Дымковская игрушка карусель как сделать
Создание вязаной дымковской игрушки способствует формированию у детей интереса к народно-прикладному искусству "Дымковская игрушка", своей Родине и ее истории.
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 717.27 КБ |
Предварительный просмотр:
(сокращенная версия работы)
Кощеева Юлия Владимировна
г. Нолинска Кировской области
История возникновения промысла
Дымковская игрушка – одна из визитных карточек не только Вятского края, где её изготавливают, но и всей России-матушки. Она имеет практически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками завоевывают сердце того, кто их видит, раз и навсегда.
Для детей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, глядя на это, хочется смеяться и балагурить, потому что яркие краски и контрастные рисунки настраивают на чрезвычайно позитивный лад, как говорят наши современники. А наши предки, которые это чудо придумали, сказали бы, что такой игрушке сердце радуется!
Методика создания вязаной игрушки
Повзрослев, каждый человек в душе остаётся ребёнком. Остаётся желание что-то создавать, творить!
Происходит знакомство с характерными особенностями дымковской техники выполнения не из привычных материалов (пластилина, глины), а из обычных ниток при помощи крючка. Соблюдаются все особенности выполнения дымковской игрушки: изготовление отдельных геометрических фигур с последующим соединением частей в готовую игрушку.
Знакомство с характерными видами росписи дымковской игрушки, учитывая при вязании цвет пряжи, элементы и орнаменты для украшения, помогают создать игрушку, схожую с оригиналом (вылепленную из глины).
При создании вязаной Дымковской игрушки дети закрепляют знания и умения вязания игрушек – сувениров различного вида сложности.
Для работы необходимо:
100 г . – пряжи белого цвета;
20 г. - пряжи жёлтого цвета;
20 г. - пряжи зелёного цвета;
15 г. - пряжи тёмно- синего цвета;
10 г. - пряжи голубого цвета;
25 г. - пряжи красного цвета;
По 5 г. - пряжи чёрного и сиреневого цвета;
Бисер, бусины, пайетки для украшения сувенира.
Цвет пряжи – белый
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.
2 ряд – в каждый ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =16 ст. б/н;
3 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2ст б/н =24 ст. б/н;
4-15 ряды =24 ст. б/н;
16 ряд - в каждый 5 –й ст. б/н провязать по 2ст б/н =30 ст. б/н;
17 - 21 ряды =30 ст. б/н;
22 ряд - в каждый 3 –й ст. б/н провязать по 2ст б/н =36 ст. б/н;
23-25 ряды =36 ст. б/н;
Разделить всё вязание на две части по 18 ст. б/н. Далее каждую деталь вязать отдельно.
26-28 ряды =18 ст. б/н;
Присоединить жёлтую нить
2 ряд – с передней части лапы выполнить 3 прибавления по 3 ст. б/н через 1 ст. б/н основания;
Далее провязать ряд до конца ст. б/н без прибавления столбиков.
3 ряд – в петли прибавки предыдущего ряда вывязать по 3 ст. б/н.
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо;
1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;
2 ряд – в каждый ст. б/н провязать по 2 ст б/н =16 ст. б/н;
Цвет пряжи – чёрный
Цепочку из 4 в. п. замкнуть в кольцо;
1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;
2 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =12 ст. б/н;
Цвет пряжи – жёлтый
3 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =18 ст. б/н;
4-6 ряды - 18 ст. б/н;
Деталь бородки (4 шт.)
Цвет пряжи – красный
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо;
1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;
2-4 ряды – 8 ст. б/н;
Деталь наполнить синтепоном.
5 ряд – каждые 1-й и 2 –й ст. б/н провязать вместе.
Нижняя часть (1 шт.)
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.
1 ряд - 7 ст. б/н в кольцо;
2-4 ряды – 7 ст. б/н;
5 ряд – каждые 1-й и 2-й ст. б/н провязать вместе.
Деталь не наполнять.
Боковая часть (2 шт.)
Цепочку из 3 в. п. замкнуть в кольцо;
1 ряд - 6 ст. б/н в кольцо;
2-4 ряды – 6 ст. б/н;
5 ряд – каждые 1-й и 2-й ст. б/н провязать вместе.
Деталь не наполнять.
Цвет пряжи – красный
Цепочку из 7 в.п. обвязать 12-ю рядами столбиков без накида за заднюю петлю.
Цвет пряжи – белый
Цепочку из 25 в.п. обвязать 6-ю рядами ст. б/н, выполняя прибавления с двух сторон цепочки.
Оформление детали крыла
На детали крыльев пришить рюшку.
Цвет пряжи – зелёный
Цепочку из 30 в. п. обвязать 1 рядом ст. с/н, ступая в каждую петлю основания по 2 ст. б/н =60 ст. б/н.
Цвет пряжи – белый. Цепочку из 25 в.п. обвязать 4 -мя рядами ст. б/н, выполняя с одной стороны детали прибавления, а с другой – повороты ряда, заменяя
1 ст. б/н воздушной петлей.
5 ряд – не довязывать до конца ряда по 5 ст. б/н. с двух сторон;
6 - 16 ряды - не довязывать до конца ряда по 2 ст. б/н. с двух сторон.
Внутренняя деталь соединяет между собой все основные детали сувенира – головы, туловища и хвоста.
Цвет пряжи – белый
Цепочку из 24 в. п. замкнуть в кольцо
Обвязать 10-ю рядами ст. б/н.
Деталь наполнить синтепоном.
Дополнительные детали (украшения)
Цвет пряжи – тёмно –синий
Цепочку из 50 в.п. обвязать ст. с/н, ступая в каждую петлю цепочки по 2 раза =100 ст. с/н.
По краю рюшку обвязать полустолбиками, ступая за заднюю стенку -
с нижней стороны нитью голубого цвета, с верхней стороны – красной.
Цвет пряжи – белый
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.
2 ряд – (цвет пряжи – жёлтый) в каждый ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =16 ст.б/н.
В серединку каждого кружка пришить по бордовой бусинке.
По краю детали хвоста с внутренней стороны пришить рюшку тёмно-синего цвета.
На лицевую деталь хвоста пришить украшения – кружочки.
С обратной стороны хвоста пришить 4 кружочка, выполненных красной и жёлтой пряжей.
Пришить внутреннюю деталь, соединяя детали хвоста, головы и туловища. Сверху пришить деталь крыльев, хвоста. Пришить дополнительные детали.
План – конспект занятия, проведённого в Доме детского творчества
Задача: Научить выполнять изделие, состоящее из нескольких деталей с каркасом из картона.
1. Познакомить с процессом изготовления Дымковской игрушки крючком.
2. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, аккуратность, самостоятельность в работе.
3.Воспитывать интерес, уважение к народным промыслам своего края.
4.Развивать умение выполнять детали крючком различной геометрической формы, творческое воображение.
Шаблон Дымковской игрушки из плотного картона и наряды к ней.
- Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию.
- Основная часть.
- Вступительная беседа.
Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без весёлых нарядных Дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. О Дымковской игрушке немало написано специальных статей и очерков и даже стихов.
В Дымкове, за Вяткою рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок,
На столе – ещё сырая глина,
Грубый, не оформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит…нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поёт, бесхитростно – светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
В слободе Дымково, под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и весёлые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний.
Много времени прошло. Настала зима.
Принесли комок глины в избу и положили на стол. А на столе лежит уже столько всего: вода в тазике, молоко, яйца, мел. В комнате тепло, весело полыхают в печи дрова. Взяли добрые руки мастерицы кусочек глины, раскатали его колбаской, взяли другой кусочек глины, расшлёпали его в лепёшку, а её свернули воронкой – конусом. Оказалось, что это юбочка. Сверху прилепили туловище с ручками, головку, на головку надели высокий кокошник, дали в руки коромысло, вылепили ведёрки. Получилась Барышня – водоноска.
(Во время рассказывания сказки все элементы демонстрируются – шаблоны, вырезанные из плотного картона).
Ждёт. Сохнет игрушка три дня и три ночи. А потом поставили её в печь. Из печи Барыня вышла закалённая, крепкая. Потом развели мел в молоке и побелили водоноску. Вот настала пора расписывать игрушку. А на столе у мастерицы много красок. Какую взять?
- Поможем мастерице. Вспомним, какими красками раскрашивают Дымковскую игрушку?
-Синий, красный, зелёный, жёлтый. Можно ещё взять оранжевый и малиновый.
- Ещё напомним мастерице, какие узоры можно использовать в росписи (кружочки, кружочки с рисунком, волнистые линии, точки и т.д.)
(Показ карточек с элементами).
Всё вспомнила мастерица и расписала игрушку. Так простой серый комочек глины превратился в яркую, нарядную Барыню.
Мы сегодня тоже начнём выполнять Дымковскую игрушку, но немного необычную.
Вместо глины и красок мы будем использовать яркие нитки. А вместо кисточек мы будем пользоваться крючками для вязания.
- На какие части можно разделить всю игрушку? И какую геометрическую фигуру напоминает каждая часть?
-Голова-шар, юбка- конус, туловище и ведёрки – цилиндр, кокошник и передник – половина плоского круга, коромысло – узкий прямоугольник и и.д.
3) Практическая часть.
Сегодня мы выполним только одну деталь нашей Барыни – голову.
- Пряжа какого цвета понадобится?
Белая. Имитация побеленной глины.
- Какую геометрическую форму напоминает голова?
На следующем занятии мы продолжим выполнение Дымковской игрушки – Барыни.
- Какие материалы и инструменты понадобятся для изготовления туловища и юбки?
- подумать, какой сувенир на тему Дымковской игрушки хотели бы связать;
Зима ? волшебное время года, наступления которого с нетерпением ждут наши дети. Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе.
В нашем детском саду стало доброй традицией превращать территорию садика в снежную сказку, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.
В этом году мы как будто бы очутились за рекой Вяткой в заречном селе Дымково.
Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ.
Каждая снежная фигурка в стиле дымковской игрушки ? искусство рукотворное. Сочетание цветных горохов, клеток, полос, овалов и т.д. бесконечно разнообразно по масштабам, ритму, колориту, и каждая игрушка по-своему привлекательна, эмоциональна. Как правило, преобладает теплая гамма ? красные, желтые, оранжевые цвета, которые еще усиливаются от соседства с синим, голубым. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. Что позволило нашим детям принять непосредственное участие в украшении фигур. Они с удовольствием вырезали из ткани элементы орнамента дымковской игрушки, поливали с лейки готовые постройки.
Необыкновенной красоты снежные скульптуры уносят фантазию дошколят на просторы неповторимой, беззаботной и захватывающей детской игры.
Пусть дети радуются и восхищаются взрослые великолепием снежной зимы.
Для работы нам понадобится:
- глина для скульптурной лепки
- сухая и сырая тряпочки
- ёмкость с водой
- стеки
- кисти разных размеров
- акриловые краски
-пластиковая пластина для лепки.
Для лепки используем конструктивный (лепим из отдельных частей) и пластический способы.
1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.
2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.
3. Из маленького комка пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.
4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.
13. Из четвёртого,самого маленького кусочка, делаем два тоненьких жгута, аналогично переплетаем и сворачиваем в кольцо. Получился хвост.
20. Между красными и голубыми кругами ритмично рисуем концом кисти оранжевые точки. Закрашиваем оранжевым цветом уши.
21. В конце росписи малиновой краской рисуем круги меньшего диаметра в середине красных и голубых кругов.
У меня из детства такие теплые воспоминания. Занятия ИЗО в садике. Сидели, с таким удовольствием рисовали.
Вначале немного теории
С ВЫСОКОГО БЕРЕГА РЕКИ ВЯТКА ВИДНО СЕЛО ДЫМКОВО.
А почему оно так называется?
В старину и зимой, когда топились печки, а летом, когда туман, село это - будто легкой дымкой окутано.
Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и называли - дымковская.
Вначале это были свистульки. что такое свистулька
Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольших кусочков глины, а вернее из шариков с отверствием получались то уточка, то петушок, то конек.
Этот промысел переходил от бабушки к внучке. А внучки учили своих внучек.
Сейчас продолжаются традиции старых мастеров. И делают не только свистульки, а уже и куклы-барыни, сказочные коники, птицы, баранчиков, карусели.
Самоуе интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке.
И только потом начинают раскрашивать - расписывать.
Узоры очень простые - ружочки, точки, прямые и волнистые линии, клеточки.
Краски яркие, - пестро, весело получается.
Но, оказывается, работа еще не закончена. Предстоит сажать золото! Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и сажает его на нужне место - барыням на кокошники и шляпы, петушкам - на гребешки.
И только тогда, игрушка начинает жить! Светиться, просто сверкать.
В чем особенность дымковской игрушки
Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
Так как., Мальвинка, ходит второй год на танцы, очень любит смотреть на танцующих, особенно деток) Да и образ запоминается так лучше
Тут мы после видео сами пустились в пляс под народную русскую)))
Мы - это я, Мальвинка, Ириша и племяшка)))))
-Так почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Есть 2 легенды, которые мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.
Первая легенда более сказочная….
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница-мастерица. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши.
Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А мастерица была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляска и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими.
Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
А вот вторая легенда.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. От свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы. Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Новые слова
Гончар – человек, который работает с глиной. Лепит игрушки, посуду, кувшины, горшки.
Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.
Читайте также: