Мини музей игрушки своими руками
В настоящее время наша страна подвержена различным кризисам, особенно это касается воспитанию подрастающего поколения. Дети в повседневной жизни окружены телевидением, рекламой, комиксами, миром интернета, откуда взять положительный пример и опыт почти невозможно. Здесь нам, взрослым, необходимо задуматься о морали и нравственности. Ведь кто, как не взрослый, покажет положительный пример детям? А в нашем ритме жизни во многих семьях взрослые по большей части заняты на работе, и конечно уделять внимание тому, чтобы возить ребенка на выставки и в музеи, мамам и папам не хватает времени.
В настоящее время наша страна подвержена различным кризисам, особенно это касается воспитанию подрастающего поколения. Дети в повседневной жизни окружены телевидением, рекламой, комиксами, миром интернета, откуда взять положительный пример и опыт почти невозможно. Здесь нам, взрослым, необходимо задуматься о морали и нравственности. Ведь кто, как не взрослый, покажет положительный пример детям? А в нашем ритме жизни во многих семьях взрослые по большей части заняты на работе, и конечно уделять внимание тому, чтобы возить ребенка на выставки и в музеи, мамам и папам не хватает времени.
В нашем дошкольном учреждении есть несколько мини-музеев, которые воспитывают нравственно-патриотические и эстетические качества у ребят. Остановиться я хочу на мини-музее кукол и рассказать об опыте работы в нем.
Каждый мини-музей-это результат совместного труда воспитателя, детей и их семей. Ведь в семье формируются многие качества: в семье ребенок учится что-то любить, а что-то не любить, здесь он привыкает или не привыкает к труду, получает первые эстетические чувства. Во многих семьях из поколения в поколения передаются традиции. И если эти традиции будут внедряться в наше общество, то оно станет нравственнее и духовно богаче.
Из опыта своей работы предлагаю читателям одно из открытых занятий, проведенных посредством мини-музея кукол, целями которого были:
– развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
– развивать мелкую моторику рук;
Проводя занятие в мини-музее кукол, я преследовала следующие задачи:
1. образовательная: давать детям представления о куклах;
2. развивающая: развивать воображение и фантазию ребят, развивать связную речь;
3. воспитательная: воспитывать бережное отношение к игрушкам, к труду.
Ход мероприятия
Дети собираются в нашем мини-музее кукол.
Воспитатель: Ребята, мы собрались с вами в мини-музее кукол. Здесь нам уютно и приятно находится. О чем же мы будем с вами сегодня разговаривать? Попробуйте отгадать загадку!
«Есть ноги, но не ходит,
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может… что же это?
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь – Будет спать
Дети: Кукла.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы будем беседовать о кукле.
(Воспитатель показывает современную куклу и вместе с детьми рассматривает ее.)
Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна кукла?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте теперь потанцуем. Девочки, возьмите кукол и споем им песенку, да станцуем с куклами.
Воспитатель: Молодцы! Положим кукол на место и продолжим беседовать. Ой, посмотрите, ребятки, что это за сундучок тут появился?
(В сундуке находятся куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, пластмассовая. Дети говорят свои мнения, откуда этот сундучок.)
Дети: Куклы.
Воспитатель: Давным-давно, когда не было еще ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой, вот такой.
(Воспитатель достает из сундука деревянную куклу, показывает детям, и отдает девочке, которая будет рассказывать стихотворение. Ребенок заранее выучил стихотворение, что являлось предварительной работой.)
Ребенок: Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
в разноцветных сарафанах,
На Руси 100 лет живут,
Всех матрешками зовут.
Воспитатель: Спасибо! Скажите, а на кого похожа эта кукла?
Воспитатель: Затем человек придумал другую куклу – глиняную! (И воспитатель достает куклу из сундучка.) Спустя много лет, человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что, например?
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол, украшали и раскрашивали угольками.
Девочка рассказывает стихотворение (также заранее подготовленная):
Кукла глиняная я,
Ведь ткани не было тогда,
Когда была я молода!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какую куклу придумали потом? (Ответы детей.)
Воспитатель достает из сундучка соломенную куклу, и передает ее девочке, которая расскажет стихотворение:
Я соломенная кукла,
Прямо в поле родилась,
я, похожая на снопик,
Деткам очень нравилась.
В поле мамы вновь придут,
Детям песни запоют.
Возьмут соломку свежую,
И свяжут куклу нежную.
Воспитатель: Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – Тряпичную. (Воспитатель показывает куклу.) Ребята, а почему она так называется?
Дети: Она сделана из ткани.
Что-то все вы расхвалились,
Будто дети только с вами веселились!
Я куколка тряпичная,
А значит — необычная!
Храню покой и счастье,
Учу быть мастерицами,
Воспитатель: Молодец, спасибо!
А много лет спустя, человек изобрел пластмассу, и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать.
Далее девочка рассказывает стихотворение:
Я, конечно, молода
Спорить с вами не берусь,
В мире современном я верчусь!
Спешу узнать о новеньких прическах,
В нарядах лучших преуспеть,
И не к лицу мне старшею казаться,
Хотелось бы еще помолодеть!
И вам, сестрички, я советую
Не тратить время зря.
Все мы прекрасны, и поэтому
Нас любит детвора!
Кукла из дерева – деревянная.
Кукла из соломы – соломенная.
Кукла из пластмассы – пластмассовая.
Кукла из тряпки – тряпичная.
Кукла из резины – резиновая.
(Дети рассаживаются за столом.)
Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились! Давайте с ними поиграем!
Тихо, куколка, сиди,
Свою маму не буди!
Прыгай, кукла, веселей
Буди маму поскорей!
Список литературы:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Деревянная игрушка имеет огромное значение в воспитании всестороннего развитого человека. Она самобытна, интересна. История деревянной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Актуальность:
Мини-музеи в детском саду являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей, приобщая их к искусству. Через использование средств музейной педагогики решаются задачи социализации, реализуется
принцип интерактивности – приобретение детьми опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и, конечно, с ними можно играть! И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.
Здесь можно поиграть с любой деревянной игрушкой.
Создание такого мини-музея в группе помогает формировать у детей интерес к деревянным игрушкам, способность к эстетическому восприятию, расширяет представления об окружающем мире.
Деревянная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, деревянная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с деревянными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Предполагаемый результат:
- Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
- Пополнение и активизация словаря.
- Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними.
- Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
- Деревянные игрушки формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
- Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
- Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.
Разделы и экспонаты мини-музея:
Театр:
Игрушки для самостоятельной деятельности:
- Конструктор.
- Машинка.
- Вертолёт.
- Забивалочка.
- Вкладыши.
- Игра с прищепками.
Игрушки – забавы:
- Птички на дереве.
- Курочки.
- Качалка – лошадка.
- Дергунчики (девочка, заяц).
- Волчок.
- Жираф.
- Неваляшка.
- Каталка с куколкой.
Музыкальные инструменты:
- Дудочка.
- Свистульки.
- Трещотка.
Развивающие игрушки:
Игрушки своими руками:
Этапы работы:
1 .Этап (информационный) подготовительный
Взаимодействие с родителями:
С б ор экспонатов для музея вместе с детьми.
2. Этап (практический) Практическая деятельность детей
Рисование:
Лепка:
Конструирование:
Речевое развитие:
Познавательное развитие:
Сенсорное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Художественно-эстетическое развитие :
Взаимодействие с родителями:
Материал согласован и рекомендован
к участию в конкурсе
Заместитель заведующего по УВР
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Составила воспитатель Лемешкова Алла Анатольевна
В методической разработке прослеживается история создания кукол от самых простых, сделанных из подручного материала, до самых современных кукол. Методическая разработка знакомит с традиционной русской народной игрушкой (куклой), с материалами, применяемыми для изготовления куклы, с приёмами и со способами её создания, с народными традициями.
Особое внимание акцентируется на разнообразии представленных экспонатов, которые условно можно разделить на следующие группы: обрядовые куклы-самоделки, театральные куклы, матрёшки, глиняные куклы, пластмассовые куклы. В методической разработке выделяются и описываются характерные особенности каждой группы.
Инновационность нашего мини-музея кукол для детей состоит в том, что экспонаты музея находится в чемодане, их можно взять в руки, рассмотреть их и поиграть с ними. Музей в чемодане всегда вызывает у детей интерес к исследовательским действиям и играм, его можно переместить в любую часть группы для сюжетно-ролевых игр. Он мобилен, обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Формы и методы изучения экспонатов мини-музея.
Во время изучения музейных экспонатов активно используются следующие методы: наглядный (это: наблюдение, демонстрация наглядных пособий - кукол, предметов, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)., словесный (рассказ, беседа, чтение литературы, стихов, потешек). Практический метод (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование) воспитанники могут рассмотреть каждый музейный экспонат, могут его взять в руки, определить из какого материала он сделан, сравнить экспонаты по размеру, сравнить материал наощупь, по цвету. Методы тесно взаимосвязаны между собой.
Оценить 1843 0
СОДЕРЖАНИЕ
Паспортные данные мини-музея……………………………………………………
Аспекты музейной деятельности……………………………………………………
Картотека экспонатов мини-музея………………………………………………….
Разделы мини-музея, особенности использования..………………………………
Тематический план занятий в мини-музее…………………………………………
Перспектива развития мини-музея…………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Профиль музея: художественно-эстетический, познавательный.
Формирование у дошкольников представлений о музее. Знакомство с историей появления нитки (пряжи), её разнообразием, способами создания, назначением. Обогащение предметно-развивающей среды группы. Формирование познавательного интереса к предметному миру; стимулирование познавательной деятельности ребёнка и его умственного развития. Сплочение коллектива детей, родителей и педагогов при организации мини-музея.
Задачи.
Образовательные:
- формировать знания детей о назначении музеев, кто там работает, познакомить с мини-музеем группы;
- дать знания об истории возникновения нитки, пряжи; о разновидностях ниток, пряжи; где и как применяются.
Развивающие:
- способствовать развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать сенсорное восприятие (цвет, форма, величина);
- применение ниток (пряжи) в художественном творчестве: освоить технику создания аппликаций резаной шерстью;
- содействовать развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности;
- способствовать социализации детей, развивать коммуникативные навыки и умения детей младшего возраста.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
- вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;
- вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;
- воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.).
Место размещения экспозиции: мини-музей организован в групповой комнате. Общая площадь экспозиции составляет 2 кв.м.
Руководители мини-музея: Воронина Елена Вячеславовна, Солуянова Галина Сергеевна — воспитатели второй младшей группы №10.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многие с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, –
А что делать, если нет возможности пойти в музей? Многие наши дошкольники и не знали, что такое музей, для чего он нужен… Именно поэтому решено было создать собственный музей, пусть и маленький. Сегодня мини-музей – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
э кспонатами можно играть, а при желании даже взять на время домой. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители, принимая участие в жизни интерактивного музея, не только видят результаты работы с ребенком, но и являются полноправными партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами.
Использование мини-музея позволяет нам придерживаться таких принципов дошкольного образования, которые предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт, как:
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество ДОО с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Мини-музей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
-художественно-эстетическое развитие, что полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В коллекции музея представлены разнообразные нитки и пряжа, поделки и изделия из них. Есть в музее подборка детской литературы: сказки, загадки, стихотворения; методические разработки для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, а так же дидактические игры, направленные на расширение кругозора младших дошкольников.
Принципы работы музея предельно просты: наглядность, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, учет возрастных особенностей ребенка, дифференцированный подход к каждому ребенку.
При выборе месторасположения мини-музея учитывались принципы интерактивности и полифункциональности музейного пространства и
Мини-музей – это наша творческая мастерская. Здесь собраны материалы для фантазий и творческой работы: разноцветные клубки, разноцветная нарезанная пряжа. Из всего этого можно сделать интересные и необычные поделки на плоскостной основе.
Педсовет
Цели и задачи: Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами. Приобщать детей к традиционной культуре России. Формировать эстетический вкус.
Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности.
Изначально кукла существовала тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа.
Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно, это побуждало к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
С пяти – шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.
Делали игрушки и взрослые, относились к этому серьёзно и с душой. Материалы для изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы мастерили из соломы, сена.
Наш мини – музей кукол посещают дети других групп нашего детского сада. Посещать мини – музей можно каждый день; менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиций.
Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Куклу делали утром в Рождество. Для этого с ночи в Сочельник в доме, в красном углу рассыпали разное зерно, какое было в хозяйстве. Утром зерно собирали, увязывали в семь или пять небольших мешочков, и украшали ими куклу. В каждый мешочек насыпали один вид крупы. Веничек ставили в таком месте, чтобы чужие его не видели, а хозяйка видела.
Богач – это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России.
Её обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.
Кукла обязательно наполнялась зерном ( гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально кукла Богач хранила редкие семена урожая – гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу.
При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая её заполняли новой крупой.
Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокознённый Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.
В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сёстры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовётся во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно – приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное, поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40,77.
Согласно мифам уже христианских времён, лихорадок – девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.
Повелевает сестрами – лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестёр во всём ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.
Вот их названия:
Для защиты от сестриц — трясавиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.
Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнёт осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в неё и вселится вместо кого – то из домочадцев.
Поэтому. Поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по – разному ), освобождая дом от негатива.
Изготавливали лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по имени. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.
Одевали лихоманок покрасивше, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни – демонице.
Если в доме кто – нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать её одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить её, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.
У тряпичной куклы Безлики лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребёнка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, безрук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Символ нерасторжимости свадебного союза. Свадебные — неразлучники крепко держатся за руки, будто помогают друг другу. Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили их всю жизнь.
Этих кукол делали, когда рождался ребёнок. Сделана она из ярких, красочных лоскутков. Если эту куклу потрясти, услышим приятные звуки. Поэтому её и назвали Погремушка. Куклу – Погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла – Погремушка развлекала и оберегала малыша. Постукивая этими погремушками, матери напевали колыбельные песни. Ещё эти предметы имели и иное назначение. Сохранилось поверье о том, что эти куклы своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребёнка.
Эта интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек. Куклу Пеленашку плотно – плотно пеленали в пелёнку, как младенца. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.
Кукла Берестушка изготавливалась из бересты и разноцветных лоскутков. Это кукла – оберег в женском образе для дома. Хранится около окна или у двери за наличниками.
Для изготовления такой куклы нужен лён (ткань), лён – кудель на волосы, кусочек ткани на сарафанчик, ленточка для волос. Эта кукла игровая. Дарилась детям для игры на счастье.
Кукла – бабочка это игровая кукла. Дети с удовольствием с ней играют. Эту куклу можно украшать по — разному, каждый раз она получается разная. Этой куклой можно украшать любой подарок.
Читайте также: