Чувашские игрушки своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 03.10.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему я заинтересовалась куклами? Да потому что это самая моя любимая игрушка. А еще наша учительница на окружающем мире нам говорила, что каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна. У нее своя история и свой неповторимый образ.

Учительница на уроке нам сказала, что каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Выполняя творческое задание по окружающему миру, я узнала, что мои бабушки (бабушки Галя и Татьяна) сами делали себе кукол, потому что их не было в магазине и играть было нечем. Сначала мне очень захотелось узнать: как выглядели куклы моих бабушек. И я попросила их показать, как они делали кукол и из чего. А потом стало интересно, одинаковые ли куклы были у разных народов одной страны – России. Страна - одна, а народов много

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Руководитель: Зарипова О.М.

учитель начальных классов

1. Теоретическая часть

1.2. История возникновения русской народной куклы …………стр.

1.3. Виды народных кукол ……………………………………….. стр.

2.1. Чем похожи и чем отличаются куклы народов России ……. стр.

Почему я заинтересовалась куклами? Да потому что это самая моя любимая игрушка. А еще наша учительница на окружающем мире нам говорила, что каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна. У нее своя история и свой неповторимый образ.

Учительница на уроке нам сказала, что каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Выполняя творческое задание по окружающему миру, я узнала, что мои бабушки (бабушки Галя и Татьяна) сами делали себе кукол, потому что их не было в магазине и играть было нечем. Сначала мне очень захотелось узнать: как выглядели куклы моих бабушек. И я попросила их показать, как они делали кукол и из чего. А потом стало интересно, одинаковые ли куклы были у разных народов одной страны – России. Страна - одна, а народов много.

Гипотеза: народов в нашей стране много, а куклы все одинаковые.

Проблемный вопрос: Чем похожи и чем отличаются куклы народов России?

Цель моего проекта: узнать историю и технологию изготовления народных кукол и выяснить их назначение.

Задачи проекта:

изучить историю возникновения народной куклы;

изучить виды кукол;

сравнить куклы некоторых народов России;

изучить технологию изготовления народных кукол;

изготовить народную куклу;

провести мастер-класс для своих одноклассников по изготовлению какой-нибудь из народных кукол.

Продукт проекта:

Методы исследования:

Сбор материалов по теме, анализ литературы, моделирование, сравнение

Теоретическая часть

1.1. Что такое кукла

В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла дает выход эмоциям человека и носит в себе тайные свойства, например, оберегает.

1.2. История возникновения русской народной куклы

Россия – огромная, многонациональная страна. Около 150 народов живут на её необъятных просторах. Всюду, где живёт человек, присутствует кукла. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Тряпичные крестьянские куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, обрядовые куклы и игровые куклы.

Таким образом, кукла была в каждой семье. Но не все могли позволить себе купить куклу, поэтому очень часто кукол делали сами из тех материалов, которые были доступны детям.

1.3. Виды народных кукол (Приложение 1)

Куклы - обереги:

Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Поэтому куклы – обереги делали для защиты дома, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Куклы тщательно берегли. Им отводили специальное место в доме, ставили в красный угол (место, где висят иконы) или прятали в сундук. Основой изготовления кукол делались из природных материалов, которые приносились из леса: дерево, лоза, трава, солома. А так же присутствовала ткань.

Например, куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может ему навредить, поранить, как острая иголка.

К куклам – оберегам относятся например:

Обрядовые куклы:

Весьма значительную часть составляли обрядовые.

Обряд - это действия (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Игровые куклы:

Игровые куклы предназначались для забавы детям. И их ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Основой изготовления кукол была ткань, нитки разного цвета.

Таким образом, у каждого народа встречались все виды кукол: обрядовые, обереги и игровые.

2. Практическая часть

2.1. Чем похожи и чем отличаются куклы народов России

Девочки всех народов России имели свои куклы. Я нашла описание и фотографии кукол следующих народов: русских, удмуртов, хантов, манси, карельцев, чувашей, башкир. Я решила их сравнить по внешнему виду, способу изготовления, используемым материалам и назначению.

Оказалось, что у кукол народов России очень много общего. Например, они очень похожи по внешнему виду. Почти у всех кукол нет лица, так как люди боялись, что злой дух может вселиться в игрушку. Конечно, были как игровые куклы, обереги, так и обрядовые куклы у всех этих народов. Материалы для изготовления кукол брались из того, что было под рукой – веревочки, ниточки, тряпочки, остатки одежды, природные материалы. В основном пользовались разными вариантами скручивания, мотания, плетения, перевязывания.

В тоже время, по внешнему виду одежды, расцветке можно определить, из какого региона эта кукла, какую народность представляет, какие традиции и обычаи в данной местности. (Приложение 2)

Я решила попробовать изготовить некоторые из этих кукол. После этого я сделала список кукол, которые я хотела бы изготовить и материалов, которые мне для этого понадобятся. (Приложение 3)

Мы с мамой некоторые материалы нашли дома, некоторые попросили у знакомых, а кое-что пришлось купить.

Все куклы, которые я захотела сделать с самого начала у меня получились. (Приложение 4)

Итак, кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека, первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила оберегом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат, хорошим подарком.

Кукла была в каждой семье. Но не все могли позволить себе купить куклу, поэтому очень часто кукол делали сами из тех материалов, которые были доступны детям. Для меня было открытием, что моим бабушкам раньше было нечем играть, и они сами своими руками делали себе кукол. Я узнала, что в старину куклы не выкидывали, а передавали своим сестрам, дочерям. И сейчас не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду.

Моя гипотеза подтвердилась частично. Народов России много. Куклы этих народов действительно очень похожи друг с другом, но есть и отличия. Я нашла описание и фотографии кукол следующих народов: русских, удмуртов, хантов, манси, карельцев, чувашей, башкир. Я решила их сравнить по внешнему виду, способу изготовления, используемым материалам и назначению. Мне удалось установить, что куклы народов России различаются внешним видом, но их объединяет предназначение, материалы, из которых их делают. У каждого народа встречались все виды известных кукол: обрядовые, обереги и игровые.

Выяснила, что знакомство с куклами, через орнаменты на одежде, предназначение, помогает изучать историю и культуру народа, делает прошлое интереснее и понятнее.

К концу исследования у меня появился мини-музей кукол, представителей разных культур нашей Родины. Все эти куклы созданы своими руками.

Выводы: мне удалось найти ответ на проблемный вопрос, который я поставила перед собой в начале проекта. Я узнала историю и технологию изготовления народных кукол и выяснила их назначение. Поставленные задачи удалось решить. Работа над проектом не закончена. Я планирую продолжить знакомство с куклами народов России. Мне очень интересно: какие народы проживают в нашем посёлке, и в какие куклы играли девочки, живущие в далеком прошлом в моем родном крае.

Очень надеюсь, что мой маленький музей будет пополняться новыми экземплярами.

Список литературы и интернет сайтов

Читайте также: