Как сделать куклу из прессованных опилок
Куклы - вид древнего декоративно-прикладного искусства, укращающего быт. Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.
Кукол делали народные мастера. Сначала кукол изготовляли как оберег, без лица ( нельзя было чтоб кукла походила на человека), голова и туловище набивались подручными материалами.
Позже для богатых людей делались великолепные куклы на заказ. Лицо делалось из фарфора, волосы были натуральные. А бедные сами делали своим детям эти виды игрушек из всяческих подручных материалов, это могли быть опилки, лоскутки тканей, солома.
В 1949-1950 годах наладилось производство кукол из прессованных опилок. Ими набивали голову и туловище. Кукол набивали, грунтовали и проклеивали лаком. Поэтому игрушка была очень тяжелая, и с ней нужно было аккуратно обращаться, иначе из нее посыпались бы опилки.
Вскоре кукол из прессованных опилок заменили гутаперчивые куклы. Они вытеснили прессованных, т.к. в их было вложено тепло рук и душа тех, кто мастерил эти игрушки. Голова, руки, ноги их были сделаны из гутаперча. Тело было набито опилками или ватой.
А сейчас колликционеры покупают коллеционных кукол. Таких экземпляров может быть один ила максимум два. Они сделаны вручную. Их головы и тела смастерены из фарфора. Волосы натуральные. И их наряды отображают быт царского времени и быт простых людей.
Вы помните, как звали вашу любимую куклу, с которой вы играли в детстве? Я помню. Мою звали Машка. Не Маша, не Маруся, не Мария, а именно Машка. Такое имя она получила с легкой руки бабули, которая увидела в ней сходство с певицей Машей Распутиной.
Я помню, как расчесывала ей волосы, как вместе с мамой шила наряды, как укладывала спать. Прошло более 20 лет. У Машки началась новая жизнь. Она сменила имя на заводское Веснушка, имидж и стала лучшей подружкой для моей дочери.
Эту светловолосую красавицу зовут Лена. С ней связано детство орчанки Анны Лебеденко. Анна — молодая мама в декретном отпуске и по совместительству собиратель и реставратор кукол, которыми играли девочки в 50 – 80-х годах прошлого века.
Интересно, что в детстве с советскими куклами Анна играла без энтузиазма. В 90-е самой желанной игрушкой для девочек была Барби. На фоне ее модельной внешности отечественные Зины как-то меркли. Сейчас же именно эти пластмассовые куклы вызывают чувство ностальгии по детству.
— Собирательством занялась случайно. Раньше никакой тяги к коллекционированию не испытывала, специально ничего не покупала. Началось все с семейной поездки в деревню, — рассказывает Аня. — Там-то во время уборки в гараже мы с мамой и обнаружили коробку с моими старыми куклами. Вечером сели, стали вспоминать былое, достали альбом с фотографиями, нашли снимки, на которых запечатлена маленькая я с этими куклами. Нахлынули чувства. Сначала хотели выбросить старые игрушки, так как они были в плачевном состоянии. Но потом стало жалко, память все-таки, и я решила оставить их себе. Отреставрировала, вымыла, расчесала волосы, оттерла от чернил, сшила им наряды.
— Процесс реставрации кукол мня затянул. Появилось желание пополнять коллекцию еще и еще. Бросила клич по друзьям и знакомым. Оказалось, что у многих дома хранятся ненужные советские куклы. Большинство игрушек попали ко мне в руки в кошмарном состоянии: грязные, выгоревшие, без глаз, без волос. Я восстановила их все. Есть в коллекции целлулоидные куклы немецкой фирмы Schildkrot. Их я купила. Французских кукол фабрики Bella получила в подарок за помощь в реставрации.
Сегодня коллекционирование кукол превратилось в прибыльный бизнес. К примеру, эту редкую куклу из папье-маше мы нашли на одном из сайтов объявлений.
По словам продавца, изготовлена она была 1930-50-х годах. Состояние игрушки не идеальное, на пальчиках есть сколы. Несмотря на это, кукла выставлена на продажу за 140 тысяч рублей. Но Анна материальную сторону вопроса даже не рассматривает.
— Я просто собиратель кукол. Продавать их не хочу. Жалко. Они для меня как родные. Реставрирую не только свои игрушки, но и чужие. Деньги за работу не требую. Как-то неудобно.
Довелось как-то Анне реставрировать редкую куклу из прессованных опилок, покрытую глазурью. Такие выпускались в СССР до войны.
— Глазурь была вся в сколах. Восстановление вылетело бы в копеечку. Пришлось заменить ее на папье-маше. Процесс реставрации был долгим и трудоемким, так как куклы из пресс-опилок, конечно, красивые, но очень хрупкие.
Самые популярные просьбы при реставрации — перетянуть резинки, восстановить волосы, избавить куклу от следов шариковой ручки.
В мастер- классе я расскажу, как ещё можно упростить изготовление массы и чем отличается эта масса от той, первой. в принципе она такая же эластичная, но меньше суеты с бумагой и по виду эта масса из опилок, как пластилин или глина, нет пупырышков от перемолотой бумаги а почему. Я расскажу как раньше делала и как делаю сейчас.
я беру залитые лотки из под яиц и перекручиваю все в комбайне, ну насобираю и замачиваю в ведре, затем выжимала массу и молола на кофемолке. Это очень неудобно, пока насушишь, затем перемелешь на кофемолке ,а она не так тщательно все перекручивает в пыль, остаются грубые как горошинки частицы бумаги, и они портят все скульптуру, это равносильно тому, что в глину камушек попадет.
Я стала брать мокрую массу и кручу не отжимая, перестала отжимать, потому что яичные лотки сами по себе грубые стоит сжать в руках и сразу же образовываются грубые, как горошины твердые комочки, а это портит эластичность теста из опилок.
массы беру опять же меньше чем опилок просто для связки , опять же повторюсь, бумага у нас как арматура в стройке. Если у вас, мои дорогие, не такой объем работы, не надо много лотков яичных размачивать, замачивайте сколько вам требуется и перекрутите с водой НЕ ОТЖИМАЙТЕ. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ, почему выше пояснила: сушить не надо массу с лотков, перекручивать на кофемолке тоже не надо, все это экономит ваше время
.
кашицу эту, с водой переливаем в другую емкость, из за того, что жалко комбайн мазать клеем, ну у кого он совсем старенький и вы используете его только для папье маше, и не жалко что в клею измажется, то лейте клей прямо в комбайн и перемешивайте, у вас должна получится масса,как тесто на оладушки.
Я раньше ,я перекручивала клей с сухой массой, а в этом рецепте бумажную кашу с клеем
Перекручивания лотков без отжима и сушки сильно экономит время в приготовлении этой массы из опилковой муки. Не надо, повторюсь, сушить! Да и не у всех есть место и время сушить дома, это ожидание не к чему. и я перестала муздыкаться с процеживанием, сушкой и т.д и т.п ни к чему это все.
Как и в предыдущем мастер-классе, массу делаете по стаканам, только не добавляете перекрученную бумагу на кофемолке
вот такая получается, без комочков и все из за того, что я бумагу в руках не отжимала.
вот вы видите готовая масса, кашицы из бумаги ушло где то с кружку, а вот массы получилось у меня как на маланьину свадьбу, я лепила 3 дня. Обратите внимание на слона вначале, вы не увидите пупырчатой структуры, масса гладкая, как масло сливочное. Не отжимайте бумагу и будет гладкая масса. И еще, первый раз провела эксперимент, сколько может храниться масса? 3 дня лепила, только работать нужно почти как с глиной, намочили руки водой, в руке размяли массу и она опять как пластилин мягкая, ведь у пластилина тоже свойство в руках разогреваться и он становится мягче, так и эта масса. Накрошила на 3 день ножом. до добавила каплю воды, как тесто размесила и леплю и не требуется каждый раз замешивать новую массу и запах приятный у этой массы, цвет получился как у халвы, липнет и заглаживается как глина. Сделайте все так же и вам я думаю, понравится работать.
вот вымешанная масса только что приготовленная и посмотрите, я из этой массы слепила слона, все тщательно сушите на солнце. это главное условие. или же, если не большие поделки, сушите в духовке. Н:е спешите сразу брать в руки, дайте застыть всем ингредиентам: шпаклевке, клею и цементу. Изделия все получаются, в конечном итоге, легкие. Посмотрите несколько заготовок с этой массы. Пока лето делаю только папье маше с опилковой муки, предела лепки нет и мелкие частицы, и крупные что хотите, все эти поделки когда высохнут вы увидите в готовом виде, хотя при просушке на палящем солнце, у вас все высохнет дня за 4, 5 это с учетом, что вы даете изделию высушиться не спеша, а затем покрасить, как хотите
вот только что сделан, сырой слон
а вот уже после 5 дней просушки, я вообще то не спешу тут жду когда очень хорошо высохнет
а вот заготовки на домовых
а эта заготовка только что вытащила из силиконовой формы
заготовки на маски домовых
а это куча высохших слонов, все каменное уже скоро вы увидите, панно Африка.
тотемное животное медведь, это заготовка, как видите леплю все что угодно с этой массы
а шероховатости я тоже не шкурю, мне лень и я придумала новый способ заглаживания, но об этом в следующих репортажах, если вам будет интересно, то спрашивайте, я всегда вам отвечу., спасибо, что посетили мою страничку, всем желаю здоровья, успехов в новых творениях, поделках, и лепите пробуйте не бойтесь, как говорят глаза боятся. а руки делают. все примеры я вам привела, что и как и почему, все поделки вам показала, что можно лепить все что угодно. желаю творческих успехов.
Читайте также: