.

Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача педагога на занятиях декоративно-прикладным творчеством не только научить детей с ОВЗ работать, реально оценивать свои возможности, ставить четкие цели и добиваться их достижения, но и сформировать у них социальные навыки и умения. Недостатки познавательной, речевой эмоциональной и двигательной сферы учащихся с ОВЗ во многом осложняют решение указанных выше задач. Замедленная восприимчивость детей данной категории сочетается со значительным сужением объема внимания, недостаточной дифференцированность и сниженной активность большинства психических процессов. Глядя на какой-либо объект, дети не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях: них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. Поэтому такие дети нуждаются в специальной целенаправленной работе по развитию психических процессов, трудовых умений и эстетического вкуса.

инструктор по труду первой квалификационной категории

ХУСНУТДИНОВА РЕЗИДА КАЮМОВНА

Методические рекомендации

Экономическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе в конце ХХ века привело к увеличению детей, имеющих различные отклонения в развитии. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области за последнее десятилетие в регионе значительно возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особую тревогу вызвал рост числа детей, имеющих негрубые нарушения (задержку психического развития), которые при своевременном вмешательстве поддаются успешной коррекции (на диаграмме – 64%):


В настоящее время актуальной стала проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами этого можно считать:

- несформированность навыков межличностного взаимодействия и произвольного контроля поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- отсутствие толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Решение этих проблем легло в основу моей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основная задача педагога на занятиях декоративно-прикладным творчеством не только научить детей с ОВЗ работать, реально оценивать свои возможности, ставить четкие цели и добиваться их достижения, но и сформировать у них социальные навыки и умения. Недостатки познавательной, речевой эмоциональной и двигательной сферы учащихся с ОВЗ во многом осложняют решение указанных выше задач. Замедленная восприимчивость детей данной категории сочетается со значительным сужением объема внимания, недостаточной дифференцированность и сниженной активность большинства психических процессов. Глядя на какой-либо объект, дети не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях: них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. Поэтому такие дети нуждаются в специальной целенаправленной работе по развитию психических процессов, трудовых умений и эстетического вкуса.

Работа с учащимися начинается с момента прихода в кабинет декоративно-прикладного творчества. У каждого ребенка должно быть свое рабочее место, так как перевод на новое место может вызвать у него аффективное состояние, отказ от работы, резкое снижение темпа и точности выполнения задания.

Благодаря педагогическому воздействию обогащается чувственная сфера детей, их эмоциональные реакции и переживания становятся положительными, разнообразными и устойчивыми. Занятия по декоративно-прикладному творчеству повышают уровень познавательной активности, формируют необходимый объем знаний и общетрудовых умений и навыков. Коррекционная направленность обучения на занятиях предполагает:

- развитие сенсорно-перцептивных способностей;

- работу по укреплению общей моторики и мелкой моторики рук;

- развитие мыслительных операций в процессе последовательной технологической обработки изделия;

- развитие зрительной памяти;

- развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса специфическими терминами;

- формирование умения преодолевать трудности в творческом процессе, адекватно оценивать свои действия.

Предоставление учащимся возможности самостоятельного придумывания и изготовления вещей позволяет воспитывать у них чувства вкуса и бережное отношение к труду. Полученные на занятиях умения по сочетанию цветов, фактур ниток учащиеся активно применяют на практике, формируя собственный индивидуальный стиль одежды.

Совместная продуктивная деятельность воспитанников способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения работать в коллективе, выстраивать свое поведение с учетом желаний другого человека, уважать его труд и инициативу в общем деле.

Жизнь ребенка с ОВЗ отличается от образа жизни здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок независимо от наличия у него определенных ограничений должен быть включен в сферу активного общения со сверстниками.

Важнейшим концептуальным подходом является идея совместной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих инвалидности, а также их семей. Работа строится на технологии личностно-ориентированного подхода, позволяющего более полно приблизить образование к индивидуально-физиологическим и психологическим особенностям каждого ребенка. Основным методом обучения является игра. В процессе игры дети с ограниченными возможностями здоровья делают первые шаги на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному поведению в коллективе, Обычные дети, в свою очередь, развивают свои способности к сочувствию и переживанию, получая важные уроки эмпатии и толерантности. Все массовые мероприятия осуществляются по методике организации коллективных творческих дел, целью которых является создание благоприятной психологической обстановки для детей и взрослых.

Воспитанники творческого объединения принимают активное участие в массовых мероприятиях и конкурсах центра детского творчества. Это традиционные новогодние утренники, праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, вечера отдыха, дни рождения. Педагоги привлекают родителей к активному участию в их подготовке и проведении. Совместная деятельность помогает сплотить семью, наладить взаимопонимание между детьми, родителями, педагогами. По мере необходимости проводятся беседы с родителями.

Занятия декоративно-прикладным творчеством обладают значительными потенциальными возможностями для создания среды, в которой ребенок почувствует себя защищенным, получит возможность для жизненного самоопределения и эффективного процесса социальной адаптации. На занятиях учащиеся проявляют творческий нестандартный подход к изготовлению изделий, т.е. они самостоятельно или с незначительной помощью подбирают модель изделия, цветовую гамму, материал, фурнитуру. Через освоение декоративно-прикладного творчества у детей с ОВЗ формируется устойчивая потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, общении со сверстниками, тяга к декоративно-прикладному искусству, традициям и моде.

Таким образом, на занятии декоративно-прикладным творчеством созданы условия, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья работать не только на репродуктивном уровне, выполняя за педагогом работу по образцу, но и развивать у них эстетический вкус, ощущение собственной индивидуальности, уважения к своему и чужому труду. Перечисленные качества благоприятно скажутся в период интеграции выпускников в социум, увеличат шансы не только трудоустроиться, но и закрепиться на рабочем месте, а значит самореализоваться профессионально.

Читайте также: