Кукла топотушка своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.09.2024

Вы здесь: Главная Наша жизнь Мастер-класс Кукла-топотушка

Мастер-класс Кукла-топотушка

С прекрасным праздником весны
Мы Вас сердечно поздравляем.
Здоровья, счастья и любви
От всей души мы Вам желаем!

И солнце пусть Вам ярко светит,
И птички радостно поют,
Пусть в Вашем доме воцарятся
Веселье, мир, тепло, уют.

Когда вокруг звенит капель
И раздается птичек пение,
Почувствуйте весны приход —
Примите наши поздравления!

Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем удивить гостей и порадовать родных тихими семейными вечерами. Сказочные герои помогут накормить, усыпить, развеселить, обучить малыша. Домашний театр — это отличный способ речевого, эмоционального, творческого развития. И самое главное — это совместная деятельность, которая объединяет всех членов семьи. Ролей хватит всем!

dom_teatr4

Прячась за куклами, вживаясь в образы героев, дети часто говорят то, что не сказали бы в обычной жизни. Играя в театре, ребенок проигрывает то, что его волнует в данный момент, от имени сказочного персонажа рассказывает собственные проблемы, переживания, страхи. Постановка спектаклей помогает усовершенствовать навыки общения, развивает выразительность речи и умение формулировать свои мысли.

Давайте рассмотрим, каким может быть домашний театр, из чего и как можно сделать кукол.

dom_teatr5

Как сделать кукол для театра

В продаже очень много всевозможных пальчиковых кукол, кукол-перчаток. Мы расскажем о куклах, которые легко можно сделать самим, в домашних условиях. Иногда для этого вовсе не обязательно уметь шить.

Пальчиковые куклы для домашнего театра

Знакомить малышей с театром можно с самого раннего возраста. Роли главных актеров сыграют наши пальцы. Их нужно только слегка принарядить. Со временем карапуз и сам будет разыгрывать коротенькие сценки.

Кукол для домашнего театра можно связать ключком.

Пальчиковых кукол можно пошить из обрезков флиса, фетра или ярких х/б и трикотажных тканей.

Пальчиковых кукол можно сделать из бумаги в технике оригами.

dom_teatr20

Специальные развертки позволяют сделать фигурки посложнее.

dom_teatr26

Куклы-топотушки

Интересны и просты в изготовлении куклы-топотушки. Подойдет плотный картон. Получается настоящая шагающая кукла!

Любая плоская картинка с двумя отверстиями для указательного и среднего пальцев в считанные минуты станет талантливым актером вашего домашнего театра, сможет смешно шагать, прыгать и бегать.

dom_teatr25

Перчаточные куклы для театра

В ход пойдут перчатки-потеряшки, носки без пары, варежки, остатки ткани, фетра, пряжа и др.

Носок может превратиться в кого угодно, если пришить глазки, чубчик и прочие недостающие детали образа.

dom-teatr-

Если кукла сделана таким образом, что может открывать рот — это здорово! Персонаж, говорящий и правдоподобно шевелящий губами (ртом), способен на многое.

Простая выкройка в виде прихватки. На лицевой стороне нарисовать героев.

dom_teatr27

Вязаные куклы в виде рукавички.

Перчаточных кукол можно сделать из сломанных игрушек. Достаточно прикрепить голову к чехлу-перчатке. Отлично подходят головы от резиновых игрушек.

Куклу на руку можно не только пошить, но и свалять из шерсти.

Перчаточных кукол можно сделать из сломанных игрушек. Достаточно прикрепить голову к чехлу-перчатке. Отлично подходят головы от резиновых игрушек.

Куклу на руку можно не только пошить, но и свалять из шерсти.

Марионетки

Управлять марионеткой нужно научиться. Тут важна координация и сноровка.

Сделать куклу можно из клубочков, крупных бусин, куска ткани. Обязательно крестовина и леска.

kuklu-marionetku2

kuklu-marionetku3

tehnologi.su

Куклы на палочке

Куклы из одноразовых ложек. Быстро — и держать удобно!

В качестве держателей можно использовать деревянные шпажки или палочки от мороженого.

Куклы на подставках

Вырезать героев для домашнего театра можно из журналов или сделать фигурки самостоятельно. Обязательно наклеить на плотный картон и сделать подставки.

Театр теней

Домашний театр теней устроить несложно – в качестве экрана подойдет белая простыня, а вместо проектора можно взять обычную настольную лампу.

dom_teatr3

dom_teatr12

Придумывать и показывать героев можно и при помощи рук.

Фланелеграф

Пусть сказка оживет!

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Так и человек, если он много двигается - он не болеет”.

Актуальность

Проблема гиподинамии обнаружилась и в нашей группе. Дети вначале охотно вставали играть в организованные педагогами подвижные игры, но быстро уставали, предпочитали вернуться за стол или сесть на ковер с игрушками. Диагностика физического развития группы также показала неутешительные результаты.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Рассвет ролевой игры как раз приходится на средний дошкольный возраст.

Помня об этом, мы попытались решить проблему гиподинамии у детей нашей группы с помощью ролевой игры, а именно детского театра. Но театра необычного – театра ног.

Театр, как средство развития ребенка

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: "Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка".

На наш взгляд, наиболее интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Театральная деятельность –близка и понятна ребенку. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические

задачи, касающиеся формирования выразительности речи,

интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического, а в нашем случае и физического развития дошкольников.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… А необычный театр ног – чудо вдвойне.

Всем известна важность развития мелкой моторики детей, поэтому разработано огромное количество приемов и способов совершенствования детских пальчиков. В тоже время подобного внимания развитию крупной моторики не уделяется. Возможно, потому что считается достаточным регулярного использования утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и самостоятельной двигательной активности детей в целом. Но, как показывает практика, у большинства детей наблюдаются сложности с координацией движений, с ловкостью и подвижностью, для некоторых же характерна моторная неловкость в целом. При этом чем более неуклюжим является ребенок, тем меньше двигательной активности он проявляет даже в условиях подвижной игры. Следовательно, необходимо более щадящее средство для развития крупной моторики детей.

Поэтому в группе был создан относительно новый вид театра – театра ног, который позволял решать актуальные и сопутствующие проблемы воспитания детей нашей группы, но прежде всего проблему гиподинамии и координации движений.

Задачи:

- Стимулировать развитие крупной моторики.

-Учить ориентироваться в пространстве.

-Развивать словарный запас и активизировать речевые функции.

- Формировать творческие способности и артистические умения.

- Развивать воображение, память, мышление, внимание.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2. Развитие двигательной активности, координации движений, связной речи и эмоциональной выразительности

3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Для воспитателя:

1. Внедрение новых методов в работе с детьми.

2. Повышение уровня профессиональной компетенции.

Для группы:

1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2. Создание картотеки зарядок для ног.

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказок;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Театрализованная деятельность.

Материально-технические ресурсы:

- Сказки, иллюстрации, сюжетные картины;

- Костюмы для театрализованной деятельности;

- Атрибуты для разных видов театров.

Принципы и правила использования театра ног

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о эмоциональном благополучии ребенка.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Главный принцип любой деятельности с детьми – не навреди! Поэтому рассмотрим ряд правил для использования театра ног:

  • Достаточное пространство для двигательной активности детей
  • Возможность смены игровой ноги в любое время
  • Частое переключение напряжения с одной ноги на другую
  • Отсутствие предметов потенциально несущих угрозу при падениях, особенно на начальном этапе использования театра ног.
  • Небольшое количество одновременно задействованных детей.

Говоря иначе, нужно чтобы дети много двигались, и чтобы их движение не было ограничено ни посторонними объектами, ни другими детьми.

Декорации и виды кукол для театра ног

Что же представляет собой кукольный театр ног? Это разыгрывание определенных сюжетов ногами, на которые одеты определенные костюмы. Костюм крепится либо на область коленки, либо на верхнюю поверхность стопы и изображаемый персонаж оживает в момент движения ноги. Во время разыгрывания сюжета дети стоят за ширмой, а зрители, как правило, видят только ноги артистов, которые демонстрируют им театральное представление. На первый взгляд кажется, что спектр возможных движений ограничен покачиваниями, подскоками и шагами. На деле же с ростом мастерства с помощью движения ноги можно изобразить огромное количество действий и переживаний героя.

Рассмотрим несколько вариантов изготовления костюмов.

Это самый простой и наименее затратный вариант создания костюма для театра ног. Рисуется или распечатывается маска небольшого размера, сквозь которую протягивается резинка. Одевается над коленкой. Для большей выразительности костюм можно сопроводить одеванием маленькой сшитой юбочки ниже маски.

В данном случае на носки или гольфы нашивается плоскостная или объемная тканевая аппликация.

Вариант использования: отрезается подошва носка , а изображение персонажа наносится на его верхнюю часть, которая одевается на ногу. Подобный костюм можно одевать даже на стопу ребенка, который сможет показывать сюжет, лежа на спине и приподняв ноги.

Тканевые объемные аппликации или готовые мягкие игрушки небольшого размера прикрепляются к вязаным тапочкам.

В кукольном театре ног для разыгрывания сюжетов могут использоваться как обе ноги, так и одна. В зависимости от этого отличаются декорации. Декорации для обыгрывания театра одной ногой представляют собой невысокий барьер, за которым стоит ребенок. Игровая нога выставляется спереди барьера. Разумеется, для оживления спектакля используются также различные декорации, которые устанавливаются также впереди барьера.

Для разыгрывания представления с использованием обоих ног декорация должна выглядеть иначе: в виде классической ширмы, но с вырезом снизу для демонстрации ног (как правило, ноги должно быть видно, начиная с коленей).

Методика игры театром ног

Поскольку театр ног – это довольно напряженный вид деятельности для детских ножек, он должен занимать относительно кратковременный промежуток времени. Поэтому до обыгрывания небольшой сказки рекомендуется сначала обыграть ее отдельные элементы. Заметим, что проще всего начинать с театра одной ноги, а точнее даже отдельных психогимнастических этюдов. Далее возможен показ сюжетных моментов с участием нескольких детей. После этого возможно обыгрывание сказки.

К театру обеих ног рекомендуется переходить после того, как дети освоили обыгрывание с помощью одной ноги. В этом случае следует начать с обыгрывания коротких стишков, можно использовать физкультминутки. Далее можно танцевать ногами-персонажами под музыку. После того, как дети привыкнут к совершению отдельных движений обеими ногами, можно начинать тренировать ребенка в обыгрывании сцен-диалогов с двумя персонажами, которые действуют по-разному. И только после этого можно приступать к обыгрыванию сказок.

На данный момент в качестве эксперимента мы изготовили несколько наборов сказочных атрибутов для надевания их на детские ножки и предоставили возможность использовать их в свободной деятельности. После чего кукольный театр ног стал неотъемлемой частью наших будней, получая все более развитие и расширение сферы его применения от свободной и самостоятельной деятельности детей, до организованной образовательной деятельности и выступлений на утренниках.

Уже сейчас можно отметить, что после появления в группе театра ног, у детей заметно улучшилась координация движений, они стали более выносливы физически, появился интерес к движению, который проявляется в зарядке для ног для развития их моторики, которую дети делают самостоятельно. Наряду с этим, нами были отмечены совершенствование связной речи детей, рост эмоциональной выразительности, улучшение взаимоотношений детей в коллективе.

Заключение

Дошкольники любят разыгрывать сюжеты и с помощью мимики и пантомимики, и с помощью специальных и подручных средств. Поэтому не стоит пренебрегать ролью различных видов театра в развитии детей и бояться новшеств.

Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Использованная литература

1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.

2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.

3. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с

методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.

4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.

5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа “Театр-творчестводети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.

Библиотека воспитателя. Мозайка-синтез 2008

Читайте также: