Дудочка и кувшинчик поделка
Не случайно обратилась к проблеме выбора в любой жизненной ситуации.В соответствии с требованиями ФГТ и ФГСО ребенок должен уметь осознанно и самостоятельно делать свой выбор, в перспективе- строить свой жизненный путь.Какие принципы лягут в основу этого выбора- честность или ложь, труд или желание жить за счет других- в этом мы должны помочь разобраться детям.
Цель: формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление , воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению.
Образовательные области: "Художественная литература", "Социализация", "Коммуникация","Музыка"
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие по произведению В.Катаева "Дудочка и кувшинчик" | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦРР МКДОУ д/с №10
по ознакомлению с художественной литературой
в подготовительной (логопедической) группе
Воспитатель ВКК - Копцева Е.Н.
Цель: формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление , воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению.
Подготовка. Запись р.н. мелодии на дудочке. Старичок-боровичок (кукла).
1. Вхождение в тему.
Пом. воспитателя вносит в группу небольшой мешочек , стянутый веревкой и спрашивает у детей , не знают ли они, чей это мешок, то ли рюкзак? Он лежал в раздевалке…
В: - Как же найти хозяина? (Предположения детей, кому он может принадлежать?)Дети предлагают заглянуть внутрь, что там?
В: - А разве можно открывать и рассматривать чужие вещи? ( Нет, это не этично и небезопасно).
В: Я, кажется, знаю чей это мешочек. Попробуйте и вы догадаться . для этого нужно расшифровать имя владельца, которое спрятано в картинках. Давайте попробуем взять первую букву каждого слова и выложить из них слово, которое получится.
картинки: солнце, топор, арбуз, рыба, игла, карандаш. (с-т-а-р-и-к) 2) картинки - люстра, ель, солнце ( лес.) , (пень,гриб,ягоды- слова отгадки)
Дети предполагают, что это Старик –лесовик из сказки.
В.:- Давайте поищем его, может, он где- то здесь прячется?(находят за картиной, изображающей лес.)
Старичок-Лесовичок :-.Кхе-кхе, здесь так много людей, что я растерялся , потерял свою котомку. (Дети отдают.)
2. Проблема . Старик: -Я пришел поведать вам одну историю (дает книжку)
Я в затруднительной ситуации и не знаю, как поступить. Меня озадачила одна девочка, может, вы мне поможете разобраться?
2) Восп: - Кого –то он мне напоминает , из какой же истории этот Старичок-Боровичок? Я сейчас прочитаю вам начало, может и вы, ребята, вспомните?
Чтение начала сказки. Дети должны узнать сказку по началу.
В: Ребята, это сказка или рассказ? Спор с доказательством. - О ком эта история?
-Давайте представим, как собирают землянику.
В. - Сказка нам знакома, давайте вспомним, как развивались события дальше, а чтобы не забыть и не перепутать, будем отмечать картами- символами ( карты Проппа).
1.- Цель ( задача) ( пересказ детей)
2.Неудача ( Пересказ детей )
3.Помощь папы (Инструкция) пересказ детей , словарная работа.
4. Результат минимальный
Словарная работа (лексика)
5.Встреча с дарителем.
6.Волшебный дар ( Чтение воспитателя)
8. Чем закончилось ? ( Прерывает чтение , рассказ)
Воспит. –Молодцы, выстроили содержание с помощью карточек- быстро и удобно.
Анализ произведения В. –Вам понравились герои сказки?
В. - Чем понравилась главная героиня сказки – девочка Женя?.(называют полож.стороны- она любит своих родителей, братика, она хочет поучаствовать в общем деле. Она вежлива, хотя в минуты гнева забывает об этом и громко кричит на дудочку .Она наивна - доверчива, бесхитростна.
-Что не понравилось в поведении девочки? ( она нетерпелива, ленива, . не хочет думать, как сделать свой труд более продуктивным- ей подсказал папа, ищет легкие пути- другие полянки)
Физминутка .-Изобразите чувства и эмоции Жени в разных ситуациях. (Этюды на выражение эмоций : досада, удивление, восхищение, негодование, гнев и т.д.
В. –Почему Женя хотела и дудочку и кувшинчик? (чтобы не напрягаться, легко) Давайте проверим!
- Понравился вам Старичок –боровичок? (он мудрый, добрый, симпатичный, но хитрый )
-Почему он не хотел отдать и дудочку и кувшинчик?
- Легко ли Жене было сделать выбор? Какая борьба была в ее душе? (вывод: выбор делать всегда нелегко, и от правильности выбора зависит успех в жизни или можно все потерять)
- А как вы поступили бы на месте Жени? Что бы вы предпочли?
Решение проблемы ( методы ТРИЗ )В. – Давайте попробуем решить проблему –как сделать, чтобы была и дудочка и кувшинчик -т.е. найти заменители, ускорители и т.п.
Давайте обыграем сцену встречи Жени с Старичком-Боровичком и придумайте свой конец этой сказки.
Какие варианты могут Быть?
Дети называют 1) старик дал и дудочку и кувшинчик
2) Не дал дудочку , рассердился.
3)не дал дудочку, но что-то посоветовал
4) Женя завладела дудочкой ( обманом, силой, угрозой , выкрала- т.е. безнравственными способами)
5)Женя купила дудочку
6) Старик дал дудочку, но за это потребовал какую-то услугу(жертву)
Воспитатель читает конец сказки, кто же из детей угадал конец?
-Чему нас учит эта сказка? ( нужно трудиться, думать, действовать в изменившейся обстановке, делать правильный выбор в жизненных ситуациях).
Труднее всего говорить о вещах очевидных, о которых всем вроде бы известно. Но чем сильнее навязла в зубах истина, тем проще бывает грубо её попрать. Все полезные тексты для родителей охватывают ограниченное количество тем, которые каждый раз обсуждаются на свежих примерах. В связи с этим мне вспоминается анекдот о фармацевте, сетующем на то, как трудно придумывать всё новые и новые названия для старых, проверенных временем лекарств.
Сколько было сказано о том, как вредно выполнять за детей посильную им работу, и всё равно, несмотря на родительскую бдительность, чада находят способ уклониться от неприятной деятельности. В итоге оказывается, что кто-то всю жизнь избегает обуви со шнурками, кто-то неразборчиво пишет, а кому-то невыносимо трудно содержать в порядке платяной шкаф. Любая из подобных привычек совсем не катастрофа, но делает её обладателя уязвимее и слабее.
Любой стоящий на стороне правды человек рискует превратиться в назойливую муху или стать чем-то вроде протекающего крана. Всегда есть опасность того, что дверь внимающего закроется перед ним: капай себе, сколько хочешь, только не на мои мозги. Поэтому, чтобы в очередной раз поговорить о чём-то важном, аргументы необходимо красиво преподнести, вкусно подать, ярко проиллюстрировать. Что ж, возьмёмся за это дело вновь.
Итак, как же всё-таки сделать ребёнка самостоятельнее? А вы послушайте волшебный рассказ Валентина Петровича Катаева.
Одна девочка очень любила варенье. Она кушала его с блинчиками, намазывала на булочку и просто доставала из банки ложкой.
Но сказка на то и сказка: тут же появился предупредительный старик-боровик, коренной лесовик с волшебной дудочкой, которая заставила ягоды выглянуть из-под листьев. Но – что бы вы думали? — он дал девочке эту дудочку только в обмен на кувшинчик! Девочка полюбовалась покрасневшей от ягод полянкой, а потом, радостная, побежала к лесовику за кувшинчиком. Но, увы, когда она возвратилась с кувшинчиком на полянку, ягоды успели спрятаться. Девочка снова побежала за дудочкой и опять оставила взамен кувшинчик…
По обычаю сначала поработаем над поделкой, а потом поразмышляем на заданную тему. Давайте изобразим банку с вареньем. Для этого приготовим:
бумагу формата А4, плотную офисную,
– цветную бумагу,
– ножницы, клей-карандаш,
– жёсткую кисть,
– гуашь, тарелку и половинку маленького яблока.
Если хочется поработать красками, то тогда отрезаем половинку яблока и пользуемся ей как печатью. Перед каждым оттиском печать нужно снова закрашивать с помощью кисточки.
Не варенье, а загляденье!
Теперь расшифруем педагогические намёки, которые нам предлагает сказка. Первый вопрос, что приходит в голову не только детям, но иногда и родителям: разве жалко было доброму волшебнику дать девочке дудочку вместе с кувшинчиком? Вовсе не жалко, но девочке было достаточно посмотреть на ягодные опушки, чтобы точно знать, где стоит наклоняться, а где не стоит. Такая помощь вполне справедлива, ведь время счастливого неведения для девочки уже прошло. Гриб-лесовик с помощью волшебной дудочки выполнил за маму один педагогический приём: задействовал зону ближайшего развития. Вместе с дудочкой девочка научилась искать ягоды, видеть их под определёнными листьями, а потом уже стала справляться сама.
Навык деления работы на несколько этапов никогда не теряет своей актуальности, поэтому на это нужно обратить особое внимание. Как сделать покупки, добраться до музыкальной школы или погладить рубашку — каждая из этих задач поддаётся дроблению на несколько мелких. Каждый этап по очереди мы сначала помогаем сделать, а потом лишь наблюдаем за тем, как с делом справляется ученик.
И, пожалуйста, не превращайтесь в волшебные дудочки, работающие без пауз! Потому что во взрослой жизни никаких волшебных дудочек не встречается.
Сказка про то, как девочка Женя с семьей пошла в лес землянику собирать. Но все ягодки под листочки спрятались, надо к каждой наклониться, чтобы увидеть. Она встретила старика боровика, и он подарил ей волшебную дудочку – как заиграешь, все ягоды из-под листочков покажутся.
Дудочка и кувшинчик читать
Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
— А ты хорошенько искала?
— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.
— А под листики ты заглядывала?
— Вот видишь! Надо заглядывать.
— А почему Павлик не заглядывает?
— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.
Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.
— Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.
Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.
— Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:
— Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
— Здравствуй, девочка, — говорит.
— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
— Обидели меня, дедушка, ягоды.
— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.
Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались.
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.
— Хорошо. С большим удовольствием.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.
И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.
— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!
Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков.
Но Женя не унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.
Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!
Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
— Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.
Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?
Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.
Приходит и говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
— Ну, так я тебе не дам дудочку.
— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
— Не обойдусь, дедушка.
— А как же другие-то люди обходятся?
— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.
С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?
— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.
Это был мое любимое произведение, причем это был мультфильм 1950 года. ПОтому что он был волшебным.
Я бы вам посоветовала посмотреть эту сказку в интернете, на ютубе.Потом там есть и фотографии картинки в яндексе.
Мне кажется, что надо нарисовать то что вы сможете.
Вполне легко нарисовать гриб-боровик и как он с лесными жителями договаривается.
Даже если просто нарисовать лесную полянку с ягодками и грибами мне кажется у вас получится. Рисунок чем проще тем красивей кажется.
Как нарисовать гриб:
Если рисовать красками и толстой кисточкой можно нарисовать одной линией широкой с верху в низ.
Читайте также: