Крестьянская игрушка знакомство детей с русской народной игрушкой самоделкой

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 25.08.2024

Автор: Третьякова Екатерина Михайловна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Автор: Кекиш Людмила Николаевна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Разработчики проекта

Кекиш Людмила Николаевна,

Третьякова Екатерина Михайловна

Нормативно — правовое обеспечение проекта

- Конституция Российской Федерации.

- Конвенция о правах ребёнка.

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155).

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. N 996-р).

Цель проекта

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи проекта

1.Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки

2.Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

3.Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

4.Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Назначение проекта

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Срок реализации проекта

Принципы реализации проекта

1.Принцип приоритетности интересов детей.

2.Принцип уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка, отношения к нему, как к будущему человеческому, интеллектуальному потенциалу государства.

3. Принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), предполагающий создание гармоничных отношений между родителями, детьми и педагогами ДОО.

4. Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт педагогов и родителей.

5.Принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий комплексность воспитания и образования.

Условия реализации проекта

Среда группы, музеи, литература, библиотеки, ИКТ, заинтересованность всех участников проекта.

Этапы реализации

проекта

I этап. Аналитико — прогностический (организационный)

Цели: Повышение уровня знаний дет ей о народной грушке.

Итоги этапа: Составление плана проекта. Изучение материалов по теме на различных сайтах. Подбор литературы.

Создание развивающей среды. Пополнение уголка нронми куклами игрушками. Подбор и изготовление наглядно демонстрационного материала. Выявление уровня заинтересованности детей и родителей.

II этап. Содержательный.

Цель: Формирование знаний у детей о народной кукле.

Итоги этапа: Создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

III. Итогово — аналитический (обобщающий) этап

Цель: : Мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Итоги этапа: Обобщить опыт работы. Подвести итоги деятельности всех участников проектной деятельности. Обогащение предметно-развивающей среды продуктами проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

Методическая и теоретическая литература.

Распределение обязанностей между всеми участниками проекта.

Участники проекта

Дети, педагоги, родители

Ожидаемый результат

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

П Л А Н

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Тема/ мероприятие

Цель

Форма проведения

Ответственный

I этап. Аналитико — прогностический (организационный)

Понедельник - Среда

Знакомство родителей с проектом.

Анализ развивающей среды

Пополнения уголка настольым играми

Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала

Выявление уровня знаний детей

Познакомить родителей с данным проектом. В ыясненить отношение родителей к познавательно - творческому развитию детей.

Автор: Вафина Юлия Геннадьевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 44 г. Челябинска

Населенный пункт: г. Челябинск

Сразу после своего рождения ребёнок попадает в мир, полный уже сложившихся норм, ценностей и традиций. Все эти и многие другие факторы участвуют в становлении его личности, формируя индивидуальные представления, установки и способы взаимодействия с другими людьми. Л. Н. Толстой считал, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.

Идут годы, сменяются экономические и общественные формации, нарушается преемственность поколений в воспитании детей. И, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России тоже не стала исключением. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. Стремительный рост новых (информационных) технологий привел к замене живого общения, культурно-развлекательных походов в кино, театр, музеи. В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Современное телевидение оказывает агрессивное и негативное воздействие на сознание ребенка, разлагая систему традиционных культурных ценностей. Снижается значение в детской жизни сюжетно-ролевой игры. Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, принимать во внимание интересы других, им неинтересно общаться друг с другом.

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные эталоны нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу.

Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется, значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей. Поэтому в своей работе мы решили использовать образ народной куклы как важное средство в социокультурном развитии дошкольников.

Цель: создание условий для социокультурного развития дошкольников посредством использования народных кукол.

  • Изучить историю возникновения народной куклы.
  • Расширить знания детей о культуре русского народа и народов Южного Урала (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки).
  • Познакомить детей и родителей с техникой изготовления тряпичных народных кукол.
  • Развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение дошкольников.
  • Привлечь к творческому взаимодействию родителей (законных представителей) с детьми и педагогами.
  • Пополнить предметно-развивающую среду в группе.

Роль народной куклы в социокультурном развитии дошкольников.

Вопросам социокультурного развития детей в дошкольном возрасте уделяли внимание такие исследователи как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Н. Я. Большунова, С. В. Кахнович, С. А. Козлова и другие.

С.В. Кахнович исследовал возможности произведений изобразительного искусства, которые помогают в формировании у детей представлений об истинных ценностях человеческой культуры. Т.И. Бабаева характеризует социокультурное развитие дошкольников в игре как процесс вхождения в современную игровую культуру, предполагающую ориентировку детей в многообразии детских игр; внесение в игры разнообразного социального содержания; реализацию разных форм взаимодействия. К.И. Чижова изучала особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Игрушка, служившая и детской забавой, и средством воспитания, и предметом магии, она считалась хорошим праздничным подарком, непременным свадебным атрибутом и украшением.
На всех этапах развития ребёнка игрушка выполняла и выполняет следующие функции:

• духовную (с помощью игрушки старшее поколение передавало, а младшее принимало и сохраняло накопленный жизненный опыт);
• социальную (игрушка - удобное и эффективное средство для удовлетворения растущих потребностей широких слоёв населения);
• психологическую (игрушка выступает действенным средством для гармоничного развития всех душевных сил ребёнка и его воображения, которое лежит в основе всякой художественной деятельности);
• эстетическую (вместе с воспитанием она стремится к развитию чувства любви и красоты, правды и добра, которые являются наиболее существенным средством народного искусства);
• экологическую (являясь поэтическим отображением природы, игрушка способна ослабить вредные последствия влияния удалённости от природной среды у детей больших городов).

По мнению психологов, процесс создания куклы не только развивает образное мышление, погружаясь в творческий процесс изготовления куклы, мы отстраняемся от окружающего мира, погружаясь при этом в медитативное состояние, что уже само собой благотворно влияет на наш организм, успокаивая и гармонизируя внутренние процессы. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек.

Тряпичные обереги сопровождали человека с рождения, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги счастья, добра, благополучия и продолжения рода, кукла была непосредственным участником праздников и обрядов. С ними встречали гостей, их дарили, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства. Также кукла играла для женщины роль проводника и служила символом перехода из одного состояния в другое - от девочки к девушке, от девушки к женщине и т.д.

Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обяза-тельно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою Страну.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нрав-ственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы помогут детям просто и нена-вязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантази-ровать. Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и переда-вать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС в образовательную деятельность пе-дагога предполагает приобщение ребенка к народным истокам через игровую де-ятельность. Выбирая эту тему, я руководствовалась тем, что кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Вместе с тем, в процессе игр и занятий сфор-мируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Немного истории о происхождении тряпичной куклы.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообраз-ной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных

  • современной семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые по-купают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение
  • ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Цель работы – познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы, её происхождением и способами изготовления.

Задачи по ознакомлению старших дошкольников с тряпичной куклой:

    • прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;
    • содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
    • формировать умения и практические навыки работы с текстильными ма-териалами;
    • развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятель-ному творчеству;
    • учить грамотно, подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

    В процессе ознакомление дошкольников с историей и изготовления русской народной куклы учитывала следующие принципы:

    1) принцип доступности изучаемого материала;

    2) принцип историзма – прошлое (давным-давно) и настоящее (в наше время);

    3) принцип интегрированности – подразумевает, что ознакомление с исто-рией народной куклы взаимодействует (интегрируется) в разных видах деятельности.

    Работу по ознакомлению с историей народной куклы, и способами её изго-товления организованы в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:

    1. Познавательное развитие, речевое развитие:

    2. Художественно-эстетическое развитие:

    3. Социально-коммуникативное развитие:

    • игровые ситуации;
    • сюжетно-ролевые игры с куклами.

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская народная иг-рушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элемен-том воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, про-ходит его социализация в обществе. Благодаря работе в данном направлении, у

    детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах, что отразилось в результатах их повседневной продуктивной деятельности. Моя главная задача – привить детям любовь к национальной русской культуре, научить их ценить народные традиции, восхищаться своей Родиной. Я надеюсь, что то зернышко, посеянное мною в детской душе, прорастет и принесет свои плоды.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой.

    Проект в первой младшей группе

    Составитель:

    Воспитатель Соенко А.В.

    Тип проекта:

    Творческий, познавательный, игровой

    дети 1 младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

    Сроки реализации:

    Краткосрочный (10.03 - 20.03.2020.)

    Цель проекта:

    Приобщение детей к русской народной культуре, через ознакомление с русской народной игрушкой.

    Задачи:

    1.Обогащать и расширять знания детей о русском народном творчестве, через народную игрушку - матрешку.

    2. развивать мелкую моторику детей, внимание в играх с матрешкой.

    3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    4. Поддерживать интерес к русскому народному творчеству.

    Актуальность:

    Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

    Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

    Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

    Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

    Ожидаемый результат:

    Заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка.

    Проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.

    3. Совместные игры детей и родителей дома с матрешкой, неваляшкой, петрушкой, дымковской игрушкой.

    4. Расширить и активизировать словарный запас.

    5. Расширить знания детей и родителей о народной игрушке, умение играть с ней.

    ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

    1 этап – подготовительный этап

    Подбор и изучение педагогической литературы по формированию данной темы (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, интернет);

    Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые ситуации, художественно – литературные произведения, иллюстративный материал.

    Подбор консультаций педагогической информации для родителей по данной теме проекта.

    Составление перспективного плана, конспекты занятий.

    Анкетирование родителей по теме русской народной игрушки.

    Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.

    2 этап – основной этап

    Мероприятия по реализации проекта

    Познавательно-речевое развитие

    Художественно-творческая деятельность

    Игровая деятельность

    Работа с родителями

    Родителям предлагается:

    • помочь со сбором игрушек: дымковской, матрёшек, Ваньки Встаньки, петрушки, неваляшек;

    • помочь найти иллюстрации с изображением игрушек;

    • активно интересоваться действиями ребёнка в группе;

    • дать родителям стихи об игрушках, чтобы они могли по желанию читать их дома детям, разучить их.

    провести анкетирование родителей.

    Познание Непосредственно образовательная деятельность (развитие речи)

    3 этап – завершающий

    Результативность проекта


    Русские народные игрушки отличаются яркими красками, оригинальным внешним видом и образностью. Благодаря лаконичному содержанию, они легко доступны для детского восприятия. Для их создания используют натуральные материалы (глину, солому, дерево). Изделия представляют собой персонажей из сказки, фигурки людей и животных. Игрушки было принято передавать от старшего поколения к младшему.

    Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления

    игрушки


    Наши предки для создания фигурок брали три типа сырья. Это были самые доступные и дешевые материалы, которые можно использовать без ограничения:

    • Глина.
    • Дерево. Фигурки из подобного сырья были расписными, резными либо их поверхность вовсе не обрабатывалась.
    • Тканевые игрушки. Они встречались крайне редко, да и популярность получили намного позже, чем два первых типа изделий.

    Чаще всего фигурки представляли собой изображение человека, например, бояр, крестьян или солдат. Вторыми по популярности были игрушки в форме животных, таких как медведь, лошадь, петух и т.д.

    В редких случаях изделия изображали мистических существ, например, русалок или водяных. Причем так сложилось, что в каждом регионе страны имелись собственные техники создания игрушек. Некоторые методики сохранились и до наших дней.

    Русская народная игрушка из глины

    игрушки 2

    Умельцы, специализирующиеся на создании керамических фигурок, передавали уникальные технологии от старшего поколения к младшему. По внешнему виду изделия можно было легко определить в каком регионе смастерили игрушку.

    Абашевская русская народная игрушка

    Для забавы игрушки впервые стали мастерить в середине девятнадцатого столетия. Но спустя некоторое время, изделиям придавали сатирический характер, высмеивая лгунов.

    Пик популярности керамических фигурок пришелся на двадцатый век. В этот период мастера всерьез увлеклись созданием свистулек, которые вызывали неподдельный восторг у детворы. Самым знаменитым умельцем тех времен считался Тимофей Зоткин.

    Сюжет абашевской игрушки разнообразен, чаще всего встречаются фигурки животных и птиц. Их характерная особенность – длинное туловище и короткие лапы. Чаще всего мастера лепили баранов и коз, которые имели густые брови и пышные бороды. По внешнему виду изделия напоминали кентавров.

    Национальная игрушка из Абашево высмеивает людские пороки, в особенности ложь и сребролюбие. При создании фигурок умельцы использовали глину и несколько типов стекла. С помощью которых превращали бесформенный кусок сырья в кукольный шедевр, прорисовывали на нём орнамент и делали отверстия.

    Затем заготовку обжигают и расписывают. Для росписи мастера брали масляные и эмалевые краски, поэтому рисунок держался долго и не терял яркости. Тематика узора – природный орнамент и окружающий мир. В росписи отдавали предпочтение красным, зеленым и синим оттенкам.

    Дымковская русская народная игрушка

    Фигурки готовят уже не одно столетие. Созданием глиняных изделий занимались в селе Дымково, который раскинулся неподалеку от Кирова. Умельцы мастерили изделие в одиночестве или объединялись в артели.

    В начале девятнадцатого века в течение года выпускали более ста тысяч фигурок. Их отправляли на продажу в столицу и Оренбургскую губернию. Над созданием игрушек трудились пятьдесят девять семей, самые известные умельцы Кошкины и Никулины. В двадцатом веке продукция из Дымково потеряла популярность.

    Возрождение промысла пришлось на 1930 год. Чаще всего мастера делали фигурки индюка, барышни, лошади. Также можно встретить изделия, отражающие полноценную композицию. Процесс создания глиняной игрушки состоял из двух этапов: лепка и роспись.

    игрушки 3

    Характерные черты дымковской продукции: пышные формы и яркие расцветки. Для лепки фигурок брали вятскую красную глину и речной песок. Каждый элемент создается отдельно, затем на тело крепят остальные детали. Заготовку в течение нескольких суток высушивают на открытом воздухе. Затем проводят процедуру обжига и отбеливания.

    Для росписи мастера использовали натуральные красители красного, синего, зеленого или желтого оттенка.
    Вернуться к оглавлению

    Каргопольская русская народная игрушка

    Родина промысла – небольшое поселение в Архангельской области. Жители Каргополя с древних времен занимались гончарным делом, создавали разнообразные фигурки из глины. Если сравнивать с дымковской и филимоновской продукцией, каргопольские игрушки кажутся суровыми.

    Основная часть фигурки миниатюрного размера, с короткими ногами и руками, удлинённым телом, толстой шеей и большой головой. Для промысла характерна композиция с одновременным использованием нескольких игрушек, например, тройка лошадей или танцующие пары.

    Основная тематика ремесла – деревня. Мастера изображали крестьян, работающих в поле или женщин, которые занимаются домашними делами. Часто гончары создавали вымышленные образы, например, птицу Сирин. Животные порой обладали человеческими чертами, были облачены в одежду и играли на национальных инструментах.

    Каждая фигурка несла в себе тайный смысл. Девушка отожествлялась с матушкой-землей, медведь – символ хозяина леса. Для создания игрушки мастера брали цельный кусок глины. Для росписи в основном использовали красный, желтый, синий и зеленый оттенки.

    Фигурки всегда декорировали орнаментом, который не отличался особой оригинальностью. Чаще всего мастера наносили на поверхность изделия волнистые линии, геометрические фигуры или цветочные композиции.

    Плешковская русская народная игрушка

    Продукцию из Орловской губернии создавали из смеси глины и слюды. После обжига фигурка обретает характерный блеск и искорки. Обожжённые свистульки имеют пористую структуру и розовый цвет. Для окрашивания мастера не использовали особых технологий, каждый умелец доверялся своей фантазии. Порой красящее вещество распределяли пятнами по поверхности.

    игрушки 4

    Изделия из Плешкова отличались простотой, для росписи в основном использовали синий, красный и зеленый цвет. Наши предки для оформления фигурки брали натуральные красители: сок лопуха или бузины. Их наносили на поверхность маленькими точками.

    Основная масса продукции – это изображение животных и сценки из жизни крестьян. Наибольшей популярностью пользовался образ молодой девушки с малышом на левой руке.

    Филимоновская русская народная игрушка

    Глиняные изделия создавали в Тульской губернии. Возле небольшого поселка Филимоново были обнаружены большие залежи белой глины высокого качества. Если верить древним сказаниям, здесь проживал старец Филимон, который создавал забавные фигурки.

    Самые популярные мотивы промысла: животные и мистические лесные существа. Пик известности ремесла пришелся на середину девятнадцатого столетия. Потребители полюбили яркие и уникальные фигурки, их за несколько минут сметали с прилавков на ярмарках.

    Однако в двадцатом веке спрос на продукцию упал и былую популярность игрушки смогли обрести лишь в 1980 годы. Основная часть филимоновских изделий представляет собой свистульки. Фигурки обладают некоторыми специфическими чертами, например, барыня всегда изображалась в длинной юбке и со шляпкой на голове.

    От остальных глиняных изделий, игрушки из Филимоново отличаются длинными пропорциями и вытянутыми формами. Это объяснялось особенностями местной глины. Она хорошо поддавалась лепке, но сильно трескалась при сушке. Мастерам приходилось неоднократно корректировать фигурку, чтобы замаскировать неровности.

    Филимоновская игрушка отличается скудной палитрой цветов. Чаще всего умельцы отдавали предпочтение желтому, зеленому и красному оттенку. Орнаменты отличались простотой, в основном присутствовал растительный узор.

    Русская народная игрушка из дерева

    Помимо глины для изготовления национальных сувениров широко применяли древесину. Подобный промысел пользовался популярностью в регионах, богатых лесами.

    Богородская русская народная игрушка

    игрушка 5

    Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.

    Русские народные игрушки из дерева родом из деревеньки Богородское редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.

    Некоторые игрушки крепились на специальных подставках-тумбочках, другие на планках-разводах. Порой внутрь изделий вставляли пружинки, отвечающие за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.
    Вернуться к оглавлению

    Мазыкская русская народная игрушка

    Сюжеты игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность продукции заключается в том, что при ее создании мастера используют только топор.

    Фигурки делают из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут полешку с торчащими сучками, которые в игрушке трансформируются в хвост, плавник или иную часть тела.

    Матрешка

    Символ России. Родина круглолицей барышни – Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.

    Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.

    Федосеевская русская народная игрушка

    игрушка 6

    Промысел был сосредоточен в Нижегородской губернии. В небольшой деревушке Федосеево проживал Яков Александрович Александров, которых из простых щепок мастерил забавные подвижные игрушки.

    Для создания деревянных сувениров умельцы используют нож и топор. Дощечки и щепки сколачивают гвоздиками и декорируют простым орнаментом. Изначально для росписи применяли гусиное перо. Позже изделие целиком помещали в краску желтого цвета, чтобы добиться солнечного фона. После этого на поверхности рисовали растительный узор.

    Основной сюжет игрушек – кони. Также можно встретит мебель для куколок, машинки, санки, лодки и карусели. Чаще всего для раскрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

    Птица счастья

    Обычно птичку подвешивают под потолком в переднем углу избы, где стоял стол с лавками. Когда закипал самовар пташка, повинуясь горячим парам воздуха, медленно начинала вращаться вокруг своей оси.

    Для изготовления фигурки берут карельскую сосну, ель, пихту или сибирский кедр. Первое время древесина имеет светлый оттенок, но затем становится золотистой. В старину изделие не раскрашивали.

    Заключение

    Русские игрушки – это культурное достояние нашей страны. На протяжении столетий славяне создавали уникальные технологии, которые передавались от старшего поколения к младшему. Народные игрушки отличаются оригинальностью и гармонично объединяют в себе характерные особенности региона, в котором были созданы.

    Читайте также: