Как сделать куклу технология 5 класс
Тряпичная кукла – это наша история, традиция, культура. Она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. В русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Поэтому часто игрушка могла быть оберегом, свадебным атрибутом, а также предназначаться для забавы детям.
Цель проекта:
-.совершенствовать свои возможности в области текстильной куклы;
- создать авторскую куклу и подарить сестре.
Задачи проекта:
- Изучить источники информации с целью выбора изделия;
- Совершенствовать навыки в технологии изготовления текстильной куклы;
- Пополнить свою коллекцию текстильных кукол новым экземпляром.
Актуальность проекта:
Большинство современных подростков не привлекают занятия рукоделием. Лучшая организация их досуга - это посещение развлекательных страниц интернета, прогулки с друзьями. Но среди них есть и те, кто с удовольствием окунается в мир творчества, удивляет родных и знакомых своими изделиями, посещая кружки. Я считаю, что любой ребёнок должен быть всесторонне развит.
Планируемый результат
Изготовить оригинальную, неповторимую, авторскую тряпичную куклу из натурального материала. Она должна стать одновременно подарком и своеобразным талисманом-оберегом для моей младшей сестры.
Основные этапы выполнения проекта:
1. История текстильной куклы.
2. Эскиз будущей куклы.
3. Процесс работы.
6. Оценка работы.
Основная часть .
История создания текстильной куклы .
Куклы были в любой семье, даже самой бедной. Это могло быть просто полено, завёрнутое в лоскутки. Или сшитая тряпичная кукла.
С веками кукла стала, не только игрушкой, но и модной вещицей, дорогим подарком, интерьерной куклой. В Европе кукол делали художники и скульпторы, знаменитые мастера. Это были настоящие произведения искусства - авторские куклы, изготовленные из фарфора, воска, глины, дерева, тряпичные. Их обряжали в тканевые наряды по последнему писку моды.
В жизни современного человека, кукла не ушла на второй план как игрушка для ребенка. Кукла опять вернулась к нам как оригинальный подарок, коллекционная кукла (авторская работа), прекрасное дополнение, изюминка в интерьере. И просто молчаливое существо, несущее в себе тепло человеческих рук, его создавших. Глядя на такую куклу, мы начинаем улыбаться, и сердце наполняется теплом. И Мир становится чуточку добрее.
Кукла для ребёнка это очень хороший друг. В интерьере кукла играет роль украшения или стать оберегом семьи.
Первая авторская кукла появилась в 1999 году. Звали такую куклу Тильда. Тильда (англ. Tilda) — тряпичная кукла, созданная норвежским дизайнером Tone Finnanger в 1999 году и получившая широкое распространение по всему миру. Самые узнаваемые признаки куклы Тильды это глаза в виде маленьких точек и румяные щечки на тряпичной фигурке куколки. Тильда обычно женского рода, но встречаются очень разные вариации тильд, в том числе и куклы животных.
Tone Finnanger Елена Войнатовская
Оксана Скляренко Ийя Чуракова
Но в современном мире есть очень много авторов книжек "Текстильные куклы", это к примеру: Елена Войнатовская, Оксана Скляренко, Лидия Мудрагель, Корин Красберкю, Елена Лаврентьева, Ийя Чуракова, Елена Кагальникова и другие.
Редкий человек может оставаться равнодушным, глядя на куклу или игрушку. Особенно если это не массовый поточный фабричный пошив, а текстильная авторская кукла в единичном экземпляре. Ведь в процессе работы обдумывается каждая деталь, каждый штрих и характер куклы. В игрушку, сделанную своими руками, с любовью, вкладывается частичка души и любви мастера. Такая кукла несёт в себе положительный заряд. Имея такую куклу, мы приносим в свой дом ангела-хранителя домашнего очага, тепла и любви его обитателей.
Взрослый человек, занимающийся пошивом кукол, словно возвращается в детство, наполняет свою жизнь волшебством и гармонией.
Материалы и инструменты.
Для своей будущей авторской куклы я использовал
1 - Лоскут бежевой ткани для пошива тела;
2 - Два лоскута цветной ткани для пошива одежды;
3 - Нитки для шитья;
4 - Пряжа для создания причёски;
5 - Объёмный синтепон для набивки;
6 - Акриловые краски;
9 - Утюг и гладильная доска.
Выбор модели и экологический анализ проекта.
Поэтому мне пришлось ещё раз просмотреть множество журналов, книг по изготовлению тряпичных кукол. Мир кукол огромен и многообразен. Мне понравились многие модели кукол. Передо мной встал выбор – создать куклу похожую на куклу увиденную на страничках интернета, или придумать неповторимую, авторскую куклу.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Кукла- оберег 5 класс. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Кукла — первая среди игрушек. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить ее или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке.
Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста, куски ткани, кукурузные листья, дерево)
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. А без лица, она просто передает через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его души, добрых пожеланий, тепла.
Для кукол шили одежду. Иногда это были миниатюрные народные костюмы, традиционные для той или иной местности. Когда-то такие куклы делали повсюду: наши прапрабабушки других кукол и не знали. Для кукол шили одежду. Иногда это были миниатюрные народные костюмы, традиционные для той или иной местности. Когда-то такие куклы делали повсюду: наши прапрабабушки других кукол и не знали.
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора - шапочки (сороки). Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами. В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора - шапочки (сороки). Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами.
В один из концов вкладываем вату или любой другой наполнитель. Раньше мамы вкладывали просто клубок ниток. Ведь кукла делалась на короткое время, чтобы успокоить и дать поиграть малышу.
Руки заводим назад и приматываем к шее. Нитку можно оборвать. Берем нижний конец и обвязываем вокруг шеи. Кукла готова.
Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Оберег – не просто занятная вещичка, он имеет конкретный практический и мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание наших далёких предков. Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, которую вы можете создать своими руками. Фантазируйте, верьте, загадывая желания, и тогда обереги станут магическими, а если нет веры, то пусть оберег останется красивой куклой.
Тест: 1. Из каких материалов делали кукол-берегинь: а. шелк б. солома в. ткань 2. Почему кукла была без лица: а. не умели красиво рисовать б. боялись ,что оживет и навредит в. чтобы не путать с ребенком. 3. Кто изготавливал кукол-берегинь: а. дети б. дедушки в. женщины
Тест 4 .Кому дарили кукол-неразлучников: а. на свадьбу молодоженам б. детям на праздник в. старикам на день рождение 5. Какие цвета в основном применялись в куклах: а. синие б.красные в. зеленые
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Тема творческого проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклыпроект куклы
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Урок технологии в 5 классе "Народная игрушка: куклы - закрутки"
МБОУ Замишевская СОШ
Учитель технологии: Янкова Мария Михайловна
Образовательная: сформировать знания учащихся о технологии изготовления куклы – закрутки;
научить выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии;
развивать зрительную память учащихся, умения и навыки работы с лоскутом и различными материалами;
развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся;
стремление к самостоятельному творчеству;
содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки.
воспитывать коллективизм, любовь к древним видам искусств,
привить аккуратность выполнения операций;
формирование умений работать в малой группе;
Тип урока: комбинированный:
Методы обучения: словесный, наглядный, наглядно-демонстрационный, практический;
ПИ – практически – индивидуальные, ПИ – практически – дедуктивные;
Материалы и инструменты: лоскуты различных х/б тканей, пряжа, ножницы,
I Организационная часть. На перемене.
1. Приветствие и организация внимания учащихся.
2. Определение темы, цели и задач урока.
3. Подготовительный этап: подготовка рабочего места, необходимых материалов и инструментов, надевание спецодежды.
- Здравствуйте, гости дорогие….. Но я вас сегодня встречаю не одна, со мною вот такая кукла-закрутка, зовут её Марья – искусница, что то интересное она хочет вам рассказать…
Ребята, как вы думаете, что?
Да, действительно, мы сегодня будем говорить о куклах, но не о тех куклах, которые есть у вас дома или продаются в магазине, мы поговорим с вами о куклах наших предков.
Мы попробуем повернуть время вспять, закройте глаза: и вот мы в крестьянской избе, что же мы видим?
- На столе тканая скатерть…
- Утварь: чугунки, ухваты, прялка, утюг и т.д.
- И много разных кукол…
Об истории куклы, её образах, символике (приобретение новых знаний),
Знакомство с образцами и технологией изготовления кукол (наглядно – демонстративный метод).
Чтобы избавить всех домашних от опасности заболеть, хозяйка скручивала из лоскутков двенадцать куколок размером 5-6 см, изображающих лихорадок, и прикрепляла их к печи.
Таких куколок сделать совсем нетрудно, и очень легко сделать их украшением интерьера. Да и имена у них очень интересные:
Трясея, Огнея, Глядея (Глазея), Аваркуша, Храпуша (Хрипуша), Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Ломея, Дремлея, Дрехлея, Ветрея, Смутница, Зябуха
Обычай заговаривать болезни именно в день св. Сильвестра отразился в его характеристике, закрепившейся в народе: "Селиверстов день гонит лихоманок-сестер за 77 верст".
- Ой, ребятушки, я вот тут из своего сундучка достала столько кусочков материи, как же понять какую куклу из чего делать? Давайте мы подумаем, что же означают имена сестер?
-А знаете когда же появилась первая кукла? Какая она была?
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.
Рассказ о народной русской игрушке – шитой тряпичной кукле. Показ фотографий и образцов кукол – закруток, образцов тканей.
Часто на посиделки вместе с прялкой брали корзинку с куклами, по которым окружающие судили о мастерстве хозяйки. На кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали рубашечку.
Дарить игрушки, куклы – народный обычай. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы, - будет в семье прибыль.
Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить:
по назначению - на игровые, обереги и этнографические;
по способу изготовления - на закрутку и сшивную;
по образу - на куклу-крестьянку и куклу-барыню.
Изготовление кукол доставляет огромную радость, особенно тогда, когда мама и дочка работают вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.
Как делать куклу.
Если решите и вы попробовать куклу-закрутку смастерить, помните об одном: очень важно делать ее с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания.
Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.
Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
III Практическая часть:
Демонстрация образца куклы – закрутки.
Показ трудовых приемов.
Правила использования инструкционных карт.
Безопасные приемы труда с ножницами.
Практическая часть: выполнение творческого задания: кукол – закруток: Трясеи, Огнеи, Глядеи (Глазеи), Аваркуши, Храпуши (Хрипуши), Пухлеи, Желтеи, Авеи, Немеи, Глухеи, Каркуши, Ломеи, Дремлеи, Дрехлеи, Ветрея, Смутницы, Зябухи.
Для изготовления кукол – завёрток необходимы:
хлопчатобумажная ткань размером 25 на 30 см, кусочки ватина, синтепона или ваты, пряжа красного и других цветов.
1. Вырезаем квадрат из ткани размером 25 на 30 см, всего 12 квадратов разного цвета.
2. В центр квадрата кладётся скрученная ткань (синтепон, ватин, вата) для головы куклы.
3. Ткань сворачиваем таким образом, чтобы голова оказалась в центре.
4. Полученный свёрток сгибаем пополам, привязывая на голове красную нить, отделяем голову нитью можно другого цвета.
5. Поднимаем переднюю часть ткани к голове, закладываем внутрь комочек из синтепона – это тельце куклы.
6. Переднюю часть ткани опускаем и перевязываем получившееся тельце крест-накрест красными нитками.
7. Берём длинную красную нить, привязываем к ней за нитки на головах все 12 кукол, можно продеть нитку через головы кукол.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы идём, идём. (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.)
Ваши пальцы все проснутся.
Ваши губы улыбнутся.
Даже ваши пальцы в танце.
И чего же тут скрывать,
Каждым пальцем, каждым пальцем,
Можно танец танцевать.
(Дети показывают движения, соответствующие каждой строчке стихотворения.)
Наблюдение за работой учащихся.
Инструктирование по возникающим вопросам, обращая внимание на правильное выполнение работы.
Читайте также: