Поделки мое оренбуржье

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 10.09.2024

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Типовое положение об образовательном учреждении.

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №408/13 13 от 20.04.2001г.).

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 13 от 20.02.1999г.)

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14 15 от 19.11.1998г)

Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06. 2003г.)

Устав МБОУ Яснополянская СОШ.

Программа развития МБОУ Яснополянская СОШ.

Актуальность программы

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является обесценивание нравственных норм, отсутствие патриотизма у растущего поколения.

Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе приобщения к традициям семьи и родного села, района и области, ознакомления с историей, культурой и природой родного края.

  • Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, ее традициям и истории; формировать представления детей о семейной иерархии, участии членов семьи в развитии родного села и района.
  • Формировать первичные представления школьников об Оренбургском крае как о родной земле, малой Родине, его культурных ценностях посредством изучения истории, достопримечательностей села и района, природных ресурсов родного края.
  • Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры посёлка.
  • Воспитывать чувство сопричастности к наследию родного села и края, гордости за него.
  • Воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей и их обычаям на основе культурных традиций родного края.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

В основу программы положены следующие подходы:

  • Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка.
  • Культурологический подход подчеркивает ценность уникальность пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимосвязи, взаимовлияния.
  • Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее, будущее.
  • Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.

Приоритетные принципы программы:

  • Учет психологических и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
  • Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
  • Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагог-ребенок-семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала.
  • Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя семья – мой край – моя страна).
  • Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного школьного возраста.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

Идеи, способствующие успешной реализации программы:

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения, речи.

Внимание: начинает развиваться произвольное внимание.

Память: начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления: начинает развиваться логическое мышление.

Развитие воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации….

В сфере развития речи расширяется словарный запас и развивается способность использовать в речи различные сложно грамматические конструкции.

Готовность к школе: физическая готовность определяется состоянием здоровья, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Отмечает характерные изменения в природе; называет растения, растущие на участке. Называет домашний адрес, название города в котором он живет.

Физические: ребенок этого возраста очень активен. Предлагаем: использовать прогулки, поездки, экскурсии.

Интеллектуальные: нравится исследовать все, имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния, нравится делать коллекции, сможет найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д.

Социальные: начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола.

Духовные: ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
Владеет навыками уральской росписи, имеет представление о производстве пуховых платков, называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. Называет объекты, находящиеся в микрорайоне школы; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до школы на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников.

В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля. Существует потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми.

Знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до школы имеют общие представления об истории своего села, символике, традициях родного края, об уральских мастерах, овладели первоначальными навыками изготовления пуховых изделий, использования Уральской росписи, знают и называют национальности проживающие в посёлке, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. Называют лекарственные растения, произрастающие в окрестностях; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения.

Называют растения и животных Оренбургской области.

Называют основные музеи области и района, наиболее значимые города области (чем знамениты, что производят и т.д.), знают имена знаменитых людей посёлка, основные исторические факты.

Имеет представления о климатических особенностях родного края, особенностях мира природы Оренбургской области.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми младшего школьного возраста образовательной программы

Планируемые итоговые результаты освоения программы должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные УУД

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

Регулятивные УУД:

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Оренбургской области, Ташлинского района;
  • описывать достопримечательности городов Оренбургской области, Ташлинского района, п. Ясная Поляна;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, интернет-сайты и т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Оренбургской области, картой Ташлинского района;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разра­ботки мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования, а прин­цип интеграции дает новое видение организационных форм и содержания мониторинга.

Организация и содержание мониторинга

Форма и процедура мониторинга. Организация мониторинговой процедуры предполагает участие специалистов: учителя, социальный педагог, педагог-психолог.

Периодичность мониторинга – два раза в год (сентябрь, май).

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образо­вательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низ­кому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потреб­ностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

3 балла (Высокий). Имеет четкие, информативные, осознанные представления; аргументирует свое мнение, рассуждает, в представлениях отражает собственный опыт.

2 балла (Средний). Имеет четкие, но недостаточно обобщенные и информативные представления, кратко аргументирует свое мнение, собственный опыт представлен недостаточно подробно.

1 балл (Низкий). Представления недостаточно дифференцированные и информативные, свое мнение затрудняется аргументировать, собственный опыт отражен в конкретных эпизодах. Представления искаженные или малоинформативные, неаргументированные, отрывочно отражает свой опыт или не отражает.

1.6. Обоснование выбора содержания программы

Социокультурные особенности п. Ясная Поляна также не могут не сказаться на содержании деятельности МБОУ Яснополянская СОШ. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых. Учтены и природные особенности, организация жизнедеятельности народов Оренбургской области. В современном обществе назрела потребность в людях, которые будут охранять, беречь, заботится о родном крае и необходимость перехода от знаний к делу. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Оренбургская область относится к территориям, в которых различие социально-экономических, социокультурных, духовно-нравственных и иных укладов и типов отношений не просто резко выражено, но, и недостаточно подкреплено соответствующей производственно-технической, социальной и культурной базой. Кроме того, по данным ряда общероссийских социологических исследований, Оренбуржье относится к субъектам федерации с достаточно выраженной аномией (состояние общества или личное отношение к обществу, в котором имеются недостаток в ценности, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих жизнь общества) и отставанием в развитии научно технической сферы. Научно – технический потенциал представлен преимущественно аграрными, техническими и медицинскими ресурсами, в то время как сфера социальных исследований в области практически не развита. А отсутствие потребности в социальных исследованиях дополняется практически полным отсутствием профессиональных кадров в этой области. В то же время с конца ХХ столетия именно уровень развития научно-технической сферы (науки, образования, наукоемких отраслей, рынка технологий) определяет границу между богатыми и бедными регионами, является основным фактором динамичного экономического роста. Поэтому не случайно Оренбургская область не одно десятилетие демонстрирует разрыв между наличием значительных природных и человеческих ресурсов и качеством жизни населения.

Учет этих тенденций и проблем обуславливает подход к национально-региональному компоненту образования как к механизму решения основных задач патриотического воспитания школьников.

Программа направлена на развитие личности детей младшего школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физических особенностей.

Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Приобщая школьников к родному Оренбуржью, мы тем самым воспитываем у него любовь и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, посёлку. Ребёнок, осознает себя живущим в определенный временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

У детей происходит развитие интереса к традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символами родного края (герб, гимн), развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного Оренбургского края: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своего Оренбургского края.

1.7. Формы подведения итогов реализации программы

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Школьники знакомятся с истоками русской культуры, с народными традициями, связанными с хлебом. Воспитанники могут принести в группу рецепты приготовления домашней выпечки и рассказать о том, как проходят в их семьях торжества. Во многих культурах есть народные сказки и литературные произведения о хлебе, которые можно прочесть детям. Программа включает в себя также слушание музыки, рисование, подвижные игры – в зависимости от того, какие идеи возникнут у детей.

Задачи:
- воспитательные: развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

-развивающие: развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края; развивать творческое содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

-образовательные: познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы.




Защита проектов "Живи село моё родное" (2 В класс)


Защита проектов "Моя родословная" (1 Г класс)


21 января 2018 состоялась экскурсия в храм Дмитрия Солунского и в мечеть с.Беляевка Беляевского района в рамках экскурсионной программы курса "Моё Оренбуржье" и уроков ОПК.


Районный краеведческий музей. Экскурсия "Памятники природы Беляевского района"

01 Декабря 2016

Целями конкурса является экологическое воспитание, развитие нравственных основ восприятия природы родного края, сохранения экологии, реализация творческого потенциала учащейся и студенческой молодежи.

С 22 ноября по 3 декабря 2016 года в фойе главного корпуса была организована выставка лучших творческих работ, представленных студентами учебных структурных подразделений, филиалов университета, магистрантами, аспирантами и молодыми учеными, а также сотрудниками университета. Наиболее активное участие в конкурсе приняли студенты инженерного факультета, которые представили на конкурс различные виды работ: фотоальбомы, рефераты, фотографии в рамках, оформили стенд авторских работ студентов. Также яркие и интересные работы представили студенты филиалов ОГАУ - Илекского зоотехнического техникума, Покровского зоотехнического техникума, Сорочинского ветеринарного техникума.

На конкурс были представлены работы по нескольким номинациям:

- фотографии природы Оренбуржья по категориям: заповедные территории области; ландшафты, флора, фауна;

- письменные творческие работы, рефераты.

Жюри подвели итоги:

Среди студентов учебных структурных подразделений университета в номинации «Фотографии природы Оренбуржья (заповедные территории) присудить:

Среди студентов учебных структурных подразделений университета в номинации «Фотографии природы Оренбуржья (ландшафты) присуждено:

Среди студентов филиалов ОГАУ в номинации «Фотографии природы Оренбуржья (ландшафты) присуждено:

В номинации рисунки, картины присуждено:

В номинации письменные творческие работы, рефераты присуждено:

ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ "КУРСА МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ"



СПРАВКА

Реализация курса "Мое Оренбуржье" проходит в рамках внеурочной деятельности с 12 января 2018 года, по разработанной и утвержденной программе. Занятия с обучающимися начальной школы (1-4 кл.) проводятся библиотекарем ОУ Воропаевой Т.В. еженедельно.


К АЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ



Читайте также: