История русской елки поделка

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.08.2024

Много тысячелетий назад год наступал осенью или весной. Например, если взять Древнюю Русь, то здесь начало года припадало на март месяц, и больше это празднование походило на дань весне, теплу, солнцу и будущему хорошему урожаю.


Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер. Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.



Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку. XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы.

Петр Первый и первая Ёлка


А сам король в ночь с 31 декабря на 1 января вышел на Красную площадь, держа факел в руках, и после боя курантов запустил первую ракету в звездные небеса. И это был первый салют в честь праздника Нового Года. Что же касается ели, то примерно 300 лет назад считалось что елочка, украшенная под Новый Год, превращает отрицательные силы в положительные. Сегодня уже все забыли о таких силах, но прекрасная и любимая всеми традиция украшать хвойное дерево перед праздником осталась и по сегодняшний день.


Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.


После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.


Рождественская Ёлка в первой половине XIX века


Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. Установить точное время, когда елка впервые появилась в русском доме, пока не представляется возможным. Первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.



Русская Ёлка во второй половине XIX века

Освоение в России рождественской елки поражает своей стремительностью. Уже в середине века елка становится вполне обычным явлением для жителей многих губернских и уездных городов. Причина быстрого вхождения петербургского новшества в жизнь провинциального города понятна: отказавшись от старинного народного обычая празднования Святок, горожане ощутили некий обрядовый вакуум. Этот вакуум либо ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки. Помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом. Здесь, как свидетельствуют мемуаристы, Святки еще в течение многих лет продолжали праздноваться по старинке, с соблюдением народных обычаев.






Ёлка в России на рубеже XIX—XX ВЕКОВ

К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках. Ёлки предлагались на любой вкус: маленькие, разукрашенные искусственными цветами, ёлки-великаны, которые гордо высились во всей своей естественной красе, и никогда не видавшие леса искусственные ёлки-крошки, неестественно яркая зелень которых сразу же бросалась в глаза. Торговали ёлками и многие лавки — зеленные, молочные и даже мясные, где деревья выставляли у входа, часто уже поставленные на крестовины.




История Ёлки в Советский период




Поскольку разница между старым и новым стилем составляла к этому времени 13 суток, то в результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год — с 1 января на 14-е. И хотя ни в декрете, ни в других исходящих от советского правительства документах этого времени об отмене праздника Рождества не говорилось ни слова, тем не менее нарушение календаря воспринималось как ломка жизни с её традиционно связанными с определёнными датами православными праздниками. Что будет с Рождеством и ёлкой после вхождения календарной реформы в жизнь, пока было непонятно.



Советская Ёлка во второй половине ХХ века






В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором. На сайте Mamsy стартует акция с самыми красивыми елочками. Сегодня мы подготовили для вас настоящий сюрприз и немного волшебства из сказки. Останется украсить елку любимыми украшениями. Праздничное настроение вам обеспечено! Создайте в доме уют и волшебное настроение!


Наряженное еловое деревце в доме на Новый год, кажется нам столь естественным, само собой разумеющимся, когда подходит этот праздник, и мы, по усвоенной с детства привычке, устанавливаем ёлку, украшаем и радуемся ей. А между тем обычай этот сформировался у нас относительно недавно, и его происхождение, его история и его смысл, несомненно, заслуживают внимания.

Процесс “прививки ёлки” в России был долгим, противоречивым, а временами даже болезненным. Этот процесс отражает настроения и пристрастия различных слоев русского общества. В ходе завоевания популярности ёлка ощущала на себе восторг и неприятие, полное равнодушие и даже вражду.

Прослеживая историю русской ёлки, можно увидеть, как постепенно меняется отношение к этому дереву, как в спорах о нём возникает, растёт и утверждается его культ, как протекает борьба с ним и за него и как ёлка, наконец, одерживает полную победу, превратившись во всеобщую любимицу, ожидание которой становится одним из самых счастливых и памятных переживаний ребёнка. Ёлки детства запечатлеваются в памяти на всю жизнь. Среди украшений, которые мы вешаем на ёлку, до сих пор сохранилось несколько игрушек с тех давних пор…

Иггдрасиль

Впервые обычай украшать ёлку появился на территории Германии ещё во времена язычества, где ель была особо почитаемым деревом в виде которого германо-скандинавские племена представляли себе Вселенную, отождествляемую с мировым деревом — Иггдрасиль (Yggdrasills). В германо-скандинавской мифологии Иггдрасиль — исполинский ясень (или тис, ель),

Позднейшие мифы германо-скандинавской мифологии рассказывают о волшебных существах, живущих на Мировом Древе: о мудром орле на верхушке ясеня Иггдрасиль, меж глаз которого сидит ястреб. На ветвях Мирового Древа живут четыре оленя, в колодце у источника живёт дракон, грызущий корни ясеня Иггдрасиль. Белка Рататоск, беспрестанно прыгающая по дереву, переносит вести от орла к дракону.

2405-19

Возникновению культа ели как символа Вечного древа и неумирающей природы способствовал вечнозелёный покров, позволявший использовать её во время зимнего праздника нового года, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелеными растениями.

Среди германских народов издавна существовал обычай под на Новый год идти в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, но ель не рубили и не вносили в дом, а совершали вокруг него магические обряды, посвящённые языческим богам.

2405-24

Почитание новогоднего дерева и обычай украшать ёлку и развешивать на ней подарки стал сначала новогодним языческим праздником, а позже, с принятием христианства — рождественским символом. После крещения германских народов языческие обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, приобрели христианский смысл, и ёлку стали наряжать как рождественское дерево, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в сочельник — канун Рождества, 24 декабря, отчего ёлка и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum. С тех пор праздничное настроение в сочельник (Weihnachtsabend) в Германии создавалось не только рождественскими песнопениями, но и рождественской ёлкой.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, устанавливая его на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки, орехи, конфеты и сахарные печенья.

Примерно в XVI веке, согласно письменным упоминаниям, в Германии, в городе Страсбургелюди, независимо от сословий, стали украшать Рождественскую ёлку цветной бумагой, фруктами, разными сладостями. Также есть упоминания об украшении ёлок и во Франции, городе Эльзасе в 1605 году.

Петровский указ 1699

ПЕТРОВСКИЙ УКАЗ 1699 ГОДА

В России обычай новогодней ёлки ведёт начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день “новолетия”, до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, “по примеру всех христианских народов” отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать Москву еловой хвоей:

“По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе”. А “людям скудным” предлагалось “каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день”.

Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать ёлку на время зимних новогодних праздников.

Однако к будущей рождественской ёлке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город украшали не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, ёлки в дом не заносили, а украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самымёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского символа, чем она стала впоследствии.

Александр Пушкин в “Истории села Горюхина” упоминает “древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла”. Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы.

Д. В. Григорович, например, в повести 1847 года “Антон-Горемыка”, рассказывая о встрече своего героя по дороге в город с двумя портными, замечает:

“Вскоре все три путника достигли высокой избы, осенённой ёлкой и скворешницей, стоявшей на окраине дороги при повороте на просёлок, и остановились”.

горки

В XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия ёлками, флагами, шарами,деревянной и ледяной скульптурой, украшали ледяные горки, или, как ещё говорили, скатные горки. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с горки на праздниках — на Святках и Масленице в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие ёлочки, установленные по краям скатных горок, и по углам на снежных городках.

В Петербурге ёлками обозначали пути зимних перевозов на санях через Неву: “В снежные валы, — пишет Л. В. Успенский о Петербурге конца ХIХ — начала XX века, —втыкались весёлые мохнатые ёлки”, и “дюжие молодцы на коньках” по этой дорожке перевозили санки с седоками.

5

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ДЕРЕВО В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

В России ёлка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена ёлка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник “детской ёлки” в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большой столовой дворца.

Однако, судя по многочисленным описаниям святочных празднеств в журналах 1820—1830 годов, в эту пору в большинстве русских домов рождественское дерево ещё не ставилось. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как Святки, святочные маскарады и балы описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского “Светлана” (1812), Святки в помещичьем доме изображены Пушкиным в V главе “Евгения Онегина” (1825), в сочельник происходит действие поэмы Пушкина “Домик в Коломне” (1828), к Святкам (зимним праздникам) приурочена драма Лермонтова “Маскарад” (1835). Ни в одном из этих произведений о ёлке не говорится ни слова.

00-13


Издававшаяся Ф. В. Булгариным газета “Северная пчела” регулярно печатала отчёты о прошедших праздниках, о выпущенных к Рождеству книжках для детей, о подарках на Рождество и т.д. Ёлка не упоминается в газете “Северная пчела” вплоть до рубежа 1830 —1840 годов. Первое упоминание о ёлке в газете появилось накануне 1840 года: сообщалось о продающихся ёлках “прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками” . Но почти до 1850 года петербургские жители всё ещё воспринимали ёлку как специфическое “немецкое обыкновение” — обычай.

Установить точное время, когда ёлка впервые появилась в обычном русском доме, пока не представляется возможным. В рассказе С. Ауслендера “Святки в старом Петербурге”(1912) говорится о том, что первая рождественская ёлка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 30-х годов XIX века, после чего по примеру царской семьи её стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.

2


В начале января 1842 года жена А. И. Герцена в письме к своей подруге описывает, как в их доме устраивалась ёлка для её двухлетнего сына Саши. Это один из первых рассказов об устройстве ёлки в русском доме: “Весь декабрь я занималась приготовлением ёлки для Саши. Для него и для меня это было в первый раз: я более его радовалась ожиданиям”. В память об этой первой ёлке Саши Герцена неизвестный художник сделал акварель “Саша Герцен у рождественской ёлки”, которая хранится в Музее А. И. Герцена в Москве.

И вдруг в середине 1840 годов произошёл взрыв популярности ёлки — “немецкого обыкновения”, которое стало стремительно распространяться в России. Теперь Петербург был буквально охвачен ёлочным ажиотажем. Обычай украшать ёлку вошёл в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице России хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера.

2405-14


Увлечение “немецким обыкновением” — рождественским деревом подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, его рождественские сказки “Щелкунчик” и “Повелитель блох” были хорошо известны русскому читателю.

Существенную роль в распространении и популяризации ёлки в России сыграла коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами — кондитерами стали выходцы из Швейцарии, из маленькой альпийской народности — ретороманцам,знаменитые во всей Европе, как мастера кондитерского дела. Постепенно швейцарские кондитеры завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу ёлок с висящими на них сахарными фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие сладкие ёлки очень дорого — “от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей”, и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые “добрые маменьки”.

4ёлки


Торговля зелёными ёлками началась с конца 1840-х годов. Продавались ёлки у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Если бедняки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую ёлочку, то богатая столичная знать устраивала соревнования: у кого ёлка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. В качестве ёлочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840 годов датируется и первое упоминание об искусственной ёлке, что считалось особым шиком.

3


К середине XIX века немецкий обычай украшать ёлку в доме прочно вошёл в жизнь российской столицы. Само дерево, ранее известное в России лишь под немецким названием “ Weihnachtsbaum”, стало называться сначала “рождественским деревом”, что является калькой с немецкого, а позже получило имя “ёлка”, которое закрепилось за ним уже навсегда. Ёлкой стал называться и сам праздник, устраиваемый по поводу Рождества: “пойти на ёлку”, “устроить ёлку”, “пригласить на ёлку”.

В. И. Даль заметил по этому поводу: “Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную ёлку, мы зовём так иногда и самый день ёлки, Сочельник”.

002

Распространение в России традиции рождественской ёлки поражает своей стремительностью. Уже в середине века ёлка становится вполне обычным явлением для жителей многих губернских и уездных городов.

Помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом. Здесь, как свидетельствуют мемуаристы, Святки ещё в течение многих лет продолжали праздноваться по старинке, с соблюдением народных обычаев.

В конца XIX века мрачный образ ели, существовавший на Руси, постепенно изменился, соединив два традиционных обряда: исконно-русскую траурную церемонию с еловыми венками, символами смерти и западную традицию Рождества с нарядной и пушистойёлкой, символом рождения и Вечной жизни. Постепенно в сознании русского народа ель крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева.

Мало-помалу петербургская мода наряжать ёлку в доме проникла и в усадьбу. Если до середины XIX века в воспоминаниях, посвященных Святкам в помещичьей усадьбе, устройство ёлки не упоминается, то уже через десять лет положение меняется.

003

О рождественских праздниках 1863 года свояченица Льва Толстого Т. А. Кузминская, жившая подолгу в Ясной Поляне и считавшая ее своим “вторым родительским домом”, вспоминает:

“Ежедневно устраивались у нас какие-нибудь развлечения: театр, вечера, ёлка и даже катание на тройках”. Два года спустя, 14 декабря 1865 года, в письме к Софье Андреевне Толстой она сообщает: “Здесь готовим мы на первый праздник большую ёлку и рисуем фонарики разные и вспоминали, как ты эти вещи умеешь сделать”. И далее: “Была великолепная ёлка с подарками и дворовыми детьми. В лунную ночь — катанье на тройке”.

Зимние праздники в Ясной Поляне явился редким примером органичного соединения русских народных Святок с западной традицией рождественского дерева: здесь “ёлка была годовым торжеством”. Устройством ёлок руководила Софья Андреевна Толстая, которая, по мнению знавших её людей, “умела это делать”, в то время как инициатором чисто святочных увеселений был сам писатель Лев Николаевич, судя по воспоминаниям и по литературным произведениям, прекрасно знавший обычаи народных русских Святок, описанные в романе “Война и мир”.

Все дети Льва Толстого при описании яснополянских Святок рассказывают о приходе к ним на ёлку крестьянских ребятишек. Видимо, присутствие крестьянских детей на усадебных ёлках становится обычным явлением. О приходе на ёлку деревенских ребятишек говорится также в повести А. Н. Толстого “Детство Никиты” и в других текстах.

К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков.

История русской новогодней елки

Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках. Ёлки предлагались на любой вкус: маленькие, разукрашенные искусственными цветами, ёлки-великаны, которые гордо высились во всей своей естественной красе, и никогда не видавшие леса искусственные ёлки-крошки, неестественно яркая зелень которых сразу же бросалась в глаза. Торговали ёлками и многие лавки — зеленные, молочные и даже мясные, где деревья выставляли у входа, часто уже поставленные на крестовины.

В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны, соблюдение которой считалось обязательным условием при устройстве первых ёлок. Дети с удовольствием гуляли в "лесах" ёлочных базаров; наблюдали за тем, как ёлку вносили в дом; видели, как она, ещё не оттаявшая, лежала в сенях ("только после всенощной ее впустят") или в комнате на полу, отогреваясь в домашнем тепле; чувствовали, как она начинала излучать хвойный и смоляной запах.

Со всего города, а иногда и из других городов на домашние ёлки съезжались родные и близкие, двоюродные сёстры и братья. Взрослые придумывали и покупали подарки, организовывали "ёлочное веселье", играли на фортепьяно, дети танцевали. Старшие готовились к праздникам сами, сочиняя и ставя пьесы "под Гофмана и Андерсена" из жизни ёлочных игрушек. Особенную популярность в эти годы приобрели "живые картины", представлявшие собой "немые" инсценировки популярных хрестоматийных стихотворений. Марина Цветаева пишет:

"Сказав это слово ("живые картины"), я дала эпоху. Это был расцвет девяностых годов, недалекий канун Пятого. Недвижная группа из живых людей, окрашенная бенгальским — зелёным и малиновым — пламенем. Группа не дышит, улыбки застыли, пламя трепещет, догорает. Занавес".

Широчайшее распространение в это время получает устройство благотворительных " ёлок для бедных" в народных домах, детских приютах. Организовывали их как разного рода общества, так и отдельные благотворители.

Превратившись в главный компонент зимних праздников, ёлка, таким образом, вошла в праздничную жизнь как одна из необходимых её составляющих. Л.Н.Гумилёв, с горечью говоря о том, что детство у него было не таким, каким оно должно быть, заметил: "Мне хотелось простого: чтобы был отец, чтобы в мире были ёлка, Колумб, охотничьи собаки, Рублёв, Лермонтов". Ёлка стала восприниматься как один из необходимых элементов нормального детства.

Особо щемящую тональность в литературе и публицистике образ ёлки приобретает в годы Первой мировой войны: ёлка становится символом, связывающим незримой связью временно или навсегда разлученных членов семей. В иллюстрированных еженедельниках с 1915 года регулярно печатались фотографии, на которых засняты солдаты, празднующие Рождество с установленной в землянке или окопе ёлочкой. Но было и другое: война с Германией, напомнив о немецком происхождении обычая рождественского дерева, неожиданно спровоцировала, казалось бы, навсегда утихшие "антиёлочные" настроения, которые проявлялись как в резких выступлениях против ёлки в печати, так и в запретах на устройство ёлки в учреждениях. Существенных результатов, однако, эти акции не имели: ёлка к этому времени уже слишком прочно укоренилась на русской почве.

История ёлки после октября 1917 года

Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. После захвата власти большевики на ёлку не посягали. В 1918 году М.Горький и А.Н.Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве "Парус" роскошную подарочную книгу для детей "Ёлка", оформленную замечательными художниками. В неё были включены произведения М.Горького, К.И.Чуковского, В.Ф.Ходасевича, А.Н.Толстого, В.Я.Брюсова, С.Чёрного и др. На обложке книги помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесное зверьё. На верхушке дерева ярко сияет шестиконечная Вифлеемская звезда.

В первые годы после революции никаких специальных мер, направленных на запрет ёлки, действительно не предпринималось, а если она и стала в это время чрезвычайной редкостью, то причиной тому были внешние обстоятельства, которые всё "сбили и спутали", как пишет об этом Михаил Булгаков в романе "Белая гвардия", повествуя о событиях кануна 1919 года: "Из года в год, сколько помнили себя Турбины, лампадки зажигались у них двадцать четвертого декабря в сумерки, а вечером дробящимися, тёплыми огнями зажигались в гостиной зелёные еловые ветви. Но теперь коварная огнестрельная рана, храпящий тиф всё сбили и спутали".

Однако, несмотря на материальные и бытовые трудности, в семьях, сопротивлявшихся хаосу внешней жизни, ёлку всё же старались устанавливать и относились к ней с ещё большей бережностью, даже трепетностью, нежели в мирное время, поскольку она являлась единственной зыбкой связью с прошлой, устойчивой жизнью. В дневнике Корнея Чуковского содержится потрясающая запись, сделанная им на Рождество 1920 года: "Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им [в] гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери! Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!"

В первые годы после Гражданской войны в городах, как и прежде, всё ещё продавалось много ёлок, но население бедствовало, и мало кто мог позволить себе купить даже самое маленькое деревце. Мужики из пригородных деревень, привозившие в город ёлки, теряли предрождественский заработок. 25 декабря 1924 года Корней Чуковский записывает: "Третьего дня шёл я с Муркой к Коле — часов в 11 утра и был поражен: сколько ёлок! На каждом углу самых безлюдных улиц стоит воз, доверху набитый всевозможными ёлками, — и возле воза унылый мужик, безнадёжно взирающий на редких прохожих. Я разговорился с одним. Говорит: "Хоть бы на соль заработать, уж о керосине не мечтаем! Ни у кого ни гроша; масла не видали с того Рождества. " Единственная добывающая промышленность — ёлки. Засыпали ёлками весь Ленинград, сбили цену до 15 копеек. И я заметил, что покупают ёлки главным образом маленькие, пролетарские — чтобы поставить на стол".

Но понемногу быт налаживался, и ёлка, казалось, вновь завоёвывала свои права. Однако всё обстояло не так просто.

Первый тревожный звоночек прозвучал уже 16 ноября, через три недели после октябрьского переворота, когда на обсуждение советского правительства был поставлен вопрос о календарной реформе. Вплоть до Октябрьской революции Россия всё ещё продолжала жить по юлианскому календарю, в то время как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый папой Григорием XIII в 1582 году. Необходимость проведения календарной реформы, перехода на новый стиль ощущалась с XVIII века. Уже при Петре I в международных отношениях и в научной переписке Россия была вынуждена пользоваться григорианским календарём, в то время как внутри страны жизнь ещё в течение двух столетий протекала по старому стилю. Это обстоятельство порождало многие неудобства. Особенно остро потребность введения единого с Европой исчисления времени ощущалась в дипломатической и коммерческой практике. Однако предпринятые в XIX веке попытки провести календарную реформу терпели неудачу: этому противодействовали как правительство, так и православная церковь, всякий раз считавшие введение нового календаря "несвоевременным". После революции вопрос о "несвоевременности" реформы отпал сам собой, и 24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Подписанный Лениным декрет был опубликован на следующий день.

Поскольку разница между старым и новым стилем составляла к этому времени 13 суток, то в результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год — с 1 января на 14-е. И хотя ни в декрете, ни в других исходящих от советского правительства документах этого времени об отмене праздника Рождества не говорилось ни слова, тем не менее, нарушение календаря воспринималось как ломка жизни с её традиционно связанными с определёнными датами православными праздниками. Что будет с Рождеством и ёлкой после вхождения календарной реформы в жизнь, пока было непонятно.

А в 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в "комсомольское рождество", или иначе в "комсвятки". Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование "комсвяток" в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих "экономические корни" рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры, "живые картины". На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название "комсомольская ёлка". Участники ёлочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы: Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественского гуся и поросёнка. Проводились шествия с факелами и сожжением "божественных изображений" (икон).

Однако столь благосклонное отношение советской власти к ёлке продолжалось недолго. Новые перемены стали ощутимы уже к концу 1924 года, когда "Красная газета" с удовлетворением сообщила: ". в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей". Постепенно завершил своё существование и праздник "комсомольского рождества". Он был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде. А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем.

В эти критические в судьбе ёлки годы казалось, что ей пришёл конец. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни ёлок. В школах в порядке борьбы с Рождеством и ёлкой на Новый год стали проводить "антирождественские вечера", на которых инсценировали высмеивающие попов и церковь пьески, пели антирелигиозные сатирические куплеты, вроде "Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём". Перестали устраивать ёлки и в детских садах.

И всё же полностью искоренить полюбившийся обычай так и не удалось: ёлка "ушла в подполье". Как вспоминает писательница И.Токмакова, в семьях, верных дореволюционным традициям, ее продолжали устраивать. Делали это с большой осторожностью. Ёлкой обычно обеспечивал дворник, который перед Рождеством выезжал за город в лес с огромным мешком, срубал дерево, перерубал его пополам и запихивал в мешок. Дома он накладывал на шершавый ствол лубки, и ёлка "делалась опять целенькой и стройной".

"Конец неправильному осуждению ёлки" был положен на исходе 1935 года. 28 декабря в газете "Правда" появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П.Постышевым: "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!". Автор в декларативном тоне призывал комсомольцев и "пионерработников "в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей.

Так, в течение четырёх дней (включая день опубликования статьи Постышева) был возрождён дореволюционный праздничный обычай.

История новогодней елки

Cоветская ёлка во второй половине ХХ века

В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Теперь еловое дерево — необходимая принадлежность не только советского праздника Нового года, но и советской жизни вообще. Организовывала праздник "ёлочная комиссия", в которую обычно входили профсоюзные активисты: они разрабатывали программу, доставляли ёлку, обеспечивали Дедом Морозом, готовили подарки. Самым трудным был выбор подарков и принятие решения, "какой подарок сделать кому из ребят так, чтобы не выйти из лимита, и в то же время чтоб все были довольны". Для каждого ребенка готовился особый подарок, что впоследствии вышло из практики советских ёлок, на которых предполагалось равенство всех детей.

В праздничные дни образ ёлки буквально не сходил со страниц газет и журналов. "Думающий о нас" Сталин, встречающий Новый год в Кремле, как бы незримо присутствовал на каждом новогоднем празднике.

Как до конца 1935 года осуждались и даже преследовались люди, устраивающие ёлки, так теперь в прессе высмеиваются "бюрократы", мешающие "людям веселиться".

Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке " рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях.

Стремление идеологизировать возрождённый праздник становится с каждым днём всё откровеннее. На сверкающей в лучах прожекторов красавице ёлке, установленной в Доме союзов, висели тысячи ёлочных украшений с рабоче-крестьянской коммунистической символикой.

Прошло ещё несколько лет, и 1 января 1947 года снова стало "красным днём календаря", то есть нерабочим, а ёлка в Доме союзов приобрела официальный статус "главной ёлки страны". В 1954 году новогодняя ёлка получила "право на вход" в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца — обслуживала она по две тысячи детей в год. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Для молодых передовиков производства, студентов столичных вузов, слушателей военных учебных заведений, учащихся десятых классов, комсомольских работников в том же Георгиевском зале устраивались новогодние балы-маскарады.

После "оттепели" с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но к началу 70-х годов многие москвичи, да и жители других городов вовсе не рвались на "главные ёлки".

И до сих пор самые желанные для нас не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьёй. На этих домашних праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как семейное торжество, по установившимся в семье традициям.

Сентиментальные и ностальгические чувства, которые вызывала и продолжает вызывать ёлка, прорывались в литературе много раз в форме эмоциональных признаний, как в известной песне 1966 года Булата Окуджавы "Прощание с новогодней ёлкой":

Ель моя, Ель — уходящий олень,
Зря ты, наверно, старалась:
Женщины той осторожная тень
В хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови,
Твой силуэт отдалённый,
Будто бы след удивлённой любви,
Вспыхнувшей, неутолённой.

Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке православная церковь. Теперь зелёные деревца стоят не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей.

Вместо заключения - и снова Рождество

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. "И, как всегда в это время, — писала в конце декабря 1993 года газета "Невское время", — горят на главной улице Петербурга ёлки — не просто новогодние, уже рождественские, без красных звёзд".

На протяжении трёх веков ёлка добросовестно выполняла возложенные на неё функции, и даже насильственная идеологизация не мешала ей в неформальной домашней обстановке оставаться всеми любимой и ежегодно желанной, страстно и задолго до Нового года ожидаемой Ёлкой. Такой помним её мы. Такой запомнят её наши дети. Будем надеяться, и внуки будут ходить вокруг разукрашенного, сияющего дерева и петь немудрёную песенку, сочинённую почти сто лет назад.

Статья предоставлена журналом "Наука и жизнь", №12, 2007 год

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Отрывок с сокращениями из книги Алла Сальникова "История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку", вышедшей в 2012 году
в издательстве Новое литературное обозрение:

" Елка и елочная игрушка в дореволюционной России



Outstanding German Wooden Toy Store. Germany, 1900. via

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки.
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

Осип Мандельштам, 1908

В Германии и только в Германии, по утверждению многих иностранных путешественников и мемуаристов XIX века, можно было увидеть
настоящую рождественскую ель во всей ее красе: ведь, по их мнению, Рождество было истинно немецким праздником.

2.


.

Origin: Germany. Produced: ca 1890-1900. Big old cotton Santa with a brown Bag, Switch and Belt with Glass Beads. 340,00CHF. Antique cotton Batting Santa Ornament with a lithographed paper scrap face exclusive christmas ornament victorian christmas decorations. Size: approx. 6" tall. Source

3.


.

Origin: Germany. Produced: ca 1890. a. Cotton Santa with a long Coat, Bag and Switch - antique Christmas ornament. 360,00CHF. Antique cotton Batting Santa Ornament with a lithographed paper scrap face, brown crepe paper bag and a switch. Size: approx. 4 3/4 " tall. b. Origin: Germany. Produced: ca 1890. Antique Cotton Batting Christmas Santa Ornament. 480,00CHF. Antique cotton Christmas Ornament of a Santa with his wooden stick and a feather tree, coat has dots all over, resembling snow. His coat has pockets with funny looking fabric/wool flaps and around the waist a belt of Dresden paper trim. Size: approx. 5 1/2 " tall. Source

4.


.

Origin: Germany. Produced: ca 1900. Sking Santa with his Backpack - Old Cotton Christmas Ornament. 420,00CHF. Antique Spun Cotton Christmas Ornament of a Skiing Santa with his brown backpack. Size: approx. 4 3/4 " tall. Source

Вхождение елки и елочной игрушки в русский быт

Поскольку сама рождественская елка как предмет исследования в высокой степени легендарна и мифологична, постольку и информация о ее истории, украшениях и атрибутах, во многом базирующаяся на устной традиции, часто является противоречивой, неоднозначной и трудно верифицируемой. Единичность источников, в особенности относящихся к периоду зарождения и становления рождественской елки как центрального персонажа рождественского праздника, исключает возможность их сопоставления. Преобладание нарративно-художественных текстов над документальными источниками также отчасти затрудняет исследование. Эти утверждения во многом верны и применительно к российской ситуации.

Сама елка как символ новогоднего праздника появилась в России после указа от 20 декабря 1699 года, который Петр I издал по возвращении из-за границы. Этот указ предписывал украшать хвоей (елью, сосной, можжевельником и их ветвями) к новому, перенесенному отныне с 1 сентября на 1 января, году улицы, дороги и дома. Но новшество имело мало отношения к немецкой рождественской елке: это был лишь способ декорирования городского праздничного пространства. Специальное украшение елки не предусматривалось. После смерти Петра I его начинание было фактически забыто и, что весьма курьезно, свято соблюдалось лишь кабатчиками, продолжавшими украшать елками крыши и входы в питейные заведения [10].

5.


.

Origin: Germany. Produced: ca 1900. a. Old Cotton Santa with a Brown Muff and Tree. 260,00CHF. Cotton Santa with a brown muff and a green paper tree, big white hooded coat, boots are black. Size: approx. 5 1/4 " tall. b. Old Cotton Santa Ornament with Feather Tree Branch. 270,00CHF. Antique cotton Santa Christmas ornament has spun cotton legs and arms with a batting body under a glittered cotton coat and hood. Size: approx. 4 1/2 " tall. Source


6.

XVIII век, Англия / Christmas Eve in the Morning / Boxing Day at Night. Etching. Two scenes from a writing sheet: Christmas Eve above, a gentleman standing outside his porch on the left, handing a tip to a man while a servant carries off two large birds and a hare; Boxing Day below, showing a street brawl with a woman brandishing a broom to the left. Print made by: Anonymous. British. Date 1770-1800 (circa). Paper. 80x67 mm (image, approx). 246x85 mm (sheet, left edge cut). British Museum. Source


7.

Christmas Visitors. Wood-engraving printed in colour. Producer name After: Randolph Caldecott. British. 1876. Published in: Berlin. Published in: New York. Paper. 416x622 mm. Lettered at top of sheet with title, "from my Grandfather's Sketches, R.C." and above: "Second extra supplement to the Graphic Christmas Number, December 25, 1876", each vignette with its own title, as included in the description. Museum number 1928,1012.2. British Museum. Source

Точно установить, когда детская рождественская елка стала проводиться в русских домах, как указывает Е.В. Душечкина, пока невозможно в связи с нехваткой необходимых, достаточных и достоверных источников [13]. Приблизительно это событие датируется концом 1830-х годов. Появление и популяризация рождественской елки в России исследовательница связывает с именем супруги Николая I императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. Это выглядит достаточно убедительно, поскольку роль венценосных особ — выходцев из Германии — в распространении рождественской елочной традиции в Европе хорошо известна [14].


8.

Людвиг Рихтер. Рождественская ночь. Рисунок. 1874. Британский музей. По этому рисунку были открытки / Drawing. Drawn by: Ludwig Richter, German. 1874. British Museum. Source

Однако настоящее знакомство России с рождественской елкой и елочной игрушкой происходит уже во второй половине XIX века. Именно на последние пять его десятилетий приходится период становления этого праздника в стране в новом качестве: во-первых, как подлинно семейного, во-вторых, по преимуществу детского и, в-третьих, широко отмечаемого не только высшей аристократией, но и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей, творческой интеллигенции.

Обязательный характер стала носить, например, елка в профессорском доме. Достигшая генеральских чинов и признания в обществе профессура стремилась соответствовать представлению обывателей о материальном достатке чиновников такого ранга и иногда даже из последних сил и средств воспроизводила образ жизни аристократии, куда теперь входила и великолепно убранная, богато иллюминированная елка. На такую елку обычно приглашались университетские коллеги с детьми, а также профессорские ученики [18].

Прекрасные елки устанавливались обычно в домах творческой интеллигенции. Так, например, на всю Москву славилась елка, ежегодно устраивавшаяся в доме у Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре, где он проживал с семьей в 1910-1922 годах. Помимо пятерых детей хозяина (который, кстати говоря, сам очень любил елку) и их юных гостей в числе приглашенных бывали Максим Горький и Сергей Рахманинов, Иван Бунин и Константин Коровин, Леонид Андреев и Александр Головин [19].


9.

Santa and Reindeer Candy Container, Germany, early 20th century, modeled as a tiny all-bisque Santa doll sitting on a snowball on travaois drawn by a metal reindeer, on rectangular box (missing box bottom), ht. 5 1/4 x lg. 5 x wd. 2 1/2 in. Estimate $200-300. Source


10.

Old "german christmas market stall" Christmas decoration. via

Поступающие в продажу елочные игрушки были исключительно привозными.

Глава 2. От какого наследства хотели отказаться большевики. / Елка и елочная игрушка в дореволюционной России. / Вхождение елки и елочной игрушки в русский быт.

Иллюстрации к книге отношения не имеют.
OCR – gorbutovich. Номер примечания оставлен, но его содержание опускаю в целях экономии знаков. Если вдруг кому надо – спрашивайте – напишу или смотрите в книге.



Xmas to Greet You. Greetings card. Place of origin: England (made). late 19th century (made). Artist/Maker: Unknown. Chromolithography and embossing with gold block printing, on paper. Museum number: E.380-1971. Victoria and Albert Museum, London. Source

Отрывок из книги Алла Сальникова "История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку", вышедшей в 2012 году в издательстве Новое литературное обозрение. Из раздела "Вхождение елки и елочной игрушки в русский быт": продолжение текста, начато которого в Части 1.


3.

A Happy New Year to You. Christmas card. Place of origin: Britain (made). Date: c.1870s (made). Artist/Maker: Unknown. Chromolithography with cut paper work and embossed borders. Museum number: E.2029-1953. National Art Library. Victoria and Albert Museum, London. Source.


4.

Toys around a Christmas Tree. Illustration from a children's book, c. 1850. Folded greeting card. Published by Victoria and Albert Museum, London. via

Пусто, одиноко
Сонное село.
Вьюгами глубоко
Избы занесло [44].


7.

"Everything for Your Xmas Tree". From the 1916 Sears, Roebuck and Co. catalogue. Source


8.

"Everything for Your Xmas Tree". From the 1916 Sears, Roebuck and Co. catalogue. Source


9.

"Everything for Your Xmas Tree". From the 1916 Sears, Roebuck and Co. catalogue. Source


10.

Гораздо позже – французский торговый рождественский каталог 1934 года / 1934. French catalog xmas decor. via


11.

Сильно позже – 1934 год / Page from a French trade catalog of Ets. Paz et Silva, Paris, France, unknown date. (bib no. 88844). via


12.

Сильно позже – 1936 год, Германия / Pages from a 1936 trade catalog, Erwin Geyer, Lauscha, Germany (bib no. 101943), illustrating ornaments, as well as other decorative items for Christmas. via


13.

Сильно позже – 1936 год, Германия / Pages from a 1936 trade catalog, Erwin Geyer, Lauscha, Germany (bib no. 101943), illustrating ornaments, as well as other decorative items for Christmas. via


14.

Сильно позже – 1936 год, Германия / Pages from a 1936 trade catalog, Erwin Geyer, Lauscha, Germany (bib no. 101943), illustrating ornaments, as well as other decorative items for Christmas. via

Читайте также: