D seminar вебинар занятия по творчеству с дошкольниками театр и искусство оригами

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 10.09.2024

В настоящее время для нас, педагогов остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и физическом развитии. В нашем детском саду над данной проблемой работают психологи, воспитатели, логопеды и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Я хочу познакомить вас с одним из таких методов - музыкотерапия.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Именно музыка, с ее удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего.

Сейчас я предлагаю каждому из Вас оценить свое эмоциональное состояние.

Практическая часть: Оценка эмоционального состояния педагогов.

Педагогам предлагается три цветовых квадрата – красный, синий, зеленый.

(когда выбор уже сделан): “А из двух оставшихся, какая карточка вам больше нравится?”, И последнюю цветовую карточку, поместите рядом с выбранными.

Внимательно посмотрите на свой цветовой ряд. Если у вас:

К-С-З - ваше эмоциональное состояние сейчас от переживания, возмущения до состояния гнева;

К-З-С - эмоциональное состояние удовлетворения до восторга и ликования. Доминируют положительные эмоции.

З-К-С – ваше эмоционально состояние – спокойное, устойчивое, самое оптимальное для реализации различных видов деятельности, где не требуется напряжения;

З-С-К – Повышенное внимание, активность;

С-З-К – Состояние грусти, подавленности, доминируют отрицательные эмоции.

С-К-З – состояние дискомфорта, растерянности.

Чтобы повысить эмоциональное состояние, существует такой метод активной музыкотерапии – как улыбкотерапия. Она направлена на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости, адаптацию к окружающей среде. Очень важна улыбка воспитателя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно эти качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Предлагаю вам поучаствовать в Улыбкотерапии:

Подари улыбку другу.

Ход игры

Педагога предлагается повторять движения со словами: Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечные лучики и отдали другу.

Этюд “Делай как я”.

Клоун при помощи мимики и жестов старается развеселить ребят. Дети повторяют вслед за ним движения:

1. Указательным пальцем нажимают на кончик носа;

2. Растягивают уголки губ;

3. Ладонью одной руки машут из-за головы, другой чешут кончик носа;

4. Показывают длинный нос, как у Буратино.

5. Изображают смешное лицо обезьян

Я думаю, что вам понравились этюды, и вы с удовольствием будете применять Улыбкотерапию на практике с детьми

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка, должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя “Подъем!”. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Исходя из вышесказанного, следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувство внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом.

Предлагаю Вам памятки: Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние

Мы с вами поговорили о пассивных формах музыкотерапии.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов. Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

А какие методы активной музыкотерапии используются, мы с вами узнаем, поучаствовав в рубрике “Шкатулка с секретом”. Вам предстоит достать вопрос, прочитать метод активной музыкотерапии и рассказать, что на ваш взгляд он обозначает.

Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы “шагнуть” вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активный прием слушания музыки “Эффект Моцарта”

Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка Моцарта оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. Существует даже такой термин “Эффект Моцарта”. Он заключается в том, что дети, слушающие Моцарта, становятся умнее, повышается интеллектуальный уровень детей, усиливается мозговая активность, что положительно сказывается на их психике и творческих способностях. Даже после 5-минутного музыкального сеанса заметно увеличивается концентрация внимания, сосредоточенность. Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, использование музыки также важно и для коррекции речи у детей и развития их способности к коммуникации.

Двойной эффект приносит использование звукового сопровождения – игра на колокольчиках во время прослушивания музыкальных произведений В.А.Моцарта, помогает детям зонировать окружающее пространство, т.е. очищает пространство от болезнетворных бактерий. Было проведено много исследований колокольного звона, по результатам которых ученые сделали вывод о том, что в пространстве колокола порождается положительная энергия. Колокольный звон помогает детям восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние депрессии, восстановить крепкий и спокойный сон.

Эта методика важна для душевного состояния ребенка, открывает перспективы собственного роста, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, воображение.

Предлагаю Вам озвучить сказку “Медведь и мед”

Вокалотерапия – лечение пением. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений свособствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения

А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Для общего сведения:

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Метод “Ритмотерапии”

Метод ритмотерапии включает музыкально-ритмические упражнения направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают легко и быстро устанавливать дружеские связи между сверстниками. Танец, мимика и жест, как и музыка – древнейшие способы выражать чувства и переживания.

Это методика благотворно действует на психику ребенка, расширяет его репертуар эмоциональных переживаний, развивает звуковысотный слух, чувство формы, активность внимания, быстроту реакции, память.

Метод “Игрового творчества”

Игровой массаж - направлен на сохранение и укрепление психического и физического здоровья, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Массаж рук – воздействовать на руки через поглаживание, пощипывание, похлопывание, поколачивание; стимулировать прилив крови к рукам;

  • Большой палец связан – с легкими, печенью
  • Указательный – пищеварительным трактом. Печенью, толстой кишкой
  • Средний – с сердцем, кровообращением
  • Безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом
  • Мизинец – с сердцем, тонким кишечником

В центре ладони находится точка повышения активности

Пальчиковая гимнастика – направлена на совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации;

Музыкальные игры: - приобщают детей к музыке, помогают понять ее содержание. Музыкальная игра способствует системному развитию психологического комплекса у детей восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти.

Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр.

Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как “Воробьиные драки”, “Минута шалости”, “Злые – добрые кошки”, или, например, игра “Высвобождение гнева”, где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.

Предлагаю Вам выполнить массаж биологически активных точек “Снеговик”

Раз рука – два рука (вытягиваем по очереди руки вперед)
Лепим мы снеговика (имитируем лепку снежков)
Три- четыре, три-четыре (гладим шею)
Нарисуем рот пошире (“рисуем ротик)
Пять найдем морковь для носа ( кулачками растираем крылья носа)
Угольки найдем для глаз
Шесть наденем шляпу косо
Пусть смеется он у нас (приставить ладонь ко лбу козырьком и растирать)
Семь и восемь, семь и восемь
Мы плясать его попросим (погладим колени ладошками)

Метод “Релаксации” способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Автор: Рыжая Раиса Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №51 "Родничок" с.Кагальник, Азовского района, Ростовской области
Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду,
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
4. Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.
5. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.


3. Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС,
• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.);
• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
• в самостоятельную деятельность детей;

Как вы понимаете?
• Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?
во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.
• Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?
это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
• Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?
в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей

4. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
- Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению.

Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.

5. Блиц-опрос по теме семинара-практикума.
Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы.
• Назовите их. Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

• Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)

• Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение).
• Назовите основные элементы этой структуры? (творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила).

• Назовите различие между сюжетно - ролевой и театрализованной игрой.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных играх берут сюжеты из литературных произведений.
В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка.

6. Экскурсия в музей театральных кукол.


7. Практическая работа с куклами разных систем.




? Песенки-загадки для развития пантомимики и слухового внимания у детей. ? Автор: Наумова И.Е. ? Мастер-класс: Музыкально-художественная деятельность как средство развития креативности у детей.





Дорогие друзья, коллеги, со светлым праздником Рождества!




? С наступающим Новым годом, друзья! 2021 год не всегда был таким как хотелось бы, мечталось или планировалось, но в нём точно было много хорошего и нам есть за что благодарить! Желаю всем здоровья, радости, веселья, будем смотреть вперёд с чистой душой, светлыми помыслами и надеждой! ???


?? Немного баловства в предновогодние денёчки. ? Сколько отличий можно найти? ? Шлём с Тишей всем пламенный зимний привет из-под ёлочки

Цель: познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих театрализованной деятельности, для использования их в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкально-творческих способностей.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.
Введение в проблему



М.Р.
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.
Что же такое музыкально-творческие способности?
Музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение, обучаемость в области музыки.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.
М.Р.
На столе лежат полоски бумаги с разными утверждениями. Ваша задача выбрать фразы, соответствующие понятию, выведенному на экран.
Творчество – это…
1.Высшее проявление активности человеческой деятельности.
2.Способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.
3.Целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.
4.Вид продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта.
Музыкальные способности – это…
1.Компонент музыкальной одаренности.
2.Музыкальные ощущения и восприятия.
3.Музыкально-слуховые представления.
4.Способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными картинами.
Театр– это…
1.Мир идей и творческих образов.
2.Зрелище.
3.Сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
4.Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.
Педагоги работают в подгруппах, озвучивая свой вариант ответа.
М.Р. Театральный компонент музыкальный занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности музыки, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к музыкальному языку мыслей и чувств добавляется театральный язык мимики и жестов. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Содержание музыкальных занятий в совокупности с театрализованной деятельностью, как правило, нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, её анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актёрской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.
Авторский подход к решению проблемы.
М.Р.
Мы не будем сейчас перечислять все виды театров, с которыми знакомим детей-дошкольников. Остановимся на том, что любое театрализованное представление, музыкально-театрализованная постановка, игра-драматизация, инсценирование песен и даже небольшие музыкальные этюды, безусловно, помогают развивать музыкально-творческие способности дошкольников.
Чтобы научиться красиво говорить, петь, выразительно читать стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию, и т.д. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги: дыхательные гимнастики, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, пантомимики.
1.Упражнения на снятие зажима, быстрая подготовка голоса.


Презентация на тему: Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства

Читайте также: