Поделки из бересты история создания

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.09.2024

Время от времени я заглядываю в Интернет и набираю в поиске что-нибудь типа "мастера по бересте", "мастера-берестянщики". И смотрю, не появилось ли что-нибудь новенькое, не обнаружится ли что-нибудь такое, мимо чего в прошлый раз прошёл, не зацепившись взглядом. Иногда нахожу такие материалы. Ниже будет отрывок из книги "Народное искусство устюжан". Книгу эту написал в 1971-м году Михаил Павлович Лукин.
Это история самого известного из русских берестяных промыслов - Шемогодской резьбы. В том числе история советских времён. О советской истории промысла автор говорит скупо, без побробностей. Но упоминает, что артели мастеров- резчиков по бересте неоднократно закрывали из-за нерентабельности, их "отлучали" от экспорта, мастеров распускали.
Причины этого мне не очень понятны, а сам автор о них не распространяется. Мне видится в этом лишь то, что Советская власть временами относилась к берестянщикам с предубеждением и не умела обратить их искусство на пользу государству. И вот к началу
семидесятых один из старейших русских промыслов после многих "лишений и выгоняний" опять задышал. В общем, читайте.



КРУЖЕВО НА БЕРЕСТЕ.


Молодая работница цеха резьбы по бересте
Серафима Коробейникова.

Интересно заглянуть в историю ее возникновения. В десяти километрах от Великого Устюга, в пойме реки Северной Двины, вьется меж зеленых лугов и полей речка Шемокса. Крестьяне, живущие в деревнях но течению Шемоксы, испокон веков славились своим столярным и плотничным умением. И в наши дни лучшие столяры-краснодеревщики, что отделывают салоны пассажирских теплоходов и пароходов на Великоустюгском судоремонтном заводе – это шемогодские. Лучшие плотники, работающие на новостройках города и района, – шемоксяне.


Река Шомокса. Сегодня это название пишут через букву "о". А от деревни Курово-Наволок, где был центр промысла осталось лишь название.


Здесь, в Шемогодской волости Великоустюгского уезда, в деревне Курово-Наволок еще в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте, которое со временем оформилось в художественный народный промысел.



Лукошко с прорезным узором на бересте.
Мастер Н.В. Вепрев.

Берестяная полоска с вырезанным орнаментом вклеивается в гладкие углубления между рамками на стенках украшаемого предмета. Поверхность перед этим либо тонируется, либо покрывается цветной фольгой, что создает красивую игру рисунка и его фона.


Ящичек для бумаг, отделанный прорезной берестой.
Мастер Н.В. Вепрев.


Кто был основоположником кружевного растительного орнамента, сказать трудно. По утверждению стариков, зачинателями сложного узора были мастера Вепревы. Но кто именно? Фамилию Вепревых носило все население деревни Курово-Наволок. Особой известностью в этой династии пользовались мастера Иван Афанасьевич, Николай Васильевич и Александр Иванович Вепревы. Вероятнее всего, основоположником растительного рисунка явился Иван Афанасьевич.


Великий Устюг.

Шемогодские берестяные изделия получили всенародное признание не только в России, но и за рубежом. Особенной популярностью пользовались работы Вепревых. На Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году Иван Афанасьевич Вепрев был награжден Большой медалью. В следующем, 1883 году на Вологодской сельскохозяйственной выставке ему присуждают серебряную медаль. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году И. А. Вепрев награждается дипломом с похвальным отзывом. Спрос на работы мастера был столь велик, что он привлек к промыслу всю семью, чтобы выполнять заказы на экспорт.


Жаль, что в настоящее время изделий этого замечательного умельца не сохранилось. О творчестве его можно судить только по рассказам современников и по тому влиянию, которое он оказал на своего сына Александра Ивановича Вепрева, а также на Николая Васильевича Вепрева, ставших достойными продолжателями наследия талантливого резчика. Работы Н. В. Вепрева в большом объеме представлены в Устюгском краеведческом музее. Они отличаются высоким художественным мастерством, разнообразием тематики, удачным выбором орнамента и являются лучшими образцами шемогодской резьбы по бересте.

На выбор и содержание рисунка, на назначение предметов художественного промысла оказывали влияние изменение исторической обстановки, эстетических взглядов и вкусов людей. В эволюции берестяного орнамента сказалось воздействие и других великоустюгских ремесел: северной черни, росписи и резьбы по дереву и кости, художественного ткачества, вышивки.


А.И. Вепрев. Шкатулка-плсточница "Охота"

Судьба шемогодского промысла резьбы по бересте в послереволюционный период, вплоть до последнего времени, оставалась сложной, изобиловала целым рядом перипетий.



Потребовалось много усилий и настойчивости, как мастеров, так и местных руководителей, чтобы шемогодская резьба была восстановлена. В 1967 году при Кузинском механическом заводе создается цех по производству шкатулок и других бытовых художественных изделий, украшенных прорезной берестой. В него пришли опытные, любящие свое дело художницы Н. Ф. Чупрова, З. И. Фролова и другие. В их коллектив влилась группа молодежи. И снова расцвел промысел.



Современное изделие , украшенное шемогодской резьбой.

Берестяные мануфактуры

Берестяные мануфактуры: происхождение, традиции, современность.

Береста - это уникальный природный материал, из которого наши предки изготавливали все необходимое для жизни. Без бересты невозможно было представить славянский быт в прошлые века, когда никто не слышал о научно-техническом прогрессе. Если есть береста, значит, будет одежда, обувь, аксессуары, мебель, кухонная утварь, игрушки и крыша над головой. Хорошо жилось людям вблизи березовых рощ, поскольку они были обеспечены всем необходимым для жизни. На бересте спали, в бересту одевались и обувались, в ней хранили продукты, ею отделывали дома и изготавливали лодки. Вся жизнь проходила в окружении бересты, поэтому берестяные мануфактуры росли, как грибы после дождя. Самое интересное, что и сейчас, в век айфонов и айпадов, этот материал не теряет своей актуальности – интересно, почему?

Как люди открыли для себя бересту: происхождение берестяного промысла

Берестой называют кремово-розовые слои березовой коры, которые скрываются под наружным белым слоем. Этот прочный и гибкий материал, не пропускающий воду и не поддающийся гниению, содержит ионы серебра, которые обеспечивают ему бактерицидные свойства. Если учесть, что береста снимает головную боль, снижает давление и оздоравливает весь организм, становится понятно, почему из нее делали детские колыбели, шили сарафаны, шапки, лапти и сапоги, мастерили кровлю, писали на берестяной бумаге письма, изготавливали емкости для хранения круп, мяса, рыбы, молочных продуктов и меда, алкогольные наборы из бересты. Парное молоко в берестяной бутылке не прокисало в полуденную жару, а дому, утепленному берестой, были не страшны никакие морозы.
Заготавливали бересту в первые дни лета, когда она наиболее мягкая, гибкая, сочная и легко отделяется от коры. Если делать это правильно, то следующие слои ствола дерева не повреждаются, и береза быстро восстанавливается.
Берестяные изделия изготавливались несколькими способами – из цельной бересты в виде цилиндра (сколотень), из цельных кусков бересты, скрепленных между собой, из плетеной бересты, а также из кусочков березовой коры, сшитых корнем ели, ивы или сосны.Несмотря на то, что берестяные изделия не нуждаются в дополнительном оформлении благодаря живописной бархатной текстуре, народные мастера украшали их резьбой, тиснением, расписывали красивыми узорами и декорировали камнями.

Берестяные мануфактуры на Руси

Как современный берестяной промысел стал искусством

В некоторых деревнях до сих пор в целях экономии вместо рубероида используют бересту, и это кровельное покрытие служит более сорока лет, несмотря на дожди, снега и морозы. Сохранение традиций берестяного промысла и обилие березы в наших лесах безмерно радует, поскольку если всем нам придется вернуться в каменный век, то берестой и прокормимся!


Береста. Туеса. Магия исцеления. История промысла. Плетение из бересты и мудрость Предков.

Береста - История промысла

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Бересту заготавливают в конце мая – в начале июня во время активного движения соков внутри дерева. Используется только верхний слой березовой коры. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий. Этот материал издавна применялся для изготовления посуды благодаря своим свойствам: прочности, гибкости, устойчивости к гниению. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из хрупкого на первый взгляд материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. С XI века бересту использовали для письма, спустя века до нас дошли знаменитые новгородские берестяные грамоты. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.

Самым знаменитым в России был промысел Шемогодской ажурной прорезной бересты, получивший свое название по имени речки Шемогсы, на берегах которой располагались селения мастеров (Курово-Наволок, Погорелово, Красавино, Бернятино и др. неподалеку от города Великий Устюг). Промысел возник в середине XIX века (по другим сведениям в конце XVIII века). Лучшие изделия шемогодских мастеров хранятся в музеях (самый известный мастер Иван Вепрев). После революции в деревне Курово-Наволок была организована артель, насчитывающая в 1935 году около 100 человек. Открылась художественная мастерская и в Великом Устюге, в которой также резали по бересте, а в 80-е годы XX века производство резной бересты сосредоточилось на экспериментальной фабрике "Великоустюжские узоры".

Не менее известны северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Это пермогорская роспись, получившая название по имени селения Пермогорье на Северной Двине — на белом фоне красным и зеленым цветом в пределах темного контура выписывались разнообразные растительные мотивы, сказочные птицы, сцены из сельской жизни. Уфтюжский промысел в селениях по реке Уфтюге славился сказочными растительными орнаментами, написанными по ярким оранжево-красным, зеленым или синим фонам. Крупные центры росписи берестяных изделий известны на Урале (выделяется так называемая "крестьянская" роспись, применявшаяся в Нижнем Тагиле для украшения бураков — на ярком цветном фоне изображался пышный букет из трех крупных цветов) и в Сибири. В конце 18 века в нынешнюю Томскую область переселились уроженцы Северных областей Руси (из Архангельской области), которые дали начало процветающему ныне промыслу изделий тисненой и резной бересты (изделия из бересты, которые Вы видите на нашем сайте, в основном выполнены в Томской области).

Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления:

  • · изделия, сделанные из цельного берестяного цилиндра (сколотни);
  • · изделия из разнообразно скрепленного цельного куска бересты;
  • · плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам);
  • · сшивные изделия (предметы утвари).

Основными способами декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись. Уже в середине XVIII века тиснение и резьба по бересте были хорошо известны. Об этом писал Андрей Болотов в своем "Жизнеописании Андрея Болотова" в приложении к журналу "Русская старина".

Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) — на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева — ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги (бумаги) или тонируют темнее фон.

Роспись на берестяных изделиях выполняют по грунтовке (для каждого промысла она своя), окраску производят гуашью, темперой или масляными красками (по-разному для разных промыслов). После окраски изделие сушат и лакируют.

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями.

Ассортимент художественных берестяных изделий очень широк: традиционные туеса, сахарницы, конфетницы, чайницы, подстаканники, шкатулки, стаканы для карандашей и другие предметы утилитарного и декоративного характера.
Испокон века крестьяне использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, короба для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу, и многое другое. Береста использовалась для написания грамот (из берестяных документов историки многое узнали о наших предках и их быте), для изготовления дегтя. Охотники Сибири делали ручки для ножей(нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы, береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами), знахари применяли ее в лечебных целях.

Россия – страна с огромной территорией и многовековой историей. Среди других государств бытует большое количество стереотипов, связанных с ней. Некоторые имеют негативную окраску, например, про водку, морозы и матерное общение, другие, наоборот, раскрывают глубокий русский менталитет с положительной стороны: готовность помочь, обилие икры и красота природы.


Действительно сложно представить русские пейзажи без берез – тонких черно-белых красавиц. Эти деревья не только радовали глаз наших предков, но и служили сырьем для берестяного промысла.


До сих пор большой популярностью пользуется березовый сок, который обладает приятным вкусом, а кроме этого содержит десяток органических кислот и витамины В6 и В12, что безусловно говорит о его пользе для здоровья. На этом полезные качества дерева не заканчиваются, его кору – бересту, или берёсту – применяли во многих сферах жизни.







На бересте писали, делали из нее украшения для изб и посуду, использовали в рыболовном промысле для легких лодок, плели лапти и корзины, она также служила прекрасным природным антисептиком.


В настоящее время, когда природные материалы стали заменять синтетическими, березовая кора уступила свое первенство, но сохранившиеся знания позволяют создавать уникальные поделки из этого материала.


Плюсы таких изделий несомненны: во-первых, это натуральность. Во-вторых, красота одновременно с функциональностью. И, в-третьих, но далеко не последних преимуществах – эти вещи используют по назначению, например, в емкостях из бересты можно хранить продукты, в лукошки собирать грибы и ягоды, а лапти использовать, как домашнюю обувь.


Народное творчество приобретает все большую популярность и многие интересуются, как сделать поделку из бересты своими руками. Статья, представленная ниже, поможет вам начать творческий путь.


Заготовка бересты для поделок

Если вы загорелись идеями поделок из бересты, вам необходимо узнать, как правильно подготовить ее для творчества.

Прежде всего следует помнить, что заготовка материала не должна навредить природе. Лучше собирать бересту с упавших или срубленных деревьев. Рассчитайте примерное количество сырья, потому что неиспользованная кора может испортиться и пропасть.


Сбор ведется в июне. Этот срок колеблется в зависимости от вашего места жительства.


Проще всего собирать бересту листами. На коре делается надрез вдоль ствола длиной от 40 до 70 см. Потом аккуратно отделите кору от ствола, в удачный сезон отслоение происходит с легкостью само по себе.


Для некоторых поделок тех, которые предполагают плетение, бересту нужно собрать лентами. Тогда делайте надрез вдоль ствола длиной 3-4 см, аккуратно отслаивайте кору и снимайте ее по спирали.


Хранение и подготовки бересты

  • пространство для хранения должно быть сухим и хорошо вентилироваться;
  • на свету береста теряет цвет, выгорает, поэтому место для нее выбирают темное;
  • тонкие ленты скручивают в моток белой стороной наружу;
  • между листами должна находиться прослойка, например, картон, а сверху их прижимают чем-нибудь тяжелым.

Обработку бересты для поделок начинают с очистки. Стряхивают пыль с желтой стороны и снимают грязь с другой, можно для этого использовать наждачную бумагу.


Следующий этап: расслаивание. Бересту делят на слои необходимой толщины. Если материал старый или кора толстая, его нужно размочить в солевом растворе в течение 2-3 суток. После этого она просушивается под грузом.


Берестяной кузовок своими руками

Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию берестяного кузовка для начинающих. Стоит отметить, что, хотя изделие способен создать неопытный ремесленник, на это придется выделить несколько часов.


Предполагается, что материал в наличии и подготовлен к работе.








Сверните лист, наложив края друг на друга, и зафиксируйте их, например, канцелярскими зажимами или крупными скрепками. На краях, которые наложены друг на друга, сделайте отверстия.


Используйте канцелярский нож или шило. Чтобы кузовок получился красивым и аккуратным, заранее отметьте места отверстий.



Кузовок готов. Его можно украсить кусочками бересты другого цвета и приделать ручку, если необходимо. На фото вы видите поделку из бересты в готовом виде.


В сети существует много идей и инструкций для поделок из бересты. Пользуйтесь ими или придумывайте свои варианты. Ваше творчество точно никого не оставит равнодушным!

Фото поделок из бересты

































Читайте также: