Авто тритон самоделка

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 08.09.2024

Построенный более двадцати пяти лет назад москвичом Дмитрием Кудрячковым, этот уникальный аппарат не имеет аналогов и до сих пор на ходу!

"Тритон" придумал музыкант. Играл на английском рожке и мечтал о том, как научить автомобиль не просто плавать — этого ему было мало, — но и глиссировать. Лилась мелодия из оркестровой ямы, а вместе с ней рождались концепция, пропорции и разные "ноу-хау". Сначала в голове, потом в огромном количестве чертежей, затем в дереве и металле. Как просто. И как сложно. А потом настал день, когда глиссирующий катер, способный с завидной плавностью передвигаться и по суше, отправился в свой первый пробег. Произошло это четверть века назад.

Есть писатели, написавшие одну книгу, режиссеры, снявшие один фильм, композиторы, сочинившие одну оперу. Москвич Дмитрий Трофимович Кудрячков тоже автор одного "произведения". Но какого! Его "Тритон" смог преодолеть два главных недостатка амфибий — тихоходность и несоответствие требованиям безопасности плавания. Решение оказалось простым, как все гениальное: убрать то, что мешает транспортному средству стать настоящим быстроходным судном, а именно — поднять над водой или снять вовсе элементы автомобильной ходовой части, сделать обводы корпуса аналогичными тем, какими обладают глиссеры (флотские термины еще не раз будут использоваться автором, поэтому в конце статьи приводится небольшой словарь).


В общем, Кудрячков пошел от обратного: он создавал не плавающий автомобиль — в этом случае эффекта глиссирования добиться бы не удалось, — а катер, способный выбираться на сушу, демонстрируя на твердом покрытии качества полноценного автомобиля. Аппарат строился по всем правилам корабельного искусства — с использованием шпангоута, книц, пиллерсов и. чисто автомобильной "начинки". Так на свет появилось плавсредство класса "земновод" с шестиместной каютой, ходовой рубкой, камбузом, умывальником, шкафом для одежды, многочисленными емкостями для провизии. В движение его приводит мотор от ГАЗ-21, работающий в "команде" с коробкой передач и раздаточной коробкой. Весь этот блок смонтирован у транца над одноступенчатым водометом. Максимальная скорость по воде — до 50 км/ч, а при снятых подвесках и до 60, по трассе — до 120 км/ч!

Фото слева: Владимир Серегин: "Управлять "Тритоном" исключительно приятно". Обратите внимание на сквозной центральный проход — он соединяет носовую и кормовую части земновода.


Фото справа: "Тритон" — полноправный участник "речного движения". Видите номер по правому борту?

Имя, которое дали катеру, абсолютно точно характеризует его сущность. "Тритон, — читаем в "Словаре русского языка" (Москва, "Русский язык", 1988 г.), — земноводное семейства саламандр, похожее на ящерицу". Ну, хвоста у нашего "Тритона" нет, и все же как он напоминает огромную рептилию, выбравшуюся из воды, чтобы погреться на солнце!

Сегодня земновод офици- ально принадлежит сыну Владимира Серегина, известного еще со времен СССР самодельщика. Познакомились мы с Серегиным-старшим на прошлогоднем фестивале "Автоэкзотика" в Москве и говорили, говорили, говорили. Диалог наш, правда, прерывался вопросами любопытствующей публики и тележурналистов, от которых даже в каюте спасу не было, ведь "Тритон", на котором Владимир Дмитриевич приехал в Тушино, участвовал именно в этом большом автомобильном празднике впервые и был воспринят как истинная сенсация. Тогда же договорились и о том, что катер прибудет в Нижний на "Самавто НН-2006", но это было уже под занавес фестиваля.

А пока мы располагаемся в светлом и уютном салоне, и уже подуставший от вопросов Серегин начинает разговор:

— Эта машина досталась нам, как бы лучше выразиться, по духовному, что ли, наследству. Ее автор и исполнитель — Дмитрий Трофимович Кудрячков — уже в годах, ему за восемьдесят. Трудно в таком возрасте с техникой управляться, а без движения она приходит в негодность. Видимо, он счел, что передает "Тритон" в надежные руки, ну а мы стараемся доверие оправдать.

Фото слева: Ходовая рубка. Все как в автомобиле.


Фото справа: Трап на транце служит своеобразным кенгурином для защиты радиатора, глушителя и наружных элементов водометного движителя.

Имя Кудрячкова в нашей стране известно с восьмидесятых годов, и "Тритон" появился тогда же. Он участвовал во многих автопробегах, возглавляемых совершенно уникальным человеком — Василием Дмитриевичем Захарченко, главным редактором журнала "Техника—молодежи". К сожалению, его нет уже в этой жизни. Именно благодаря Захарченко "Тритон" удалось зарегистрировать в ГАИ. С тех пор прошло без малого тридцать лет. За это время у машины почти 100 тысяч километров пробега по суше, а вот сколько "Тритон" прошел по воде, сказать сложно, поскольку здесь измеряется моторесурс.

После 90 тысяч один капремонт у двигателя был — от этого никуда не денешься. Кстати, мотор от "двадцать первой" "Волги" — великолепная вещь. В те времена, когда создавался земновод, ничего подходящего, что имело бы такие обороты, крутящий момент, и близко не было.

За свои почти шестьдесят лет я поездил на всем, начиная от верблюдов, и могу сказать одно — управлять "Тритоном" исключительно приятно. На дороге он ведет себя значительно лучше, чем "Жигули", не едет — плывет. В этом плане его можно сравнить с ЗиМом или "Чайкой".

Кроме стандартного, изготовленного заводом двигателя в силовую установку входят две коробки передач. Одна — раздаточная, передает крутящий момент на водомет и колеса, другая используется на земле. Все управление, как видим, собрано на полу у подушки водительского сиденья. Вот рычаг перехода с "воды" на "сушу", а вот управление четырехступенчатой КПП.

— Кузов, а правильнее сказать, корпус "Тритона" имеет очень красивые, выверенные обводы. А из чего он сделан, ведь кроме прочности и герметичности глиссирующий катер должен иметь легкий вес?

— Корпус у нашего земновода несущий и обшит авиационной фанерой, точнее — бакелитом. Это фанера, которая собрана на пластиковом клею и очень устойчива к агрессивным средам. Снаружи она покрыта хорошим слоем стеклоткани с пропиткой эпоксидными смолами. Силовой каркас выполнен из дуба и бука. За четверть века эксплуатации — ни единого случая нарушения герметичности!

Фото слева: Земновод обладает всем, что необходимо для путешествий — камбузом, многочисленными емкостями для провизии. Оригинальное решение: стол выдвигается в центральный проход из продуктового шкафа.

Владимир Серегин на борту

Фото справа: Какой же камбуз без умывальника.

Снижение веса действительно главное условие для создания такого аппарата. Сами понимаете, катер глиссирующий, и для того, чтобы вытолкнуть его из воды в этот режим, нужно сделать конструкцию максимально легкой. Так вот, вес "Тритона" превышает вес "Запорожца" не более чем на пятьдесят килограммов!

И никаких "лишних" элементов снаружи: при входе в воду подвески можно оставить на берегу. При этом тормозная система остается абсолютно герметичной. Дмитрий Трофимович пытался запатентовать сухие гидроразъемы тормозов, но тут же находились "соавторы". Подобные системы сегодня существуют, но все равно какое-то количество жидкости теряется, и при установке или снятии подвесок какая-то часть воздуха в систему попадает. А тормоза "Тритона" после плавания не требуют прокачки! Сама система очень надежна еще и потому, что выполнена из нержавеющих авиационных трубок.

— На фотографиях, которые вы мне показываете, колеса у "Тритона" подняты над ватерлинией.

— Можно плавать и с колесами. Если перед вами стоит задача преодолеть водную преграду в 50, 100, 200 метров, стоит ли утруждать себя тем, чтобы спускаться и колеса поднимать? Вы можете выйти на них на другой берег. Но если собираетесь пройти несколько километров, то колеса будут мешать, и в этом случае лучше их поднять, а при выходе на сушу — снова опустить. И существует третий вариант: предположим, вы намерены пробыть на воде неделю, две, три, тогда для чего вам возить с собой подвески? Правильнее оставить их там, откуда началось путешествие и куда вы вернетесь.

Уникальный аппарат и очень функциональный. Хорош для семьи, для отдыха. Естественно, на рынок на нем не поедешь — ни на Черкизовский, ни на Мытищинский. Это неинтересно. И еще это — неуважение к себе, неуважение к технике. Но для выезда на природу, где на обозримой территории есть водоем. Вы понимаете, о чем я говорю?

Фото слева: Независимые подвески снимаются или устанавливаются в считанные минуты и без применения инструмента!

Владимир Серегин на борту

Фото справа: Выход на палубу удобен, а корма и носовая часть имеют нескользящее покрытие.

. Я понимаю еще и другое: создатель "Тритона" не инженером был и не конструктором. В театральном оркестре играл. Спрашивается, где "железо", а где музыка? Выходит, что рядом. Гармония границ не знает. Ее ведет за собой вдохновение. Я не обобщаю, просто так мне представляется творческий процесс. И еще с некоторых пор я убедился в том, что музыкант — эта тонкая по природе натура — способен не только звуки извлекать, но и творить нечто материальное. Своим умом, руками и талантом. "Партитура" тут, конечно, иная, но корни одни и те же.

И пусть известность Кудрячкова не столь широка, как в восьмидесятые годы, да и круг самодельщиков сузился, он сделал то, над чем бились многие профессионалы. И сумел сохранить.

Какие-то факты из жизни не имеющего аналогов земновода покрыты паутиной времени, трудно установить некоторые подробности в хронологическом порядке. Да это и не суть важно, потому что "Тритон" давно уже сам стал легендой, очень красивой и живой. На какое-то время о ней как-будто подзабыли. С возвращением, "Тритон"!


СПРАВКА

Глиссер — легкое быстроходное судно. При движении глиссера, благодаря особой форме днища, возникает гидродинамическая сила, поднимающая носовую часть и вызывающая общее значительное всплытие судна: оно как бы скользит по поверхности воды (глиссирует).

Шпангоут — поперечный элемент конструкции (каркаса) судна (или фюзеляжа самолета), располагающийся между днищем и палубой.

Кница — элемент конструкции корпуса судна, служащий главным образом для соединения отдельных частей набора, располагающихся под углом одна к другой.

Пиллерс — вертикальная стойка, служащая опорой для палубного перекрытия судна.

Транец — плоский срез кормы судна. Транец может быть вертикальным или наклонным; корма с транцем называется транцевой.

Ватерлиния — линия пересечения корпусом плавающего судна поверхности воды.

("Политехнический словарь", Москва, "Советская энциклопедия", 1989 г.)

© Александр Шеронов, фото автора и из архива Владимира Серегина

Также рекомендуем вам ознакомиться с другими материалами по теме - самодельная амфибия Тритон: "Глиссирующая амфибия "Тритон" - статья от создателей" - подробнейшее описание устройства самодельной амфибии и "Несколько слов о создателях "Тритона"", о создателях амфибии Дмитрии Трофимовиче Кудрячкове и его супруге Ларисе Петровне Карулиной./strong



Амфибии-самоделки: сделано в СССР

Амфибии-самоделки: сделано в СССР

Амфибии-самоделки: сделано в СССР


  • Сапоги с собой есть? – спросил владелец вездехода. – На болото же поедем. Без них никак.

Сапог у меня не было, но нашлись они быстро. И в течение всего дня, проведённого в лесах и болотах Карелии, я радовался тому, что у меня есть сапоги. И вездеход: без него я бы не увидел и сотой доли красот и чудес этого прекрасного края.

Попрошу не путать!

DSC_0641.jpg

Не будем изобретать велосипед

DSC_0701.jpg

DSC_0642.jpg

Вдоль бортов проложены цепи трансмиссии. Так же располагались цепи и в ДИФ-4 – снаружи кузова. В общем и целом получается надёжно, хотя в процессе поездки у нас цепь всё-таки слетела, но я бы не стал говорить о том, что прокладка цепи вдоль борта – ошибка. Неприятность произошла по вине слабой пружины натяжителя. Что ж, не всё получается сразу – для этого выезды и проводят, чтобы найти слабые места, которые требуют доработки.

DSC_0639.jpg

DSC_0648.jpg

DSC_0714.jpg

DSC_0676.jpg

Всему своё место

Есть в искусстве такое понятие – эклектика. Особенно она ярко проявилась в европейской архитектуре конца XIX века. В двух словах – это смешение стилей. Теперь, подковавшись теоретическими знаниями из мира прекрасного, посмотрим на водительское место Тритона. Вот то, что мы там увидим, и есть эклектика. Сочетание неокрашенного металла и окрашенного в два оттенка зелёного цвета пластиковых накладок, сварки и саморезов – смешение, как оно есть! Но давайте не будем слишком критичными: лично я ещё ни одного вездехода сам не построил, да и среди вас, думается, таких Кулибиных тоже не так уж много. Лучше оценим функциональную составляющую кабины.

DSC_0645.jpg

Почти все приборы скомпонованы на передней панели. Но два стоят отдельно – это амперметр и вольтметр. На передней панели всё в лучших традициях автомобилестроения: центральные тахометр и спидометр, слева – давление масла, справа – уровень топлива и температура охлаждающей жидкости. А вот ещё один прибор стоит точно такой же, как и на Шерпе – взятый из аптеки манометр давления в шинах. Должен заметить, что далеко не каждый самодельный аппарат может похвастаться таким набором приборов, в Тритоне же есть всё.

DSC_0654.jpg

Тумблеров тут около десятка. Они все подписаны — видимо, даже создатель не всегда помнит, какой из них что включает. Назовём это издержкой богатой комплектации вездехода, ведь оборудован он вправду хорошо.

Так как поворот происходит за счёт торможения борта (фрикционы, знакомые всем трактористам), то руля в машине нет, есть два классических рычага. Зато педальный узел обычный – тормоз, газ и сцепление. Расположение, правда, с непривычки не кажется удобным: педаль сцепления стоит высоко и сильно сдвинута влево, а педаль газа на педаль не похожа вовсе. Придётся потренироваться. Но сначала сядем на пассажирское место.

DSC_0649.jpg

Для сильных духом

Когда владелец вездехода говорит что-то про дорогу, можете смело продолжать ковырять пальцем там, где ковыряете: никакой дороги нет и в помине. Есть какой-то просвет между деревьев в карельском лесу, но никак не дорога. Впрочем, если нет просвета, то Тритон его сделает. Раскидывая налево направо сухие деревца, мы пробираемся к первому препятствию – речке. Как и многие другие машины с пневматической подвеской, Тритон едет довольно мягко. Не сказать, чтобы быстро (вездеходу это не обязательно), но уверенно, а главное – достаточно комфортно. Итак, перед нами первая водная преграда. Тритон уверенно сползает носом в воду, водитель поддаёт газку, мы видим в стекло кусочек неба, и на этом всё заканчивается. Даже скучно, вездеход первое препятствие проезжает шутя. Но наша цель дальше – болото. В лесу Тритону тяжеловато: он крупный, и даже неплохая манёвренность не всегда помогает пролезть между деревьев. В крайнем случае, если деревце небольшое, его можно сломать, да простит нас Гринпис – надо только успеть закрыть переднюю дверь, которая обычно остается открытой. И что удивительно, это не мешало поддерживать в салоне комфортную температуру в районе 15 градусов.

Тем временем от излишней тяги к экспериментам у меня появилось опрометчивое желание покататься сзади – там, где можно лечь на пузо. Забираюсь головой вперёд, под моим лицом оказывается как раз мотор. Пользуясь моментом, фотографирую его и не успеваю заметить, как вездеход влетает в ручей, после чего пытается с разгону выбраться на крутой противоположенный берег. Стараюсь удержаться, но это бесполезно: чувствую, что я отсюда стремительно вылетаю. Вездеход уже встаёт вертикально, сейчас он придавит меня своей тонной с лишним и… всё, пиши-пропало: не будет у нас в журнале больше раздела с вездеходами. Если перепуганный громкий мат может изменить центр тяжести вездехода, то ситуацию спас именно я. После этого желание ездить сзади у меня прошло, а мы отправились на болото. Полноценных испытаний на воде Тритон ещё не проходил, да и мы и не могли его провести: с озёр в Карелии ещё не сошёл лёд. Но в топь Тритон зашёл уверенно, и, как выяснилось, надолго: слетела цепь. Виной тому была, как я уже говорил выше, слабая пружина натяжителя. Нам повезло, что замок цепи оказался сверху: надели цепь заново и поехали дальше.

К слову, Тритон ни разу не застрял в болоте, хотя, конечно, он тяжеловат для таких зыбких, в прямом смысле слова, условий. Так же легко ему давалось преодоление всех ручейков и канав, выходящих из болота. Посадить его смогли лишь однажды, когда полностью загнали одной стороной в кашу из воды, грязи и снега. Вполне вероятно, что и оттуда бы он выбрался сам, но вмешался карбюраторный мотор: крен заставил его замолчать. Возможно, в будущем у Тритона появится дополнительный топливный бак, который позволит забыть о страхе критичных для топливной системы кренов. Тем временем пришло время порулить самому.

DSC_0694.jpg

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Советские авто-самоделки

У меня к ним двойственное отношение. Большинство из самоделок того времени откровенно убоги, и базировались на двух китах - рукатом мужике и общем убожестве и нищете советского быта. И называлось это "я слепил тебя из того, что было. ". С другой стороны нельзя было не восхищаться некоторыми самородками, которые лепили не абы что, а реализовывали свою мечту на доступной элементной базе, решая довольно сложные конструкторские задачи в гаражных условиях. Одним из таких самородков был Александр Кулыгин со своей знаменитой "Панголиной".


Инженер по образованию, электрик во Дворце детского творчества г.Ухта по профессии, руководитель кружка технического творчества по совместительству, Александр Кулыгин, создав в 1979 году шестиколёсный вездеход "Ухта", в 1980 замахнулся на постройку спорткара, образцом дизайна которого послужила знаменитая Lamborghini Countach от Бертоне.
Не имея материальной базы для копирования среднемоторной компановки итальянского суперкара, Кулыгин сумел создать стилистическое подобие на агрегатах "Жигулей" с передним расположением двигателя и кузовом "универсал".


Автомобиль был назван "Панголина". Машина имела ходовую и двигатель объёмом 1,2 л. и мощностью 62л.с. от ВАЗ-2101. Но, благодаря отменной аэродинамике и малому весу стеклопласткового кузова, развивал скорость до 180 км/ч.
Впервые показав своё творение в 1981 году Кулыгин регулярно участвовал в пробегах "самоделок" в последующие годы.


Поскольку "нос" Панголины был сильно покатый и двигатель от ВАЗ под него никак не мог поместиться, то роль "капота" исполнила поднимающаяся на гидравлике передняя панель, снабжённая серьёзной шумо- и теплоизоляцией. Мотор, фактически, разместился "в базе"(сильно сместившись назад) но не сзади, а спереди.


Судьба самого Александра Кулыгина сложилась непросто. Вывезя "Панголину" по железной дороге в Москву(поскольку дорог, пригодных для проезда в 1981 году из Ухты не было), Александр несколько лет кряду выезжал к своей машине на автопробеги, потом получил (на волне перестройки) предложения от конструкторских бюро ВАЗа и АЗЛК. Решил остаться в Москве и с конца 80-х до середины 90-х работал на "Москвич". Не прижившись в среде советских престарелых "художников-конструкторов" Кулыгин в 1997 году уезжает в США, где организовывает маленькую дизайн-конторку по изготовлению и продаже "кит-каров"(пластиковые наборы кузовных деталей для самостоятельной сборки). В 2004 году 13 декабря в половине десятого утра, в городе Нью-Йорке, по дороге на работу на своей "Ямахе" разбился насмерть по вине водилы, который повернул не глядя в зеркала.











Тритон – уникальная самодельная амфибия, созданная Д.Кудрячковым (Москва). В отличии от других автомобилей этого класса, на воде машина представляет собой быстроходный катер-глиссер с водометным движетелем, способный развивать на воде скорость в 50 км/ч.







Несмотря на небольшой размер колес и низкую мощность двигателя, машина отличалась довольно хорошей проходимостью, во многом благодаря высокой посадке и небольшому весу конструкции.




Интересна не только уникальная на момент создания конструкция кузова, но дизайн машины: оригинальные формы кузова без дверей, утопленные фары, отлично подобранные пропорции.Машина была собрана в одном экземпляре, выставлялась в Москве, снималась в кинофильмах, участвовала во всех парадах самодельных автомобилей и даже использовалась как грузовик для перевозки кондитерских изделий.


Автомобиль В.Безрукова (1984-87) – универсальный, заднеприводный автомобиль повышенной проходимости с передним расположением двигателя, сконструированный В.Безруковым (Електроугли, Московская область) на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-969 (задний мост, колеса), УАЗ-469 (карданный вал, элементы подвески), ЗАЗ-968М (двигатель, коробка передач, элетрооборудование), Москвич-412 (тормозная система) и других серийных автомобилей. Кузов, рама, оригинальный механизм открывания дверей и многое другое изготовлено автором самостоятельно.


.pics.livejournal.com/skif_tag/19770500/6 560733/6560733_original.jpg" alt="" title="">




А ещё наши люди в кино видели трейлеры, в которых можно было путешествовать.




Некоторые поделки вызывают ироничную улыбку, другие - весьма интересны и копируют некоторые популярные зарубежные автомобили тех лет.



Автомобиль автора Гулом-Ака на первомайской демонстрации. Узбекистан 1958 год.


Вездеход Гулом-Ака. 1968 год.





Самодельный автомобиль “Пони”, участник VII всесоюзного парада-конкурса любительских авто-мотоконструкций на приз журнала ЦК ВЛКСМ “Техника-молодежи”. 1969г.



Гепард 1966-1968. Была построена серия однотипных авто на агрегатах от Запорожца (ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968).


Труд 1964. У этого авто самодельный трехцилиндровый двигатель.






Протон 1985. Электро-автомобиль с двигателем от погрузчика и аккумуляторами от тяжелой техники.

Читайте также: