Поделки дымковская игрушка младшая группа
2. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.
Содержимое разработки
Задачи :
2. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.
3. Закреплять умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя кружочки, точки,.
4. Закреплять умение правильно держать кисточку, пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Упражнять в технике “тычок” ватными палочками для создания узора.
5. Активизация словаря: Дымковские игрушки, барышня, петушок, индюк, лошадка, колечко, кружок, красный, синий, желтый, глиняный.
Предшествующая работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рисование элементов дымковского узора;
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент.
В группу заходит дымковская барышня Танюшка.
Посмотрите, как я хороша
Я девица - краса,
Щечки алые горят,
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плыву,
Песню тихую пою.
- Я живу в селе Дымково, где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные глиняные игрушки: птичек, петушков, лошадок, барышень.
- Я хочу пригласить вас к себе в гости!
- Мы поедем в гости на лошадке! Занимайте места! Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней.
Громко цокают копытца
Цок, цок, цок, цок!
В гости к Тане лошадь мчится
Цок, цок, цок, цок!
2. часть. Рассматривание игрушек.
Дети с барышней Танюшкой подходят к ширме-домику, рассаживаются на стульчики вокруг стола, на котором стоит сундучок.
Воспитатель – барышня :- что же там лежит?
Дети вместе с воспитателем достают дымковские игрушки и ставят на стол.
Воспитатель:- в селе «Дымково живут замечательные мастера, которые делают из глины эти забавные глиняные игрушки: птичек, петушков, лошадок, барышень.
Дети рассматривают игрушки и описывают узоры: кружочки, точки, горошины, полосочки.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь прокачу!
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива
Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок.
Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки.
Воспитатель достаёт из корзинки трафарет дымковской барышни, разворачивает, из него высыпают элементы узора, сделанные из картона.
Воспитатель-барышня:- Что же делать? Как помочь барышне? (Подвести детей к мысли, что юбку надо украсить) .
Дети составляют самостоятельно узор на юбке барышни, любуются.
Воспитатель-барышня:- Какое настроение стало у барышни? (весёлое) .
3 часть. Рисование узора на трафаретах.
Воспитатель-барышня достаёт из сундучка силуэты дымковских игрушек из бумаги, стряхивает с них муку.
- Ребята, когда я пекла вам угощение, очень торопилась и просыпала всю муку на своих помощников : лошадку, индюшка и курочку.
Они стали белыми- белыми, как снег. Что же делать? Как помочь зверушкам?
(Подвести детей к мысли, что зверей можно раскрасить) .
А перед работай нам надо с вами размять пальчики.
Наши алые цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.
Дети садятся к столам. Рассматривают силуэты, выбирают силуэт понравившейся игрушки и решают, какими элементами их украсить: кружочками, точками.
Воспитатель предлагает детям гуашь (красную, синюю, зелёную, жёлтую, печати, палочки.
? РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена
Galina, спасибо Вам.
Круто, барышню из бумаги хорошо будет сделать .я сохраняла , оно все куда - то делось .
Спасибо. Возьму на замнтку!
Елена Колосова
Я помню это занятие в садике. Как воспитатель всем кусок глины от большого комка отламовала, как мы мяли глину, формировали куклу, сушились они, через неделю белили, потом только разукрашивали.
Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?
История дымковской игрушки
Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:
- она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
- эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.
Дымковские игрушки (картинки)
В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.
Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.
Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.
Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.
Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.
Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.
Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.
Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.
После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.
В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.
В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.
Система образов и сюжетов
Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.
Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:
Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.
Изготовление дымковской игрушки
Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.
Лепка
Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.
Барыня
Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.
Животные
Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.
Сушка
Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.
Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.
Обжиг
В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.
Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.
Побелка
В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.
Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.
Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.
Цвета
Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.
Раскраска
Это несколько страниц из какой-то раскраски с инета (убрала цветные шаблоны, оставила только черно-белые)
А это шаблоны для поделок (к сожалению, не помню источник)
Приятного творчества с детишками)))
Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
+33 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> | мама Мальвины | 07.01.2015 | 303 | 29 | 4 комментария |
Построим каркасный дом вашей мечты
Каркасный дом с мансардой V436 "Акрон"
Каркасный дом одноэтажный V391 "Сент-Луис"
Каркасный дом с цокольным этажом V359 "Милдред"
Каркасный дом с эркером V257 "Форт-Лодердейл"
Комментарии
спасибо!
утащила в Избранное, думаю пока нам рановато, но уж поскольку мы - вятские, про дымковскую игрушку обязательно сделаем ТН
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:
. или указать адрес картинки в интернете:
Загрузка списка альбомов.
Вставка изображения
Чаще всего на сайте читают:
Сегодня пришлось мне поутру отводить сына на уроки. Проводила до дверей, дала ЦУ, поворачиваюсь обратно ехать. И тут бабушка его одноклассницы мне в спину говорит: "Вяжет-вяжет, а у самой дети брошенные! Детьми надо заниматься!" Вот почему так, ведь рукодельничаю я в ущерб своему свободному времени, сну в основном, а не в то время, когда с детишками.
Когда давно ходишь беременной, весь мир кажется сказочным, а ты в нем, как минимум, фея. Круглая такая фея. Глаза блестящие, улыбка загадочная, походка… опущу про походку. И ты ждешь. И думаешь, съедая второе мороженое на скамеечке парка, ВОТ-ВОТ! Еще чуть-чуть и вот оно счастье! Ты много читала, ты спрашивала, ты всё-всё можешь себе представить. Но проходит время… и ты понимаешь… НЕПРАВДА! Итак, список того, к чему я была абсолютно не готова.
Еще полгода назад мало кто знал о существовании подобных сайтов, но сейчас почти каждый знает, что выгодную покупку можно сделать через инет, приложив к этому минимум усилий и в конечном итоге радоваться хорошему результату и дешевым ценам. Мы с мужем засели туда в ноябре прошлого года. Так как мой муж работает в сфере компьютерной техники и оборудования, начали именно с этого.
Дорогие мамочки, очень хочется услышать ваш опыт - как вы переживаете детскую неблагодарность. Хотя детскую уже нельзя сказать - деточке 16 лет. Не могу сказать, что она избалована излишествами, дорогие вещи дарятся в основном на большие праздники или надо заслужить. Хочу поделиться несколькими ситуациями - это уже край, накипело, поэтому реагирую очень болезненно.
Читайте также: