Вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями кто это

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.09.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова А.С., Черникова А.А.

Статья посвящена проблеме изучения и интерпретации невербальных компонентов коммуникации в текстах литературных произведений.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кузнецова А.С., Черникова А.А.

Функциональная специфика метаописания взглядов в художественном тексте (на материале произведений И. С. Тургенева)

О невербальных способах характеристики образов персонажей (на материале готической научной фантастики)

г. Барнаул, Российская Федерация

Статья посвящена проблеме изучения и интерпретации невербальных компонентов коммуникации в текстах литературных произведений.

Невербальная коммуникация, средства невербального общения.

Интерес к изучению фрагментов текста, репрезентирующих невербальную коммуникацию в русской литературе, связан с вербализацией спектра эмоционально-чувственных состояний персонажей и особенностями представления невербального общения в русской языковой картине мира. Специфика и назначение невербальных компонентов в литературном произведении соотносится не только с системой портретотворчества. Они выступают необходимым условием для развития интриги произведения.

Невербальные компоненты служат выражением человеческих эмоциональных состояний. На семантическом уровне они ответственны за передачу эмоционального статуса персонажей. Прагматический аспект невербальных компонентов - в их связи со зрителем (читателем), в донесении до последнего основной идеи того или иного героя.

Система жестов, мимики и телодвижений используются в литературных произведениях в качестве средств общения. Они подменяют или усиливают звуковую речь, передают эмоции, раскрывают сиюминутное душевное смятение героев или их тайные замыслы [2, с. 81].

Таким образом, чтобы правильно раскрыть характер персонажа, проанализировать его отношение к окружающим его людям, в частности, собеседникам, необходимо исследовать его средства невербального общения.

Литературное творчество максимально приближается к самой действительности за счет единства индивидуализации и обобщения художественного образа. И здесь портретные элементы играют значимую роль.

Художественный жест и мимика создают условный образ театра, свидетельствующий об утрате или приобретении персонажем адекватных отношений с окружающей реальностью [1, с. 22].

- Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь (признак превосходства, высокого положения [3, с.148]), подергивая плечами (сомнение) и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?

- Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного. Зато мы теперь голодны, как волки. Поторопи Прокофьича, папаша, а я сейчас вернусь.

- Постой, я с тобой пойду, - воскликнул Базаров, внезапно порываясь с дивана (желание уйти от общения, дистанцироваться). Оба молодые человека вышли [4].

Но и он ее понял.

- Нет! - сказал он и отступил на шаг назад (дистанцированность [3, с. 211]). - Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы.

- Я убеждена, что мы не в последний раз видимся, - произнесла Анна Сергеевна с невольным движением.

Таким образом, невербальные компоненты играют не маловажную роль в раскрытии подлинного

спектра эмоционально-чувственных состояний персонажей литературных произведений. С помощью средств невербального общения читателю раскрывается подлинный характер персонажей и их межличностные отношения, завуалированные речевой коммуникацией. В литературных произведениях средства вербальной и невербальной коммуникации тесно вплетены в структуру коммуникативного акта и выступают в равных ипостасях.

Невербальные компоненты как источник дополнительной информации о коммуникаторах, являются социально обусловленными и соответствующими эмоциональному состоянию героев, открывают читателю возможность понять психологию персонажей.

1. Невербальные средства коммуникации находятся в системной зависимости от вербальных.

2. Тексты художественных произведений, содержащие описание невербальных компонентов, также отражают эмоции.

3. Воссоздание эмоционально-чувственных состояний персонажей художественного произведения через интерпретацию невербальных компонентов является важной составляющей текстовой категории эмотивности.

4. В синтаксических конструкциях невербальные средства коммуникации могут присутствовать как эксплицитно, так и имплицитно.

Список использованной литературы: 1. Клаутова, О.Ю. Жест в древнерусской литературе и иконописи XI-XIII вв. К постановке вопроса. - СПб.:

ТОДРЛ, 1983. - 258 с.

2. Михайличенко, Б.С. Проблемы литературоведения: теория литературы. - Самарканд: СамГУ, 2009. - 182 с.

3. Пиз, А., Пиз, Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М.: Эксмо, 2009. - 424 с.

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

Fathers vs sons. Russian edition Юмор, Родители и дети, Русская литература, Иван Тургенев, Длиннопост

Важно, что роман был посвящён В.Г.Белинскому, который был властителем умов молодёжи в то время, этаким блогером-миллионником. В образе Базарова в несколько преувеличенном виде нашли отражение взгляды Белинского. На мой взгляд, весь роман является ответом дворянина Тургенева разночинцу Белинскому на вопрос: Что делать? Если сейчас полемика шла бы на уровне

Fathers vs sons. Russian edition Юмор, Родители и дети, Русская литература, Иван Тургенев, Длиннопост

, то в те далёкие времена идейных оппонентов троллили более изысканно. Белинский был весьма интересным дядькой, некоторые статьи которого сохранили актуальность и по сей день. Взять, к примеру, письмо Н. В. Гоголю 15 июля 1847 г., за чтение которого молодой Достоевский загремел на каторгу по политической статье (а ведь собирались расстрелять).

Fathers vs sons. Russian edition Юмор, Родители и дети, Русская литература, Иван Тургенев, Длиннопост

Fathers vs sons. Russian edition Юмор, Родители и дети, Русская литература, Иван Тургенев, Длиннопост

Сравним портреты героев. Вот Базаров:

«…подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

— Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?

Перед нами тролль и умник)))

А вот его оппонент – Павел Петрович:

«…в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Замечу, что дело происходит в провинциальном поместье, и щёгольский наряд старшего Кирсанова там уместен так же, как смокинг в деревне Гадюкино. НО… noblesse oblige…

Далее будут бесконечные споры между героями (замечу, что на дворе 1859 год, до долгожданной отмены крепостного права ещё два года, и общество раздираемо спорами и противоречиями).

Писатель показывает, как бескомпромиссная позиция приводит к краху: Базаров твердолобо влюбляется в Одинцову, терпит фиаско и в растрёпанных чувствах пренебрегает безопасностью, вскрывая труп тифозного мужика, отчего и умирает. Павел Петрович отжигает не менее ярко: вызывает Базарова на дуэль из-за Фенечки, получает пулю в ногу (Базаров оказался благороднее своего тёзки, который наглухо завалил приятеля из-за юбки), а потом доживает свой век за границей.

Fathers vs sons. Russian edition Юмор, Родители и дети, Русская литература, Иван Тургенев, Длиннопост

Но в романе есть и адекватные, на мой взгляд, персонажи. Например, Аркадий Кирсанов, друг Базарова. Под влиянием Евгения проникся идеями нигилизма (Нигилизм - (от лат. nihil — ничто) — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым или даже ко всем сторонам общественной жизни), тоже влюбился поначалу в Анну Одинцову, но впоследствии смог соскочить с этого крючка: стал общаться с сестрой Одинцовой, Катей (живая и непосредственная девушка) , и это общение постепенно переросло во взаимные чувства. В итоге Аркадий женился на ней, настрогал потомков и поправил дела в имении. А вот Базаров с разбитым сердцем почил в бозе…

Fathers vs sons. Russian edition Юмор, Родители и дети, Русская литература, Иван Тургенев, Длиннопост

Не менее показательна судьба Николая Петровича Кирсанова, отца Аркаши. В отличие от брата он не был светским щёголем:

Этот ничем не выдающийся человек рано овдовел, а на пятом десятке лет заимел ребёнка от дочери своей служанки – Фенечки, чем доставил немало лулзов своему сыну Аркадию. НО, опять НО… В конце романа он женился на ней, официально признал ребёнка и счастливо жил в мире и любви, в отличие от принципиального старшего брата.

Есть в романе место для иронии, граничащей с сарказмом. Павел Кирсанов вызывает на дуэль разночинца Базарова, пренебрегая дуэльным кодексом, по которому дворянин мог стреляться только с равным по социальному статусу (примечание: мать Базарова - потомственная дворянка, но отец из простых людей. Сам Евгений считал себя человеком из народа). Кирсанов собирался убить Базарова, а тот пощадил противника, ранив его в ногу, а потом ещё и лечил.

Досталось и Одинцовой. Тургенев не пожалел иронии, описывая её дальнейшую судьбу:

Резюмирую: я затронул только основные сюжетные линии романа, чтобы не быть многословным. Произведение, на мой взгляд, актуальное и сейчас, правда, его многогранность начинаешь понимать только с возрастом. Увы, это основной недостаток большинства произведений школьной программы: они писались для взрослых. Надеюсь, моя статья помогла понять это произведение немного получше.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов два человека, которые являются проявлением кардинально противоположных мнений в обществе. Эти два человека не только отличаются мировоззрением бытия, но и имеют различие по внешним признакам.

Внешняя характеристика главных героев.

Евгений Базаров – бедно одетый молодой человек с длинной шевелюрой, неопрятный, не интересующийся своей внешностью. На узком лице с угловатыми скулами особенно выразительными были зеленые глаза, которые излучали самоуверенность и ум.

Павел Петрович Кирсанов – не молодой по тем временам мужчина, среднего роста. Аристократ по своей натуре, имел привлекательную внешность. Тщательно следил за ней и за своим гардеробом. В молодости широко пользовался популярность у петербургских барышень. Дожив до средних лет, он не прекращал баловать себя изысканной одеждой и дорогим одеколоном.

Даже походка отличала друг от друга этих людей. Молодой Базаров двигался быстро и уверенно. В свою очередь Павел Петрович Кирсанов шагал медленно и размеренно.

Происхождение.

Евгений Базаров воспитывался в не богатой семье, сын военного лекаря. Из-за низкого происхождения он был обречен на жалкую роль прозябания на задворках низшего общества.

Павел Петрович Кирсанов – дворянин, офицер, сын генерала, вращается в больших светских кругах. Всю свою молодость он провел в столице, красуясь на баллах перед столичными дамами.

Образование.

Базаров – грамотный молодой человек, начитан, уверенно шагающий к своей цели. Талантливый специалист. Близкие друзья пророчили Евгению большое будущее в сфере медицины.

Продвижению по службе Кирсанов Павел Петрович обязан семейным связям и своей харизме. Мало начитанный и вообще не интересующийся точными науками человек.

Образ жизни.

Кирсанов в свою очередь вел спокойную и размеренную жизнь дворянина. Ел мало, но высоко ценил комфорт.

Сравнительная характеристика двух героев в любовных отношениях

Павел Петрович – романтик, однолюб. После смерти любимой женщины, оставил столицу и переехал в деревню, подальше от тех мест, где ему все о ней напоминало.

Евгений Базаров – циник, не готовый к серьезным отношениям. Считает, что женщины нужны для физического удовлетворения. А когда к нему пришла настоящая любовь в лице прекрасной Фенечки, юноша робеет и теряет голову.

Отношение к простому люду.

Кирсанов – двуличен, воспевает культуру простых крестьян, а при встрече с ними морщиться и отворачивается.

Базаров – призирает крестьянское невежество и суеверие, но сочувствует их бедственному образу жизни. Считает, что крестьяне такие же равноправные члены общества и поэтому разговаривает с ними на равных.

Сочинение Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова Павла Петровича

В свое время поют Петрович обучается в пажеском корпусе. Он известен своей красотой и прекрасными манерами, он обходителен и романтичен. Дамы прекрасно проводят время в его обществе, слушая его прекрасные речи.

Кирсанов довольно долгое время живет за границей. Однако потом он решает пожить у своего брата, который владеет поместьем. Так и получилось, что два брата, Базаров и Кирсанов живут вместе под одной крышей.

Павел Петрович аристократичен, он — настоящий барин. У него живой ум, он имеет прекрасное образование. Одевается он прекрасно, в английском стиле: у него есть запонки, его воротники всегда отбелены, манжеты просто аккуратные. По прошествии некоторого времени Кирсанов уединяется. Из-за этого соседи думают про него, что он слишком странный. Однако они уважают его за его воспитание и манеры, его безупречный вкус, аристократичность, стиль духи и характер.

Павел Кирсанов придерживается идеи консерватизма. Братья постоянно спорят из-за того, что они слишком разные как и их взгляды на жизнь и общество.

Базаров рос в деревне. Отец обеспечиваем учебу в университете. Он считает себя нигилистом именно поэтому то, что говорят его предки для него ничего не значит. Его же мать очень переживает за него и молится за своего сына.

Родители души не чают в Евгении, они никогда не скажут ему слова никогда не отказывают. Они не проявляют никаких эмоций при своём сыне, ведь они прекрасно знают, как он к этому относится.

Но ним гордятся им, ведь он умён, образован. Базаров свято верит, что каждый человек должен трудиться, он практикует медицину, проводит эксперименты и изучает науку.

По внешности Евгений походит на обычного человека и, смотря на то, что его мать из дворянского рода, у неё есть своя деревня и крепостные. Он разительно отличается от Павла Петровича. Он резкий, грубый и не приемлет чужих точек зрения. Для него знания должны иметь какую-то практическую ценность и никак иначе.

В своём произведении Тургенев прекрасно описывает два противоположных образа: образ консерватора и образ нигилиста. Тем самым, автор хочет показать, что только вместе, только объединившись эти две непохожие друг на друга стороны смогут повлиять на будущее страны и сделать мир лучше.

Популярные сочинения

Вариант 3

Павлу Петровичу Кирсанову на момент повествования около 45 лет, он по-прежнему красив, хотя уже понемногу увядает. Во всём его внешнем виде заметна принадлежность к дворянству и интеллигенции: одет он изысканно, в каждой его частичке есть элегантность, поведение наполнено манерами, вежливостью и сдержанностью. Он умён, состоятелен, уверен в себе, не лишён любви к собственной персоне. Как человек просвещенный, он любит и разбирается в искусстве, культуре, политике (причём во всех сферах придерживается общепринятых точек зрения). Павел Петрович старается приносить пользу: помогает брату по делам имения. Однако к простым мужикам относится с презрением (при общении с ними нюхает английский одеколон, чтобы не чуять их запаха), а деятельность его не приносит действительных позитивных изменений.

Евгений Базаров, в сравнении с ним, молодой человек (ему около 30 лет). Приятной внешностью и манерами он не отличается; перед читателем предстаёт герой-разночинец. Одет он просто, признаёт только то, что приносит практическую пользу. Евгений является нигилистом, отрицает традиционные ценности общества: монархию (он — демократ), социальные статусы, искусство, религию, любовь. Он увлекается наукой и медициной, непосредственно общается с простыми мужиками, помогая им. Базаров не стесняется своих взглядов, отстаивает их перед любым человеком, характер его обладает мужеством и уверенностью в себе. Его революционные взгляды постоянно воплощаются в действия.

Оба героя схожи в своей гордости, развитом интеллекте, твёрдости характера, а также в том, что жизнь обоих ломается от несчастной любви. Конфликт этих героев является основной линией противостояния взглядов двух поколений. Автор, однако, разрешает их разногласия через дуэль, в которой побеждает Базаров.

Тургенев через разрешение этого конфликта показал, что всё-таки движет общество именно молодое поколение с их новыми идеями. Однако есть в жизни вечные неразрешимые вопросы, с которыми суждено сталкиваться людям каждой эпохи. В этом все люди похожи, и это есть объединяющее звено для каждого поколения. Общественный уклад может меняться, но вечными остаются истинные ценности и любовь.

Сочинение Базарова и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Главным представителем шестидесятников, детей, является Евгений Базаров. Он разночинец, не имеет полного образования и работает лекарем, как и отец. Своим отрицанием всего нематериального он пытается прикрыть свою духовную бедность. Основное противостояние ему оказывает Кирсанов Павел Петрович — представитель старого поколения отцов. Он аристократ, хорошо образован, любит искусство и всё английское. Он не может терпеть развязности ни в себе, ни в других.

Но в одном эти личности похожи. Оба мужчины оказались жертвами несчастной любви. Любимая Павла Петровича умерла, и он погас внутри. А Базаров оказался отвергнут Анной Одинцовой и не смог признать своих чувств, пока не оказался на смертном одре.

Таким образом, 2 абсолютно противоречивые личности как нельзя лучше иллюстрируют конфликт между поколениями в критическом проявлении.

Вариант 5

Кирсанов Павел Петрович, как представитель старшего поколения олицетворяет собой всё консервативное. Потомственный дворянин, лощёный аристократ, он и в деревне безупречно одет, держится достаточно уверенно. Умный и хорошо образованный, он знает себе цену. Придерживаясь либеральных взглядов, считает, что монархия – идеальный государственный строй. И, что прогресса в жизни государства и общества можно добиться при помощи либеральных реформ. Родившийся аристократом, Павел Петрович считает, что именно дворянское сословие является движущей силой государства. По его мнению, именно дворяне способны принести пользу своей Родине.

Ему в противовес показан Евгений Базаров. Незнатного сословия, разночинец, слишком просто и небрежно одетый. Речь Базарова разительно отличается от речи Кирсанова. Он говорит прямо и несколько грубовато. Прослыв нигилистом, отвергает всё старое и косное. Всё патриархальное Евгению чуждо. Он отвергает традиции предков, как ненужный хлам. Аристократов считает трутнями, не приносящими никакой пользы обществу.

Первый ожесточённый спор между Кирсановым и Базаровым возник на их разногласии по поводу общественного устройства России.. Кирсанов в прошлом имел блестящую военную карьеру. Личная жизнь у него не сложилась. Потеряв интерес к жизни, Павел Петрович приехал доживать свой век в деревню, к брату. Либерал в душе, он, пытается наладить хозяйство и ввести новшества. Предметом его гордости является тот факт, что крепостных в их имении не бьют кнутом.

Базаров – сын обедневшей дворянки и бывшего военного врача. Медицина и естественные науки – вот его жизненный интерес. Всё, чего он достиг в жизни, досталось ему годами учёбы и самообразования. Разделяя взгляды нигилистов, Базаров не приемлет ни либерализма, ни консерватизма. Считая, что мир устроен на материальной основе, Евгений отвергает всё духовное. Он нетерпим к религии. По его мнению, будущее за образованием и наукой. Любовь и дружба для него – ненужные эмоции. Искусство и литература – бессмысленные занятия, не приносящие существенной пользы.

Разные взгляды на жизнь и всё, чем эта жизнь наполнена, приводит наших героев на дуэль.

Роман отражает вопросы, волновавшие современников Тургене­ва: в чем расхождения между революционерами-демократами и либералами, каково их отношение к русскому народу, искусству, науке, каковы представления о путях развития сельского хозяйства, экономики страны?

II вариант

А Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовы­ми устоявшимися формами может быть умнее отдельного чело­века или группы лиц. Но это доверие к опыту прошлого пред­полагает проверку его жизнеспособности, внимание к молодой, вечно обновляющейся жизни. Павел Петрович этих чувств ли­шен.

Нужно отметить, что ни Базаров, ни Павел Петрович сами не соответствуют собственным взглядам. Уже с первого знаком­ства с Базаровым видно: в его душе есть чувства, которые герой скрывает от окружающих как тщательно прячет тревожное и уяз­вимое свое сердце. Трагическая любовь к Одинцовой раскалы­вает его душу на две половины. Отныне в ней живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник романти­ческих чувств. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек.

Не вполне искренен с самим собой и Павел Петрович. В дей­ствительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, кото­рого разыгрывает из себя перед Базаровым. Подчеркнуто арис­тократические манеры героя вызваны внутренней слабостью, тай­ным сознанием своей неполноценности. Противоречит его прин­ципам любовь к милой простушке Фенечке. В принципе, оба героя так или иначе приносят свою жизнь в жертву одной един­ственной любви, и это их фундаментальное сходство уничтожает все различия.

В конце романа уезжает в Германию.

Возраст

На момент начала романа Павлу Петровичу около 50 лет, но внешне он выглядит несколько моложе:

К восемнадцатилетию брата Николая, которому в начале романа 44 года, Павел уже стал офицером:

Происхождение

По происхождению Павел Петрович — потомственный дворянин. Сын боевого генерала 1812 года Петра Кирсанова, человека полуграмотного и грубого:

Унаследованным от отца имением братья Кирсановы владеют совместно, но Павел Петрович не лезет в дела хозяйства:

История жизни

В молодости он вел активную общественную жизнь, но мало внимания уделял наукам:

— А чудаковат у тебя дядя, — говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. — Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!
— Да ведь ты не знаешь, — ответил Аркадий, — ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.
— Глава IV

В двадцать восемь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. Однако всё внезапно изменилось: в петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой. Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Нелли Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой:

Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Но это не остановило героя. Много лет он пытался хранить эти отношения, много лет эта иссушающая, изнуряющая страсть не давала ему покоя:

Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, что ему, однако, не удалось. Он состарился, поседел, о романах уже не помышлял:

Позже, в 1848 году, он узнал о смерти возлюбленной:

Незадолго до этого умерла жена и его брата Николая. Спустя полтора года Павел Петрович перебрался к нему в деревню:

Здесь он жил практически затворником, не общаясь с соседями, а последние три года и вовсе не покидал имения:

Дальнейшая судьба

Он придерживается славянофильских воззрений. Ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Но все же живется Павлу Петровичу не легко:

Отношения с Базаровым

Прибыв в родительское имение, Аркадий Кирсанов знакомит своего отца и дядю с нигилистом Евгением Базаровым, с которым сдружился в последний год учебы в Петербурге. Павлу Петровичу сразу не нравится Базаров, в прочем, это чувство было обоюдным:

Как только молодые люди уходят привести себя в порядок перед обедом, Павел Петрович начинает расспрашивать брата о Базарове, не скрывая свою неприязнь к гостю:

— Кто сей? — спросил Павел Петрович.
— Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек.
— Он у нас гостить будет?
— Да.
— Этот волосатый?
— Глава IV

Позже и Базаров высказывает Аркадию мнение о его дяде: для него он чудак и щеголь, неуместный в деревне:

— Ну, словом, — продолжал Аркадий, — он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его — грешно.
— Да кто его презирает? — возразил Базаров. — А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции.
— Глава VII

Павел Петрович и Базаров расходятся во взглядах практически на все, при этом, оба уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними возникают постоянные споры. Но помимо противоречий во взгляда, мужчину беспокоит и то как Базаров влияет на его неопытного племянника:

Дуэль с Базаровым

Заключительным аккордом конфликтов между Павлом Петровичем Кирсановы и Евгением Базаровым, становится дуэль, из-за поцелуя последнего с Фенечкой, гражданской женой Николая Петровича.

Они стреляются тайно и без секундантов, пригласив для свидетельства одного только слугу Петра. Перед дуэлью они пишут предсмертные записки, снимающие вину с другого.

В ходе дуэли Евгений ранит Павла Петровича в ногу. Старый дворянин протестует его помощи, желая снова стать к барьеру и продолжить драться насмерть. Базаров же действует как врач: помогает аристократическому противнику, осматривает, перевязывает, хотя и в этот момент посмеивается над его аристократизмом:

Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий.

— Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики.
— Очень хорошо, — промолвил Базаров. — Вы можете сказать, что я бранил всех англоманов.
— Глава XXIV

После этого Базаров уезжает от Кирсановых к своим родителям. Прощаясь Павел Петрович даже пожал Базарову руку, но тот не поверил в искренность этого жеста:

Внешность

Павел Петрович — красивый аристократичный мужчина. Хотя он практически не покидает имение и не общается с соседями, Павел Петрович очень хорошо одевается и с крайней щепетильностью следит за своим внешним видом:

Базаров посмеивается над его аристократичным внешним видом, считая это щегольством совсем неуместным в деревне:

Цитатная характеристика

Аристократизм и любовь Павла Петровича к роскоши демонстрирует и его кабинет:

Он очень высокомерен. Находясь в высшем обществе он ведет себя как джентльмен, но в общении с простолюдинами не особо скрывает своего презрения, хотя и старается выглядеть великодушным:

При этом Павел Петрович по обыкновению является учтивым и вежливым человеком, даже с людьми раздражающими его:

Он желчный человек (зло-насмешливый), но его насмешки выглядят даже мило и прилично:

Он вспыльчив и упрям, по словам его брата:

У Павла Петровича есть чувство собственного достоинства:

По его мнению, уважение к себе важно не только для самого человека, но и для общества в целом:

Помимо прочего, окружающие уважали его за безукоризненную честность:

Племянник и брат считают его умным человеком:

По мнению брата он хорошо разбирается в людях:

Павла Петровича сложно назвать добродушным человеком, но родные считают, что у него добрая душа:

Павел Петрович искренне любит своего младшего брата Николая, хотя у них и совсем разные характеры, и неоднократно помогает ему деньгами:

Читайте также: