Какими красками рисовать по дереву для поделок

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 02.09.2024

Роспись по дереву акриловыми красками

Акриловые краски для рисования по дереву нашли широкое применение в современном искусстве. Их используют для росписи деревянных изделий. Роспись по дереву является старинным народным ремеслом. Пока люди не научились обрабатывать металл, дерево являлось самым доступным материалом для изготовления бытовых предметов: кухонных принадлежностей, шкатулок для драгоценностей, сундуков для хранения вещей.

Краски на основе акрила для росписи по дереву

Краски для росписи по дереву.

Характеристики акриловой краски

Акриловые краски – это водно-дисперсионные красители, в основе которых лежат полиакрилаты (сополимеры), формирующие защитную пленку.

Основные компоненты смеси:

  • цветовой пигмент – предназначен для получения необходимого цвета, повышения показателя устойчивости к ультрафиолетовому воздействию;
  • полимерная акриловая эмульсия;
  • вода.
  1. Прочность, повышенная устойчивость к изнашиванию. Свежий краситель можно легко убрать с поверхности изделия. А когда покрытие полностью засохнет, оно уже не будет пропускать воду, и, в отличие от акварели, его можно мыть водой.
  2. Стойкость к атмосферным осадкам, ультрафиолетовым излучениям, температурным перепадам и механическим повреждениям. Краска не выгорает, не теряет свою первоначальную яркость после продолжительного периода эксплуатации деревянных изделий.
  3. Быстрое высыхание обработанных поверхностей. Через 2 часа после нанесения первого слоя красителя можно накладывать второй.
  4. Краска экологически безопасна для окружающей среды. Она не содержит вредных компонентов для человека, а при нагревании не выделяет токсичных веществ. Поэтому при работе с красителем не требуются дополнительные средства защиты.
  5. После застывания краски на поверхности обработанных предметов формируется защитная пленка, на которой не образуются трещины. Материал не боится высоких температур.
  6. Акриловое покрытие является паропроницаемым, поэтому не мешает выведению паров из дерева.

При выборе цвета для изделия необходимо учитывать, что первоначальный тон краски на основе акрила после ее высыхания на деревянной поверхности становится темнее.

Виды художественной росписи

Хохломская роспись красками

Вариантов росписи дерева акриловыми красками множество. Только хохломская роспись по типу орнамента имеет несколько подвидов. Широко распространены по всему миру такие техники росписи, как хохломская, владимирская, мезенская, борецкая, городецкая, волховская и пр. Но самыми знаменитыми являются мезенская, городецкая и хохломская техники.

Мезенская роспись – старинное искусство, представляющее собой орнаментный декор, который используется для посуды из дерева и прочих бытовых предметов. Основные характеристики:

  • используемые цвета – красный и черный;
  • дробные узоры – черточки, крестики и звездочки;
  • геометрический орнамент – крестики, ромбики и солярные диски.

Еще на деревянные изделия наносятся схематические изображения животных – оленей, коней. Роспись осуществляется по негрунтованным поверхностям. Сначала наносится рисунок красной охрой, затем выполняется обводка черной краской.

Городецкая роспись – технология, которая появилась в XIX в. Это более сложная техника мастеров Нижегородской губернии. Роспись выполнялась без предварительной разметки поверхности. Основные композиции – это цветы, сказочные и городские сюжеты.

Роспись городецкая

Мастера расписывали изделия темперными красками на ярком фоне. Поверхность предметов сначала покрывалась необходимым цветом фона, затем на него наносились большие цветные пятна.

На следующем этапе формировался рисунок с помощью тонкой кисти. Завершающая стадия росписи – наведение контраста с помощью тонких белых точек и штрихов.

Хохломская роспись – это старинный русский промысел, возникший в XVII в. в Нижнем Новгороде. На Руси всегда ценилась деревянная посуда. Но без предварительной обработки древесина хорошо впитывает воду и загрязняется. Поэтому предметы из дерева начали покрывать олифой – вареным льняным маслом, благодаря которому на изделии формировалась водонепроницаемая пленка.

Особенность этой расписной технологии – золотистый блеск готового покрытия без применения золота. Принцип золочения хохломы основан на старинной иконописной технологии. Чтобы сэкономить на золоте, фон икон исполняли серебром, а впоследствии алюминием и оловом. Затем выполняли изображения святых, обрабатывали льняным маслом и просушивали в печке. Под воздействием высокой температуры масляная пленка обретала золотой оттенок.

В хохломской росписи использовались следующие цвета: основные – это золотой, черный и красный, дополнительные – желтый и зеленый. Мастера работали без предварительной разметки поверхностей изделий, все детали наносились от руки. Основные мотивы росписи – растения, ягоды, животные.

Хохлома есть двух видов:

  • верховая роспись – по серебряному (золотому после обжига в печи) фону выполняется рисунок черным и красным цветом;
  • роспись под фон – наносится контур орнамента и заполняется черной краской, а на нем выполняют изображение золотым цветом.

Подготовка дерева

Покраска дерева

Покраска дерева предполагает выполнение комплекса работ.

Перед нанесением изображения основания предметов тщательно обрабатываются: выравниваются, шлифуются и зачищаются, покрываются грунтовкой для повышения адгезии. А чтобы продлить срок службы, изделия после покраски дополнительно покрывают лаком.

Пошаговая инструкция подготовки деревянного предмета к покраске:

  1. Поверхность изделия обрабатывается наждачной бумагой (зернистость 140-180). Для обработки изогнутых частей предмета можно использовать шлифовальную абразивную губку. Шлифование нужно выполнять только вдоль расположения древесных волокон.
  2. После проведения шлифовки с поверхности необходимо полностью убрать пыль специальной обтирочной тканью. Приобрести такую ткань вместе с наждачной бумагой можно в любом хозяйственном магазине или в торговых точках по рукоделию. При отсутствии обтирочной ткани можно воспользоваться тканевой тряпкой, смоченной водой и хорошо отжатой. Протирать поверхность изделия рекомендуется даже в том случае, если шлифовальные работы не проводились, т. к. имеющаяся на нем пыль будет мешать закреплению грунтовочного материала и краски.
  3. На подготовленную поверхность деревянной заготовки наносится грунтовочный слой под покраску, который улучшает сцепление раствора с древесиной. Грунтовку можно распылять по поверхности с помощью специального баллончика или наносить кистью. Сначала рекомендуется обрабатывать переднюю часть изделия, затем боковые и в конце – заднюю.
  4. Прежде чем приступать к покраске предмета, грунтовке необходимо дать полностью высохнуть. А чтобы поверхность получилась максимально гладкой, рекомендуется первый грунтовочный слой после высыхания зачистить наждачной бумагой и покрыть следующим. Такую процедуру рекомендуется выполнять до полного исчезновения неровностей на изделии.

Как сделать рисунок

Изображения на деревянных поверхностях можно рисовать разными способами:

  • при помощи предварительно подготовленного трафарета;
  • использовать точечную технику росписи;
  • сделать рисунок по эскизу.

Выбор расписной техники зависит от навыков и опыта мастера.

Трафаретный метод

Трафаретный метод

Трафаретная печать по дереву.

Использование трафарета для нанесения изображения – это самый простой способ рисования по дереву. Готовый шаблон рисунка накладывается на основание, обводится карандашом и раскрашивается акрилом.

Трафарет любого изображения можно изготовить самостоятельно. Для этого достаточно найти в интернете необходимый рисунок, распечатать на принтере и вырезать. А можно заказать изображение у знакомого художника.

Точечный метод

Эта технология росписи по дереву подойдет тем, у кого отсутствуют художественные навыки. С помощью точечного рисования можно создавать красивые узоры.

По технологии точечного рисования на готовый эскиз наносится множество точек, которые являются ориентирами для копирования изображения на деревянную плоскость. Чем больше таких ориентиров, тем точнее можно перенести оригинал картинки на необходимый предмет.

Воспользовавшись точечной методикой копирования, даже те, у кого нет навыков рисования, могут создавать художественные шедевры. Для этого надо скопировать мягким простым карандашом точечный эскиз на поверхность предмета из дерева и покрыть красками под оригинал или проявить собственную фантазию.

По эскизам

Под методикой росписи по эскизам подразумевается свободное творчество. Мастер предварительно создает эскиз изображения, затем переносит его на деревянное изделие и раскрашивает.

Для художников эскизами выступают детали картин. А те мастера, которые не занимаются профессионально творческой деятельностью, могут использовать в качестве эскизов геометрические фигуры. При помощи эскизов можно создавать собственные узоры, используя растительные и геометрические компоненты.

После полного высыхания декорированную поверхность рекомендуется покрыть тонким слоем лака, состав которого подбирается в зависимости от используемых красителей. Это увеличит период эксплуатации предмета.

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Чем грунтовать

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Акриловые лаки, конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Полиуретановые лаки тоже зарекомендовали себя хорошо. Некоторые из них до того незаметны на поверхности, что роспись может показаться даже наклейкой.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения. Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.

Одним из старейших видов творчества и рисунка считается роспись по дереву. Данный способ декорирования был широко распространен на Руси, с помощью красок расписывали деревянные доски, оформляли панно, подносы и шкатулки. Чтобы научиться самостоятельно декорировать деревянные предметы, нужно лишь изучить основные техники росписи.

Роспись по дереву

Основные виды росписи

Данный вид декоративно-прикладного искусства передавался из поколения в поколение. Взрослые вместе с детьми изображали оригинальные узоры по народным мотивам, которые позже обрамлялись в рамы. Популярным считалось декорирование с помощью росписи различных предметов интерьера. В таком виде дошло данное искусство до сегодняшних дней, когда декоративной росписью по дереву украшают мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

Роспись на деревянной посуде

В качестве материала для работы мастера используют красящие составы разного назначения. По дереву можно рисовать гуашью, акрилом, акварелью и даже маслом. Изготовить самостоятельно красивую расписную доску для нарезки продуктов не составит труда даже ребенку: весь процесс состоит из подбора рисунка, его перевода на поверхность, постепенного разукрашивания. Немаловажным считается достигнуть правильного сочетания цветов, чтобы досочки выглядели гармонично.

Техники росписи бывают трех видов:

  • Хохлома – характеризуется черным фоном, а также желтым и красным цветами, где изображаются причудливые цветы.

Роспись Хохлома

  • Городецкая роспись – основные мотивы составляют рисунки, посвященные городским сценкам, былинам и цветочным композициям.
  • Мезенская роспись – вид рисования по дереву, основными сюжетами которого являются орнаменты и кони.

Мезенская роспись

Чтобы научиться выполнять роспись по дереву, необходимо ознакомиться с основными приемами, о которых можно узнать в следующих разделах.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.

Для работы потребуется:

  • разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
  • указанные краски необходимых цветов;
  • кисточки;
  • трафареты для росписи.

Выбирайте качественные художественные акриловые краски, которые имеют достаточную густоту – именно так рисунок будет насыщенным.

Акриловые краски для росписи по дереву

Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева . После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.

Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

Роспись разделочной доски акриловыми красками

После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно — роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.

На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.

Роспись дерева акварелью и ее особенности

Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.

Акварельная роспись матрешки

Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:

  • способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
  • отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
  • нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
  • возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.

Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.

Гуашь для росписи как альтернатива

Разделочная досточка для кухни – один из практичных предметов регулярного обихода. Чтобы данная принадлежность ежедневно радовала глаз, ее рекомендуется расписать, сделать это можно гуашевыми красками по дереву. Такой красящий материал имеет схожесть с акрилом, однако по насыщенности немного проигрывает.

Роспись по дереву гуашью состоит из таких этапов:

  1. Шлифовка доски. Если поверхность изделия была недостаточно ровной, ее необходимо отполировать наждачной бумагой.
  2. Защита структуры. Если доска не имеет лакового покрытия, ее необходимо обработать морилкой.
  3. Грунт. Для этого используется акрил любого подходящего цвета. Деревянную доску стоит аккуратно покрыть краской без пробелов. Это будет способствовать легкому и быстрому раскрашиванию.
  4. Рисунок. После перевода изображения или самостоятельного рисования необходимо приступать к росписи на доске. Для начинающих лучше выбирать простые орнаменты или цветочные мотивы. Прежде чем раскрашивать дерево гуашью, можно добавить в баночку немного клея ПВА для лучшего сцепления.
  5. Лакировка. После окончания процесса, рекомендуется вскрыть изделие лаком. Можно использовать любой состав, которые есть дома, однако наиболее подходящим считается акриловый лак без запаха.

Мастер-класс, представленный ниже на фото, рассчитан на людей, не имеющих навыки в росписи кухонных досок. Роспись по дереву приносит удовольствие, а полученный результат приводит в восторг всех окружающих.

Наносить лак на готовое изделие необходимо в несколько слоев, но после полного высыхания предыдущего слоя. Кухня – место, где постоянно воздействует влага, поэтому данный этап считается обязательным.

Роспись разделочной доски своими руками

Методы перевода рисунка на основу

Некоторые любители рисовать по дереву только с опытом начинают самостоятельно изображать картинки на дереве. Начинающим такое занятие не под силу, поэтому встает вопрос, какие существуют способы перевести картинку на деревянную основу? О них подробнее можно узнать ниже:

  • Копирка. Данный метод считается самым простым – для него необходимо наличие обычной темной или (в случае черной основы) белой копирки. Распечатанный лист накладывается на копирку, под которой размещена заготовка из дерева. С помощью ручки, рисунок обводят по контуру полностью. В итоге на заготовке образуется изображение, которое можно разрисовать. Полученное расписанное изделие отличается аккуратностью.

Перевод рисунка через копирку

  • Калька. Чтобы роспись имела красивые границы, можно воспользоваться калькой. Для этого ее накладывают на подготовленный рисунок и обводят его по контурам. Далее лист переворачивают и обильно натирают графитом. После этого кальку накладывают на дерево и острым предметом обводят изображение. С помощью такого метода реально нарисовать даже самые сложные узоры.

Перевод рисунка через кальку

  • Мыло. Способ аналогичен предыдущему, однако хорош, когда шаблоны для росписи переводятся на черную поверхность. Необходимо повторить те же операции, только натереть кальку не графитом, а мылом.

Для оттачивания мастерства специалисты рекомендуют использовать разные техники росписи на дереве. Неплохо рисовать и на бывшей деревянной основе под поднос, на шкатулке или других вещах. Полученные изделия можно дарить в подарок или украшать ими дом.

Роспись по дереву – это достаточно старая, но все еще вполне актуальная техника изготовления декоративных объектов, которая используется в том числе и в интерьерных работах. Для освоения данной методики не требуются особые навыки (впрочем, чем лучше вы рисуете, тем лучше будет результат), так что наша статья будет полезна не только опытным мастерам, но и новичкам.

Раскрасить деревянную заготовку, чтобы получить красивый сувенир, сможет почти любой!

Раскрасить деревянную заготовку, чтобы получить красивый сувенир, сможет почти любой!

Материалы для работы

Выбор краски

Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:

Профессиональный художественный акрил

Профессиональный художественный акрил

Краска Особенности
Акрил Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением.
  • Легко наносится на подготовленную поверхность.
  • Отличается значительной укрывистостью (под ним не проступает текстура материала).
  • Достаточно быстро сохнет.
  • Не тускнеет при высыхании и практически не обесцвечивается со временем.

Темперные краски в тубах

Темперные краски в тубах

Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.

Компоненты и инструменты

Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:

  • Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
  • Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.

Обратите внимание!
Шпатлевку для работ по дереву можно купить в готовом виде, а можно изготовить своими руками, смешав клей ПВА, мелкие древесные опилки и масляную краску нужного оттенка.
Желательно, чтобы шпатлёвка была как минимум не темнее основной детали, поскольку в таком случае придется тратить время и силы на маскировку темного пятна.

  • Водные, спиртовые или масляные морилки.
  • Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
  • Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).

Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:

Нам понадобятся кисти разной формы и размера

Нам понадобятся кисти разной формы и размера

Обратите внимание!
Если ранее вы не занимались ни росписью, ни рисованием вообще, то пробовать свои силы можно и синтетическими кистями.
Качество у них не ахти, но и стоимость вполне бюджетная.

  • Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
  • Валики – для обработки больших поверхностей.

Для работ по трафарету можно использовать валики

Для работ по трафарету можно использовать валики

  • Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.

Пример использования трафарета

Пример использования трафарета

Среди вспомогательных предметов можно выделить:

  • Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
  • Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
  • Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
  • Баночки с водой – для мытья кистей и разведения краски.

Обратите внимание!
При работе с художественным акрилом на спиртовой основе вместо воды специалисты рекомендуют использовать смесь водки с водой (1:1).
Применение такой смеси позволяет наносить акриловые краски ровно, без разводов и обтекания.

Техника росписи

Подготовка поверхности

Теперь, когда все необходимое у нас есть, можно приступать к работе. Ниже приводится инструкция, которая описывает методику выполнения основных операций по росписи деревянного изделия.

Деревянные заготовки

Совет!
Начинающему художнику стоит практиковаться на заготовках, которые легко можно найти в специализированных магазинах.
Если же азы вы освоили, то можно переходить к украшению мебели, изготовлению декоративных панно и т.д.

Чтобы краска легла ровно и держалась прочно, древесину нужно подготовить к росписи.

Делается это так:

  • Если объект изготовлен из нескольких деталей, то все щели между ними нужно тщательно зашпаклевать. После завершения шпаклевки оставляем изделие до тех пор, пока материал не высохнет и не станет достаточно твердым для шлифовки.
  • Берем наждачную бумагу и обрабатываем окрашиваемые поверхности для удаления всех неровностей. При этом важно постепенно уменьшать размер абразивного зерна: так мы получим равномерную шелковистую текстуру.

Шлифовку выполняем строго вдоль волокон, как показано на фото

Шлифовку выполняем строго вдоль волокон, как показано на фото

  • При обработке следим, чтобы наждачная бумага не делала заусенцев. Для этого все движения выполняем исключительно вдоль волокон.
  • Завершив шлифовку, обеспыливаем поверхность. Для этого достаточно протереть дерево влажной ветошью и дать ему высохнуть.

После высыхания переходим к грунтовке.

Здесь можно поступить двумя способами:

  • Во-первых, дерево можно пропитать морилкой.
  • Во-вторых, можно нанести грунтовочный слой. В качестве грунта для дерева под покраску может использоваться разведенный водой клей ПВА, краска в аэрозольном баллоне (желательно матовая) или акриловая/темперная краска, которую мы наносим широкой кистью или валиком.

Перед началом работы грунтуем деталь

Перед началом работы грунтуем деталь

Обратите внимание!
Поскольку акриловые краски для росписи по дереву отличаются хорошей укрывистостью, ими можно работать и по темному грунту.
А вот темпера или акварель обладают достаточно прозрачной текстурой, потому темная основа будет просвечивать, так что лучше брать светлый грунт.

Нанесение контуров

Даже если вы хорошо владеете техникой росписи, все равно работать нужно по предварительно нанесенному эскизу.

При этом создать изображение на деревянной поверхности можно несколькими способами:

  • Во-первых, мы можем нарисовать нужный нам орнамент или картинку простым карандашом. Для облегчения работы на объект наносим масштабную сетку, после чего рисуем по ней, соблюдая пропорции.

Переносим рисунок на основание

Переносим рисунок на основание

  • Во-вторых, можно скопировать готовый рисунок. Распечатываем изображение на принтере, подкладываем под него лист копировальной бумаги и обводим контуры простым карандашом или пластиковым стержнем.

Совет!
Следы от копировальной бумаги с дерева легко стираются, потому роспись нужно выполнять аккуратно, стараясь не стереть нанесенные линии.

  • В-третьих, геометрические орнаменты часто не копируют, а перекалывают. Для этого лист с рисунком закрепляем поверх доски и тонкой иглой наносим на дерево неглубокие проколы в ключевых точках. После этого снимаем бумагу, а отметки на дереве соединяем линиями с помощью линейки.
  • Наконец, можно использовать готовые шаблоны для росписи по дереву. И хоть их обычно применяются непосредственно на этапе нанесения краски, по шаблону или трафарету можно скопировать нужный рисунок, что позволит нам ориентироваться при росписи.

В некоторых случаях простым нанесением контура дело не ограничивается. Изображенные линии можно либо прорезать резцом, сформировав рельефные углубления, либо обработать выжигателем. В этом случае декорирование будет выполнено в комбинированной технике.

Роспись и лакировка

Теперь у нас все готово, и мы можем начинать сам процесс росписи.

На этом этапе результат напрямую зависит от вашего мастерства, потому ниже мы приведем только основные советы:

Сначала наносим контуры основных объектов

Сначала наносим контуры основных объектов

  • Прежде чем приступить к работе, тщательно перемешиваем все краски. Особенно важно хорошенько встряхивать баночки с акрилом и гуашью: от длительного хранения эти составы расслаиваются, и пигмент оседает на дно.
  • Затем выкладываем небольшое количество краски на палитру и разводим ее водой до нужной консистенции. Краски в баночках иногда можно использовать без разведения, но и в этом случае кисть нужно обильно смачивать. Если этого не сделать, то пигмент ляжет неровно, а при высыхании будет трескаться и деформироваться.

Роспись – самый сложный этап

Роспись – самый сложный этап

  • Роспись выполняем ровными мазками, при необходимости нанося краску в несколько слоев. Вначале прорисовываем крупные элементы и прокрашиваем фоновые области, затем переходим к мелким деталям.

После завершения росписи рисунок стоит защитить.

Для этого выполняем лакировку:

  • Первым слоем наносим нитролак (нитроцеллюлозный прозрачный состав, маркировка НЦ). Нитролак укладываем тонким слоем прямо на краску и оставляем сохнуть в течение часа.

Крышка с рисунком после обработки матовым лаком

Крышка с рисунком после обработки матовым лаком

  • В качестве второго слоя можно использовать художественный пентафталевый лак (ПФ), а также алкидно-уретановые (АУ) и алкидно-акриловые (АС) составы. Они обеспечат надежную защиту рисунка и деревянного основания от влаги.
  • Третий слой также наносят художественными составами, используя пентафталевые или масляные лаки.

После завершения лакировки изделием можно пользоваться, не боясь повредить рисунок.

Заключение

(с) 2016. Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.

Роспись по дереву — одно из старейших декоративно-прикладных искусств. Технология создания расписанных произведений искусства из дерева, передаваемая из поколения в поколение, издавна пользуется популярностью в нашей стране и является частью как русской художественной культуры, так и повседневной жизни.


В каждом уважающем себя доме имелись украшенные умелыми мастерами предметы домашнего обихода: деревянные доски, шкатулки, игрушки, ложки, хлебницы и подносы. На них были изображены сказочные персонажи, сценки из литературных произведений, животные, цветы. Оригинальные узоры были выполнены в ярких цветах.


В селах русского Севера еще можно увидеть расписанные несколько столетий назад деревянные дома. Широко используется это художественное ремесло и в наши дни. Самобытные изделия прекрасно смотрятся в любом интерьере, как в доме, так и в офисе.



Особенности росписи по дереву

Роспись по дереву представляет собой художественную обработку предметов из этого распространенного и удобного для творчества материала.


Техника знаменитого народного ремесла заключается в нанесении контура рисунка на деревянную поверхность и последующем раскрашивании его в яркие цвета.


В некоторых направлениях искусства росписи изображения сразу создаются кистью. В древние времена в качестве красок использовались мел, угол и глина, а изящество узоров требовало применения специальных, тонких инструментов нанесения. В работу шли палочки, птичьи перья и даже человеческие волосы.


Искусно расписанные деревянные изделия всегда радуют разнообразием сюжетов, цветовой гармонией, пластикой и изяществом линий.


Виды росписи по дереву

Самыми популярными техниками этого русского промысла являются хохлома, городецкая роспись и мезенская роспись.





Хохлома

Для этого способа художественной обработки дерева, который невозможно перепутать ни с каким другим, характерны красные и желтые цвета на черном фоне.


С помощью уникальных технологий опытные живописцы придают своим изделиям золотистый блеск без использования золота.


Роспись наносится вручную, без предварительных разметок.


Самыми распространенными изображениями являются цветы, ягоды, листья, красочные петухи и жар-птицы.


Городецкая роспись

Сюжетными композициями в этой знаменитой технике являются сцены из жизни крестьян и купцов, сюжеты из народных сказок и былин, знаменитые городецкие кони и птицы, символизирующие собой богатство и удачу, самые разнообразные и удивительно гармоничные композиции из цветов и листьев.


Городецкая роспись отличается яркими расцветками, выполненными на желтом фоне. Такое сочетание делает эти произведения искусства еще более нарядными и красочными.


На предмет наносится фоновый цвет, затем — крупные яркие пятна. Рисунок прорабатывают тонкой кистью и добавляют к изображению белые штрихи.


Мезенская роспись

Уникальные орнаменты, как бы сплетенные из узоров красного и черного цветов и в своей совокупности создающие ощущение динамики, являются отличительными чертами одной из старейших школ русского искусства росписи по дереву, возникшей много веков назад в Архангельской области.


Для оформления деревянной поверхности используются также изображения лошадей и других животных. Мастера наносят изображение без предварительного контура на негрунтованное дерево красной охрой, а затем дополняют черной обводкой.


Акриловая роспись

Густые, легко наносящиеся на деревянную поверхность акриловые краски — один из самых популярных материалов для художественной обработки дерева, ведь с их помощью можно создать настоящее произведение искусства даже из обычной разделочной доски.


Данные красящие составы образуют надежную защитную пленку на деревянной поверхности, поэтому после их использования нет необходимости покрывать готовое изделие лаком, если оно не будет применяться для бытовых нужд, а предназначено только для выполнения декоративной функции.


Однако стоят акриловые краски недешево, поэтому вряд ли подойдут в качестве материала для экспериментов начинающих художников.


Изображения, созданные с их помощью, получаются стойкими и насыщенными цветом, а поверхность — матовой и бархатистой.




Роспись гуашью

Данный вид краски — наиболее удобный вариант для новичков, которые еще не успели отточить навыки в этом мастерстве.


Гуашь легка в использовании, но непригодна к созданию сложных узоров.


Рисунки, созданные с принесением этого красящего материала, всегда отличаются особой яркостью и выразительностью. Декор деревянных предметов гуашью, как и акриловыми красками, осуществляется по общепринятой технологии. Однако для разведения этого вида краски используют водный раствор клея ПВА (1 часть воды на 1 часть клея) — в этом случае узор держится прочно, поэтому нет необходимости в предварительной грунтовке поверхности.


После росписи красками изделие нужно просушить и при необходимости закрепить акриловым лаком.






Подготовка деревянной поверхности

Предмет, предназначенный для художественной обработки, нуждается в тщательной подготовке, процесс которой состоит из следующих этапов:

  1. Очистка дерева, удаление сучков и шероховатостей, если они есть.
  2. Обработка поверхности наждачной бумагой для придания ей окончательной гладкости.
  3. Покрытие грунтовкой для создания защитного слоя, чтобы рисунок ровно лег на заготовку.
  4. Подсушивание заготовки в течение нескольких часов.
  5. Нанесение цветовой основы.
  6. Полировка наждачкой.


Следующим этапом будет нанесение изображения на заготовку. Начинать работу следует с крупных деталей.


Как перевести рисунок на поверхность

Если вы — начинающий творец и уровень ваших художественных навыков пока недостаточно высок, чтобы сразу расписывать заготовку, можно подобрать рисунок, перевести его на деревянную поверхность и раскрасить.


Основными методами перевода изображений являются:

  1. С помощью трафарета. Купленный в магазине, сделанный самостоятельно или распечатанный трафарет прикладывают к подготовленной поверхности и аккуратно обводят его мягким карандашом.
  2. По эскизам. Заранее приготовленный рисунок на бумаге переносят на деревянную поверхность с помощью копирки.
  3. Точечный способ. На рисунок-эскиз наносится множество точек, выполняющих роль ориентиров. Их надо как можно точнее скопировать на рабочую поверхность и соединить линиями.


Мастер-класс художественной росписи по дереву

Украсить свой дом предметами расписного декора, чтобы порадовать себя и близких, и получить ценный опыт в этом уникальном ремесле совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы создать своими руками красиво расписанную поделку, достаточно разработать навыки владения кистью, в точности следовать основным техникам и, конечно, подготовить все необходимые инструменты и материалы.


Для работы используют различные красящие составы: гуашь, акварель, акрил и масло. Их нужно выбирать особенно тщательно, ведь от этого зависит окончательный результат работы.


Очень важно правильно подобрать цвета, чтобы изображение получилось красивым и гармоничным.


Кроме красок и деревянной заготовки нам понадобятся:

  • наждачная бумага разной степени зернистости;
  • морилка для подчеркивания естественного рельефа дерева и придания ему нужного оттенка;
  • кисточки (их должно быть несколько, разных размеров и толщины);
  • грунтовка;
  • бумажные листы, карандаш и ластик (для тех, кто работает по эскизам);
  • прозрачный лак для закрепления росписи;
  • емкость для воды или растворителя.


Процесс украшения деревянных предметов затейливыми узорами способен принести огромное эстетическое удовольствие мастеру и привести в восторг всех окружающих.


Расписанный вручную сувенир станет отличным подарком к любому празднику, добавит в помещение тепла и уюта, будет ежедневно радовать глаз яркими, насыщенными цветами.

Читайте также: