Поделки из скульптурного пластилина

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 08.09.2024

Скульптурный пластилин – отличный материал для выполнения реалистичных работ. Его используют в художественных школах для освоения техники создания скульптур. Но благодаря доступности материала иногда его покупают в качестве альтернативы обычному. Лепить фигурки из мягкой и податливой пластичной массы интересно профессионалам и новичкам.

Подробнее про скульптурный пластилин

Основное отличие скульптурной массы в пластичности. Из нее легко творить фигуры с детализацией.

Гамма оттенков разнообразная, но каждый цвет очень приближен к натуральным. Никаких неоновых, сложных неестественных оттенков нет. Хотя, при желании нейтральную массу можно окрашивать. Но в большинстве случаев скульптуры и фигурки создают реалистичными.

Добиться пластичности удалось благодаря продуманному составу массы для лепки. Скульптурный пластилин состоит из основы, которой обычно становятся нефтепродукты. Также в составе присутствуют добавки – тальк, глина или сера. Состав зависит от производителя и может включать дополнительные примеси, улучшающие консистенцию материала.

Сейчас можно купить пластилин для скульптуры разных производителей. Каждый продукт отличается свойствами и характеристиками. И не все предложения идеальны для работы. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно обратить внимание на отдельные характеристики:

Эластичность – должен быть податливым, но не слишком мягким.

При разогреве материала он должен легко поддаваться моделированию.

При раскатывании на поверхности не должно оставаться смазанных следов.

Пятна от массы легко убирать с разных поверхностей без применения специальных чистящих средств.

После застывания не должен крошится и не терять форму.

Скульптурный пластилин выпускают двух разных типов. Мягкий материал хорошо размягчается в руках скульптора и идеален для новичков, которые только осваивают работу с ним. Твердую массу придется предварительно хорошо разогревать, она уже подходит для профессионалов.

Как работать со скульптурным пластилином?

Скульптурная лепка базируется на тех принципах, которые изучают в детских садах и школах. Просто используется другой материал и требуется более точная детализация элементов. Процесс состоит из этапов:

От бруска отделяют небольшую часть, с которой планируется работать. Не нужно разогревать весь кусок, берут столько, сколько необходимо для лепки элемента.

Кусок материала разогревают – для этого нужна горячая вода, фен. Мягкий пластилин достаточно размять в руках. Важно не переусердствовать! При перегреве вещество теряет пластичные свойства.

Из мягкой массы создают фигурку, используя для этого дополнительные инструменты для лепки. Для больших фигур обязательно нужен каркас из металлической проволоки, которая будет держать форму композиции. Мягкие виды скульптурного пластилина используют в основном для создания крупных фигур. С твердой массой предпочитают работать над мелкими деталями.

Лепка скульптуры требует усидчивости, внимательности. Одними руками выполнить детализацию сложно, поэтому у мастера обязательно должны быть вспомогательные инструменты:

стеки для резки;

С их помощью мастерам удается создавать реалистичные скульптуры.

Работать со скульптурным пластилином интересно детям и взрослым. Это отличный материал для творчества, знакомство с которым никогда не поздно начинать. Узнать все тонкости работы помогут специальные уроки и мастер-классы, в которых подробно описываются этапы действий и приводятся базовые правила работы с эластичным материалом.

Пётр Зайцев проектировал офисы крупных компаний и работал над дизайном станций метро, а теперь трудится в домашней мастерской над скульптурами и зарабатывает 250-300 тысяч рублей в месяц.

Архитектор Пётр Зайцев в 40 лет решил сменить профессию и стать скульптором. Он оборудовал гардеробную супруги под мастерскую, лепил фигурки из пластилина, выполнял их в бронзе и получал по 20 тысяч в месяц.

Спустя несколько месяцев Зайцев перешёл на бетон: его работы начали покупать галереи и частные клиенты, он выигрывал в конкурсах, а заработок увеличился до 250-300 тысяч в месяц.

Хоть это и меньше, чем при работе архитектором, но Зайцеву нравится, что он не зависит от капризных клиентов, которые могут на ходу менять техзадание, а делает то, что нравится ему.

В 2002 году Пётр Зайцев закончил Московский Архитектурный институт, и в 2003-м он вместе с другом и коллегой Арсением Борисенко открыл архитектурное бюро za bor. Партнёры проектировали жилые и офисные здания.

В 2019 году архитектор понял, что хочет уйти из бизнеса. У него произошёл конфликт с сооснователем бюро, к тому же архитектор устал от постоянного общения с заказчиками и строителями. По словам Зайцева, клиенты часто вели себя капризно и на ходу меняли техзадание.

Он ушёл из бюро, так и не решив, что будет делать. Архитектор отложил 1,5 млн рублей на период, пока не определится с новой работой . Зайцев мечтал заниматься делом, в котором не будет зависеть от вкусов других людей.

Сначала я думал, как жить дальше, потому что остаться ни с чем в 40 лет — достаточно неприятно. Работать в найме я не хотел, открывать ещё одно бюро — тоже. В какой-то момент я вспомнил, что в детстве мне нравилось лепить, и решил попробовать себя в этом направлении.

Зайцев обратился за советом к близкому другу отца — московскому скульптору Андрею Наличу, который тоже когда-то ушёл из профессии архитектора. Тот порекомендовал потренироваться на пластилине, прежде чем браться за другие материалы. Обычно этот материал используют для учебных этюдов и эскизных набросков.

Начинающий скульптор не захотел снимать студию, ему показалось удобным работать из дома: можно приняться за дело в любой момент, когда появится вдохновение, даже ночью.

Он переоборудовал гардеробную комнату площадью 9 м? под мастерскую, поставил там стол, стул, полки для хранения будущих работ, осветительную систему для съёмок фото и мастер-классов.

Следующие полгода Зайцев делал скульптуры из пластилина, фотографировал их, редактировал в Photoshop под бронзу и публиковал в Instagram. Он завёл специальную страничку для работ — хотел получить обратную связь и надеялся привлечь первых покупателей.

Процесс выглядел так : скульптор сделал каркас из проволоки, вылепил на нём фигуру из пластилина, нанёс гипс. Когда он затвердел, снял с внутренней стороны гипсовой формы пластилин. Затем залил в получившуюся форму расплавленный воск. Когда он засох, скульптор отнёс восковую фигуру — восковку — в мастерскую литейщика.

Литейщик отдал получившуюся скульптуру Петру Зайцеву, который её обработал и покрыл патиной — составом, имитирующим старину изделия.

Всего на фигуру The Hero of Our Time размером 26х15х15 сантиметров скульптор потратил около 20 тысяч рублей :

  • Пластилин — три упаковки по 200 рублей — 600 рублей.
  • Три упаковки воска весом 500 граммов стоили по 1200 рублей — всего 3600 рублей.
  • Бронза и услуги литейщика — 15 тысяч рублей.

После первого заказа он продолжил делать пластилиновые скульптуры, имитировать бронзу на фото и рассылать их по аукционам. Примерно раз в месяц у него покупали по одной скульптуре за 15-25 тысяч рублей.

Для лепки и снятия формы Зайцев вместо специальных инструментов, стеков с петлями, использовал свои. Он соорудил один инструмент из палочки от суши и детали от прищепки, а другой — из икеевского ножа, который подпилил и согнул.

Также использовал паяльник: поправлял восковую форму и спаивал отдельные части. Паяльник у Зайцева уже был, в магазинах такой стоит около 500 рублей.

Два-три месяца Зайцев продолжал работать с литейщиком. Создавать фигуры из бронзы было сложно: во-первых, сплав стоил дорого, во-вторых, скульптор много платил литейщикам и зависел от них. Литейщик мог не выполнить работу вовремя или сделать её плохо. Это раздражало Зайцева: работая архитектором, он старался всё делать своими руками.

В 2019 году он решил попробовать делать скульптуры из бетона. Материал стоит дёшево и для работы с ним не нужно привлекать других мастеров, решил Зайцев.

Бетон объединяет две мои профессии — архитектора и скульптора.

Скульптор использует этот материал в большинстве своих работ. Идеи для них Пётр Зайцев находит вокруг себя: он изображает животных, которые ему нравятся, супругу или самого себя.

Например, к 42-летию автор вылепил себя в образе ребёнка, на фигуру которого нанёс 42 слоя бетона. Тёмные и светлые слои чередуются, символизируя счастливые и тяжёлые периоды жизни.

На примере скульптуры We, которая состоит из двух частей, Зайцев рассказал о технологии изготовления фигур из бетона.

Сначала необходимо приготовить каркас. Для него нужна проволока — обычно Зайцев использует вешалки-плечики из IKEA. Когда их нет, покупает 50-метровый моток оцинкованной проволоки за 400 рублей в Leroy Merlin. Этого мотка хватает примерно на 10 каркасов.

Для каркаса также нужны деревянные основы. Зайцеву нравится идея повторного использования, поэтому материал он собирает на улице или берёт подручные средства: например, ящики из-под фруктов. Если бы пришлось покупать, доска 50х150х6000мм в Leroy Merlin обошлась бы в 2000 рублей. Её хватит примерно на 10 скульптур.

Проволочный каркас нужно обклеить армированной лентой — к ней хорошо липнет пластилин. 40-метровая лента стоит 260 рублей, её хватает на 20-30 скульптур. На формирование каркаса уходит 2-3 часа.

Затем на каркас можно наносить пластилин. Для скульптуры We потребовалось 4 брикета пластилина, которые стоили примерно 800 рублей. Время нанесения зависит от размеров и сложности: на создание We ушло 8 часов непрерывной работы.

После того как пластилин нанесён на каркас, его нужно выровнять. Для этого можно использовать икеевский нож, а процесс длится примерно 2-3 часа.

Иногда готовая фигурка чем-то не устраивает Зайцева и приходится переделывать. Поэтому лепка может растянуться на несколько рабочих дней.

После этого нужно изготовить силиконовую форму, в которую заливают бетон. Для заливки бетоном силиконовая форма должна быть сплошной, как носок, чтобы вода задерживалась внутри.

Для скульптуры We понадобилось 2 литровых банки силикона, которые стоили по 800 рублей каждая.

Силикон нужен только как форма для заливки бетона. Но сам по себе он очень мягкий, и если залить в него бетон и поставить на стол, форма может деформироваться. Поэтому поверх силикона наносят гипс, который крепко удерживает его в одном положении.

Гипс застывает за пару часов, но лучше переждать ночь — пока сохнет, он может немного деформироваться.

Когда форма высохла и готова к работе, можно снимать слои: сначала гипсовый, затем освобождает силикон от пластилиновой основы. После этого вставляет силиконовую форму в гипсовую.

Дальше он смешивает воду с цементом и заливает смесь в форму. Для скульптуры We понадобилось 5 кг цемента и 3 литра воды. Упаковка цемента нужного веса стоит не больше 300 рублей.

Бетон получается крепче, если в раствор добавлять песок. Но такую скульптуру сложнее обрабатывать: часто приходится что-то поправлять в отлитой фигурке, и песок становится виден.

До состояния, когда бетон можно вынуть из формы, он сохнет около 12 часов. Пока материал недостаточно твёрдый, огрехи срезаются макетным ножом (стоит около 300 рублей) и наждачной бумагой (200 рублей). На это уходит 2-3 часа.

Готовую скульптуру прикрепляется к пьедесталу, как правило, деревянному. Зайцев просверливает отверстия в скульптуре и основании и вклеивает туда на ПВА металлическую оцинкованную шпильку с резьбой.

Итого: около 6000 рублей и два-три рабочих дня . В онлайн-галерее Art Online 24 (принадлежит Askeri Gallery) работа We продаётся за 150 тысяч рублей.

Кроме бетона, Зайцев работает и с деревом. Причём он использует только один материал — ящики из-под фруктов и овощей.

Мы с супругой оба веганы, нам нужно много овощей и фруктов, чтобы существовать. Соответственно, мы покупаем их ящиками. И чтобы не выкидывать это несчастное дерево, которое зря рубили, я иногда делаю из него скульптуры.

Две фигуры в полный рост, выполненные из этого материала, Зайцев сделал для отеля MORE в Крыму.

В 2021 году Пётр Зайцев продаёт свои работы по 130-150 тысяч рублей . Цены устанавливает сам автор: он исходит из сумм, которые ему комфортно получать в месяц.

На рынке, по его словам, нет каких-то средних цен, они не ограничены и зависят от успешности создателя. Например, в Askeri Gallery продаются работы других мастеров и по €30 тысяч.

Также цены на работы Зайцева зависят от:

  • Количества потраченного времени.
  • Серийности. Автор создаёт форму из силикона и заливает в неё бетон. Силикон быстро приходит в негодность: скукоживается и теряет форму. Одной силиконовой формы хватает на 10-15 работ. Создать идеально такую же во второй раз невозможно, она всё равно будет немного отличаться. Кроме того, чем меньше серия, тем больше ценится скульптура.
  • Скульптор закладывает в цену процент, который галерея забирает себе с продажи — 40-45%.

На материалы он тратит около 2-3 тысяч рублей, ещё 6% от дохода перечисляет в ФНС.

Примерно с марта 2021 года он зарабатывает по 250-300 тысяч рублей в месяц . Чаще всего Зайцев продаёт свои работы частным клиентам. В период с ноября 2019 года по август 2021 каналы продаж распределились так:

  • Аукционы — 17%.
  • Архитекторы — 12%.
  • Частные клиенты — 42%.
  • Галереи — 15%.
  • Работы на заказ (как через архитекторов, так и напрямую частным клиентам) — 14%.

В месяц он продаёт около трёх работ: чаще всего одну новую и пару скульптур из серий, представленных в галерее. В свой Instagram Зайцев выкладывает уже готовые бетонные изваяния и больше не редактирует в Photoshop эскизы из пластилина.

Первые полгода продаж бетонных скульптур было немного, максимум одна в месяц. Покупатели не воспринимали всерьёз предметы искусства из бетона. К тому же скульптор начинал с небольших фигур до 30 см в высоту и продавал их по 10-20 тысяч рублей. Из этих денег он тратил пару тысяч рублей на материалы для следующих работ.

В среднем месячный доход Петра Зайцева в первый год после смены профессии не превышал 20 тысяч рублей . Он искал клиентов с помощью четырёх каналов: соцсети, галереи, конкурсы и знакомые архитекторы.

Зайцев записывает мастер-классы по созданию скульптур и выкладывает их на свой канал на YouTube. Он завёл его сразу же, как увлёкся лепкой, и почти за 2 года набрал 3,7 тысячи подписчиков. Продаж с этого канала пока не было.

Также у скульптора есть аккаунт в Instagram, который ведёт его супруга: выкладывает фотографии его работ. В аккаунте 1900 подписчиков. Instagram приносит Зайцеву почти половину всех клиентов.

Скульптор развивает его органически. Он пробовал продвигать два поста с помощью таргетированной рекламы, потратил на это 4000 рублей. И один раз покупал рекламу у блогера примерно за €45 (около 3800 рублей). Но ни таргет, ни реклама не принесли результата — поэтому Пётр Зайцев решил пока не вкладывать в это ресурсы.

В начале работы Зайцев составил список из 60 московских галерей, которые ему удалось найти в интернете. Он ничего не отсеивал и отправил свои работы по всем электронным адресам.

Из 60 адресатов откликнулись только двое: Askeri Gallery и Nikolskaya Gallery. Они взяли несколько работ Зайцева на реализацию, а с Askeri Gallery он подписал договор на две эксклюзивные скульптуры, весь тираж которых продаётся только там.

Галереи берут процент от продаж, примерно 40-45%. Деньги скульптор получает только тогда, когда выставленную работу покупают.

По словам Зайцева, галереи неохотно берут на реализацию работы начинающих скульпторов и художников: шансов, что их произведения будут продаваться, немного. Поэтому молодым мастерам трудно пробиться и заявить о себе. Но попытаться стоит, уверен Зайцев. После того, как его работы появились в галереях, поток клиентов начал расти.

Обычно участники отправляют эскизы, но на международный Scogliera Viva Зайцев прислал фото готовой работы Social Distance. Он стал первым россиянином, победившим в этом конкурсе.

В качестве приза Зайцев получил €2 тысячи (около 170 тысяч рублей) и возможность реализовать свой проект — скульптуру Social Distance — на побережье Адриатического моря.

Организаторы конкурса оплатили Зайцеву питание и проживание. Перелёт победитель оплачивал самостоятельно, кроме того, потратил около 70 тысяч рублей на инструменты — болгарки, диски и молотки.

От призовых €2 тысяч ничего не осталось: всё ушло на инструменты и перелёт. Но Зайцев не воспринимает конкурсы как дополнительный источник дохода. Для него это возможность рассказать о себе и стать известнее.

Ещё один источник клиентов — знакомые архитекторы, которые берут работы скульптора в свои проекты по дизайну интерьеров. Этот канал приносит ему 12% заказов.

Работы Зайцева можно разделить на два типа:

  • То, что он придумал сам и продал в галереи, архитекторам и частным клиентам.
  • То, что выполнил на заказ клиента или архитектора.

Покупатели обращаются к Зайцеву, изучив его портфолио и авторский почерк — и не ждут работ в другом стиле.

Люди, которые хотят золотые купола, просто не обращают внимания на мои бетонные скульптуры. В любом случае я устанавливаю некие рамки: работаю в своём стиле и делаю только то, что мне нравится. И если заказчик не согласен, дальше разговор не идёт. Такие случаи иногда бывают.

Если скульптор взялся за заказ, Зайцев выясняет у клиента все пожелания, делает эскиз в пластилине, показывает заказчику, согласовывает, а затем выполняет в бетоне или дереве.

Есть работы, которые Зайцев создаёт для себя: понимает, что их вряд ли купят галереи или частные клиенты, но чувствует потребность выразить идею.

Бетонное сердце, на котором сидит большая чёрная муха. В скульптуру вмонтирован механизм, имитирующий сердцебиение

В основном работы скульптора покупают в Москве, но иногда он отправляет их в другие города — Санкт-Петербург, Сочи и Набережные Челны. Доставку оплачивает заказчик.

Зайцев заворачивает тяжёлые скульптуры в несколько слоёв воздушно-пузырчатой плёнки и картона, а затем отправляет логистическими компаниями. Ему не нравится такой способ упаковки посылок: плёнка не экологична и расход большой, но пока он не нашёл ей альтернативу.

Перевозка не всегда проходит гладко. Однажды курьеры привезли клиенту скульптуру носорога весом около 15 кг с отломанным ухом, хотя сама доставка обошлась в 10 тысяч рублей. Клиенту пришлось приклеивать деталь скульптуры клеем ПВА. Когда поломки происходят в Москве, например, скульптуру задевают дети или животные, Зайцев приезжает и бесплатно её ремонтирует.

Пётр Зайцев оформил самозанятость и перечисляет до 6% от дохода в ФНС. Он планирует оформить ИП, если начнёт зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год — это максимальный доход для самозанятых.

Зайцев заключает договор с клиентами только когда выполняет работу на заказ. Почти все скульптуры на заказ создаются в единственном экземпляре, и это прописано в документах. Если что-то случится и заказчик не выкупит скульптуру, Зайцев выложит фото в Instagram или отправит на аукцион, но таких инцидентов пока не было.

Свою интеллектуальную собственность Зайцев пока не защищает — считает, что у него не тот уровень известности, чтобы беспокоиться на эту тему.

Главная трудность в профессии скульптора, по словам Петра Зайцева, — пробиться через толщу чужих работ и найти своего клиента.

Свой успех он объясняет бэкграундом в архитектуре и влиянием родителей: его отец был художником, а мама — архитектором. По словам Зайцева, они привили сыну вкус и вырастили его в творческой атмосфере: в гостях у семьи часто бывали поэты, скульпторы и художники.

В будущем Зайцеву хотелось бы лепить большие фигуры. В августе он завершил четырёхметровую бетонную скульптуру для частного клиента, сейчас работает над двенадцатиметровой. Для таких больших проектов он привлекает субподрядчиков.

Технология производства меняется: Зайцев лепит из пластилина эскиз небольшого размера, выполняет его в бетоне, согласует с клиентом, а затем отдаёт подрядчикам. Они сканируют скульптуру на 3D-сканере и вырезают её с помощью робота в большом размере. После того, как фигура готова, Зайцев вносит финальные правки.

У меня, как у архитектора, есть гигантомания: мне интересны большие проекты.


Скульптурный пластилин предназначен для моделирования фигурок и статуэток. Он активно используется на занятиях в художественных училищах, а также в работе со школьниками, студентами и просто любителями. В зависимости от цены и производителя отличаются свойства пластилина (жесткость, пластичность, цвет). Скульптурный пластилин чаще всего встречается серого, телесного и оливкового цветов. Готовые изделия хорошо сохраняют и держат форму, изделие можно шлифовать, полировать и раскрашивать.



Как пользоваться скульптурным пластилином?

Перед началом работы запаситесь всем необходимым: вода, каркас, проволока, масло. Когда все необходимые предметы будут на месте, переходите к подготовке самого пластилина. Как и обычный пластилин, перед началом работы его следует разогреть. Но так как скульптурный пластилин тверже обычного, тепла рук бывает недостаточно. В этом случае используйте теплую воду, либо любой другой отопительный прибор.

Важно! При подготовке пластилина к работе нужно не перестараться, если Вы нагреете пластилин слишком сильно, то вещество, придающее пластилину эластичность, разрушится, и Вы получите обратный эффект - пластилин станет жестким и хрупким.

Скульптурный пластилин широко используется профессионалами, а также студентами факультетов скульптуры для выполнения учебных работ. Он продается в удобных упаковках и вполне доступен любителям. Но для работы с ним нужно знать некоторые свойства этого материала.

Как лепить из скульптурного пластилина

  • Как лепить из скульптурного пластилина
  • Как сделать скульптуру
  • Как вылепить человека
  • - скульптурный пластилин;
  • - горячая вода или нагревательный прибор;
  • - машинное масло или вазелин;
  • - алюминиевая или железная проволока.

Отколите нужное количество пластилина и разогрейте его под горячей водой или положите на отопительный прибор. Можно также сделать стружку с помощью ножа и слегка разогреть в воде, затем размять руками. Разогретый кусочек можно соединять с холодной массой. В большинстве случаев они хорошо объединяются.

Не разогревайте всю упаковку, если не собираетесь ее использовать сразу. Если держать массу в нагретом состоянии достаточно долго, она теряет свои пластические свойства, так как испаряются компоненты, придающие ей мягкость. Пластилин становится жестким, твердым и начинает ломаться.

Учтите, что после начального подогрева масса хорошо мнется руками и сохраняет пластические свойства. Он не прилипает к рукам и инструментам, хорошо приклеивается к не разогретому пластилину, а также хорошо сохраняет форму при комнатной температуре.

Восстановите пластические свойства перегретому пластилину: разогрейте массу до жидкого состояния и добавьте машинное масло или технический вазелин (для придания твердости добавьте в массу тальк или картофельную муку).

Приобретите алюминиевую или железную проволоку для больших композиций. Они необходимы для каркаса, без него скульптура не будет держать форму, может осесть или оплыть. Не используйте медную проволоку, так как она разрушается компонентами, содержащимися в пластилине.

Читайте также: