Бумага для пастели своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 03.09.2024

Бумага для пастели: особенности выбора

Никакие потрясающие художественные умения не позволят создать шедевр, если для этого нет необходимых условий. В процессе рисования важны малейшие детали, а уж рисовальные принадлежности, среди которых и бумага, играют определяющую роль.

Пастель долгое время не воспринималась серьезными художниками в качестве инструмента для настоящего творчества – они использовали ее исключительно для наброски эскизов. Сегодня это вещество получило широчайшее распространение среди любителей рисования благодаря многообразию разновидностей, красивым и насыщенным цветам, а также – благодаря удобству изображения.

Пастельные мелки очень удобны и для маленьких детей, поскольку те не всегда могут правильно держать в руках карандаш или кисть, но при помощи мелка, пишущего со всех сторон, уже способны рисовать осмысленные вещи. Однако без правильно подобранной бумаги даже самый хороший мелок окажется разочарованием для родителей и ребенка.



Что это такое?

Бумага для пастели по своему составу мало отличается от других разновидностей этого же материала, но вот другие ее характеристики определяют узкую ориентированность именно на мелки. Для того чтобы правильно выбрать пастельную бумагу, нужно немного больше понимать свойства мелков.



В первую очередь мелок – вещество сухое и сыпучее. В отличие от красок его следы не впитываются в бумагу, оставаясь только на ее поверхности. Существуют и более мягкие разновидности, в которых связующим веществом выступает масло. Его там довольно много, и оно способно довольно уверенно обеспечивать сцепление с основой, однако для маленьких детей его покупают сравнительно редко из-за высокой маркости подобного подарка.

Получается что нужно каким-то образом повысить сцепление пигмента с основой, и сделать это призвана именно бумага. Гладких разновидностей бумажной продукции для пастели не существует – она бывает исключительно фактурной. В качестве альтернативы иногда допускается также использование акварельной бумаги.



Логично, что пастельная бумага должна обладать довольно высокой плотностью. Если мелок относится к сухому типу, то довольно резкие движения им могут повредить слишком тонкую основу. Что же касается масляных составов, то они априори требуют достаточно плотного основания, чтобы не протекать через него.

Нельзя забывать и о том, что при рисовании пастелью нередко используется техника растушевки, которая тоже выдвигает требования касательно высокой плотности холста.



Наконец, в отличие от многих других рисовальных инструментов пастельные рисунки лучше смотрятся на бумаге небелого цвета. Основные оттенки, безусловно, выглядят ярче именно на белой основе, однако светлые тона пастели на таком фоне смотрятся крайне блекло. В связи с этим пастельную бумагу обычно тонируют еще в процессе производства.

Новичкам советуют отдавать предпочтение серой и светло-серой бумаге, профессионалы же способны для каждого отдельного рисунка подбирать специальный фон, отталкиваясь от особенностей задуманного.



Современная бумажная промышленность предлагает на выбор художникам огромный ассортимент продукции для каждого отдельного способа рисования, но именно пастельная бумага отличается максимальным многообразием вариантов. Определиться с выбором можно, отталкиваясь сразу от нескольких критериев.


Форматы

Для детей и новичков пастельная бумага выпускается листами стандартных форматов как поштучно, так и в виде альбомов или блокнотов с отклеивающимися листами. Наиболее распространенным форматом, широко используемым и в общеобразовательных школах, является всем известный А4, однако для серьезных художественных потребностей может понадобиться более крупный размер – например, А3 или даже А2.

Пастельная бумага продается также и в рулонах, привлекая потребителя возможностью сэкономить на оптовой покупке. У такого решения может быть несколько недостатков. В первую очередь нужно уметь резать такой рулон аккуратно и при минимуме бесполезных отходов. Кроме того, порезанная бумага из рулона нередко сохраняет полукруглую форму, что не очень удобно для рисования.

Стоит сказать, что пастель не так легко смешивается, как акварель. Поэтому тремя базовыми цветами тут не обойтись. Давайте рассмотрим, какие бренды пастели существуют, а также сравним их по нескольким критериям: цена, мягкость, палитра цветов.


Я начинала рисовать Подольской пастелью. Так вот, должна вам сказать, что Подольская пастель не так уж и плоха. В ней много правда много мягких мелков. Гораздо больше, чем жёстких (хотя, за охру и тёмно-синий обидно) и достаточно много красивых оттенков. Я до сих пор пользуюсь терракотовым, серо-зеленым (возможно, это что-то типа окиси хрома, но этикетки давно потеряны), нежными оттенками розового. Эта пастель довольно сильно разбелена, насыщенный рисунок будет сделать сложно, но в этом есть своя прелесть. Достоинства: ? Невысокая цена ? Много интересных оттенков ? Половина мелков мягкие Недостатки: ? Почти все цвета белесые ? Вторая половина мелков очень жесткая ? Небольшая палитра оттенков

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 2

Потом я купила набор Rembrandt 60 половинок. Я всем советую брать подобный набор как базовый для начинающих. Эта пастель средней мягкости - подойдёт для работы и на абразивной бумаге, и на классической. Достоинства: ? Широкая палитра цветов ? Универсальная мягкость мелков ? Мелки слушаются в руке и не ломаются ? Выгодно – вы платите за 30 мелков, а получаете 60 цветов Недостатки: ? Средняя мягкость. Недостаточно мягкие для некоторых техник ? Для работы боковой поверхностью надо удалить тонкий верхний слой (можно об бумагу), благодаря которому не пачкаются руки

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 3


Ещё одни дешёвые мелки, которые есть в моём арсенале - это Faber Castell. Это твёрдая пастель. Она не подходит для работы на простой бумаге для пастели. И если бы я взяла ее в руки тогда, давно, столкнулась бы с неуспехом и могла забросить пастель. Но, у твёрдой пастели есть и несомненный плюс. Ей удобно рисовать на абразивной бумаге, она сразу выглядит ярко. У неё небольшой расход и соответственно можно сэкономить. Достоинства: ? Хорошая цена ? Квадратное сечение - удобно делать тонкие линии Недостатки: ? Очень твердая ? Плохо растушевывается ? В палитре почти нет сложных оттенков

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 4

Мой фаворит – это ультрамягкая пастель Schmincke. Я остановилась именно на этой марке, так как она производится в Германии и потому очень доступна тут (Юлия живет в Германии – прим. ред.). Эта пастель прямо тает в руках, ей необычайно приятно работать на всех видах бумаги. Но большей частью я работаю ей на классической бумаге, т.к. она идеально растушевывается. Достоинства: ? Ультрамягкая ? Большая палитра оттенков, в том числе и сложных ? Легко растушевывается Недостатки: ? Высокая цена ? Большой расход при работе на абразивной бумаге

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 5

Если вы начинающий художник, то я советую иметь базовый набор пастели средней мягкости, например Rembrandt. Она не так дорога и хороша для подмалевков. А уже наиболее часто используемые цвета, сложные оттенки, белый и чёрный - докупить дорогой экстра-мягкой пастели, например Schminke. Твердую пастель (например, Faber Castell) можно выбрать для рисования на абразивной бумаге. В каждой работе я использую мелки разной мягкости - от более твердых для основы к более мягким для акцентов, верхних слоёв.

Теперь давайте поговорим о бумаге для рисования пастелью, мы с вами рассмотрим классическую и абразивную бумагу. Какую же бумагу выбрать?

Хотя сейчас я чаще рисую на абразивной бумаге, я предлагаю всем начинать с классики. В первую очередь, сухая пастель - это нежность, мягкость, растушёвки.

Мой фаворит среди классики Canson Mi-Tense. Она в меру плотная 160 г/м2, но этого вполне достаточно. У нее приятная фактура, а рисовать можно на ней с двух сторон - гладкой и грубой. Достоинства: ? Достаточно плотная ? Универсальный набор цветов ? Можно использовать обе стороны ? Продается в больших листах ? Хорошая цена Недостатки: ? Цвета на бумаге приглушаются

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 6

Я опробовала два вида этой бумаги - более тонкий и более плотный. Тонкий близок к бумаге Canson, но для меня ее плотность недостаточна. Плотная бумага Fabriano Murillo (около 300г/м2) имеет интересную, но довольно крупную фактуру. Мне кажется, что такая бумага подходит для форматов рисунков не меньше А3, так как на ней сложно проработать мелкие детали. Достоинства: ? Очень плотная ? Интересная фактура ? Хороший набор цветов ? Продается в больших листах ? Хорошая цена Недостатки: ? Подходит только для больших форматов

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 7

Хочу также рассказать об абразивной бумаге. После того, как я познакомилась с абразивной бумагой - мое сердце навсегда осталось с ней. И сейчас я чаще рисую именно на такой бумаге.

Из того, что я пробовала, сейчас мне нравится PastelMat. И да, она почти в два раза дороже простой бумаги, но есть интересная альтернатива, о которой расскажу ниже. Достоинства: ? Мелки ложатся ярко ? Приятная бархатистая поверхность ? Продается в больших листах Недостатки: ? Высокая цена

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 8

Для интереса купила альбом с бумагой Sennelier. Она грубее бумаги PastelMat, немного осыпается, значительно дороже и как мне показалось имеет не такую широкую палитру. Достоинства: ? Высокая плотность ? Мелки ложатся ярко Недостатки: ? Высокая цена ? Осыпается, не подходит для акварельных подмалевок

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 9

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 10

Пастель для начинающих. Как выбрать мелки и бумагу для пастели 11

Каждый художник выбирает свою технику, свою бумагу и свои мелки. Но, если вы только знакомитесь с пастелью, если еще пробуете разные техники и ее возможности, я бы посоветовала начать вам с чего-то универсального, среднего, например Canson Mi-Tense. Не стоит сразу покупать дорогую абразивную бумагу, если можно попробовать дешевую наждачку со схожими свойствами. Также и мелки - набор покупайте половинками, так вы получите больше цветов за меньшие деньги, пробуйте купить поштучно разные мелки - мягкие и потверже и так поймете, что вам ближе.

Надеюсь, что эта статья была вам полезна! Пробуйте новое, и пусть пастель останется в вашем сердце навеки! Творческих успехов и до новых встреч!


Получите доступ к ЛЮБОМУ из 115 уроков рисования онлайн-школы Doodle&Sketch БЕСПЛАТНО!

Получите доступ к ЛЮБОМУ из 115 уроков рисования онлайн-школы Doodle&Sketch БЕСПЛАТНО! Заполните поля и ждите письмо:

Ой! А как оставить комментарий?

Чтобы оставить комментарий, сперва создайте ваше личное Творческое Пространство или подайте заявку на создание Творческой Лаборатории

Всего комментариев: 0


Андриенко Юлия

Художник-пастелист, иллюстратор. В основном работаю в техниках сухой и масляной пастели. Хотя, иллюстрации у меня пока больше акварельные. Пока, так как работаю над серией взрослых иллюстраций пастел. Подробнее.

Детали статьи

  • Дата создания: 19 июн 2019 в 12:08
  • Тип: Обзор материалов

Уроки рисования от автора

Мастер-класс рисования пастелью

Мастер-класс рисования пастелью "Цветок лотоса" Базовый видео урок рисования акварелью "Цветок лотоса". Художник-преподаватель: Юлия Андриенко Юлия Андриенко – прекрасный профессиональный художник/иллюстратор/скетчер. Более четырех лет рисует сухой пастелью, акварелью, маркерами. постоянно учится у ведущих специалистов. Ведет в Германии уроки по пастели, акварели и иллюстрации В этом видео уроке рисования пастелью, Юлия Андриенко расскажет как нарисовать Цветок лотоса в яркой экспрессивной технике на абразивной бумаге! [t||Вы научитесь||t] ? Работать с наждачной бумагой в качестве поверхности для пастели ? Делать растушёвку на наждачной бумаге ? Передавать образ, настроение объекта ? Работать с контрастными, противоположными цветами ? Выделять главный объект композиции ? Делать быстрые зарисовки [t||Вы узнаете||t] ? Как рисовать пастелью ? Как рисовать натюрморт пастелью ? Как рисовать цветы ? Как рисовать листву и зелень ? Как правильно композиционно располагать рисунок на бумаге Итогом видео урока станет яркая эмоциональная работа с изображением цветка лотоса [t||Продолжительность урока||t] Продолжительность видео урока: 1 час [t||Художественные материалы||t] Для комфортного обучения убедитесь, что у вас есть следующие художественные материалы: ? СУХАЯ ПАСТЕЛЬ Пастель Rembrandt, Schminke, Faber Castel или любой другой фирмы следующих цветов: (номера цветов пастели Rembrandt): - максимальное количество зеленых оттенков (минимум по одному светлый, средний и темный тон, также два-три оттенка Olive green) - умбра натуральная ( средний 408,7 и темный тон 408,2) - любой коричневый - индиго или Prussian blue 508,5 - Mars violet 538,7 или Caput mortuum red 343,7 - несколько оттенков теплого и холодного розового - Permanent rose 397,5 397,10 Karmin 318,5 318,8 - белый - черный - оттенки серого - охра - лимонная желтая 205,8 ? БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ Вы можете использовать любую абразивную бумагу. В этом видео уроке Юлия Андриенко использует наждачную бумагу , формата А4 ? КЛЯЧКА ? ПАСТЕЛЬНЫЕ КАРАНДАШИ - БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СЕРЫЙ (достаточно зеленого для наброска) ? ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ ? БУМАЖНЫЙ СКОТЧ [t||Уровень подготовки||t] Начинающий. Видео урок рисования пастелью будет интересен ученикам, не имеющим навыков и желающим освоить пастель. Все видео уроки от АртПрофессора Юлия Андриенко вы можете найти на ее персональной странице ниже.

Мастер-класс рисования пастелью

Мастер-класс рисования пастелью "Свадебный букет" Базовый видео урок рисования акварелью "Свадебный букет". Художник-преподаватель: Юлия Андриенко Юлия Андриенко – прекрасный профессиональный художник/иллюстратор/скетчер. Более четырех лет рисует сухой пастелью, акварелью, маркерами. постоянно учится у ведущих специалистов. Ведет в Германии уроки по пастели, акварели и иллюстрации В этом видео уроке рисования пастелью, Юлия Андриенко расскажет как нарисовать свадебный букет в руках невесты! [t||Вы научитесь||t] ? работать с несколькими референсами ? делать плавную растушёвку на классической бумаге для пастели ? рисовать руки ? работать с фоном и фигурой ? передавать образ, настроение объекта ? делать быстрые зарисовки [t||Вы узнаете||t] ? Как рисовать пастелью ? Как рисовать цветы ? Как рисовать листву и зелень ? Как правильно композиционно располагать рисунок на бумаге Итогом видео урока станет рисунок букета невесты в руках девушки - используя полученные навыки работы с референсами вы можете изобразить букет со своей свадьбы) [t||Продолжительность урока||t] Продолжительность видео урока: 1 час 10 минут [t||Художественные материалы||t] Для комфортного обучения убедитесь, что у вас есть следующие художественные материалы: ? СУХАЯ ПАСТЕЛЬ Пастель Rembrandt, Schminke, Faber Castel или любой другой фирмы следующих цветов: (номера цветов пастели Rembrandt): - несколько зеленых оттенков (минимум по одному светлый, средний и темный тон) - умбра натуральная ( средний 408,7 и темный тон 408,2) - индиго или Prussian blue 508,5 - оттенки голубого и синиго , если вы рисуете гортензию - или других нужных цветов для букета - Mars violet 538,7 или Caput mortuum red 343,7 - белый - черный - оттенки серого - охра - разные оттенки, близкие к белому - лимонный желтый 205,12 Ultramarine light 505,10, светло серые оттенки и в принципе любые оттенки с цифрой 10 и более после запятой (относится к пастель Rembrandt) - телесные оттенки, например Yellow ochre 227,9 Raw sienna 234,10 Light oxide red 339,7 пару светлых, пару темных - терракотовые оттенки, например Сиенна жженая 411,7 Light oxide red 339,5 ? БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ Вы можете использовать любую бумагу для пастели плотностью не менее 200 г/м2 кроме Палаццо. В этом видео уроке Юлия Андриенко использует бумагу Vang, формата А3 ? КЛЯЧКА ? ПАСТЕЛЬНЫЕ КАРАНДАШИ - БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СЕРЫЙ (достаточно серого для наброска) ? ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ ? БУМАЖНЫЙ СКОТЧ [t||Уровень подготовки||t] Начинающий. Видео урок рисования пастелью будет интересен ученикам, не имеющим навыков и желающим освоить пастель. Все видео уроки от АртПрофессора Юлия Андриенко вы можете найти на ее персональной странице ниже.

Если вы любите явную фактуру, то можете так-же работать на бумаге для акварели. Но поскольку цветные поверхности являются лучшими для пастельной работы, то может возникнуть желание сначала ее оттенить. Это можно сделать, налагая отмывку акварелью, водорастворимой пастелью, разведенными чернилами или тонким слоем акриловой краски. Некоторые живописцы, работающие пастелью, готовят свои собственные фактурные поверхности с помощью порошка пемзы, смешанного с акриловой краской, или клеем, но эта абразивная поверхность является более подходящей для пастельных картин, чем для рисунков.

Слева: линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на пастельной бумаге Ingres.

Справа: линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на пастельной бумаге Mi-teintes.

Пастельная бумага

Слева: линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на художественной наждачной бумаге.

Справа: линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на бархатной бумаги.

08.09.0066

Линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на фактурной бумаге для акварели:

08.09.0067

Совет. Для тонирования белой бумаги можно использовать чай или кофе. Для частичного эффекта приложите влажный чайный пакетик в некоторых местах. Для получения более темного оттенка порисуйте холодным кофе кистью для акварели.

Фиксация

Но известно, что изображение на пастельных рисунках можно легко смазать. Фиксирование действительно является ценным средством защиты вашей работы. Линейные рисунки, не имеющие слоев, могут быть зафиксированы с оборотной стороны. Это лишь в некоторой степени влияет на поверхностные качества, но подобный метод может использоваться только для тонкой бумаги. Фиксируя с лицевой стороны, используйте аэрозоль настолько экономно, насколько возможно, чтобы избежать увлажнения бумаги сверх меры. Слишком влажная бумага может заставить цвета взаимодействовать и проникать друг в друга. Два или три легких распыления более безопасны, чем односильное.

Рисунок на тонкой бумаге, такой как Ingres, можно фиксировать с обратной стороны:

Фиксация рисунка

Фиксатор можно также использовать непосредственно во время процесса рисования, если слой пастели препятствует наложению дальнейших штрихов или если нужно сделать исправления. Будьте готовы подождать, пока бумага высохнет перед последующим наложением цвета.

Фиксатор рисунка

Как видите, фиксирование всегда имеет тенденцию затемнять цвет, вдавливая частицы пастели в бумагу:

Фиксация пастели

Совет. Некоторые люди не переносят аэрозоли, поэтому всегда следует открывать окно. Если работаете в группе, выносите ваш рисунок наружу, чтобы его зафиксировать.

В этом мягком пастельном рисунке очень эффективно использовалась бумага для акварели. Художник выбрал эту поверхность преднамеренно; ее шероховатость помогает передать состояние природы в ненастную погоду.

Квантовый Переход в Эру Водолея Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло Единицы р.

Чем известен Дэвид Доунтон? Конечно же, своими работами для журнала Vogue. Впрочем, коммерче.

Чем известен Дэвид Доунтон? Конечно же, своими работами для журнала Vogue. Впрочем, коммерческий.

-Поиск по дневнику

-Статистика


G01632 (400x300, 31Kb)

Бумага для работы с пастелью

Фактура

Бумага, поверхность которой имеет шероховатость, предоставляет большое количество возможностей для пастельной живописи, при ее применении становится доступно наложение несколько слоев пастели друг на друга: 1 слой пигмента не полностью сглаживает все шероховатости, поэтому следующие слои накладываются без проблем. Шероховатая бумага, которую используют для акварельной живописи тоже отлично подходит для работы пастелью, хотя ярко-белый цвет, характерный для этой бумаги, затрудняет естественную гармонизацию тонов.

Цветная бумага

Художники пастелисты эпохи Возрождения открыли интересный феномен, если в своей работе использовать тонированную бумагу, то работа становится более выразительной. Цветная основа позволяет придать работе единство тонов, а отсутствие красок в каком-либо месте не дает работе принять неряшливый вид. Кроме того тон бумаги сам по себе, благодаря хроматическому контрасту, намного сильнее подчеркивает отличия отдельных цветов, что позволяет добиться более гармоничного их сочетания. Вывод из вышесказанного следующий: цветная бумага уже при выборе задает общий колорит работы, то есть художник изначально обязан делать упор на тон основы для достижения гармонии.


artlib_gallery-200003-b (700x486, 120Kb)


7 (502x334, 39Kb)

примеры работ на тонированной бумаге

Любимые цвета бумаги у художников, которые культивирует пастель – охристые, коричневые и серые цвета. Эти тона, как холодные, так и теплые, благодаря своей мягкости, очень хорошо гармонируют с любыми цветовыми гаммами и темами. Получается, что самой используемой бумагой является бумага следующих цветов: голубоватая, зеленоватая, серая (темные и светлые), охра, сиена, слоновая кость и умбра различной интенсивности. В продаже можно встретить бумагу черного, белого, желтого, карминового, красного, оранжевого, зеленого цветов, а также их разнообразных оттенков отличающихся светлостью и насыщенностью.

Правильная подборка цвета основы очень сильно облегчает художнику процесс достижения гармонии в создаваемом произведении. Строгих правил сочетаемости нет в природе, поэтому предложим на суд общепринятое мнение: бумага теплых цветов лучше использовать при создании картин холодного колорита, обратный вариант тоже имеет место, для работы со светлыми красками рекомендуется выбирать темную основу. Это базовые принципы, но настоящий художник всегда стремится выйти за рамки общего мнения, поэтому лучше всего, для художника и в особенности для начинающего, экспериментировать опираясь на собственную индивидуальность.


14309 (600x428, 65Kb)


14254 (600x448, 78Kb)

примеры работ на тонированной бумаге

Темная бумага

Сильно темная бумага очень редко применяется в пастельной живописи, так как ее цвет препятствует гармонизации колорита: все цвета, которые ложатся на такую основу, выглядят слишком насыщенными. Но, в то же время, выбор темной бумаги правилен, если нужно показать резкий светотеневой контраст. При использовании зеленоватых, бурых, синих или даже черных основ, любые светлые пятна выглядят особо выразительно.

Частная коллекция. Висенс Бальестар. Букет маргариток. Яркие белые пятна предполагаемых цветков сразу же обращают взор зрителя: удивительная экспрессивность картины, получается по причине использования в качестве основы темной бумаги оливково-зеленого цвета.

Вспомогательные материалы

Хотя бумага и пастельные бруски являются основными инструментами в работе художника пастелиста, но все же их недостаточно для полноценной организации труда художника. Недаром в любой профессии есть вспомогательные материалы, которые достаточно сильно увеличивают комфорт при работе. Такие предметы как ластик (стирает лишнее), хлопчатобумажная тряпка (помогает держать руки в чистоте или распределить пигмент на бумаге), растушка (применяется при растушевки штрихов), липкая лента, кнопки и зажимы (для закрепления бумажного листа на доске), канцелярский нож (необходим для резания бумаги и заточки карандаша) и флакон фиксатива-аэрозоля обязательно должны находится под рукой.

Читайте также: