Святочные маски ряженые своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Цель: формирование у детей основ народной культуры, работа по осмыслению народных традиций.

I. Повторение (святки, колядки).

II. Обычаи святок (знакомство – ряженье, гадание).

  • Кроссворд
  • Беседа
  • Последовательность выполнения работы
  • Правила техники безопасности
  • Самостоятельная работа

I. Повторение.

Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности, невозможно представить без колядования и святок.

Святки – что обозначает это слово?

Святками называют 12 дней после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ добавил немало языческого. Церковь с давних времен осуждает и искореняет гадания, ряженья и подобные развлечения, но тем не менее они продолжают бывать. “Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на Святках”, в народ не случайно святочные вечера называют “страшными” именно из-за гаданий и попыток узнать свое будущее.

С каким обычаем святок мы с вами уже познакомились?

Коляда (от польского коленда – поздравление) совершалась и ныне совершается накануне Рождества (богатая) и в Рождественские праздники (постная). Повторение колядок.

II. Обычаи святок

Сегодня мы познакомимся с другими обычаями святок. Сколько этих обычаев? Три: колядки, ряженье, гаданье (в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения).

Ряженье (из подготовленного материала дети демонстрируют костюмы).

Как вы понимаете, что такое ряженье? Ряженье – от слова “ряженый”. Ряженый – одетый чудно, необычно, смешно - ради шутки.

Рассмотрите на картине (слайде), в кого рядились на святки.

Молодежь рядилась в различных животных, которые окружали человека (кот, медведь, коза, журавль); девушки рядились в парней, парни – в девушек. Обязательно надевались маски, чтобы скрыть лицо. Боялись божьего гнева за свое баловство.

Чтобы обрядиться в медведя, надевали либо шкуру убитого медведя, либо выворачивали тулуп наизнанку и надевали маску.

Чтобы делать журавля, вставляли в рукав кочергу и поднимали над головой, голову прятали в тулуп. Изображали походку журавля. Журавль ходит, своим “клювом” щиплет девушек, а те откупаются от него орехами.

Иногда рядились так: делали горбы на спине, навязывали на голову кудели, чтобы быть косматыми. Мазались сажей. Так ряженые шли по улице, веселя людей песнями и плясками.

III. Практическая работа

Разгадывание кроссворда

Разгадав ключевое слово, узнаем, что сегодня будем делать. Загадки к кроссворду:

1. Он всю зиму спал,
Лапу бурую сосал.

2. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

3. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала – кур пересчитала

4. Глазища, усища, хвостище,
А моется чаще всех.
На печи сидит, поет.
Кто же это, дети.

5. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

Беседа

Для чего нужны маски? Какие могут быть маски (на глаза, на лицо, в виде шапочки). Когда вам приходилось изготавливать маски? (Классные проекты, школьные маскарады).

Рассмотреть образцы масок.

Какие материалы можно использовать для изготовления маски? Как скрепить детали?

Проверить порядок на рабочем столе.

  • решить, какую маску выполнишь;
  • подготовить необходимый материал;
  • сделать заготовку маски, выполнить дополнительные элементы;
  • склеить, украсить;
  • выполнить крепление для головы (обратиться к учителю – степлер).

Повторить правила по технике безопасности (работа с клеем, ножницами).

Самостоятельная работа

IV. Итог. Рефлексия мероприятия

Выставка работ. Анализ изделий.

Какие обычаи святок вы знаете? Что запомнилось? Что показалось трудным на занятии? Где вы можете использовать маски?

Использованная литература

Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1. Составление и литературная обработка И.Панкеева. – Изд. “ОЛМА-ПРЕСС”, 1998.


Ряженые колядовщики, которые ходили по дворам, исполняя специальные песни — колядки, — это пришельцы из другого мира, души умерших предков. Поэтому и угощения их хозяевами — это скорее задабривание ряженых, чтобы они покровительствовали их семье, скоту и будущему урожаю. Нарядиться означало скрыть свое истинное лицо, быть не узнанным, потому что под масками и личинами скрывались отнюдь не соседские парни или девчата, а души умерших предков, спустившихся на землю. И приходят они из самого рая, из зимы в лето.

Для изменения облика ряженые чернили себе лица сажей или надевали маски, закрывали лицо тканью, подклады-вали горб, закутывались в ветки свежей зелени или в солому, обкручивали соломой руки и ноги, надевали вывороченную мехом наружу шубу или необычные головные уборы (например, остроконечные колпаки), навешивали на костюм бубенцы, колокольчики, старые веники, лапти и т.п.


По севернорусским данным, участники святочного Р. редко соглашались на эти рискованные роли добровольно, предпочитая распределять их по жребию. По прошествии праздничного периода все принимавшие участие в Р. обязаны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби в день Крещения. Поведение ряженых сводилось к нескольким стереотипным действиям: они старались испугать присутствующих, угрожали хозяевам дома и детям; гонялись за девушками и приставали к ним; некоторые маски сохраняли полное молчание или издавали неясные звуки, мычание; другие разговаривали неестественно высокими или очень низкими голосами.

У русских ряженье входило в состав как календарной обрядности, так и в ритуалы жизненного цикла. Повсеместно и наиболее разнообразно эта форма поведения представлена в святочный период. Масленичное ряженье было распространено локально в центральной России и Сибири и связывалось в основном с последним днем сырной недели - с обрядом проводов Масленицы.


В отдельных местных традициях типологически близким масленичному являлось ряженье в рамках обрядов весенне-летнего цикла: здесь оно также использовалось в структуре ритуальных процессий-"проводов" соответствующего празднику персонажа (чаще в троицкой обрядности: русальная неделя, Семик, Духов день, всесвятская неделя - реже в егорьевских, пасхальных, петровских обрядах). Осеннее ряженье - в Кузьминки, Сергиев день, - с одной стороны, соотносится с сезоном молодежных посиделок и представляет собой, с точки зрения тематики и системы персонажей, сокращенный вариант святочного ряженья; с другой стороны, в единичных случаях ряженье приходится на даты осенних "родительских" дней, т.е. дней поминовения всех умерших. В структуре ритуалов жизненного цикла человека феномен ряженья практиковался в свадебном обряде почти повсеместно. Ряженые останавливали свадебный поезд по дороге от венца и требовали выкуп; на второй день свадьбы будили молодых, вымазывали сажей всех участников свадебного стола; на второй или третий день "пастухи" из дома невесты искали "ярку", "овцу", "телку" и под. В Пермской, Рязанской, Саратовской губерниях имели место случаи ряженья в рамках похоронно-поминальной обрядности, представляющие собой инсценированный уход покойника или его души в "иной" мир.


Способы номинации ряженых - основных участников ряженья - в значительной степени раскрывают внешнюю и внутреннюю суть этого явления. Так, ряженых называли "рядихи", "нарядихи", "наряжухи", "нарятчики", что указывает на основной принцип ряженья - изменение внешнего облика с помощью того или иного костюма. Тот же смысл содержится в названиях "окрутники", "окрут?", "окрутки". Л.М. Ивлева, автор наиболее фундаментального исследования по обрядам ряженья, связывает номинации, образованные от корня -крут, с феноменом оборотничества/превращения в народных представлениях на основе того, что идея оборотничества содержится в самом этом корне. Более конкретное продолжение этой темы реализуется в севернорусских названиях типа "щеголь", "машкара", "тряпосьники", "хари", "харюшки", "личины", "пужала", "пугалашки", "страшки", "хухольники" (ср. арх. "хухтать"- лукавить, лицемерить - Даль В.И. 1996, т.4, с.569), отражающих материал ряженья (тряпки, маски) и содержащих оценочные характеристики, связанные большей частью с отрицательными чертами ряженых - некрасивые, пугающие, страшные.

В некоторых названиях указывается календарная приуроченность ряженья; например, номинации "святошники", "святк?", "т?усники" (Поволжье., владимирск., санкт-петербургск.) отсылают к святочному периоду; в последнем случае отражена связь ряженых с обрядом колядования, или "таусеньканья". В ряде именований - "игорка", "слушальники", "гулельщики", "пужало" - отмечаются характерные действия для ряженых. Значительная часть терминов соотносит ряженых с существами "иного" мира: вологодские именования "умрун" (покойник), "Смерть"/ "белая баба"/ "Баба-Яга", смоленское - "старчихи", новгородское - "белохи", севернорусские и сибирские - "фофанцы" (ср. "фофан" - черт - Даль В.И., 1996, т.4, с.538), "шулики", "машкара", "тряпосьники", "хари", "харюшки", "личины", "пужала", "пугалашки", "страшки"- ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для участия в обряде окруты на День Марены!!

Образины, хари и крампусы

Обычай надевать страшные маски и пугать друг друга существует у многих народов. Славяне делают это на Святки, европейцы и американцы на Хэллоуин. Откуда же взялись столь странные традиции, и есть ли у них общие корни?

Сладость или гадость

Истоки Святок в языческом прошлом славянских народов. Изначально они были посвящены встрече нового солнечного года, возрождению природы, началу цикла сельскохозяйственных работ. Ну и, естественно, поминовению и почитанию предков, которых, если ублажить, так они из потустороннего мира точно поспособствуют хорошему урожаю. Одновременно люди прощались с холодной зимой и силами тьмы.

Хэллоуин происходит от кельтского праздника Саймон, тоже означающего окончание года. Однако кельты, отмечавшие его в конце октября, считали, что уходит светлое время и наступает темное. Впрочем и они в этот день поминали усопших, веря, что на одну ночь стираются грани между мирами, и души удовлетворенных сородичей оградят их от нашествия нечистой силы.

Сегодня мало кто знает, что слово "колядовать" происходит от имени солнечного божка Коляды, сеющего вокруг себя мир и дружбу. Народы, почитающие его, всегда жили в согласии и добрососедстве. Впрочем, был у него и личный враг - Чернобог, распространявший злобу, агрессию и побуждавший постоянно ссориться.

На Руси в первые дни после Рождества дети в костюмах ангелов или воинов ходили по домам, выпрашивая сладости, пироги и мелкие монетки. Не угостившие детвору рисковали навлечь на себя всякие неприятности в наступившем году.

В Америке и Европе на Хэллоуин тоже существует обычай, называемый Trick-or-treat (сладость или гадость). Хозяева, не одарившие ребятишек конфетами, пирожными или деньгами, вполне могут обнаружить ручку двери или крыльцо вымазанные сажей, а то и чем похуже. Однако если у нас дети всегда изображали лишь светлых героев, то на Западе до сих пор, наряду с костюмами ангелов и добрых фей, распространены одежды вампиров, ведьм, оборотней и прочей недобрых персонажей.

Углем, да розгами

После принятия в нашем отечестве христианства появилось поверье, что Бог, радуясь рождению сына, выпускает из преисподней всякую нечисть и дает ей возможность несколько дней свободно гулять по свету. Первыми появляются святочницы — безобразные, с ног до головы покрытые волосами, они не умеют говорить, только поют и пляшут. Встречи с ними крайне опасны: длинными острыми ногтями они могут "заколупать" человека до смерти. Однако святочницы — существа женского пола, им не чуждо кокетство, потому ночной путник, попавшийся им в лапы, имеет реальный шанс откупиться бусами, яркими лентами, серьгами и другими украшениями. Не менее грозен уродливый Бука, он замучает загадками, не ответишь на них, останешься в его сетях навсегда, разгадаешь — Бука тут же исчезнет.

В Германии, Австрии и северной Италии перед Рождеством по улицам ходят крампусы. Вид их ужасен, однако они, оказывается, первые помощники Санта Клауса. Своими страшными одеяниями и масками эти существа отгоняют призраков зимы. Непослушных детей крампусы наказывают розгами, вместо подарков вручают уголь, да еще так и норовят вымазать им лицо озорника, чтобы все вокруг видели, какой он непослушный. В России на Святки тоже принято было мазать лица углем, делалось это, чтобы колядующих никто не узнал, ни соседи, ни злые духи.

Когда кажется, перекрестись

На Святки любое действие надо начинать благословясь, даже смотреть в окно лучше предварительно перекрестившись. А вдруг там караулит злая сила? Тогда, встретившись с ней взглядом, можно слегка сойти с ума. Впрочем, на окнах, на дверях, на чердаках и в подвалах наши предки загодя, уже в сочельник, рисовали кресты, дабы препятствовать высадке ночного десанта всякой нечисти.

Крестом ограждают себя от злых сил и христиане-европейцы. Благодаря кресту избежал ада и кузнец-пьяница Джек, именем которого теперь назван знаменитый светильник из тыквы, указывающий в Хэллоуин путь заблудшим душам.

Мир на изнанку

Из дома на Святки особенно с наступлением темноты предки славян выходили в страшных масках и вывернутой на изнанку одежде, чтобы злые духи при встрече приняли прохожего за своего и не тронули. Особенно популярны были образы козы, медведя, кикиморы, покойника, старика или старухи, цыганки. Изготавливались они быстро, из подручных, имеющихся в любом хозяйстве материалов: бересты, картона, соломы, лоскутков. Маски эти никогда не хранили, их сжигали или выбрасывали сразу после Крещения, а на будущий на год делали новые. Обличия считались нечистыми, хранение их в избе наверняка привело бы к серьезным несчастьям, однако, закрывши лицо, можно было позволить себе поступки, невероятные в обычном костюме. "Ох уж эти святки, с них и взятки гладки"! Но в Крещенскую ночь бывший ряженный должен был обязательно искупаться в проруби или, на крайний случай, окропить себя святой водой, дабы смыть все святочные грехи.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что маски было принято одевать не только на святки. В них бегали за масленичным поездом, а еще носили в русальную неделю перед Петровым постом.

Самые смелые европейцы до сих пор на Хэллоуин отправляются в костюмах на изнанку на перекресток дорог в надежде повстречать там ведьму и попытать ее о своем будущем, а брюки, куртки, юбки выворачивают для того, чтобы нечистый дух не догадался, кто именно перед ним стоит.

Несмотря на различия в обычаях разных народов много общего. Например то, что всем иногда хочется пошалить, разыграть друзей и знакомых, придумать вселяющую ужас страшилку, а потом всем вместе над ней посмеяться.


В чем разница между щедрованием и колядованием

Два этих обряда различаются, в первую очередь, временем проведения. Древние славяне, исповедующие языческую веру, в день Коляды извещали о рождении молодого Солнца, бога Ярилы. Приходился праздник на день зимнего солнцестояния, то есть 21 декабря.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Есть у рождественских молодежных гуляний и другой, эзотерический, смысл. Ночь перед рождением светлого Бога Ярилы (в нашем случае, Христа) считается временем, когда обнаглевшая нечисть пытается взять реванш над силами добра. Чтобы ввести в заблуждение чертей и ведьм, молодые люди сами принимают устрашающий облик, прикрывают лица, меняют походку.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Щедрик-Петрик, дай нам вареник!

Праздник Щедрец приходится на 13 января, канун Нового года по старому стилю. Согласно языческому верованию, праздник завершает вторую шестидневку Велесовых святок, именуемую светлой. Считается, что в этот период повелитель зимы Карачун теряет силу, а вот новорожденный Ярило, напротив, набирает её. Обряд щедрования посвящен будущему урожаю.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

По обычаю участие в нем принимали только мальчики и юноши, это еще одно отличие от колядок. Парни ходили по домам с пожеланиями хорошего урожая, приплода скота и прочих радостей сельского агрария. Хозяева, по обычаю, щедро одаривали незваных гостей выпечкой, сладостями, слабыми алкогольными напитками.

А также небольшими суммами денег, чтобы год был удачным. В Щедрый вечер принято было накрывать богатый стол, задабривать вкусностями домового, радовать лакомствами домашних животных. Не многие знают, что щедровать принято в течение трех дней, именно столько длятся праздники.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как сделать своими руками костюм для колядок

Основные действующие лица представления под названием колядки – ряженые. Древний славянский обряд связан с переодеванием, сокрытием собственных лиц участников под масками или гримом. Чаще всего участники колядования примеряли на себя образы нечистой силы или персонажей народных сказаний: русалочек, ведьм, леших, домовых.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Детям отводились роли милых зверушек: медведей, журавлей, козочек, либо персонажей народных сказок.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Люди старшего поколения играли роли развеселых цыган обоего пола, скоморохов. Основной идеей было создание необычного образа, который выглядит чудаковато, а местами даже устрашающе.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Наши предки считали колядование праздничным обычаем и наряжались в этот вечер как на гулянье, то есть в свою самую красивую одежду. Для современной интерпретации этого театрализованного действия, как нельзя лучше подойдет фольклорный костюм, напоминающий наряд южных славян.

У мальчиков или взрослых мужчин это просторная белая рубаха без застежки, отделанная вышивкой, лентами, тесьмой. Для девочек и девушек это, конечно же, сарафан.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Милым барышням не стоит забывать о традиционном головном уборе, кокошнике.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Барышня крестьянка

Расписной павлопосадский платок станет самой яркой деталью вашего фольклорного наряда. Его можно повязать на голову, перекрестив концы сзади. Неплохо впишется в образ сельской красавицы длинная юбка и короткая шубка, либо дубленка.

Из двух больших полотен вполне можно соорудить оригинальное пончо, которое надевается поверх верхней одежды и скрывает под собой современный пуховичок. Впрочем, яркая шаль, даже просто наброшенная на плечи, уже придаст обычному наряду фольклорные нотки.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Солоха

Не забывайте о ярком макияже. Румяные щечки, алые губы, выразительные брови – основные составляющие образа южной славянской красавицы.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Ведьма

Европейцы называют праздник Коляды славянским хэлоуином, усматривая между двумя этими забавами с переодеванием много общего. На самом деле персонажи, в которых принято преображаться, действительно схожи, но только названиями.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Ангел небесный

В ночь перед Рождеством образ ангелочка будет вполне уместен. Костюм соорудить несложно самостоятельно, из обычной белой простыни, как на фото внизу. Роль нимба выполнит елочная мишура на каркасе.

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

И напоследок еще несколько идей в этой фото подборке:

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Как нарядиться на колядки или щедровки и чем они различаются?

Теперь вы знаете, как нарядиться на колядки, но не забывайте, что главный атрибут это хорошее настроение. Желаю вам веселых праздников и ненадолго с вами прощаюсь. Оставляйте свои комментарии по теме, какая из идей костюма понравилась вам больше. Подписывайтесь на мой блог, делитесь с друзьями ссылками.

Читайте также: