Как сделать чтобы пластилин плавал в воде

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 10.09.2024

Физика начинается с внимательности и любопытства к простым, привычным для нас предметам и состояниям. Что может быть проще воды? Именно этих прозрачных капелек, облаков и снежинок, окружающих нас в ежедневном потоке бытия. Мы, взрослые, привыкли к ним еще до того, как уяснили механизм трех состояний, а наши маленькие почемучки продолжают третировать нас вопросами.
Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру и попробуем поиграть с ребенком в настоящих ученых. Кто знает, может, через пару десятков лет именно ваш курносый любознательный шалун получит Нобелевскую премию?

Подойдем к делу серьезно. Настоящему ученому требуется журнал наблюдений, в который он записывает порядок проведения опыта и его результаты.

Понаблюдайте за теми предметами, которые остались плавать на поверхности воды. Они плавают одинаково? Какая их часть находится под водой, а какая над водой: большая или меньшая? Не забудьте записать свои наблюдения и заодно ненавязчиво расскажите малышу о том, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью.

Не бойтесь произносить незнакомые термины: молекулы, плотность, вещество. Нежные детские уши быстро к ним привыкают и вскоре воспринимают, как давно знакомых друзей. Лучше сразу вводить правильную терминологию, чем потом переучиваться, не правда ли?

Поздравляю! Вы только что провели научный эксперимент и зафиксировали его результат в своем журнале наблюдений.

Как мы выяснили из первого опыта, часть предметов тонет, а часть остается плавать на поверхности. Попробуем усложнить задачу: соединим тонущий и не тонущий предметы, опустим их в воду и посмотрим, что из этого получится.

Для проведения эксперимента нам понадобятся: прозрачная банка с чистой водой, пластилин, деревянные зубочистки, часы и линейка.

Опустим в банку зубочистку и убедимся в том, что она плавает на поверхности. Затем оторвем кусочек пластилина, погрузим его в воду и пронаблюдаем за тем, как он опустится на дно.

А теперь возьмем кусочек пластилина, закрепим его на зубочистке и поставим в банку вертикально. Наблюдаем за происходящим: зубочистка начинает тонуть, так как ее утягивает на дно пластилин, потом разворачивается горизонтально, а затем снова встает вертикально, как поплавок.

Если вы проведете этот опыт с различными по величине кусочками пластилина, то сможете заметить, что чем больше кусок пластилина, тем быстрее конструкция тонет и хуже всплывает, а то и не всплывает вовсе. Если кусочек пластилина относительно мал, то зубочистка стремится развернуться из состояния поплавка в горизонтальное положение. При этом время измеряется секундной стрелкой часов, а размер пластилинового шарика — очень приблизительно — линейкой.

Таким образом, вторая таблица будет выглядеть, например, так:

Размер пластилинового шарика, см

Очень мокрый и веселый, но тем не менее познавательный. Держите свой журнал наблюдений подальше от лаборатории, а саму лабораторию переносите прямо в ванну.

Запишите результаты эксперимента в журнал. Ведь вы занимались серьезными научными изысканиями и подтвердили один из основополагающих физических законов.

В первых трех несложных экспериментах вы уже позволили своему малышу убедиться в том, что предметы из различных материалов ведут себя в воде по-разному. Так, например, металлическая ложка пошла ко дну, а деревянная осталась плавать на поверхности, как кораблик.

Наберите воду в банку и отметьте ее уровень, затем опустите в нее кусок пластилина. Чем больше будет кусок, тем нагляднее получится опыт. Естественно, что пластилин затонет, а вода в банке поднимется. Обратите внимание ребенка на то, что вода поднялась из-за вытеснившего ее пластилина, т.е. на воду подействовала та же самая сила Архимеда, которая не дала утопить надутый шарик.

Отметьте новый уровень воды и вытаскивайте пластилин. Предложите ребенку слепить из этого кусочка плошку и опустите ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности! Ай да Архимед!

В заключение опыта поиграйте с обычной чайной чашкой или с пластинкой фольги: чашка тонет, если опускать ее в воду бочком, и плавает, если донышко направлено вниз. Фольга тонет, если сжать ее в комочек и бросить в воду. Но если этому же комку придать форму плошки, как пластилину, она остается на поверхности. То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря на тяжелые грузы.

Не забудьте зафиксировать результаты ваших наблюдений в журнале.

Вам понадобятся: пустая металлическая банка из-под любого напитка, резиновая трубочка и большая емкость для воды с прозрачными стенками. Идеально подходит не используемый по назначению аквариум. За отсутствием оного можно обойтись тазом, но с прозрачными стенками сосуда опыт выглядит эффектнее.

Опустите пустую банку со вставленной в отверстие трубочкой в таз с водой. Дождитесь, пока банка наберет в себя воду и затонет. А теперь начинайте дуть в трубку — банка всплывает. Что мы делаем? Правильно! Изменяем общую плотность так же, как и настоящие субмарины.

Вам понадобятся: стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль.

Поместите в стакан яйцо, если яйцо свежее — оно опустится на дно. Затем начинайте аккуратно досыпать в стакан соль и понаблюдайте, как яйцо начнет всплывать. Расскажите ребенку, что в яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.

Можно также рассказать о том, как раньше, до изобретения холодильников, наши предки проверяли, свежее яйцо или нет: свежие яйца тонут в чистой воде, а испортившиеся — всплывают, так как внутри них образуется газ.

Очень простой и наглядный опыт.

Наберите в емкость воду и опустите в нее лимон. Лимон плавает? Плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Утонул? Утонул.

Объясните вашему малышу, что лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

Секрет плавающего пластилина.

Плавающий пластилин – услышав это многие улыбнутся ведь хорошо помнят из детства, что пластилин тонет в воде. Но это не совсем так. Сегодня производители пластилина ( Iceberg и др.) предлагают широкий выбор плавающего пластилина, который держится на воде за счет изменений внесенных в состав. Такой пластилин станет интересной игрушкой для ребенка. Из него можно сделать, вместе с ребенком, пластилиновую уточку и потом пустить ее плавать в ванне.

Но речь в нашем рассказе пойдет не о таком плавающем пластилине, а о самом обычном пластилине. И здесь нет никакого секрета. Огромные океанские лайнеры и военные корабли весят сотни тон и прекрасно держатся на воде благодаря Архимедовой силе. Если взять кусочек пластилина и бросить в воду то он конечно утонет, а если построить из пластилина лодочку то она будет плавать (как и куски стали тонут в воде но металлические корабли плавают).

Сделать простую лодочку из пластилина совсем не сложно, приложите немного фантазии и вы сможете построить судно побольше.

Помню как в детстве мы с братом делали корабли из пластилина и устраивали сражения в тазу с водой. Что такие корабли из пластилина можно делать, брат вычитал в каком то журнале, к сожалению журнал не сохранился, а я даже не помню как он назывался. Однажды сидя в Интернете я наткнулся на сайт где описывался Урок физики в 7-м классе "Условия плавания тел" , вспомнил о секрете плавающего пластилина и решил написать эту статью - про то как можно сделать пластилиновый корабль .

ВложениеРазмер
otpravnoy_moment_issledovaniya_plavuchesti_predmetov.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Из бумаги вырезать цветок. Его лепестки закрутить с помощью ножниц. Получилась лилия.

В емкость с водой аккуратно поместить цветок. Понаблюдать за маленьким чудом – лепестки лилии начинают раскрываться.

- Почему цветок раскрылся?

- Почему цветок не тонет?

- Есть еще предметы, которые не тонут, остаются на поверхности воды?

Дети предлагают различные варианты, опираясь на свой жизненный опыт и знания.

- Как проверить наши предположения?

Плавает или тонет?

Материалы : емкость с водой, сундучок с мелкими предметами из различного материала – шарики, пластины, камешки, перышки…

Опы т 1: Каждому из детей предлагается выбрать предмет, плавучесть которого он хочет проверить. Сначала высказывают предположение

дети, результат заносится в таблицу. Затем ребенок самостоятельно опускает предмет на воду, чтобы проверить правильность высказываний. Результат заносится в таблицу.

Выводы: Тимофей высказывает гипотезу:

- Вода держит на поверхности легкие предметы, тяжелые удержать не может и они тонут.

- Почему кукольное платье сначала было на поверхности, а потом утонуло?

- Оно сделано из ниточек (ткани).

- Ткань промокла, стала тяжелой, поэтому платье утонуло.

Опыт 2: Убрали из емкости утонувшие предметы, оставили только те, что на поверхности, решили посмотреть, что изменится за время нашей прогулки. Перед прогулкой Саша отметила, что у картонки поднялись вверх края. Что будет дальше?

После прогулки, заглянув в емкость с водой, дети замечают – картон утонул.

- Картонка от воды разбухла , стала тяжелой и утонула.

Дети с ним соглашаются.

Опыт 3: Решили оставить до утра в воде перо, деревянную счетную палочку, карандаш.

Утром дети с интересом шли посмотреть – что изменилось?

- А почему карандаш утонул? ( Карандаш плавал под наклоном погрузившись в воду.)

- Он набрал в себя воды и стал тяжелым.

Более того, попутно выяснилось, что карандаш легко разделился на две половинки. Почему? Он оказался склеенным из двух частей.

Легкое перо и плоская деревянная счетная палочка не утонули.

Гипотеза: если карандаш почти утонул, а плоская счетная палочка – нет, может быть, плавучесть зависит от формы предмета?

Результат занесли в таблицу. Решили проверить гипотезу о зависимости плавучести от формы предмета.

Опыт 4: Вспоминаем, что кусок пластилина в воде не тонет.

Предлагаю детям придать этому же куску форму чашечки.

Предположения детей противоположные: одни говорят – потонет, другие – нет. Опустив чашечку на воду, видим, что она остается на поверхности. Почему?

Гипотеза, высказывается детьми:

- Где же там воздух, ведь этот пластилин тонул. Почему сейчас плавает?

Вывод: тонет предмет или плавает зависит еще и от формы самого предмета.

Опыт 5: Есть предметы, которые тонут, есть – которые плавают. Что будет, если соединить некоторые из них? Потонут или нет? Давайте попробуем провести эксперимент.

  1. платье куклы положить на целлофановый пакет,
  2. пластмассовый болтик на пластмассовую крышку,
  3. к пластмассовому закрытому пузырьку приложим пластилин,
  4. на плоскую деревянную палочку сначала положим резинку для волос, а потом – пуговицу.

Делаем выводы, результаты наших наблюдений заносим в таблицу.

Опыт 6: Пластмассовый пузырек, закрытый крышкой не тонет. Что будет, если крышку снять?

Дети высказывают предположения, ответы разные, приходим к выводу о проверке правильных выводов опытным путем.

Наливаем немного воды – пузырек наклоняется, плавает, погрузившись наполовину в воду. Набираем воды до краев, он

опускается на дно.

- Помогает держаться на воде воздух, который в пузырьке, когда там только вода – он стал тяжелым, утонул.

- А стеклянный пузырек тоже будет плавать?

Дети прогнозируют ответ, затем проверяем опытным путем.

Сравнив вес пластмассового пузырька и стеклянного, делаем

- Стекло тяжелее, но там воздух, он не дает утонуть и стеклянному и пластмассовому пузырьку.

- Резиновый мяч плавал на поверхности , как вы думаете, почему?

- В нем есть воздух.

- А что будет, если воздух убрать?

– Я купаюсь с уточкой, если в нее попадает вода, она все равно плавает, мяч не утонет.

Проверяем опытным путем – делаем шилом дырку в мяче, набираем через нее воду, мяч тонет.

– Конечно, ведь в нем нет воздуха, там теперь вода!

После того, как ответ получен, предлагаю поиграть с резиновыми рыбками, в которые тоже можно набрать воды, проверить полученный вывод. Результат получили такой же – с водой внутри рыбки тонули, без воды – плавали.

Опыт 6 : На полдник – апельсины. У детей возникает вопрос:

- А апельсин тонет или плавает?

Предположения разные, решаем проверить. Выясняем – апельсин с кожурой плавает. Что будет, если его очистить?

И опять маленькое чудо: апельсин очистили, значит, он стал легче, но уже не плавает, он утонул! Почему?

– Я знаю, там воздух. Мне мама говорила.

- А где же там воздух? Когда мы убрали кожуру, апельсин утонул.

- Да, там воздух! Даже большая машина в воде не тонет, если закрыть крышу и окна, чтобы вода не попала. Даже на крыше можно стоять, мне папа говорил!

- Где же все-таки прячется воздух в апельсине с кожурой, что он не тонет?

Ответ дети дать не смогли. Предлагаю разобраться.

Не вдаваясь в подробности, рассказываю детям, что все предметы состоят из маленьких частичек.

В прозрачный стакан насыпаем фасоль. На стенке стакана фломастером делаем отметку – сколько фасоли в стакане. Аккуратно потряхиваем стакан, фасоль укладывается плотнее, по отметке делаем вывод, что места она занимает теперь меньше. Хотя мы не отбавляли ничего от ее количества.

Если частички расположены близко друг к другу, говорят, материал имеет большую плотность. Плотность металла большая, он тонет. Если частички располагаются не плотно – маленькая плотность материала. Плотность дерева меньше, чем у воды, даже большое тяжелое бревно плавает.

Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше. Чем у воды – он плавает.

Апельсину не дает утонуть рыхлая, неплотная кожура, в ней есть воздух. Если кожуру снять, апельсин тонет.

Экспериментов проведено достаточно для того, чтобы подвести общий итог по нашим выводам. С ребенком, который проявлял большую активность и заинтересованность, чем другие дети, готовим мини-доклад. Составляем рассказ, обговариваем и рисуем опорные картинки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Исследуем свойства воды. Детское экспериментирование с водой.

Предложенные опыты и игры с водой помогут детям старшего дошкольного возраста систематизировать знания о свойствах воды, помогут в доступной форме узнать о круговороте воды в природе.


Технологическая карта к занятию по детскому экспериментированию "Волшебница вода"

Технологическая карта, которая заменит написание конспектов.

"Плавучесть предметов"


Мастер-класс на тему: "Детское экспериментирование с водой с детьми 2-3 лет"

Конспект проведения мастер-класса среди воспитателей ДОУ.


Консультация для родителей "Волшебница - вода". Детское экспеременирование, старший дошкольный возраст. Опыты с водой.


Задание на развитие логического мышления "Опыт по выявлению плавучести предметов" (подготовительная к школе группа)

Читайте также: