Украшения из конского волоса своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.08.2024

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Наталья Васильевна

В статье исследуется вопрос об использовании конского волоса в традиционной культуре народа саха-якутов. Этот древний вид народного промысла относится к видам традиционной материальной культуры и актуализируется в современной ситуации глобализации, предоставляя возможности поиска творческих идей в кладезе национальных традиций.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Николаева Наталья Васильевна

Реализация принципа преемственности при обучении детей технологии плетения изделий из конского волоса

Хранить молочную благодать: берестяные изделия из собрания Национального художественного музея республики саха (Якутия)

Религиозный ландшафт: "сиэл", "салама" и "дэлбиргэ" в ритуальном пространстве в свете изучения эволюции бескровных жертвоприношений народа саха

HORSEHAIR WEAVING IN THE TRADITIONAL CULTURE OF THE YAKUTS

The article examines the use of horsehair in the traditional culture of the Sakha-Yakut people. This ancient type of folk craft belongs to the traditional material culture and is updated in the modern situation of globalization, providing opportunities to search for creative ideas in the riches of national traditions.

Арктический государственный институт культуры и искусств

ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА

В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье исследуется вопрос об использовании конского волоса в традиционной культуре народа саха-якутов. Этот древний вид народного промысла относится к видам традиционной материальной культуры и актуализируется в современной ситуации глобализации, предоставляя возможности поиска творческих идей в кладезе национальных традиций.

Ключевые слова: народное искусство Якутии; традиционная культура; материальная куль-

традиционным укладом жизни, связанного с аборигенным коневодством и разведением крупного рогатого скота. В условиях сурового севера якутские лошади круглый год находятся на подножном корму: летом табуны кочуют на летние пастбища, чаще всего на речных островах, а зимой - на зимниках, на тебенёвке1, добывают корм из-под снега.

тура; плетение; конский волос.

С. И. Барахова-Ымыы. Дьокогой. Колье и браслет. 2017. Серебро, мамонтовая кость, бирюза, коралл, конский волос

Собственность ООО «КиэргэV

В традиционной культуре народов, живущих на Крайнем Севере, сохраняются мировоззренческие основы, одной из которых является убеждение, что жизнь в гармонии, ненарушении целостности Природы (Ытык сирдэр), одухотворении и поклонении ей и есть предназначение человека. Северную бытовую культуру чаще всего связывают с оленем и оленеводческим хозяйством, что соответствует действительности, но саха-якуты уникальны тем, что являются носителями древней культуры ведения скотоводческого хозяйства. Генная память народа, осваивавшего огромные территории Крайнего Севера с его сверхнизкими температурами, вечной мерзлотой, суровым бытом, хранит образ традиционного хозяйства, полностью приспособленного к северной экосистеме, со всей атрибутикой и

ние животного и человека, находившихся в единых природных условиях.

Международная исследовательская группа, в которую входил известный якутский ученый, кандидат биологических наук Семен Григорьев (1974-2020), в 2015 году опубликовала статью с результатами исследований в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Анализ расшифровки полного генома якутской и древней таймырской лошади показал, что современная порода якутской лошади образовалась от небольшой группы животных, появившейся на территории Якутии около XIII-XV веков совместно с кочевниками из Южной Сибири. Все черты современной якутской лошади возникли в ходе сверхбыстрой адаптации к северному климату, когда давление естественного отбора было столь сильным, что позволило предкам дикой якутской лошади эволюционировать и приспособиться к жизни в условиях Крайнего Севера за достаточно короткое время. Можно сказать, что формирование этногенеза якутского народа, в общем культурном типе которого прослеживается как скотоводческая культура южного происхождения, так и автохтонные черты таежной, охотничье-рыболовной культуры [1, с. 31-67], и адаптация степной лошади к экстремальным условиям Севера, вследствие чего возникла якутская порода лошадей, взаимосвязаны. Поэтому и существует такая неразрывная связь между якутским народом и конем.

Мифологическая космология народа саха включала в себя три мира Вселенной - Верхний, Средний и Нижний миры, которые были связаны с собой священным деревом Аал Луук Мае. В верованиях якутского народа коню приписывают небесное проис-

Дэйбиир (махалка). 2000-е. Серебро, конский волос

Коллекция Н.В. Николаевой

Маллаах икит (шкатулка для рукоделия). Около 1924. Береста, конский волос

Коллекция Н.В. Николаевой

хождение и своего покровителя Джёсёгёй Айыы, дающего силу и мощь света Солнца [8]. Конь являлся посредником между Верхним миром богов и Средним, миром людей, также коня наделяли магическими свойствами охранять, защищать от несчастий и приносить благополучие, сопровождать хозяина в загробный мир.

В реальной жизни конь был верным помощником, без него якут не мыслил своей жизни: это и транспорт, и пища, на коне осваивали огромные северные пространства, перевозили грузы, охотились, воевали, сватались, привозили невесту в дом (так, отдельной областью декоративно-прикладного искусства являлось изготовление

М. П. Рехлясова. Сёрюё (циновка). Фрагмент. 2000-е. Конский волос, плетение 40x100

Н. Е. ФеЬулова. Солнечные олени. 2008. Конский волос, ручное ткачество. 180x185

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) (Якутск)

праздничного убранства верхового коня, в которое входил ансамбль украшений, включающий работу кузнецов, ювелиров, мастериц шитья [7]).

В материальной культуре часто встречается стилистическое изображение лошади, это отображено в ритуальных столбах - сэр-

гэ, сосудах для кумысопития, формах ножек мебели, деревянной посуде и многих других утилитарных вещах.

В повседневной жизни часто использовался конский волос, которому приписывали магическую защитную силу Верхних божеств - Айыы.

Во многих якутских календарно-цикло-вых обрядах широко используется конский волос в виде ритуальных предметов: пучки из волос, веревки, салама. Конский волос -это и средство отведения черных сил, оберег, защита от дурного глаза, и украшение.

В общетюркских традициях конскому волосу также приписывались свойства оберега: например, у казахов бытует поверье, что грива и хвост лошади оберегают от злых бесов и опасностей, поэтому пучки волос использовались как талисманы для детей и беременных женщин. Сетью из конского волоса, которую натягивали под окном, ловили подоконных духов тюннюк аннынаа-гылар, съедающих детей [2, с. 95].

Башкиры сплетенные из конских волос веревки брали с собой в дорогу, клали их около себя во время сна, как обереги от змей [5]. Соответственно, можно предположить, что якутские циновки сёрюё, которыми устилали кровать орон, также несли функцию оберега, чтобы злые духи не могли навредить человеку во время сна.

Работа с конским волосом - одна из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Конский волос отличается удивительными свойствами: например, его прочность на разрыв немногим уступает стальной проволоке такой же толщины.

Из конского волоса вили веревки ситии для различных нужд, плели рыболовные сети илим, куйууру невод мунха. Из волосяных петель делали охотничьи ловушки, из волос выделывали волосяные очки чарапчы, сито, заплетали веревки, вожжи, подпруги холуНу поводья для узд кёнтёСу недоуздки для лошади сулардар, черпаки сетчатые кыл хамыйах и многое другое.

Конский волос широко применялся и в изготовлении музыкальных инструментов, и для шитья различных берестяных посуд,

где швом из конского волоса укрепляется и украшается посуда и двери хаппахчы диэлэ, где также разнообразные швы украшают берестяные полотнища. Также из конского волоса изготавливались цепочки для часов, кнута кымнъыы, махалки дэйбиир, мутовки сиэл ытык, плетеные головные уборы -шляпы, фуражки.

Всё это говорит о том, что использование конского волоса в якутской традиционной культуре, в том числе как художественный промысел, существует издревле. Вещи из конского волоса занимали важное место в предметной среде, имели не только практический смысл, но и отвечали эстетике северного человека, который наделял их волшебными, магическими свойствами в соответствии с традиционными верованиями народа саха-якутов.

XX век стал периодом больших изменений в укладе жизни коренных народов всей России, в том числе в Якутии. В период становления советской власти началось строительство новой культуры советского человека, связанной с ожиданием лучшей жизни: реформа систем народного образования, ликвидация неграмотности населения, начало бурной культурно-просветительской работы. Под воздействием изменений в коллективном сознании, когда были сильны призывы отбросить старые традиции и полностью окунуться в строительство новой жизни, начались изменения и в традиционной культуре. Использование новых завоз-

ных фабричных изделий массового производства было признаком передового, нового сознания, включенного в научно-технический прогресс. Как следствие, изготовление традиционных изделий с использованием конского волоса стало терять свою значимость. Однако традиции не ушли со временем.

В Чурапчинском улусе2 в советское время была сохранена практика изготовления циновок сёрюё, которым занималась семья народной мастерицы Евдокии Семеновны Пинигиной. Она практически возродила ремесло плетения сёрюё из небытия, потом обучила своему мастерству всех, кто хотел освоить практически забытый промысел. Это было непросто, так как подготовка, обработка, сучение нитей из конского волоса ведутся вручную и по старинной технологии, что является сложным, трудозатратным и продолжительным по времени занятием.

С. И. Барахова-Ымыы.

С. И. Барахова-Ымыы.

Благословение. Колье. 2019. Серебро, конский хвост

боты Марии Петровны Рехлясовой, члена Союза художников России, внучки Е.С. Пи-нигиной, - традиционные циновки сёрюё. В своей работе М.П. Рехлясова опирается на родовой опыт, придерживается традиций обработки и плетения из конского волоса, передаваемых в семье от поколения к поколению. В частности, упоминает о том, что понятие симметрии в плетении орнамента ввела ее бабушка Евдокия Семеновна. В своих циновках М.П. Рехлясова использует не только геометрический орнамент, но и традиционное цветовое решение, основанное на ограниченной цветовой гамме (три-четыре цвета) естественных цветов (не прибегает к крашению).

Считается, что искусство плетения циновок сёрюё - это вершина народного творчества Якутии в изготовлении предметов из конского волоса.

И сейчас традиция создания гобеленов из конского волоса в Якутии прочно вошла в разделы декоративно-прикладного искусства региональных и межрегиональных выставок.

Интересно то, как в работах Н.Е. Федуловой гобелен из традиционной плоской формы стал преобразовываться в объемную, и этот эксперимент очень характерен для творчества мастерицы. В ее работах сочетаются традиционные мотивы с неожиданным композиционным решением, используется сочетание техник: наряду с плетением из конского волоса - валяние из шерсти, дополнение композиций различными предметами, углубляющими смысловой замысел. Н.Е. Федулова считает, что самый удачный материал - неокрашенный волос гривы жеребят: он более мягок, и поэтому якутские гобелены более пушистые. Естественный теплый цвет волоса из гривы жеребенка - с плавными переходами от белого до черного, что позволяет создавать произведения в теплой охристой цветовой гамме.

Кроме того, свою роль в популяризацию культуры плетения из конского волоса вносит Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаков-ского, организующий выставки народных мастеров.

Одна из таких выставок включила произведения мастера Татьяны Ивановны Макаровой, живущей в поселке Белая Гора Абыйского улуса. Она окончила Якутское художественное училище, в качестве дипломной работы выполнила панно из конского волоса. В дальнейшем, уехав на Север, усовершенствовала владение техникой создания сюжетных гобеленов. В ее работах можно определить устойчивый ряд сюжетов, положенных в основу изображения: это олень, лошадь, Древо мира Аал Луук Mac, чорон, герои эпоса Олонхо Туйаарыма Куо и Эрчим Бэргэн.

Т.И. Макарова придерживается традиционного процесса: «На подготовку материала уходит много времени, необходимо промыть конский волос порошком или хозяйственным мылом, причем брать небольшие порции волос, иначе запутаются, затем просушить, натянуть подрамник, протянуть вертикальные нитки. Волос следует рассортировать по цвету, сложить один к одному - процедура довольно трудоемкая и кропотливая. И только после всех операций начинаешь ткать. Конский волос берется лишь из гривы, он мягче. Красителями

С. И. Барахова-Ымыы.

Колье с жемчугом. 2018. Серебро, жемчуг, конский волос

Н. Е. Федулова. Олени. Композиция из 3 фигур. 2014. Войлок, конский волос, шкура оленя. Высота фигур 48 см

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) (Якутск)

Кроме того, конский волос используется и в создании современных предметов - сумок, аксессуаров одежды и костюма (шапки, браслеты). Это говорит о возрастающем интересе к традиционному плетению из конского волоса.

1. Тебенёвка - зимнее пастбище с самостоятельным выпасом скота, эпизодически наблюдаемое пастухами.

1. Алексеев, А.Н. Древняя Якутия: железный век и эпоха средневековья. - Новосибирск : Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1996. - 95 с. -(Серия: История и культура Востока Азии).

2. Бравина, РИ. Шаманы-избранники небес и духов. -Якутск: Бичик, 2018. - 160 с.

4. Живописная Россия: отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении / под общ. ред. П.П. Семенова - Т. 12, ч. 1: Восточные окраины России. Восточная Сибирь.

- Санкт-Петербург ; Москва : Т-во М. О. Вольф, 1895.

7. Петрова, С.И. Художественное шитье конского убранства якутов. - Новосибирск: Наука, 2011. - 123 с.

8. Потапов, Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Са-яно-Алтая // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. - Ленинград, 1977. - С. 164-178.

10. Серошевский, ВЛ. Якуты. Опыт этнографического исследования. - 2-е изд. - Москва, 1993. - 736 с.

Николаева Наталья Васильевна - старший преподаватель кафедры живописи и графики Арктического государственного института культуры и искусств, художник-живописец, член Союза художников России

HORSEHAIR WEAVING IN THE TRADITIONAL CULTURE OF THE YAKUTS

Nikolaeva Natalia Vasilievna

Senior lecturer at the Department of Painting and Graphics in the Arctic State Institute of Culture and Arts, artist-painter, member of the Union of Artists of Russia

Abstract: The article examines the use of horsehair in the traditional culture of the Sakha-Yakut people. This ancient type of folk craft belongs to the traditional material culture and is updated in the modern situation of globalization, providing opportunities to search for creative ideas in the riches of national traditions.

Keywords -.folk art of the Republic of Sakha; traditional culture; material culture; horsehair weaving.


В девичестве фамилия Василены – Табунанова. Один мудрый человек благословил ее словами, что плести из конского волоса она начала именно поэтому, потому что талант был заложен с самого рождения, в ее фамилии.

— Василена, расскажи, пожалуйста, о себе, своей семье.

– Я родилась в селе Бетюнцы Амгинского района. Мама Евдокия Петровна — медик, которая облегчила страдания очень многих людей. Отец Валерий Георгиевич Табунанов был талантливым художником, родом из Таттинского улуса. Он преподавал изобразительное искусство и черчение в школе. В семье нас трое детей. Мой супруг Василий Шарин родом из села Техтюр Мегино-Кангаласского улуса. Нашей доченьке Лилии скоро будет два года.

Я учитель якутского языка и литературы, психолог. Работала в Бетюнской средней школе, в школе-интернате в Якутске, а сейчас тружусь в Институте новых технологий, учу детей.

– Когда вы начали плести из конского волоса? Кто вас этому научил?

– В 2008 году, когда я работала в родном селе, у нас проводилась ярмарка для сельских учителей. И мне захотелось непременно в ней участвовать, найти что-то новое, необычное. Тогда я впервые научилась плести изделия из конского волоса и сделала шкатулку, женские украшения, шаль, чороон. Члены жюри сказали, что это слишком авангардно и современно. Тогда я поняла, что это занятие тесно связано с историей нашего народа, национальной культурой, и эти традиции нерушимы. А мои первые поделки были экспериментальными. Никто особо меня не учил, все освоила сама, посещая мастер-классы, общаясь с рукодельницами.

– Когда и как нужно стричь конский волос для плетения?

– По традиции весной коневоды прореживают хвосты и гривы лошадей. Вычесывают, иногда выстригают. Для головных уборов подходит конский хвост, волос у жеребцов крепкий, толстый и длинный. Хвостики жеребят можно использовать для детских махалок. А вот гриву и хвост погибших животных использовать категорически нельзя.

– Правда ли, что конский волос оберегает?

– Я верю в целительные силы конского волоса, оберегающие качества и рассказываю окружающим. Он расширяет сосуды, оберегает от злых духов, сглаза и порчи.

– А что больше всего заказывают? Какие изделия?

– Мода постоянно меняется. Сейчас больше заказывают мужские шляпы, веера, нарядные женские сумочки, клатчи. По-прежнему актуальны массажеры, обереги, стельки, веревки. Могу изготовить практически все.

ВложениеРазмер
proekt.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема. Сохранение национальных художественных традиций – долг современного поколения .Приобщение учащихся к национальным духовным ценностям , включать их в трудовые операции исконно практикуемые в народе будет положительно влиять на их воспитание ,уважительному отношению к природе , нравственному качеству, наличием гуманности.

Якутская народная прикладная культура отличается своей глубокой , богатой духовной традицией, которая проявляется в поверьях и обычаях народа , в его мифологии .В них отражаются этнические представления народа Саха об окружающем мире.

Актуальность заключается в том что, таким образом , мы вносим вклад в дальнейшее развитие народно- прикладного искусства с современными направлениями.

Обьект – изготовление из конского волоса сувениров ,футляров для сотовых телефонов ,махалок (дэйбиир) ,шляп ,массажеров.

Предмет -разработка новых приемов в технологии изготовления сувениров, футляров для сотовых телефонов.

Цель работы - изготовление сувениров из конского волоса.

Сформулированы следующие задачи :

- изучить традиционные технологии плетения из конского волоса

-освоить технологию обработки конского волоса с учетом технологической последовательности;

-разработать новые способы технологии изготовления;

-разработать новую технологию в изготовлении сувениров, шляпок, футляров для сотовых телефонов;

-выполнить изделия по плану.

Новизна работы: внедрение в практику нового решения в технологии плетения из конского волоса.

-2013 учебный год

Изучение теоретических вопросов

-поиск нового способа

-выбор оптимального решения

2013-2014 учебный год

Изготовление чехлов для сотовых телефонов

-поиск нового способа

-изучение технологических процессов

-выбор оптимального решения

-поиск нового способа

-изучение технологических процессов

-выбор оптимального решения

Ход реализации проекта:

Изучение организационных вопросов.

Февраль – март 2013

Изучение работ народных мастеров по плетению из конского волоса.

Поиск различных способов работы с конским волосом при изготовлении сувениров

Освоение плетения из 4-9 прядей.

Разработка дизайна сувениров.

Поиск новых способов изготовления сувениров

Работа над изготовлением сувениров.

Разработка дизайна различных сувениров.

Планирование работы по изготовлению футляров для сотовых телефонов.

Поиск оригинального способа цветового решения изделий ,изготовления футляра из конского волоса.

Работа над изготовлением футляра для сотового телефона

Январь –февраль 2014

Планирование работы по изготовлению шляпы

Поиск оригинального способа цветового решения изделий изготовления шляпы из конского волоса.

Создание эскиза шляпы.

Работа по изготовлению шляпы.

Конский волос в верованиях и обрядах якутов.

Конский волос в традициях народно-прикладного искусства.

Конский волос у якутов имел ритуальное и хозяйственное употребление.

Конский волос является уникальным природным поделочным материалом , который с давних пор широко употребляется в быту. В старину им, как нитками , не только сшивали и украшали бытовые и хозяйственные вещи , но и верили , что он обладает особой очистительной силой – белым конским волосом перевязывали ручку черпалки для кумыса во время ысыаха. Плетением из конского волоса создавались такие изящные вещи как коврики-циновки, кнут, повод, узда и другие вещи.

Экологическая направленность в изделиях из конского волоса.

Конский волос –экологически чистый материал .Получают его при стрижке коней.

Чисто натуральный природный материал , без химического воздействия .

При изготовлении не используются красители .Вся цветовая гамма достигается сочетанием натуральных цветов конского волоса .Головные уборы из этого материала снимают головную боль , стабилизируют давление. .Также занятия плетением из конского волоса улучшают здоровье мастера, потому что происходит точечный массаж пальцев руки , где сконцентрированы все важные точки организма человека.

Плетение из конского волоса – увлекательная и интересная работа, которая развивает творческое мышление , упорядочивает внутренний мир , расширяет интерес к прикладному искусству народов.

Читайте также: