Поделки для детей с дцп

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Для развития детей-инвалидов с особенностями ментального развития занятия творчеством играют первостепенную роль. В нашем Центре "Особый ребенок", куда на индивидуальные занятия ходит моя дочь Марина, для занятий творчеством созданы прекрасные условия: есть творческая мастерская, работают удивительные, высококвалифицированные преподаватели, проводятся индивидуальные (по поделкам) и групповые занятия (например, по работе с глиной), приглашаются мастера и художники (рисование, лепка из марципана и т.п.).

Но такие возможности могут быть не везде и не для всех доступны. И тогда на первый план выходят занятия дома с родителями. Такие занятия очень важны, потому что, как правило, у большинства таких деток в результате заболеваний сильно страдает мелкая моторика, и создание поделок - один из важнейших шагов на пути к ее развитию, без которого отстает и возможность самообслуживания.

Особое внимание родителей я бы обратила на природные материалы. И не только потому что они практически бесплатные (за исключением семян и круп при отсутствии возможности их самостоятельного сбора), но и потому что для создания работ из них нужны лишь фантазия и время, а сбор этих материалов может стать отдельной веселой историей (и, опять же, отдельным шагом в развитии ребенка). У нас с дочерью уже есть традиция: по возможности привозить природные материалы из каждой поездки на море, на природу, на экскурсии. При этом мы ничего не ломаем, не портим, не рвем. Весь материал лежит под ногами и его можно брать, не нарушая тонкую гармонию природы.

С моря мы привозим минеральные природные материалы : кусочки янтаря, красивые и необычные камешки, ракушки, обточенные морским прибоем кусочки дерева. Используются и обточенные морем стеклышки (хоть и не природный материал, но природа приложила руку к его обработке). Из леса и парков приносим растительные природные материалы : шишки, желуди, каштаны, цветы, листья, сухие ветки, колосья. Семена собираем сами, крупы и орехи покупаем.

Сбор природных материалов - прекрасный повод для прогулки или поездки на природу, способный вытащить из дома ребенка-домоседа. Поиски подходящего материала обязывают быть внимательными к красоте окружающей природы и сосредоточенными на конкретных деталях, что является отличной тренировкой для деток с рассеянным вниманием.

Работа уже дома с найденным материалом также требует внимательности, аккуратности, усидчивости и терпения со стороны ребенка - важных качеств, развить которые как раз и можно с помощью такого творчества.

При этом нужно учесть, что от родителей такое творчество также требует активного участия, внимания и осторожности (особенно при использовании клеевого пистолета).

Так как мастер-классов и описаний творческих процессов работы с природными материалами в интернете можно самостоятельно найти много, то ниже я приведу лишь некоторые примеры таких работ дочери, чтобы показать разнообразие возможностей и подтолкнуть читателей попробовать что-то новое для себя и ребенка.

Балтийское море холодновато для моллюсков, поэтому в этой работе использованы ракушки с его берегов и привезенные из далеких стран друзьями специально для дочери.

Балтийское море холодновато для моллюсков, поэтому в этой работе использованы ракушки с его берегов и привезенные из далеких стран друзьями специально для дочери.

Здесь использовано сразу несколько видов минеральных природных материалов - ракушки, песок, плоские камешки, а также обточенные прибоем стеклышки.

Здесь использовано сразу несколько видов минеральных природных материалов - ракушки, песок, плоские камешки, а также обточенные прибоем стеклышки.

Работы не обязательно должны быть плоскими. Например, в этом декоративном венке в качестве основы использованы найденные на берегу корни и веточки, а для украшения - ракушки и камешки с необычным рисунком. На этой фотографии дочь использовала поделку в качестве декора для фотографии своего комплекта украшений.

Работы не обязательно должны быть плоскими. Например, в этом декоративном венке в качестве основы использованы найденные на берегу корни и веточки, а для украшения - ракушки и камешки с необычным рисунком. На этой фотографии дочь использовала поделку в качестве декора для фотографии своего комплекта украшений.

Еще один вариант использования одновременно разных природных материалов - минеральных и растительных: рыбки из кусочков обточенного морем дерева необычной формы, песок и семена и скорлупа для создания водорослей.

Еще один вариант использования одновременно разных природных материалов - минеральных и растительных: рыбки из кусочков обточенного морем дерева необычной формы, песок и семена и скорлупа для создания водорослей.

Конкурсная работа "Царевна-лягушка" создана Мариной совместно с ее преподавательницей Татьяной Александровной из янтаря, янтарной крошки и янтарного песка различных оттенков.

Конкурсная работа "Царевна-лягушка" создана Мариной совместно с ее преподавательницей Татьяной Александровной из янтаря, янтарной крошки и янтарного песка различных оттенков.

Мой любимый совенок сидит на тонком корне дерева. В качестве основы для фигурки можно использовать шишку.

Мой любимый совенок сидит на тонком корне дерева. В качестве основы для фигурки можно использовать шишку.

Работа сделана из настоящих перьев (павлина и других птиц), привезенных с экскурсии в "Парк птиц" (ни одна птица не пострадала, перья собраны в свободном доступе у вольеров)

Работа сделана из настоящих перьев (павлина и других птиц), привезенных с экскурсии в "Парк птиц" (ни одна птица не пострадала, перья собраны в свободном доступе у вольеров)

Поиски забавных форм кусочков дерева, необычных рисунков на камешках, подбор разных по форме и величине ракушек. - увлекателен весь путь от поиска материала до оформления готовой работы. И можно много спорить о художественной ценности детских работ, но свою главную миссию - развитие ребенка - они выполняют на отлично.

Подписывайтесь на канал и будем друзьями! Всегда Вам рада!

Особенности проведения мастер-классов у детей-инвалидов

Проводя мастер-классы у детей и подростков в Отделении психолого-педагогической помощи семье и детям, я нашла много полезного для пополнения педагогического опыта некоторыми особенностями работы. При проведении мастер-класса у детей-инвалидов необходимо соблюдать следующие правила.

1. Наша задача - привить детям радость творчества, позитивное послевкусие от урока, поэтому следует подбирать темы, легкие в исполнении и эффектные в своей простоте.

2. Необходимо пользоваться правилами позитивного настроя, описанными мною в теме Креативотерапия: приятная цветовая палитра, добрые и познавательные комментарии, поощрение участников похвалой, всегдашним желанием помочь. Может, так же хорошая фоновая музыка и чаепитие.


3. В мастер-классах участвуют родители вместе с детьми, что облегчает работу детей (4 руки - быстрее).

Так же участие родителей на занятиях создает дополнительные стимулы к работе в команде, общему делу, опыту, эмоциям.


Родители снимают напряжение от присутствия посторонних и создают более привычную для детей атмосферу.

Однако, зачастую проблемы детей неотделимы от подавляющего, неадекватного, агрессивного поведения родителей. Мне приходилось наблюдать, как мама, не умеющая рисовать, передает свой страх ребенку. Или же сверхактивная мама задавливает всякие начинания дочери (Это же элементарно, неумёха. ). Таких опекунов хитростями и специальными приемами нужно отделить от негативного влияния на детей. Например, послать маму за водой или попросить помыть кисти. На реплику: "Она левша, у нее всё наперекосяк", я ответила: "Я тоже левша, давайте я покажу, мне сподручней))".

4. Постараемся сделать урок по рукоделию расширяющим кругозор, а не узконаправленным. Расскажем про цвета, про историю промысла. про традиции. При этом стараемся уйти от монолога словами "как вы думаете?" "Кто мне подскажет. " Хоть дети наверняка будут стесняться, но наша непринужденность и даже некоторая болтливость может дать свой результат.


Армянский мальчик-молчун с трудом говорящий по-русски к концу мастер-класса на удивление бабушки стал мне и всем присутствующим рассказывать, как он ловил рыбу. Это маленькая победа, как при обучении иностранному языку, победить внутри себя молчуна.

5. Мелкая моторика, работа пальчиками, разнообразие способов работы - всё это очень способствует развитию ребенка, а уж тем паче малыша с отклонениями в развитии. Поэтому при проведении мастер-класса я всегда стараюсь использовать максимально возможное число вариантов работы.


Например, при проведении мастер-класса по изготовлению болгарских мартеничек, мы "вили веревку" (и заодно обсудили происхождение этого выражения), мы рисовали кружочки, вырезали, мотали продевали, закручивали и связывали нитки. И всё это в атмосфере беседы: мой рассказ о встрече весны, о народных гуляньях, о свадебных нарядах и цветовых предпочтениях славянских народов.


В конце мы все приобщились к "вкусной" традиции встречи весны булочками-жаворонками.


Последнее правило - расстаемся на позитиве. У детей в руках яркие handmade сувениры и в животиках вкусности чайной церемонии. Желательно, чтобы все смогли (или уж по крайней мере иметь дома возможность) доделать свою рукоделку. Ситуаций - у меня не получилось, и я выкинул, - быть не должно. Прививаем детям уважение к своему труду. к ручной "авторской" работе и к потраченному времени. Для каждого возраста подбираем свою мотивацию нужности рукоделия: подарить подарки - стать мастером - заработать)).

Фотографии предоставлены ГБУ ТЦСО №5 филиал "Коптево" Отделением психолого-педагогической помощи семье и детям.

Долго здесь не был,но вот настал момент и я снова с вами.

Некоторое время назад я делал интерактивную доску для детей с ДЦП для развития мелкой моторики (им это очень нужно), но не подготовил мастер-класс и просто выложил в блоге. Теперь подошел к этому делу более осознанно — меня попросили сделать две доски, одна для конкретного ребенка с ДЦП, вторую в детский дом для таких детей в Бронницах.Итак..

Для начала купил обычную ламинированную ДСП размером 400мм. на 600мм.

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 1

По центру доски я решил поставить старый телефонный диск.Так получилось,что в свое время удалось раздобыть порядка 50 старых телефонных аппаратов и разобрать их по запчастям.

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 2

Разметил середину доски и прикрутил телефонный диск:

Сначала снимаем пластиковый кожух с обратной стороны диска и прикручиваем его к доске

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 3

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 4

Теперь прикручиваем сам диск. Чтобы его прикрутить нужно просверлить доску насквозь — это единственное отверстие с обратной стороны.

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 5

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 6

В итоге мы имеем вот что

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 7

Вторым этапом я решил по углам установить выключатели, слева одинарный

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 8

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 9

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 10

И справа двойной

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 11

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 12

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 13

Сразу скажу, что нельзя подключать к выключателям лампочки и в сеть, поскольку это невозможно по технике безопасности — дети же все таки с ДЦП.

Следующим шагом устанавливаем светодиодные лампочки,которые идут с батарейками ААА—это уже можно

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 14

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 15

И во включенном состоянии

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 16

Вот что мы имеем на промежуточном этапе

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 17

Следующий шаг — маленькие книжки.Они картонные и маленького размера,поэтому как раз на нашей доске поместится их много и детям будет интересно их открывать, листать и смотреть.

Таких книжечек на доске мы разместим 12 шт. Покажу на примере одной — далее все так же

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 18

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 19

В итоге,прикрутив 12 книжек,мы получаем нечто интересное

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 20

Далее я решил установить звонок с кнопкой, в котором 36 мелодий, у него меняется громкость и он управляется с кнопки на расстоянии до 200 метров (но это нам не принципиально, поскольку кнопка находится здесь же на доске)

Сставим на саморезы и двусторонний скотч сам звонок, предварительно установив в него батарейки 3 штуки АА

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 21

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 22

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 23

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 24

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 25

Затем устанавливаем дверную цепочку — тоже хороший вариант для развития мелкой моторики

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 26

Затем я решил закрепить небольшую книжечку, из которой выдвигаются различные животные — что-то вроде детских загадок.

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 27

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 28

Далее обычный небольшой навесной замок — пальцы тоже будут заняты при его отрытии — закрытии

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 29

Осталось совсем недолго, если вы уже устали смотреть.

Далее я захотел сделать нечто вроде шнурков, чтоб дети завязывали и развязывали шнурки как будто на обуви. Для этого просверливаем в доске 10 отверстий

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 30

Далее нужно обязательно пройтись и зачистить края, иначе при закручивании винтов-крючков верхняя часть ламината потрескается и будет некрасиво

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 31

Затем вкручиваем винты-крючки, они как раз будут импровизировать обувь для шнурков.

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 32

После этого в крючки протаскиваем веревку и завязываем вниз .Вариантов шнуровки очень много, я предложил например вот такой

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 33

Последним шагом будет декорирование нашей доски,а именно: вбиваем декоративные гвоздики хаотично по всей доске,предварительно просверлив отверстия под гвоздики небольшой глубины

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 34

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 35

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 36

Таких доски я делал две одновременно — одну конкретному ребенку, вторую в детский дом, как писал выше. Естественно все это бесплатно — все лучшее детям.

И вот что мы имеем в конечном итоге:

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 37

Делаем интерактивную доску для детей с ДЦП, фото № 38

Спасибо всем за просмотр.

Время на работу ушло около 4-5 часов, не считая времени похода по магазинам и покупки всего необходимого.

Как делать праздники для детей с особенностями развития

Полгода назад в Москве появился проект Handmade Charity — бесплатные кулинарные мастер-классы для детей с ограниченными возможностями. Его придумали и реализовали директор пиар-агентства Ольга Флёр и переводчик Анна Пинская. Буквально за несколько месяцев девушки смогли создать большое сообщество волонтёров, устраивающих почти каждые выходные праздники для детей с ограниченными возможностями. The Village пообщался с Анной и Ольгой о том, как родился проект, чем привлекать москвичей в благотворительность и как сделать город дружелюбным к людям с особенностями развития.


Анна Пинская

Переводчик,
сооснователь благотворительного проекта
Handmade Charity


Ольга Флёр

Директор
PR-агентства, сооснователь благотворительного проекта
Handmade Charity

Как всё устроено






Волонтёры

Анна Пинская: В нашем проекте главное — это волонтёры! Эти люди и создают наши праздники. Именно они приносят детям радость и тепло. Главная идея проекта в том, что каждый может помогать другим. Помощь не обязательно должна измеряться в деньгах. Тот, кто не может участвовать финансово, всегда может помочь чем-то другим: организацией, связями, своими руками, в конце концов.

Кто-то может привезти ребёнка, кто-то — купить подарок, кто-то — подкинуть хорошую идею, а кто-то — познакомить с владельцами ресторана для проведения праздника. Везде работает правило шести рукопожатий. Так получается, что из маленьких дел самых разных людей рождается одно большое.

Мы молодые, активные, всё
у нас в жизни хорошо, и мы считаем правильным помогать другим

Мы не фонд, и нас это устраивает: у нас у всех своя работа. Я переводчик и занимаюсь немного кондитерским делом, Оля — директор рекламного и event-агентства. Все мы волонтёры, и нам кажется, что это здорово. Мы молодые, активные, всё у нас в жизни хорошо, и мы считаем правильным помогать другим.

Ольга Флёр: Мы не ведём никакой бухгалтерии, потому что, по сути, не тратим ни на что деньги. Нам бывают нужны какие-то расходные материалы для мастер-классов. Тогда кто-то из волонтёров или мы сами едем в магазин и покупаем это. Если детям нужны подарки, то все желающие волонтёры покупают их. Это же происходит, если возникают какие-то непредвиденные расходы: например, нужен профессиональный аниматор. Тогда кто-то из волонтёров либо выделяет деньги на это, либо находит того, кто готов провести праздник бесплатно. Что касается кулинарных мастер-классов и чаепитий, то тут всё предоставляют рестораны. Получается, что ресурсы у нас сейчас безграничные. Мы можем организовать мероприятие большого масштаба, потому что знаем, что всегда найдём тех, кто поможет.

К нам приходят самые разные люди: и знакомые, и те, кто просто увидел объявление в соцсети. Например, у нас в команде есть девочка из пиар-команды Киры Пластининой, есть парень из Роспотребнадзора, есть девушка-ресторатор, а есть мой брат, который работает в банке. В общем, к нам приходят люди из самых разных областей. Чаще всего помогать приходят, конечно, девочки. Но это потому, что они более впечатлительные.

В целом получается, что чаще всего к нам приходят девушки 25-30 лет, успешные, финансово независимые, социально активные. Многие уже подружились между собой. Некоторые приходят к нам на праздники не только помогать, но и повидаться с друзьями.

Рестораны-участники

Анна Пинская: Как правило, рестораны мы находим через знакомых. Обычно у кого-то из друзей оказываются выходы на владельцев и управляющих. Часто кафе сами предлагают провести праздник у себя.






Как проходит праздник

Анна Пинская: Основа каждого нашего праздника — это мастер-классы. В начале мероприятия мы проводим творческий мастер-класс: его организовывают либо дружественные студии, либо волонтёры. Ребята своими руками делают какие-нибудь поделки или игрушки — что-то несложное, что одинаково хорошо получится у всех. Покупку расходных материалов берут на себя волонтёры. После этого проходит главная часть праздника: шеф-повар кафе учит ребят готовить. Раньше мы занимались выпечкой: пекли хлеб, булочки, пироги. Сейчас мы готовим пиццу, салаты, брускетты. Недавно готовили итальянские блюда с Уильямом Ламберти. Детям это очень нравится.

О родителях

Анна Пинская: Во время каждого мероприятия у нас обязательно проходит чаепитие — его организует ресторан. За чаем обычно собираются родители детей, участвующих в мастер-классах. Они могут перекусить и пообщаться. Чаще всего для них это тоже праздник. Большинство родителей целые сутки проводят со своими детьми, у них нет никакой возможности отдохнуть и пообщаться с новыми людьми. В первую очередь финансовой.

Россия — страна без инвалидов, здесь не принято видеть людей с ограниченными возможностями в общественных местах

Новеньким часто трудно оставить ребёнка хоть на секунду, потом они расслабляются и понимают, что если они посидят в десяти метрах, выпьют чая и поболтают с людьми вокруг, ничего плохого не произойдёт.

Родители сегодня не могут себе позволить с ребёнком пойти в кафе, пускай оно даже недорогое и там есть пандус. Россия — страна без инвалидов, здесь не принято видеть людей с ограниченными возможностями в общественных местах. Иногда мы зовём дружественных психологов, которые готовы бесплатно пообщаться с родителями.

О детях и благотворительности

Ольга Флёр: Одна из наших задач — интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных ребят. Именно поэтому мы всегда зовём на праздники своих друзей с детьми. Поверьте, дети не видят никакой разницы, они одинаково дружат со всеми.

Мы всегда просим владельцев ресторана не закрывать его на время наших мероприятий. Часто получается так, что время праздника к нам подключаются дети обычных посетителей. Мы только за. Многие родители за это нас благодарят: после праздника ребёнок часто обращается с расспросами, почему ребята, с которыми он играл, другие.

АННА ПИНСКАЯ: Именно поэтому мы решили проводить праздники не во дворцах культуры, а в ресторанах — в социальной среде, где всегда много людей. Нам важно, чтобы окружающие избавились от предрассудков об инвалидах. Нам хочется показать, что находиться рядом с детьми с ограниченными возможностями не страшно, а, наоборот, приятно, потому что они невероятно благодарные, открытые и добрые.


Мы хотим развеять миф,
что помогать другим — это
страшно и очень сложно

Ольга Флёр: Большинство людей привыкли к тому, что благотворительность — это отвезти вещи в детский дом, положить денежку в коробку или навестить детей в онкоцентре. У нас же другое восприятие: хочешь позавтракать в выходной день в приятном кафе — приходи пораньше и сможешь помочь детям. Мы хотим развеять миф, что помогать другим — это страшно и очень сложно. Те несколько часов, которые можно потратить на ребёнка с ограниченными возможностями, для большинства из нас ничего не значат. Зато для детей это очень важно и приятно.

Когда я впервые шла на праздник к Ане, то очень волновалась: не знала, как отреагирую на таких детей. Но мои страхи быстро развеялись: я поняла, что эти дети — самые беззаботные и чистые из всех, кого я встречала.

Исполнение желаний

Один из ребят, мальчик с тяжёлой формой ДЦП, написал письмо не Деду Морозу, а Игорю Акинфееву. Писал, что обожает футбол и всегда хотел побывать на матче. Каким-то образом через знакомых на нас вышли представители Акинфеева: на прошлой неделе мальчик посмотрел матч с ВИП-трибуны, пообщался с Акинфеевым и получил его автограф.

Анна Пинская: Вообще, с департаментом культуры у нас сложились дружеские отношения. Сейчас мы вместе с ними проводим пасхальную акцию: любой доброволец может собрать корзину с продуктами для малоимущих семей, воспитывающих детей-инвалидов.

До этого мы участвовали в масленичной ярмарке: проводили для детей мастер-класс по выпеканию блинов. Мы готовы дружить с разными организациями.

Как сделать город добрее

Анна Пинская: Наша страна живёт стереотипами о людях-инвалидах. Начинать нужно с общественного сознания — его нужно менять. Дело же не только в пандусах.

Читайте также: