Как сделать куклу по технологии 4 класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 08.10.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского и карельского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя, ребенок учился вести хозяйство, познавал закономерности семейных связей и отношений. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она была в каждом доме, а в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни.

Кукла-скрутка Изготавливалась на празднике последнего снопа. Представляет собой холщовый мешочек, набитый зерном. Хранилась среди кухонной утвари, символизируя достаток в доме.

В далёкие времена люди верили в духов живой и неживой природы, о которых до сих пор сохранились различные легенды, сказки, предания. Вот и придумали хитроумные хозяйки куклы- обереги, которые могли уберечь дома и скарб от недобрых духов. В далёкие времена люди верили в духов живой и неживой природы, о которых до сих пор сохранились различные легенды, сказки, предания. Вот и придумали хитроумные хозяйки куклы- обереги, которые могли уберечь дома и скарб от недобрых духов.

Эта кукла изображала женщину во время покоса. Эта кукла приближала ребёнка к древним традициям, как бы делала его участником взрослой работы. Эта кукла изображала женщину во время покоса. Эта кукла приближала ребёнка к древним традициям, как бы делала его участником взрослой работы.

Делалась ребёнку матерью или бабушкой. Имела обереговый смысл. Защищала от сглаза. Делалась ребёнку матерью или бабушкой. Имела обереговый смысл. Защищала от сглаза.

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол.

КУКЛЫ – БЕРЕГИНИдля защиты дома, семьи

Расскажу ей сказку -Она закроет глазки,Поиграем - будем спать,Уложу ее в кровать. Что за милая игрушка: Утром - дочка, днем - подружка?

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток.

Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её

Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.

Десятиручкапомогала женщинам в разных домашних делах)

Колокольчикоберег хорошего настроения, чтобы в доме были радость и веселье

Крупеничка(оберег на сытость и достаток в семье)

Неразлучники(мощная защита против злых сил, оберег на благополучие всего семейства)


КУКЛЫ – БЕРЕГИНИдля защиты дома, семьи


Расскажу ей сказку -Она закроет глазки,Поиграем - будем спать,Уложу ее в кровать. Что за милая игрушка: Утром - дочка, днем - подружка?


Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток.


Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.


Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.


Десятиручкапомогала женщинам в разных домашних делах)


Колокольчикоберег хорошего настроения, чтобы в доме были радость и веселье


Крупеничка(оберег на сытость и достаток в семье)


Неразлучники(мощная защита против злых сил, оберег на благополучие всего семейства)

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать условия для ознакомления учащихся с предметами одежды, со свойствами ткани, с изготовлением нитей из разных материалов; для изготовления изделия "Кукла из ниток".

Образовательные: сформировать представление о свойствах ткани и использовать эти знания в жизни; научить выполнять изделие "Кукла из ниток";

Развивающие: формировать умение работать с нитками, шаблоном, используя при этом необходимые инструменты и приспособления; повторить правила работы с ножницами;

Воспитывающие: развивать творческие способности, навыки самостоятельной работы, навыки работы в парах; аккуратность, усердие, культуру поведения.

Планируемые образовательные результаты

• понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

• осваивать способы работы с нитками, наматывание ниток на шаблон из картона;

• применять полученные знания и умения в практической деятельности.

• умение готовить и убирать рабочее место, поддерживать порядок во время работы.

• способность справляться с доступными практическими заданиями с опорой на знание.

- находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- работать по намеченному плану;

- корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей, ошибок; намечают пути их устранения;

-удерживают цель до получения её результата;

-вступают в беседу с одноклассниками и учителем;

• осуществлять совместную практическую деятельность;

• анализировать свою деятельность;

• умение слушать учителя.

• уважительное отношение к результатам своего труда и труда своих одноклассников.

• умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

технология, окружающий мир, литературное чтение.

набор шерстяных ниток, картон.

ножницы, памятка по технике безопасности при работе с ножницами.

картонки для отмеривания нити и заготовки пучков,

учебник: Технология. 2 класс

1. Включение в учебную деятельность

Цель: Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Формируемые УУД:
иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимать личную ответственность за будущий результат; принимать и сохранять учебную задачу.

Деятельность учителя

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится

Ну, проверь скорей дружок

Ты готов начать урок?

- Давайте проверим, готовы ли вы начать урок?

- Поднимите руку те, у кого нет: ниток, ножниц, шаблонов - картонок?

Деятельность обучающихся

учащиеся проверяют готовность к уроку

2. Актуализация знаний

умение выявлять совместно с учителем проблемы урока, строить осознанное произвольное речевое высказывание в устной форме.

Деятельность учителя

но с ней не скучно

- Кто попробует сформулировать тему урока?

Деятельность обучающихся

3. Определение темы и постановка цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формулируют тему урока.

4 Работа по теме урока.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с предметами одежды, со свойствами ткани, с изготовлением нитей из разных материалов.

Формируемые УУД:
извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя, текста в учебнике.

уметь слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

ориентироваться в учебнике.

Деятельность учителя

- Из чего мы будем делать кукол?

-Кукла не рождается сама: создает ее человек. Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Кукол делали из самых разных материалов: из дерева, глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, кукурузных листьев, теста, проволочек, золы. И даже из сыра!

По традиции, Мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта, и носили до тех пор пока не удастся увидеть первого аиста. После чего их пускали по воде или повязывали на ветку цветущего плодового дерева загадывая желания. В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, Мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева.

Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

- Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?
Прочитайте поговорку:
Не трудное дело, да не всякому даётся.
- Как вы её понимаете?

Деятельность обучающихся

- Мы будем делать кукол из ниток.

Даже в самом простом деле надо хорошо разобраться и постараться. Сначала нужно сделать дело (например, изготовить куклу), а потом и отдохнуть, поиграть (например, с этой же куклой)

5. Анализ изделия.

Цель: формировать умение анализировать изделие, выявлять из каких элементов она состоит; способы сборки изделия.
Формируемые УУД: искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы. Планирование практической деятельности на уроке. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Деятельность учителя
- Давайте рассмотрим образец куклы

- Какие инструменты и материалы понадобятся мне?

- Как мы будем выполнять работу? Какими способами?

Что сделаем сначала, что потом.

Деятельность обучающихся Рассматривают образец.

-Нитки, картон, ножницы.

Составляют план работы.

Рассматривают инструменты и приспособления; анализируют информацию; наблюдают, делают выводы

6. Физкультурная минутка.

Цель: положительно относиться к занятиям двигательной активности.

понимать важность бережного отношения к своему здоровью,

Деятельность учителя

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

Деятельность обучающихся

Повторяют слова и движения за учителем.

7. Инструктаж по технике безопасности

Цель: повторить правила работы с ножницами.

Формируемые УУД: уметь слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы; уметь строить осознанное произвольное речевое высказывание в устной форме, принимать и сохранять учебную задачу.

Деятельность учителя

-Перед тем как начать работу повторим правила работы с ножницами по памятке на странице

Деятельность обучающихся

Повторяют правила работы с ножницами

8. Коллективная работа. Изготовление куклы совместно с учителем.
Цель этапа: Учить планировать практическую деятельность на уроке. Формировать умение самостоятельно собирать и изготавливать куклы.
Формируемые УУД: развитие умения выполнять практическую деятельность под руководством учителя. Умение подготовить своё рабочее место, содержать его в порядке. Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на знание. Формировать умение взаимопомощи друг другу. Умение задавать вопросы.

Деятельность учителя

- Начнем выполнение работы фигурки из ниток. С чего начнем работу?

- Как определить длину ниток?
- У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны. (Демонстрирую, помогаю отдельным ученикам индивидуально).
- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины.

-Надо ли разрезать его с другой стороны?
- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.
- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны.

- Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих? (С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.)
- Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них

- Что нужно сделать с пучками ниток?

Далее ученики работают по схеме,

Края пучков по окончании работы ученики слегка подравнивают.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Онлайн-книги

исследовать (выяснить), какие соблюдались традиции при изготовлении русской народной куклы, в каких обрядах она использовалась.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Куклы есть в каждом доме, где растут маленькие девочки, а иногда и мальчики. В древности в нее вкладывали особый смысл, полагая, что игрушка способна радоваться, смеяться, быть доброй или злой. Она могла поддержать семью в трудные времена.

Значение русской тряпичной куклы


Тряпичная кукла была частью обыденной жизни древнерусского человека. Ее наличию в семье придавалось особое значение. Кукла, прежде всего:

  • Использовалась в обрядовой деятельности. Специальные куколки делались к свадебной церемонии, погребальному и траурному шествию, ко дню рождения младенца и к различным языческим, а затем и христианским праздникам. У них, как правило, не было лица, но были прекрасные одежды, менявшиеся по случаю, и особое наполнение. Так, куклу, набитую зернами гречихи, клали под голову новорожденного вместо подушки, а игрушку, зимой обряженную в светлые юбки, к весне – к празднику Масленицы переодевали в яркие одежды, украшая ее голову лентами и разноцветными лоскутками.
  • Символизировала достаток дома и мастерство проживающих под его крышей женщин. Первую куклу девочке дарили, едва она вставала на ноги и делала свои первые шаги. Мать учила дочерей не только играть с куклами, но и понимать их значение, шить подходящую одежду. Девушка занималась их шитьем до самого замужества. Ее родители показывали игрушки будущим сватам, демонстрируя мастерство и аккуратность дочери. После свадьбы коллекция кукол передавалась младшим детям, раздаривалась знакомым. Но на этом знакомство с куклой не заканчивалось, теперь уже жена шила обереги для своей семьи – детей и мужа.
  • Оберегала дом. Ее выставляли на видное место для отпугивания злых духов, дарили ребенку для защиты, женщине, готовящейся к важному событию в своей жизни, при переезде брали с собой в дорогу.

Важно! С любыми видами кукол, в том числе и с теми, что использовались в качестве оберега, разрешалось играть. Являясь чистыми и невинными существами, дети словно бы заряжали талисман теплом, энергией и здоровьем.


Если тряпичная игрушка не выдерживала активной игры и повреждалась, ее не выбрасывали. Рассыпавшееся зерно-наполнитель собирали и сохраняли до весны. Как только наступала пора сева, зерна высаживали на выпасе для скота. Люди верили, что молоко от этого станет лучше, количество и качество его увеличится, а еще оно станет целебным. По осени куклу обязательно заполняли зернами из нового урожая.

Особенности русской тряпичной куклы

У русской народной куклы:

Такая игрушка в 99 % воплощала в себе женский образ. Если ее планировали использовать для совершения обряда, игрушку заполняли очищенными от шелухи зернами. В такой кукле не должно было находиться ничего колющегося или режущегося. При изготовлении игрушки:

  • не использовали ножниц, ткань отрывали от большого куска вручную;
  • одежду скрепляли узлами, привязывали к кукле нитками – иглами также не пользовались.

Любой острый предмет, который применялся при производстве, мог лишить объект его смыслового значения. Но куклы русские народные, которые дарили на свадьбы, крестины, другие праздники, как правило, все же сшивались, поскольку содержали множество декоративных деталей: бусинки было непросто привязать к ткани простыми нитками без помощи иглы.


Отсутствие глаз, рта и носа связывали с нежеланием:

  • Иметь в доме лишние глаза и уши. Через нарисованные отверстия в игрушку могли проникнуть злые силы. В этом случае она станет причиной гибели всей семьи.
  • Наделять куклу характером. Если лицо вышло неудачным, кривым или косым, характер игрушки мог испортиться и это отразится на ребенке, который с ней играет.

В 19 веке тряпичным игрушкам начали рисовать лица. Таким простым образом игрушку пытались максимально очеловечить, приблизить к реальным условиям.

Обратите внимание! Лица куклам делали максимально простыми, вместо глаз – 2 точки, рот – полоска, такая же полоска – нос. Обрядовые куклы все еще оставались безликими.

Сравнительный анализ различных видов тряпичной куклы

Славяне делали одновременно несколько видов кукол в одной категории. Например, только кукол-оберегов было 4-8 разновидностей, еще больше тех, что использовались при совершении различных обрядов и просто для игр. Игровые куколки должны были занять ребенка, пока родители работали или отдыхали, научить его выполнять отведенную ему обществом социальную роль.


В играх принимали участие, как мальчики, так и девочки. Куклы, которыми играли мальчики, соответственно, сеяли, пахали, ходили за скотом, строили дом и рубили дрова. Юные мужчины учились всему этому у отцов и старших братьев, тренировались же на куклах. Девочки учились шить, правильно подбирать наряды для всей семьи. Их игрушки кашеварили, мыли полы, воспитывали детей.

Обратите внимание! Между игровыми и обрядовыми славянскими куклами, а также куклами-оберегами, фактически не было большой разницы.

У всех национальных кукол было тряпичное тело, в большинстве случаев заполненное травами или зернами. Лица им не рисовали. Разница могла проявляться только в одежде и способе использования, называться игрушка также могла по-разному:

Важно! Любую куклу из тряпок, сделанную своими руками, можно было превратить в оберег, талисман, использовать для обряда или отдать детям для игр. Главное – это бережное к ней отношение. Даже с исключительно игровыми куклами дети старались обращаться очень аккуратно.


Материалы для изготовления тряпичной русской куклы

Игрушки и обереги начинающие и опытные мастера делали из подручных материалов. Это могли быть:

  • лоскутки ткани, оставшиеся от шитья одежды;
  • старая одежда;
  • новая ткань (талисманы и обереги часто делали именно из свежего недавно вытканного полотна);
  • пучки травы, сена, соломы и веточек деревьев;
  • деревянные палочки;
  • бумага средней толщины;
  • полотенца;
  • чурбаны.

Ткань плотно сворачивали в узел и так делали тело куклы или же шили что-то вроде мешочка, заполняя его травами, золой или зерном. Выкройка не делалась.

Тряпичные традиционные изделия в славянском стиле в большинстве своем были оригинальными, образ их не копировали, каждая семья придумывала свою собственную куклу и наряд для нее. Двух одинаковых игрушек или талисманов почти никогда не встречалось. Особым почетом пользовались родовые куклы, их оберегали, передавая из поколения в поколение. Если такая кукла разрушалась, старались поскорее найти ей замену, подбирая похожие материалы или наполнение для них.


Особенности изготовления

По способу изготовления можно выделить следующие виды народных кукол из ткани, которые можно сделать своими руками:

  • столбушка;
  • крестушка;
  • на палочке;
  • узловая;
  • пеленашка;
  • закрутка;
  • набивной мешок.

Читайте также: