Как сделать исаакиевский собор из пластилина

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

Цель: способствовать формированию у детей ценностного отношения к достопримечательностям родного города; побуждать к решению творческих задач - сочинению небольших стихотворений, созданию иллюстраций к собственным стихам.

  • Развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  • Обогащать представления детей об архитектурных сооружениях: Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас на Крови, Никольский морской собор, Свято – Троицкий Измайловский собор.
  • Совершенствовать технику - пластилинографию.
  • Продолжать развивать умение отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения.
  • Под руководством взрослого и самостоятельно оценивать результат собственной деятельности, определять причины допущенных ошибок, намечать пути их исправления и добиваться результата.
  • Обогащать представления детей о символическом значении архитектурных деталей соборов города.

Материал к занятию:

1. Иллюстративный материал с изображением соборов Санкт – Петербурга: Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского морского собора, Свято – Троицкого Измайловского собора.

2. Выставка книг о городе.

3. Макеты: Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови.

4. Разрезные картинки чёрно – белого цвета с изображением Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского морского собора, Свято – Троицкого Измайловского собора.

5. Листы с контурным изображением: Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского морского собора, Свято – Троицкого Измайловского собора (для пластилинографии).

6. Схема составления стихотворения - синквейна.

7. Аудио запись музыки и песен о Санкт – Петербурге.

8. Бумага разного цвета, пластилин, простые карандаши, клеёнки, стеки.

Первый этап - постановка проблемы.

В группе выставлен иллюстративный материал, макеты с изображением Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского морского собора, Свято – Троицкого Измайловского собора.

Звучит колокольный звон.

- Вы узнали, что это за звуки?

- Где можем услышать этот звон?

-Что можно сказать о звуках колокола?

-В каких случаях звонит колокол?

- О чём он может рассказать?

-Почему колокола располагаются на соборах, храмах, церквях?

-Что такое собор?

Дети заняты в центрах развития

Дети обращают внимание на ситуацию, прислушиваются к звукам. Проявляют интерес, вспоминают, анализируют, получают удовольствие.

Вспоминают, рассуждают, высказывают суждение, рассказывают, описывают.

Второй этап – обсуждение проблемы.

- Какие соборы нашего города вы знаете?

- Что украшает соборы нашего города?

- Сколько куполов может быть у собора?

- У какого собора самый большой купол?

- Почему в соборах не делают обычную крышу?

-Что можно сказать о материале, из которого сделан собор?

-Все ли одинаковые по цвету? Почему?

- Все ли они похожи друг на друга? Чем отличаются?

Вспоминают, представляют, рассуждают, описывают.

Сравнивают, анализируют, обобщают, представляют, высказывают свою точку зрения .

Третий этап - работа над образом.

На подносе разрезные картинки чёрно – белого цвета с изображением Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского морского собора, Свято – Троицкого Измайловского собора.

-Как вы думаете, что это?

-Почему вы так решили?

- Сможете ли вы из имеющихся деталей восстановить целый образ того или иного собора?

Педагог предлагает детям разделиться на 6 команд.

-Что вы можете сказать о своем соборе?

-Какие красивые слова можно подобрать для описания собора?

-Чем он отличается от других?

-С чем можно сравнить купол?

-Почему это именно этот собор?

-Что можно дополнить?

-Как вы догадались, что это Казанский собор, Исаакиевский, Спас на крови?

-Много стихов посвящено красивым местам, памятникам нашего города:

-Почему поэты сочиняют стихи? Зачем?

Дети проявляют интерес, любопытство.

Высказывают предположения, версии.

Сравнивают, обобщают, высказывают суждения.

Рассматривают, анализируют, вспоминают, сравнивают.

Вспоминают, устанавливают причинно-следственные связи, доказывают, убеждают,

Подбирают эпитеты, сравнения.

Вспоминают, доказывают, убеждают, делают выводы.

Проявляют интерес, принимают мотив, вклю

Четвёртый этап - продуктивный.

Что нам может помочь в составлении синквейнов?

Работа со схемой составления синквейна:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующие ключевое слово;

3- строка – три глагола, показывающее действие ключевого слова;

4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к ключевому слову;

5-я строка – одно слово (обычно существительное) к которому человек выражает сои чувства, ассоциации, связанные с ключевым словом

-Получился целый альбом красивых стихов о городе.

Педагог побуждает детей к созданию иллюстраций к собственным стихам (синквейнам).

-Можно вырезать силуэт собора самостоятельно, можно воспользоваться готовым силуэтным образом.

- Какой собор будешь строить? Как украшать?

- Какой материал будешь использовать для работы?

- С чего начнешь? Как будешь действовать потом?

- Что нужно приготовить для работы?

Педагог предлагает детям выбрать место для работы, чтобы не мешать друг другу.

В процессе работы педагог обращает внимание на характерные детали образа, качество выполнения работы, мотивирует, направляет и поощряет деятельность детей.

Работают со схемой. Планирующее мышление. Подбирают глаголы, прилагательные, эпитеты, сравнения.

Берут бумагу, карандаши, записывают стихотворение. Концентрируют внимание. Определяются с выбором. Анализируют, сравнивают. Выбирают необходимый материал. Обобщают, прогнозируют. Планируют действия.

Готовят своё рабочее место: выдвигают тумбы, берут пустые листы или листы с контурным изображением соборов, пластилин, клеёнки, стеки, помогают друг другу.Работают в технике пластилинография. Проявляют внимательность, доброжелательность.

Пятый этап – оценка результата

- Какие основные части собора держат твои колонны?

- Из чего сделаны капители колонн Казанского собора?

- На чём стоят колонны у Морского собора?

-Что хранится в Свято – Троицком Измайловском соборе?

- Сколько колоколен у Исаакиевского собора?

- Какую историю хранит твой храм, Спас на Крови?

Рассказывают о выполненных скульптура. Слушают сверстников, проявляют терпение, выдержку, волевые усилия.

В интернете ведутся нешуточные споры вокруг вопроса изготовления колонн Исаакиевского собора. В Европе нет ни одной церкви, кроме Исаакия, которая имела бы такое количество гранитных монолитов подобной величины.

Как же всё-таки сделали колонны Исаакия? Исаакиевский собор, Колонна, История, Архитектура, Длиннопост

Камень, с исключительным размахом примененный в строительстве, способствует эффектному внешнему виду собора.

Как изготавливали колонны Исаакия: ВЕРСИИ

Обсуждается несколько версий изготовления колонн. Кто-то считает, что колонны изготавливались методом литья. Кто-то говорит о том, что они сделаны из кирпича, секций или бетона и попросту оштукатурены.

Как же всё-таки сделали колонны Исаакия? Исаакиевский собор, Колонна, История, Архитектура, Длиннопост

Суть споров одна - это не монолитный природный гранит, поскольку технологически такие колонны зубилом и на глазок сделать невозможно, а токарных станков для обработки каменных глыб весом в сотни тонн нет и, тем более, не было в 19 веке. И как их доставляли на место строительства, тоже большой вопрос.
Высота каждой из этих цельных колонн 17,0 м, диаметр 1,8 м, масса 114 т.

"Кому память, кому слава, кому тёмная вода"

Вся слава досталась Огюсту Монферрану. О непосредственных исполнителях творческого замысла архитектора Исаакия говорят мало. В годы строительства собора в северной столице было широко известно имя искусного каменотёса, ваятеля и подрядчика Самсона Ксенофонтовича Суханова (1769-1840-е).

Как же всё-таки сделали колонны Исаакия? Исаакиевский собор, Колонна, История, Архитектура, Длиннопост

Как же всё-таки сделали колонны Исаакия? Исаакиевский собор, Колонна, История, Архитектура, Длиннопост

В журнале "Сын Отечества" за 1820 год Н. Бестужев (1791- 1855гг.) очевидец и будущий декабрист, писал: ". Суханов одним опытом дошел до того, что может выламывать такой кусок камня, какой ему угодно, . он выдумал способ раскалывать клиньями целые горы. " ( И.С. Зильберштейн. Художник-декабрист Николай Бестужев)

Как же всё-таки сделали колонны Исаакия? Исаакиевский собор, Колонна, История, Архитектура, Длиннопост

Никто ранее не вырубал такие монолиты из гранита, не доставлял их на стройку и не обрабатывал. “Трудности предприятия и неизвестность в успехе первоначально устрашили промышленников и никто не решался взять это дело с подряда, так что комиссия сама должна была заняться им, производя работы хозяйственным образом через комиссионера своего купца Суханова и наблюдая всевозможные предосторожности; но потом, когда успех оправдал смелое его предприятие, нашлось не мало охотников, которые взяли доставку колонн с подряда с большими для казны выгодами” (Источник: Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. В. Серафимов и М.Фомин. С-П. 1865 г., стр. 24)

Что было самым сложным в работе с колоннами Иссакия?

Судя по тому, что первоначально никто не хотел брать подряд на доставку и установку колонн, каждый этап представлял из себя исключительно трудную задачу. Выломать колоссальные монолиты гранита, погрузить на особые суда, перевезти, выгрузить, обработать заготовки и, наконец, поднять и установить - выдающееся достижение обычных русских зодчих, в реальность которого не верят многие.

Как же всё-таки сделали колонны Исаакия? Исаакиевский собор, Колонна, История, Архитектура, Длиннопост

Первую из 48 колоссальных колонн подняли в присутствии царской семьи и гостей 20 марта 1828 г. за 45 минут с помощью лесов и специально сконструированных инженером А.А. Бетанкуром лебёдок.
Все участники работ по возведению колонн были награждены Николаем I - кто-то деньгами, кто-то чинами, кто-то орденами. Монферрану был пожалован алмазный знак ордена Св. Анны II степени и прибавка к жалованью.

А что же Суханов?

Исследователь русского искусства, профессор Н.Комужецкий обнаружил прошение мастера Великому князю от 5 октября 1840 года, т.е. поданное через 10 лет после установки колонн. В нём 70-летний Суханов пишет о бедственном положении, в котором оказалась его семья и просить выдать ". для насущего питания семейства всемилостивейшее вспоможение".
Комужецкий приходит к выводу, что просьба, осталась без ответа. Но этот документ помог установить примерную дату кончины знаменитого каменотеса: умер народный умелец в полной нищете в сороковых годах прошлого века.

Письменное свидетельство современника.

Николай Александрович Бестужев был возмущён тем, что в печати не было сказано ни слова о том, как высекались из скал, перевозились и устанавливались колонны Исаакия.

В "Письме к издателю" он писал:

«Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностию читаем древние истории, повествующие нам об исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строкой восклицаем: чудно! неимоверно. И проходим мимо сих чудных неимоверных колонн с самым обыкновенным любопытством… Огромность колонн, простые способы, которые по секрету открыла сама природа нашим простым людям, наполняет мою душу каким-то приятным чувством, от которого мне кажется, будто я, россиянин, вырос целым вершком выше иностранцев, так что мне нет никакой надобности смотреть на них с подобострастием исподлобья”.

Колонны Исаакия - памятник высокой одарённости простых русских людей, которые "без всех утончений механики, следуя здравому смыслу и верному опыту" сделали то, что никто не может повторить в 21 веке .

160 лет назад, 11 июня 1858 года, в Петербурге был освящен Исаакиевский собор. О том, как шло строительство одного из самых известных архитектурных сооружений России, — в фотогалерее РБК.

Фото:cathedral.ru

Первый Исаакиевский собор в Петербурге был открыт в 1710 году и представлял собой небольшую деревянную церковь. Город быстро рос, поэтому вскоре появилась необходимость построить храм больших размеров. В результате уже в 1717 году на берегу Невы, недалеко от того места, где сейчас стоит Медный всадник, началось строительство второго Исаакиевского собора.

Оно длилось более десяти лет и закончилось в 1728 году, уже после смерти Петра I, присутствовавшего при закладке фундамента собора. В 1730-х годах во время одного из ремонтов выяснилось, что этот фундамент уходит под грунт. Было решено строить собор на новом месте.

Фото:cathedral.ru

Место для строительства третьего Исаакиевского собора в 1766 году выбрала императрица Екатерина II. Было решено возвести церковь в том месте, где Исаакий стоит сейчас.

Проект храма с пятью куполами, облицованного мрамором, разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Однако строительство шло очень медленно, а в 1796 году, после смерти Екатерины и последовавшего за ней отъезда Ринальди, было приостановлено.

Фото:isaak.spb.ru

Заканчивать строительство собора пришлось Павлу I — он поручил завершить работы новому придворному архитектору Винченцо Бренне. Тот сильно изменил первоначальный проект: был оставлен всего один купол, который стал значительно меньше, а мрамор, который готовили для облицовки, был отправлен на строительство Михайловского замка, в итоге стены были сделаны из кирпича.

Здание, достроенное и освященное в 1802 году, оказалось настолько неудачным, что стало объектом насмешек горожан. Сразу же стало понятно, что ему требуется новая перестройка.

Фото:cathedral.ru

Конкурс на проект был объявлен в 1809 году императором Александром I. Выбор пал на 23-летнего французского архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он предложил свой проект пятиглавого собора с колонными портиками, в котором должны были сохраниться пилоновые опоры и три алтаря, построенные еще Ринальди.

Фото:cathedral.ru

Строительство четвертого собора началось в 1825 году. Гранитные колонны для нового храма вырубались в каменоломне около Выборга.

Фото:cathedral.ru

Многотонные колонны доставлялись до Петербурга по воде, а по самому городу их впервые в российской истории перевозили по рельсам.

Фото:isaak.spb.ru

Фото:cathedral.ru

Само поднятие 17-метровых колонн, каждая из которых весила 114 т, также требовало сложного инженерного решения. Для подъема каждой из колонн был разработан отдельный проект, сам подъем занимал около часа, а участие в процессе принимали более ста человек.

Подъем первой колонны стал большим событием — собралось множество жителей города и иностранцев, посмотреть на процесс приехала и императорская семья.

Фото:cathedral.ru

После установки колонн были сооружены пилоновые опоры и начали возводиться стены толщиной до 5 м. Сами стены покрывались мрамором.

Фото:isaak.spb.ru

После возведения стен и пилонов в соборе установили перекрытия из железного каркаса и кирпича. К 1837 году закончилась подготовка купольного основания, на которое начали устанавливать 24-купольную колоннаду: 64-тонные колонны поднимали на высоту 43 м.

Фото:isaak.spb.ru

После установки купольных колонн началось сооружение самого купола. По предложению Монферрана он был сделан не из кирпича, а из металла и состоял из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Подобную конструкцию купола использовали при постройке собора Святого Павла в Лондоне.

Фото:cathedral.ru

Для улучшения акустики внутри купола были установлены около 100 тыс. керамических пустотелых цилиндров.

Фото:isaak.spb.ru

30 мая (по новому стилю — 11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение собора, на котором присутствовал император Александр II с семьей. Чин освящения возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий.

Фото:photo.gradpetra.net

Первый фотоснимок строящегося Исаакия был сделан в октябре 1839 года, но, к сожалению, он не сохранился. Старейшая фотография собора из сохранившихся — это калотип одного из пионеров британской фотографии Роджера Фентона, сделанный в 1852 году. Однако на нем храм является лишь частью общего вида города.

Фото:photo.gradpetra.net

Первым качественным снимком Исаакиевского собора следует считать работу Ивана Бианки, сделанную в 1853–1854 годах.

Исаакиевский собор - это не просто архитектурный шедевр, это чудо света, это памятник гениальным зодчим и трудолюбивым работникам-крестьянам, это гимн технической мысли и великий символ православия.
Думается, ни один турист, приехавший в Петербург, не "проходит мимо" собора. Исаакий - гвоздь каждой туристической программы, независимо от времени года и продолжительности тура.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Народу в кассы всегда много, даже зимой. Билет для взрослого стоит 250 рублей, если еще идти на колоннаду Собора, то билет 300 рублей.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото


Исаакиевский собор - это и музей, и действующий храм. В соборе проводятся экскурсии. А в выходные и праздничные дни здесь проходят церковные службы.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Фотографировать и снимать видео можно. Абсолютно бесплатно. Но просят особо не пользоваться вспышкой.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Собор освящен в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра Первого. Дело в том, что царь Петр родился в день памяти этого святого - 30 мая (9 июня по новому стилю).

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Это купол собора, так сказать в разрезе. Купол для облегчения конструкции Монферран придумал сделать металлическим. Конструкция чем-то напоминает нашу матрешку. А в качестве изоляции используются пустые глиняные горшки - порядка 100 тысяч штук. Из-за них и тепло сохраняется, и акустика превосходная.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

В этой витрине представлены макеты всех 4-х храмов в честь Исаакия Далматского, которые строились в Санкт-Петербурге. нынешний - самый правый, первый, сделанный из чертежного амбара Адмиралтейства еще при жизни Петра Великого - самый левый. Кстати, именно в нем, в "маленьком", венчался царь Петр с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной Первой. Дело было в 1712 году.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

В экспозиции музея есть уменьшенная копия конструкции, которая позволила поднять колонны портиков собора. Всего у Исаакия 72 монолитные гранитные колонны.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

А это бюст архитектора собора - Огюста Монферрана. Этот бюст сделан из всех видов камней, которые использовались при отделке собора (32 вида). Бюст прижизненный, тут Монферрану 72 года. Скульптор - Фолетти.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

При строительстве Исаакиевского собора использовался особый способ золочения. Так называемое горячее золочение. Это когда металлические детали покрывались золотом, растворенным во ртути, затем эти детали медленно прокаливались над огнем (в этот момент их держали люди), ртурь выплавлялась, а золото прочно спаивалось с металлом. Но это была очень вредная работа, десятки мастеров-позолотчиков умерли в страшных муках. На золочение собора ушло более 100 кг червонного золота.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Это центральный алтарь - в честь Исакия Далматского. Колонны зеленого цвета сделаны из малахита, а синие - из бадахшанского лазурита.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Вообще убранство собора поражает своим богатством.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Это купол собора. Так сказать, взгляд снизу, изнутри. Под куполом парит голубь. Он кажется таким маленьким, а на самом деле размах его крыльев около 1,5 метра

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

В соборе может поместиться до 14 тысяч человек.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Это витраж в главном алтаре. Благодаря задумке Монферрана получился такой "отсыл" православного храма к католическому - именно там развита традиция размещать в алтарной части витражи.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Сейчас в Исаакиевском соборе, поскольку он музей, размещены 2 инсталляции, на которых представлены "иконы" из кусочков алюминиевых банок. Этакое подражание Эль Греко в исполнении греческого скульптора Никоса Флороса.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Сейчас в соборе размещаются несколько сувенирных лавок. Это, конечно, вносит диссонанс. Но надо же как-то музею выживать.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Исакиевский собор - 4-й по величине купольный собор в мире.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

На колоннаду Исаакиевского собора можно подняться (для инвалидов работает лифт, он выходит в одну из башенок). Виды с высоты открываются потрясающие! Раньше можно было подняться чуть ли не под купол - а высота Исаакия 101,5 метра! Сейчас из-за того, что собор все же "стареет" и возникают проблемы, туристов пускают только на площадку на высоту 43 метра.

Исаакиевский собор (Россия, Санкт-Петербург) фото

Во время блокады Ленинграда собор пострадал - на западном портике на колоннах оставлены отметины от немецких снарядов Но ни одного прямого попадания в храм не блокады. Немцы использовали его как точку наведения для своей артиллерии. Но чтобы купол собора не был так заметен (а он очень хорошо виден отовсюду), его покрасили в войну серой краской.

Читайте также: