Народная игрушка своими руками для детского сада старшая группа

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.08.2024

Проект

для детей 3- 4 лет

Пояснительная записка:

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Наш проект позволит:

* зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;

*привить уважение к истории России;

*пополнить предметно развивающую среду;

*вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

Цель проекта: дать представление детям о народных игрушках. Познакомить с матрешкой.

Задачи проекта: развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.

Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда;

Формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;

Актуальность:

Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники: воспитанники второй младшей группы №8, возраст 3-4 года.

Ожидаемый результат:

детские рисунки на бумаге, выставка народных кукол в группе.

Сроки реализации: 1 неделя (краткосрочный)

Реализации проекта

Формы работы

Содержание

1. Непосредственно образовательная деятельность.

Социально – личностное развитие – рассматривание иллюстраций, книг, рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства (коммуникация).

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

• экскурсия по группе

• рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и хохломских игрушек);

• Сравнение двух игрушек или картинок.

• отгадывание загадок об игрушках.

3.Самостоятельная деятельность.

• рассматривание картин, иллюстраций,

• игры с игрушками.

4.Создание развивающей среды

• оформить в группе уголок народной игрушки.

5. Взаимодействие с семьёй.

• Совместные игры родителей и детей с игрушками,

1 день

Познание (формирование целостной картины мира.)

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами, учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка, строительный материал (кубики, пластины и т. д.) .

Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой.

Как у нашей у Матрешеньки,

Сад зеленый, дом хорошенький,

Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.

Балалайка звенит, заливается

А матрешенька глядит, улыбается.

2 день

Коммуникация (развитие речи).

Цели: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Цель: учить детей проговаривать знакомые потешки, закреплять знания о цветах и оттенках, привлекать малышей к игровым действиям.

3 день

Художественное творчество (рисование).

Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Материал: три разборные матрешки

Хороши – не рассказать!

Очень любят с вами дети

В нашей группе поиграть.

Щечки яркие, платочки,

По подолу цветки.

Весело кружатся в танце

В прятки с нами поиграй,

Нас скорее собирай,

Если будешь ошибаться,

Мы не будем закрываться.

4 день

Музыкальное.

Программное содержание: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.

Мы – матрешки крошки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

На своих гармошках.

Мы матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Под свои гармошки.

Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают свои ладошки.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.

Выставляют ножки, ручки на пояс.

Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону.

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.

Лепка.

Совместная работа воспитателя с детьми.

Задача: вызвать у детей интерес к образу матрешек, научить детей скатывать из пластилина шарики среднего размера, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, дощечки.

5 день

Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.

Материал: деревянная матрешка с вкладышами.

У меня матрешка есть,

В желтом сарафанчике,

В ней сидит вторая,

Как весной травка молодая…

А вторую отвернешь-

Там еще матрешка.

Там матрешка - вовсе крошка.

Вся она, как маков цвет:

Сарафан на ней надет

Алый как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Конспект занятия по декоративному рисованию

для детей 3-4 лет.

Цель

Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой -матрешкой. Развивать творческую фантазию детей.

Задачи:

воспитательные:

  • закреплять правила поведения при встрече;
  • воспитывать внимательное отношение к взрослому человеку;
  • воспитывать аккуратность;

обучающие:

  • познакомить с русской народной деревянной игрушкой - матрешкой;
  • учить различать матрешек по размеру;
  • активизировать словарь;
  • закрепить навык рисования красками;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
    • закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на всю поверхность бумаги;

    развивающие:

    * развивать внимание, память, творческую активность;

    * развивать мелкую моторику пальцев рук;

    Материал и оборудование:

    * выставка игрушек матрешек;

    * вырезанные трафареты матрешек;

    * кисти;

    * гуашь.

    Ход занятия

    Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может, три, а может, шесть.

    Наша русская. (матрешка).

    Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,

    В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

    Всех матрешками зовут!

    Кукла первая толста, а внутри она пуста.

    Разнимается она на две половинки.

    В ней живет еще одна кукла в серединке.

    Эту куколку открой - будет третья во второй.

    Половинку отвинти, плотную, притертую –

    И сумеешь ты найти куколку четвертую.

    Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

    Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

    А внутри пустая, в ней живет шестая.

    А в шестой - седьмая.

    Кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

    Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

    Фигурка матрешки вырезана из дерева. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок (сколько пальчиков на ладошках). Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки расписывают. У каждой матрешки на голове платочек, под который убраны волосы, одежда яркая, красочная. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

    Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки - куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!

    Мы матрешки, мы сестрички,

    Мы толстушки, невелички.

    Как пойдет плясать и петь,

    Вам за нами не успеть.

    Они и детей приглашают поплясать с собой.

    Хлопают в ладошки

    На ногах сапожки,

    Влево, вправо наклонились,

    Всем знакомым поклонились.

    В сарафанах ваших пестрых

    Вы похожи словно сестры.

    "СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов запись закреплена

    ?

    Подборка материала по теме:
    "НАРОДНАЯ ИГРУШКА"
    для детей дошкольного возраста

    Оксана Докукина


    Оксана Докукина


    Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Цели: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы Пеленашки.

    Программные задачи:

    • ·Познакомить детей с простой куклой закруткой.
    • ·Показать последовательность изготовления простой тряпичной куклы Пеленашки.
    • ·Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.
    • ·Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.
    • ·Закреплять умение скатывать ткань рулончиком завязывать тесьму в узелок, развивать чувство формы, цвета, творческое воображение, художественный вкус.
    • ·Воспитывать усидчивость и аккуратность

    Материалы для занятия: презентация, лоскут ткани для туловища светлого цвета – розового, белого цвета, лоскутки ткани квадратной формы, размером 8x8см 2 штуки, тесьма, готовые куклы, изготовленные педагогом куклы и выставка современных кукол.

    Мотивационно-ориентировочный этап

    Воспитатель предлагает детям посетить выставку современных кукол.


    Воспитатель: Вот куклы в которые вы играете каждый день, и дома, и в детском саду. Эти куклы красивые. Они вам нравятся. Куклы бывают разные и во все эти куклы играют. Дети сами говорят из каких материалов сделаны куклы. (пластиковые, фарфоровые, резиновые, текстильные)

    (Воспитатель подводит детей к сундучку)

    (Воспитатель открывает сундучок и достаёт тряпичные куклы)

    Поисковый этап

    В старину играли тряпичными куклами, которые делали своими руками. Посмотрите из чего они сделаны? (Дать детям потрогать и хорошо рассмотреть кукол). Эти куклы сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Сейчас я вам расскажу об этих куклах. Это куклы обрядовые, куклы обереги.

    (Воспитатель достаёт другую куклу Утешницу)

    А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слёз. Когда ребёнок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, доставали куклу Утешницу. Ребёнок забывал про слёзы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с серёжками и украшениями из конфет. Родители угощали ребёнка конфетками. Незаметно Утешницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза.

    А вот ещё одна куколка Крупеничка или как ещё её называли Зерновушка. Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.

    Можно также наполнять Крупеничку пшеницей, горохом, пшеном – на ваше усмотрение. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме, и вряд ли зерна из нее пригодятся для посева или приготовления пищи ,поэтому для подарка можно наполнить мешочек разными крупами, будет своего рода символ изобилия.

    А вот самая простая обрядовая кукла, такими игрались дети раньше.

    Практический этап

    Посмотрите, какая интересная куколка свёрнутая в маленький кулёчек. Раньше новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что спелёнатый ребёночек оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребёнка. Поэтому первая кукла ребёнка была, его образ, кукла Пеленашка. Её клали в люльку к ребёнку.

    Воспитатель: Ребята интересные это куклы? А хотели бы сами сделать таких? Сегодня я научу вас делать куклу Пеленашку. Нужно размять пальчики перед нашей работой.

    На большом диване в ряд
    Куклы разные сидят.
    (Хлопки в ладоши)

    Два медведя, Буратино
    И веселый Чипполино.
    И котенок, и слоненок.
    Раз, два, три, четыре, пять –
    Помогаем мы сегодня
    Все игрушки сосчитать.
    (Поочередное загибание пальчиков)

    (Педагог подробно показывает и рассказывает как надо делать такую куклу. Дети повторяют этапы изготовления куклы с опорой на схему. Мастерят вместе с воспитателем куклу.)

    Покажите друг другу какие у вас получились красивые куколки. Кому бы вы хотели подарить такую куколку?


    Автор: Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
    Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений


    Тип проекта: долгосрочный
    Срок реализации : декабрь-апрель
    Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
    Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
    Задачи :
    -Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
    -Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
    -Учить детей изготовлять кукол своими руками
    -Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
    -Воспитывать интерес к русской народной кукле , бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

    Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
    Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

    Актуальность:
    Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.








    Заключение:
    Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

    Читайте также: