Кукла татарка в национальном костюме своими руками из бумаги
Оценить 1212 0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Проектная работа на тему:
«Кукольный наряд.
Руководитель: учитель начальных классов
Аминова Гульнара Гумаровна
Лаишево – 2020
A`бием бuлa`к zh`ибa`ргa`н,
Бuлa`кнеn` дa` бuлa`ге:
Энzh`е калфак,чиккa`н камзул,
Татар кызы киеме!
“Кая киим боларны?”-дип,
Озак уйлап тордым да.
Чa`члa`ремне чолпы тагып
uрдем ике толымга.
Аннары калфак беркеттем
Кuз генa` тимa`сен лa`.
Авылга кунакка кайттым,
Татар киемен киеп,
A`бием куансын a`ле
“Миллa`тем яши! “–диеп.
Традиционный народный костюм уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа.
Интерес к татарскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Для реализации проекта мы перед собой поставили следующие цель и задачи.
• Изучить историю татарского народного костюма и сшить авторскую куклу в татарском национальном костюме.
• Познакомиться с элементами народного женского костюма;
• Познакомиться с историей возникновения народной куклы и изучить технологию изготовления народных кукол;
• Пробудить интерес и уважение к народному творчеству, к культуре своего народа, его традициям, обычаям.
Пожалуй, ни одна страна в мире не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника, это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма. Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.
Чтобы достичь поставленной цели и задачи ребята поделились на группы.
1 группа: собирала материал об истории возникновения народной игрушки (куклы);
2 группа: собирала информацию о татарских национальных костюмах;
3 группа: готовила эскизы и выкройки;
4 группа: шила для куклы татарский национальный костюм.
Мы хо тели , чтобы наша кукла была красивой, радовала глаз и поднимала настроение, а костюм куклы соответствовал татарскому народу . Чтобы люди, увидев нашу куклу, сразу понимали, что это татар ка.
Этапы работы над проектом
Изучили материал по теме проекта:
- история возникновения народной игрушки (куклы);
- традиции и культура татарского народа;
- особенности женской одежды, обуви;
2.Создавали модель костюма:
- рисовали модели татарского костюма;
- выкраивали детали по готовым выкройкам.
3.Сшили костюм для куклы.
4.Своими руками украшали головной убор, платье, камзол, ичиги.
5.И завершили свою работу защитой проекта перед классом.
И вот, что у нас получилось.
И стори я возникновения народной игрушки (куклы)
У татарского народа куклы с давних времён были постоянными предметами для детских игр, а также выполняли роль духов-помощников. Они помогали вести домашнее хозяйство. Изготавливались такие куклы из различных материалов. Это могло быть дерево, глина, солома или кожа, но всё же основным материалом изготовления оставались разнообразные ткани. Лица таким куклам вырисовывали или вырезали на дереве, после чего изделия одевали в специально сшитые для них длинные рубахи.
Наряды для кукол шились с особой тщательностью из пёстрого ситца, яркого кумача или белого холста. При этом кукольные наряды полностью повторяли настоящую одежду в покрое и украшениях. Внимание к деталям было очень тщательным, поэтому их проработка была так важна.
Следует отметить, что лица были не у всех кукол. В большей степени они оставались безликими. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье. Поэтому относились к ним не легкомысленно, а с должным почтением. Если кукла представляла собой женскую фигуру, то её дополнительно подвязывали поясами и платочками. Ставили такие куклы на окна в доме сразу по несколько штук, в углу на полках, укладывали в корзины, ящики или специальные небольшие домики в подполе, но чаще всего относили на чердак. За такими куклами у татар было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили.
При этом куклы никогда не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего создателя, поэтому поделке всегда уделялись почёт и уважение. Также татарские куклы не получали имён. А ещё невероятно важным считалось настроение, с которым изготавливали кукол. Делать их следовало только с добрыми намерениями и в полном спокойствии.
Традиционные татарские куклы (курчак) изучались и изучаются этнографами и искусствоведами. Благодаря им мы можем открыть нечто ранее неизвестное о жизни и нарядах наших предков. Посетив Государственный объединённый музей Татарстана, где в наше время хранится пусть и небольшая, но весьма интересная коллекция игрушек, можно наглядно оценить искусство и посмотреть на татарские куклы и другие поделки для детей.
Как и в любом другом промысле, основная ценность народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём образе самобытность и характерные, отличительные черты народа, создающего её. Так что эти поделки являются бесценными носителями опыта и традиций народа, веками жившего рядом с русскими. По каждой детали на традиционной татарской игрушке мы можем изучать народный дух этого этноса.
Кукла—первая среди игрушек, одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры. Она известна с глубокой древности. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых, оставаясь вечно юной. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу.
Внациональном татарском костюме воплотилось вс ё мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.
История костюма
История одежды с древнейших времён до наших дней - это зеркало, в котором отражается вся история человечества. Так давайте заглянем в зеркало татарского народа.
Татарский национальный костюм
История татарского костюма
За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту. Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.
Итак, совместив в себе множество стилей и времен, татарский национальный костюм предстает перед нами яркой частицей истории.
Основу этой частицы составляют ыштан - шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей. Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле
одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.
Мужская и женская одежда
Татарский костюм представляет собой систему народного и художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов платьев, жилетов. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь по цвету, форме, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.
Особенности женской одежды
Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки - разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.
Женские головные уборы
У замужних женщин были более традиционные головные уборы. В отличие от девичьих они закрывали не только голову женщин, но и её шею, плечи, и спину. Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника. Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).
В женской одежде татарского комплекса имело присутствие тастар - полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау). Молодые женщины надевали волосник башкигец в виде плотно облегающего голову капюшона, украшенного яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось и завязывалось на затылке специальное покрывало в виде платка, сложенного на угол.
Среди татарских украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин были драгоценные перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире.
Серьги - это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех - четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины - татарки носили и серьги, как у других народов.
Имелись также и головные украшения. Это, к примеру, накосник. Они были разные по форме, материалу и технике изготовления, по декоративному оформлению и способам ношения. При оформлении использовались монеты и различные бляхи.
Традиционная мужская и женская обувь имела различия. Женская обувь отличалась тем, что имела каблук, уменьшенный размер голенища, декоративное оформление бисером, каймой и многим другим. На босую ногу татары надевали чулки суконные (тула оек) и вязаные из шерстяных ниток, приготовленных из шерсти овец. Оригинальный вид нижней обуви у татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их используют в наше время пожилые люди для обертывания голени и носят с ичигами или суконными чулками. Раньше невесты своим женихам преподносили в подарок наголенники, сшитые или связанные самою и красиво украшенными концами. Верхняя обувь: кожаная, лыковая, валяная. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой (читек). Мужчины носили в основном с отворотом, однотонные черные ичиги, изготовленные из сафьяна и других материалов. У женщин же сапожки покороче и без отворотов. Праздничная женская обувь выполняется в традиционной технике кожаной мозаики. При выходе из дома на ичиги надевают кожаную обувь на твердой подошве, или надевают калоши, а зимой полуваленки. Ичиги представляют собой чулки, изготовленные из кожи. Особенно их носило старшее поколение. Иногда можно было встретить сапоги на твердой подошве (итек). У татар бытовали сапожки с белым суконным голенищем (сарык).
Женские сарык отличались от мужских, тем, что на них имелись аппликации и вышивки. Они были сделаны для красоты, и чтобы отличаться от других женщин. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были и остаются в настоящее время калоши (кевеш, ката). А выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин были и узорчатые, нередко с каблуком. Традиционными туфлями считались туфли с остроконечным и слегка поднятым носком. Женские башмачки изготавливались из бархата, богато расшивались золотой и серебреной канителью, также бисером, речным жемчугом.
Женский костюм
Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.
Самым популярным женским убором татарок считается калфак. Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.
Так, например, калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки.
Описание женского костюма
Основной частью женского костюма является платье (кульмяк). Платья были из ситца, или из китайки, или шелковые, пестрые, длиною до пят, внизу с тройными оборками и с лентами. Молодые девушки любили носить платья, вышитые маленькими разноцветными монетками из тонкого железа .
Для красоты и как дополнение к платью девушки и женщины носили камзол без рукавов, длиною до колен, из шелковой материи с позументами и с карманом на правой стороне для носового платка (кулъяулык), который татарки никогда не носили на руках .
Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок) .
К каждой одежде нужно было подобрать и украшения, которые были главным компонентом одежды татарской женщины. Серьги (алка-кашли челдерли) были из серебра или вызолоченные. Ожерелья (каптарма) были изготовлены из вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзами, с вызолоченными рублевиками. На запястье носили браслеты (мерчем-блязек) из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзами. У молодых девушек на одном запястье было несколько браслетов, а у замужней женщины по одной на каждом запястье. На пальцы надевали кольца и перстни (джузюк) .
На ноги татарки надевали ичиги (читек) – ботинки сафьянные, искусно выстроченные шелком и вышитые золотом, красные, желтые и зеленые. Летом носили туфли из кожи или тряпичные, вышитые узорами .
Работать над проектом было интересно. Мы узнали много нового из истории нашего народа и в месте с классом проводили свободное время. Кукла не рождается сама: е ё создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в сво ё м образе самобытность и характерные черты создающего е ё народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы. Мы увидели, что традиции народного костюма не потеряны. Татарская национальная одежда делает нас частью татарского народа, его культуры.
Использованная литература:
Так почему же у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, ниток, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Данный мастер-класс рассчитан в основном на детскую аудиторию в возрасте от 8 до 14 лет. Его можно использовать на уроках технологии.
Назначение: Кукла сделанная своими руками является прекрасным подарком друзьям, родным и близким.
Цели: научиться вспоминать свои корни, хранить память предков, которая не даст нам забыть свою историю.
Задачи: научиться мастерить куклу своими руками, видеть за её неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков.
Ход работы
Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке…
Чтобы воздух в избе был чистый изготовляли полезную куклу .
Внутрь куклы можно спрятать душистую траву.
В древности куклу мяли в рука, и по всей избе разносился аромат трав. Считалось, что он отгоняет болезни.
Немножко обо мне.. Так случилось, что теперь я проживаю в г.Нижнеудинск, с детьми Хочу поблагодарить Вас коллеги,за терпение ко мне, за доверие, кто долго ожидал заказ. и дождался! Ведь порой мне не хватает время на работу. Вы со мной и это счастье! Спасибо Вам за поддержку и заботу!
Светлана Ивановна! Огромное спасибо за теплые слова! Уже более 4 лет мы с Вами сотрудничаем! Спасибо за доверие и выбор в пользу игр из фетра
Светлана Ивановна! Огромное спасибо за теплые слова! Уже более 4 лет мы с Вами сотрудничаем! Спасибо за доверие и выбор в пользу игр из фетра
Игра из фетра! В наличии! Для чего на ушки? Для чего нам глазки?) Пособие направлено на изучение органов чувств! В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получить элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств. Через познание себя он станет бережно относится к своему организму, пополнит словарный запас, расширит знания об окружающем мире.
"Законы дорог уважай" Игра направлена на знакомство детей с правилами поведения на дороге, со значением светофора и пешеходного перехода. Необходимо разговаривать с детьми о правилах дорожного движения,обыгрывать ситуации,показать наглядно,почему опасно выбегать на дорогу,нельзя оставлять такие ситуации без внимания! Предлагаю свое авторское пособие на данную тему. Родители и педагоги! Пожалуйста,будьте бдительны и внимательны! Ведь только мы в ответе за своих детей .
Составила:
Ильичёва Л. А.
Детский сад № 36.
Проект татарская народная кукла
С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории.
Торговали, отмечали праздники,
перенимали опыт друг друга.
Тем самым, обуславливается то, что татарские народные игрушки и русские
народные игрушки – очень похожи.
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Все народные татаро-башкирские куклы делались так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица.
Так почему же у народной куклы нет лица?
Проект татарская народная кукла
. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Проект татарская народная кукла
Куклы из чурбачков (щепы).В татарских селениях использовался изготовления кукол — на основе деревянных чурбачков. Как и в случае с куклами-скрутками, изготовление их просто и позволяет создавать как куклы разных размеров, так и разные образы. Попробуем сделать куклу-невесту .Но по такому же принципу можно создать самых разных персонажей — как действующих лиц фольклорной традиции (например, свадебного обряда), так и более современные образы.
Проект татарская народная кукла
Подготовка чурбачка. Чурбачок изготавливается из липы, высушивается, края ровно обрезаются.
Голова для куклы:
- берем чулок или носок,
- чулок набиваем ватой или обрезками ткани,
- натягиваем чулок на чурбачок
- сверху надеваем белый платок,
- завязываем нитками.
3) Изготавливаем руки:
- берем лоскут материи прямоугольной формы,
- сворачиваем в трубочку по длине,
- концы с двух сторон завязываем тесьмой
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
4) Делаем платье:
- берем лоскут по ширине чурбачка,
- сворачиваем пополам,
- вырезаем отверстия для рук,
- вставляем руки,
- надеваем сверху на чурбачок,
- подвязываем ниткой.
Проект татарская народная кукла
5) Делаем косы:
- волосы изготавливаем из шерстяных ниток или чулков ,
- заплетаем косы,
- привязываем к голове.
6) На голову надеваем платок или калфак.
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Проект татарская народная кукла
Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту
Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Проект татарская народная кукла
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.
Начну с того, что выставка проходила два месяца, но я в Москву выбралась только к закрытию, 10 февраля. И очень удивилась, что билеты в кассе всем раздавали бесплатно (и на выставку, и на постоянную экспозицию), заплатить пришлось только 100 руб. за фотосъемку. Но оказалось, что в день памяти поэта вход в музей бесплатный, и еще был организован большой концерт для всех желающих. После осмотра выставки я успела немного послушать пушкинские чтения и классическую музыку. Так что имейте в виду, 6 июня скорее всего вход музей А.С.Пушкина тоже будет бесплатным :).
Кукол на выставке оказалось великое множество, и практически все — авторские, новые, сделанные в 2012-2015 г.г.
По этим куклам Романовой Л.Н. интересно изучать костюмы разных губерний: Московской, Воронежской, Рязанской.
Куклы Калинской Т.М. — в костюмах старообрядцев Алтая, Забайкалья, Усть-Цильма, Костромской губернии (1 ряд), Нижегородской, Архангельской, Вологодской (2 ряд)
Куклы в мезенском, смоленском, олонецком костюмах. Автор Камаева Л.Г.
Слева под номером 9 — куклы Сенокос (Июль) и Урожай (Август) Лаптевой С.А.
Целый сундучок чудесных тряпичных кукол от Вернидубовой Е.И.
Еще куклы Рябчиковой Л.А., Алентьевой О.Ю., Лоскутовой Е.В., Телегиной В.Г.
Куклы в традиционных костюмах русского севера (Готчиева Н.В.) и в русском зимнем костюме (Кирьянова С.С.)
Куклы в костюме XIX века Вологодской губернии и в девичьем праздничном костюме Архангельской губернии (Сысоева Майя, народный мастер России)
А эту троицу, конечно, сложно не узнать ? (автор Сизякова С.Ю.)
Невеста и жених Зининой Е.Д. Сестрица Аленушка и братец Иванушка Шульцевой Н.Н.
Куклы крупенички в костюмах Орловской области (Жмакина Л.Е.)
Куклы в киргизском, грузинском, узбекском, армянском костюмах.
Вот бы по таким куколкам мастер-классы собрать! ?
Куколки из талаша Алферовой Е.А.
Куколки в костюмах из бересты Горбуновой Л.Б.
Трашкова С.А. Куклы в костюмах старожилов Омской области. К сожалению, размещены не в лучшей витрине, но я специально сфотала для Ольги Арисеп ?
Кудрякова А.П.
Куколки народов Севера из бивней мамонта.
Я насчитала 59 куколок-скруток! Вроде и несложные в исполнении элементы, но вся композиция очень вдохновляет.
Работ в технике пэчворк и лоскутного шитья тоже было много на выставке.
Но вернемся к куклам.
Коротких О.В., Липецкая область. Куклы-зерновушки и куклы-жалейки.
Никишина Н.Н. г.Старый Оскол:
Прямо захотелось уже в Удмуртию ?
Кутергина Л.А. Куклы на веретене в удмуртских мужских и женских национальных костюмах.
Абдыкалыкова Л.Т., Красноярский край, Таймырский АО. Куклы в национальных костюмах народов Севера.
Балданова Дулма Жамбаловна. Забайкальский край.
Абаськина Г.Ю. Куклы в национальных костюмах народов Севера (ненецы, энки, долганы, эвенки)
Манько А.В. Камчатский край, Мальковский р-н, с.Мильково.
Это, конечно, далеко не все куклы с выставки, всех заснять было нереально (сел аккумулятор в фотике), но, думаю, для вдохновения вам пригодятся эти фотографии, такие чудесные и очень самобытные куколки!
Надеюсь, я ничего не перепутала. Если увидите неточность — пишите, исправлю.
Читайте также: