Поделки посуда из глины для детей

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 02.09.2024

Этот материал люди использовали с древности для создания вещей, а профессия гончара одна из самых старых в человеческой деятельности. Глиняные вещи практичны, легки, необыкновенно эстетичны.


А сама лепка (не только занятие ремеслом, но и создание поделок из глины своими руками в качестве увлечения) воспитывает в человеке творческое начало, тягу к прекрасному, терпение и усидчивость, положительно влияет на развитие мелкой моторики пальцев и здоровье суставов…


Содержимое обзора

Подбор материала

Отправной пункт пошаговой инструкции – как лепить из глины – выбор сырья.

Для творческих занятий можно использовать как природный, так и искусственный материал. Чтобы определиться с выбором, надо знать, что и для чего лучше подходит.


Природная глина

Производимая из горных пород, она очищается от всевозможных примесей, не содержит красящих веществ. Имеет, как правило, один из трёх цветов – голубой, красный, белый:

  • Голубого цвета – материал наиболее употребим в косметологии, в составе его большое количество солей;
  • Красного цвета – глина, находящая широкое применение для производства керамики (долговечная, термоустойчивая), после обжига имеет кирпичный оттенок;
  • Белого цвета – наиболее популярная в творческих работах, после обжига изделия приобретают оттенок слоновой кости, краски наносятся легко и не меняют своих расцветок.


Фабричные упаковки бывают разного веса, выгодно покупать 15-килограммовые брикеты. При применении необходимо соблюдать правильные пропорции материала с водой и песком.


Искусственная глина

Представляет собой полимер, при её изготовлении используют красители. В работе напоминает пластилин, а после застывания изделия из неё становятся пластиковыми. Есть два варианта: в одном из них обжиг не требуется, в другом застывание происходит при нагреве.


С таким сырьём работать проще, из него хорошо получаются маленькие фигурки, бижутерия. Оно выпускается разных расцветок, и окраска готовым изделиям не требуется. Таким образом, для поделки из глины для детей и всем начинающим лучше избирать именно искусственный материал.


Какие инструменты нужны

Самые необходимые приспособления, что потребуются для занятий, это:

  • Лезвия, ножи, формы (для резки),
  • Влажные салфетки, перчатки,
  • Пластмассовая доска и скалка (для раскатывания глиняной массы),
  • Зубочистки, скрепки, иглы (для проделывания в изделиях углублений и пр.),
  • Стеки,
  • Ровная твёрдая поверхность.



Если предполагается обжиг и раскрашивание поделок, потребуется также специальная посуда, краски, кисти.


Два вида лепки

Разберём, как сделать поделку из глины.


Сначала необходимо остановить выбор на одной из техник.


Пластический способ

Позволяет создавать вещи из единого глиняного куска.


  • Применяются формочки, гончарный круг.
  • При работе с кругом сырьё кладут на него и тянут кверху, формируя изделие при его вращении.




Конструктивный способ

Предметы создаются из отдельно слепленных деталек.


При этом используют разные методы:

Различных цветов материал перемешивают, добиваясь плавных переходов (для искусственной глины).


Как обжигать

Без разъяснения процесса обжига мастер-класс по созданию поделок из глины не будет полным.


Для того, чтобы приступить к данному процессу, фигурка должна целиком высохнуть. Может пройти от нескольких часов до двух дней.


  • Осуществляют обжиг с помощью мангала. Изделие помещают в жестяную баночку и кладут в мангал (на восемь часов): так, чтобы она была в средине огня. До тех пор, пока звук при обжиге остаётся глухим, изделие ещё не готово.
  • Из искусственного сырья поделки можно обжигать в духовом шкафу в течение часа-двух (разогрев его изначально до двухсот градусов, а затем выставив температурный режим на сто восемьдесят градусов).


Что слепить

Как правило, идеи для поделки из глины приходят в голову сами. Простор для творчества необычайно широк.



  • Для начала нужно приобрести полимерную глину разных оттенков.
  • Основная расцветка – светло-зелёная.
  • Понадобится также немного материала коричневого, жёлтого, красного, голубого и белого цвета.
  • Приготовить рабочую поверхность, влажные салфетки, зубочистки, нож.


После этого приступают к поделке.




Вообще же ёлки (как это видно на фото поделок из глины) могут быть самых разных видов: плоские и объёмные, различных расцветок и с непохожими друг на друга узорами, с применением разных техник.


Семейное хобби

Данное занятие может стать отличным семейным хобби. При обучении лепке детей совместное время будет проходить интересно и с пользой.


Это отличный шанс подарить детям свою любовь и вместе с тем приобщить их к творчеству, раскрыть их способности, таланты.

А заодно и совместными усилиями создавать предметы, которые будут затем радовать всех домашних.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50

для детей подготовительной группы

В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования направлены на овладение ребёнком познавательно –исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Расширение и систематизация знаний об использовании глины, о подготовке к работе с глиной и техниках, используемых при лепке из глины.

1. Изучить, что такое глина, какая она бывает.

2. Выяснить, какими свойствами обладает глина.

3. Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.

4. Выяснить, как правильно подготовить рабочее место, какие инструменты и приспособления используются в процессе работы.

5. Систематизировать знания о приемах и способах лепки.

6. Создать собственные глиняные изделия.

Вид проекта: исследовательско - творческий.

Сроки проекта: 2 месяца.

Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы, родители.

Словарная работа

Прилагательные: сыпучая, сухая, мокрая, вязкая, связывающая, керамическая.

Существительные : вещество, свойство, увеличительное стекло, лаборатория, геологи.

Ресурсное обеспечение проекта

Доски для лепки, пластиковые стаканчики, пластиковые ложечки, фартуки, комочки глины, воронки, молоток, глобус, тарелочки с материалом, палочки деревянные, иллюстрации по темам.

Методы и приемы

Наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов глины.

Словесные : словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение детей через рассуждение, рассказы детей и воспитателей, беседы.

Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, лепка из глины.

Игровые: гости на занятиях, игры – путешествия.

Предполагаемые результаты

Предложенная система работы поможет:

- повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию интеллектуально- развитой личности, способной понимать, анализировать, любить окружающий мир и природу.

- расширить представления о разнообразии глины, её внешнем виде и полезных качествах;

- развить уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;

- познакомиться с миром глины, особенностями её происхождения, использования человеком;

- узнать много новых слов- понятий и названий;

- сформировать начальные предпосылки исследовательской деятельности;

- развить коммуникативные навыки.

- такая система позволит подвести родителей к пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром

- приобрести умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми.

Этапы реализации проекта

Первый этап. Организационно- педагогический

Определение цели, задач проекта

Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта

Разработка тематического планирования материала.

Второй этап. Практический. Проведение запланированных мероприятий.

Третий этап. Заключительный. Подведение итогов.

Оформление материала проекта.

Паутинка проекта

Деятельность педагога

Ответственные

1 неделя октября

Дети совместно с родителями собирают материал о глине.

Сбор образцов глины (красной, голубой, белой), фотографий и иллюстраций из журналов

2 неделя октября

Рассматривание глины различной по цвету.

Заучивание пословицы о глине.

Сравнение глины мокрой и сухой.

4 неделя октября

Знакомство с новой профессией: гончар

1 неделя ноября

2 неделя ноября

(игрушки и посуда)

3 неделя ноября

4 неделя октября

У детей расширились и систематизировались знания о глине, песке, воде. Дети выяснили какими свойствами обладает глина, каких цветов она бывает, как, и для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с глиной.

Закрепились знания и приёмы лепки.

Дети и родители при работе над проектом получили положительные эмоции.

Конспект ООД по экологии для детей подготовительной группы.

Цель: продолжать расширять и закреплять знания детей о глине, ее свойствах в сравнении с песком.

1. Формировать представление о глине, как полезном ископаемом, основе гончарного производства.

2. Познакомить детей с народным промыслом рязанской земли – скопинской керамикой.

3.Способствовать развитию сенсорной чувствительности.

4.Развивать стремление к познанию.

Обогащение словаря : скопинская керамика, пластичная.

Активизация словаря : плотная, вязкая, скользкая, просачивается, обжигают, глазурь, сыпучий, сухой.

Оборудование: раздаточный материал: подносы с глиной, песком, стаканы с водой, влажные салфетки, клееночки, фартуки.

Предварительная работа.

2.Беседа о работе гончара.

Воспитатель в одежде гончара, со связкой глиняных горшков, входит к детям, здоровается.

-Давайте знакомиться! Скажите каждый свое имя (дети говорят).

-Очень приятно! А отгадайте, кто - я? (при колебании обращает внимание на глиняные горшки) (дети: Гончар).

-Молодцы, догадались. А что делает гончар? (делает из глины посуду, игрушки)

- Правильно. Сегодня я вам расскажу, что же такое - глина.

- Приглашаю вас в путешествие по моей глиняной стране.

-Дети, глина получается от разрушения камней гор. (Показ слайда с изображением гор). - Как вы думаете, отчего горы разрушаются? (от дождя, солнца, ветра, мороза).

-Совершенно верно! Камни со временем превращаются в мелкие частицы: песок и глину, их становится все больше и больше, в земле образуются пласты глины разного цвета: коричневого, серого, белого и даже черного).

-Как можно назвать то, что выкапывают из земли? (полезные ископаемые) Почему глина полезная? (Потому что из нее делают . что-то полезное, нужное).

-Глину выкапывают, экскаваторами грузят (показ слайдов) на что? (грузовики), перевозят туда, где работают гончары.

-Потом месят ее. Раньше даже, ногами замешивали, потом обмазывали свое жилище.

-Делали посуду, игрушки (показ слайдов).

- Наше путешествие продолжается.

Экспериментальная деятельность.

- Приглашаю вас в гончарную мастерскую, надевайте фартуки (звучит музыка), присаживайтесь, пожалуйста, за столы!

-Посмотрите, потрогайте. Что лежит на вашем подносе справа? (песок)

-Какой он? (желтый, сухой, сыпучий)

-Почему - сыпучий? (потому что он сыпется) (закрепление словаря).

-Что в другом подносе? (глина)

- Рассмотрите ее, потрогайте - какая она (сухая, твердая, плотная, холодная).

-Чем глина отличается от песка? (Закрепление: глина не сыпется, а крошится. Песок-сыпучий).

-Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем, что происходит, когда мы льем воду.

-Осторожно возьмите воду и полейте немного на песок.

-Что произошло с водой? (вода исчезла, впиталась. )

-Да, дети, вода прошла, просочилась сквозь песок (закрепление, активизация словаря)

-А теперь осторожно полейте воду на глину.

-Где вода? (сверху осталась).

-Что можно сказать о песке и глине? (Песок пропускает воду лучше, а глина-хуже)

-Потрогайте пальцами сырую глину. Почему же она плохо пропускает воду? (выясняем)

-Да, дети, присмотритесь, как плотно прилегают частицы глины друг к друг, потому что она. (закрепление, активизация словаря: плотная.)

-Что можно сказать о сырой глине? Какая она? (мягкая, пластичная. ) Уточняем значение слов, закрепляем.

-Продавите пальчиком глину и попробуйте его вытащить. Что вы почувствовали? (застрял, плохо вытаскивается. )

-Что про сырую глину можно еще сказать?

-Она вязкая! Почему? Проверьте двумя пальцами, пальцы. вязнут. Проговаривайте.

-Ну, а теперь хотите побыть настоящими гончарами? (да).

-Отделите немного глины. Помните в ладонях, скатайте, какая фигура получается? (шар).

-А как сделать вазочку? Кто подскажет? (. )

-Осторожно пальцем сверху продавите шар и аккуратно подравняйте край вазочки, поставьте вазочку на клеенку для подсыхания.

-Нравится вам работа.

-Кем вы были? (гончарами)

-Возьмите салфетки и хорошо вытрите пальцы снимите фартуки.

-А как вы думаете, куда несли гончары свою посуду? (на ярмарку, базар. )

-Да, на веселую ярмарку показать всем свои поделки, да продать.

-И мы с вами отправляемся на ярмарку.

-Вот неприятность, дождик прошел. А у нас 2 тропинки: песчаная и глиняная, по какой пойдем? (по песчаной)

-Молодцы, догадались! Рассмотрим, что тут выставлено. (Рассматриваем, дети называют).

Музыкальный фон.

Беседа об изделиях.

-Вопросы к детям: что это? какая она? из чего сделана? кем?

-Вам нравится эти изделия? (да)

-Это скопинская керамика. Скопинская, потому что это название городка, где творят такие замечательные предметы.

- А почему - керамика, кто-то знает?

-Ребята, керамика - это изделия из обожженой глины, ее обжигают в печах, как выдумаете, для чего?

-Да, чтоб крепкими были.

-А почему этот кувшин не блестит? А этот блестит?

-Он покрыт глазурью. Как его можно назвать? Правильно, глазурованный.

-А этот? (не глазурованный) Закрепление слов.

-Все мы на ярмарке рассмотрели. Все дела сделали, а теперь и отдохнуть можно! (звучит веселая песня)

-Становитесь в круг. (дети пляшут).

Итог занятия.

-Путешествие наше подходит к концу.

-Расскажите, где вы побывали сегодня? Что нового вы узнали? (закрепление словаря). Вам понравилось путешествие? Расскажите родителям и друзьям о том, что вы сегодня узнали.

Конспект ООД в подготовительной группе.


Цель: познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.

закрепление знаний детей о народных промыслах;

формировать "образ музея", углублять интерес к художественным музеям, прикладному искусству, закрепление правил поведения в музее;

формировать культуру эстетического восприятия художественного образа при просмотре произведения;

продолжать развивать координацию речи и движений; зрительное восприятие

совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

Материалы и оборудование : предметы быта: супница, солонка, глиняные горшк и, чашка , кувшин; глина, дощечки для лепки, стаканчики с водой, губки, салфетки.

Предварительная работа:

1. Организационный момент.

В. - Здравствуйте, дети! Сегодня я не хочу быть Еленой Вячеславовной, а буду я сейчас (надевают платок и фартук) Федорой Егоровной. Помните, какая беда со мной произошла?

В. - Что у меня случилось?

Д. - От вас ушла посуда.

В. - Но теперь я изменилась. Красиво дом убрала, кушать наварила. И посуду я люблю. Хотите сегодня со мной узнать много нового и интересного?

В. - Я приглашаю вас сегодня в свой мини-музей посуды и познакомлю с настоящим мастером своего дела

2. Основная часть.

Динамическая пауза.

В. – Сегодня наши ушки слушают и все слышат. Глазки наши смотрят и все видят.

В. - Пока я к вам сюда спешила, со мной приключилась беда. Часть моей посуды, которую я несла вам показать – разбилась. Поможете мне ее собрать?

В. - Тогда дружно, все вместе возьмем по одному осколку и соберем. (Дети собирают разрезанные карточки)

В. - Молодцы, быстро справились. А как вы думаете, почему моя посуда разбилась?

В. – Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта посуда?

В. - Совершенно верно. Эта посуда из глины, значит она какая….

В. - А теперь я приглашаю вас в свой мини-музея. А что такое музей?

В. - Музей – это место, где хранятся старинные, редкие вещи или предметы. Но прежде, чем мы пойдем в музей я хотела бы вспомнить правила поведения в музее. (Показываю знаки, запрещающие использовать напитки и еду, громко разговаривать, использовать ролики, бегать, трогать музейные экспонаты руками). Того, кто нарушит правила поведения в музее я выгоню. В музее работает человек, который все знает о музее и предметах, которые в нем хранятся. Как называется эта профессия?

В. - Совершенно верно. Сегодня экскурсоводом буду я. И моей помощницей будет экскурсовод Настя. (Прикалываю табличку ребенку)

В. - Вы сегодня пришли в музей глиняной посуды. Предметы, которые выставлены в музее называются экспонаты.

С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали глиняную посуду. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

Экскурсовод –помощник: - Эта посуда изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Мы до сих пор пользуемся этой посудой. Это супница, солонка, чашка, кувшин. (Рассматривание экспонатов мини-музея).

В. - Глиняную посуду изготавливает гончар. И теперь я вас приглашаю в гончарную мастерскую. Но прежде чем познакомится с мастером этого промысла мы немножко поиграем.

В. – Вставайте в круг. У меня есть волшебный клубочек, давайте поиграем и расскажем, какой стала моя посуда. Я буду называть слово и кидать вам клубочек, а вы называете слово наоборот.

Дети ловят мяч и рассказывают, какая стала посуда, употребляя антонимы. Раньше посуда была грязная, а теперь… (чистая); тусклая – яркая; разбитая – целая; старая – новая; кривая – ровная; пыльная – чистая; черная – белая.

В. – Молодцы, хорошо поиграли. А теперь пройдемте в гончарную мастерскую.

Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар. Он находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась. Ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдувал ветер. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие. Для своей работы мастера использовали специальный гончарный круг. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о работе мастера гончарного дела.

(Видео сюжет о работе мастера – гончара)

Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи. Современные мастера придумали способ украшать свои изделия еще до выпекания. (продолжение просмотра видео о работе мастера).

После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой.
Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.

В.- Понравилась вам работа мастера?

Д. – Да, понравилась.

Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

В. - А сейчас я предлагаю вам побыть мастерами гончарного дела. Гончарным кругом мы сегодня пользоваться не будем. А вот свои ручки к работе подготовим. Вначале смажем руки кремом. Теперь подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки, руки потираем.

В. - Давайте вспомним каким способам мастер выполнял работу?

Дети: (ответы детей сопровождаю показом образца)

1 катаем шар из глины

2 прилепляем к доске

3делаем углубление в шаре

4 во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие

Проходите за столы мастера. Приступайте к работе. (Включаю музыкальное сопровождение. Во время работы напоминаю детям смачивать изделие водой, а лишнюю воду убираем губкой)

Вот какая красивая посуда у вас получилась. (Спрашиваю 2-3 детей о том, что у них получилось). Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасим

3. Заключительная часть.

В. - Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень худо

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей.

Брали мясо бы руками

Разрывали бы зубами.

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

В. – Давай те вспомним, что мы сегодня с вами делали?

В. – Что узнали нового?

В. - Посуда нам очень нужна. Будем беречь ее и ухаживать за ней – мыть чисто и вытирать полотенцем. А на память о посещении музея я дарю вам билетики.

Читайте также: