Оригами самолет f22 raptor

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 28.08.2024

F-22A Раптор - видео

Начало работ над истребителем

В 1981 году ВВС США сформулировали требования к новому реактивному истребителю — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. В новый истребитель предлагалось заложить все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.

В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов — YF-22 и YF-23. На разработку самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов. 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

Программа ATF и F-22 Raptor

В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного самолёта и сделать упор на программу F-35. 21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300 по всему миру, как главном аргументе за продолжение производства истребителей F-22 Raptor. В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.

6 апреля 2009 года, в рамках публикации проекта бюджета Пентагона на 2010 год, министр обороны США Роберт Гейтс сообщил о планах завершения производства истребителей F-22 в 2011 году на одобренном ранее Конгрессом США количестве в 187 машин. В июле того же года Конгресс отказался от увеличения закупок данного истребителя, начиная с 2010 года[16] в пользу увеличения расходов по программе разработки многоцелевого истребителя F-35. 13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем, переданным ВВС США.

Конструкция

Планер

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Крыло — ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы.

Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.

Двигатели P&W F119-PW-100 с плоским реактивным соплом для снижения ИК-заметности

Двигатели P&W F119-PW-100 с плоским реактивным соплом для снижения ИК-заметности

Двигатели

F-22 оснащён двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15 876 кгс, и оснащёнными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 10 000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом.

Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолёта в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применён радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолёта.

Бортовое оборудование

F-22 Raptor управляют две отказоустойчивые бортовые ЭВМ, называемые CIP — Common Integrated Processor. В каждом из них — 66 модулей, основой каждого модуля является 32-разрядный RISC-процессор i960.

РЛС с АФАР APG-77

РЛС с АФАР APG-77

Бортовая РЛС

F-22 оборудован РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Антенна такого типа состоит из ~2000 приёмно-излучающих элементов. Основным достоинством такой антенны является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности (аналог сканирования лучом) — нет нужды в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надёжность работы. Дальность обнаружения цели c ЭПР =1 м? — 225 км (обычный режим) и 193 км (режим LPI), крылатая ракета (0,1 м?) — 125—110 км. Инструментальная дальность БРЛС — 525 км.

Способность радара работать в режиме Низкой Вероятности Перехвата (LPI) делает бесполезными обычные системы СПО/РТР. Радар AN/APG-77 способен осуществлять активный радарный поиск самолёта-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается. В отличие от обычных радаров, которые излучают мощные импульсы энергии в узком диапазоне частот, AN/APG-77 излучает низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот, используя технику, названную широкополосной передачей. Когда многократные эхо-сигналы возвращаются, процессор обработки сигналов РЛС объединяет эти сигналы. Количество энергии, отражённой назад от цели — на том же самом уровне, как и у обычного радара, но так как каждый импульс LPI имеет значительно меньшее количество энергии и различную структуру сигналов, цели будет трудно обнаружить F-22.

Каналы передачи данных

Вооружение

F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядов, ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder.
А также корректируемыми бомбами JDAM.

F-22 совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами GBU-39 и SDB-53/B, выполнялись тестовые сбросы, однако, на 2015 год планов по интеграции их с F-22 заявлено не было.
Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.

Запас топлива

По информации от экспертов военно-аналитического журнала Armada international, истребитель F-22 несет внутри фюзеляжа весьма ограниченный запас топлива (всего 8,2 тонны), что делает его критически зависимым от возможности дозаправки в воздухе.

Проекции самолёта F-22A

Проекции самолёта F-22A

Эксплуатация

По состоянию на май 2012 года на вооружении ВВС США находилось 184 F-22A. По состоянию на июль 2010 года F-22 состоял на вооружении следующих частей ВВС США:

- 1-е Истребительное крыло, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния
- 27-я Истребительная эскадрилья
- 94-я Истребительная эскадрилья

- 192-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния
- 149-я Истребительная эскадрилья

- 325-е Истребительное крыло, Тиндалл (авиабаза), штат Флорида — центр подготовки пилотов.
- 43-я Истребительная эскадрилья

- 44-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Холломэн (авиабаза), штат Нью-Мексико
- 301-я Истребительная эскадрилья

- 53-е Крыло, Эглин (авиабаза), штат Флорида
- 422-я испытательно-оценочная эскадрилья

- 57-е Крыло, Неллис (авиабаза), штат Невада — в 10 милях к северо-востоку от Лас-Вегаса
- 433-я эскадрилья боевого применения

- 412-е испытательное крыло, Эдвардс (авиабаза), штат Калифорния — в 60 милях к северу от Лос-Анджелеса
- 411-я испытательная эскадрилья

- 15-е Крыло, Хиккэм (авиабаза), штат Гавайи
- 19-я Истребительная эскадрилья

- 154-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, Хиккэм (авиабаза), штат Гавайи
- 199-я Истребительная эскадрилья

Боевое применение

23 сентября 2014 года в СМИ появилась информация о первом боевом применении F-22 ВВС США против исламистов в Сирии. Самолёт нанёс удары по городу Ракка и его пригороду. К февралю 2015 F-22 выполнили по крайней мере 112 боевых заданий в небе Сирии. К июню 2015 года F-22 включались в состав каждой группы ударных самолётов, бомбящих Сирию. Описан один 11-часовой вылет, в котором F-22 наглядно продемонстрировал свою многофункциональность, выполнив ударную задачу, разведав наземные силы противника, наведя на цели другие самолёты и сопроводив бомбардировщики.

Стоимость F-22

F-22 — один из самых дорогих истребителей в мире, стоящих на вооружении. Себестоимость производства одного самолёта оценивается в 146,2 млн долларов (на 2008 год), а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн.

Главным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объёмов закупки данного самолёта. Из первоначально запланированных 750 единиц за всё время производства истребителя было закуплено всего 187 единиц.

При этом F-22 — не самый дорогой самолёт в мире вообще. Самый дорогой — малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов, а с учётом НИОКР — в 2,1 млрд долларов.

По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 (с учётом стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн долларов.

Эксплуатационные расходы

О некоторых проблемах с антирадарным покрытием также сообщалось в заметках журнала Air Force Magazine, опубликованных 13-20 июля 2009 года. Как пишет журнал, проблема заключалась в том, что данное покрытие держалось в два раза меньше, чем это было предусмотрено. Однако, далее говорится о решении данной проблемы и постоянном улучшении качества покрытия, что позволило увеличить боеготовность F-22 до 68 %.

Авионика

- БРЛС: РЛС с АФАР APG-77
- Дальность обнаружения: 225 -193 км по цели с ЭПР = 1 м?
- Масса: 553,7 кг
- Максимальная средняя излучаемая мощность: 16533 Вт
- Объём: 0,565 м?
- Расход охлаждающего воздуха: 4,38 кг/мин
- Расход охлаждающей жидкости: 33,9 л/мин
- Диаметр АФАР: 0,813 м
- масса: 219,1 кг
- Объём: 0,275 м?
- Рассеиваемая мощность: 8278 Вт
- Расход охлаждающей жидкости: 11,3 л/мин

- AN/ALR-94 Станция предупреждения об облучении, состоит из 30 датчиков, расположенных в крыльях и фюзеляже, что обеспечивает на всех диапазонах перекрытие в пределах 360°.Система способна обнаруживать, сопровождать и опознавать цель, на расстоянии 460 км и более. При сближении с целью на расстояние не менее 180 км обеспечивается целеуказание для APG-77 с использованием формируемого системой ALR-94 файла сопровождения. В результате этого бортовая РЛС обнаруживает и сопровождает цель с помощью очень узкого луча (2ґ2° в азимутальной и угломестной плоскостях). ALR-94 определяет направление, тип угрозы и расстояние до неё, а затем рассчитывает расстояние, на котором РЛС противника может обнаружить F-22.Все данные поступают на бортовые дисплеи, и лётчику предоставляется своевременная графическая информация для проведения манёвров по защите самолёта. На экране основного дисплея отметки РЛС управления огнём зенитных ракет и РЛС дальнего обнаружения заключены в окружности, которые показывают их расчетную эффективную дальность ведения огня.

- AN/AAR 56 ИК система предупреждения о ракетной атаке.

ЭПР F-22

Российские исследователи, например Погосян, Лагарьков, Давиденко А. Н. (главный конструктор самолёта ПАК-ФА) давали оценку ЭПР для F-22 в пределах 0,3-0,4 м?.

Технические проблемы

В мае 2012 года министр обороны США Леон Панетта подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor. Поводом для этого стали безрезультатные поиски причины сбоев бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), жалобы пилотов на удушье и неприятные запахи в кабине. Согласно распоряжению, F-22 теперь не имеют право совершать длительные перелёты, а также всегда обязаны находиться в зоне досягаемости взлётно-посадочных полос, чтобы, в случае необходимости, пилоты могли совершить экстренную посадку. При этом, как отмечает Defense News, полёты самолётов, базирующихся на Аляске, запрещены полностью, поскольку расположенные там базы сложны для экстренной посадки.

Решение о наложении жёстких ограничений на полёты F-22 было принято вскоре после того, как ВВС США перевели несколько таких истребителей на одну из баз в юго-западной Азии, а также после публичного заявления двух пилотов о том, что они отказываются летать на Raptor. 15 мая 2012 года подкомитет Палаты представителей США по военным ассигнованиям распорядился выделить 50 миллионов долларов на установку дублирующей системы обеспечения дыхательной смесью на истребители F-22.

Истребители F-22 с начала 2011 года находятся под действием ещё одного запрета — им нельзя подниматься выше 7,6 тысячи метров. Считается, что на этой высоте при возникновении признаков удушья пилот имеет возможность снизиться хотя бы до 5,4 тысячи метров, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Кроме того, за последние почти полтора года ВВС США несколько раз приостанавливали полёты F-22. В частности, истребители не могли подниматься в воздух с мая по сентябрь прошлого года.

ВВС США предпринимали попытки избавиться от неполадок с системой OBOGS с конца 2010 года. В ноябре 2010 года на Аляске разбился истребитель F-22 под управлением пилота Джеффри Хэни. По данным следственной комиссии, которую возглавлял генерал в отставке Грегори Мартин (Gregory Martin), причиной катастрофы стало неверное функционирование OBOGS, из-за чего Хэни начал испытывать удушье. При этом на погибшего пилота возложили ответственность за катастрофу.

В ходе проведённых проверок удалось выявить источник проблемы. По данным Пентагона, им оказался жилет, который носят пилоты, чтобы облегчить дыхание при пониженном давлении кабины F-22: при высоких перегрузках он слишком сильно надувался и мешал нормально дышать. В результате последовавшей в связи с этим модернизации, с целью обеспечения лучшего притока воздуха, были произведены два существенных изменения. Во-первых, был заменён клапан в жилете, поддерживающем давление лётчиков: теперь он реагирует на смену давления в кабине и сдувается, когда в нём нет необходимости. А во-вторых, был увеличен объём воздуха, поступающего пилоту. Такое изменение стало возможно после удаления фильтра, определявшего наличие загрязнений в присутствующем в системе кислороде. При этом возможность загрязнения была исключена в принципе.

После получения гарантий того, что принятые корректирующие меры позволят свести к минимуму возникающие у пилотов F-22 признаки гипоксии, Пентагон одобрил запланированное ВВС последовательное снятие ограничений на полёты начиная с 24 июля 2012 года.

Лётные происшествия

По состоянию на ноябрь 2012 года, в лётных происшествиях было потеряно пять истребителей F-22 Raptor:

В 2011 году общий налёт F-22 превысил 100 000 часов. С начала эксплуатации в ВВС США по октябрь 2015 года средний налёт на потерю составил 56 180 часов.

Тактико-технические характеристики F-22A Раптор

Экипаж F-22 Раптор

Размеры F-22 Раптор

- Размах крыла: 13,56 м
- Длина самолёта: 18,90 м
- Высота самолёта: 5,09 м
- Площадь крыла: 78,04 м?
- Площадь В. О.: 16,54 м?
- Площадь Г. О.: 12,63 м?

Вес F-22 Раптор

- Масса пустого: 19700 кг
- Масса нормальная взлётная: 29200 кг (100 % топлива)
- Максимальная масса: 38000 кг
- Нагрузка нормальная: 1116 кг (6+2 УР)
- Нагрузка максимальная: 10370 кг
- Топливо: 8200 кг
- Масса с двумя ПТБ: 11900 кг

Двигатель F-22 Раптор

- Тип двигателя: 2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100
- Статическая форсированная тяга: 15876 кгс
- Тяговооружённость при нормальной взлётной массе: 1,087
- Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,83

Скорость F-22 Раптор

- Максимальная скорость: 2410 км/ч — максимальная (М=2,25) (в мирное время максимальная скорость ограничена М=2 т. е. 2124 км/ч)
- Максимальная скорость без использования форсажа: 1826 км/ч (М=1,72)
- Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
- Максимальная скорость у земли: 1490 км/ч (М=1,22)

Дальность полета F-22 Раптор

- Дальность с двумя ПТБ: 2960 км
- Дальность перегоночная: 3220 км
- Боевой радиус: 760 км (из них 185,2 км на бесфорсажном сверхзвуковом крейсерском режиме)

Практический потолок F-22 Раптор

Максимальная перегрузка F-22 Раптор

9,5 G (в мирное время 8G)

Вооружение F-22 Раптор

- 20-миллиметровая пушка M61A2 Vulcan, 480 снарядов
- Ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder.
- Корректируемыми бомбами JDAM.
- Совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39 и SDB-53/B

Перенесено из " Общие вопросы"
Автор: Олег1970

Добрый день.
Скачал чертежы и начал постройку F-22 RAPTOR у вас на сайте.
Все склеил и запутался.
1.На разных черчежах разные рисунки на одном модель управляется только рулями высоты.
На другом и рули высоты другие и добавились вырезы под рули поворотов.(Подскажите какую делать. Занимался до 15 лет авиамоделизмом,на радиоуправлении не летал не разу.Какая по легче для обучению пилотирования.
2.Подскажите пожайлуста если есть информация о электронной начинки для данной модели.
Спасибо!

На чертежах - как должно быть. С такой конфигурацией управление более четкое.
На фотографии как делают, те упрощенно.

Авиамодель F-22 RAPTOR управляется только элевонами те совмещенными элероны+элеватор (руль высоты).
Для этого на пульте включается V микшер. Который смешивает сигналы стика руля высоты и элеронов и передает их на приемник.
Сервомашинки в приемнике включаются одна в гнездо РВ, другая в гнездо элеронов.
При таком режиме сервомашинки совместно реагируют на перемещение стика РВ и противофазно на перемещение стика элеронов.

smile

По двигателю.
Обычно ставят "китайский звонок" с 1500 оборотов на вольт и запитывают от 3S LiPo. ТЯги получается раза в 3-4 больше веса. Но это делается для иметации Jet самолета.
Те тяжелый и на низких скоростях почти не летит, но на высоких проноситься мимо как пуля

Для комфортных полетов лучше оснастить двигателем на 1500 оборотов и 2S LiPo выдерживающей ток 10А

Все это вместе с моделью весит 130-180 грамм.
Тяги у обоих моторов за 300 грамм.

smile

Но как первая модель - достоточно сложная и потом переучиваться, если решите летать на классических

Вскоре после первого полета советского многоцелевого истребителя Су-27, созданного для получения превосходства над F-15 Eagle в воздушном бою и обеспечения превосходства в небе в случае конфликта с НАТО, на Западе начали в срочном порядке создавать самолет нового поколения, чтобы опередить советскую новинку. Испытания Су-27 и более легкого МиГ-29 проводились тайно, однако к началу 1980-х американская разведка уже знала об их существовании. Принятый на вооружение в 1981 году перехватчика МиГ-31 лишь подтвердил необходимость создания нового истребителя, способного конкурировать с советскими самолетами. Новая машина должна была сохранить скорость и маневренность F-15, а также быть незаметной на радарах, обладать большей дальностью и, что важнее всего, быть дешевле и проще в обслуживании, чем ее предшественник.

Фото: SpetsnazAlpha / wikimedia.org

После принятия на вооружение в 2005 году F-22 Raptor считали очень удачной разработкой. Он лишь немного уступал F-15 Eagle в скорости (2,25 Маха против 2,5), но был маневреннее и сохранил ту же полезную нагрузку. Однако с требованиями к обслуживанию все было не так хорошо: требования к нему были еще выше, чем у предшественника, пишет Military Watch. Из-за этого себестоимость летного часа "Раптора" составила 60 тысяч долларов, что сделало его одним из самых дорогих самолетов в мире. Кроме того, из-за высокой сложности обслуживания новые F-22 летали даже реже, чем F-15, что ограничивало возможность их применения в случае конфликта.

Сложность обслуживания не только ограничила боевой потенциал самолета, но и стала причиной провала всей программы. Изначально ВВС США хотели приобрести 750 F-22, однако расходы на их содержание в течение 55 лет (именно на этот период рассчитан "Раптор") оказались бы просто феноменальными. Себестоимость одного самолета составляет около 150 миллионов долларов, в то время как стоимость его обслуживания в течение 40 лет - около 550 миллионов долларов, а может и больше, так как со временем эксплуатационные расходы только растут. В итоге получается не меньше 700 миллионов долларов за один истребитель.

Растущие затраты на содержание истребителей стали главной причиной досрочного прекращения производства F-22. Всего было произведено 187 самолетов - около четверти от необходимого ВВС числа новых истребителей. Также была отменена разработка палубной версии, которая должны была прийти на смену F-14, и ударной модификации FB-22, которой планировалось заменить F-15 Strike Eagle. Если бы затраты на обслуживание F-22 оказались ниже, чем у F-15, эти варианты "Раптора" скорее всего были бы созданы.

В конечном счете дороговизна и сложность обслуживания подорвали весьма успешную программу создания истребителя пятого поколения. Нет уверенности в том, что F-22 с таким недостатком был бы принят на вооружение, если бы Советский Союз не распался.

В процессе создания истребителя шестого поколения ВВС США, вероятно, уделят больше внимания снижению стоимости и сложности обслуживания самолетов.

Привет всем любителям авиамоделирования! Сегодня мы расскажем, как сделать из пенопласта (ранее мы рассказывали о создании F-5 и СУ-37) модель одного из самых дорогих истребителей F-22 Raptor.

Один самолет F-22 Raptor стоит около 350 миллионов долларов, а один час полета оценивается в 44 тысячи долларов.

Данная модель самолета является истребителем пятого поколения – самым современным по всем летным и боевым качествам.

Мастерим самолет из пенопласта

Как сделать самолет из пенопласта схемы и инструкция Схема расположения деталей на листе пенопласта

Схема расположения деталей на листе пенопласта

Как сделать самолет из пенопласта схемы и инструкция

Схема деталей самолета из пенопласта 1

Как сделать самолет из пенопласта схемы и инструкция

Схема деталей самолета из пенопласта 2

Как сделать самолет из пенопласта схемы и инструкция

Схема деталей самолета из пенопласта 3

Как сделать самолет из пенопласта схемы и инструкция

Схема деталей самолета из пенопласта 4

Сделанный по данным чертежам самолет из пенопласта обладает хорошими летными качествами, однако, для этого необходимо немного поэкспериментировать с его запуском и отрегулировать хвостовое оперение.

В самом конце можете перейти к раскрашиванию модели.

На десерт предлагаем посмотреть видео о том, какие еще бывают модели самолетов из пенопласта. Представленная модель самолета имеет электродвигатель и радиоуправление.

Читайте также: