Марийский орнамент поделки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.09.2024

Цель занятия: продолжить формирование у детей представлений об истории и культуре народов, населяющих республику Башкортостан.

  • Учить создавать марийское головное украшение (такия), закрепить навыки наклеивания.
  • Развивать творческое мышление и воображение.
  • Воспитывать интерес к марийской культуре.
  • игровой приём;
  • введение в тему;
  • вопросы и ответы;
  • рассмотрение изделий, украшений.
  • выставка марийской национальной одежды: платья, фартуки, головные уборы, полотенца, записи марийских мелодий, нагрудное украшение, головное украшение,
  • заготовки шапочек из картона для основы,
  • вырезанные кружочки из фольги для монеток,
  • клей,
  • кисточка,
  • салфетки,
  • нарукавники.

Звучит марийская мелодия, на фоне мелодии дети, одетые в марийские национальные костюмы заходят в группу. На доске небольшая выставка из марийских украшений и вышитых изделий.

Воспитатель. Я сегодня рада вас снова видеть в своей мастерской, но я не одна, со мной мои помощницы наша знакомая рукодельница Саскавий. В нашей мастерской мы можем видеть национальную одежду народа мари, полотенца, платки, подушки и украшения марийцев. И мы с вами сегодня тоже одеты в марийские национальные костюмы. Наши наряды вышиты умелыми руками наших рукодельниц. На вышивках мы можем увидеть разные узоры.

Воспитатель: И нам кажется, что мы находимся на какой-то цветочной лужайке, а наши девочки сегодня красивы как цветы.

Но рукодельницы умеют вышивать узоры не только на платьях и фартуках, но и на полотенцах. Цветочки на них тоже как настоящие. В своих узорах марийцы всегда используют яркие краски: жёлтые, красные, зелёные, синие.

Воспитатель: Да, правильно это украшение изготовлено из старинных монеток. А отличаются ли они от наших монеток?

Воспитатель: А сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним украшением марийцев, которое тоже украшены монетами.

Воспитатель: Значит - это головной убор, украшенный монетками. И это национальное головное украшение марийцев называется такия. Давайте все вместе назовём это украшение.

Воспитатель: Такия служило украшением невесты, оно своим звоном во время свадьбы отпугивало злых духов.

Воспитатель: Куклы-подружки тоже хотят иметь такое головное украшение. Эвика просит вас им помочь. Поможем им?

А делать мы будем вот такое украшение. ( Показ образца). Основой украшения будет служить цветной картон вырезанный в форме шапочки.

А украшать мы будем монетками. Монетки у вас тоже уже вырезаны на подносах. Ещё для работы вам нужны инструменты: кисточки для намазывания клея, салфетки для примакивания и нарукавники для того, чтобы ваши красивые наряды не испачкались.

А, чтобы наше украшение получилось как настоящее, нам необходимо правильно приклеивать монетки, по горизонтали, начиная снизу вверх, слева направо, по одному ряду, к вверху наших монеток становится всё меньше и меньше.

А сейчас, я покажу, как правильно надо приклеивать монетки. Для этого, я беру монетку, переворачиваю блестящей стороной вниз, намазываю клей, беру двумя пальчиками и аккуратно приклеиваю к шапочке-основе, примакиваю салфеткой, убирая излишки клея. И также повторяем со следующей монеткой и с последующими.

Но прежде чем, вы начнёте работать, мы проведем гимнастику для пальчиков, чтобы они не уставали во время работы.

Воспитатель: Кто уже украсил свой головной убор, одевает его на куколку, а затем приводит своё рабочее место в порядок.

Воспитатель: Посмотрите, какие у нас куклы получились нарядные. Какие красивые головные украшения мы с вами сделали. Чья работа вам больше понравилась? А Саскавий понравились все ваши работы. Они говорят вам большое спасибо, вы все молодцы и им так охота пуститься в пляс. Вы тоже устали, давайте потанцуем вместе с ними.

Участники игры образуют два круга (внутренний и внешний), берутся за руки и под музыку, взявшись за руки, бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшись перед ним. Вновь бегут по кругу.

Что такое орнамент ?

Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок.

В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.

Марийский национальный орнамент

Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Многообразны расположения орнамента: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамика, обереги.

Традиционный марийский орнамент на костюмах

В традиционном марийском орнаменте использовался геометрический мотив, выраженный изображением комбинаций различных геометрических фигур.

Геометрический мотивы на марийском орнаменте

Зооморфные и антропоморфные мотивы воспроизводили стилизованные фигуры животных, птиц и людей.

Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев.

Растительный мотив на марийском орнаменте


Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя. В условных знаках вышивки марийцы в прошлом фиксировали многие понятия о природе и реальной действительности, т.е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления.

Орнамент марит?р (марийской вышивки) образован из геометрических и геометризированных мотивов зооморфного и растительного характера. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения - по отсчёту нитей основы ткани; любой рисунок приобретает геометрический вид. В любом образце вышивок трудно было найти абсолютно идентичные повторения, в каждом случае - своё индивидуальное решение.

Марийская вышивка

Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырёх цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зелёного, синего и чёрного. Доминирующим был красный цвет, добавочные - зелёный, синий, жёлтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство.

Характерная особенность - чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.

Марийские обереги в народном костюме - чызорол

Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол - "сторож грудей". Это наиболее архаичные композиции из дошедших до нас образцов. Такие композиции считались признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода.

Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.

Традиционное оформление мужской рубашки также имеет свои отличительные особенности. Самые характерные узоры: это пондашйырт?р - "вышивка вокруг бороды"; вачyм-балт?р - "вышивка на плечах"; тувырoрма - "знак зрелости мужчины". Такие узоры на рубашках подчеркивали, что перед нами мужчина зрелого возраста.

Пондашйырт?р - "вышивка вокруг бороды". Вышивается на нагрудной части мужской рубашки. Вышивка как бы примыкает к острому концу основной орнаментальной композиции нагрудной вышивки. Затем образует собой несколько мелких углов и поднимается к плечам по левой и правой сторонам разреза. Плотная вышивка, украшающая грудной разрез рубашки, дополняется лёгкой вышивкой, в которой даются обычно только контуры.

Вачyмбалт?р - "вышивка на плечах". Вышивается на наплечной части передней детали мужской рубашки. Рисунок представляет собой орнамент, расположенный по диагонали и примыкающий к нагрудной вышивке в верхней её части. Узор, напоминающий бордюрную композицию, является оберегом широких мужских плеч, крепкого тела, физической силы. Его, как и пондашйыртyр, вышивают после исполнения основного рисунка нагрудной вышивки.

Тувырoрма - "знак зрелости мужчины". Вышивается на подоле переднего полотна мужской рубашки, в центре.

Марийские обереги в народном костюме - Пондашйырт?р
Марийские обереги в народном костюме - Вачyмбалт?р
Марийские обереги в народном костюме - Тувырoрма
Марийские обереги в народном костюме - Тувырoрма

Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая такой орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи. Именно такую идею вкладывала она, оформляя вокруг основного узора целую канву из крючков и завитков. По своему контуру узор состоит из трёх главных элементов. Первый - центральный, изображающий мужской фаллос; два других, расположенных по разные стороны от него, - символы зрелости мужчины.

Марийские обереги в народном костюме - Tупорол

Другой не менее важной частью в мужской рубашке была расписная вышивка тупорол - "сторож спины". Само название этого узора уже говорит о его назначении - оберегать владельца рубахи со стороны спины.

Размещали узор на уровне лопаток в виде розетки или зигзагообразных линий, вышитых косой стёжкой.


Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.

Марийский национальный костюм

Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило "обнажение головы".

Основная же функция, объединяющая головные уборы всех групп марийцев, заключалась в предназначении для оберега их владельцев.

Используются нитки двух цветов: красного и чёрного. Сама техника исполнения узоров уже является оберегом.

Присмотревшись к узору, вы ощутите "рябь в глазах", т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на неё, от недобрых взглядов и сглаза.

Общим головным убором для всех этнических групп марийцев является платок - шовыч, в разной степени украшенный вышивкой. Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вyргенчык. Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы"). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.

Обереги в народном костюме - вышивка на рукаве
Обереги в народном костюме - вышивка на платье
Марийский женский головной убор
Марийский женский головной убор
Марийский женский головной убор

Для оформления платка по краям использовали особый орнамент. Широкая центральная полоса композиции вышивается набором. Вкладывая ещё больший труд и умение, создавали двустороннюю вышивку.

Узор "крест" размещали в углу платка. Символически назовем его "сторожем дома" и рассмотрим смысловую нагрузку отдельных мотивов орнамента. Квадрат в центре - это земля, дом. Если на него будет надвигаться какая-то неприятность, то крест её рассечёт, измельчит и сведёт на нет. Всего здесь 30 крестов. Квадрат со всех сторон ограждён мотивами типа воронка. Они как репьи с колючками не пропускают, задерживают неприятности, оберегая "дом". Эта рябь, т.е. вибрации, которые создает сама техника исполнения композиции ступенчатой росписью, оберегает владелицу платка с такой вышивкой.

Головной убор шымакш носили женщины северо-восточных районов Республики Марий Эл (ныне это Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Советский, Куженерский, Параньгинский, частично Моркинский районы). Шымакш шили из прямоугольного куска холста с конусообразным колпаком. Вышивкой заполняли колпачок и конец позатыльня.

Традиционная марийская религия (ТМР) почитает духов Природы. Древние марийцы знали о существовании природных сил воды, земли, солнца и т.д., которые давали энергию человеку. Через определенное состояние духа и произносимые слова молитвы наши предки умело пользовались такими силами. Им также были известны каналы притока энергии в человеческое тело. И именно на головном уборе типа шымакш марийские женщины запечатлевали такое миропонимание марийцев.

Марийский женский и мужской национальный костюм Куженерского района Республики Марий Эл

Этот головной убор привлекал внимание многих исследователей материальной культуры марийцев своей оригинальностью и красотой вышитого шелком орнамента. Вся орнаментированная плоскость шымакша разбивается как бы на три части. "В верхней узор состоял нередко из нескольких прямоугольных розеток или полос вышивки, затем шёл скомпанованный как бы самостоятельно узор средней части, сгруппированный вокруг белой не заполненной вышивкой полосы, конец позатыльня (хвост) зашивался узкими полосками, состоящими из чередующихся мотивов".

На протяжении веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые сегодня можно назвать произведениями народного искусства. В наше время найти мастеров традиционной вышивки непросто.

Марийская вышивка непосвященному человеку непонятна: у любого глаза разбегутся от разнообразия цветных узоров. Между тем, каждая линия, каждый знак имели свой смысл, были одним из средств общения. Язык вышивки передавался из поколения в поколение. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству обращения с иголкой. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и приготовить приданое.

Вы знаете, что обозначают марийские символы в оберегах? Краевед, мастер марийской вышивки Ираида Степанова поделилась своими знаниями.


Родовое дерево (Еш пушеngге).
Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.


Великая матерь (Шочынава)
Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.


Оберег мужской силы (Oрма)
Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.


Сторож дома (Сурт орол)
Квадрат — это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.


Дерево (Пушеngге)
Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.


Оберег груди (Чызе орол)
Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.


Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ)
Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.


Лошадь (Имне)
Символ трудолюбия, благополучия, достатка.
Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.


Бабочка (Лыве)
Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.


Солнце (Кече)
Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.

Йошкаролинку Надежду Акиеву знают не только как жену популярного музыканта Олега Славина , артистку или мать троих замечательных детей, ответственного работника Центра народного творчества, но и как мастерицу, создающую для марийцев России уникальные вещи.

С любовью из Марий Эл

Приехав 25 лет назад в Йошкар-Олу на учебу из Башкирии , Надежда Акиева была уверена, что знает, как сложится ее дальнейшая жизнь, разложив ее по полочкам. Однажды наступил период, когда то, что однажды казалось интересным, перестало радовать и вдохновлять - после аспирантуры в МарГУ она пару лет проработала преподавателем английского языка, но душа требовала больше свободы действий.

Себя Надежда нашла в новом хобби, когда увлеклась вышивкой, трудясь в Центре народного творчества - сначала методистом по декоративно-прикладному творчеству, потом - заведующей в отделе технических средств. Вскоре она вышла замуж за известного музыканта Олега Славина и вместе с ним пошла по творческому пути.

- Мы начали записывать песни, муж уговорил ездить с концертами на гастроли. Стали нужны костюмы. Для трех-четырех выходов на сцену нужны новые образы с марийскими элементами, и тогда я заказывала их знакомой швее. Потом она уехала, а мне пришлось самой учиться этому делу. Поступила в Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий на конструктора-модельера. Сейчас я не езжу на выступления в другие регионы, а вот увлечение осталось, - улыбается Надежда .

Большинство вещей в ее гардеробе – с этническим орнаментом. Но шьет она не только для себя, но и на заказ – и так уже около 10 лет. Большинство клиентов – живущие в местах компактного проживания мари за пределами Марий Эл . Заявки на украшения и одежду с орнаментом они оставляют через интернет.

Женская энергия

Главные вдохновители Надежды – это ее дети и муж. Для артиста она делала ремни с марийской окантовкой, лампасы на одежду, дочери шила платьишки с вышивкой. Сочетать хобби и семейные дела – сложно, но можно, улыбается она.

Дочь-первоклассница, наблюдая за мамой, тоже стала интересоваться декором.

- Она хочет сумочку, приходит из школы и спрашивает: ну что, мама, когда начнем? Хочет сама вышить на ней орнамент, мы уже придумали с ней модель, но пока нет времени. Иногда говорит: давай я что-нибудь сделаю, чтобы потом продать и купить что-то? Бывает, что вечерами садимся и разговариваем с ней о нашем творчестве, - с особой теплотой в голосе рассказывает мастерица.

Когда она мельком упоминает, что ей 45 лет, я впадаю в ступор: кажется, будто ей нет и 30 лет. Сама Надежда уверена, что когда женщина занята своим любимым делом, в ней развивается особая женская энергия, особенно, в таких делах как рукоделие, пение, танцы, готовка, выращивание цветов.

- Мне кажется, это и молодит, оздоровляет, улучшает гормональный фон. Я не знаю, как это работает. У мужчин немного иначе – он должен реализоваться в обществе, своем деле. Если женщина получает больше энергии в семье, то мужчина – вне дома. Да, есть те девушки, кто реализует себя в карьере – но тогда она взваливает на себя мужские обязанности, например, быть сильной.

У каждого мастера свой почерк

- Основной массе людей без разницы, вышито вручную или на машинке. Есть орнамент – уже хорошо. Недооценивают кропотливость труда, вложенные силы и время, - сетует Надежда . - Но с каждым годом такой hand-made набирает популярность – мы, мастера, должны формировать вкус и потребность покупателя на качественные работы.

Кто-то из этномодельеров выбирает реконструкцию национального традиционного костюма, кто-то удивляет авторским видением вещи.

- Хочу делать то, что получается у меня хорошо, за качество чего ручаюсь. У каждого мастера свой почерк. Их не так много, у удмуртов и мордвы этномода развита, в Марий Эл - не так сильно, но есть хорошие мастера. Кто-то заказывает у одного, кто-то – у всех знакомых, говоря: вот от нее и нее есть, теперь хочу от вас. Конкуренция должна быть, без нее нет развития, - считает умелица. - Повторять популярные модели других мастеров я точно не буду – надо создавать свое.

На вопрос, как она придумывает новые вещи, смеется: как композитору приходит в голову мелодия? Он вряд ли объяснит. Тут так же.

Кроме традиционных марийских цветов – красного, черного, белого, некоторые заказчики просят добавить другие. Недавно, например, попросили бирюзовый, к определенной вещи гардероба. Также Надежда делала сережки под джинсовую ткань, шила платье пыльно-розового цвета.

- Порой диванные критики пишут: вот, марийский цвет не такой, надо по-другому и никак иначе! Но это мое решение: как захочу, так и вышью, почему не дать волю фантазии? Главное, чтобы вещи правильно сочетали! – считает она.

Любая вышивка – это оберег. Чаще всего просят легкоузнаваемый знак солнца – символ плодородия, активности и оберег здоровья. Последний, кстати, Надежда с недавних пор вышивает на масках – такой элемент с марийским орнаментом стал востребован в приходом пандемии.

Чаще всего Надежда делает одежду из льна. Самой мастерице нравится работать с натуральными тканями, они мнутся, но удобны, долговечны и выглядят дорого. За время работы на заказ чего только не приходилось создавать: сережки, колье, подвески в машину, обложки на документы, на ежедневник и даже пасхальное яйцо с марийским орнаментом.

Больше всего Надежда хочет, чтобы дочь пошла по ее стопам и стала ей помощницей, умела делать то же, что и она, впитает те особенности творческой среды, что царит дома.

- Папа каждый день сидит, песни делает, что-то выравнивает, сводит звук. Сын - спортсмен, учится в школе Олимпийского резерва по плаванию уже седьмой год. Такая у нас семья, разве можно ею не вдохновляться? – улыбается Надежда .

Читайте также: