Поделка искушение христа в пустыне

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 10.09.2024

Считается, что Иисус Христос начал проповедовать в 30-летнем возрасте. Именно с этих лет мужчины в Израиле считались достойными для того, чтобы отвечать за себя, говорить и учить в синагоге. Но первым его публичным, всенародным, появлением — было крещение у Иоанна Крестителя в реке Иордан.

Крещение Христа – для чего оно было нужно?

Сначала Иоанн не понял значения этого поступка Господа, ведь, зачем безгрешному креститься, как делают люди, смывая с себя грехи?

Но после крещения Христа, когда состоялось Богоявление, Иоанн Креститель осознал весь смысл пришествия и крещения Иисуса:

Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29)

В итоге получается, что Христос начал исцелять людей именно с этого момента, так как крестившись в реке Иордан – символе Израиля – он взял на себя болезнь иудеев, чтобы исцелить их от самой причины болезни – греха.

И после крещения Спаситель удалился в пустыню, где в полном одиночестве постился 40 дней.

Для чего Господь удалился в пустыню и постился?

Иисусу Христу по его божественной природе было известно все, что случится с ним. Поэтому он был готов ко встрече с дьяволом. Но и дьявол многие века ждал Мессию, который должен был прийти на Землю. Единственное, чего не знал сатана – что перед ним встанет сам Сын Божий, который имеет власть над злом.

Иисус, преодолевая искушения дьявола, показывает людям, как нужно вести себя при соблазнах, которыми во множестве искушает человечество нечистый дух.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4: 1–2).

В пустыне Иисус был в одиночестве, и этим Он дает понять людям, что вне Церкви, без духовной поддержки они оказываются один на один со многими силами, намного превосходящими их человеческие силы.

А сатана, в свою очередь, наоборот, явившись в пустыню к Иисусу, подчеркивает, что каждый человек одинок по своей сути, никому не нужен и не интересен. Сам за себя, одинокий и брошенный. Но это совершенно не так, как говорит Евангелие. Спаситель не раз подчеркивал, что он никогда не оставит ни одного человека без своей любви и внимания.

Первое искушение

Почему же Иисус уступил своей человеческой природе и захотел есть? Ответ на этот вопрос очевиден – люди слишком много внимания уделяют своей плоти, своим желаниям, и идут у них на поводу. Поэтому сатана должен был увидеть, что Тот, кто перед ним, не подвластен этой слабости и даже делает ее своей силой.

Сделать голод орудием против сатаны Спаситель смог с помощью слов Господа, которые были донесены до людей еще в Ветхом Завете.

Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Но искушаемый совершенно спокойно отказывается от такого искушения – самому накормить себя. Все его чудеса и знамения были направлены только на пользу людям – он кормил и поил слабых, голодных и тех, кто шел за ним. И делал это из любви к людям и сострадания. Именно в этих целях он использовал свои божественные возможности. Поэтому Иисус, не вступая в дискуссию с сатаной, и не желая ему ничего доказывать, отвечает:

Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4).

Таким ответом он ставит себя выше искушения, отказываясь даже разговаривать о нём. И сатана отступает. Но тут же переходит ко второму.

Второе искушение

Берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф.4:5–6).

Дьявол проверяет Сына Божьего, не поддастся ли он на такой легкий способ — завоевать доверие иудеев с помощью чуда. Что легче – покажи, как ангелы понесут тебя и, конечно, все уверуют. Но Спасителю не нужен был этот способ получить авторитет. Он нес людям Знание, он основал Церковь, в которой должна царствовать любовь. А если их соберет в ней только фокус, то тот, кто покажет более эффектный фокус, будет для них большим авторитетом. Речь идет, конечно, об антихристе. И все это Господу было известно.

Стоит отметить, что сатана цитирует Евангелие, не боясь произносить цитаты их него, правда, вырванные из контекста. И вот это искушение одно из самых опасных. Чтобы не соблазниться, каждый верующий должен постоянно просвещаться, изучать труды святых отцов православной Церкви, чтобы не поддаваться на подобное этому псевдознание мнимых пророков и самого дьявола.

Иисус отвечает на предложение теми словами, что каждый христианин должен постоянно иметь на сердце:

Написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф.4:7).

Третье искушение

Дьявол, потерпев две неудачные попытки, казалось бы, готов на любые для себя жертвы, чтобы заставить Сына Божьего согрешить. И он показывает ему весь мир, предлагая его на блюдечке с голубой каемочкой:

Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое (Лк.4:5–7)

Предлагает власть над людьми. Эту власть, казалось бы, Бог может использовать и для того, чтобы спасти их. Для этого он и пришел на землю.

Но тут Иисус отвечает уже более определенно и даже возмущенно.

Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф.4:10).

Господь возмущен тем, что сатана считает себя властителем мира, забывая о том, что и сам является Божьим созданием. И сын Божий дает понять падшему, что власть принадлежит совсем не ему, и ни о каком поклонении даже речи не идет.

После этого дьявол оставляет Христа. А Спаситель вернулся из пустыни и начал свою миссию, заранее зная, что она закончится не только мучительной смертью, предательством друзей, но и спасением и освобождением человечества от греха.

У христиан несколько дней назад начался Великий пост, установленный в подражение Иисусу Христу, постившемуся 40 дней в пустыне.

 (592x699, 136Kb)

"Христос в пустыне". И. Крамской, 1872 г.

 (486x699, 67Kb)

“Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих."

 (268x401, 38Kb)

 (571x698, 128Kb)

 (600x464, 52Kb)

"Искушение Христа". Рембрандт ван Рейн. 1632г.

"Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. "

 (439x600, 88Kb)

Хуан де Фландес (Juan de Flandes), 1500 г

"Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4. 1–11).

Итак, мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию, и темой сегодняшней будет 4-я глава Евангелия от Матфея. Она начинается словами:

Иными словами, Сын Божий, попуская диаволу искушать Себя, показывает нам, что происходит с нами, когда мы бросаем вызов диаволу. А Крещение и есть вызов диаволу, и сразу начинается война, и Господь, идя в пустыню, научает нас тому, как преодолевать соблазны любых диавольских искушений.

Но! Без войны не бывает и победы! А как известно, диавол пленных не берет.

Для диавола важно внушить нам мысль о нашем одиночестве

И.Крамской. Христос в пустыне. 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.Крамской. Христос в пустыне. 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И мы читаем далее:

Итак, первое искушение – это искушение чрева; второе искушение – искушение чудом и третье искушение – словом Писания.

Искушения Христа в пустыне. Фреска афонского монастыря Дионисиат

Искушения Христа в пустыне. Фреска афонского монастыря Дионисиат

Увы, сегодня чудо для многих важнее и добродетели, и самой веры

Господь Иисус рассматривает попытку диавола подтолкнуть Его, Сына Божия, к праздному чуду как род искушений Господа Бога. Мы читаем далее:

Очень распространенное искушение – искушение Священным Писанием

Но как диавол может соблазнить святым словом Само воплощенное Слово (Логос)?! Господь Иисус Христос отвечает на его искушения словами Писания, и диавол и здесь терпит полное поражение.

Далее диавол пытается искусить Сына Божия преимуществами политического господства над миром. Сказано:

Искушение Христа в пустыне. Фреска. Собор Монреале, Сицилия

Искушение Христа в пустыне. Фреска. Собор Монреале, Сицилия

Диавол, возможно, настолько обнаглел, что считает свою власть как бы и безграничной в пределах планеты, на которую он и был низвержен.

Далее мы читаем:

Блаженный Феофилакт считает, что в этих словах Сын Божий проявляет и гнев на диавола, возомнившего, что все принадлежит ему. Да, диавол повсеместно внедрил свою агентуру, да, он действительно навязал людям свое собственное представление о добре и зле, но при всем при этом не он творец этого мира, а это означает, что и не он единственный собственник всего сущего. Диавол всего лишь узурпатор, который присвоил себе не принадлежащее ему по праву, а это значит, что и он, и все, кто ему последовал, потерпят сокрушительное фиаско (поражение).

Поистине безумцы те, которые преклонились перед диаволом и отвергли поклонение Богу. Они потерпят великий урон и полное поражение.

Господь Иисус Христос, провозглашая принцип Единого Поклонения Богу, ясно научает нас тому, чем истинная религия отличается от ложной, где грань между единобожием и язычеством.

И мы читаем далее:

Вся человеческая героика построена на игре в поддавки с диаволом. Поведение Христа есть полная противоположность человеческой героике. Он предлагает совсем другое представление о благе, счастье и истине, подвиге.

Начало проповеди Христа
Мф. 4: 12–22

Безрассудно поступают те православные, которые сами вызывают гонения на себя и провоцируют скандалы

Итак, как мы снова убеждаемся, в Священном Писании нет ни одного лишнего слова.

Если Бог оправдывает покаявшихся в своих грехах, то любой обвинитель раскаявшегося грешника есть слуга диавола, восстающий на божественное Милосердие[28].

И мы читаем далее:

Как мы говорили ранее, проповедь покаяния начал еще Иоанн Креститель. Сын Божий продолжает ее. Это означает, что в покаянии (в примирении с Богом) нуждается каждый человек, независимо от того, в каком времени – ветхозаветном или новозаветном – он живет. Само Божественное Откровение обращено именно к кающемуся грешнику, и тот, кто себя таковым не считает, да не открывает святого Евангелия. Точно так же, как к Святому Причастию мы приступаем со страхом Божиим и верою, точно так же и общение со словом Божиим невозможно без духа покаяния в страхе Божием и веры с глубоким упованием на Божие Милосердие.

Царство-Церковь – царство не диктата, а Любви. И пребывать в нем может тот, кто любит не только своих, но и чужих

Православный христианин должен быть любвеобильным, радостным, миролюбивым, долготерпеливым, благостным, милосердным и истинно верующим (ср.: Гал. 5: 22–23). Противоположность сих добродетелей: агрессивность, злость, интриганство, нетерпимость, коварство, мстительность и фанатизм. Сейчас часто, особенно среди неофитов, можно встретить хмурых и агрессивных людей, которые не понимают и не чувствуют светлого и радостного евангельского Благовествования. Для них исповедание веры – война с иноверцами, праведность – сплетни о грехах других людей, а долготерпение – терпеливое отношение только к своим собственным недостаткам и порокам.

Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры

Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры

Далее мы читаем:

[1] См.: Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.

[2] Hom. XVI in Evang. (Пер. С.И. Еремеева).

[3] DeTrin. IV, 13 (Пер. С.И. Еремеева).

[4] См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.

[6] См.: Иероним Стридонский, блаженный. Комментарий на Послание к Галатам.

[7] См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.

[9] См.: Климент Александрийский, священномученик. Педагог.

[10] См.: Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.

[11] «Воистину, нет блага без любви. Ибо во славу Божию пророчествование, как о том говорит пророк Давид: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей (Пс. 113: 9). Ведь и Валаам пророчествовал, хотя и был гадатель, а не пророк; и Каиафа пророчествовал (приговоривший Христа к смерти. – прот. О.С.), не из заслуг, но по чину жреческого сословия; и Саул пророчествовал, когда по причине непослушания был преисполнен злого духа от Бога, но по Промыслу Бога не мог понять Давида, которого хотел убить. И знаю все тайны. Иуде не во благо пошло пребывание с апостолами и знание таинств. Ибо, враг любви, он предал Спасителя. И пророк Иезекииль указал на знание вероломным таинств небесных, когда ему было явлено громогласным голосом из Едема, сада Божия; и апостол Павел завещает драгоценные камни, которыми он таинства божественного учения обозначил: и вероломному (то есть диаволу. – прот. О.С.) ничто не пошло во благо, ибо, позабыв о любви, в гордыню впал.

[12] См.: Викторин Петавийский. Комментарий на Откровение.

[14] Секуляризация (обмирщение) различных законодательных систем привела к тому, что светские законы находятся теперь в таком взаимоотношении с Заповедями Творца, что давно уже являются их полной противоположностью. Заповеди диавола лежат теперь в основе многих действующих конституций и кодексов. Только библейски неграмотные люди не могут замечать этого. Мир оккупирован силами зла, и те жалкие усилия, которые осуществляют отдельные государства против нового мирового порядка, моментально сталкиваются с самыми жестокими формами негодования и враждебности со стороны новых правителей падшего человечества.

[15] См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.

[18] См.: Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие.

[19] После бегства в Египет.

[20] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Евангелие от Матфея.

[21] Особенно с заблудшими сектантами (еретиками). С которыми надо не судиться, но обращать их в истинную веру (вырывать из лап диавола).

[22] Я знаю одного человека, который постоянно судится с нечестивыми, злит и раздражает их. В результате он сам превратился в нервнобольного человека, постоянно раздражен, подозрителен, нападает даже на своих братьев по вере. Можно такому человеку только посочувствовать. Подобное могло случиться в его жизни от невнимательного отношения к евангельским наставлениям.

[23] См.: Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие.

[25] См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.

[26] См.: Кирилл Александрийский, святитель. Комментарии на Евангелие от Матфея.

[27] См.: Ориген. Комментарии на Послание к Римлянам.

[29] См.: Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие.

[34] См.: Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.

[36] См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.

Иван Крамской. Христос в пустыне.

Если не видели, то можете провести эксперимент. Сходите в Третьяковку и попробуйте пройти мимо этой работы.

Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…

Откуда я это знаю?

Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете эмоции других и реагируете на них.

Поэтому вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.

Христос в пустыне. деталь

Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Действие происходит на рассвете. А значит, он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.

По темным кругам под глазами вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда превратилась в лохмотья от длительной ходьбы.

Сопереживание нахлынет на вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.

Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?

Человечный Христос

Штраус дерзнул предположить, что Христос был человеком. Правда, очень талантливым. Он нёс христианское учение в массы, а не только узкой группе интеллектуалов. И это было главным его отличием от других проповедников.

Именно массы потом передавали рассказы о нем из уст в уста, пока легенды не переносились на бумагу. А все чудеса, связанные с ним, рождались позже и основывались на древних мифах.

Книга Штрауса имела колоссальное влияние на литературу и живопись.

Из наших художников первым проникся этой теорией Александр Иванов. Его Христос приобретает больше человечности, нежели божественности. Даже привычного нимба нет.

Таким же человечным перед нами предстаёт и Христос Крамского. Это выражено в простой позе человека, который столкнулся с душевными терзаниями и тяжелым выбором.

Но что это за выбор? О чем Христос думает?

О чем думает Христос Крамского

Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалиться в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.

И в таком состоянии его пытался искусить дьявол. Многие художники показывали эти сцены искушения.

У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.

А Суриков показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.

Суриков искушение Христа

Василий Суриков. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург

По Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.

Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?

Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.

Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.

На первый взгляд картина очень реалистична. Ведь все потустороннее в ней отбрасывается.

Остается реальный образ человека, который не первый день ходит по пустыне босыми ногами. Без еды и воды. Да ещё измученный долгими и серьезными раздумьями.

Но есть все же в картине толика мистики. Обратите внимание на камни вокруг Христа.

Внизу полотна — необычный камень. Его основание слишком узкое, чтобы он мог сам так стоять. Символ богоподобия Христа и его умения творить чудеса?

А камень справа больше похож на рукотворную плиту. Она зловеще нависает над землёй как символ грядущих непосильных испытаний.

Ссылка на бесплатный курс

Для русской живописи такое изображение Христа было необычно. Когда нет никакого действия, никакого по сути сюжета. Одни лишь размышления.

Но такой образ закрепился. Так, Поленов создал серию картин с одиноким думающим проповедником.

Поленовский Христос тоже очень человечен.

Поленов мечты

Василий Поленов. Мечты. 1894 г. Радищевский музей, Саратов

Но ещё дальше в этом пошел Николай Ге. Его Христос — это внешне непримечательный человек невысокого роста. И только глаза выдают его большой ум и силу воли.

Николай ге что есть истина

Николай Ге. Что есть истина? 1890 г. Третьяковская галерея, Москва

Крамской работал над картиной 5 лет. Не считая вынашивания замысла и первых эскизов.

Он мог себе это позволить благодаря Третьякову. Вернее, его готовности покупать не декоративные картины для столовых, а работы с глубоким смыслом.

Это, конечно, уникальная ситуация. Художник мог выразить то, что хотел, даже если для этого ему нужно 5 лет!

Какой еще заказчик картин будет готов на это? А Третьяков охотно окупал временные и душевные затраты художников.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Читайте также: