Плешковская игрушка свистулька как сделать

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 30.08.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Плешковская игрушка неприметна на первый взгляд, неяркая, но сколько в ней теплоты и обаяния! Я давно очарована этим промыслом. Но с каким трудом удается собрать хоть какую-то информацию! А та, что есть, часто вызывает сомнения в своей достоверности. Вот даже в дате рождения выдающейся мастерицы, "классика" промысла, расхождение.

На форму игрушки, пластику влияет прежде всего материал и его местные особенности. В Плешково очень красивая глина - теплого цвета, с поблескивающими вкраплениями. Такой глине не нужен дополнительный декор - украшены игрушки мало: редкая гравировка, нет налепов, только грудки у птиц с защипами. Да и раскраска очень деликатная, небольшие пятнышки сдержанных цветов. (Фроловы применяют и другие узоры, но моего доверия к ним нет. По-моему, это просто набор различных русских языческих символов без разбора.)
Форма игрушки цельная, без лишних деталей. Размером небольшие - ребенку по руке.

Сюжеты традиционны, хоть и с некоторыми особенностями. Преобладает так называемая крестьянская тема - все домашняя скотина и птица. О связи с древними языческими символами и мотивами напоминает разве что медведь, да и конник условностью отличается от других изображений людей. Но о них во второй части.

Фигурки людей такие же, как в других областях - бабы, кормилки, солдаты. Местная сюжетная особенность - мужчина одет в форму солдата русско-японской войны. Но, как отмечают и Фроловы, это довольно поздний сюжет.
Детали одежды женщин, по-видимому, характерны для этой области - островерхий капор, косынка на шее. Орловский костюм знаю плохо, не могу сейчас проверить. Встречается также убор в виде кокошника - то ли местный, то ли символический.
Тема костюма в игрушке очень интересна, и у нее еще не было своего исследователя.

Интересно и место свистка - не в птице, зажатой подмышкой - прямо в руке.

Сюжеты:
Барыня без ребенка
Барыня с ребенком
Солдат в форме русско-японской войны.

Медведь
Олень
Конник, всадник
Конь
Коза
Корова
Баран
Курица
Петух
Утица
Собака – более поздний сюжет (с сайта Фроловых, но вероятный мотив)

Сюжеты с сайта Фроловых, в подлинности которых я сомневаюсь.
Ни в одном издании и ни в одной коллекции я таких плешковских игрушек не видела. Не вижу и логики их возникновения в контексте промысла:
Поросенок
Белка
Зайчик
Русалка (птица-дева) (с хвостом и \ или со свистком)
Русская троица с оленями
Русская троица с конями "Ладья"
Русская троица с птицами (курами)
Русская троица с птицами (петухами)

Богата земля орловская. Издревле славилась она мастерами искусными. Особо почитались гончары-кудесники. В конце прошлого века в губернии существовало около четырехсот гончарных центров. Один из давних - плешковский промысел в Ливенском районе.
Вертели плешковцы на гончарном круге посуду: кубаны, квасники, макидры; формовали кирпич, даже дома себе ставили из самана. "А для детишек, - говорили мастера, - чтоб им не обидно было, лепили игрушки. Выручки от них на копейку, мороки много, а без них скучно". Давно это было. Вместо шумной деревни Плешково в 40 дворов - пустырь. Лишь стоят кое-где заброшенные дома с пустыми глазницами - окон.
Но мне посчастливилось встретиться с самобытной мастерицей Александрой Михайловной Иваниловой. Это она дала мне уроки "игрушечного" искусства, помогла проникнуть в какой-то особый, неповторимый мир плешковской игрушки.
Она проста, архаична, словно, не тронута временем и современной культурой. Но недаром говорят: "Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - нет ни одного".
Жители здешних мест утверждают, что в мае, на Николу, праздновали их предки "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец все злое да черное, что за зиму накопилось; верили, что солнце от этого жарче греет.
Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек, традиционно выполненная тертым кирпичом и соком лопуха. Пятна, произвольно покрывающие игрушки, напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение мая.
Только у плешковской бабы встречаются вертикальные и волнистые полосы - знаки падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина едины в смысле и назначении своем.
Сюжеты плешковской игрушки не только тесно связаны с обыденной жизнью крестьян, но и несут в себе образы древнерусского сознания и уходят в глубину народной памяти. То, что сейчас современный человек воспринимает как игрушку, забаву, когда-то участвовало в магических обрядах и несло в себе знаки тотемов и богов. Глиняные изображения наполнялись понятием солнца и неба, звери-тотемы были наделены космическим и божественным смыслом.
С того времени многое изменилось, игрушки давно перешли в детские руки, но тем не менее они до сих пор несут в себе все знаки русского пантеона и порой свое магическое значение.
Интерес к древней культуре велик, поэтому я позволю себе напомнить некоторое символическое значение игрушечных изображений.
Медведь - наш предок, пращур, символ могущества и плодородия, а также русской нации. Он всегда пользовался особым уважением, возможно, поэтому игрушку-медведя чаще всего делают без свистка.
Олень - знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень был знаком славянских богинь Рожаниц - матери и дочери.
Конь, конник - знак неба и солнца, совершающего свой путь по небу на колеснице.
Баран - знак богатства, знатности и жизненного успеха.
Корова и коза - знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля.
Птица (петух, курица, утица) - олицетворяла весну, тепло, солнце, являлась знаком воскрешения природы, пробуждения земли, рассвета. Птица - знак хорошего урожая.
Птица-русалка - загадочная птица с женским лицом, дух растительности, охраняющая урожай, она летала над полями и жила на деревьях. Вспомним у А. С. Пушкина: ". Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. "
.
29.10.2005

ВложениеРазмер
proekt_pleshkovo2.doc 218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уходят вглубь веков национально – культурные традиции нашей страны. А ведь они неразрывно связаны с нашей исторической памятью, связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально – этических норм.

Сохранить культурное наследие нашей страны – одна из основных задач, так как разнообразие народного творчества, русских обрядов и обычаев – бесценное богатство, которое мы должны беречь, сохранять и продолжать.

На данный момент в России осталось очень мало фольклорных центров, учреждений ремёсел, происходит распад народных фольклорных коллективов, редко транслируют по телевидению фольклорные фестивали и конкурсы, закрываются сельские клубы.

В настоящее время мало мест, где можно полюбоваться русскими народными инструментами и костюмами, не часто встретишь людей, коллекционирующих изделия народно – прикладного искусства. Сегодня всем ясно: разрыв ценных связей между старшим и младшим поколением происходит вследствие натиска Запада.

На мой взгляд, культура имеет значимую роль для развития народа. Необходимо стремиться к её возрождению, сохранению исторического наследия, развитию народно – прикладного творчества.

Декоративно- прикладное искусство по своему происхождению – ис-кусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достиже-ния передает нам в наследство. В произведениях декоративно- прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. Произведения народно-прикладного творчества играют важную роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления, повышая выразительность детских работ.

Знакомясь с декоративно – прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры русского народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

Культуру Орловщины невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа и является частью его истории.

Красота и самобытность русского народного искусства Орловской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народных художественных промыслов.

Актуальность проекта в том, что изучение плешковской игрушки способствует вовлечению ребят в художественно – творческую деятельность, приобщению к эстетической культуре, формированию духовных качеств, эстетического вкуса у детей, развитию художественно – творческих способностей, пробуждает фантазию детей, развивает мелкую моторику рук, обогащает словарный запас.

Организация занятий и развлечений по мотивам плешковской игрушки

является хорошей формой развития практических навыков исполнения самостоятельной работы, анализа и оценки произведений искусства, работ народных мастеров, обогащает художественный вкус детей, повышает возможность их эстетического воспитания .

Таким образом, всё это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства, в частности плешковская игрушка, должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста, в развитии их воображения, фантазии, обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с плешковской игрушкой.

- Познакомить детей с народными промыслами Орловского края -плешковской игрушкой;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

-Воспитывать любовь к Родине, уважение к людям труда, к обычаям и традициям русского народа.

Продолжительность проекта : среднесрочный;

Сроки реализации : январь - март

Вид проекта : творческий

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

• Различают и называют особенности плешковской игрушки среди других народных промыслов.

• Умеют самостоятельно провести анализ изделия;

• Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы.

• Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

Объект данного исследования – народный промысел Орловского края - плешковская игрушка.

Предметом исследования является изучение плешковской игрушки.

Принципы реализации проекта:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

Используемые в проекте виды деятельности:

  1. Продуктивная
  2. Игровая
  3. Коммуникативная
  4. Трудовая
  5. Познавательно- исследовательская
  6. Чтение

Материально- техническое обеспечение проекта: глина, пластилин, гуашь, стеки, доски для лепки, альбомы с плешковскими игрушками, изделия мастеров, анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, ноутбук, ИКТ.

Гипотеза проекта: если знакомить с плешковской игрушкой промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный (январь 2016г.)
  2. Практический (январь – март 2016г.)
  3. Заключительный (март 2016г). Выставка детских работ.

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с плешковской игрушкой;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Формирование интереса у детей к теме проекта.

Немного о промысле

Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.

Они имеют внешнее сходство, просты и незатейливы, поэтому я собрал их в одной публикации. Именно эти игрушки, на мой взгляд, сохранили большую часть первобытного, элементов, приемов ранней человеческой истории.

4. Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения.

В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе - юбке , обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника.

Изменялась со временем и техника обработки поверхности ( ангоб, обварка, полива ), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды.

Обварка - технология, когда вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами.

Полива - технология создания глазури. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали . В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой . Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами . Сохраняя традиционные формы, современные мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали , щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин . Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах (Тянитолкай). Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый , а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть.

В 30-е гг. 20 века гончарный промысел в районе Каргополя сошел на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Васильевич Дружинин (1887 - 1949г.г.) из деревни Гринево.

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977 гг.), единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла.

Очень подробно о Каргопольской игрушке здесь.

5. Кожлянская (Курская) игрушка

Глиняная игрушка из села Кожля относится к народному достоянию Курского края. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля. Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия.

Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.

Внешне это фигурки из светлой, почти белой глины. Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым.

Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. Глаза, рот, нос выполнены проколами. Иногда глаза выделяют кружком вналеп и в центре накалывают точку.

Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Он был заимствован русской игрушкой из украинской пластики, появился в начале 1900-х годов.

Накопилось несколько желающих сделать свистульку, поэтому выкладываю здесь мастер-класс. Обычно свистулька делается из глины, но из пластика тоже можно попробовать.
Поскольку пишу для разных людей, буду разжевывать все термины, керамисты могут половину пропускать)))

Для начала нам понадобится закрытая полость. Я скрутила на гончарном круге яйцо, но можно сделать руками.

28,80 КБ


Требования от полости - отсутствие дырок, трещин, относительная ровность внутренней поверхности. Если делаем из глины - лучше немного подсушить, чтобы не помять пока будем приделывать свисток. Ключевое слово - немного :)))))) При подсушке делаем маленькую дырочку на месте предполагаемого свистка, а то при воздушной усадке полость может деформироваться или разорваться.

33,78 КБ


Из инструментов нам потребуются - наше яйцо, маленький кусочек глины, стек (инструмент различного сечения и различного материала, условно говоря - палочка) с круглым сечением, стек с плоским сечением. Роль первого стека у меня выполняет кисточка, второй я сделала из палочки для мороженого, заузив и закруглив на шкурке один её конец. Для свистулек можно сделать поуже, мой стек все-таки больше для окарин (большая многонотная свистулька).



Из кусочка глины делаем прямоугольную усеченную пирамидку. Или объемную трапецию. Это наш будущий свисток.

33,68 КБ


Примазываем свисток к яйцу с участием шликера (очень жидкая глина).

Круглым стеком делаем дырку на стыке свистка и полости, примерно под таким углом:

Плоский стек вводим в свисток (хорошо бы его увлажниить - облизать, например, чтобы он не так сильно деформировал глину, а скользил по ней.) На картинке пунктиром показан угол ввода. Стрелкой обозначена дальняя от свистка грань первой дырочки. Стек надо вводить так, чтобы его край как бы уперся в эту грань. Свисток во время продвижения стека нужно придерживать со всех сторон пальцами, сохраняя его форму.


33,68 КБ

Аккуратно извлекаем стек из свистка. Остается вот такая картинка:

с одной стороны

33,68 КБ


и с другой.

Теперь начинаем вылизывание свистка. Действовать надо предельно нежно и аккуратно, чтобы ничего не сломать.
Теперь я буду объяснять словами то, что нужно бы показывать, за косноязычность и мутное изложение прошу прощения)))))Любыми подручными средствами (тонкие палочки, иголочки, стержень ручки, ватная палочка) выковыриваем излишки глины через первую круглую дырку. В конце будет картинка разрезанной свистульки, посмотрите там, что конкретно считается излишками, чтобы не объяснять сейчас на пальцах. Просто представьте, как пойдет через свисток воздух и посмотрите, что ему там может мешать. Любая корявка, любой небольшой загиб может помешать звуку. Посмотрите на картинку №11 вверху, там где только что вынули плоский стек. Через круглую дырку мы видим внутренний слой глины, от плоского стека. Так вот его надо убрать так. чтобы он был наоборот, чуть меньше, чем внешний слой. Т.е. через круглую дырку мы должны видеть только внутреннюю полость. Но не перестарайтесь. Опять же посмотрите разрезанную свистульку, чтобы увидеть, сколько надо убирать. У меня даже получилось на мм многовато, но свистулька все равно свистела чисто и хорошо. Можно поменьше.
Запутались? Показывать руками, конечно, гораздо быстрее и понятнее.
Вот немного вылизанная свистуля.



Через круглую дырку мы можем видеть плоскую, она тоже вся должна быть чистой и прямой.

Теперь чем-нибудь плоским, но не таким широким как наш плоский стек сдвигаем край круглой дырки вовнутрь.

33,68 КБ

Здесь таится, наверное, самый важный секрет рождения звука. Грань круглой дырки должна быть либо посередине плоской дырки (в продолжении её), либо немного ниже. Тут я положила пилочку прямо на край грани.

33,68 КБ

И посмотрите, где кончик пилочки находится, если смотреть через плоскую дырку. Можно выше, не не ниже!

Экспериментальным путем проверяем нужный наклон - дуем в свистульку. Не забывайте, что наклонить грань вовнутрь гораздо проще, чем вернуть её обратно, поэтому лучше начать с очень небольшого наклона и по чуть-чуть продолжать наклонять её, каждый раз дуя в свистульку. Если у вас получился хоть какой-нибудь звук, отличный от пустого шипа - вы на верном пути. Можете проверить корявки, если они есть, убрать из опять, свистнуть еще.
Вот разрезанная свистулька. Я её только разрезала вдоль, ничего не подрезая и не выглаживая после.

44,38 КБ

По идее, если звезды сложились для вашей свистули правильно, она уже должна петь. Но я с первыми свистулями ковырялась довольно долго. Так что не расстраивайтесь, если сначала не получается.
Делаем из яйца что-нибудь одушевленное. Я не примазывала, потому что все равно она предназначалась для разрезания.

33,68 КБ

Некоторые сначала формируют фигурку, а потом делают свисток. Другие - наоборот. Не могу сказать что удобнее, в первом случае есть риск, что свисток ну никак не получается. Но в принципе, можно его оторвать и оставить тогда просто фигурку. Во втором случае вы во-первых можете во время делания фигурки травмировать свисток, во-вторых если вы долго будете сидеть над свистком, глина подсохнет и детали уже будет сложно примазать. Я делаю и так и так, в зависимости от настроения и степени сухости глины. Можете потренироваться просто на полостях-яйцах, чтобы не жалко было потом разрезать и посмотреть в чем ошибка. Если ну никак не получается - присылайте мне фоты разрезанной вдоль свистульки и я попробую поставить ей диагноз))))))))
Удачи.

Читайте также: