Гжель из пластилина поделка

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 08.09.2024

Вы здесь: Home Авторские материалы Конспект НОД по лепке "Золотая хохлома"

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: «Художественно-эстетическое

старшей логопедической группы

Кононова Татьяна Витальевна

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;

Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;

Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;

Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины – криуля из желтого воскового пластилина;

Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово; Непосредственно образовательная деятельность.

1.Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.

-Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.

-А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/

-Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?

-Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.

Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.

на подносы нанесли

розы, маки, незабудки

в черном поле расцвели./Жостовская роспись/

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.

-Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/

-Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.

*Эта посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор-

Оторвать не в силах взор./Гжельская роспись/

Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.

-Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/

Последняя загадка, слушайте внимательно.

*Все листочки как листочки

Здесь же каждый – золотой,

Красоту такую люди называют…/Хохломой/

-Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/

- Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/

-Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?/Криуль/

-Сначала я буду делать птицу. Для этого, возьму пластину желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.

-А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.

Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук/

Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/

И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/

Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/

-Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.

чего вы начнете работу?

-Затем что нужно сделать?

-Чем украсите работу?

Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.

Способствовать раз витию эстет ического вку са, формирова нию прекрасн ого.

Воспитывать чу вство гор дости за тала нт своег о народа, у важение к мастерам

и желание соз давать св оими руками к оллективну ю работу – гжельский

Методические п риёмы: художестве нное слово, сюр призн ый момент,

беседа, объясне ние, физ. ми нутка, музыкальное со провожде ние.

выставка работ народного тво рчества: х охлома, гжель, дымка.

Предварительная работа: декорат ивное рисован ие по гжельской росписи,

Ход занятия: - Дет и вы люб ите путешествовать ? Сегодня м ы с вами

совершим пу тешествие в мир кр асоты, доб ра, в мир у дивительных творений

народных у мельцев. А каких умельцев, в ы сейчас расс кажите сами.

- Сегодня утром почт альон при нёс посылку в детский са д. Давайте

Барышня так красива. ( достать из посылки бар ышню и гу ся).

- Как называется эта роспись ? (показ п редметов гжел и).

- Сейчас мы с вами послу шаем и посмот рим сине - голу бую сказку, а почему

- Закрыли глазк и, представили, что вы попал и в сказку. Глазки открываются,

- В некотором ц арстве, в некото ром госу дарстве, недалеко от Москвы сто ит

деревенька Гжель . Давным - давно ж или там у мелые мастера. Н ашли они в

своей сторону шке глину белу ю и стали лепить из нее разну ю посуду , и

расписывать ее у зорами из с иних цветов , капелек, пол ос, веточе к. Каждый

Один масте р слепил чайник, на крышке пету х красуется.

Другой мастер у слышал сказку про кита , да сделал ма сленку. На спине к ита

вылепил сказ очный город с башен ками и це рквушками.

Третий мастер еще лучше приду мал: сл епил он саха рницу в виде рыбки

Лепили гжельские м астера и ж ивотных, и птиц разны х. Занятно сдела н петух

с пышным хвост ом, бычок, го рдый конь , ласковая кош ка, никому не страшен

Делают гжельск ие мастера и ча сы. Форма у них непростая, пр ичудливая.

Расписаны они сверху донизу цветами, а на саму ю маку шку петушок

У каждого есть св ой узор любимы й, в кажд ом отражается ст орону шка

родимая. Ее тр ава шелковая, е е цветы ве сенние. И масте рство волше бное

достойно восхище ния. Всего о дна краска, а какая нарядн ая и празднична я

посетить. Рассмот рим издели я гжельских ма стеров, полюб уемся на это

- Какими узорам и украшена п осуда? ( цветы, веточка, бо рдюр).

Из каких элемент ов состоит цветок? (сере динка и лепест ки).

На веточке листь я одинаковые или нет? (снизу крупные, а в верху мелкие).

- Дети пришло в ремя стать вам на родными у мельцами . А перед началом

- Наши синие цвет ы распу скают лепестк и, (поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, л епестки колыше т (качают руками и пальчи ками в

Тихо засыпают, гол овой качают (приседают, сжимают паль цы в ку лак)

- Дети, закройте гл аза, положите ру ку на кусок глины, сдела йте два глу боких

По окончани и работы дет и выставляют свои изделия на стол, покрыт ый

- У русских люде й есть пог оворка «Уме лец да ру коделец себе и люд ям

- Вот и подошло к концу наше путешеств ие. О каких нар одных пром ыслах мы

Дымковская игрушка из пластилина

В старину дымковские игрушки были популярным украшением практически каждого дома. Они изготавливались из глины и расписывались различными яркими красками. Данные изделия создают и в наши дни. Сегодня мы разберем, как можно их изготовить своими руками, что для этого понадобится.


Особенности

В настоящее время дымковские игрушки чаще всего производятся уже не из глины, а из пластилина. Они могут быть выполнены в форме свистульки, детской погремушки либо просто в виде декоративных статуэток для дома.

Мастера, которые остались полностью верны старинным традициям, создают, как правило, различные фигурки птиц, животных, барышень, а иногда и мужчин. Но можно встретить и более сложные композиции, в том числе и людей, сидящих верхом на конях, женщин, которые держат в руках каравай.


При формировании данных игрушек используются простой узор и небольшое количество цветов при росписи. Следует помнить, что при традиционном производстве фон обязательно оставляют белым, но в настоящее время очень часто можно увидеть дымковские игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Все орнаменты, которые изображаются на поверхности статуэтки, представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими мелкими рисунками.

Из-за простой технологии изготовления данная игрушка достаточно часто используется для детского творчества. Занятие лепкой позволяют развивать мелкую моторику рук у детей, а роспись помогает формировать эстетический вкус.

Среди одиночных пластилиновых статуэток нередко можно увидеть целые тематические композиции, которые демонстрируют сцены быта либо сюжеты народных сказок.

Роспись красками

Гжельская роспись — один из интересных видов русского искусства. С его помощью украшают огромное количество эксклюзивной посуды и сувениров. Использование в работе только двух цветов является характерной особенностью гжельской росписи. Поэтапное рисование происходит путём нанесения мазков различной формы и размеров. Работа эта не из простых, но при желании этому можно научиться. Расписанные своими руками изделия станут прекрасным украшение интерьера.

Основы технологии

Вся прелесть росписи под гжель достигается благодаря смешению двух цветов (белого и синего). Такая комбинация способствует образованию огромного количества оттенков, благодаря которым, роспись становится уникальной и неповторимой. Кроме этого, гжельской росписи характерны резкие цветовые переходы.

Иногда можно встретить как абсолютно белый цвет, так и тёмно-синий, переходящий в чёрный. Эти эффекты достигаются благодаря использованию разных кистей и смешению оттенков.

Анализируя рисунки и узоры, можно выделить главную цветовую особенность. Все используемые оттенки размещаются в строгой последовательности. Это плавный и равномерный переход от светлого центра изображения до тёмного края. По мере приближения к каёмке цвет становится более ярким, тёмным и насыщенным. Встречаются и противоположные варианты, когда центральная часть делается тёмной, а внешняя — белой.

Всем элементам этой росписи характерна плавность, округлость линий и мягкость цветовых переходов.

Поэтапное рисование

Этот вид искусства зародился в шестидесяти километрах от Москвы в деревне Гжель. Её жители славились умением делать сувениры и игрушки из глины. С ростом популярности таких изделий местные умельцы стали расписывать их и украшать различными рисунками и узорами. Именно они и прославили Гжель на всю страну.

Главные элементы

Внимательно рассматривая изделия, расписанные гжельской росписью, можно увидеть, что во всех работах повторяются одни и те же мазки, а также линии с цветочными узорами. Это объясняется тем, что большинство гжельских работ выполнены в орнаментной и природной тематике (листочки, цветы и другое).

Основные приёмы в такой росписи отличаются друг от друга направлениями линий, положением кисти, длиной её ворса. Базовыми движениями являются:

Техника теневых мазков

Перед тем как делать сложные узоры, необходимо потренироваться на простых, и поэтапно рассмотреть роспись гжель и мастер-класс по её созданию. Для этих целей прекрасно подойдёт техника двойного мазка. Готовые элементы будут эффектно смотреться не только в общепринятых бело-голубых цветах, но и в любых других оттенках. Новичкам лучше брать простые фигуры, например, цветок, и тренироваться на них. Для того чтобы его нарисовать, понадобятся такие материалы и инструменты:

  • акриловая краска стандартного цвета (белая и синяя);
  • палитра для смешивания и получения нужного оттенка цвета;
  • стакан с водой;
  • лист плотной бумаги (для тренировки) или оформляемая поверхность (тарелка, игрушка, сувенир);
  • плоские кисти разных размеров (желательно выбирать с таклоновым или беличьим ворсом).

После того как вы подготовили все необходимые материалы, можно продумать и нарисовать эскиз будущего рисунка. Новичкам следует начинать с отработки техники двойного мазка. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

    На палитру кладётся немного синей и белой краски. Необходимо располагать их недалеко друг от друга.
  1. После этого они аккуратно стягиваются между собой до плавного смешения оттенков.
  2. Кисточка прикладывается к краске таким образом, чтобы синий цвет был у основания ворса, а белый — около края.
  3. Кисточкой делается несколько мягких движений по поверхности для того, чтобы оттушевать переход цвета.
  4. Первым делом следует научиться делать простой мазок. Для этого кисточка прикладывается к расписываемой поверхности и плавно проводится перпендикулярно расположению ворсинок. Таким образом, получится мазок без смешения оттенков. В процессе движения кистью следует контролировать нажим и делать его более или менее равномерным. Это необходимо для того, чтобы избежать прерывания цветовой линии.
  5. На следующем этапе делается искривление нарисованной линии. Для этого кисть прикладывается к поверхности так, чтобы она была сильно прижата у кончиков ворса.
  6. Линия ведётся в сторону и параллельно вращается вокруг своей оси на сто восемьдесят градусов.
  7. В конце оборотов давление на кисть смещается к основанию ворсинок, и повторяются все те же действия. В итоге образуется узор в виде волны.
  8. Далее, к узору добавляется угловатость. Для этого рисуется такая же волна, только в нижней части давление не переносится к основанию.
  9. Точно так же повторяется движение в обратном направлении. В итоге формируется лепесток, который используется для большинства цветков в гжельской росписи.
  10. Самыми сложными в технике теневого мазка являются капли. Они выполняются за счёт правильного поворота и расположения кисточки, а также быстрого снятия её с расписываемой поверхности. Для выполнения кисть ставится основанием в месте, где будет находиться центр капли.
  11. После этого кисть проворачивается вокруг своей оси и передвигается в нужную сторону. В это же время давление на предмет ослабевает и линия становится более тонкой.
  12. Когда она будет максимально тонкой, кисть резко снимается с поверхности.
  13. Те же самые действия выполняются и с другими каплями, которые должны быть расположены рядом с первой.
  14. В самом конце все нарисованные элементы собираются в единую композицию. Оба полукруга станут центром цветка, капли — обрамляющими лепестками, а линии — тычинками в серединке.

Гжельская роспись

Совмещая все мелкие детали, можно нарисовать и другие изображения: гжель птицу, лошадку, или любое другое животное.

Такая роспись может быть использована для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Со временем они смогут совершенствовать свою технику и создавать целые рисунки гжельской росписью. Раскраска для детей поможет разрабатывать мелкую моторику и научить аккуратности.

Гжельская роспись — особый вид искусства, который доступен каждому желающему. Достаточно закупить недорогие материалы, набраться терпения и начать учится. Если вы не остановитесь перед трудностями, то в один прекрасный день вы сделаете настоящий шедевр, которым сможете гордиться.

Читайте также: