Анализ поделок детей

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.09.2024

Воспитателю нужно хорошо знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые требовались и сформировались у детей раньше).

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей (упражнения) под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Для полноценного развития трудовой направленности ребенка следует рано знакомить с трудом родителей, близких ему взрослых, воспитывать у него уважение, интерес к труду взрослых, желание сделать что-то полезное для других, доставить другим радость своим трудом (например, сделать подарок маме, бабушке к 8 Марта, игрушки для малышей, гирлянды для украшения групповой комнаты и т. п.), т. е. воспитывать общественную мотивацию трудовой деятельности.

Ребенок в процессе труда (ручного, в частности) чувствует себя взрослым, и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Воспитатель организует работу над игрушкой с учетом указанных принципов, при этом следит, чтобы все дети были обеспечены необходимыми инструментами и материалами, чтобы выполнялись правила техники безопасности.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться детьми успешнее, если они будут иметь возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал можно использовать и на занятиях по лепке: различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях дети знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают мозаичные узоры на покрытых пластилином дощечках из семян, покрашенных тушью в разные цвета. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к созданию поделок, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к реке, лесополосе и в другие места). В начале экскурсии проводят часто (если это в детском саду, то с этой целью можно использовать и целевые прогулки). На таких экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

На экскурсии детям можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины.

Лес -- наш зеленый друг, который задерживает таяние снегов и бережет жилища людей на побережье рек от наводнения; лес делает мягче климат и сохраняет влагу для наших полей. Весь наш народ защищает леса и специально их восстанавливает там, где Они пострадали. Особенно важно следить за строительными лесами. Сейчас в нашей стране в местах лесозаготовок не только сплавляют лес по воде, отправляют по железной дороге, но и там же, на месте, организуют переработку древесины (древесиной называют материал, получаемый из спиленных и очищенных от сучков и коры деревьев). Мелкие отходы -- щепки, стружки, опилки -- используются на химических заводах.

Во время экскурсии воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев (сосен, берез); опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог может сделать 1--2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.). Это будет способствовать формированию интереса к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые необходимы будут для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.

В другой раз детям можно предложить рассмотреть стрекозу; для изготовления игрушки стрекозы использовать крылатки липы, для головы -- вишневые косточки, брюшко выполнить из засушенного колоска пырея. В такого рода беседах развиваются смекалка, сообразительность, расширяются понятия, представления, углубляются знания, обогащается речь.

Когда дети узнают, где и как растут желуди, каштаны, научатся видеть в них части предполагаемых игрушек, можно приступить к выполнению задания. При этом в начале работы можно не стремиться к большому разнообразию поделок. Наоборот, учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала, обращая внимание на то, что пластилин для скрепления подбирается под цвет каштанов и желудей, что нужно прочно и аккуратно соединять части игрушки.

Экскурсии в природу будут предшествовать работе над игрушками и в подготовительной группе. Каждая экскурсия -- встреча с природой. Но дети не сразу видят красоту ее. Задача воспитателя -- продолжать учить видеть эту красоту, учить видеть природу, любить ее и формировать желание ее беречь.

В беседе по проведенной экскурсии воспитатель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии игрушки; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы ее соединения. Правильный анализ структуры изготовления игрушки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.

Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы воспитатель не объяснял все сам в процессе изготовления игрушки. Хороших результатов можно достигнуть, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия.

Таким образом, работа детей по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения игрушки по образцу, сделанному воспитателем заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением воспитатель предлагает детям создать несколько игрушек с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, воспитатель снова объясняет последовательность изготовления игрушки.

После успешного усвоения способа изготовления игрушки по образцу можно перейти к изготовлению- игрушки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематичной зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному. На эффективность использования данного приема указывал А. Р. Лурия. Он отмечал, что в модельном образце ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.

Работа с использованием моделей чертежей может быть построена следующим образом. Составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На первом таком занятии после анализа образца воспитатель предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж, данный воспитателем. В дальнейшем на начальном этапе использования рисунка модели игрушки воспитатель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут. самостоятельно сделать такой чертеж.

Использование данного приема даст возможность детям представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект результата работы и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.

Применение предложенной последовательности по изготовлению чертежей игрушек, безусловно, не исключает каких-либо изменений, которые может сделать воспитатель. Педагог сам может найти удачные приемы работы при анализе образца, чтобы заинтересовать детей (загадать загадку о предмете и т. п.).

Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:

  • 1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  • 2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.
  • 3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  • 4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).
  • 5. Изготовление игрушки.
  • 6. Анализ и оценка детских игрушек.

Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и т.. д.). И нередко детям это удается уже в старшей группе, а к концу пребывания в детском саду они успешно выполняют задание по замыслу, по условию.

Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает детям выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Здесь особенно важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Цель формирования таких обобщенных способов работы -- развивать интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности.

При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Например, чтобы сделать забавную птичку, для туловища можно взять шишку, голову сделать из небольшого жёлудя специфической формы, шею -- из ветки, лапки -- из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных, человечков используются семена различных растений (рябина, подсолнух, арбузные семечки и т. п.). Для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева, сучки с интересным изломом. Рога оленя -- это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева служит хорошей подставкой для игрушек-самоделок, когда задумано изготовление игрушки-сувенира. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца, борода Карабаса-Барабаса, хвост и грива лошадки.

Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе

Для многих далеко не секрет, как обогащает человека творческая деятельность, а уж тем более формирующуюся личность ребенка. Почти все родители сейчас стараются найти для ребенка подходящее место для реализации и развития его потенциала. Это первый верный шаг! И на самом деле почти любая школа, студия, где работают добросовестные преподаватели подойдет для реализации этой цели.
Для меня важен еще один факт в преподавателе, это только конструктивная критика и оценка. о ней я напишу чуть позже.

Но здесь сразу возникает вопрос — что же делать с бесконечными плодами творчества вашей детки? Ведь, если ребенок ходит на занятия регулярно у него этого творчества очень много.

Хвалить надо. Если например мне работа нравится,но есть погрешности, сначало хвалю всячески, потом говорю, но вот сюда бы добавить это или сделать это и т.д

Муж считает, что так можно захвалить ребенка, и в школе, например, ей может быть непонятно и обидно, если за ее рисунок поставят низкую оценку. Как тут быть?

Вот, например, слон, выполненный моей 2х летней племянницей. А ведь для взрослого это наверняка просто куча пластилина! А попробуйте найти здесь слона!


А на следующей картинке — велосипед! Похож?:)


На этапе творческого развития важно, чтобы ребенок был неограничен в реализации своих фантазий и получал удовольствие от процесса свободного самовыражения.

Обратите внимание на то, как вы реагируете на преподнесенные вам детские подарки собственноручного изготовления. Когда ребенок рисует, лепит, сочиняет и строит, он стремится получить внимание и одобрение близких.

Иногда нескольких эпизодов небрежного обращения с работами малыша достаточно, чтобы он на всю жизнь запомнил, что то, что он делает никому не нужно. А так как юный творец, как впрочем, и творец любого возраста, связывает обращение людей с его поделками, рисунками с их отношением лично к нему, то он легко и быстро приходит к выводу, что и сам он никому не нужен. Пожалуйста, дорогие мои родители, даже если вы заняты или раздражены, найдите в себе силы должным образом отреагировать на творчество ребенка!


А теперь обсудим, что же делать с поделками ребенка.

Здесь я советую начать с вопросов к ребенку: что он делает и для чего? Собирается ли он подарить кому-то свою новую работу или украсить ею комнату, играть с ней или использовать в хозяйстве?

Эти вопросы помогу вашему ребенку более осознанно подходить к созданию арт-объектов, а в будущем реализовать свой творческий потенциал. А вам помогут с решением, что же с этим всем делать.

На самом деле здесь на помощь вам придут все ваши творческие способности! Вот вам несколько идей.


Например, можно устроить выставку у вас дома и пригласить на нее всех друзей и родственников.

Или украсить ими детскую комнату и менять периодически экспозиции

А Можно украсить поделками детей ваш подъезд и пригласить к участию всех ваших соседей! Думаю что этому украшению подъезда никто не будет равнодушен.

А может быть украсить ближайшее дерево в вашем дворе или классную комнату в вашей школе!
При украшении деревьев вы можете еще уделить внимание бережному отношению к окружающей среде и тем самым убить двух зайцев.






На самом деле идей, что можно сделать с поделками ребенка великое множество, все зависит только от вашего желания и смелости их реализовывать!

Удачи вам, мои дорогие родители! Терпения и творческого вдохновения в этом прекрасном деле-воспитание ребенка! Ваш труд обязательно будет вознагражден!

материал статьи взять отсюда
Если возникнут вопросы, пишите под статьей и я вам обязательно отвечу.

Натали Суворова (Бурдыгина), художественный руководитель школы студии "Творческая Лаборатория"

"Твой Малыш" – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.


Творческое начало есть у каждого, но именно в детстве его легче всего заметить и развить. Простые, на первый взгляд, занятия – рисование, поделки, лепка, на самом деле имеют большое значение и влияние на ребенка.

Польза творчества для любого человека доказана давно. Ведь творческий подход нужен везде, включая теоретическую физику и бухгалтерию. Именно такое мышление и такие навыки позволяют нам не выгорать в учебе и работе, постоянно развиваться, находить ресурс и расти.

Что касается детей, то развивающие занятия всегда имеют признаки творчества, а уж создание чего-то своими руками - один из главнейших способов развивать малыша.

Польза поделок

В зависимости от возраста польза поделок своими руками проявляется по-разному.

С трех лет создание поделок развивает мелкую моторику пальчиков, что способствует развитию речи у малыша.

Развивающие занятия с цветной бумагой, ножницами, карандашами и красками позволяют выучить очень и очень много полезного: цвета, геометрические фигуры, текстуру, буквы, различные объекты.

Дети рисуют на полу

Работая с кинетическим песком, делая поделки из природных материалов, кроха развивает свою фантазию и воображение (и тоже совершенствует мелкую моторику). Чтобы воплотить свою идею, он сначала придумает и сосредотачивается. Все это формирует хорошую базу учебы в школе.

Мышление работает, в тот момент, когда малыш собирает что-то своими руками. поэтому педагоги советуют делать поделки вместе с детьми как можно чаще.

В возрасте 5-6 лет создание поделок учит ребенка усидчивости, аккуратности и ответственности. Здесь важно не мастерство ребенка, а полет его фантазии.

Для школьников поделки кажутся уже не такими интересными как игра в компьютер или игры на улице. Но и они могут уделить свое внимание созданию сувениров для родственников или друзей на различные праздники, такие как Новый год, день матери, Пасха, день влюбленных или день рождения.

Валентинка своими руками

На увлечения ребенка влияют множество факторов. Но именно семья является фундаментом его мировоззрения и развития его способностей.

Лучше всего заниматься совместным творчеством, в котором вы покажете ребенку важность и занимательность изготовления поделок собственными руками. Это интересное времяпровождение будет чудесным занятием и для вас, и для крохи.

Благодарим детский клуб Champions kids за предоставленный материал

Представленные в методической разработке материалы можно применять на занятиях по изобразительной деятельности (аппликация) и при организации самостоятельной творческой деятельности. В методических рекомендациях раскрыта технология работы с мятой бумагой - бумагопластика.

Представлено планирование – примерная тематика занятий по возрастам ( Приложение № 1 ):

Младший дошкольный возраст (3 – 4 года)

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

В методических рекомендациях содержится конспект открытого мероприятия для детей средней группы ( Приложение № 2 ) и подробный мастер – класс для воспитателей по изготовлению костюма для театральной деятельности ( Приложение № 3 ). В разработке содержится технологическая карта по изготовлению творческой композиции ( Приложение № 4 ), которую можно взять за основу для создания нового занятия с интеграцией различных видов деятельности. Фотоработы ( Приложение № 5 ), представленные в приложении помогут воспитателю сориентироваться в выборе тем и разнообразить продуктивную деятельность дошкольников.

Пояснительная записка

Не случайно, важной задачей дошкольного образования в условиях ФГОС, является развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности, в том числе и продуктивных. Художественная деятельность, как неотъемлемая часть детского творчества в развитии детей, дает широкий простор в самореализации, способствует развитию мышления, воображения, фантазии через ручной художественный труд с огромным разнообразием материалов и средств выразительности.

Преимущества техники:

Возможность использования с раннего возраста.

Возможность использования, как самостоятельного вида творчества, так и в сочетании с другими изобразительными техниками.

Позволяет получать радость от результатов творчества, возможности делать и дарить подарки.

Объёмные фигурки-поделки можно использовать в дальнейшем в играх.

Даёт возможность изготовления элементов костюмов для театрализованной деятельности на скорую руку из подручных материалов (рога, головные уборы).

Как материал, позволяет реализовать исследовательскую деятельность через опыты и эксперименты.

Цели и задачи педагога:

Вызвать у детей интерес к работе в данной технике. Помочь реализовать индивидуальные и коллективные возможности детей с учётом возрастных особенностей.

Познакомить с различными видами бумаги и их свойствами.

Научить способам создания полуобъёмных композиций (приклеивания к фону на плоскую основу), при оформлении коллажей.

Научить способам применения бумаги для имитации рельефа местности в макетах.

Поощрять и поддерживать интерес детей к технике в совместной и самостоятельной деятельности, творчество и фантазию.

Побуждать к поисковой и экспериментальной деятельности в работе с данным материалом.

Технология развития детского творчества

Данная технология в работе с детьми применяется мной в разных возрастных группах в разных формах организации детской деятельности на протяжении многих лет. Это и обучающие занятия, и коллективное творчество педагога с детьми в совместной деятельности, и самостоятельное детское творчество. Этот вид деятельности можно применять, как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими техниками и материалами. В своей практике я предпочитаю смешанные техники, так как работы выглядят более выразительно. Структура организации деятельностью зависит от цели и задач педагога. Обучающие занятия применяются при овладении детьми приёмами изготовления (лепки) элементов:

Показ с объяснением приема.

Самостоятельная работа детей.

Прямая или косвенная индивидуальная помощь по необходимости.

Результаты схожие образцу.

Творческие тематические занятия на закрепление изученного приёма:

Вспомнить с детьми изученный прием.

Самостоятельный выбор бумаги по цвету, согласно задуманному, создание своей композиции по заданной теме, используя приёмы по аналогии.

Помощь при необходимости в индивидуальном порядке.

Результаты разные, тема одна.

Творческие. По замыслу детей:

Выбор бумаги из предложенных вариантов. Самостоятельная деятельность над созданием задуманного с использованием знакомых приёмов.

Помощь при необходимости.

Результаты разные, Темы разные.

Формы организации деятельности зависят от цели и задач педагога или исходят от идеи, предложенной детьми.

Занятие. (Обучение приёмам изготовления элементов, открытки, подарки родителям, индивидуальные поделки, игрушки).

Индивидуальное самостоятельное творчество. (По желанию ребёнка).

Коллективное творчество в совместной деятельности: коллажи, макеты (индивидуальные работы, собранные в общий коллаж (макет); распределение работы для создания общей композиции).

При использовании техники бумагопластики в работе с дошкольниками необходимо исследовать виды и свойства бумаги ( таблица 1 ), выяснить, какую бумагу нужно использовать, чтобы выполнить ту или иную композицию из бумаги.

Читайте также: