Петровская азбука поделки своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 10.09.2024

В период правления Петра были, в том числе, слухи и о том, что его настоящего подменили на иностранного самозванца: настолько сильна была в государе жажда реформ и изменения устоявшегося в течение веков уклада российской жизни после его возвращения из Великого посольства.

великое посольство.jpg

Особенно интересной и тесно связанной с языковой реформой оказалась реформа церковная. Пётр всеми силами стремился уйти от безграничного влияния церкви, ее вмешательства в управление страной, посему после смерти патриарха Адриана в 1700 году он фактически упразднил институт патриаршества: ему на смену пришел подконтрольный государю Священный Синод.

старая азбука.jpg


Азбука Кирилла и Мефодия

новая азбука.jpg


Новая азбука

сими литеры.jpg

История создания нового шрифта была не менее интересной, чем сама языковая реформа: в январе 1707 года по якобы сделанным лично Петром эскизам Куленбах, инженер фортификации, чертежник и рисовальщик, сделал рисунки 33 строчных и 4 прописных букв (А, Д, Е, Т), которые после были отправлены в Амстердам для изготовления литер. В то же самое время по государственному указу Григорий Александров и Василий Петров трудились над своим вариантом шрифта под руководством словолитца Михаила Ефремова на московском печатном дворе. В конечном счете государем был выбран голландский вариант, подвергнутый последней корректуре 18 января 1710 года: некоторые литеры были изменены, какую-то часть из ранее исключенных вернули (говорят, настояло духовенство). В итоге, были исключены только три буквы Ъ6, Э6 и Ы.

цифирь.jpg

Благодаря переходу на новый гражданский шрифт читать стало проще, а значит, стало проще обучать и готовить образованных специалистов, доносить до населения, пока еще малограмотного, государственную информацию более быстро и своевременно. Светский характер вторгся и в образование, конкуренцию богословским дисциплинам начали составлять точные науки… Но это уже совсем другая история.

5 идей для самодельной азбуки: фото из леса, газетные вырезки и достопримечательности вашего города - слайд

Ваши дети только начали интересоваться буквами? Или, наоборот, уже отлично выучили их, но начали забывать за лето? Вот несколько идей, как смастерить самодельную азбуку без больших финансовых затрат: в ход пойдут старые журналы, природные материалы и рисунки с фотографиями. Успехов!


Азбука с журнальными вырезками

Вам понадобятся:

  • Ножницы
  • Старые журналы
  • Примерно 40 листов бумаги формата А4 (белой или разноцветной) — листов больше, чем букв в алфавите на случай, если что-то пойдет не так
  • Клей
  • 33 Прозрачных файла для хранения документов
  • Альтернатива: нитки или ленточка для того, чтобы скрепить книжку


Лесная фото-азбука

Вам понадобятся:

  • Фотоаппарат, который вы можете доверить ребенку, или телефон с работающей фотокамерой (нужно будет также заранее решить, кто будет делать фотографии: вы или ребенок)
  • Разные природные материалы, которые вы найдете во время прогулки в лесу
  • Небольшой альбом для фотографий или опять же плотные листы формата А4, из которых вы сами сделаете такой альбом
  • Клей или специальные уголки для приклеивания фотографий

Это азбука понравится тем, кто любит фотографировать и много гулять.


Домашняя фото-азбука

Вам понадобятся:

  • Фотоаппарат или телефон с работающей фотокамерой
  • Любые материалы, которые вам не жалко отдать на участие в этом проекте
  • Небольшой готовый фото-альбом или самодельный альбом из плотных листов
  • Клей или специальные уголки для приклеивания фотографий


Азбука нарисованных животных

Вам понадобятся:

  • Краски, фломастеры, карандаши или материалы для аппликаций
  • Плотная бумага
  • Дырокол
  • Лента или шерстяная пряжа, чтобы соединить листы в книжку

Этот вариант для тех, чьи дети любят рисовать или же для тех, кто не хочет заморачиваться с распечаткой фотографий. Подготовьте из бумаги 33 небольших квадрата площадью примерно 15x15 см. Сделайте в них дырки дыроколом, чтобы их можно было позже скрепить лентой. Напишите в правом углу на каждом квардрате одну из букв алфавита.

Когда все рисунки или аппликации будут готовы, сложите их в стопку, проденьте ленточку или нитку в дырочки и соедините, как книжку.


Азбука нашего города

Этот вариант можно делать как в формате азбуки с рисунками (тогда вам понадобятся те же материалы, что и в азбуке нарисованных зверей), так и в формате фото-азбуки (тогда вам нужно все то же самое, что и в лесной фото-азбуке, за исключением самих лесных материалов).

Мастерить что-то с детишками — чудесное занятие, лучше которого не придумаешь. Очень часто приходится подготавливать украшения для садика, школы или же дома на какой-нибудь праздник. Например, если ваш ребенок пошел первый раз в школу, можно красивыми объемными буквами выложить ему поздравление. Да и в любой другой день (День рождения, Новый год и т. д.). А если вы не знаете, как сделать буквы своими руками, данная статья будет вам как раз кстати.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Буквы можно смастерить абсолютно из любых материалов, все зависит от вашей фантазии, в данной статье мы расскажем вам самые интересные и распространенные варианты.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Первый вариант

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Наверное, самый распространенный вариант самодельных букв – это буквы из картона, ведь это очень доступный материал. Принцип работы очень прост: нужно всего лишь вырезать нужные вам буквы по эскизу и склеить их, вот и все. Как видите, никаких сложностей и изощренных методов. Готовое изделие можно обклеить цветной или самоклеющейся бумагой, или же просто раскрасить красками или цветными фломастерами.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Мягкие буквы

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Очень часто делают буквы из ткани, этот способ уже немного посложнее, чем картонный, но тоже весьма незамысловат.

Обычно буквы делают из фетра, так как он очень хорошо держит форму, достаточно плотный, да и выглядит весьма симпатично.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Для того чтобы сделать такие буквы, нужно из ткани вырезать букву, оставив местечко для шва, заполняют наполнителем (синтепон, пух, обрезки ткани) и сшивают. Можно сделать это машинной строчкой, а можно аккуратно руками.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Для буковок из ткани можно придумать замечательные украшения из бисера, как-нибудь обшить им контур, например. Также к букве из ткани можно пришить пуговки, бусины, замочки или же украсить какой-нибудь вышивкой. Это будет выглядеть очень оригинально, близкие точно оценят ваш труд и задумку.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Мастерим из бумаги

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Популярнее способа поделки букв из бумаги, наверное, никакого нет. Таким образом можно сделать просто необыкновенные шедевры. Буквы из бумаги удобны тем, что их можно раскрасить в любой нужный вам цвет без особого труда.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Очень красивыми получаются буковки из салфеток. Буквы получаются пушистыми и миленькими, по-другому такую технику называют буквы (или цифры) из бумажных цветов. Техника выполнения тоже достаточно интересная:

  • Сначала берем однослойную салфетку и разрезаем ее на четыре равные части. Кладем эти кусочки друг на друга и скрепляем в серединке степлером.
  • Квадратики обрезаем в круг.
  • Теперь от края к центру режем каждый слой тоненькими полосочками и расправляем их.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

  • Из картона вырезаем саму букву и приклеиваем по всему периметру получившиеся цветочки.

Вот такая красота получается в результате:

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

В подобной технике можно сделать буквы из гофрированной бумаги, но тогда кружочки нужно будет вырезать сразу из большого листа, но так цветочки получатся еще пушистей и объемней, а, следовательно, красивее.

Необычный способ

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Интересными, не детскими и пушистыми получаются буквы из квиллинга, давайте попробуем сделать такую интересную поделку:

  1. Сначала возьмите лист бумаги, который будет являться основой, и нарисуйте на нем контур будущей буквы.
  2. Теперь подготовим полосочки, с которыми будем работать. Для этого нарежьте цветную бумагу на полосы не толще шести миллиметров.
  3. По контуру буквы приклейте широкою полосу плотной бумаги.
  4. Скручивайте маленькие полосочки цветной бумаги в завиточки. Можно накрутить их на ручку и немного подержать.
  5. Ну а теперь декорируем буковку по своему желанию.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Изделия посложнее

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Давайте попробуем сделать букву из гипса, она точно будет радовать вас не один год, ведь это материал понадежнее салфеток и картона.

  1. Сначала нужно нарисовать на картоне саму букву и обклеить ее бортиками, таким образом мы получим формочку для создания гипсовой буквы.
  2. Разводим гипсовый раствор, а для надежности в дно формы уложите марли, так изделие будет крепче, а, следовательно, прослужит дольше.
  3. Заливаем форму раствором и ждем, пока он застынет.
  4. Когда гипс застыл, достаем нашу поделочку из формы и шлифуем еще наждачной бумагой, чтобы на ней не было никаких неровностей и лишних выпуклостей.
  5. Готовую букву осталось только раскрасить и задекорировать.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Буковки из фанеры

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Как вы понимаете, делать букву из дерева было бы очень трудно, потому сделаем из фанеры.

  1. Рисуем на листе фанеры нужную вам букву.
  2. Аккуратно выпиливаем букву, края можно обработать наждачной бумагой, чтобы они выглядели аккуратно.
  3. Осталось только ее раскрасить и все.
  4. Для того чтобы сделать букву объемной, нужно выпилить каждый элемент и просто склеить их между собой.

Буквы своими руками в школу из любых материалов с фото и видео

Видео по теме статьи

Порадовать себя и близких такими интересными украшениями интерьера совсем не трудно, как оказалось, а после просмотра данных видео-уроков вы станете асом в изготовлении букв из различных материалов.

Хочу поделиться нашим совместным с дочерью творчеством. Может кому-то ещё пригодится, школьников у нас много. В школе проходит неделя русского языка. Объявили конкурс на лучшую объёмную букву. Принести надо было всего одну, но так как идеи в голове так и поперли у меня

решили сделать три буквы в разных стилях и из разных материалов. Сначала был проведён анализ букв русского алфавита на предмет возможности выполнения в задуманных идеях. Были выбраны три буквы - Е, О, С. Букву Е решено было сделать из пенопласта, благо кусочек я по-хомяцки запасла пару лет назад

, затем её покрасили и обклеили кусочками диска. Что получилось - показываю наглядно:

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Очень важно подобрать краску. Я взяла, что была дома. Оказалось, она растворяет пенопласт. Получился интересный рыхлый эффект.

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Первые два диска, увы, не подошли. Плохо резались и плёнка просто отставала. Третий один только и подошел.

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс


Выложили мозаику и приклеили. Прошу обратить внимание, что клеить надо на клей для потолочных плит, Момент не подходит, он растворяет пенопласт, как и краска.

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Далее по задумке была вязаная буква О. Из всех букв, её легче всего связать. Думаю, объяснять как вяжется, не надо - всё понятно. Крючком, столбиками без накида, вкруговую, в 2 цвета. Замечу, что я по бокам делала утолщения, чтобы буква на баранку не была похожа. Хотя дочь всё равно сказала, что это бублик

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

И последней была самая сложная по виду работ буква С. Выбрали, потому что в ней нет углов, шить её легко. Было решено сделать её поролоновой и обтянуть тканью.
Сначала выкроили 2 заготовки из поролона толщиной 3см (какой дома нашёлся, можно и в 1 слой)

Поделки в школу. Конкурс

Затем склеили на клей Момент

Поделки в школу. Конкурс

Далее выкроили детали для чехла

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

И готовая буква

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Поделки в школу. Конкурс

Для нарядности пришила ленту и украсила пайетками с бисером.

Хочу отметить, что работу я выполняла вместе с дочерью. Она выполняла следующее:
- поклейка мозаики из диска,
- измельчение поролона для набивки буквы,
- набивка буквы поролоном,
- вырезание из поролона буквы,
- склеивание 2 деталей из поролона.
Шить и вязать она ещё не умеет, эти работы выполняла я.
Вот такой маленький МК! Спасибо за внимание! Буду рада, если Вам пригодится.

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"

Страна Мам -> Поделки в школу. Конкурс "Неделя русского языка"
Хочу поделиться нашим совместным с дочерью творчеством. Может кому-то ещё пригодится, школьников у нас много. В школе проходит неделя русского языка. Объявили конкурс на лучшую объёмную букву. Принести надо было всего одну, но так как идеи в голове так и поперли у меня решили сделать три буквы в разных стилях и из разных материалов. Читать полностью
+58 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> LesyaTarskaya 21.11.2011 332 9 36 комментариев

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с террасой V103 "Винелэнд"

Каркасный дом с террасой V102 "Цортланд"

Каркасный дом с 2 спальнями V066 "Янгстоун"

Каркасный дом с мансардой, 3 спальнями и террасой V013 "Самтер"

Комментарии

Спасибо. Идей всегда много, но не всегда они выполнимы на практике. Бывают и просчёты, как здесь, с краской.

Спасибо! Прка не известно, сегодня только выставили все работы на выставку. Есть и поинтереснее, чем у нас. Некоторые идеи мне понравились.

Ну и ладно, ждем результата. Главное, совместное творчество!
А победа будет, это ж не последний конкурс. В СМ столько идей.

Спасибо большое, она и нам тоже нравится. Дочери больше Е понравилась - она в ней больше всего участие принимала, ну и блестит, конечно

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

. или указать адрес картинки в интернете:

Загрузка списка альбомов.

Вставка изображения

Чаще всего на сайте читают:

Я отношусь к малочисленному виду "мамаша-пофигист". Учится ребенок, и ладно. Золотая медаль в доме уже есть, висит-пылится на видном месте. Свой мозг в головы дочерей все равно не вложишь, поэтому приходится обходиться заводской комплектацией. На каждое собрание прихожу с открытой душой новорожденного ребенка: закономерные вопросы других, ответственных мам, типа "как вы решали №768 со страницы 878787 по учебнику Засланца-Марсианского" вводят меня в ступор. Однако и меня не обошел стороной конфликт с учителем. Но я смогла решить его с наименьшими потерями. Как? Об этом расскажу в своей записи.

В передаче "Тайны Мира" сейчас говорили про волшебные свойства соды. Без всяких диет и упражнений полежала в ванной 20 минут и все, пара кило ушли.

Я гражданка России и я с трепетом в сердце вспоминаю мой дом, красоты Сибири, школу, детский сад, но время идет и жизнь разворачивает свои события по своему и нужно двигаться и жить дальше. В следующем году, январе месяце будет уже 9 лет, как мы иммигрировали в Австралию

В жизни каждого из нас однажды происходят те события, которые сильно меняют нашу жизнь. И я не исключение. Вот об этом я и хочу поведать другим. На дворе тогда был 2006 год. Мне было 27 лет. Я уже 3 года была замужем, но деток у нас пока не было. Работала я в одной крупной компании бухгалтером. Считала зарплату на всю фирму. И наступил момент, когда на меня взвалили очень большой объем работы.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Открытый урок

Цель: знакомство с историей развития письменности, посланием святых Кирилла и Мефодия, заключенном в азбуке.

развивающие:

развивать языковое чутье, научное мышление, творческие способности,

потребность в самообразовании; прививать любовь к слову, его значению;

совершенствовать навыки выразительного чтения, связной монологической речи.

воспитательные:

воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости и ответственности за культурное наследие своей страны;

формировать гражданскую позицию на основе изучения объектов языкового наследия, культуру общения с коллективом;

способствовать развитию православного мировоззрения.

Ожидаемые результаты:

знание истории развития русского языка;

устойчивый интерес к деятельности, овладение умениями и навыками для ее осуществления;

высокий уровень познавательной активности и стремление к самовыражению через научное творчество;

желание быть полезным обществу, использование навыка научной деятельности как инструмента жизнедеятельности;

толерантность как приобретённый навык культуры общения, как гарантия гражданского и национального самосознания.

Оборудование:

электронная презентация; видеоролик

изображения глаголицы, кириллицы

карточки со значением букв славянской азбуки

Эпиграф к уроку:

«…Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Иван Алексеевич Бунин

1. Организационный момент.

Звучит гимн Кириллу и Мефодию.

(Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви славянской святые отцы.
Слава вам, правды Христовой хранители,
Слава вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые Мефодий, Кирилл.
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом Сил! )

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости нашего занятия. Недаром я решила начать наш урок с небольшого предисловия. Это звучал гимн Кириллу и Мефодию, причисленных к лику святых. Знакомы вам эти имена? Кто это? (предполагаемые ответы детей: просветители, создатели славянской азбуки).

Авдеева В. и Рындина Н.:

- Принято считать, что первые средства передачи информации связаны с так называемым предметным письмом. (слайд 3) В качестве таких знаковых предметов служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из камней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ объявления войны и др.

-Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как правило, требует предварительной договоренности для своего адекватного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегреческого историка Геродота о том послании, которое скифы направили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию.

(сценка)

Авдеева В. : Когда-то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином всего мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог победить он свободолюбивые племена скифов, живших в бескрайних степях. Он поджигал степь, засыпал песком колодцы, но всё было напрасно. Однажды к Дарию прибыл посол от скифов.

(Появляются скиф, персидский царь Дарий, военачальник персидского царя Гобрий).

Скиф (Канукоев Р.) : Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от своих князей. Вот они : лягушка, птица, мышь, пять стрел.

Царь (Кобзарев М.): Что означают твои дары, гонец из племени скифов?

Скиф : Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, то ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ. (уходит)

Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание. Уж сколько лет мы пытаемся завоевать этот непокорный народ – и всё без толку. Неужели они решили сдаться нам? Мышь живёт в земле, птица – в воздухе, лягушка – в воде. Стало быть, они решили отдать нам земли, воды и пространство, а вместе со стрелами отдают нам свою силу и храбрость!

- Правильно ли понял Дарий послание от скифов?

Д : Нет. Дарий извлек из этого послания смысл, противоположный тому, который вкладывали скифы.

- Как выдумаете, удобно ли пользоваться таким способом передачи информации?

Д . Нет, возникает путаница, не всегда правильно понимают послание.

Учитель: Когда люди поняли, что обмениваться предметами – дело хлопотное, они стали эти предметы изображать, рисовать. Многие народы стали использовать пиктографию. Что же такое пиктография? Рисуночное, или картинное, письмо - передача основного содержания мысли при помощи упрощенного, схематического рисунка или серии рисунков. Такое письмо называют еще пиктографическим или пиктографией (от латинского слова pictus-нарисованный, картинный и греческого grapwo - пишу).(слайд 4)

Задание группе: Что написано пером, того не вырубишь топором (слайд 5).

Дети: Понять письмо можно по-разному.

У. Далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Точный смысл текста не передашь через рисунок. Постепенно рисунки заменялись символами. Значки – символы заменяли слово или целую фразу. Надписи делали на камнях, скалах, досках . Поэтому появилась необходимость передачи информации другим способом, а именно в создании символов-букв с единым толкованием

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита (слайд 6). В наше время десятая часть всех существующих языков имеет письменность на основе кириллицы.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры , память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Мы с вами уже говорили о жизненном пути святых – изучали их житие, сегодня мы поговорим о плоде их творчества – азбуке (слайд 7). А расскажут нам о значении каждой буквы создатели проектов. Они кратко познакомят нас с содержанием своих проектов.

- До реформы языка 1918 года каждая буква азбуки так же имела своё название. Каждая буква стояла на своём месте.

Русская азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это ещё и целое послание к славянам, расшифрованное впервые нашим автором.

Объединяя акрофонические названия первых трёх букв азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – Я знаю буквы.

Азъ – это основа, начало. Основа всему – знание Бога и предков своих. То есть своих родителей, своих корней.

Добро Есмь Живите – делать добро – значит жить в труде, а не прозябать.

Зело – усердно, со рвением.

Земля – планета Земля, её обитатели, земляне. Живите Зело Земля. Живите зело землёю и на земле. Ибо она кормилица-матушка наша. Земля даёт жизнь.

И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой. То есть как вы, люди, думаете – таков ваш мир. Вот вам закон отражения. Что посеешь, то и пожнёшь.

- Рцы Слово Твёрдо. Говори слово твёрдо. Слово твоё должно быть твёрдым. Сказал – сделал.

Оук Ферт Херъ. Укъ(наука) – основа знания. Сравните: наука, учить, навык, обычай.

Херъ – божественный, данный свыше. Сравните: немецкое Herr- господин, Бог, греческое – иеро – божественный. Английское – hero – герой, а также русское имя бога – Хорс. Знание – плод Бога, дар Божий.

Червь – тот, кто точит, проникает.

Ять (яти) – постичь, иметь. Сравните: изъять, взять и т.д.

Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Что означает: дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!

- Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное послание:
Азъ буки веде.
Глаголь добро есте.
Живите зело, земля,
И, иже како люди.
Мыслете наш он покой.
Рцы слово твёрдо.
Укъ фертъ херъ.
Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь, усердно, земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!

- На ваших столах лежат листы и бумага, на слайде представлены буквы кириллицы и их значения. Попробуйте расшифровать свои имена. А я, тем временем, начну с себя: Татьяна: т –твердо, аз – я, ь (ерь) – сущее, вечное, сокровенное, н- народ, а – аз-я. Что у меня получилось: Я тверда к народу, стремлюсь постичь вечное, сокровенноеЧто у вас получилось? (ответы детей)

-согласны вы со значением ваших имен по славянской азбуке? (ответы детей).

Действительно, мы доказали с вами сегодня, что не только слово целиком, но и каждая буква имеет свое значение

Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

3. Подведение итогов

Ученик (6 класс):

В мире пять тысяч наречий, и только шесть из них признаны официальными языками ООН. Русский в том числе. Русский язык в нашей стране приобрёл статус языка межнационального общения. Это ценность, от которой нельзя отказываться, запираясь в скорлупу национальных границ. Это ценность, которая нас всех объединяет.

Как вы думаете, в чем заключается тайна славянской азбуки? ( Д: не только слово, но и каждая буква имеет свое значение). Поэтому нужно следить за своей речью, за своими мыслями.

Сегодня мы ещё раз произносим слова благодарности славянским братьям Кириллу и Мефодию, создавшим письменность для славянских народов, давшим основу для полноценного формирования русского языка – языка, на котором мы с вами общаемся каждый день, благодаря которому получаем новые знания и находим новых друзей. Ведь именно с письменности начинается подлинная история народа, история его культуры,

В конце нашего урока я хотела бы, чтобы вы прислушались к призыву в стихотворении узбекского поэта Сабира Абдуллы.

Декламация стихотворения (Карачихина Карина)

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих множества книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник –

Плещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Друг мой, работай, будь людям полезен

Выучи русский язык!

Учитель: Ребята! Если вам понравился урок, поднимите зеленую карточку, если нет - красную, если захотели продолжить изучение старославянской азбуки –желтую. Спасибо всем за урок!

Святой равноапостольный Мефодий пережил брата на 16 лет , свято выполняя его последнюю волю- продолжение перевода на славянский язык церковных книг. В апреле 885 года он скончался(возрасте 60 лет), оставив более 200 обученных им священников – славян. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском.

Слайд 12. Мефодий и Кирилл -

Мы взяли за основу.

Цените речь родную,

Чтоб не погибнуть слову!

До реформы языка 1918 года каждая буква азбуки так же имела своё название. Каждая буква стояла на своём месте.

Русская азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это ещё и целое послание к славянам, расшифрованное впервые нашим автором.

Объединяя акрофонические названия первых трёх букв азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – Я знаю буквы.

Обратите внимание: Азъ – Я – первая буква в азбуке (а не последняя, как в современном алфавите). Потому что именно с меня и начинается мой Мир, моя Вселенная.

Азъ – это основа, начало. Основа всему – знание Бога и предков своих. То есть своих родителей, своих корней.

Добро Есть Живите – делать добро – значит жить в труде, а не прозябать.

Зело – усердно, со рвением.

Земля – планета Земля, её обитатели, земляне. Живите Зело Земля. Живите зело землёю и на земле. Ибо она кормилица-матушка наша. Земля даёт жизнь.

И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой. То есть как вы, люди, думаете – таков ваш мир. Вот вам закон отражения. Что посеешь, то и пожнёшь.

Рцы Слово Твёрдо. Говори слово твёрдо. Слово твоё должно быть твёрдым. Сказал – сделал.

Оук Ферт Херъ. Укъ – основа знания. Сравните: наука, учить, навык, обычай.

Херъ – божественный, данный свыше. Сравните: немецкое Herr- господин, Бог, греческое – иеро – божественный. Английское – hero – герой, а также русское имя бога – Хорс. Знание – плод Бога, дар Божий.

Червь – тот, кто точит, проникает.

Ять (яти) – постичь, иметь. Сравните: изъять, взять и т.д.

Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Что означает: дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!

Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное послание:
Азъ буки веде.
Глаголь добро есте.
Живите зело, земля,
И, иже како люди.
Мыслете наш он покой.
Рцы слово твёрдо.
Укъ фертъ херъ.
Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь, усердно, земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!

Этапы работы над уроком:

определена цель: воздействие на личность восьмиклассников через визуально-образный ряд, музыкальную композицию, словесное общение;

деятельностная цель: каждый из участников урока – субъект деятельности, осознавший значимость конечного результата;

Читайте также: