Как называются поделки из бересты

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 07.09.2024

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 1

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 2

На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 3

Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 4

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 5

Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 6

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 7

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 8

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 9

Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 10

Болванка нужна для соблюдения ровных углов.

Чаще всего так делались различные бутылочки.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 11

На схеме можно понять принцип плетения.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 12

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 13

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 14

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 15

Нехитрая домашняя утварь.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 16

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 17

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 18

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 19

Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 20

Конечно, чаще всего и плелись корзинки.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 21

Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 22

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 23

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 24

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 25

Кто хочет, может обратиться к китайцам.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 26

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 27

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 28

В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 29

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 30

Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 31

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 32

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 33

Даже сумка для ноутбука:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 34

И многое другое.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 35

А главное, игрушки!

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 36

Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.


Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала. При раскопках в Новгороде, проходивших под руководством А.В. Арциховского, было найдено более четырехсот берестяных грамот, относящихся к XII–XIV векам. Народности Сибири – ханты и манси – для превращения бересты в писчий материал кипятили ее в воде. Эти же народы во время медвежьих праздников надевали слегка подкрашенные берестяные маски.

На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, туеса (короба) для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу и многое другое. Из берёсты делали чехлы для луков и колчаны (тулы) для стрел. Охотники Сибири делали ручки для ножей (нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами).

В жизни крестьян большое внимание уделялось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солонка. На севере ее часто плели из бересты или корней. Соль – продукт в старину очень ценный и связанный с целым рядом народных обрядов и суеверий. Солонки должны быть устойчивыми или плотно закрываться. Разнообразию форм даже одного этого вида посуды можно удивляться и судить о богатой фантазии крестьянских мастеров. Бытовали солонки в виде коробочки с крышкой, в форме бутылочки, в виде кобуры. Такую закрытую солонку было удобно брать с собой в дорогу, в лес, на рыбную ловлю. Очень распространена солонка в виде уточки. Когда-то утицу воспринимали люди как покровительницу дома, семьи. На скатерть свадебного стола солонку-утицу ставили первой. В Архангельской губернии финский исследователь Н. Валонен наблюдал даже рукомойник, плетенный из бересты в виде уточки.


Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Республиках Башкортостане, Коми и Якутии.

Основными способами декорирования берестяных изделий у разных народов являются роспись, тиснение и резьба, которые уже были известны в середине XVIII века.

Роспись на бересте широко распространена на Севере. Особое развитие получил графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. Характерно сочетание элементов якутского искусства и северного русского узорочья. Оплетка волосом характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир.


Кировская область славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в XVII веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья XVIII – XIX столетия. Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков (сосуд из берёсты цилиндрической формы) на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала.


В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России берёзы растут практически повсеместно, что также явилось немаловажным фактором в развитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.

На всех базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты – скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один-два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и антисептическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нём тепло, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.

В некоторых деревнях и поныне покрывают баньки и подсобные строения берестой, предпочитая её рубероиду. Ведь такая крыша служит не меньше сорока лет.

В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие переносные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свёрнутую в рулоны бересту. На месте привала из неё сооружали укрытие. Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманивания изюбров. Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, острого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший в воду нож, если он не слишком тяжёлый, не утонет. Наконец, такая ручка просто красива.

Рыбак тем более не откажется от такого ножа – ведь, постоянно находясь на воде, он рискует утопить его. Из скрученных при сушке лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли ещё дальше: они мастерили из бересты лодки.

Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса – для хранения молочных продуктов, мёда, рыбы и солений. Разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.

Крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоёв бересты сосуды сохраняют температуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное время не нагревается. Поэтому туеса и бутыли-горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесённый с собою квас до самого вечера оставался холодным. Благодаря герметичности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коробе или закрытом кузовке.

Запасы муки размещали в берестяных ёмкостях, зная, что в них продукт никогда не будет подпорчен жучком или мучным червём. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреет при изменении влажности воздуха, как это часто бывает в любой другой таре.

Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также оберегом и развивали мышление. В дальнейшем ребёнка окружали плетёные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки – мячики, лодочки и другие – он даже мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как дневную делали из дерева. В берестяной колыбельке малыш не мёрз и спал крепким сном.

Бересту использовали для изготовления конской упряжи, верёвок и музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.

Этот материал столь лёгок, что крупные изделия из него практически невесомы. С большими берестяными корзинами и кузовами крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причём у каждого члена семьи был свой кузов. Ведь большие кузова носили за спиной на лямках. Полныe, они весьма тяжёлыe, поэтому должны быть удобными. Когда кузов был готов, тот, кому он предназначался, спешил сразу же его надеть, нагрузить до предела и поносить какое-то время. Постепенно свежая береста, прилегая к спине, полностью повторяя её контур, подсыхала и поэтому на многие годы становилась самой удобной для её хозяина. И напротив, любому чужой кузов создавал массу неудобств.

Многие обиходные предметы также изготавливали из бересты. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком правки косы. Ноги были обуты в лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетённая из бересты обувь была на Руси в большом почёте – она долго носилась и не промокала.

Настоящие чудеса творили с берестой жители Поморья. Они обрабатывали её удивительным образом, после чего она приобретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.

Долговечность бересты не подвергается сомнению, достаточно вспомнить знаменитые новгородские берестяные грамоты X-XV веков. Первая из них была найдена в 1951 году. К настоящему времени их насчитывается более тысячи. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Берестяные грамоты образовывали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным жителями города.

Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента – стиля (по-древнерусски – писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бумага. Недаром бересту прозвали русским папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал её мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали её в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине.

Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголяли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тиснёной и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соленья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.

Береста - что это такое? Когда появилась береста на Руси?

Для чего на Руси использовалась береста? Сведения о берестяных промыслах России.

На чём стали писать на Руси в 10-14 веке: на бумаге, пергаменте, картоне или бересте?

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Техники, используемые при художественной обработке бересты

Техника № 1 Аппликация

Аппликация ( от латинского applicatio прикладывание )- создание художественных изображений наклеиванием , нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого - либо материала ; изображение , узор, созданные таким образом. Данная техника широко используется при работе с берестой. Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива уже сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто медовых, приглушенных красно- коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Эту особенность бересты и используют для выполнения различных картин и панно в технике аппликации, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся цветом и текстурой, для создания какого-либо рисунка.

hello_html_m7e2e2ae7.jpg

hello_html_158baee7.jpg

hello_html_m2fa3d49.jpg

hello_html_a25a9af.jpg

hello_html_m5b5ef534.jpg

hello_html_17438505.jpg

Часы - календарь выполненные в технике аппликации.

Техника № 2 Тиснение

Тиснение - это выдавливание изображений, узоров. Тиснение на бересте, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. В прошлом широко использовали эту технику. Тот или иной орнаментальный мотив вырезался на костном или деревянном штампе, а затем выбивался на плоскости верхнего слоя бересты. Не имея инструментов для выполнения тиснения, люди наносили узоры зубами. В наше время есть возможность пользоваться новыми технологиями. Наносить узор не только чеканами, но и с помощью пресс-форм.

hello_html_m68eb5d29.jpg
hello_html_1f5cea79.jpg

hello_html_7e8a1048.jpg

hello_html_76919b60.jpg

hello_html_7556d177.jpg

Поднос выполнен в технике аппликация

Техника № 3 Резьба на бересте

Резьба на бересте - это рисунок, вырезанный на бересте. Украшением изделий из бересты могут быть простые и сложные композиции; к сложным относятся сцены из жизни людей, зверей и птиц, а к простым- геометрические и растительные орнаменты. Резьба на бересте выполняется с помощью ножа-резака. В первую очередь удаляют участки фона, а затем крупные детали. Чтобы узор был отчетливо виден на берестяном изделии, его размещают или накладывают на бересту другого (более тёмного или более светлого) оттенка.

hello_html_m68dd0d85.jpg
hello_html_5641cc51.jpg

hello_html_m1500d82.jpg

hello_html_1443f153.jpg
hello_html_m60090ce8.jpg

hello_html_m2128cbc2.jpg

Набор туесков декорированных в технике резьбы по бересте

Техника № 4 Плетение

Плетение – это способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов. Плетение из бересты один из самых древних способов обработки бересты. Но особое место среди изделий из бересты из-за своеобразного способа изготовления, занимают плетеные изделия . Они бывают очень разнообразны как по форме, так и по размерам. Это может быть маленькая дорожная солонка или огромная корзина, для переноски тяжестей, изящные шкатулки и вазочки, детские игрушки, лапти. Плетеные изделия можно сделать из берестяной ленты, её можно вырезать из пласта берёзы или снять с берёзы используя оригинальный спиралеобразный способ. В старину очень широко использовались лоза и береста для изготовления различной бытовой посуды и утвари. Плетение из бересты не только увлекательный вид рукоделия, но и возможность создать очень полезную утварь для дома.

hello_html_43553af.jpg
hello_html_2660eb23.jpg

hello_html_619d2879.jpg

hello_html_6493ca18.jpg

Лапти выполненые в способом плетения

Техника № 5 Смешивание

Смешивание – техник таких как (резьба, тиснение, аппликация) чаще всего используется в изделиях объемного характера. Смешивание техник позволяет получить разнообразные по форме изделия .

Читайте также: