Мини музей оригами в детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 25.08.2024

Многие дети старшей группы мало знают о происхождении различных пород собак.

Формировать знания детей о различных породах собак. Приобщать родителей к работе по воспитанию у детей нравственных чувств к животному миру.

  1. Продолжать закреплять знания детей о животном мире.
  2. Формировать элементарные представления о различных породах собак.
  3. Познакомить с творчеством писателей (Чарушин Е., Толстой Л., Котов А., Михалков С.)

Форма работы с детьми

  • Беседы
  • Чтение произведений
  • Составление волшебной сказки
  • Изготовление поделок из разных материалов
  • Экскурсии

Форма работы с родителями

  • Составление волшебной сказки
  • Составление рассказов о своих питомцах
  • Создание фотоальбомов

Создание фотоальбомов, поделок, рассказов о собаках

Форма презентации проекта

Расположение.

Экспонаты располагаются в групповом помещении: в шкафах, на полках.

Содержание и экспонаты.

Экспонаты, связанные с жизнью собак: деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры (в том числе пазлы), мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, журналы о животных, книги, фотографии.

Как используется

Проведение экскурсий о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных, пластмассовых, керамических фигурок), о роли собак в жизни человека. Проведение бесед о правильном содержании собак, составление рассказов о своих питомцах, проведение выставок (рисунки, фотографии). На базе музей можно проводить занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.

Цель: познакомить с понятием музеи (для чего необходимы, их разновидности).

Цель: познакомить с особенностями характера, внешним видом, повадками собак.

Цель: познакомить с разновидностями служебных собак: пожарные, пограничные, служат в милиции.

Цель: привлекать родителей к совместной работе с детьми.

27.11 Игрушка-самоделка из цветной бумаги.

Цель: учить правильно пользоваться ножницами; аккуратно вырезать; развивать творчество, воображение.

02.12 Составление волшебной сказки (совместная деятельность родителей и детей).

Цель: развивать у детей воображение, речь, умение составлять сказки, фантазию.

Цель: обратить внимание на внешний вид, характерные особенности, повадки, как воспитывать и ухаживать за собачкой.

Цель: напомнить о предстоящем празднике, аккуратно выполнять работы, развивать творчество.

14.01 Дополнить фотоальбом о своих питомцах.

Цель: учить внимательно слушать взрослого; отвечать на вопросы по содержанию, делать выводы.

30.01 Аппликация из ткани.

Цель: учить выполнять работу из ткани; аккуратно наклеивать изображения, красиво располагать на листе, совершенствовать координацию движений рук.

04.02 Аппликация сюжетной картинки из круп (рис, манка, пшено, греча).

Цель: учить использовать в работе разнообразные материалы, аккуратно выполнять работу.

10.02 Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина.

Цель: внимательно рассматривать картины; развивать речь детей.

15.03 Поделки из мукосольки.

Цель: развивать мелкую моторику, творчество, художественный вкус.

Цель: учить внимательно слушать взрослого; отвечать на вопросы по содержанию, делать выводы.

06.04 Составление рассказов (родители и дети) о своих питомцах.

Цель: продолжать учить сгибать бумагу в разных направлениях; учить выполнять работу по схеме; аккуратно наклеивать детали; развивать воображение, творчество.

Цель: учить внимательно слушать взрослого; отвечать на вопросы по содержанию, делать выводы.


В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями, историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре. И организация музея является максимально эффективной формой для ознакомления детей с историей родного края и всей страны за счет свой наглядности и доступности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы решили организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство.
Свою деятельность по организации мини-музея ДОУ мы начали весной 2014 года, в Год культуры России.

Как же всё начиналось?…

Мне кажется, каждое ДОУ мечтает о мини-музее! Но в любом детском саду существует проблема свободных помещений. У нас тоже существовала данная проблема до тех пор, пока было одно здание детского сада.



Когда нам подарили новое (реставрированное) шикарное ещё одно здание детского сада – данная проблема исчезла…






Их было столько. Одних прялок 18 штук!
Далее началась работа по оформлению. Хочу сказать слова благодарности своим педагогам, какие они у нас умницы, активисты, творческие люди. Всё, буквально, делали сами: шили, пилили, сверлили…





На данном этапе мы выбрали руководителя мини-музея (воспитатель Пузакова О.Е.), который координировал всю работу.







Открытие музея мы приурочили к заседанию на базе нашего ДОУ районного методического объединения дошкольных педагогов Духовницкого района. Гости были в восторге!

Наш музей существует уже около двух лет. За этот период нами организовано около 30 различных мероприятий в музее: экскурсии, занятия, развлечения, викторины. Двери музея, практически, не закрываются.




Почему дети с огромным желанием идут в мини-музей? В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Он знает, что многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек… Ему здесь можно переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории.




Наш мини-музей – это живой, развивающийся организм, который стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада.
Можно сказать даже больше – он стал культурным центром детского сада, на базе которого происходят различного рода события.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Мини-музей в ДОУ. Презентация на заданную тему содержит 27 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, культурологии, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, культурологии, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Направления: 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.); 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Мини-музей – это: во-первых, часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты; занимает очень небольшое пространство; во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; в-третьих, не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Специфическая черта детских музеев: Специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

Принципы организации мини-музеев Принцип интеграции Принципы деятельности и интерактивности Принцип научности Принцип природосообразности Принцип культуросообразности Принцип гуманизации Принципы динамичности и вариативности Принцип разнообразия Принцип экологичности Принцип безопасности Принципы глобализма и регионализма Принцип креативности Принцип непрерывности Принцип партнерства и др.

Задачи мини-музеев в ДОУ Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать с точки зрения развития истории и культуры. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с экспонатами музея. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе диалога с культурным наследием, художественного восприятия действительности. Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки. Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию. Формировать толерантное отношение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей. Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Средства музейной педагогики Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе. Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музеев города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка. Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо-туристической деятельности. Практическая деятельность включает: -собственную деятельность детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок; -совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, т.е. составление схем, маршрутов, проектов; -экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдения. Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии.

Формы работы в мини-музее Организация интерактивных выставок (экспонаты и предметы выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей) Создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых, общесадовских) Организация праздников Работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи) Игротека для детей, педагогов и родителей Организация совместной художественной деятельности Авторские художественные выставки групп детского сада Мини-беседы с детьми Экскурсии для детей и родителей Самостоятельное рассматривание экспонатов Мастер-класс по изготовлению экспонатов Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами Творческие игры Образовательные путешествия Чтение художественной литературы. Исследовательская деятельность, экспериментирование. Музицирование, прослушивание аудио- материалов, просмотр мини-презентаций

Обзорная экскурсия Задачи ознакомительного характера. Сведения должны носить информационный характер и представлять всю экспозицию целиком от ее первых и до последних залов. Содержание и основные вопросы ознакомительной экскурсии можно сформулировать следующим образом: 1. Знакомство с архитектурой и историей музейного здания. 2.3накомство с историей и содержанием музейной коллекции. 3.Общее знакомство с основными разделами экспозиции музея. 4.3накомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.

Образовательная экскурсия В зависимости от уровня подготовки зрителя и конкретной образовательной цели, экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи. Ведущая цель образовательной экскурсии — расширение познаний. При этом акцент должен быть перенесен с информативности на познание более глубокого уровня. Содержание образовательной экскурсии можно расширить, раскрывая следующие вопросы: 1. История, содержание и специфика музейной коллекции. 2. История изобразительного искусства. 3. Творчество отдельных мастеров искусства на примере представленных в музейной коллекции произведений. 4. Некоторые вопросы теории изобразительного искусства.

Уровни зрительского восприятия картины (О. Л. Некрасова-Каратеева, М. В. Осорина) Первый уровень — картина воспринимается как вещь (предмет), находящийся во внешнем мире. Второй уровень — картина воспринимается как аналог предметного мира или его уменьшенная копия. Главное значение в восприятии на этом уровне имеет принцип узнаваемости (реализма) и склонность к соучастию в изображенных событиях (проживание ситуации). Третий уровень — картина воспринимается как продукт художественного творчества, где автор создает новый мир в соответствии со своей художественной волей. К зрителю приходит понимание языка изобразительного искусства и ценности индивидуальности художника. Четвертый уровень — восприятие пространства картины как модели духовно-психического мира художника. Это — уровень сотворчества, позволяющий открыть и понять за событийной стороной картины ее глубинное смысловое пространство.

Принципы экскурсионной работы в художественном музее Посещения музея должны быть не чаще 3-4 раз в год с продолжительностью пребывания 45-50 мин. Следует помнить, что основным видом деятельности дошкольника являются игра и собственное изобразительное творчество. Условия работы на экспозиции музея должны отвечать психологическим особенностям дошкольников. Экскурсионные темы должны определяться кругом жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания воспринимаемого материала. Методика экскурсионной работы должна быть развивающей, ориентированной не столько на накопление информации об искусстве, сколько на развитие воображения, сенсорных способностей, эмоциональной сферы ребенка. Использование невербальных и игровых методов обучения: самостоятельных рисунков и творческих заданий, различного рода дидактических игр, развивающих упражнений и т. п.

Этапы создания мини-музея Подготовительный. Задачи: выбор темы, определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей. Практический (реализации проекта). Задачи: совместная реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.), работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т.д.). Заключительный (обобщающий). Задачи: торжественное открытие мини-музея, проведение экскурсий и других мероприятий, пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении и т.п.

Виды мини-музеев Природы (экологический, палеонтологический, астрономии и др.) Исторические и краеведческие (истории страны, истории родного края, истории детского сада, посвященный определенному историческому событию, истории одного предмета и др.) Искусства (художественного творчества, картинные галереи, декоративно-прикладного искусства, музыкальные, театрального искусства и др.) Литературные (сказки, писателя, научной книги, букв и цифр и др.) Географические (географии, метеоролога, природных зон, заповедника, путешественника и др.)

Экспонаты мини-музеев природы Природные объекты Географические карты и атласы Экспонаты, сделанные из природных материалов Семейные коллекции, связанные с природной тематикой Предметы, сделанные из отходов Предметы, на которых изображены различные природооохранные и ресурсосберегающие знаки Макеты ландшафтов Модели, отражающие природные явления Аудиозаписи звуков природы Репродукции картин природы Видеофильмы, мультфильмы Фотографии и др. материалы

Экспонаты фольклорных мини-музеев Различные предметы быта Старинная мебель Макет русской печи Национальные костюмы и их элементы Куклы в национальных костюмах Декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки и др.) Игрушечные или нарисованные персонажи народных сказок Игрушечные домашние животные Макеты крестьянского подворья Букеты хлебных злаков Муляжи овощей, фруктов Народные игрушки Народные музыкальные инструменты Предметы народных промыслов Старинные украшения Старинные фотографии Книги народных сказок, сборники потешек, пословиц и др.


Российские, а ранее советские дошкольные учреждения имеют давнюю и прекрасную традицию – устраивать разнообразные тематические выставки в своих стенах. Детские работы, рукоделие мам и бабушек, фольклорные подборки – продолжать перечислять можно долго. К тому же создание мини-музея способствует процессу воспитания и образования дошкольников.

Для чего нужен музей?

В раннем детстве ребенок получает огромное количество информации об окружающем мире и начинает осознавать свою роль в нем. Знания и впечатления, заложенные именно в дошкольном возрасте, накрепко откладываются в памяти человека на всю жизнь. Экспозиции мини-музея в ДОУ, посвященные различным темам из культуры или истории, помогают превратить абстрактные понятия в наглядные и осязаемые. Здесь все экспонаты можно брать в руки, рассматривать, играть с ними.

Куклы - герои сказок

Наша страна огромна, не везде и не всегда есть возможность сводить ребенка в галерею или на выставку. К тому же маленькие дети нуждаются в специфическом методе подачи информации, адаптированном для их возраста. Организация мини-музея в ДОУ – это дополнительная возможность расширить кругозор малышей. В детском саду дети получают первоначальное представление о том, что такое музей. Это поможет привить интерес и любовь к посещению подобных мест в дальнейшей жизни.

Музей как средство общения

В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Создание мини-музея в ДОУ задает новое направление и мощный импульс к такому общению. В рамках музейной работы проводятся активные тематические игры, праздники. Дети – это не просто зрители, они полноценные участники подготовки всех мероприятий, и, как правило, очень серьезно и ответственно относятся к этому процессу. Совместное собирание уникальных экспонатов и изготовление декоративных элементов своими руками помогает активизировать родителей. Обычно они охотно откликаются и принимают живое участие в устройстве и пополнении коллекции.

Помещение для музея

Вариантов оборудования постоянного места в детском саду для тематических выставок множество. Мини-музей в ДОУ может быть общим или в каждой группе своим. Виды и количество экспонатов зависит от наличия свободного пространства в здании. Если позволяют площади, лучше выделить под эти цели отдельную комнату или ее часть. Например, в актовом зале или вестибюле, т. е. там, где часто бывают дети. В таком музейном уголке можно устраивать различные тематические выставки, в которых будут присутствовать жанровые сценки с мебелью, предметами быта.

Для устройства мини-музея в группе ДОУ не так много свободного места, однако оригинальное решение можно найти. Организовать его можно прямо в игровой комнате или же в раздевалке. Безусловно, в таком случае все музейные экспонаты должны быть компактными: посуда, одежда, документы, фотографии, рисунки, предметы обихода. Как показывает богатая практика педагогов со всех концов нашей страны, разнообразные темы мини-музея в ДОУ можно раскрыть даже на очень небольшом пространстве.

мини музей в доу

Историческая выставка

Музей

Обновление коллекции музея должно происходить постоянно, для этого составляется проект мини-музея "Русская изба" в ДОУ. Он содержит план предстоящих мероприятий помесячно, дифференцированный для воспитанников разных возрастов. Например:

  • Знакомство с обстановкой импровизированной избы. Детей может встретить как гостей хозяйка в национальном костюме, рассказать о том, как вели домашнее хозяйство, топили печь, носили воду в деревянных ведрах с коромыслом, пекли хлеб, пряли, ткали с помощью старинных инструментов и приспособлений.
  • Возрождение старинных народных и православных праздников, таких как Масленица, Рождество, Пасха. Например, разучивание колядок с детьми, традиционных песен, игр, чтение сказок и рождественских историй, рассказ о приметах и обычаях.
  • Инсценировка русской народной сказки с участием воспитанников старших групп.
  • Практическое занятие – осваивание народных ремесел, например, изготовление куклы или роспись посуды.
  • Фольклорный концерт.

В рамках музея можно организовать отдельную выставку народных инструментов: деревянных ложек, свистулек, трещоток, освоить игру на них и выступить с этим номером на концерте для родителей. Вообще праздники помогают раскрыть песенные и танцевальные таланты детей, побороть застенчивость.

Богатейшие пласты русского народного творчества позволяют создавать бесконечное множество вариантов мероприятий и учебных занятий в фольклорном мини-музее в ДОУ. Здесь дети получат основную информацию о родном крае, его истории, природе, легендах, традициях, природе и научатся любить это.

Развиваться, играя

Игрушки не только позволяют развлечь ребенка, пока взрослым некогда. Таким способом маленький человек познает окружающий его мир. Он моделирует знакомые ситуации, копирует действия взрослых, старается подражать им. Для него игра – это практика реальной жизни. Так он учится существовать в социуме, примеряя на себя разные роли. Удивительно, как богата фантазия детей, их творческий потенциал. В заурядных бытовых вещах они видят персонажей для своих игр. Это уникальное свойства детского мозга – творить, выдумывать, креативно и нестандартно мыслить. Привлечение детей к активному участию в работе мини-музея мини-игрушек в ДОУ поможет развивать эти важные качества.

Например, с помощью детей подготовительной группы можно организовать выставку мягких самодельных игрушек для самых маленьких воспитанников. Сразу несколько важных моментов педагогического процесса затрагивает это мероприятие:

  1. Для малышей первых лет жизни очень важны именно визуальные и тактильные ощущения. Яркие забавные персонажи и звери, изготовленных из лоскутов разных по фактуре тканей, составят прекрасную коллекцию для мини-музея мини-игрушек в ДОУ.
  2. Старшие дети учатся заботиться о младших, делать для них что-то полезное.
  3. Взрослые доверяют детям серьезное ответственное дело – это очень ценно для дошкольников.

Коллекция винтажных кукол

Для подобного музея можно предложить и еще несколько интересных подборок. Например, экспозиция самодельных и старинных новогодних игрушек. Подготовка к Новому году в каждом доме имеет свои традиции. Многие семьи бережно хранят ватных зайцев и снегурочек, которые старше даже бабушки по возрасту. Эти раритетные елочные украшения могут стать самыми необычными экспонатами новогодней коллекции мини-музея в ДОУ. По соседству с ней может разместиться и подборка старинных новогодних и рождественских открыток. Дети могут подготовить интересный рассказ о вещице из домашнего архива, которую принесли для музея. Коллекцию украсят и самодельные елочные игрушки, изготовленные детьми дома с родителями и в саду на занятиях, детские рисунки на новогоднюю тематику.

Детьми в итоге снова приобретаются полезные навыки и умения:

  • бережно относиться к вещам, игрушкам;
  • развитие художественного вкуса;
  • умение рассказывать, выражать устно свои мысли, а также слушать других, не перебивая;
  • практические навыки рукоделия, рисования.

Традиционные игрушки

Вообще, игрушки – это одна из самых неиссякаемых и долгосрочных идей для мини-музея в ДОУ. Наша страна – край лесов и озер. Испокон веков самыми распространенными и доступными были самодельные деревянные игрушки.

Матрешка – один из главных символов России. А в наше время игрушки из дерева признаны самыми экологически безопасными и оптимальными для тактильного контакта. С легкостью можно разместить такой мини-музей в группе ДОУ на одной из полок игровой комнаты. Так все экспонаты-игрушки будут доступны для детей. Их в любой момент можно будет взять для занятий или игр. Важно, что большинство деревянных игрушек представляют собой разнообразные логические игры для разных возрастных групп – та же матрешка, кубики, пирамидки, строительные наборы, конструкторы. Занятия с ними развивают не только мелкую моторику пальцев, но и математическое мышление, креативность у детей. На занятиях от педагога дети узнают историю возникновения традиционных русских деревянных игрушек.

Перекликается со всеми предыдущими темами мини-музея в ДОУ и глиняная игрушка. Такая коллекция подойдет и для фольклорного уголка, и для подборки необычных игрушек. Глиняные статуэтки, свистульки, фигурки зверей, птиц, людей – одни из старейших видов игрушек. Они появились еще на заре человеческой цивилизации, когда люди научились обжигать на огне глину. Этот экскурс в историю, несомненно, будет интересен воспитанникам старших групп. После этого можно провести и практические занятия по изготовлению и росписи традиционной глиняной игрушки, например дымковской.

Куклы из ткани

Что может быть милее, чем тряпичная мягкая кукла, сделанная своими руками. Именно их маленькие девочки любят больше всего. В чем же секрет? Ведь совсем не зря наши далекие предки делали таких кукол для оберегов. Традиция сохранилась еще с языческих времен, когда славяне поклонялись солнцу. Их делали для сакральных обрядов и называли по-разному. В основном, их дарили женщинам и девушкам - для счастливого замужества, семейного благополучия, легких родов, защиты от нечистой силы. Верили, что кукла Берегиня поможет.

В старину для их изготовления в ход шло не только домотканое полотно, но и солома, лыко. Ее конструкция гениально проста – кусок холста нужно набить чем-нибудь мягким изнутри, придать ему форму фигуры человека и обмотать нитями, выделяя голову, руки, талию. После этого заготовку украшают в соответствии с ее ритуальным предназначением. Цвет лент, ниток, элементы декора должны строго соответствовать канонам. Интересно, что у таких ритуальных фигурок не прорисовывали черты лица.

Тряпичные самодельные куклы

Естественно, для поделок в детском саду все эти условности соблюдать не обязательно. Главное к процессу создания кукол присовокупить интересный рассказ об их истории. Поделку несложно изготовить, шить ничего не надо, поэтому практические занятия можно проводить даже в младших группах. Дети не только научатся этому самобытному ремеслу, но и узнают много нового о старинных традициях. А уж потом можно устроить кукольный конкурс красоты мини-музея кукол в ДОУ.

Какими только они ни бывают! Украсит музей коллекция самодельных и авторских кукол для кукольных спектаклей. Вместе с ними дети попадут в завораживающий мир театра. Для расширения кругозора детей дошкольного возраста можно сделать выставку кукол в национальных костюмах. На помощь в этом случае, конечно, придут мамы – помогут сшить самобытные наряды. Экскурсия будет этнографической и географической – педагог расскажет, где и какие народности живут. Подборка кукол, наряженных персонажами сказок, поможет детям в усвоении прочитанных книг. Это еще одно домашнее задание для совместного творчества с мамами. Можно провести конкурс на самого узнаваемого героя сказки, или необычный костюм. Дети очень любят показывать такие выставки гостям, осваивать работу в мини-музее ДОУ.

Несомненно, кукольный проект мини-музея ДОУ – это не просто красиво. Дети существенно обогащают свои знания об окружающем мире, учатся любоваться прекрасным, бережно относиться к хрупкой красоте и создавать ее своими руками.

Нужные книги ты в детстве читал

Безусловно, Интернет и компьютерные игры – это наше все, но только хорошие книги помогут ребенку стать интеллектуальным, гармонично развитым человеком. Они научат безошибочно отличать добро от зла, как бы привлекательно не выглядело последнее. Прививать детям привычку к чтению важно с самого раннего возраста. Тогда книги станут его верными и постоянными спутниками на протяжении всей жизни.

Пожалуй, лучшее место для мини-музея книги в ДОУ – это раздевалка в каждой группе. Книги подбирают в соответствии с рекомендациями для каждой возрастной группы и выставляют так, чтобы их было хорошо видно и детям, и родителям. Зачастую мамы просто не знают, что лучше почитать своему малышу на ночь – для них такой стенд станет надежным ориентиром для формирования домашней библиотеки.

Музей книги в ДОУ

По календарному плану, составленному для паспорта мини-музея в ДОУ, на занятиях происходит знакомство детей с различными литературными жанрами и писателями. Так естественным образом книжный уголок обновляется и меняется. Сегодня в нем старинные европейские сказки, а в следующем месяце – рассказы Зощенко и стихи Маршака. Книги военной, солдатской тематики будут интересны в первую очередь мальчикам. В рамках книжной выставки можно оборудовать и памятный стенд к годовщине Победы с рассказами и фотографиями о подвигах родных и близких в годы войны. К таким памятным для страны датам дети под руководством воспитателей могут готовить выступления по прочитанным книгам. На соседнюю полку книжной выставки педагоги ставят дидактические материалы для родителей, помогающие в обучении грамоте и навыкам чтения. Таким образом, книжная тема охватывает огромный срез разнообразной информации, необходимой детям для полноценного духовного и личностного развития.

Детский сад играет важнейшую роль в формировании богатого литературного багажа в детских умах. Не секрет, что многие дети именно здесь впервые знакомятся с лучшими произведениями русской классической и советской литературы, начинают испытывать тягу к чтению.

Россыпь пуговиц

Следующая оригинальная задумка проекта мини-музея в ДОУ снова посвящается домашним архивам. Чего только в них не встретишь, особенно если в семье живут вместе несколько поколений. Наиболее интересны вещи домашнего быта, которые сохранились от бабушек или даже прабабушек. Шкатулки, вязаные салфетки, посуда, ретро-статуэтки, даже старые пуговицы с необычным декором могут стать уникальными экспонатами выставки в детском саду. Сколько нового дети смогут узнать о жизни близких людей в недавнем прошлом, рассматривая их.

Выставка пуговиц в музее ДОУ

Коллекцию пуговиц мини-музея в ДОУ пополнят и вполне современные экземпляры. Главное, чтобы они были достаточно крупными и яркими. Из них можно сделать множество развивающих настольных игр и дидактических наборов для занятий. В групповом музее эти образцы можно поставить в вестибюль – для ознакомления родителей. Пуговицы прекрасно развивают мелкую моторику, а значит, способствуют активизации мозговой деятельности, развитию творческих способностей у детей. В процессе устройства экспозиций и выставок в группах музея можно проводить перекрестные презентации мини-музеев в ДОУ. Такие мероприятия оживляют его деятельность, благодаря ним часто рождаются новые, свежие идеи и задумки на будущее.

Воспитание патриотизма

Наша великая страна испокон веков была сильна своими людьми, обычными, рядовыми гражданами. Именно поэтому на педагогов детских садов возлагается крайне важная в современных условиях задача - пробуждение в маленьком человеке любви и уважения к своей семье, родителям, Родине. Живя в обстановке уверенности в надежности и крепости своей семьи, своего будущего, ребенок учится достигать поставленных целей, не отступать перед проблемами, крепко стоять на ногах в любых жизненных ситуациях.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из глобальных, приоритетных целей мини-музея в ДОУ. Безусловно, для успеха этого начинания процесс формирования мировоззрения у детей должен носить постепенный и непрерывный характер. Кроме того, музейная деятельность должна быть взаимосвязана с общей образовательной деятельностью детского сада. Т. е. в календарном помесячном плане темы их должны быть идентичны или, по крайней мере, схожи. В таком случае материалы коллекций будут вспомогательным наглядным пособием и антуражем при проведении занятий, мероприятий, праздников, а если музей обустроен в отдельном помещении, то идеальным местом для их проведения.

Старшие могут помогать проводить экскурсии для младших воспитанников, представлять каких-либо фольклорных героев на утренниках. Это делает детей более ответственными. Они чувствуют свою причастность к взрослому, серьезному делу. Для них такой музейный уголок в родном детском саду — любимое место и важное занятие. Дети вовлекаются в работу мини музея в ДОУ для сбора и изготовления материалов и экспонатов, поддержания их в порядке.

Все это в совокупности, шаг за шагом, развивает в детях основные нравственные и гражданские ценности — доброту, заботливость, сознательность, умение помогать друг другу, любовь к близким и родному краю. Кроме того, они получают первоначальные сведения о том, что такое музей, история, естествознание, краеведение, искусство, культура, театр.

Планирование и осуществление

Создание музея требует тщательной подготовки и дружных усилий всего педагогического коллектива. Первоначально нужно составить паспорт мини-музея в ДОУ, в котором прописывают основные задачи, проблемы, место проведения, сроки выполнения, отраженные в календарном плане.

Важный этап - проведение исследовательской работы, опрос родителей – каким образом они готовы помогать в организации выставок. Именно от активности родителей наполовину зависит успех всего дела. Принести из дома необычные вещи для экспозиции, сшить костюмы для фольклорного концерта, текстиль для убранства русской избы, помочь сколотить столик, лавки – так они вовлекаются в процесс. Тем самым родители подают детям важный пример. Дети – наше зеркало. Сложно научить их чему-то, если не делать это самим. Когда чужие и близкие люди берутся за общее дело, они больше контактируют, сближаются.

Продуктивное и активное взаимодействие администрации детского сада и семьи - очень важный момент для мотивации детей к участию в работе музея. В положении о мини-музее в ДОУ этот вопрос должен быть проработан как можно более подробно. Тогда последующая реализация проекта будет проходить успешнее.

Читайте также: