Петропавловская крепость ангел на шпиле поделки
Это Питер, детка! [Типичный Питер] запись закреплена
Ангел на шпиле Петропавловского собора
Десять лет назад после реставрации на шпиль собора Петропавловской крепости был водружен позолоченый ангел — символ Санкт-Петербурга.
Новую жизнь подарили ангелу собора Петропавловской крепости десять лет назад реставраторы, инженеры, верхолазы, вертолетчики — все, кто трудился над воссозданием монументального символа города на Неве.
Первый ангел-флюгер (по проекту Доменико Трезини) украшал шпиль собора до 1756 года, но погиб при пожаре. Воссозданную фигуру повредил ураган. По эскизу Антонио Ринальди был изготовлен третий ангел, меньшего размера, но и он был повержен при буре. Кровельщик Петр Телушкин сумел без строительства лесов отремонтировать фигуру и крест. В 1834 году шпиль вновь накренился: деревянный каркас начал подгнивать. Строителем шпиля был назначен тогда инженер Дмитрий Журавский. Он и разработал надежный и простой поворотный механизм с подшипниками, не требующий специального обслуживания. С 1858 года четвертый ангел свободно вращался на шпиле.
Изначально на Петропавловскую крепость предполагалось просто водрузить золоченый крест. Но знаток традиций европейской архитектуры Трезини предложил поставить еще и ангела, который стал бы одновременно флюгером. Первый ангел отличается от того, который мы видим сейчас. Его фигура держалась руками за ось, которая приводила в действие поворотный механизм.
Высота нынешнего парящего над нашим городом ангела-хранителя — более трех метров, размах крыльев — около четырех метров, высота креста в его руках — шесть метров.
Продолжаем отвечать на вопросы о Петербурге. Сегодня узнаем, почему на вершине самого высокого православного собора города не просто крест, а целый ангел.
Легенда гласит, что, таким образом, Петр Первый хотел поставить над городом, на самой высокой точке, ангела-хранителя, который сберег бы Петербург от всех напастей.
На самом деле, идея водрузить на верхушку шпиля Петропавловского собора ангела принадлежала даже не Петру Первому, а строившему собор архитектору Доменико Трезини, главному зодчему той эпохи. Первоначально там предполагалось просто водрузить золоченый крест. Но знаток традиций европейской архитектуры Трезини предложил поставить еще и ангела, который стал бы одновременно флюгером.
Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас и который растиражирован в книгах, альбомах и на коробках конфет. Фигура тогдашнего ангела держалась двумя руками за ось, которая приводила в действие поворотный механизм.
Изначально, кстати, Петр предлагал для подъема деталей наверх соорудить лифт, но впоследствии от этой идеи отказались.
Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке. Ее несколько раз меняли: то гроза разобьет, то ураган крыло обломает. В конце прошлого десятилетия шпиль и ангела ремонтировали.
В 1941 году альпинисты, маскировавшие Петропавловский шпиль, нашли на ангеле подпись Петра Телушкина, за 110 лет до них чудом взобравшегося на эту высоту.
Год издания: 2002
Страна: Россия
Самое высокое историческое здание Петербурга — Петропавловский собор с его шпилем — было очень трудно ремонтировать. Для подъема мастеров на высоту 122,5 м приходилось возводить дорогостоящие леса.
В 1830 году буря повредила ангела на шпиле, чуть не оторвав ему крыло. Требовался ремонт, но прижимистому Николаю I жалко было тратить десять тысяч рублей только на возведение лесов. Ситуацию спас 27-летний ярославский кровельщик Пётр Телушкин, который пообещал добраться до ангела без лишних конструкций. Он ничего не требовал за работу, попросив лишь обеспечить его всеми необходимыми для ремонта материалами.
8 октября верхолаз быстро добрался внутри шпиля по стропилам до верхнего слухового люка. Оставалось преодолеть еще около 30 м. Кровля шпиля состояла из медных листов, соединенных швами, выступавшими над поверхностью на 9 см. Для подъема необходимо было опоясать шпиль веревкой. Пётр обвязался шнуром и вылез из окна, цепляясь кончиками пальцев за вертикальные швы. Перенося весь свой вес на одну руку и раскачиваясь над бездной, он второй рукой хватался за следующий шов. Такая акробатика повторялась несколько раз, пока Телушкин не обогнул весь шпиль, волоча за собой веревку. От напряжения у него из-под ногтей выступила кровь, но дело было сделано.
Добром щедрость императора не кончилась. Сперва Телушкин разбогател: ремонт ангела стал отличной рекламой и принес ему множество заказов на кровельные работы. Но бесплатная выпивка оказалась сильнее, и всего через два года Пётр спился и умер.
Петропавловский собор ведет свою историю с первых дней Петербурга. Сначала на этом месте 17 июня 1703 года была заложена небольшая деревянная церковь во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный же собор — постройку архитектора Д.Трезини — заложили на том же месте в день рождения Петра I 30 мая 1712 года, а освятили 29 июня 1733 года.
Многоярусная колокольня должна была стать самым высоким сооружением России по тем временам, и Петр увидел свою мечту осуществленной, когда в конце 1724 года завершилось возведение 112-метрового золоченого шпиля, на вершине которого под крестом парил Ангел.
Проектируя модель ангела, Трезини взял за образец фигуру на башне ратуши в голландском городе Маастрихт (1656—1660, архитектор П. Пост) и существенно ее видоизменил.
10 сентября 1777 года на город обрушилась новая напасть — катастрофический ураган, перед которым скульптура оказалась бессильна. После разбушевавшейся стихии фигура ангела погнулась, а крылья отломились. В результате было принято решение уменьшить вес ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый ангел проектировался уже архитектором А. Ринальди, и был установлен на шпиль осенью 1778 года, просуществовав в течение сорока лет.
Еще одна угроза нависла над ангелом в 1829 году, когда порывами шквалистого ветра фигура вновь была повреждена, а крест, на котором она держалась, накренился. Для ремонта требовалось возведение дорогостоящих лесов, но талантливый русский крестьянин из Ярославской губернии П. Телушкин помог решить проблему иначе.
Используя лишь веревочную лестницу, он поднимался на огромную высоту и ремонтировал скульптуру, за что и был удостоен огромной чести получить медаль, денежную премию и право бесплатно пить во всех кабаках.
Четыре года спустя деревянные конструкции шпиля вновь потребовали реставрации, но только в 1857—1859 гг. это стало возможным. Выдающийся русский инженер Д. И. Журавский заменил деревянный каркас шпиля на металлический и увеличил высоту колокольни до 122,5 метра. В ходе работ выяснилось, что система крепления старого креста совершенно не подходит к новой конструкции, и это определило судьбу третьего ангела.
В ноябре 1859 года новый, четвертый по счету ангел, созданный скульптором Р. К. Залеманом, занял место на вершине шпиля.
Первый в XX веке реставрационный ремонт шпиля Петропавловского собора был проведен летом 1957 года во время запоздалого празднования 250-летия города. На фигуре ангела была заменена часть обшивки, но на полную реставрацию средств тогда не хватило.
Прошло еще 30 лет: позолота стерлась, поворотный механизм проржавел, а каркас фигуры потерял 70% своих несущих способностей.
В 1991 году фигура крылатого хранителя города была полностью демонтирована. Десятки специалистов вложили свой труд в ее возрождение, которое завершилось в 1995 году. .
Еще одна реставрация ангела была проведена в преддверие празднования 300-летия города — в 2003 году.
Читайте также: