Поделки из жести на уроках технологии 5 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 30.08.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Николай Германович

Статья посвящена формам организации графической подготовки учащихся пятого класса на занятиях по технологии и восьмиклассников на уроках черчения в процессе конструирования , моделирования и изготовления ими изделий художественно-утилитарного назначения игрушек из жести и бумаги в рамках концепции интегрированного обучения учащихся черчению и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Николай Германович

Обучение пятиклассников черчению на уроках технологии в процессе изготовления чертилки из стального прутка

Обучение школьников черчению на уроках технологии в процессе изготовления точеных деревянных изделий, инкрустированных металлом

Довузовское геометро-графическое образование абитуриента в стратегии подготовки бакалавров технических направлений

GRAPHIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROJECTING AND MAKING TIN AND PAPER TOYS AT THE LESSONS IN TECHNOLOGY AND DRAFTING

The article is devoted to the graphic training organization forms of the fifth-grade pupils at the technology lessons and eighth-grade pupils at the drafting lessons in the process of constructing, modeling and making artistic and utilitarian articles tin and paper toys within the conception of the integrated drafting and technology teaching on the basis of the applied and decorative arts objects.

МИХАЙЛОВ Николай Германович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения технологии и дизайна Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, докторант кафедры декоративно-прикладного искусства Московского педагогического государственного университета. Автор 74 научных публикаций, в т.ч. 10учебно-методических пособий

ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК ИЗ ЖЕСТИ И БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ЧЕРЧЕНИЯ

Статья посвящена формам организации графической подготовки учащихся пятого класса на занятиях по технологии и восьмиклассников на уроках черчения в процессе конструирования, моделирования и изготовления ими изделий художественно-утилитарного назначения - игрушек из жести и бумаги в рамках концепции интегрированного обучения учащихся черчению и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства.

Интеграция, графическая подготовка, технология, конструирование, моделирование, изготовление, изделия художественно-утилитарного назначения

Художественно-графические факультеты педвузов нашей страны в эпоху Советского Союза выпускали специалистов - учителей изобразительного искусства, черчения и труда (теперь технологии). Студентов учили рисовать, чертить и изготавливать предметы своими руками для будущей работы в школах в качестве учителей данных учебных дисциплин.

Перед изготовлением большинства изделий, например художественно-утилитарного назначения, народные умельцы или специалисты производственной сферы вначале выполняют их поисковые эскизы, рисунки и, выбрав лучшие из них, делают чертежи будущих объектов, а затем по ним изготавливают нужные и полезные предметы.

Чертеж является незаменимым графическим носителем информации о предмете на дол-

гие годы. Он содержит не только изображения, но и размеры, масштаб, поясняющие надписи и т.д. Таким образом, на практике наблюдается интеграция изобразительного искусства, графики (черчения) и технологических процессов. То же самое должно быть и в системе общеобразовательных учреждений: учителям-практикам в сотрудничестве с учеными-методистами необходимо разрабатывать наиболее рациональные программы, средства, методы и формы интегрированного обучения школьников черчению, технологии и изобразительному искусству, обеспечивающие прочное усвоение учащимися знаний, умений и навыков. В связи с этим в рамках научного исследования была разработана и на практике проверена методика проведения внеклассного мероприятия и интегриро-

Еще одним примером приобщения учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Архангельской области к искусству в графической деятельности является решение ими творческих заданий по художественному конструированию однодетальных изделий (разделочной доски или отдельных фрагментов деревянных сооружений: оконного наличника, полотенца, резной доски или карниза) в условиях областных конкурсов юных чертежников2.

В сложившихся условиях в практике современной школы обучение школьников черчению целесообразно организовать на уроках техноло-

гии в процессе изготовления ими объектов декоративно-прикладного искусства, поскольку такой подход открывает самые широкие возможности для развития творческих способностей школьников в области художественного конструирования, что является необходимым в проектной деятельности, помогает синтезу черчения с изобразительным искусством и технологией, активно способствуя их дальнейшему становлению и развитию. В свою очередь, изобразительное искусство и технология содействуют раскрытию значимости черчения (графики) как необходимого учебного предмета в общеобразовательных учреждениях, поскольку без чертежно-графической документации не представляются возможными процессы проектирования и изготовления учащимися предметов художественно-утилитарного назначения.

Система практических заданий в рамках примерного программно-тематического планирования учебных занятий по технологии с декоративно-прикладной направленностью для 5-9 классов (другими словами, примерная система практических заданий с технико-технологической информацией на основе декоративно-прикладного искусства) и методика обучения

школьников технологии (техническому труду) были предложены проф. К.А. Скворцовым4.

Данные разработки успешно реализуются в ряде школ, особенно Москвы и Московской области, но в них отсутствуют графическая информация об изготавливаемых предметах и темы по черчению. В связи с этим в разработанное К.А. Скворцовым тематическое планирование по технологии мы включили темы по черчению для их изучения в процессе ознакомления детей с чертежами изготавливаемых объектов. Кроме того, в соответствии с данным тематическим планом нами также ведется работа по разработке чертежей на объекты, изготавливаемые школьниками. На их основе подбираем темы по черчению для изучения школьниками на уроках технологии и составляем методические рекомендации и пособия для учителей.

Так, в соответствии с системой практических заданий, предложенной К.А. Скворцовым5, учащимся 5-го класса необходимо изготовить игрушки из жести (подсвечники) в течение 6 часов6.

В процессе обучения пятиклассников изготовлению игрушек из жести (или из плотной бумаги) в пределах одного часа из выделенных 6 часов предлагаем сформировать у детей знания о развертках как об одном из видов графических изображений изделий, их назначении и особенностях выполнения.

При этом учителю необходимо напомнить школьникам, что под графическими изображениями понимают, совокупность таких изображений, как чертеж детали, сборочный чертеж изделия, эскиз, кинематическая, электрическая и другие схемы, развертка, аксонометрический чертеж, технический рисунок.

Затем учитель объясняет детям, что для изготовления игрушек из листового материала используют их развертки (выкройки), и предлагает записать в тетради определение развертки: «Разверткой называется плоская фигура, полученная совмещением поверхностей предмета (или геометрического тела) с плоскостью. Поверхность при этом не рас-

В ходе объяснения учитель показывает школьникам стилизованные фигурки птиц, зверей, животных, выполненные из листового материала, их фотографии и развертки

В учебном процессе учителю необходимо обращать внимание пятиклассников на оформление чертежей разверток: на изображения линий сгиба и заготовки, линий разреза, размерных, выносных, осевых и центровых линий.

Ведется беседа о нанесении размеров, масштабах, эстетическом (композиционном) расположении изображений на листе бумаги, форматах, рамках и об основной надписи чертежа.

Кроме того, учитель беседует со школьниками о красоте и стилизации формы проектируемых и изготавливаемых объектов. Он объясняет, что над изображением развертки помещают

Из частной и общей дидактики нам известно, что включение мотивации учебной деятельности школьников в один из структурных компонентов хода урока является необходимым условием. Мотивация должна вызывать живой интерес у школьников к изучаемому материалу, активизировать их учебно-познавательную деятельность на уроке. Дети должны знать, для чего они будут изучать эту или иную тему урока. В связи с этим учителю на уроке необходимо объяснить учащимся, что металлопластику народные умельцы используют при украшении крыш домов и других сооружений флюгерами (в форме петушков, лошадок и других птиц и зверей). Профессиональные дизайнеры метал-лопластикой и резьбой по дереву оформляют интерьеры. При этом детям полезно показать слайды, открытки, таблицы и проч., иллюстрирующие объясняемую тему урока.

Необходимо с учащимися вспомнить, что люди ежедневно используют красивые и модные вещи, изготовленные по разверткам (выкройкам): платья, рубашки, брюки, обувь, сумки и др. Большую ценность развертки представляют в легкой промышленности (швейной, меховой, кожевенной); нефтехимической и газовой (резервуары и трубопроводы); судостроении, авто- и авиастроении; в производстве изделий из жести (водосточные трубы домов, воздуховоды и вытяжки в домах и цехах, лабораториях) и т.д. По разверткам делают эстетически привлекательные и удобные спортивные мячи, паруса яхт, папки для бумаг, упаковку для электронной техники и др.10

После закрепления материала по черчению школьники приступают к выполнению практического задания по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства - игрушек из жести (подсвечников). Можно предложить сначала выполнить их из плотной бумаги (рис. 1, 3). Задания дифференцированно распределяются между учащимися со слабыми, средними и высокими учебно-познавательными способнос-

Для более успешного выполнения практического задания детям вначале необходимо освоить технико-технологическую информацию:

безопасность труда; моделирование; перевод выкройки на металл и использование чертилки; резание ножницами жести, просечка отверстий различной формы (сечки, бородки, кернеры); гибка и соединение (язычками, простейшим фальцевым швом); отделка: зачистка заусенцев, шлифовка наждачной бумагой, окрашивание или отделка танином (дубом)12.

Задания распределяются дифференцированно между учащимися со слабыми, средними и высокими учебно-познавательными способностями, либо школьник сам определяет степень сложности формы выбранной игрушки, сконструировав свой вариант сувенира на базе заданного аналога.

Возможен второй вариант условия выполнения этой работы, на основе которого учащимся вначале необходимо будет выполнить на отдельном чертежном листе бумаги формата А4 чертеж развертки игрушки (рис. 2, 4), а затем

на другом чертежном листе бумаги - изготовить модель игрушки (рис. 1, 3).

Если дифференцировать задания с учетом статуса каждого отдельно взятого типа общеобразовательного учреждения, то учащиеся обычных школ чертят развертку на листе формата А4 карандашом, заполняют упрощенную основную надпись, показанную в учебнике15, на другом листе вырезают развертку, изгибают из нее модель игрушки. Школьники лицейских и гимназических классов проделывают то же самое, но дополнительно показывают цвет игрушек на чертежах разверток и на моделях в технике акварельной отмывки. Учащиеся школ и классов, ориентированных на художественно-графические, дизайнерские и архитектурные специальности, также показывают цвет, но развертку уже чертят тушью, основную надпись выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД вместо школьной упрощенной. По желанию, школьники академических классов лицеев, гимназий и профилированных школ могут сами сконструировать игрушки, например бабочку. Тогда цвет крыльев может быть показан на развертке и модели изделия в технике росписи.

Эти усложненные варианты практической работы № 3, составленные для учащихся лицеев, гимназий и профилированных классов, также могут быть предложены способным учащимся обычных школ и классов, а всем другим желающим лучше рекомендовать в условиях дополнительных занятий по черчению.

В заключение отметим, что такой подход к художественно-графической и технологической (трудовой) подготовке школьников активизирует их учебно-познавательную деятельность, дает понимание практической значимости изучаемых предметов. Используемые художественные формы и образы более эффективно содействуют эстетическому и трудовому воспитанию, формированию пространственных представлений, развитию творческо-конструкторских способностей и моторики рук учащихся.

I Михайлов Н.Г. К истокам народной культуры. Внеклассные мероприятия в Малых Корелах II Искусство в школе. 2007. № 1. С. 20-22; Его же. Межпредметные связи: география, черчение, изобразительное искусство II География в школе. 2005. № 1. С. 69-75, 3 с. обложки.

2Егоже. Олимпиада по черчению//Искусство в школе. 1996. № 3. С. 75-76.

4 Скворцов К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труцу// Школа и производство. 2005. № 1. С. 52-58; 'Его же. Обработка древесины (5-й класс)//Там же. 2005. №2. С. 39-43; №3. С. 40-49; №4. С. 4044; Его же. Открытка, картинка или простейшая полочка с использованием рельефной металлопластики II Там же. 2005. № 5. С. 42-49; Его же. Коробочка из картона, оргалита или папье-маше, декорированная сканью II Там же.

2005. № 6. С. 66-75; Его же. Игрушки из жести II Там же. 2005. № 7. С. 20-28; Его же. Чашка для подсвечника, блюдечко, бубенчик с использованием технологии выколотки (дифовки)// Там же. 2005. № 8. С. 22-29; Его же. Брелок и пряжка в технике пропильного металла II Там же. 2006. № 1. С. 23-29; Его же. Чертилка из стального пругка II Там же.

5 Его же. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труцу// Там же. 200. № 1. С. 54.

6Его же. Игрушки из жести// Там же. 2005. № 7. С. 20-28.

8 Скворцов К.А. Игрушки из жести.

9 Михайлов Н.Г. Изучаем черчение, изготавливая игрушки//Школа и производство. 2008. №2. С. 59-63; Его же. Сувениры из жести//Народное творчество. 2008. №2. С. 44-45.

10Павлова А.А., Жуков С.В. Черчение: учеб. дляуч-ся9 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2003. С. 116, 118.

II Скворцов К.А. Игрушки из жести. С. 26.

12Его же. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труцу. С. 54; Его же. Игрушки из жести. С. 20-28.

13 Черчение', программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер. М., 1993; Черчение, 7-8 классы / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер II Программы общеобразовательных учреждений по черчению: сб. программ / сост. В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. М., 2000. С. 51-60.

14 Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Указ. соч. С. 44-45.

GRAPHIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROJECTING AND MAKING TIN AND PAPER TOYS AT THE LESSONS IN TECHNOLOGY AND DRAFTING

The article is devoted to the graphic training organization forms of the fifth-grade pupils at the technology lessons and eighth-grade pupils at the drafting lessons in the process of constructing, modeling and making artistic and utilitarian articles - tin and paper toys within the conception of the integrated drafting and technology teaching on the basis of the applied and decorative arts objects.

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского госуцарственного университета имени М.В. Ломоносова

--> FISHKINET

15 брутальных идей для поделок из стали своими руками

2.

3.

4. Дверной проем в стиле лофт

4. Дверной проем в стиле лофт

5. Понадобится сварка, но она того стоит

5. Понадобится сварка, но она того стоит

6.

7. Мангальная зона

7. Мангальная зона

8. Идеи можно позаимствовать из модных каталогов, но сделать своими руками

8. Идеи можно позаимствовать из модных каталогов, но сделать своими руками

9. Брутальный стеллаж

9. Брутальный стеллаж

10. Кое-какие идеи можно взять на заметку

10. Кое-какие идеи можно взять на заметку

11. В исполнении многие варианты довольны простые

11. В исполнении многие варианты довольны простые

12.

13.

14. Для работы

14. Для работы

15.


ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

В Балашове подростки заставили школьника на коленях целовать ботинки

В Балашове подростки заставили школьника на коленях целовать ботинки

Пушкина чуть не вывезли на Украину

Подсмотрено в заМКАДье, или Житейские хитрости для комфортной жизни

Подсмотрено в заМКАДье, или Житейские хитрости для комфортной жизни

15 знаменитостей, чья сообразительность спасла их от досадного провала на публике

15 знаменитостей, чья сообразительность спасла их от досадного провала на публике

Мыслить нешаблонно: история снайпера Василия Зайцева

Мыслить нешаблонно: история снайпера Василия Зайцева

Redkey W12: беспроводный пылесос, который не только пылесосит, но и моет пол

Redkey W12: беспроводный пылесос, который не только пылесосит, но и моет пол

30 самоделок, которые вызывают много вопросов

14-летние пубертаты и бабушки — самые агрессивные пользователи рунета

14-летние пубертаты и бабушки — самые агрессивные пользователи рунета

“Мальчик, мы домой летим!”: история жизни Дарьи Юргенс, сыгравшей Мерилин в “Брате 2”

Слабоумие и отвага: 17-летнего парня, укравшего пиво, нашли по потерянным бутылкам

Слабоумие и отвага: 17-летнего парня, укравшего пиво, нашли по потерянным бутылкам

Кушайте, не обляпайтесь: в российской школе повар руками накладывал макароны в тарелки

Кушайте, не обляпайтесь: в российской школе повар руками накладывал макароны в тарелки

Черный рынок, кошачий “спецназ” и медицина: необычные факты о блокадном Ленинграде

Черный рынок, кошачий “спецназ” и медицина: необычные факты о блокадном Ленинграде

Российский зрительный нейроимплант впервые установлен обезьяне

Российский зрительный нейроимплант впервые установлен обезьяне

Туры по льду Байкала пользуются ажиотажным спросом

Туры по льду Байкала пользуются ажиотажным спросом

Ужасные последствия интимного пирсинга (3 фото)

Идеальные соседи существуют, или когда повезло жить рядом с кладбищем

Идеальные соседи существуют, или когда повезло жить рядом с кладбищем

75-летний французский путешественник погиб, переплывая океан

75-летний французский путешественник погиб, переплывая океан


"Человек ошибся, вот и всё": у пенсионера отобрали пенсию, так как официально он мёртв

Человек из будущего: как вживить себя в чужие воспоминания

Человек из будущего: как вживить себя в чужие воспоминания

20+ курьезных фото с просторов сети

В Татарстане водитель отказался убирать свою машину ради скорой с ребенком

В Татарстане водитель отказался убирать свою машину ради скорой с ребенком


"Мы без России и месяца не проживем": Кадыров рассказал о сумме ежегодных дотаций для Чечни


"Да они совсем уже обалдели?": девушка сравнила цены на горнолыжных курортах Турции, Грузии и России

Похороненные Google: выживет ли новый проект корпорации Project Iris

Похороненные Google: выживет ли новый проект корпорации Project Iris

Мать назвала дочь Икеа, а спустя годы та сменила имя из-за издевательств

Мать назвала дочь Икеа, а спустя годы та сменила имя из-за издевательств

Секунды до полуночи: кто и зачем переставляет стрелки на часах судного дня

Секунды до полуночи: кто и зачем переставляет стрелки на часах судного дня

Жесткие кадры падения итальянской лыжницы Софии Годжи на скоростной трассе

Жесткие кадры падения итальянской лыжницы Софии Годжи на скоростной трассе

Вьетнамский умелец смастерил для сына Rolls-Royce из дерева

Вьетнамский умелец смастерил для сына Rolls-Royce из дерева


"Водка не во вред, мне сегодня тридцать лет": с юмором о самом неоднозначном возрасте

15 человек, которым удача подсунула свинью

Делаем сами себе игрушки: немного о 3D ручках

Робот-пылесос, сбежав из отеля, повеселил пользователей соцсетей

Робот-пылесос, сбежав из отеля, повеселил пользователей соцсетей

На россиянку приставы повесили многомиллионные долги 400 незнакомых ей людей

На россиянку приставы повесили многомиллионные долги 400 незнакомых ей людей

Миллион долларов за селфи: индонезиец удачно продал архив университетских фото

Миллион долларов за селфи: индонезиец удачно продал архив университетских фото

Необычности, которые не каждый день увидишь

Черно-белые знаменитости Нормана Сиффа

Кто меняет цвет глаз, а кто натирается муравьями: необычные факты о животных

Кто меняет цвет глаз, а кто натирается муравьями: необычные факты о животных

Самый мемный пост о свекровях

15 глупых инструкций, которые больше путают, чем помогают

15 глупых инструкций, которые больше путают, чем помогают

Мода и стиль 1970-х: домашняя сушилка для волос

Старшеклассница в гимназии решила снять пранк, но учитель шутки не оценила

Старшеклассница в гимназии решила снять пранк, но учитель шутки не оценила

В 2021 году журналисты жгли сильнее пожаров

26 актеров второго плана, которые всех переиграли и стали главным украшением фильма

26 актеров второго плана, которые всех переиграли и стали главным украшением фильма

Новинки
Популярное


Поделки из различного металла пользуются широкой популярностью среди домашних умельцев. Простые изделия могут изготовить даже дети, а вот сложные композиции требуют определенных навыков, приходящих со временем. Типовые технологические приемы работы с металлами вполне доступны для большинства людей. Надо лишь усвоить основные принципы и руководствоваться рекомендациями специалистов.

Особенности работы с металлами

Металл отличается прочностью и долговечностью, но требует определенных усилий и применения специфических приемов при обработке и соединении деталей. При изготовлении поделок используются практически любые металлы. Наибольшее распространение находят сталь, алюминий, медь, титан, никель и некоторые другие разновидности. Приобретение нового, кондиционного материала обойдется достаточно дорого, а потому в ход идут различные металлические остатки – листы, пластины, профили (уголок, трубы, специальные изделия), жесть, а также детали конструкций.

Техника безопасности

Работа с металлами требует осторожности и соблюдения техники безопасности. Листовой материал и зазубрины на заготовках могут вызывать порезы, а потому необходимо использовать перчатки. Рабочее место должно быть удобным, детали необходимо грамотно фиксировать для исключения травм от их падения. Применять следует только качественный инструмент и надежное оборудование.

Металлолом

Особую осторожность требует осуществление сварочных работ. При их проведении обязательно используется защитная экипировка – маска или щиток, защитный костюм, плотные рукавицы или перчатки. Место должно оборудоваться надежной вентиляцией. Особое внимание следует уделить противопожарным мерам. Прежде всего, не допускается соседство с легко воспламеняющимися материалами, а под рукой должны находиться средства пожаротушения.

Достаточно опасно любое мероприятие по обработке и резке металлов вращающимися инструментами и оборудованием. Следует помнить, что заготовки могут значительно разогреваться, а металлическая стружка разлетаться с большой скоростью. Должны предусматриваться защитные кожухи, глаза необходимо закрывать очками.

Технологические приемы

При изготовлении металлических поделок используются специфические приемы:

  1. Для придания формы – ковка (горячая и холодная), штамповка, прессование.
  2. При обработке – резка, сверление, фрезерование, токарные и слесарные работы.
  3. Соединение элементов конструкции может обеспечиваться сваркой, пайкой, заклепками, болтами и винтами, хомутами.

Для декорирования и придания определенных свойств применяются чеканка, термообработка, гравировка, оксидирование и т. п. Металлические поделки прекрасно смотрятся в интерьере квартиры, могут использоваться для сада, дачи, декорирования фасадов и просто для изготовления сувениров и подарков.

Скульптура

Особенности горячей ковки

При значительном нагреве металл теряет прочность и становится пластичным, что и используется при горячей ковке. Для достижения такого эффекта разные металлы необходимо нагревать до различных температур. Пластичный металл легко изгибается и формуется путем механического воздействия. Главный недостаток этого метода – необходимость специальной печи (кузнечного горна), затраты на топливо для разогрева, повышенная опасность работ. В городских условиях его использовать сложно из-за потребности в специальном помещении.

Оборудование и инструмент, необходимый для горячей ковки:

  • горн, способный обеспечить разогрев до 1500 градусов;
  • наковальня, на которой осуществляется ковка, весом от 140 до 400 кг в зависимости от габаритов заготовок;
  • шпераки для проведения декоративной ковки;
  • кувалда весом не менее 4 кг и большой молоток (ручник) массой 0,6-2 кг;
  • горновые клещи нескольких видов в зависимости от формы и размеров заготовок;
  • фигурные (фасонные) молотки для придания заготовкам оригинальной формы;
  • дополнительный инструмент: зубило, бородок, подбойник, обжимки, гладилки, подсечка, нижники, скобы, гвоздильня, вилки;
  • измерительный инструмент – рулетка, кронциркуль, кузнечный угольник, металлическая линейка, штангенциркуль, шаблоны и калибры.

Для придания заготовке различной формы используются такие приемы:

  1. Осадка – увеличение поперечного сечения за счет сжатия.
  2. Вытяжка – увеличение длины с одновременным уменьшением сечения. Она обеспечивается ударами кувалдой или прокаткой между роликами.
  3. Расплющивание – придание плоской формы заготовке путем ударов кувалдой и ручником.
  4. Гибка. Для нужного изгиба используются шпераки, конечник наковальни, фигурные молотки.
  5. Закручивание вокруг оси заготовки. Оно осуществляется при фиксации одного конца и вращении заготовки.
  6. Отсечение определенных участков для придания нужной формы и обеспечения размера.
  7. Набивка рельефа и рисунка. Она обеспечивается зубилом.

При проведении горячей ковки важную роль играет температура нагрева заготовки, определяющая степень пластичности. Для стали она может находиться в пределах 820-1200 градусов. Степень разогрева можно контролировать по изменению цвета металла. На достижение температуры 800-900 градусов указывает светло-вишневый или светло-красный цвет. При разогреве до 900-1100 градусов сталь становится оранжевой. При дальнейшем нагреве цвет меняется от темно-желтого (1060-1150 градусов) до ярко-желтого (1200-1300 градусов).

Конёк

Особенности холодной ковки

С помощью холодной технологии можно создать такие формы:

При проведении холодной ковки используется такой инструмент:

Помимо перечисленных специфических приспособлений, возникает необходимость в кувалдах и молотках, инструменте для резки металла, опрессовочном инструменте и станке для клепки.

 Торсионы

Кованые поделки

Кованые элементы широко применяются при изготовлении изящных поделок для дома и дачи:

  1. Узоры из металла. Они могут изготавливаться как путем горячей, так и с помощью холодной ковки. Узоры формируются по заранее подготовленному шаблону сразу одной заготовкой или собираются из нескольких отдельных деталей. При изготовлении важно определиться со стилем оформления. Кроме того, выбирая режим горячей ковки, можно металлу придавать различные цветовые оттенки – от желтоватой до фиолетовой побежалости.
  2. Декоративные ворота, изгороди, перила лестниц. На фото показаны ворота характерных размеров для загородного дома. Их можно изготовить путем холодной ковки. Прежде всего, разрабатываются чертежи каждой кованой детали и всей конструкции в сборе. В композиции используются основные формы, характерные для холодной ковки (пики, завитки различного вида, торсионы). Соединение деталей производится хомутами и сваркой.
  3. Цветы. С помощью ковки можно создать поделки в виде различных цветов. На фото представлена металлическая роза. Ее лепестки и листья изготавливаются из листового металла толщиной 0,3-0,5 мм. Для стебля можно использовать стальную проволоку или пруток. Вначале из картона вырезаются шаблоны деталей, которые переносятся на металл. Заготовки аккуратно вырезаются ножницами по металлу. Заусенцы удаляются. Ковка нужной формы осуществляется с помощью молотка. Края лепестков загибаются круглогубцами. Лепестки собираются в цветок и скрепляются внизу пайкой. Листья и цветочная чашечка крепится к стеблю проволокой или хомутами. Для такой поделки рекомендуется подбирать сталь, в которой содержание углерода не превышает 0,3%, и отсутствуют хром, сера и фосфор.

Узоры

Кованые ворота

Кованая роза

Ковка позволяет создавать поделки разной сложности и различной величины. Кованые элементы красиво смотрятся на скамейках для дачи, на решетках для окон и просто вписанные в интерьер квартиры.

Арт-сварка

Люди, имеющие навыки сварщика, способны создавать настоящие произведения искусства из металлов. Широкую популярность приобретает такое направление, как арт-сварка, основанная на применении газовой сварки для изготовления скульптур и различного декора. Благодаря применению данной технологии с помощью изменения режима нагрева обеспечивается игра цвета, а основой декорирования становятся различные оттенки. Настоящие шедевры получаются из титана, нержавеющей стали и циркония.

Арт сварка

Динозавр

На фото показано практическое применение арт-сварки. Порядок создания скульптуры:

  • изготовление проволочного каркаса;
  • наваривание тела фигуры из кусочков листового титана;
  • подваривание мелких деталей и узоров;
  • изготовление подставки в виде ветки дерева и закрепление на нем фигуры;
  • удаление заусенцев, дополнительная обработка и шлифовка.

Поделка в технике арт-сварки

С помощью художественной сварки можно создавать небольшие сувениры и крупные скульптуры для ландшафтного дизайна. Радужные разводы на поверхности металла из тонкого слоя оксидов обеспечивают неповторимый вид.

Применение чеканки

Чеканка – это особая техника создания рельефной поверхности на металле. С помощью чеканов наносится множество точек, которыми и формируется рисунок или узор. Для самодеятельного творчества рекомендуется использовать тонкие металлические листы толщиной 0,1-1 мм. Лучше всего подходят алюминиевые, медные и латунные листы. Можно нанести чеканку и на жесть, но на стали рельеф имеет меньшую объемность.

Своими руками чеканка производится следующим образом. На металлический лист наносится рисунок. Работа проводится на твердой поверхности, куда предварительно укладывается амортизирующий резиновый лист толщиной порядка 10-12 мм. Чеканку лучше наносить на разогретый металл, который получит дополнительную пластичность. На поверхности прокатывается пластилиновый шарик для создания жирового покрытия. Далее по контуру чеканом набиваются точки с лицевой стороны листа. После завершения процесса лист переворачивается, и с тыльной стороны немного вытягиваются непробитые участки для придания объема рисунку.

Рисунок для чеканки может быть любым. Популярностью пользуются достаточно простые поделки в виде листьев деревьев . Аналогично можно создать различные узоры . Для детского творчества (4-5 класс) первые чеканки рекомендуется делать на алюминиевой фольге. Она достаточно податлива, и продавливается без удара по чекану.

Чеканка узоры

Чеканка

Легкие варианты поделок

Работа с металлом требует определенных навыков, а потому следует начинать с простых поделок. Предлагаются такие легкие варианты:

  1. Сова . С помощью шаблонов на листовой металл наносится контур головы, туловища, крыльев и других деталей. С помощью болгарки детали вырезаются, а края очищаются от зазубрин. Зубилом наносятся насечки для имитации оперения и основных черт лица. В месте расположения глаз сверлятся отверстия и вставляются болты. Для клюва изгибается металлический кусочек. Для соединения всех деталей нужна сварка. Поделка окрашивается и покрывается лаком.
  2. Скамейка для дачи. Чертеж поделки приведен на фото . Каркас скамейки сваривается из стального профиля в форме прямоугольной трубы размером 2х2 и 2х4 см, согласно чертежу. На каркас настилаются доски шириной 10-15 см и толщиной порядка 2 см. Формируется сидение и спинка.

Сова

Бабочка

Лавочка

Проволочные поделки

Из стальной проволоки можно создать оригинальные, разнообразные поделки. Например, для детей будут интересны проволочные пауки . Тело насекомого изготавливается путем навивания проволоки на цилиндр диаметром 10-15 мм. Лапки также изготавливаются методом навивания, но используются цилиндры малого диаметра, например, проволока диаметром 5-6 мм. Они изгибаются в характерной форме. Детали соединяются. Крепятся большие глаза и нос.

Колибри

Паучок

Можно сделать и сложные, ажурные фигурки . Вначале изготавливается жесткий каркас из наиболее толстой проволоки. Путем ажурного плетения он покрывается проволокой меньшего диаметра, обеспечивающей объем и декоративность поделки. Крылья птицы можно окантовать витой проволокой. Изящество добавляют завитушки и другие украшения. Соединение проволок осуществляется с помощью пайки.

Композиции

Наиболее сложными поделками являются композиции из нескольких фигурок, которые подчинены одному сюжету. Они прекрасно смотрятся на детских площадках и в рамках ландшафтного дизайна. Из огромного количества вариантов можно предложить несколько простых идей:

Фигуры

Горшок

Работы

У автомобилистов всегда скапливается множество ненужных запчастей. Из них также можно собрать оригинальные композиции. На фото показан автомобиль с роботом-автослесарем. Корпус автомобиля надо сделать из жести, а вот остальные элементы – это автомобильные запчасти.

Поделка

Металл может стать прекрасным поделочным материалом в умелых руках. Из него можно сделать множество поделок, способных украсить интерьер квартиры и загородный участок. Начинать следует с простых конструкций, а вершиной творчества могут стать сложные композиции. Важно подобрать нужную идею, правильно

Что можно сделать с детьми 7-11 лет - советуем и черпаем вдохновение!

Публикации педагогических статей в журнале "Верное Слово"

Идеи для уроков труда

Идеи для уроков труда запись закреплена
ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ

Идеи для уроков труда

Идеи для уроков труда запись закреплена
ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ

?

Забавная поделка Собачка

Идеи для уроков труда

Идеи для уроков труда запись закреплена
ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ

Весна на окошке

Идеи для уроков труда

Идеи для уроков труда запись закреплена
ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ

Идеи для уроков труда

Идеи для уроков труда запись закреплена
ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ

Бабочка на палочке
Можно сделать на палочке и украсить цветок в горшке или в виде аппликации на картоне.

Читайте также: